Тимур Карачурин
Человек будущего. Как выжить в эпоху неопределённости
Благодарности
Особую благодарность выражаю своим близким. Отцу Артуру за стремление быть лучшим отцом и за то, что научил делать дела качественно. Матери Гузеле за верность материнскому долгу. Сестре Элине за принятие. Бабушке Раисе Васильевне за безусловную любовь.
Благодарю своих друзей Ивана, Булата и Раиля за то, что были рядом и отвлекали от беспрерывных мыслей о книге.
Благодарю лидерскую школу Klambet Leader School и её основателя Сергея Кламбета за то прекрасное влияние, что она оказывает на мир вокруг меня. За то, что благодаря ей я познакомился со многими интереснейшими людьми, которые так или иначе поддерживали меня в моей цели написания книги. Благодарю за тот сильный рост в понимании себя и того, чего я хочу в своей жизни.
Благодарю своих клиентов за доверие и чувственные переживания. За их истории, за то, что брали меня с собой в свои внутренние миры. За тёплые отзывы, которые придавали мне уверенности и силы двигаться дальше.
Благодарю всех, кто внёс свой вклад в книгопроизводство. Ирину Гусинскую за популяризацию писательского дела. Платформу Litres.ru за возможность издаться. Юлию Картешко за ценные советы.
Есть ещё два человека, которые критически повлияли на мою жизнь и которых хочется выделить особенно: мой лучший друг Ринат Шафиев и мой учитель Вячеслав Юнев.
Благодарю Рината за изобилие и щедрость в информации, за принятие и за заботу. За то, что не прекращал развиваться и развивать своё окружение.
Благодарю Вячеслава за смелость и пример того, как можно верить в себя и в свою идею. За Вселенную, которую он открыл для меня, за знания, за стойкость.
Благодарю этот удивительный мир. За то, что он такой, какой есть. За его загадки и законы, за его удивительную историю, за его уроки и награды.
Введение
Я достаточно много времени своей жизни потратил на то, чтобы найти такую мыслительную конструкцию, такую идею мира, которая бы помогала мне понять, что же такое человек, что такое «я», кто эти странные люди вокруг и зачем мы все здесь находимся. Я хотел понять эти вопросы не с субъективной точки зрения чьего-то мнения, чей-то культуры или традиции, но объективно, беспристрастно, математически точно и ясно. Более того, я хотел получить ответы на эти вопросы не из разрозненных источников, а как взаимосвязанные, вытекающие одно из другого смыслы. Мне было важно, чтобы не оставалось никаких белых пятен, чтобы можно было критически перепроверить с разных углов каждый ответ.
Зачем нужно было быть таким дотошным? У меня не было выбора. Из всех инструментов, доступных человеку для исследования жизни у меня оставался только абстрактный интеллект. И то, его тонкую настройку постоянно сбивало любое мало-мальски эмоциональное событие. Я был психологически довольно сильно оторван от своих природных чувственных и ощущательных способностей, способностей желать и двигаться к желаемому. В силу этих же причин, я не мог приступить ни к каким социальным реализациям себя, всё моё внимание вынуждено было бесконечно вариться внутри себя, моделируя и моделируя внешнюю вселенную. Я был как мысль, блуждающая по пространству, время от времени вспоминающая, что надо поесть и поспать.
Говорят, из тысячи вещей, которые сделает человек с шизоидной акцентуацией личности, девятьсот девяносто девять будут банальными, простыми и давно известными, но одна будет гениальной. Я пишу эту книгу после 10 лет собственной терапии, которая продолжается и сейчас. Я пишу эту книгу после того, как сам вот уже 8 лет работаю с клиентами. Внутренняя работа над собой и примеры психик клиентов дали мне необходимый фундамент для написания этой книги. Я, наконец, достаточно соединился со своим умением проявлять себя и обрёл внутреннюю опору уверенно говорить то, что я считаю важным и ценным. Огромным вкладом в моё сегодняшнее гармоничное состояние стала именно та картина мироописания, которую я буду здесь излагать. Она, в силу её универсальности, позволяет мне гармонично настраиваться на текущие перемены в мире и с предвкушением смотреть в будущее. Я надеюсь, что она станет таким же полезным инструментом для широкого круга читателей, каким оказалась для меня.
