Книга «На далекой Амазонке…». Книга первая. Путевые заметки двух врачей об Америке - читать онлайн бесплатно, автор Андрей Борисович Стрельченко
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
«На далекой Амазонке…». Книга первая. Путевые заметки двух врачей об Америке
«На далекой Амазонке…». Книга первая. Путевые заметки двух врачей об Америке
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

«На далекой Амазонке…». Книга первая. Путевые заметки двух врачей об Америке

Андрей Стрельченко, Вера Одынь

«На далекой Амазонке…». Книга первая. Путевые заметки двух врачей об Америке

Предисловие

Да простят нас уважаемые читатели, но эта книга предназначена прежде всего для нас самих, как некое обобщение тех ярких впечатлений, которые у нас возникли в период пребывания на американском континенте – чтобы не забывалось. Возможно, она будет интересна тем людям, с которыми мы там познакомились и о которых мы пишем. Есть вероятность, что наше повествование кого-то сподвигнет посетить описываемые нами места. И это будет здорово! И вы об этом не пожалеете!

В этих поездках мы всё время удивлялись: людям, их жизни, нравам, окружающей действительности. Вслед за удивлением необычным для нас вещам возникало волнение: «А как мы будем в этой „необычности“ жить?». Ведь мы не «туристы-однодневки», мы приехали сюда работать, и нам надо к этому всему приспосабливаться. Мы приспосабливались. И это помогало нам глубже узнать окружающих нас людей, их жизнь и лучше их понять. Вписавшись в новый образ жизни, начинаешь находить что-то новое и в себе. И это помогает осознать, «кто ты и куда идешь».

Насколько наше путешествие далеко от обыденности любой жизни – что нашей, что наших коллег и знакомых, – мы осознали полностью, наверное, только вернувшись из него. Тогда, когда послали пару фотографий нашего путешествия с короткими комментариями к ним, одной уважаемой нами европейской журналистке, работающей в серьезном интернет-издательстве, и она, достаточно неожиданно для нас, отозвалась о них крайне эмоционально. О том, что эти края были мечтой её детства, что она месяцами просиживала над книжками о великих американских путешествиях вглубь и вокруг американских континентов… И что, увидев наши фото, она вспомнила песенку нашего детства: «На далекой Амазонке не бывал я никогда…»

И именно эта песенка теперь сопровождает все наши воспоминания о тех нескольких годах, проведенных нами на американском континенте – в США, в Мексике, в Гватемале, где мы жили и работали. Тем более что до Амазонки мы пока еще не доехали…

Итак, «На далекой Амазонке не бывал я никогда…»

Глава первая. Под созвездием Ориона. Три дня в Гватемале

Писано Андреем Стрельченко

Звездное небо отражалось в воде озера. Блики света из окон шале сливались с бликами ярких южных звезд.

– Пойдешь вечером купаться – посмотри на небо. Там, прямо над нами, очень хорошо видно созвездие Ориона, – сказала мне Галя Ершова, моя старинная приятельница, когда мы, преодолев обычную в этих местах многочасовую пробку, добрались наконец из аэропорта в ее Центр, расположившийся на берегу озера Аматитлан, прямо напротив вулкана Пакайя.

– Да, здорово! Я люблю смотреть в звездное небо. Правда, не особенно силен в астрономии, – ответил я. – А чем оно так замечательно? Ты же вроде антрополог, археолог, а не астролог?

– Это созвездие майя. Они считали, что их далекие предки прилетели оттуда…



Созвездие Ориона (фото из открытых источников)

Как все началось

Все началось недели за две до этого разговора. Обычная, ничего особо не значащая переписка, в основном через комментарии в Facebook старых знакомых: «Ты где, как, когда?..» Лайки, смайлики и прочая формально-эмоциональная атрибутика соцсетей… Правда, с Галиной переписываться было особенно приятно, так как она обладала изощренно острым умом, еще более острым языком и занималась всегда поразительно интересными вещами, объездив, наверное, весь земной шар.



Директор Мезоамериканского центра им. Ю.В. Кнорозова, профессор РГГУ, доктор исторических наук, профессор Ершова Галина Гавриловна (фото из открытых источников)


Надо отметить, что Галина Гавриловна Ершова – достаточно известный в мире человек1. Она – доктор наук, профессор Российского государственного гуманитарного университета, ученица всемирно знаменитого профессора Ю.В. Кнорозова, расшифровавшего письменность майя. Несколько лет назад она организовала Мезоамериканский центр имени своего учителя.

Ее лично знают президенты нескольких стран, не говоря уже о министрах. В.В. Путин персонально отчитывался ей о том, что «как она велела, он так все и сказал» в разговоре с президентом Гватемалы во время своего визита в эту страну.



– Галина Гавриловна, как Вы велели, я так все и сказал! (фото из архива Г.Г. Ершовой)


Ее усилиями Мезоамериканский центр – единственный на этот момент из российских научных центров – проводит археологические, антропологические и этнографические исследования в Центральной Америке. А благодаря своей активности она ведет еще и разнообразные гуманитарные проекты с общественностью Американского континента. Вот такая вот у меня приятельница.

Сошлись мы тоже интересно. Нас познакомил мой учитель, Леонид Павлович Гримак, – профессор, известный психотерапевт, гипнолог. Галина обратилась к нему как к эксперту-гипнологу, когда изучала шаманские практики на Севере. Кое-какие консультации давал ей и я. Так и подружились.

Так вот, в процессе нашей сетевой переписки выяснилось, что мы с Галиной теперь соседи по континенту – я в Вашингтоне, она в Гватемале. Гораздо ближе, чем раньше, когда я был в Москве, а она в той же Гватемале. Да и времени у меня стало чуть больше.

Вот она и предложила мне приехать в Гватемалу и выступить с какой-нибудь из своих публичных лекций в недавно открытом Университете им. Рафаэля Айяу.

Предложение было принято, согласована тема, программа и даты. День приезда, день отъезда и два дня работы. Первый день – лекция и встречи. Второй день – колдуны и Антигуа – древняя столица Гватемалы.

И вот день приезда уже на исходе. Я сижу уже за полночь и пью чай в Мезоамериканском центре им. Юрия Валентиновича Кнорозова на берегу озера у подножия вулкана в окружении моей знакомой и двух ее сотрудниц – очаровательных Оли и Гали.

Позади 9-часовой перелет из Вашингтона в Гватемалу, встреча в аэропорту – все, в общем-то, как обычно. Но вот с этой встречи в аэропорту и начинается вся необыкновенность этой поездки.

День приезда. Встреча

Приземлившись в Гватемале и созвонившись с Галиной, я узнал, что в аэропорту она встречает меня не одна, а с настоятельницей единственного в Гватемале православного Свято-Троицкого монастыря, игуменьей Инес Айау Гарсиа.

Вообще-то, сам по себе факт того, что тебя встречает духовное лицо столь высокого сана, уже знак особого к тебе внимания. И это меня, конечно, взбодрило, подняло мою самооценку, заставив расправить плечи и забыть о многочасовом перелете.

Надо сказать, что в Гватемале мужики почти столь же суровы, как и в Челябинске. В Челябинске, правда, мужики суровее, потому что оружия с собой не носят. Им оно ни к чему. Гватемальские мужики, очевидно, чувствуя себя не так уверенно, как их братья по гендеру из славного уральского города, всегда при оружии. Ну и, сами понимаете: если заряженный пистолет висит поперек живота, то он обязательно когда-нибудь должен выстрелить.

Вот они иногда и стреляют…

Гватемала – одна из самых криминогенных стран Центральной Америки. Почище в этом плане самого Гондураса будет!

