Хорошо.
Да.
Он аккуратно снял фотографию с кнопки и торжественно отнес ее к столу.
Красный стул.
Томас фон Брёмссен[7].
Хм-м-м-м-м…
Ну ладно.
Может быть.
Где он снимался?
Точно.
Альберт и Херберт[8].
Конечно же да.
Томас фон Брёмссен.
Синий стул.
Еще трое, еще трое…
Уже можно пить?
Аллан Эдвалль уже открыл бутылку аквавита и собирался немного налить себе, черт меня побери, начинаем вечеринку, но в последний момент старик запретил ему.
Еще рано пить, ясно?
Как это, по-твоему, будет выглядеть?
Старик с грустью покачал головой и поставил бутылку так высоко, как только мог достать – в шкаф над плитой.
Только он вернулся к портретам, чтобы продолжить выбор, комнату огласил звон.
Старик вздрогнул, сначала не поняв, откуда идет звук, но потом до него дошло.
Это же новый телефон.
Мобильный.
С работы.
Он быстрыми шагами подбежал к ящику комода.
Синий.
Такой маленький и симпатичный.
На экране высветилось сообщение:
Лист 1. Сцена 1. ОК?
С улыбкой старик набрал ответ.
ОК!
Он подошел к полке под окном, достал черную папку на кольцах, открыл первую страницу и сделал глубокий вдох.
И сел за стол перед вторым своим телефоном.
7Маленькое крыльцо с колоннами, две раздвижные двери из стекла и серого металла, затем открытое свежеотремонтированное фойе. Она видела, что бородатый следователь со светло-рыжими волосами всю дорогу старался не выдавать свои эмоции, но у него это не совсем получалось. Его обычно спокойное умное лицо выражало и любопытство, и радость одновременно, словно он не мог поверить в то, что только что произошло, и в то же время не понимал, что теперь ему с этим делать.
Это не всегда тебе на пользу, Миа. Видеть то, чего не видят другие.
Так сказала бабушка в один из своих не лучших дней – она долго болела, но к врачу идти, конечно, отказывалась. Худенькая, с черными кругами под глазами, она, скорчившись, лежала на матрасе на полу. В кровать, само собой, не хотела, эта прекрасная упрямая женщина. Как же сильно Миа ее любила.
Это может вызвать в тебе страх. И принести одиночество. Другие не понимают того, что понимаешь ты. Жизнь, людей. И то, как все связано между собой. Не забывай меня, когда меня не станет, обещаешь, Миа? Если тебе станет одиноко.
Как это похоже на бабушку. Это ведь она была больной, а не Миа, и все равно хотела помочь. К счастью, через несколько недель она выздоровела, и на выходных ей должно было исполниться восемьдесят лет. Как Миа ждала этого. И волновалась. Ведь она знала, что будет с мамой, если не придет Сигрид.
Но Сигрид, конечно, не придет.
Где ты, Сигрид?
Миа украдкой бросила взгляд на телефон, когда добряк-следователь улыбнулся и вызвал лифт.
– Мы сидим на третьем этаже. Формально сюда наш отдел переехал прошлой осенью, но ремонт еще не закончен. Ох уж эти рабочие.
Он сразу же ей понравился.
Холгер Мунк.
Первого впечатления достаточно, чтобы понять это.
По крайней мере, у Мии всегда было так.
На такого человека можно положиться, он честный, надежный и придет на помощь, когда она тебе понадобится.
Миа не всегда могла увидеть все отчетливо, иногда ее оценка происходила на уровне ощущений, предчувствие хорошего, тепла, исходящего от человека, в противоположность однозначному неприятному чувству. И не помогут никаких уловки. Особое чутье всегда было присуще Мии, и она никогда не любила ложь. В детстве она думала, что все вокруг такие же. Не внешне, само собой, тут она понимала, что не все выглядели как маленькие индейцы с ярко-голубыми глазами, но внутри. Впервые она почувствовала себя другой в подростковом возрасте.
