banner banner banner
Кронштадтские мотивы. Рассказы
Кронштадтские мотивы. Рассказы
Оценить:
 Рейтинг: 0

Кронштадтские мотивы. Рассказы


– Понял, я 595-й, прием, – коротко ответил старлей, мурашки предательски побежали по спине – «двадцатка» горит … вот чёрт!

– Обе машины вперед самый полный, …боцман, …Плахинин, …на мостик, – Сергей оглянулся на «двадцатку».

Сизый дым стелется по поверхности воды Невской губы. Да, для выхлопа главных двигателей много дыма – «пожар» значит… и уже «приличный».

– Есть, товарищ командир, – боцман Голованов и командир отделения мотористов Плахинин одновременно поднялись на мостик.

– «Двадцатка» горит, …Игорь, нужен максимальный ход, все огнетушители наверх – к вьюшке выставляй, – заметно волнуясь, командир ставит задачу Плахинину, – вооружай два шланга на юте, …воду подашь по команде.

Старший матрос мигом умчался выполнять поставленные задачи.

– Так боцман, теперь «крокодил», … – сталей напряженно мыслит, – зайдем в гавань, надо остановиться, …перетащить соленоид под борт, потом …на южную стенку, минут сорок минимум.

– Да, быстро не выйдет, – боцман включился в мыслительный штурм, – а если не ждать пока ошвартуем «крокодил», подойдем … отвяжем …и уйдем …на обратном пути ошвартуем его как положено, а?…

– Нет, опасно, – хмурится старлей, – ночь надвигается, «крокодил» встанет посреди Купеческой, какой-нибудь патрульный катер напороться может, да и когда вернёмся не ясно …как там с «двадцаткой» будет.

– Тогда я на нём останусь, – не сдаётся боцман, – всё сам сделаю.

– Вот это верно, – повеселел командир, – давай так, …зайду в гавань …на инерции вперед …переставим соленоид …как прошлый раз, помнишь? …на левый борт …курс направлю на место стоянки и отпустим «крокодил». Ты на него пересядешь и как на торпеде доедешь до места. Как, сможешь?

– Смогу, – твердо отвечает Голованов, – только наш конец швартовый подлиннее возьму, пригодится …

– Тогда давай Женя, вперёд, спасательный жилет надень, – строго говорит командир, видишь в Лесные (Лесные ворота Средней гавани) заходим.

«Корунд» на полном ходу вошел в гавань, только на циркуляции начали снижать ход. Практически, одним движением тральный расчёт перевёл соленоид под борт. Кормовой конец крепить не стали, легли на курс в Купеческую гавань. Боцман ловко перелез на трал.

– Дистанция девятьсот метров, скорость «крокодила» совпадает с тральщиком, – прикидывает в уме Сергей расклады, – значит, метров с семисот можно отпускать, …скорость только до восьми узлов надо прибавить. Трубка лага давно убрана, придется по оборотам главных двигателей.

– Всё отпускаю, Евгений, держись, – нос корабля направлен на «цель», – отдать соленоид!

– Поехали, – весело, с азартом кричит боцман, подражая Юрию Алексеевичу.

Ботинки боцмана в воде – бурун воды на восьми узлах скрывает тело трала в воде, лишь клеймные коробки, да швартовочные кнехты двигаются над поверхностью гавани.

И конечно, старший матрос Голованов, присев на корточки, вцепившись двумя руками в носовой кнехт, мчится к месту швартовки соленоидов.

– Стрельба в настоящее место цели, – вспоминает Сергей учебу в училище на кафедре ПЛО (противо-лодочного оружия), – руль право пять.

В «школе гардемаринов» на Васильевском в Питере, минеры осваивали все специальности – и штурмана, и противолодочника и даже, помнится, гидрографа. Видно, не зря, – вот пригодились навыки «торпедной стрельбы».

Корабль медленно отходит от трала и «крокодил» словно торпеда несется сам. Но мысли старлея уже далеко – пожар на «двадцатке».

– Машинное отделение, – Сергей на ГКП кричит в «банан» громкоговорителя «каштан», – Плахинина на связь.

– Плахинин на связи, – не сразу отвечает «каштан».

– Как обороты главных? – с тревогой спрашивает командир. Машины старые, греются быстро на высоких оборотах, ресурс уже дважды продлевали.

