Книга Шагирт: его прошлое и позапрошлое. Мемуарно-мемориальный очерк - читать онлайн бесплатно, автор Александр Юрьевич Ощепков. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Шагирт: его прошлое и позапрошлое. Мемуарно-мемориальный очерк
Шагирт: его прошлое и позапрошлое. Мемуарно-мемориальный очерк
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Шагирт: его прошлое и позапрошлое. Мемуарно-мемориальный очерк

После распада Золотой Орды, а затем и исчезновения с карты Ногайской Орды коренными владельцами обширных земель к югу от Камы и Сылвы, вплоть до реки Урал (тогда – Яик) оказались башкиры. В русскоязычных источниках их также называли башкирцы, башкорты или башкурты. Когда после взятия Казани Иваном IV Грозным башкиры присоединились к Русскому государству, то Московский государь сохранил за башкирами все их земли и почему-то признал вотчинное (то есть наследственное) право на них. Это был эксклюзив, потому что кроме башкир ни один народ, принявший российское подданство, не имел вотчинного права на землю. Башкиры не могли продавать свою землю, однако представители других народностей (кроме русских) допускались к проживанию на ней в качестве припущенников, государственную подать в Москву (дань или ясак) за них платили хозяева. Владельцы земли – башкиры – могли выдать Жалованную грамоту – свидетельство (правовой акт), которое устанавливало сословный статус его получателя. Получившие грамоту становились как бы башкирами, их называли тептярями. Припущенники, не получившие грамоты, назывались бобылями.

В 1776 году немецкий учёный, медик, химик, натуралист, этнограф и путешественник, ученик Карла Линнея Иоганн Готлиб Георги (Иван Иванович Георги), прибывший в Россию по приглашению Императорской Академии наук, издал в Санкт-Петербурге на немецком языке иллюстрированный труд с длинным названием, которое в русском переводе звучит так: «Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей». Вот как он объясняет европейскому просвещённому сообществу, кто такие тептяри: «Тептяр слово татарское, и значит такого человека, который не в состоянии платить подушных денег. Оно пригодилось для основателей, которые в половине шестнадцатого столетия, по случаю причиненного царем Иваном Васильевичем Казанскому царству разрушением, собрались из черемис, чуваш, вотяков и татар на Урале, а особливо в составляющей Башкирию и к Уфской провинции принадлежащей оного части, и весьма стала многолюдна. Сии люди, употребляя разные по не одинаковой своей природе языки, а от части и в вере, перемешались, исключая татар, так, что иногда и нарочито трудно дознаваться, от какого происходят они племени» (сведения из Википедии).

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги