В 1919 году Панде женился второй раз, на Танке Георгиевой, от которой у него родились еще трое детей (Васил, Томе и Любка). Дата эта, как и все даты, связанные с жизнью Ванги вплоть до 60-х годов, приблизительна. Конечно, до окончания войны Панде жениться не мог. Он вернулся домой самое раннее – в конце 1918 года. А ведь надо было еще поискать невесту. Ведь Параскева, мать Ванги, умерла перед самым вступлением Болгарии в Первую мировую войну, и вряд ли у Панде было время поискать себе новую жену еще до ухода на Первую мировую. Поэтому не исключено, что свадьба Панде и Танки состоялась не в 1919 году, а позже – в 1920-м или даже 1921 году. Ведь первый ребенок, сын Васил, родился у них, согласно всем свидетельствам, не ранее 1922 года. К несчастью, при рождении четвертого ребенка в 1928 году и Танка, вторая супруга Панде, умерла.
Красимира Стоянова утверждала: «Поняв, что не сможет самостоятельно управиться и с дочерью, и с хозяйством, Панде решил жениться во второй раз. Особых шансов на успех у него не было, поскольку он был беден, вдовец, да еще с ребенком на руках, но неожиданно вскоре в дом вошла новая хозяйка.
Танка Георгиева была одной из самых красивых девушек в городе. У нее были такие длинные косы, что она заплетала их, встав на стул. Танка была невестой болгарского офицера, но предстоящая свадьба расстроилась, и родители, боявшиеся людских пересудов, без лишнего шума на скорую руку выдали ее замуж за Панде. Хотя и не радовавшаяся своей участи, Танка нашла в лице своего мужа доброго и работящего человека, а он – прекрасную хозяйку и заботливую мать для своей дочери.
Протекли дни, исполненные достатка и взаимопонимания. Панде был хорошим земледельцем и рачительным хозяином, потому постепенно стал прикупать землю и вскоре уже владел 10 гектарами собственной пашни. В горячую пору он даже нанимал пахарей, и люди начали уважительно величать его “чорбаджи Панде”.
Но благополучие это было недолгим. Одни из самых “усердных” приверженцев новой власти не могли простить Панде его прошлого. И вот однажды Панде арестовали и увели. Затем отобрали у него всю землю, несмотря на то, что как раз стояла страда. И благополучная прежде семья познала нищету, которая потом сопутствовала ей долгие годы.
Вернувшийся из участка, где подвергался побоям и мучениям, Панде понял, что ему надо идти наниматься в батраки, чтобы прокормить семью, которая к тому времени пополнилась новым членом. В 1922 году Танка родила мальчика, которого назвали Василом. Отец нанялся пастухом в селе Восплово, а затем в селе Дабиля. До конца жизни он так и остался бедняком».
Насчет того, что Панде был совсем уж завалящим женихом, можно поспорить. В условиях, когда многие молодые мужчины погибли в трех войнах, наверняка женихи были в определенном дефиците. Да и Панде, судя по всему, тогда еще не был самым бедным крестьянином в округе.
Не очень понятно, почему у Панде отобрали землю. Может быть, потому, что он не принял югославского гражданства (но это маловероятно)? Может быть, ему припомнили участие в македонских четах и службу в болгарской армии во Вторую Балканскую и Первую мировую войну, когда он сражался против сербов? Дело в том, что македонцы в Королевстве сербов, хорватов и словенцев подвергались открытым гонениям со стороны сербских властей. Язык македонских славян, фактически не отличавшийся от болгарского, официально рассматривался как южный диалект сербскохорватского языка. Однако этот южный диалект был запрещен к преподаванию, а его употребление в официальных учреждениях наказывалось штрафами. В основе сербизации лежало убеждение сербской элиты в том, что все южные славяне (хорваты, боснийцы, черногорцы, македонцы, а также аромуны и албанцы) это сербы, языки которых были лишь «испорчены» внешними языковыми влияниями (турецким, австрийским, венгерским, болгарским, итальянским, румынским и др.), и поэтому они должны вернуться к своему исконному сербскому языку, сербской идентичности и сербскому образу жизни. Однако новообращенные сербы почему-то очень не хотели становиться истинными сербами и сопротивлялись этому всеми средствами, в том числе и с оружием в руках. Югославское правительство вынуждено было держать в Струмице и во всей Вардарской Македонии постоянно расквартированные войска, чтобы те вели борьбу с македонскими националистами, добивавшимися присоединения Македонии к Болгарии и в начале 20-х годов совершивших целый ряд террористических актов против сербских чиновников, военнослужащих и полицейских. Поэтому власти Королевства сербов, хорватов и словенцев (а в дальнейшем – Югославского королевства) преследовали тысячи македонцев, подозревавшихся в сотрудничестве с Внутренней македонской революционной организацией (ВМРО), в которую трансформировалась прежняя ВМОРО. Скорее всего, отец Ванги оказался среди них, и в наказание за сотрудничество с ВМОРО у него отобрали большую часть земли, что и привело к существенным изменениям и в его судьбе, и в судьбе Ванги. Кроме того, большая часть македонцев после присоединения к Королевству сербов, хорватов и словенцев лишилась своих земельных наделов из-за того, что их документы на землю не признавались сербскими властями. Вероятно, именно такое несчастье и произошло с семьей Ванги.