Вы помните, что в школе мы все изучали предметы? Я имею в виду, разумеется, не такие физические предметы как парты, доски, косички девочек и дневники, а предметы наук, типа геометрии, химии. В науке принято называть предметом сторону объекта, определённый его аспект, исследуемый в каком-либо конкретном случае. Например: науки антропология, психология, социология и многие другие имеют общий объект изучения – человека, но различаются предметом своего изучения. Антропология изучает происхождение и развитие человека, психология изучает закономерности его психической деятельности и так далее. В данной книге объектами изучения будут человек и Вселенная, в которой он себя обнаруживает. Предметом же изучения станет их смыслы и иерархия смыслов. Поэтому, если читатель сейчас не готов знакомиться, по сути, с новым предметом, я рекомендую отложить чтение.
С древних времён люди пытались “поставить”1 феномен «себя» в историю повествования, которуюони рассказывали себе о мире вокруг. Пламя этого интереса часто сбивалось голодом, болезнями, войнами и другими нуждами, но оно зажжено природой в человеке не для того, чтобы потухнуть. Так со временем переплавило оно первых выделенных воображением духов озёр, духов деревьев, духов ветра в многобожие. Затем это пламя переплавило уже многобожье в монотеизм, а монотеизм теперь потихоньку переплавляет в науку и осознанность.
Ценность этой книги в том, что показанные здесь закономерности как минимум помогут читателю разобраться в себе, в окружающих людях и в мире, в котором читатель и эти окружающие граждане существуют. А как максимум, – представленные инструменты могут способствовать основанию фундаментального пространства, в котором люди любого склада ума, любой религии, любого менталитета и взглядов на жизнь смогут смотреть друг на друга с одной и той же точки зрения. С точки зрения, которая не спорит ни с какой другой: ни с гуманитариями или технарями, ни с христианами или буддистами, демократами или республиканцам, ни с реалистами или идеалистами, ни с поэтами или боксёрами.
Как психолог, я часто наблюдаю и изучаю факт того, что хоть наши субъективные реальности и построены по одним и тем же закономерностям, у всех людей они совершенно разные. Порой просто кардинально, словно функционально одинаковые существа, выросшие в разных уголках Вселенной встретились на Земле и недоумении смотрят друг на друга с вопросом «Да как же так? Как до этого действия/ поступка/ поведения можно было додуматься?!». Одному человеку точки зрения другого, убеждения или чувства о чём-либо могут казаться ошибочными, не правильными и даже вредными. Например, мнения о политике, ведении бизнеса, воспитании детей, доверительных отношениях и предназначении человека. Часто мы также уверены в чём-либо, построенном нашим умом, как в чём-то объективно реальном. И порой мы готовы прикладывать реальные кулаки по реальным зубам другого человека, за то, что его нереальные иллюзии «нападают» на наши нереальные иллюзии.
Чтобы целостно и зрело воспринимать одновременно обе реальности, – свою иллюзорную внутреннюю и ту объективную, в которой мы все телесно пребываем, нам понадобится сначала создать новую точку опоры. За одну из основ мы возьмём главный принцип теории функциональных систем советского академика и физиолога Петра Кузьмича Анохина:
У любой наблюдаемой системы (объекта) есть функция.
Под системой здесь подразумевается любая наблюдаемая целостная система, будь то булыжник, стая животных, человек, международная организация, само человечество в целом или вся природа. Суть этого принципа сводится к следующему: раз мы можем пронаблюдать некое отдельное явление, – лист у дерева, вожака в стае волков, торговца на базаре, религиозное движение в какой-то части света, отвергаемая в себе часть личности, – значит у этого явления есть своя функция, задача, смысл. Изымая такие функции из отдельных, вроде бы не связанных между собой систем, мы научимся создавать параллели смыслов. То есть переносить увиденную взаимосвязь с одной системы на любую другую. Этот способ мыслить отличается от таких привычных для нас с детства способов, как анализ, где мы разбиваем объект на части по качественному признаку, или логика, где мы сравниваем объекты с позиции эффективности. Изучаемый тут способ мышления основан на способности человека вычленять системообразующий признак явлений.
