Впрочем, чего я ожидал. D – это уже не просто буква в личном профайле. Это клеймо. Ни о какой учебе, пока не сниму этот статус, и речи быть не может. Так что надо искать работу. И даже думать не хочется, что же это будет за работа. Как бы не сбылось пророчество Марино, и не пришлось мне подаваться в мусорщики.
Я настроил фильтры поиска и полистал довольно куцый список найденных вакансий.
Ха! Мусорщик? Да это для меня сейчас предел мечтаний. Даже в описании вакансии оператора ассенизационной службы с недельным бесплатным обучением была приписка: «Социальный статус – не ниже С-5». Хотя, наверное, это больше для перестраховки, чтобы не набирать совсем уж сброд. Может, Джулия права, и если я съезжу в офис работодателя лично и попробую договориться…
Я понимал, что при диком уровне безработицы, что царит в желтых зонах, даже за такие вакансии идет настоящая драка. Так что выбирать не приходится – надо пытаться урвать любое место, пусть даже за половину зарплаты. Но от одной мысли об этом становилось тошно. Накатила волна отчаяния и обиды.
Гребаная Система! Ну за что? За что?! Я ведь не преступник, не наркоман, не умственно отсталый. За что меня объявили изгоем?
Зажмурившись, я постарался взять себя в руки.
Понятно же, что дело не в Системе, а в конкретных людях. Меня подставили. И я могу сколько угодно рычать и бить в стену, но ничего это не изменит. Изменить хоть что-то я могу только действием.
Одна из постоянных претензий ко мне со стороны учителей интерната состояла в том, что я слишком упрям. Это всегда преподносилось как недостаток. Нужно быть гибче, говорили они. Нужно уметь идти на компромиссы. Человеческое общество построено на сложной системе взаимных компромиссов и поиске совместных решений…
В задницу это все! По-моему, наоборот, единственное, что мне сейчас поможет выбраться из этой ямы – это как раз мое ослиное упрямство.
Стоп, а это что? Страница с очередной вакансией была украшена логотипом «Наследия Странников» и эффектным артом из игры, так что я поначалу подумал, что это реклама. Но нет, текст был про работу.
Заработай реальные деньги в «Наследии»!
Молодой, но перспективный клан «Отступники» объявляет набор рекрутов для дальнейшей раскачки в мулов.
Пожелания к соискателю:
Требований по уровню прокачки нет. Хороший уровень Грузоподъемности и Физической силы будут преимуществом. Боевые навыки необязательны.
Жители восточного побережья, лучше Бостон.
Онлайн от 6 часов в день (не обязательно в прайм-тайм).
Дисциплинированность, исполнительность, готовность к монотонному гринду.
Условия:
Стабильная зарплата при выполнении нормы выработки – до 1500 долларов в неделю.
Небольшой, но активно развивающий кланхолл в стабе «Летающие острова».
Защита, консультации и помощь в прокачке от более развитых членов клана.
Все, что добыто сверх нормы, можно забирать себе или сдавать в кланхолл за дополнительную оплату реальными деньгами или гранами Странников.
Подробности – на собеседовании. Обращаться в игре к любому члену клана, желательно после 18.00, до 30 июня 2099.
Ниже шел короткий столбик ников и цифр – контактные лица. Я на всякий случай сохранил это объявление себе.
Так, чего они там написали? Нужно успеть на собеседование до конца месяца? А завтра уже тридцатое…
Я уже слышал, что в «Наследии» можно зарабатывать реальные деньги. Для этого есть множество способов, объединяет которые одно – деньги ты получаешь, конечно, не от корпорации, а от других игроков. Несмотря на очень демократичные условия игры, рулят в ней все равно богатеи. Базовый-то аккаунт бесплатный, но есть и целая линейка премиумов – от бронзового до какого-нибудь бриллиантового. Премиум-аккаунты дают серьезные игровые преимущества. В итоге для крутых донатеров вся эта орава игроков с базовыми аккаунтами – просто мальчики для битья. Либо рабы для самой черной работы. В игровом сленге «Наследия» я не очень разбираюсь. Но в выражении «раскачка в мула» не видится ничего героического.