Вот поэтому служители закона пытаются делать вид, что они полностью контролируют ситуацию… хотя бы в международном аэропорту. В аэропорту людей минимум, а те, кто есть, все в форме и при делах: с пистолетами и помпами. Ну, еще какие-то пассажиры залетные изредка попадаются. В общем, хорошо охраняемый рай на мятежной Гватемальской земле. Естественно, все встречающие маются за парапетом, стойко защищаемом хорошо вооруженной охраной.

Единственным человеком, который шел от парапета с колючей проволокой мне навстречу под завистливые взоры остальных встречающих и изумленные лица бдительной охраны, была, естественно, Галина!

После приветствий и объятий на мой вопрос: «Как же ты все это преодолела?..» Она, со свойственным ей профессорским цинизмом, лаконично произнесла: «Да задолбали они со своими правилами! Пусть только сунутся!»

Вот какая моя приятельница!

Это был воистину вечер удивлений.

На мой вопрос, где игуменья Инес, Галина ответила: «Да она за машиной пошла, сейчас подгонит».

Мадре Инес

Надо сказать, что перед поездкой я собрал кое-какую информацию об игуменье Инес и ее монастыре.



Настоятельница православного Свято-Троицкого монастыря Мадре Инес Айау Гарсиа (фото из открытых источников)


Игуменья Инес Айау Гарсиа – настоятельница единственного православного прихода в Гватемале – монастыря Святой Живоначальной Троицы «Лавра Мамбре» (Сербский Патриархат). Она принадлежит к известному в стране роду. В 36 лет сестра Инес ушла из католического монашеского ордена и перешла в православие. Сестра Инес основала Свято-Троицкую обитель в 1986 году.2 Обитель находится на берегу озера Аматитлан, рядом – один из самых активных вулканов Центральной Америки – Пакайя.

При монастыре находится детский приют, где живут, воспитываются и учатся дети, оставленные своими родителями.

В 2015 году по инициативе Матушки Инес был запущен уникальный образовательный проект – Дистанционный Университет-Облако «Институт Междисциплинарных исследований им. Рафаэля Айау», который дает даже бедным слоям населения Гватемалы и сопредельных стран возможность получить бесплатное высшее образование. Этот уникальный проект, действующий на благотворительной основе, поддержан UNESCO. С 2014 года она является ректором Института Междисциплинарных исследований «Рафаэль Айау». Она является почетным доктором РГГУ, награждена орденом Дружбы Президента РФ и медалью Министерства образования и науки РФ «За милосердие и благотворительность».

Личность легендарная, известная, и вдруг – «пошла машину подогнать»?!… Но это надо было знать Матушку, ну и Галину, конечно…

Как только вышли к парковке, перед нами резко затормозила Тойота-внедорожник, и из него вышла приветливая женщина небольшого роста в монашеском одеянии. У нее были большие внимательные глаза и теплые руки. Рукопожатие было крепким, энергичным. Вообще, она оказалась вся напружиненная, энергичная и очень простая в общении.

Сели в машину, и она резко рванула с места. Манера езды Матушки напомнили мне мою собственную езду в молодые годы. Она водит машину жестко, по-мужски, сильно не заморачиваясь формальным соблюдением правил движения, однако и избегая аварийных ситуаций. Профессиональная езда. Кстати, позже я убедился, что в Гватемале по-другому нельзя.

Ехали долго. Дорога идет через горы. Машин много. Пробки.



Мадре Инес все делает сама


Матушка Инес из богатого рода. Она не бедная монахиня. Она вкладывает очень большие деньги в социальные и образовательные проекты, но ездит за рулем всегда сама. Да и все, что можно, она старается делать сама. И делает она очень много.

Вот такая Матушка Инес!

Ночной храм

Ехали за 20 км от города, в монастырь на берегу озера Аматитлан. Когда подъехали к воротам, был уже поздний вечер, темно. Ворота открыл хорошо вооруженный охранник.

Тут Мадре Инес спросила через Галину, не хочу ли я прямо сейчас посмотреть на храм. Я, естественно, согласился. И ничуть не пожалел об этом. Уже потом, когда мы с Матушкой признались во взаимных симпатиях и восхитились друг другом, Галина мне сказала, что я был единственным гостем, который выразил желание посмотреть храм сразу, не заезжая куда-либо еще. И ей это очень понравилось.