Полученные инструменты и выводы, полученную «карту местности» мы применим для того, чтобы найти человечество и себя с точки зрения природных процессов. Мы по-новому увидим историю человечества, функции мужчины и женщины, залезем в подсознание и поймём, как работает внимание.
Знакомство с системным мышлением стало поворотным пунктом моего мощного, неостановимого и, главное, интереснейшего развития. Надеюсь, и для Вас это станет чем-то похожим.
Часть 1. Формируем целостный подход
«Человечество на Земле и окружающая его живая и неживая природа составляют нечто единое, живущее по общим законам природы.»Владимир Иванович Вернадский, писательГлава 1. Проблематика
Ещё в школе я любил придумывать настольные игры из подручных средств. Я заразился этим увлечением от соседских мальчишек, к которым ходил в гости. На листе ватмана мы рисовали поле боя из клеточек для своих солдатиков, по которому они передвигались и перестреливались по броску игральных костей. Потом появились фишки и карточки покемонов с разными непонятными цифрами, под которые я придумывал правила игры. Позже в компьютерных играх появились редакторы карт, в которых можно было создать собственную вселенную и персонажей с уникальными способностями. Я не столько играл в созданные мной сюжеты, сколько оттачивал в них некий баланс противоборствующих сил. Я пытался предугадать, как будет думать будущий игрок и с чем он должен встретиться, чтобы сделать его приключение интересным и захватывающим.
Можно порадоваться за меня или даже по-доброму позавидовать моим талантам, но человек немного знакомый с психологией задастся вопросом: «А Вы, товарищ, случайно не убегали ли таким образом, от реальности?» И попадёт в точку.
Как и большинство моих коллег, я пришёл в психологию для того, чтобы разобраться в себе. Я мог создавать миры и захватывающие сюжеты, но не верил, что это кому-то нужно, обесценивал своё творчество, а соответственно и себя самого. И даже если кто-то интересовался моим творчеством, то я этого интереса не замечал, не чувствовал и не мог комфортно общаться с людьми.
Мне удавалось быстро и глубоко разбираться в сложных системах, например в языках программирования или программах для 3D-моделирования. Но и этот свой навык я обесценивал. Я мог проработать весь день за «спасибо» для кого-то малознакомого, притом, что с большинством родственников мне было тяжело долго находиться в одном помещении.
Но я не сразу попал в психологию. Сначала я учился на инженера-кибернетика нефтехимического производства и работал графическим дизайнером-фрилансером. Время от времени я “уходил” в какую-нибудь науку или мировоззрение, пытаясь найти ответы. Но никогда я не мог найти некого единого целостного “программного” кода, который соединял бы все мировоззрения. Мне было непонятно, как люди вообще могут к чему-то стремиться, когда у них нет ответов на самые глубинные вопросы: в чём смысл стремления? Чтобы удовлетвориться? А в чём смысл этого удовлетворения? Чтобы себя как-то почувствовать? А в чём смысл этого? И так далее до самого конечного вопроса/ответа.
Всё вышесказанное относится к моей личной проблематике, теперь поговорим о нашей общей. Мы веками привыкли опираться на поступающую информацию от нашего окружения о том, что есть «снаружи» и «внутри» нашей группы. Постепенно эту задачу перехватили СМИ и Интернет. Теперь же любой пятиклассник может за один час с помощью смартфона и нейросетей выложить ролик в соцсетях обо всём что угодно. О том, как президент любой страны со “своим” лицом и “своим” голосом сказал какую-то речь. О том, что где-то что-то взорвалось. О том, что Вас обманывают там-то и тут-то. И визуально, и аудиально это никак не будет отличаться от реально снятого материала. Если такой ролик вызовет любые действия контентопотребителей – комментарии, лайки/дислайки, репосты и т.п., – то алгоритмы соцсетей автоматически дадут этому распространение. И это без прикрас сегодняшние возможности любого пятиклассника. Сами представьте что могут сделать по-настоящему влиятельные силы, которые знают Ваше поведение лучше Вас самих, так как владеют данными о Вашей активности в Интернете и о тысячах и миллионах похожих на Вас людей. Почти любая информация о том, что и когда было может быть отредактирована или удалена, так как хранится в цифровом виде.
Каждый сегодня живёт в собственном «пузыре» информации. Если человек захочет подтвердить себе, что Земля плоская – он найдёт об этом информацию. Если захочет подтвердить себе, что та или иная национальность в чём-то плохая – да, вот ссылка, пожалуйста. Если захочет подтвердить себе, что жить незачем и что полезно прихватить с собой на тот свет и других – вот инструкции, статьи, форумы. Ничего личного, просто бизнес: где просмотры, там реклама.
Прошу заметить, что я не критикую текущее положение вещей, а лишь показываю не самые явные стороны явлений. Безусловно, человек, который ищет подтверждения важности саморазвития и ценности эмоциональной грамотности найдёт их. Огромное количество религиозных, психологических, философских и просто научных течений привнесут трезвость и ценностные ориентиры.
Но при всех предлагаемых взглядах складывается ли Вас до конца чувственное ощущение того, что Вам до конца ясно что и почему происходит? А главное с какой целью? Нет ли у Вас ощущения, что не хватает какой-то детали, чтобы сложился весь пазл? И может ли этот пазл быть общим одновременно для всех живущих сейчас людей, для всех исторических эпох прошлого и для всей природы до человека? Отвечу пока так: если природа “вкладывает” в нас желание хотеть такой пазл, значит, в какой-то форме он уже ею “предусмотрен”.
Глава 2. Бог, Жизнь, Природа, Вселенная и Реальность
«Умиление и восторг, которые мы испытываем от созерцания природы, – это воспоминание о том времени, когда мы были животными, деревьями, цветами, землей. Точнее: это – сознание единства со всем, скрываемое от нас временем.»Лев Николаевич Толстой, писательДля начала определимся с контекстом. То есть ответим на вопрос: а на фоне каких процессов мы будем рассматривать человека будущего и его свойства? На фоне самого естественного процесса во Вселенной – эволюции, развития, ведь её с появлением мозгов никто не отменял. Обратите внимание, по умолчанию, под эволюцией подразумевается эволюция жизни на планете Земля, ну или эволюция природы, но редко когда под словом «эволюция» подразумевается развитие сразу всей Вселенной. Далее, можно ли сказать, что все эти четырнадцать миллиардов лет и реальность, в которой всё существует, также эволюционировала? Вроде бы да, но так никто не выражается. А можем ли мы сказать, что также планомерно эволюционировало и человеческое отношение к себе, ближнему и Богу? Тоже да, это принято называть культурной эволюцией.
Человек одновременно находится в процессе ‘жизнь’2, в процессе ‘природа’, в процессе ‘Вселенная’ и ‘реальность’. Но разные ли это процессы?
У нас у каждого в голове есть ассоциативный ряд для слов «бог», «жизнь», «природа», «вселенная» и «реальность». Причём у каждого из нас свои ассоциации. Например, для слова «бог» у кого-то может быть такой ассоциативный ряд: икона, молитва, церковь, крестовые походы, папа римский, Ватикан, Иисус и т.д. А для кого-то это будет: мир, любовь, созидание, свет, благотворительность и т.д. Другой пример ассоциативного ряда, теперь для слова «вселенная»: галактики, звёзды, чёрные дыры, бесконечность, скорость света, гравитация. Эти цепочки или клубочки ассоциаций можно представить в виде башенок из разноцветных кирпичиков, где каждый кирпичик – это какое-то явление: «молитва», «галактика» и т.д.