ВМРО же была распущена своим руководителем Иваном Михайловым в 1934 году, после убийства в Марселе короля Сербии Александра и министра иностранных дел Франции Луи Барту. В этом покушении подозревали македонских националистов. К роспуску организации привела борьба между ее правыми и левыми фракциями, в результате которой были убиты многие вожди македонских революционеров. Но и после роспуска ВМРО продолжалась борьба македонцев против сербских властей.
Отметим, что в ВМОРО существовали два крыла. Левое тяготело к коммунистам, тогда как правое поддерживало царское правительство Болгарии. Мы не знаем достоверно, к правым или к левым был близок отец Ванги. Хотя если верны сведения, что его сын Васил погиб в коммунистическом партизанском отряде, можно предположить, что Панде тоже тяготел к левым.
Как мы уже говорили, Струмица после Первой мировой войны была отнята у Болгарии и стала частью территории Королевства сербов, хорватов и словенцев, где правила сербская королевская династия и ведущую роль играли сербы. Теперь македонцы были обязаны говорить и писать на сербском языке. Сербы не признавали права македонского (болгарского) языка.
По рассказам родных, Ванга была худенькой, голубоглазой, русоволосой и шустрой девочкой. Она с детства любила, чтобы в доме был порядок и каждый предмет был на своем месте. Она сама придумывала разные игры. Например, Ванга любила играть в «доктора» – прописывала другим разные травы. Впрочем, это достаточно распространенная игра у детей всех народов, когда они понарошку прописывают друг другу лекарства и совершают разного рода медицинские процедуры. Ванга также сочиняла интересные истории, которые с удовольствием слушали и взрослые, и дети. Только одна игра вызывала у отца неприятные чувства. Ванга не раз клала на улице или в доме какой-нибудь предмет, а потом закрывала глаза и искала его на ощупь, как слепая. И никакие запреты не могли остановить эту забаву, которую Панде считал дурной. Правда, по утверждению родных Ванги, иногда эта игра приносила пользу. Якобы были случаи, когда Ванга сообщала отцу, что ей приснилось, что такая-то овечка отобьется от стада и найти ее можно будет там-то и там-то. А в Георгиев день она вытаскивала из кувшина предметы, оставленные девушками, и по ним предсказывала судьбу их обладательницам. Те сначала смеялись над предсказаниями, но потом с удивлением и страхом обнаруживали, что все, напророченное Вангой, оказывалось правдой. И все же особого значения этим «прозрениям» в те годы никто не придавал, впрочем, как и сама девочка.
Нам представляется весьма знаменательным, что в рассказах о Ванге прорицательница наделена всеми достоинствами, которыми часто наделяют святых. Она никому и никогда не причиняла зла, всем старалась делать добро, всегда пользовалась авторитетом у окружающих, всегда стремилась помочь им. И уже с детства у нее якобы проявлялись уникальные способности, которым еще не придавали должного значения ни окружающие, ни она сама. И ничего порочащего, ущербного или даже просто смешного о Ванге никто не сообщает.
Перед нами – типичный положительный миф, на основе которого на самом деле нельзя составить сколько-нибудь надежного представления о жизни Ванги, особенно в детстве и в юности. Вполне возможно, что девочкой Ванга любила играть в «доктора». Это вполне укладывается в рамки ее интереса к народной медицине и к составлению целительских рецептов. Но с тем же успехом можно предположить, что в детстве Ванга играла совсем в другие игры, а интерес к медицине пришел значительно позже, когда она уже стала взрослой.