Скоро ей двадцать два.
Через полгода.
В ноябре.
Сигрид и ей.
Прошлый день рождения она праздновала одна.
В этот раз они должны быть вместе.
Миа пообещала это себе.
Я найду тебя.
Несмотря ни на что.
Миа подавила зевок, когда двери лифта открылись и показалась табличка.
«Полицейский участок Осло».
Отдел по борьбе с уголовными преступлениями.
Марибуэсгате, 13.
– Ну, вот тут мы и обитаем, – улыбнулся Мунк, набрал код на панели на серой стене и придержал дверь перед Мией.
Самый обычный офисный опенспейс, даже скучный. На полу в проходах лежали остатки ковролина – теперь его меняли на паркет. Рабочие места со стеклянными перегородками – попытка создать современный открытый офис, как стало модно в больших компаниях: синергия, близость, но идея так себе. Очевидно, что здесь есть потребность в приватных беседах, но это не вписывается в концепцию дизайнеров интерьера – кремового цвета прямоугольные вертикальные пластиковые полосы декорировали окна почти всех рабочих мест, кроме парочки тех, что стояли пустыми, места для взрослых, как назвал их Мунк еще в кофейне. Он посмотрел на Мию полным любопытства взглядом.
– Ну что же, сколько ты хочешь в месяц?
Задав этот вопрос, Мунк посмеялся сам над собой. Она тоже слегка улыбнулась, но, конечно, поняла, что он спрашивает всерьез.
Хочешь работать у нас?
Он выбрал другую тактику. Показал ей их офис. Познакомил с командой. Ну что, понравилось?
Начать работу посреди расследования дела об убийстве.
Когда постоянно обрывают телефоны.
Почти тридцать часов, как найдены тела убитых.
Два мальчика одиннадцати лет.
На земельном участке.
Первые сорок восемь часов важнее всего, так ведь?
Она где-то прочитала это.
Она же не дура. С каким напускным безразличием вел себя лектор, когда студенты собирались выполнить тест Калифорнийского университета. Да нет, ничего особенного. Просто игра. Чтобы вы немножко потренировались работать на месте преступления. Не переживайте.
Миа и не переживала, но те фотографии ее поразили. Мальчики на них были как живые. Словно сейчас заговорят. Она огляделась вокруг: вдруг у кого-то в аудитории такие же ощущения, но, похоже, никто ничего подобного не испытывал. С рвением, как у маленькой девочки, которой купили первую книжку с картинками, Миа с головой ушла в работу и пришла в себя, только когда лектор, положив руку ей на плечо, дал стопку бежевых листков для заполнения.
– А тут сижу я.
Мунк продолжал проводить экскурсию по участку, все еще пребывая в приподнятом настроении, но вскоре оно сменится на серьезное.
Еще несколько стеклянных кабинетов, огороженных в большинстве длинными белыми панелями. За ними Мунк и Миа завернули за угол и пришли в действующий опенспейс. Два напряженно работающих сотрудника оторвали взгляды от больших мониторов – всего их было четыре, они образовывали квадрат на большом столе посреди комнаты.
– Это Анья и Людвиг, – кивнул Мунк.
Мужчина в возрасте, немного за пятьдесят, привстал и протянул Мии руку. На нем были овальные очки в стальной оправе, бордовый жилет и красный галстук. Мии вспомнился анекдот: Алло, это семидесятые, мы хотим вернуть свою одежду, но вообще-то повода для этого не было – мужчина показался ей очень приятным. С доброй улыбкой и теплым рукопожатием он посмотрел Мии прямо в глаза.
– Людвиг Грёнли.
– Здравствуйте. Миа Крюгер.
– А это Анья.
– Привет.
Молодая девушка в очках в роговой оправе не поднялась с места, только быстро бросила взгляд на Мию, после чего вздохнула и, вернувшись к своему монитору, стала молниеносно печатать на клавиатуре, словно играя на фортепьяно.