Представьте удобным для Вас способом эти свои личные пять башенок для слов «бог», «жизнь», «природа», «вселенная» и «реальность». Детали не важны. У кого-то эти башенки могут быть и не башенками, а связанными друг с другом пузырьками или клубками с узелками. У кого-то башенки могут перекидываться с соседними башенками смысловыми мостиками или где-то даже сливаться или разветвляться. Примерно представили? Хорошо. Теперь, пожалуйста, сделайте копию всей этой сцены с пятью конструкциями и сосредоточьтесь на копии. В этой новой копии удалите все причинно-следственные связи до основания и перемешайте все явления как детальки детского конструктора. На этой скопированной сцене в Вашем воображении мы и будем строить новую единую конструкцию, новую точку зрения на себя, на окружающий нас мир и на человека будущего.
Для чего нам нужна была копия “башенок”? Для того чтобы, во-первых, не посягать на какие-то Ваши святые убеждения – местами я буду выдвигать предложения, против которых, возможно будет протестовать всё Ваше привычное мировоззрение. Поэтому мы оставляем всё как есть, ничего не меняем и просто знакомимся с новым. Во-вторых, это нужно было для того, чтобы начать соединять знакомые Вам явления непривычным способом в одно целое. Ведь порой невозможно создать новые взаимосвязи, не разрушив старые, согласны?
Так уж вышло, что какую-то часть целого мы привыкли познавать через слово «жизнь», а какую-то его часть через слово «природа», но чтобы рассуждать о целом максимально всесторонне нам важно сейчас стереть разницу между этими словами. Кстати, если у Вас есть ещё какие-то такие же масштабные явления-слова, которыми Вы пользуетесь, например «космос», «мир» или «абсолют» то тоже скопируйте и замешайте в нашу предстоящую стройку.
Определим, что на протяжении всей книги под словами «бог», «жизнь», «природа», «вселенная» и «реальность» мы будем подразумевать одно и то же явление.
То есть, когда далее в тексте Вы будете видеть слово «природа» – это будет значить, что тут подразумеваются и общие смыслы слов «вселенная», «реальность», «жизнь» и «бог» одновременно. Мы как бы ставим знак равенства между этими словами и смыслами. Возможно, это будет сейчас как-то непривычно ощущаться, но помните, что мы с Вами создаём новую точку зрения, – она в каком-то смысле и должна ощущаться непривычно, так ведь? Об эволюции этого общего непривычного равенства и человека в нём и будет идти речь в этой книге.
Со слова «эволюция» я тоже попрошу Вас как бы счистить все привычные ассоциации и оставить только общий смысл и буквальное значение3.
И давайте сразу разберемся с возможной путаницей в слове «реальность». Для нас, как для изучателей системного мышления, реальность будет состоять из внутреннего и внешнего миров человека.
Под внутренним миром, под субъективной иллюзорностью, мы будем подразумевать ту историю, которую нам рассказывает наша психика, когда мы просыпаемся: кто я, где я, почему я здесь, кто остальные, какие у моей личности с ними отношения, каковы цели моей личности, что для неё важно, над чем она имеет власть и над чем нет. Сюда также включены впитанные нами настроения-менталитеты нашей эпохи, страны, семьи и личное представление о прожитом опыте, отношение к своим талантам, навыкам, реализованности в жизни, амбициям и так далее. Без сомнений, можно сказать, что психика разных людей поутру рассказывает им разные истории, даже если эти люди живут в одну эпоху, в одной стране, у них общие ценности и планы и даже если просыпаются они в одном доме.
Сегодня человек живёт в огромном потоке сменяющихся в воображении историй из прошлого или будущего, в котором говорят и действуют воображаемые персонажи, – персонаж самого человека, персонажи, построенные на основе близких людей, персонажи из книг или фильмов и другие. Всех этих явлений никогда не существовало и не будет существовать во внешней, объективной реальности. Тогда что же реального во внутренней реальности? Что есть фактического, если всё содержание, весь контент внутренних мечтаний и драм человечества иллюзорен? Там есть внимание и интенции-позывы тела. Внимание человека и желания тела соединяют внешнюю и внутреннюю реальности.