Между прочим, не вполне понятно, каким образом Ванга познакомилась с основами болгарской (македонской) народной медицины и целебными свойствами различных растений. Ведь к тому моменту, когда она полностью ослепла, она все еще была неграмотной, и грамоту освоила только в доме слепых по азбуке Брайля. Объем прочитанных ею книг для слепых не стоит преувеличивать, и вряд ли среди них были пособия по народной медицине.
Но тогда от кого Ванга все узнала? Для ее горячих поклонников такой проблемы просто не существует. Ее целительные, равно как и пророческие способности даны ей свыше, быть может, от самого рождения, и поэтому ей не было нужды кого-нибудь расспрашивать о целебных свойствах трав или овечьих шкур. Наоборот, она любому могла рассказать об этом очень подробно, что и делала потом в своих травниках и лечебниках. И точно так же Ванга могла еще в детстве подсказать, где находится пропавшая овца или горшок с кашей. Ясновидящая – она всегда ясновидящая.
Неудивительно, что в рассказах о Ванге почти нет упоминаний о том, что она подробно расспрашивала кого-либо о свойствах лекарственных трав и растений. Эти детали сразу бы сделали образ Ванги профанным, не подходящим под критерии святой и медиума. А ведь, если задуматься, Вангу особенно некому было просветить по части народной медицины. Родная мать умерла, когда ей было всего три года. Мачеха тоже умерла достаточно рано. Конечно, нельзя исключить, что с основами целительства ее познакомили бабки по отцу и матери, но, исходя из того, что Панде, когда он уходил на войну, пришлось оставить дочку на попечение соседке-турчанке, можно предположить, что родители его и его жены к тому времени уже умерли, равно как и родители Танки. Тогда появление целительских рецептов от Ванги можно объяснить помощью со стороны лиц из ее окружения, которые тиражировали народные рецепты под удачно раскрученным брендом.
Трагедия и война
По рассказам Ванги и ее родных, молодая жена Панде, которому к моменту второй женитьбы было уже около 34 лет, стала хорошей хозяйкой и заботливой матерью, муж ее не разочаровывал, он был добрым, внимательным и работящим. Все складывалось как нельзя лучше. В семье будто бы царили благополучие и согласие. Благодаря трудолюбию и настойчивости Панде его семья, по местным меркам, преуспевала. Земельный участок Панде Дмитрова постепенно расширялся и достиг десяти гектаров. В Советском Союзе, да и потом, в коммунистической Болгарии, отца Ванги назвали бы кулаком. Тем более, что в страдную пору, когда справиться с посевом и уборкой урожая семья своими силами не могла, Панде нанимал сезонных работников, т. е. батраков. Люди в деревне относились к нему с уважением и почтением, а некоторые, самые бедные, наверняка завидовали и затаили злобу на преуспевающего соседа.
Очень скоро Панде подвергся преследованием со стороны сербских властей, которые отняли у него землю. Возможно, причиной стал отказ Панде перейти в сербское гражданство, а возможно – его связь с ВМРО.
О тяжелом положении, в котором оказалась семья Панде, узнал его брат Костадин. Он, в отличие от Панде, никаких конфликтов с сербскими властями не имел, и землю у него никто не отбирал. Костадин разбогател, женился, вот только детей у него не было. Узнав, что семья брата бедствует, Костадин предложил Панде переехать к нему. Он надеялся, что семья брата будет ухаживать за скотом и получит верный кусок хлеба. Панде решил воспользоваться гостеприимным предложением брата.
Тут сразу возникает целый ряд вопросов. Почему семья решила переехать к брату? Вообще-то, если подойти к этому рассказу объективно, брат Костадин выглядит скорее не благотворителем, а расчетливым хозяином. В лице Панде и его семьи он получил бесплатную, по сути, рабочую силу, далеко не лишнюю в его большом хозяйстве. Да и детей он, наверное, любил.