– Левый тысяча триста пятьдесят, правый тысяча триста семьдесят, – ответ из машинного отделения, – температура ползёт, закипим! Командир над картой, по таблице прикидывает скорость и время сближения с «двадцаткой». Долго!

– Игорь, надо по тысяче пятьсот, – Сергей не торопит с ответом, – наши горят!

– … пятьсот?! … – эхом отзывается машинное отделение, – попробуем.

Сергей поднялся на мостик, лучами наполовину скрывшегося за горизонт солнца, подсвечена «двадцатка».

Обороты Плахинин явно добавил, бурун воды от форштевня необычно высок. Сергей поправил курс на аварийный корабль и спустился на ют. Здесь всё готово – огнетушители выставлены у тральной вьюшки, два пожарных рукава выложены на палубе, готовы к приему воды. Пожарный насос работает – это старлей слышит по характерному гулу с левого борта. Аварийная партия на месте …Надо успеть!

– 595 – й, вам подходить к моему левому, – комдив давно видит, как мчится «корунд» Сергея на всех парах, – подготовить два углекислотных огнетушителя для передачи, …аккуратнее на швартовке.

Не сложный маневр Сергей выполнил с первого раза.

Оказалось, что пожар удалось потушить и сейчас экипаж «двадцатки» готовится к повторной разведке очага пожара. Свои огнетушители уже использовали, а без них в аварийный отсек нельзя, РБЖ (руководство по борьбе за живучесть корабля) не велит.

Вот и ждали Сергея, видя как тот «глиссирует» по Невской губе.

К причалу ошвартовались поздно, около часа ночи, боцман встречал корабль с улыбкой и «угощениями». После успешной швартовки «крокодила», Евгений прошелся по Южной стенке и собрал приличный «улов» яиц чаек, которые гнездились там с апреля по октябрь.

На завтраке, уплетая яичницу за общим столом в кубрике, Сергей вспомнил про мотористов: «Как это вы скорость держали? Откуда силёнки? Ничего не пожгли?».

– Нет, товарищ командир – не пожгли, – за всех отвечал стармос Плахинин, – воду забортную на двигатель прямо сверху лили – на «рубашку» и кожух, температура в норме была, вот и сумели почти час на тысяча пятьсот мчаться.

– Не знал, что так можно, – удивился Сергей.

– Ну, …ни так чтобы, …но мы на уборке урожая, так частенько делаем, – стармос даже движением рук показал, как воду льют, – только там воды не хватает, вот и ездим через два часа к пруду на «пролив движка».

…На следующий день, комдив проводил разбор учений, – что хорошо, что плохо. Подробно разбирали тральные дела, и про пожар не забыли. В конце разбора, комдив вдруг с улыбкой обратился ко всем: «Я такой скорости от 595-го никак не ожидал. Даже в моё время он так не летал».

Комдив командовал, как говорится в своё время, 595-м. И сейчас, отмечая прыть Сергея, каптри, возможно, с удовольствием предвидел – долгий морской путь этого старлея. …Как знать?

…Уже в курилке, дивизионный штурман Андрей Стародумцев, поведал всем собравшимся, как стоя на ЗУР-е, увидел странную картину.

– Из-за носа спасательного судна «Карпаты» выскакивает трал-торпеда и мчится прямиком в Купеческую гавань. Верхом на трал-торпеде сидит матрос и размахивает лассо, – штурман хихикнул и потешно закатил глаза, – я думал «глюки».

Сергей не курил, но любил посидеть, посмеяться со «старыми морскими волками», байки послушать, да что-нибудь дельного для себя узнать.

– Это кто же у тебя такой торпедоносец? – спросил Пётр Фёдорович, командир 443-го, старший мичман, непревзойдённый мастер швартовок «корунда».

– Боцман – Женя Голованов, – отвечал Сергей.

– А! Этот может, …волжанин, – подхватил Александр Павлович, тоже старший мичман, командир 46-го тральщика, а через два года боцман учебного корабля «Гангут»,

– т о р п е д о н о с е ц ! …

…Долго ещё разлетался в тот день смех командиров кораблей дивизиона рейдовых тральщиков над Купеческой гаванью.

«26» января 2022 года