С другой стороны, это реальные деньги. Могу сходу удвоить свой доход. А там, может, и нормальная работа подвернется.
Кстати, почему бы не попробовать прямо сейчас? Других планов на вечер у меня все равно нет, разве что еще купить чего-нибудь поесть, а то холодильник пустой. Да и вообще, перекусить бы не мешало.
Развернул было интерактивную карту города – думал найти на ней свое здание и посмотреть расположение продуктовых магазинов и игровых салонов. Но потом забил на эту затею – вспомнил, что и то, и другое видел по дороге сюда на первом этаже. Сойдет для начала.
У порога чуть задержался, чтобы отключить свет и экраны. Вовремя вспомнил. Комната-то бесплатная, в сеть тоже выхожу по халявному спутниковому вай-фаю. А вот счета за электричество надо будет теперь оплачивать. Вот, кстати, еще одна статья расходов.
В коридоре мы едва не столкнулись лбами с Венди. Смутилась она при этом так, будто я к ней в душ вломился.
– Прости, Фрост. Эта комната пустовала почти месяц, я уже как-то отвыкла, что отсюда может кто-то выйти… А ты куда? Решил прогуляться?
Я кивнул.
– Хочешь, пройдемся вместе, покажу тебе, где тут у нас что?
– Конечно.
– Захвати упаковку пива, Венди! – тут же нарисовался в коридоре один из Родригесов – тот, что тощий. – Ты обещала.
– Да, да, конечно… – вымученно улыбнулась Ларсон.
Глава 8
– Подозреваю, что п-пиво – за твой счет, – проворчал я, когда мы вышли из бокса.
Венди смущенно пожала плечами.
– Ну, почему. Иногда они отдают. Они не самые плохие соседи из тех, что могут тут попасться. В целом безобидные. Ты не задирайся с ними.
– Не обижают?
– Да нет, – пожала она плечами. – Диас даже вроде как ухаживать за мной пытался одно время. Они даже забавные. И тоже выросли без родителей. Их интернат тут, неподалеку. Ну, а вообще, я на работе пропадаю целыми днями, в комнату возвращаюсь только выспаться.
Дальше до лифтов мы шли молча, повисла долгая пауза. Из меня-то вообще собеседник так себе. А Венди почему-то чувствовала себя неловко.
Она переоделась в джинсы, легкие кроссы на шнуровке и водолазку со слабо светящимся принтом. Кажется, сделала легкий макияж – лицо заметно посвежело. И да, все-таки она похудела по сравнению со школьными временами, просто из-за некоторых… эм, особенностей фигуры казалась довольно объемной. В целом, приятная девчонка, хоть и сильно не в моем вкусе.
– А ты куда собирался? – спросила она уже у лифта.
– На первый. За п-продуктами. И в игровой зал.
– Ты играешь? – удивилась она. – Помню, в школе я тебя ни разу в вирткапсуле не видела.
Потому что я ни разу до нее не добирался. Да и когда она училась, мне еще шестнадцати не было, а все интересные FullVR-проекты начинаются с возрастного ограничения 16+. В том числе «Наследие».
– Давай так – чтобы перекусить, и правда лучше спуститься на первый. Я тебе покажу лавчонку, где один китаец вручную делает самые офигенные хот-доги во всем округе. Его зовут Чень, запомни его лавку. Вкусно и недорого.
– Годится.
– А вот в бесплатный зал на первом я бы не советовала соваться. Я лучше покажу тебе зал на двадцать восьмом, в который я сама хожу.
– Ты тоже играешь?
– Конечно! Да тут, по-моему, две трети жителей в капсулах вечера проводит, особенно молодежь. А безработные и вовсе из них не вылезают.