По словам К. Стояновой, «в 1923 году семья переехала в Ново-Село, поселившись у брата Панде – Константина (Костадина). Тот разбогател, женился, но детей бог не дал, и когда он узнал, в каком положении очутился его брат, позвал его к себе, чтобы вместе ухаживать за скотиной и не мыкать нужду в Струмице. Панде согласился». Хотя, наверное, не так уж нравилась ему жизнь бедного родственника, почти батрака, после того, как он совсем недавно сам был преуспевающим хозяином.
Двенадцатилетняя Ванга тоже имела свой круг обязанностей по хозяйству. Она вместе с осликом ходила к кошарам за селом и привозила в двух бурдюках овечье молоко, из которого делали сыр. Согласно семейному преданию, однажды летом Ванга возвращалась в село с двумя своими двоюродными сестрами. Если это действительно так, то не очень понятно, чьими же детьми были эти сестры. Может быть, Костадин все-таки не был бездетным. Будто бы девочки захотели пойти к Ханскому источнику, который находился в поле, недалеко от дороги. А вот что там в действительности произошло (если произошло), покрыто мраком неизвестности.
Племянница Красимира Стоянова так описывает происшествие, перевернувшее жизнь ясновидящей: «…Неожиданно налетела страшная буря. Небо потемнело, подул ужасный ветер, который ломал ветви деревьев, с корнем вырывал молодые деревца и вместе с комьями земли отбрасывал далеко в поле. От земли к небу поднялся огромный столб пыли. Пыль, комья земли, сучья и листья смешались в невообразимом вихре, который бросил двух онемевших от ужаса сестер на землю недалеко от источника, а Вангу унес за два километра в поле. Сколько времени длилась буря, никто уже не помнит. Вангу еле нашли в поле, заваленную землей, камнями и ветками. Она словно обезумела от страха, но куда страшнее была режущая боль в запорошенных пылью глазах – она никак не могла их открыть.
Когда ее привели домой, все старались облегчить ее страдания, промывали глаза отварами трав, но ничего не помогало. Обращались за помощью к знахарям и лекарям, давали ей святую и заговоренную воду, делали компрессы, мазали бальзамом, но ничто не приносило облегчения. К вечеру ее глаза налились кровью, а потом радужная оболочка побелела».
Согласно канонической версии, ураган страшной силы поднял ее в воздух и унес далеко в поле. Ее нашли под кучей песка, камней и сломанных ветвей на одном из крестьянских участков. Она была без памяти от страха, но ужаснее всего было то, что она ощущала сильную боль в области глаз, которые вообще не смогла открыть. Они обратились за помощью к «бабкам и гадалкам, давали ей пить заколдованную и святую воду», делали ей компрессы, мазали мазями, но и они не принесли ей облегчения. Вскоре после этого Ванга полностью потеряла зрение.
Местные доктора посоветовали срочно везти ее в столичную больницу и оперировать. Пока родители искали деньги на операцию, девочка начала слепнуть. Окончательно она потеряла зрение через два года после удивительного происшествия.
Итак, в 1923 году Ванга с отцом и мачехой переехала в селение Ново-Село в нынешней Республике Македонии, откуда родом был ее отец. Эта территория после Первой Балканской войны вошла в состав Болгарии, а после поражения последней в Первой мировой войне была включена в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев (будущей Югославии). Панде перевез семью в небольшой городок Ханска-Чешма к своему богатому брату. Отец батрачил скотником, а 12-летняя Ванга перевозила из загонов бурдюки с молоком. В этом трудно усомниться, выглядит вполне правдоподобно. А вот все то, что связано с ураганом, имевшим роковые последствия для Ванги, больше напоминает даже не чудо, а страшную детскую сказку.
Получается, что 12-летняя Ванга лишилась зрения из-за того, что вдруг в поле поднялся небывалый для этой местности страшный ураган и подхватил девочку как перышко. Вместе с комьями грязи, листьями, пылью вихрь унес ее за два километра от дома. Когда испуганную до ужаса Вангу разыскали, все обрадовались, что она совсем не пострадала. Вот только глаза ей сильно запорошило. Но сколько ни промывали их травами, какие мази ни прикладывали, глаза вначале словно налились кровью, а затем, побелев, омертвели.
Самое удивительное, что никакие метеосводки урагана на всей территории Болгарии и Югославии в 1923 году не зафиксировали. В лучшем случае, был сильный ветер, который, однако, никак не способен сбить человека, пусть даже девочку-подростка, с ног, а уж тем более унести на десятки и сотни метров. История с ураганом, который унес маленькую девочку далеко от родного дома, слишком уж напоминает историю девочки Дороти из книги американского детского писателя Лаймена Фрэнка Баума «Удивительный Волшебник из Страны Оз», впервые опубликованной еще в 1900 году.