– Ты это серьезно, Мунк?
– Анья Беличек. Наш неугомонный компьютерный гений. Прямо из Гарварда.
– Нет. Опять мимо. Гарвард для глуповатых снобов – они поступают туда только потому, что у них богатые родители. Я закончила Массачусетский университет, – вздохнула девушка, почесав голову под короткими каштановыми кудряшками.
На Анье были клетчатая юбка и унылая белая блузка, словно из пятидесятых, а на запястье маленькая татуировка с красным сердечком.
– У нас пятьдесят тысяч страниц, – продолжила девушка, наконец повернувшись к ним.
– Все так, – подтвердил Грёнли.
Сняв очки, он протер их полой голубой рубашки, торчащей из-под жилета.
– Нам нужны люди.
– Мы попросили шведских коллег прислать все документы по делу, – кивнул Мунк.
– И теперь они не могут остановиться, – пробормотала Анья.
Она наморщила нос под мощными очками и изобразила нечто похожее на грустную улыбку, наконец заметив присутствие Мии.
– А ты кто?
– Это Миа Крюгер, – ответил Мунк.
– И?
– Я серьезно. Холгер, – сказал Грёнли, вернув очки на нос.
– Ясное дело. Я уже все уладил. Попросил Вилкинсона собрать для вас команду в Грёнланде, семь-восемь человек, пойдет?
– Все лучше, чем ничего, – вздохнула Анья.
– Не хочешь отправить меня туда? – продолжил Грёнли. – Чтобы проконтролировать их. А то будут искать не там, где надо. Тут страшное количество материала.
– Вилкинсон разберется, ты нужен мне здесь.
Мунк проводил Мию из комнаты, но в дверях остановился.
– Забыл еще кое-что. Напишу ему список задач в порядке приоритета.
– Ладно.
Грёнли достал блокнот и ручку.
– Следы. Подозреваемые. Допрос свидетелей. Семьи. В этой последовательности. Все красные флаги посылай мне напрямую. Жду отчет в письменном виде каждый день до полуночи.
– Ты что, шутишь?
Анья повернулась к ним, но Миа увидела по ее лицу, что шутка была дружеской.
– Бутылка «Дворека[9]», если что-нибудь накопаешь, – подмигнул ей Мунк.
– Ящик, и договорились, – парировала девушка, снова погрузившись в экран.
– Она из Польши, – пояснил Мунк, когда они с Мией вышли в коридор.
Он провел ее в новый большой кабинет, и Миа наконец увидела серьезность во взгляде следователя. Где-то в его голове тикали часы. Улыбка была показной, он нацепил ее ради Мии.
Тридцать часов.
Она уже видела обложки газет.
И прочитала достаточно книг, чтобы понять, о чем идет речь.
Это уже не игрушки.
Она сделала это после теста. Пошла в публичную библиотеку прямо около академии и проводила там все вечера несколько недель подряд. Читала про места преступления, серийных убийц, криминологию, судебную медицину, работу криминалистов в попытке понять, а надо ли ей все это. И там, среди пыльных полок, ей открылся увлекательный мир, словно она…
Нет, нет.
Отряд быстрого реагирования.
«Дельта».
К этому она готовилась.
Туда она хотела.
Первая женщина.
Она покажет этим козлам.
Веселое и мягкое выражение исчезло с лица толстяка-следователя, он включил свет, и в эту секунду Мунк и Миа оказались в окружении материалов дела, над которым работали. Газетные статьи и фотографии, которые он ей показывал, были прикреплены на одну стену, и там же висела еще куча разных материалов. Миа как зачарованная обводила их взглядом.
– Вот комната для брифингов, тут мы все обсуждаем, – объяснил Мунк с отсутствующим взглядом на серьезном лице.