Я не принадлежу к какой-либо конфессии. Из всех официальных религий мне ближе всего буддизм. В храмы я захожу очень редко, когда чувствую в этом какую-то настоятельную душевную потребность или когда они представляют какую-то историческую или культурную ценность. Заходя в храм, я выполняю свой персональный определенный ритуал, сильно отличающийся от канонических. Естественно, не нарушая при этом установленные в этом храме порядки. Я не являюсь поклонником христианства вообще и православия в частности. Я, скорее, отношусь к церкви и части ее служителей критически. Но познакомившись с Мадре Инес, я почувствовал, что и в ее Храме будет что-то необычное.

То, что я увидел, потрясло меня.

Во-первых. Темная тропическая ночь. Темно. Вокруг заросли экзотических растений. Звуки и запахи тропического леса. Вдруг за поворотом узкой дороги появляется белоснежный храм с куполами, устремленными в звездное небо. Внизу блестит озеро, а на его противоположном берегу возвышается вулкан, над вершиной которого небо озаряется тусклым красноватым свечением. Сюр!..



Храм православного Свято-Троицкого монастыря в Гватемале


Во-вторых. Никаких служек, сторожей, прислуги. Сама игуменья открыла двери храма и стала показывать его.

В-третьих. Смешение стилей и традиций. Внешне, снаружи – типичная архитектура православного храма. Внутри – византийский простор, православная роспись, католические лавочки для прихожан. Много воздуха, простора и необыкновенного смешения величественности и простоты. В этом храме ты не чувствуешь себя «рабом божьим». В этом храме тебе просто и радостно. В этом храме ты понимаешь, что пришел в этот мир для счастья и тебе в этом помогут Силы Небесные.



Ночной храм


В-четвертых. В храме, с его тыльной стороны, устроена усыпальница. Там похоронен отец Матушки Инес, умерший несколько лет назад. Сама Матушка живет в небольшой комнате в самом храме. Хотя у нее есть все условия и возможности жить с большими удобствами. Ей принадлежит значительная часть земли вокруг озера. А в этом месте живут одни из самых богатых людей страны.

В-пятых. Храм строился под неусыпным руководством и при непосредственном участии самой Матушки Инес.

Это ее Храм.

Вот такая Матушка Инес!

Через день нам удалось излазить храм вдоль и поперек, подняться на самый верх, к самому куполу, на высоту, откуда можно видеть, как ниже тебя парят орлы. Сама Матушка лазила с нами, шустро карабкаясь по отвесным лестницам на самую верхотуру.

Но все по порядку…

По узкой каменистой дорожке, резко тормозя и лихо вписываясь в повороты, после осмотра храма Матушка Инес отвезла нас на берег озера, в шале, где расположен Центр Галины.

В Центре нас уже ждали. И вот мы сидим, пьем чай с Галиной Ершовой и сотрудницами ее Центра, магистрантом Галей и доктором Олей, говорим о звездах, майя, колдунах и вулканах. И я понимаю, что это необычное место, и люди здесь необычные, и поездка будет необычной.



Профессор Галина Ершова с сотрудницами своего Центра – магистрантом Галей (слева) и доктором Олей (справа)


Вот такое оно – начало моей Гватемалы.

День первый

Сон в монастыре спокоен и сладок.

Особенно когда ты вроде бы в монастыре, а на самом деле находишься в благоустроенном шале со всеми удобствами.

И спишь ты не на утлом топчанчике в келье, а на ничего так себе, комфортной двуспальной кровати в уютной комнате с этническими статуэтками по углам.



Моя комната в Доме на озере


Но как бы ни был сладок сон, хочется исследовать окрестности.

Все хозяйки спят – девичий сон по утрам особенно безмятежен.

И этим надо воспользоваться, спокойно искупавшись, размявшись и поиграв с щенком.