– «Наследие Странников»?
– Ага. А ты давно там? Что развиваешь? Может, пересечемся как-нибудь в игре?
Она снова смутилась – наверное, сочла себя слишком навязчивой.
– Я еще не играл. Хочу п-попробовать.
–Здорово! Если что, обращайся, подскажу чего-нибудь или подкинул гран в игре. Я, правда, сама еще нуб-нубом, хотя наиграла уже часов двести. Но на бесплатном аккаунте прокачиваешься медленно.
Мы спустились на первый и как раз проходили мимо игрового салона. Да, Венди права, сейчас туда соваться не было смысла. Вечер, наплыв посетителей. Все капсулы заняты, да и вокруг них толпится народ.
Мое внимание привлекла компания парней в похожих черных матовых куртках с агрессивными принтами на спинах и с довольно мерзкими имплантами на бритых головах. Блестящие железные шипы сантиметра по два-три длиной, у некоторых и подлиннее. У одного этими шипами вообще вся черепушка утыкана, у других – поскромнее, но все равно я подивился, как они с этими штуками спят, например. Мешаются же.
Парней было четверо, и все были какие-то дерганые, суетливые – переминались с ноги на ногу, оглядывались, время от времени конвульсивно вздрагивали, будто от нервного тика. Кажется, закинулись чем-то.
– Эй, не пялься на них, – одернула меня Венди и потащила дальше через холл. – Они этого не любят.
– Кто это?
– Ну, помнишь, я тебе говорила, что тут есть типы гораздо хуже Родригесов? Вот как раз один из примеров. Они называют себя Ежами. Их целая банда, ошиваются обычно здесь, на нижних этажах, либо вокруг здания.
– А почему они торчат в игровом зале?
– Да так… Собирают мзду. По мелочи. Пять-десять баксов. Вроде как за место в очереди.
– Тоже мне мафия…
– Здесь они смирные, под камерами-то. В зале и защитные дроны установлены – если что, шарахнут шокером так, что мало не покажется. Но лучше с ними не сталкиваться в слепых зонах. Да и вообще нигде не сталкиваться. Половина из них с оранжевым статусом, им терять особо нечего.
Она снова смутилась и, кажется, даже покраснела. Это уже даже перестало казаться забавным и начало раздражать.
– Извини, я… не хотела тебя обидеть. А как так получилось, что ты схлопотал статус D?
Я только поморщился. Говорить об этом у меня не было желания, тем более с ней.
– Давай лучше п-поедим.
– Да, конечно! – с готовностью отозвалась она.
Хот-доги и правда оказались отменными. Пожилой азиат в яркой оранжевой куртке, не вяжущейся с его возрастом, готовил какой-то дивный соус, который превращал дешевую булку с соевой сосиской внутри в настоящий деликатес. Аж пальцы облизнуть захотелось. И стоили эти маленькие кулинарные шедевры всего по двадцатке.
Надо запомнить это место. Сходу его так просто и не найдешь – крошечный закуток площадью всего несколько квадратных метров, с минимумом оборудования. Помимо самих хот-догов, Чень торговал еще и билетиками моментальной лотереи. Забавный анахронизм, каким-то чудом доживший до конца 21 века. Билеты были разными, многие стоили всего по одному доллару. Но испытывать судьбу я не собирался – с тем же успехом можно было просто выбросить эти деньги в мусорку. Виртуальную конечно – наличку отменили уже много лет назад.
– А что такое «раскачка в м-мула»? – спросил я, пока мы уминали хот-доги, устроившись за узенькой стойкой, тянущейся вдоль стены.
– Решил начать с мула? Думаешь потом найти работу в каком-нибудь клане?
– Угу. Нашел тут один в-вариант…
– И что? Платят реальными деньгами? – явно заинтересовалась она. – А объявление о вакансии в общем доступе было?
– Угу.