Вдруг Мие стало нехорошо. Да, она видела несколько фото, но теперь ей открылась вся полнота реальности. Больше всего захотелось извиниться, спуститься на лифте вниз и выйти на улицу, оставив этих людей заниматься работой, но комната была такой притягательной, что Миа не сдвинулась с места.
– Должен напомнить тебе, что то, что ты видишь, конфиденциально.
– Конечно.
– Наверняка я уже миллион правил нарушил, просто приведя тебя сюда.
– Понимаю.
– Но то, что ты сказала мне…
Он посмотрел на Мию. С его круглого лица полностью исчезло шуточное выражение. Теперь все как никогда серьезно. Глазами, полными боли, он смотрел на Мию, и она словно читала его мысли.
Две семьи потеряли детей.
Они никогда больше не увидят своих мальчиков.
И я обязан найти его.
Чтобы восстановить справедливость.
За нами наблюдает весь мир.
Понимаешь?
– Я понимаю, – тихо произнесла Миа.
– Что?
– Сорри, я просто…
Она не договорила, когда дверь в комнату открылась и туда быстрыми шагами вошла женщина чуть за тридцать. Строгий взгляд, блондинка, волосы средней длины, одета так, что Миа скорее бы отправила ее работать в банк, а не в полицию.
– Где ты был? Я сто раз тебе звонила. Кажется, у нас есть совпадение по фургону…
Мунк прервал ее.
– Анетте, познакомься с Мией Крюгер.
Опешив, блондинка остановилась и странно посмотрела на нее.
– Миа, это Анетте Голи. Моя правая рука.
– Добрый день, – осторожно произнесла Миа.
– Что тут происходит? – удивилась женщина, с легким раздражением разведя руками. – Мы зафиксировали проезд одного и того же фургона в двух местах, первый около торгового центра в Лёренскуге, второй прямо около порта Лиллестрёма, нам нужно…
– Дай нам две секунды, – снова перебил ее Мунк, повернувшись к Мии. – Сможешь взглянуть еще раз, для Анетте? И повторить то, что ты сказала мне?
Его взгляд снова стал добродушным.
– Сейчас? – спросила Миа.
– Да.
Мунк слегка улыбнулся, показав на висевшие на стене снимки.
8Фредрик Риис показал удостоверение, его пропустили за ограждение, и он припарковался у вывески с надписью «Стрельбище Лёренскуга. Основано в 1891 году», которую украшал овальный логотип с двумя коричневыми винтовками старой модели, напомнившие ему об отце, питавшем слабость к старому оружию и имевшем целую коллекцию в подвале в Бэруме. Конечно, мальчика туда не пускали. Отец никогда не звал его чем-нибудь заняться вместе. Не то чтобы Фредрик мечтал стрелять по птицам из старых «Винчестеров», но все-таки. В раздражении он отмахнулся от воспоминаний и вышел из машины.
Он увидел знакомое лицо идущего к нему полицейского, от встречи с которым, честно говоря, Фредрик предпочел бы отказаться. Эрик Брюн. Его одногруппник из Высшей школы полиции. Хотя одногруппником его назвать язык не поворачивается, скорее идиот из его группы.
Бесцеремонный полицейский вразвалку переходил дорогу. Увидев Фредрика, он резко приобрел унылый вид.
– Ага, а вот и наш сноб подъехал.
Потерев подбородок, Брюн намеренно не протянул руку товарищу.
– Привет, – кивнул Фредрик, сделав вид, что ничего не заметил.
С такими людьми лучше вести себя так. Один из семестров они вместе патрулировали улицы, поэтому Брюн сейчас так почернел. От зависти, естественно. Вакансия в отделе по борьбе с уголовными преступлениями. Работа мечты. Фредрик знал, что Брюн тоже отправлял резюме, но работу получил Риис.
Вижу, ты все патрулируешь?
Но он не стал произносить это вслух. Надо быть вежливым и здравомыслящим. Единственная истина, которой его научили дома.
Сноб.