Над озером дымка.

Вулкан на противоположном берегу практически не виден.

Тепло. Озеро тихо и прохладно. Как раз то что надо, чтобы накачаться драйвом этого Места Силы перед предстоящей лекцией.



Утро на озере Аматитлан

Университет Мадре Инес

Лекция будет проходить в Дистанционном Университете-Облаке «Институт Междисциплинарных исследований им. Рафаэля Айау» (IEIRA).

Это детище Матушки Инес. Она им очень гордится. И есть чем!

Во-первых. Он рассчитан на то, чтобы у самых беднейших жителей Гватемалы из самых удаленных ее уголков была возможность получить высшее образование.

Во-вторых. Обучаться в нем можно бесплатно. Матушка Инес сама финансирует работу Университета и даже платит стипендию некоторым категориям студентов.

Для Гватемалы это невиданное новаторство, ибо почти всё высшее образование платное.

В-третьих. Университет назван в честь прадеда Матушки Инес Рафаэля Айау – выдающегося просветителя Гватемалы.

В-четвертых. К работе в Университете она привлекла сильнейший профессорско-преподавательский состав не только из Гватемалы, но из других стран, в частности, из нашего РГГУ.

Моя лекция является не только моим дебютом на гватемальской земле, но и дебютом Матушки Инес.



Объявление о лекции


Она хочет сделать подобные выступления специалистов с публичными лекциями на территории Университета регулярными, чтобы Университет стал центром духовной и интеллектуальной жизни Гватемалы.

Поэтому-то мне и хочется напитаться утренним драйвом этого Места Силы, чтобы и Матушке Инес помочь, да и самому в грязь лицом не ударить.



Мадре Инес, профессор Галина Ершова и я на фоне логотипа Университета Мадре Инес




С Мадре Инес и моей командой поддержки во главе с профессором Галиной Ершовой перед зданием Университета в Гватемала-Сити

Лекция

Лекция была рассчитана на 45—60 минут.



С организатором и переводчиком моей лекции «Управление стрессом» профессором Галиной Ершовой


Продолжалась она больше 3 часов.

На мои неоднократные предложения завершить ее аудитория отвечала категорическим отказом.

Бедная Галина Гавриловна – ей-то за что так было мучиться?

Оправдывает меня только то, что я давал еще и практику – психорегулирующие упражнения.

В процессе лекции по ходу дела был излечен от плексита присутствовавший на ней священник – отец Антонио – помощник Мадре Инес.

Вопросов было много. Вопросы глубокие, правильные, интересные. Видно было, что публика мыслящая и подготовленная.



Обычно самые интересные темы обсуждаются после выступления


Встретили тепло, а провожали еще горячее.

Профессор Галина Ершова – моя очаровательная переводчица в процессе перевода сделавшая доклад еще лучше. Она же полностью перевела мою презентацию на испанский язык – за что ей большая благодарность!

После лекции пришлось еще долго отвечать на вопросы.

Потом Мадре Инес устроила торжественный обед в пафосном гватемальском ресторане.



Торжественный обед, устроенный Мадре Инес в знак гватемало-российского сотрудничества


Потом опять Университет, деловые переговоры, обмен презентами.



Обмен презентами, любезностями и хорошим настроением


И только уже темным вечером добрались до Центра Ершовой на озере.

Уф-ф-ф! Й-й-ес! Мы это сделали!

День второй

День задался с утра. Удалось встать, как и планировал – пораньше.

Над озером не было обычной утренней дымки. Небо было ясным. Солнце только показалось из-за гор. Поверхность озера была еще гладкой.



Очередное великолепное утро на озере Аматитлан


«Завхоза» Центра Чико, живущего неподалеку, который вчера утром глаз с меня не спускал, не было видно, но полив был уже включен. Значит, уже проснулся и, совершив обход с помповым ружьем вверенной ему территории, удалился по своим делам. Или прикорнуть чуток.