Тут мы подходим, может быть, к самому интересному в истории Ванги. Никаких медицинских документов о слепоте Ванги до сих пор не опубликовано, и нет никакой уверенности, что они сохранились до наших дней. Как можно понять из рассказов людей, знавших Вангу, она, безусловно, не была слепой от рождения, а ослепла уже в подростковом возрасте, но о подлинных причинах ее слепоты мы можем только гадать.
Судя по всему, никакого урагана вообще не было, и торнадо или сильный ветер в действительности никакого отношения к слепоте Ванги не имеют. Судя по всем рассказам, она ослепла отнюдь не в одночасье. После загадочного урагана ее зрение стало постепенно ухудшаться, пока она окончательно не ослепла через полгода или год. Можно предположить, что у Ванги развилась какая-то глазная болезнь, в том числе связанная с нагноением. А когда у человека гноятся глаза, ему кажется, что под веки попал песок. Поскольку квалифицированную помощь в деревне получить было трудно, то, скорее всего, болезнь запустили, что и привело к слепоте.
Правда, тут получается одна существенная неувязка. Разумеется, в довольно глухом македонском селе вряд ли мог быть глазной врач. Но такие врачи наверняка были не только в Белграде, но и в Скопье. Что стоило отвезти Вангу туда? В канонических версиях легенды утверждается, что у родителей Ванги не было денег на дорогостоящее лечение и поездки к городским врачам. В то, что родители Ванги были бедняками, поверить можно. Но ведь у Панде был богатый брат-благодетель Костадин! Он-то почему не помог любимой племяннице? Что ему стоило свозить Вангу к лучшим специалистам в Белград. Получается, что он в действительности не был так уж богат либо смотрел на брата-бедняка и его семью только как на дешевую рабочую силу. А может быть, все дело было в том, что болезнь Ванги, которая привела к слепоте, была неизлечима теми средствами, которыми располагала медицина того времени? Ведь, судя по некоторым данным, Ванге делали операции на глазах, и даже не одну. А то, что Ванга слепла постепенно, помогало ей привыкать жить в незрячем положении.
Тем не менее, несмотря на трагедию девушки, которая внезапно ослепла в юности, с точки зрения образа ясновидящей слепота Ванги оказалась даже выигрышной. Получилось, что эта женщина, неспособная различать людей и предметы обычным, нормальным зрением, зато она лучше кого-либо другого видит их тайным, магическим зрением, данным ей свыше. И ниспосланный Богом (или дьяволом, как говорят оппоненты Ванги) торнадо, лишив ее обычного, человеческого зрения, в то же время наградил ее иным зрением, внеземным и чудесным, позволяющим узнать о человеке гораздо больше, чем это позволяют обычные органы чувств.
Согласно традиционной версии, после того, как в результате урагана и попадания пыли в глаза Ванга начала слепнуть, ее отец был в отчаянии. Он корил себя за то, что вообще послушался брата и перевез семью в Ново-Село. Он считал, что не окажись Ванга на поле у Ханска-Чешма, несчастья бы не произошло. Таким образом, жизнь в доме у брата не только не принесла облегчения семье Панде, но добавила новые испытания для Ванги и всей семьи. Поэтому Панде будто бы решил вернуться в Струмицу и обратиться за помощью к врачу там.
Решение, прямо скажем, довольно странное. Денег возвращение в Струмицу семейству Ванги явно не прибавило. Каким образом возвращение могло облегчить участь больной девочки, совершенно непонятно. И почему брат Кастадин, прежде зазывавший Панде к себе, теперь вдруг перестал ему помогать. Может быть, братья просто поссорились, и поэтому Панде вынужден был вернуться в Струмицу. Это возвращение могло быть вообще никак не связано со слепотой Ванги. Девочка могла начать слепнуть как еще до переезда в Ново-Село, так и уже после возвращения в Струмицу.
Будто бы весть о чудесном и несчастливом происшествии с Вангой мгновенно разнеслась по округе. Знакомые и незнакомые люди старались помочь чем могли: предлагали лекарственные травы и мази. Непонятно, правда, почему такого же участия Ванга не встретила в Ново-Селе. Даже старожилы не могли вспомнить ничего подобного и не знали, как помочь Ванге.
Врач в Струмице, к которому обратились за помощью, сказал, что воспаление глаз у Ванги усиливается и положение девочки очень серьезное. Ей грозит полная слепота. Для того, чтобы спасти зрение, Ванге необходима срочная операция. Отец сделал все, чтобы собрать немалые деньги для лечения. Но нигде не говорится, что здесь ему помог брат-богач. В Скопье Вангу прооперировали, но улучшения не наступило. Необходима была, как минимум, еще одна операция. Принимая во внимание стесненные материальные условия семьи, Ванге сделали еще одну операцию бесплатно. Но зрение не улучшилось. На глазах Ванги образовались бельма.
Медики рекомендовали сделать еще одну операцию, на этот раз в Белграде. Снова появилась надежда на исцеление, и Панде согласился. Была назначена дата операции, весьма недешевой. В те годы, как и сейчас, глазная хирургия обходилась в копеечку. А медицинское страхование в Югославии тогда практически отсутствовало, тем более для крестьян-бедняков.
Стоимость новой операции составляла значительную сумму – 5000 динаров (около 500 левов). Панде впал в отчаяние, поскольку не знал, где достать денег. Сам он был бедняком и никаких сбережений не имел.
Однако тут опять произошло чудо, и деньги нашлись. Вернее, денег удалось собрать только половину от требуемой суммы, но и их неожиданно хватило.
Сначала Панде вспомнил о том, что когда-то бабушка Ванги, мать его первой жены Параскевы, обещала оставить в наследство часть своей земли внучке. Правда, после смерти матери Ванги отношения между тещей и зятем оставались не самыми лучшими, но Панде все же обратился к ней за помощью и попросил как можно скорее продать участок земли, чтобы получить деньги, необходимые внучке на операцию. Но даже несчастье с Вангой не смогло сломать стену отчуждения, возникшую между ними. Теща категорически отказалась продавать землю, чтобы помочь внучке.
Между тем день операции приближался. Панде пришлось продать все то свое скудное имущество, без которого можно было обойтись. Из дома ушла швейная машинка, единственная память о первой жене. Пришлось также продать единственную овцу. Больше в хозяйстве ничего ценного не осталось. Еще немного денег удалось занять у соседей. Но таким образом удалось добыть только половину необходимой суммы.
Но тут Панде узнал, что один из соседей, человек зажиточный, собирается ехать в Белград навестить сына. Он решил воспользоваться представившейся возможностью и отправить с ним Вангу на операцию. Денег для поездки в Белград у него все равно не было. Сосед охотно согласился помочь убитому горем отцу. За день до операции он с Вангой прибыли в белградскую больницу. Он встретился с глазным хирургом и передал ему собранную Панде сумму денег. Врач был явно раздосадован, что такой представительный и хорошо одетый человек, явно со средствами, предлагает ему столь небольшой гонорар за столь сложную операцию. Доктор посчитал, что богатый родственник просто пытается сбыть с рук бедную девочку.
Ничего не сказав солидному господину, вечером врач вызвал в ординаторскую Вангу и сказал: «Милая девочка, утром я тебе сделаю операцию, но денег, которые прислал твой отец, хватит лишь на половину, поэтому я тебе сделаю “половину” операции. Когда вы принесете мне нужную сумму, я тебя прооперирую как следует!» Однако в результате все-таки довел операцию до конца. Скорее всего, этот эпизод был выдуман создателями вангенианы. Невозможно представить себе хирурга, который делает только половину операции, а вторую откладывает до получения полной суммы гонорара. И дело здесь не столько в клятве Гиппократа, сколько в том, что технически такую «половинную» операцию просто не осуществишь. На худой конец, хирург мог бы отложить операцию до тех пор, пока ему не принесут требуемых денег, тем более что операция делалась не по жизненным показателям и задержка в несколько дней принципиального значения не имела. А вот народные представления о врачах, особенно о преуспевающих городских, которые лечат только богатых и за большие деньги, данный рассказ передает очень хорошо. Крестьянину, не искушенному в медицине, может казаться, что медицинскую операцию, как и любую другую работу, можно сделать наполовину, как, например, можно пропахать только половину поля.