Осло – небольшой город. Фредрик Риис отлично знал, когда и за что его наградили этим прозвищем, ставшим общепринятой шуткой в полиции. Получив место в отделе, Фредрик был весь на нервах и в свой первый рабочий день позвонил дежурному, чтобы спросить про дресскод. Дежурный решил подшутить над неопытным новичком. Костюм и галстук. В отделе по борьбе с уголовными преступлениями с этим строго. Фредрик, конечно, должен был учуять подвох, но он был молод, наивен и страшно волновался. Он явился на работу в своем лучшем костюме и идеально выглаженной рубашке и потратил на подготовку несколько часов, пришлось даже за новым утюгом сходить. Начищенные до блеска итальянские ботинки. Маленький платочек в нагрудном кармане пиджака. Даже булавка на галстуке из настоящего золота, доставшаяся в наследство от деда. С гордо поднятой головой – ведь сегодня его первое совещание на работе – Фредрик вышел из лифта на четвертом этаже, где его встретила группа новых коллег, едва сдерживая смех. Он чувствовал себя клоуном. Ему было крайне неприятно и очень гадко на душе. В помещении тогда воцарилась мертвая тишина, слышен был лишь скрип подошв ботинок Фредрика по линолеуму, словно новичка ментально высекли розгами, пока он шел к столу, где было написано его имя, и только тут все разразились хохотом.
Ну ладно.
Все улеглось.
Коллеги оказались приятными.
А теперь Брюн, в порыве злости, решил воскресить в воспоминаниях Фредрика это прозвище.
А действительно, почему бы и не сноб?
С того дня каждое утро он с прямой спиной приходил на работу красиво одетый. Для Фредрика это было единственным способом заткнуть их. Он и сейчас так же одевался. Конечно, чуть посвободнее, без галстука, но неизменно в костюме.
– Что у нас тут?
– Там колодец, – указал Эрик Брюн. – Работают криминалисты, нам сказали пока не подходить. И где равноправие? Криминалисты, мол, разбираются, а нам надо отойти, чтобы не загрязнять? Да за кого они нас держат?
Брюн засунул большие пальцы под ремень и сплюнул в гравий.
Видимо, за команду дебилов.
– Рад тебя видеть, Эрик.
Фредрик похлопал мощного полицейского по плечу и продолжил путь к стрельбищу по направлению к трем криминалистам в белых защитных костюмах.
Наконец наступила весна. Деревья вдоль гравиевой дороги окрасились в разные оттенки зеленого. С крыши огневой позиции вспорхнули две чайки и с криками исчезли в небе над участками. Фредрик Риис терпеть не мог зиму. В этом они с Мунком были похожи. Наверное, потому, что выросли в центре города. Здесь на окраине зима, конечно, совсем другая, все в белом снегу, можно кататься на санках с горок, даже сделать маленький трамплин. В центре Осло же только темная слякоть и мокрые улицы с дрожащими от холода людьми. Фредрик где-то слышал, что в некоторых школах перестали говорить детям, что снег белый. Ведь все видят, что он серый. Если он вообще выпал. Друзья каждый год звали Фредрика на юг. В Альпы, Санкт-Мориц, Зеефельд. Заниматься слаломом. Или кататься на сноуборде. Но ему это было не по душе. Зимой он предпочитал оставаться дома, у камина. С марками и своим попугаем, в ожидании, пока небо снова посветлеет. Тогда и дышать легче. В кармане пиджака запищал телефон, и Фредрик остановился на полпути, чтобы проверить сообщения.
Черт.
Увидимся вечером?
Фредрик задумался на мгновение, хотя уже знал, что ответит.
Нет.
Подождал несколько секунд, пока придет предсказуемый ответ.
Почему?
Угрюмо покачав головой, он вернул телефон в карман.
– Это вы из отдела?
К нему подошла женщина чуть за тридцать.
– Да, Риис.
– Добрый день, я Янне.
Сняв синюю перчатку, она пожала ему руку.
– Что у нас тут?