Внешний же объективный мир – это то, что продолжает существовать, пока человек спит и никак сам не “вбирает” его в себя и не “изливает” себя наружу. Внешний мир будет для нас суммой двух бесконечностей: материальной космологической и нематериальной энергетической.
Материальная бесконечность это хорошо знакомые всем расположенные в пространстве Вселенной частицы вещества, упорядоченные так, как они упорядочены в данный момент времени, начиная от подушки, на которой спит человек и, заканчивая дальними галактиками, свет которых ещё не добрался до планеты Земля.
Под нефизической же бесконечностью внешнего мира мы будем подразумевать все объективные энергии, упорядочивающие физический мир, например, гравитацию или электростатику. В том числе и энергии, упорядочивающие жизнь людей. Здесь подразумеваются такие конструкты природы как привычки и ритуалы, а также общественные волеизъявления такие как законы и нормы морали. Сами эти явления не наблюдаемы, но они имеют выражение в физическом мире. Закон представлен зданиями суда и исполнителями решений суда, привычки и ритуалы обязывают носить нательный крестик и следовать предписаниям разных поверхней с буквами, например, «соблюдайте тишину в библиотеке».
Глава 3. Система
Чтобы было удобно называть наше пятисоставное равенство, не придумывая новых слов, добавим к нему шестым значением слово «система». Сначала я дам сложное определение этого слова, которым пользовался советский физиолог Пётр Кузьмич Анохин, основатель теории функциональных систем:
Функциональная система есть динамически складывающаяся широкая распределенная система из разнородных физиологических образований, все части которой содействуют получению определенного полезного результата4.
Анохин в своей теории функциональных систем говорил по большей части о нейронах и реакциях мозга на внешнюю среду. И, хоть данная теория и входит в число наиболее проработанных и биологически адекватных в научном мире, нам всё же будет тесно в рамках этого сложного определения. Упростим:
Функциональная система есть во времени развивающееся явление, состоящее из подсистем, которые содействуют получению определённого полезного результата.
Чтобы было нагляднее, рассмотрим данное определение на примере пищеварительной системы любого млекопитающего.
«Наденем» на эту систему определение:
Пищеварительная система есть во времени развивающееся явление, состоящее из подсистем (желудочно-кишечного тракта и вспомогательных органов), которые содействуют получению определённого полезного результата.
Сразу стало предметней, согласны? Причём полезный результат тут имеется в виду как для самой, пищеварительной системы, так и для всего организма в целом.
Давайте возьмём ещё пример, – ‘армия’:
Армия есть во времени развивающаяся система, состоящая из подсистем (штаба, родов войск), которые содействуют получению определенного полезного результата (как для себя, так и для надсистемы – государства).
Рисунок 1. Примеры надсистем, систем и подсистем.
Хорошим упражнением будет в перерывах между чтением этой книги понаблюдать в окружающем Вас мире различные системы, вычленить их подсистемы и надсистемы и определить, собственно, функцию наблюдаемого явления. Это действие похоже на то, что мы делаем, когда пытаемся понять смысл чего-то, с чем сталкиваемся. Но в обычной жизни мы практически не задумываемся над смыслом обыденных вещей, например, ‘стола’. А ведь он тоже состоит из подсистем (‘столешница’, ‘ножки’, ‘крепежи’ и т.д.), и является частью большей системы ‘интерьер Вашего дома’ или ‘мебель Вашей комнаты’. Вполне вероятно, что где-то Вам не удастся вычленить полезный результат и функцию явления, это не страшно – мы ведь только знакомимся с системным мышлением.
Разделение на подсистемы, системы и надсистемы будет у нас всегда носить условно-целевой характер: одну и ту же систему можно по-разному разложить на подсистемы. Всё зависит от цели исследования. Например, если систему ‘семья’ разложить по признаку иерархии власти, то будут такие подсистемы, как ‘родители’, ‘старший ребёнок’ и ‘младшие дети’. А можно разложить по признаку половых различий, тогда получатся подсистемы ‘мама и дочки’ и ‘папа и сыновья’. Так же и обратный этому процесс – объединение систем в надсистему, тоже будет зависит от цели исследования.