Он имеет способность неожиданно появляться, как будто из ниоткуда, со своей помпой в любое время дня и ночи, заслышав посторонний шум. А сейчас даже не вышел на громкий плеск от моего грузного тельца, погрузившегося в воду, посмотреть – что там такое булькает. Значит, признал во мне своего. А вчера, пока я купался и разминался, все время находился где-то поблизости, что-то делая.

Хорошо познакомившись с этой водной стихией вчера, сегодня я осмелился заплыть настолько далеко, что повернул обратно только тогда, когда почувствовал, что попал в течение. Девушки рассказывали, что здесь оно достаточно сильное, и их лодку как-то чуть не унесло в «неведомые дали», когда они пытались с воды рассмотреть вход в пещеру недалеко от Центра. С берега туда они с большим трудом пробрались только с активной помощью сеньора Марко – начальника охраны монастыря. Даже сам сеньор Марко прошел туда с трудом. А ведь он во время гражданской войны был командиром отряда, воевавшим в джунглях с повстанцами. Его полное имя – сеньор Марко Тулио Силиезар Акуиньо.



С сеньором Марко


С сеньором Марко мы и должны сегодня ехать к колдунам. Он знает те места. Одно время служил там. Его до сих пор там уважают. Он небольшого роста, жилистый, сухой. Метис. Внешне дружелюбен. Но взгляд очень быстрый и пристальный. На поясе, как у некоторых местных мужчин, открытая кобура с револьвером. Открытое ношение огнестрельного оружия разрешено только очень немногим категориям граждан Гватемалы. Сеньор Марко принадлежит как раз к одной из таких категорий.

Это «шериф» обширного монастырского хозяйства. Матушка ему доверяет и поручает самые важные дела. Поэтому он сам повезет нас. Для Матушки все, что касается Галины, всегда очень важно. Поэтому сегодня на сеньоре Марко лежат функции водителя, знатока традиций местных колдунов, основного переговорщика с ними и охранника. Без последней функции в горячей Гватемале не обойтись…

Девушки еще спят. Поэтому можно с чашкой горячего чая устроиться за длинным рабочим столом у широкого, во всю стену, окна с видом на озеро.



Интерьер гватемальского филиала Мезоамериканского центра им. Ю.В. Кнорозова на берегу озера Аматитлан (о ритуальном камне в центре зала будет отдельный рассказ от доктора Веры – см. гл.4)


Ноутбук, Wi-Fi, тишина, мерцающее отраженным утренним солнцем озеро за окном – что еще нужно для счастья практикующему психотерапевту, ностальгирующему по научной работе?..

Но чу! Что это?.. Кажется, в этом доме зашуршала жизнь.

Похоже, дамы пробудились, раз щен, убежавший куда-то после нашего с ним утреннего купания, появился снова. А вот и наши дамы с видом чуть заспанных нимф появляются в зале.

Ну, что же! Пора завтракать – и в дорогу. Колдуны уж, наверное, загрустили, ожидаючи? Ведь они же наверняка наперед знают, кто, когда и зачем к ним приедет. Они же маги, провидцы, волшебники и шаманы. Колдуны, одним словом!

Колдуны

С утра день задался, поэтому погода прекрасная – ясная, солнечная.



Вперед, к колдунам!


Едем в Сан Андреас (!). Неожиданное совпадение? Или ожидаемое (колдунами) «падение сов»?

Накануне вечером обсуждали, как лучше организовать эту поездку. Галина давно профессионально изучает различные культовые обряды, в том числе колдовство, шаманизм и прочие проявления тонких миров и человеческих предрассудков в жизни различных цивилизаций. Изучает давно, поэтому отношение ко всему подобному у нее скептически-рациональное. Однако эти культовые артефакты до сих пор существуют, и для профессионального этнографа и антрополога они являются мостом между глубоким прошлым и зыбким настоящим. Поэтому и поручила своему магистранту Гале работу по изучению роли колдунов в жизни современного сообщества потомков древних индейцев.