– Старый колодец. Один из наших поисковиков нашел его несколько часов назад, и я боюсь, что они тут все затоптали, но мы сделали все возможное, чтобы спасти хоть какие-нибудь остатки следов.
Сняв капюшон, она кивнула в сторону полицейских, с одним из которых он только что виделся.
– Я думала, их нормально учат в академии.
Криминалист знаком показала Фредрику следовать за ней в лес.
– Но сейчас вы закончили? Я могу войти?
Она кивнула.
– Мы сняли отпечатки с замка и со всего остального, где нашли их.
Перед старой красной будкой с колодцем внутри лежал маленький золотого цвета навесной замочек.
– Он был заперт?
– Нет, замок висел на проушине.
– О’кей, – сказал Риис, надевая перчатки.
– Вам он понадобится. – Криминалист протянула ему большой фонарь. – Там кромешная тьма. Странно, такой старый колодец, я думала, что доски пропускают свет, но кто-то изолировал будку изнутри черным кровельным толем. Похоже, ее использовали для…
Криминалист достала из кармана пачку сигарет.
– Для чего?
– Не знаю. Для чего-то. У меня редко бывают мурашки по телу от места преступления. А, кстати…
Она подошла к большому чемодану и достала прозрачный пакетик для улик.
– Трусы?
– Мы не знаем, принадлежали ли они кому-то из мальчиков, но шансы велики, правда?
Она покачала головой и кивнула коллеге – тот подошел с зажигалкой и дал Янне прикурить.
– Ну, я пошел.
– Пожалуйста.
Фредрик Риис включил фонарь, пригнулся и аккуратно пролез через маленькую дверку.
Твою мать.
9Щелк. И мир вокруг исчезает. Остаются только эти фотографии. Не торопись. Здесь больше никого нет. Только ты и они. Разложи их как нужно: по вертикали и горизонтали так, чтобы образовали на столе квадрат. Не надо брать все сразу – выбери те, что составят наиболее полное впечатление. Не меняй снимки. Сеанс должен пройти непрерывно, без остановок. Отобрала нужные? Составила свое мнение? Учла все необходимые детали? Скажи предложение, звук или просто почувствуй вкус во рту, чтобы избавиться от последних отголосков окружающей реальности. Тот, кто медитирует, поймет тебя. Пусть это кому-то и покажется абсурдным. Главное, чтобы твои тело и голова знали, что важно. Готова? Начинаем.
Вспомни бабушку.
Миа ушла в себя и полностью сосредоточилась на фотографиях, которые определенным образом разложила на столе. На этот раз вышло лучше. Она только что уже побывала в них, оставив страх того, что может обнаружить. Нужно как следует погрузиться. Еще глубже, чем в прошлый раз. Ведь тогда она увидела не все, правда? Дело не в том, что не хватало каких-то снимков. Нет, дело в другом. Есть некая прореха в том, что она увидела на тех фотографиях. Что-то не так. Что-то она упустила. Оно лежало на поверхности, но увидеть не получалось. На мгновение Миа закрыла глаза, пытаясь не злиться на блондинку, которая выключила звук на телефоне по ее просьбе, а вибрацию отключить забыла. Мобильный гудит в кармане пиджака, женского пиджака. Сшитого вручную, уж точно не купленного в каком-нибудь дешевом сетевом магазине. Небесно-голубого цвета нежного приятного тона. Никаких импульсивных решений. Я спокойна. Я все обдумываю. Опять эта вибрация. Шерсть с вискозой. Три пуговицы. Карманы с обеих сторон на бедрах.
– Сорри, вы не могли бы…
Миа повернулась к женщине по имени Анетте и кивнула на ее вибрирующий телефон.
– Конечно, извини.
На узких губах застыла улыбка, и Анетте бросила быстрый взгляд на Мунка, слегка покачав головой.
Что за хрень, Холгер?
Ты в курсе, что скоро настанет конец света?
Ладно, Миа.
Спокойно.
Вспомни бабушку.
На земле двое мальчиков. У одного из них, полностью голого, короткие светлые волосы, он лежит на спине, положив руку на грудь. Вторая покоится на земле и слегка отстранена от тела. Его лицо кажется умиротворенным. На маленьком носике веснушки. На первый взгляд он напоминает ангелочка. Таких раньше рисовали на глянцевых открытках. Ангелочки, опирающиеся на облака. На мальчике нет одежды. У него маленький пенис, над которым едва начали расти волосы. Светлые, как и на голове. На мошонке волос нет. Сейчас ты знаешь его возраст, но, если бы спросили, сказала бы десять. А ему одиннадцать. Высокий, худой, хрупкий. Ему, с его уязвимым телом ребенка, можно было бы дать даже меньше, девять. Его ноги слишком длинные по отношению к телу. Представь, как он бежит. Быстро. Он как ветер, улыбается и тяжело дышит, обгоняя других. Вычеркни это. Ты не знаешь, сможет ли он обогнать других. Но он точно бегает быстро. Вокруг шеи синяя полоска. Его задушили. Сзади. Чем-то тоненьким. Не стальной нитью, она бы оставила другие отпечатки на коже. Может, рыболовной леской? Ты чувствуешь, как ему трудно дышать. Грудь поднимается, пока он ищет воздух. Почему он не поднимает руки, чтобы защититься? Ни на одном из пальцев ни царапины. На руках тоже. Нигде на теле ничего нет. Нет, несколько синяков все же есть. Один на локте, другой на левой коленке. Снимок пальцев. Неплохо было бы посмотреть и поближе, под микроскопом, но и этого достаточно. Потому что первое, на что здесь обращаешь внимание, – убийца долго возился с ним. У мальчиков никогда не бывает таких чистых ногтей. Он постриг их, почистил, аккуратно сложил пальцы красивым веером, как на какой-то картине, портрете с руками в стиле Рембрандта. Или Караваджо. Ты знаешь, что мальчика зовут Рубен. Его рука, сложенная на груди, в белом гипсе. Пальцы едва торчат из отверстия в нем, но и они тщательно обработаны. Рубен сидит в классе. Он повредил руку. Перелом? Как это случилось, Рубен? Упал с велосипеда? Ударил кулаком в стену? Нет, это на тебя непохоже. Твои плечи немного ссутулены. Наверное, ты стесняешься своего роста. А может, и нет. Но что-то тут есть. Тебя унижали? Долгое время? Взрослые? Ты часто испытывал страх? Только у таких детей так ссутулены плечи, это своего рода защита от мира вокруг. Другие дети любят тебя. Они пишут на твоем гипсе разноцветными фломастерами. Тебе нравится одна девочка, ну или как минимум ты нравишься ей. Сильвия. Ее имя обведено красным сердечком на гипсе. Что же случилось с твоей рукой, Рубен? Это как-то связано с сутулыми плечиками? Одно ясно – ты главный герой на сцене. Протагонист. Второй мальчик, в одних трусах, – второстепенный персонаж. Он не так красив, как ты. Не так ухожен. Даже не полностью раздет. На нем старые темно-синие трусы с растянутой резинкой, которые еле держатся на теле – их явно стирали бессчетное количество раз. Его просто бросили рядом с тобой, Рубен. Даже не повернули лицом к небу. Отсылка к тем мальчикам из Швеции. Те же позы. Один голый, другой – нет. Мальчиков убили не здесь. Их зачем-то сюда поместили. Выбор места неслучаен. Все тщательно спланировано. Все, до мельчайших деталей. По центру между телами – животное. Маленький лисенок. Вид у него умиротворенный. Словно спит. Глаза закрыты, лапы вытянуты вперед. Мордочка смотрит на красивого мальчика. Почему те, кто сделали эти снимки, не поняли, как это важно? Видеть всю сцену? Что именно это самое главное?