– Как же я пропустила-то…
– Давай сб-брошу ссылку.
Несколько секунд ушло на нехитрые манипуляции – мы добавили друг друга в контакты и я перебросил ей ссылку на вакансию. Она пробежалась взглядом по строчкам, высветившимся на небольшом голографическом экранчике.
– Хм… Условия очень неплохие. Я бы сказала – выше средних, особенно если учесть, что требования к соискателям минимальные. Но очень похоже на фейк.
Вот зараза! А я уже, признаться, раскатал губу.
– Почему?
– Мулов обычно нанимают хорошо развитые кланы, а тут – какие-то новички. Ну, и если нанимают – то ищут уже готовых, а не выращивают с нуля. В общем, странно это все как-то. Возможно, просто в основателях клана какой-нибудь мажорчик, вот и вкидывает реальные деньги в развитие. Но, опять же, когда ты при бабках и при хорошем шмоте – проще к уже имеющемуся клану примкнуть.
– Тщеславие?
– Ну, возможно. Хотя, как по мне, лучше быть офицером или даже рядовым в крутом знаменитом клане, чем главой в каком-то замухрыжном.
– Кто такие м-мулы?
– Да по названию же ясно. Персонажи с упором на грузоподъемность. Узкоспециализированные. Очень помогают на фарме ресурсов в биомах, да и вообще…
Она, похоже, заметила мое недоумение, поэтому переспросила:
– Ты вообще в игре не ориентируешься? Хотя бы гайды какие-нибудь, видео смотрел предварительно?
– Немного. Не было времени.
Не то, чтобы я совсем не интересовался «Наследием». Да и сложно было не интересоваться, когда реклама с каждого экрана на тебя валится. Но поскольку в интернате играть не было возможности, я не травил себе душу и видео по игре не смотрел, разве что трейлеры и пару самых общих обзоров.
Если обобщить те крупицы информации об игре, что у меня были, то выходило следующее.
«Наследие Странников» – по сути, гигантская песочница. Все, что в ней есть, добывается и создается самими игроками на тех самых миллионах квадратных километров неизведанных территорий.
Территории делятся на два типа. Первый – стабы, стабильные локации. Большие миры, в которых игроки строят свои базы, крепости, целые города, занимаются торговлей, организуют состязания и многое-многое другое. Их несколько, и по мере развития проекта разработчики или расширяют существующие, или добавляют новые. «Летающие острова», упомянутые в описании вакансии, как раз недавно открытый и поэтому слабо заселенный стаб. Это и логично – самое место для только-только набирающего обороты клана.
Стабы хороши тем, что на них много места, но при этом они изначально пустынные, не заселенные и ресурсами небогаты. Есть только самое простое и необходимое – вода, камень, немного железа. Плюс в каждом возвышаются опустевшие города Странников. Этих самых Странников никто не видел, но их наследием пользуются все игроки. Например, каждый игрок получает имплант Странника, позволяющий совершенствовать свой аватар и овладевать новыми навыками.
Территория вокруг городов Странников накрыта защитным силовым куполом, под которым действуют жесткие правила. Игроки там не могут нападать друг на друга, иначе агрессора тут же разорвут Безликие стражи, да еще и начислят штраф на вход в Шпили – причудливые сооружения, собственно, и составляющие основу их городов. В Шпилях располагаются ключевые для геймплея места. В первую очередь – Врата.
Врата делятся на два типа. Есть постоянные, связывающие стабы друг с другом. Но больше интересны те, что открывают доступ к биомам.
Биомы – это дополнительные игровые миры. Они относительно небольшие, но в отличие от стабов полны жизни. Там-то в основном и добываются ресурсы и идут ожесточенные схватки игроков с местными монстрами и друг с другом. Азарта добавляет то, что существуют биомы ограниченное время – в среднем два-три месяца, а потом доступ к ним закрывается. Так что за отведенное время игрокам нужно успеть выгрести из очередного мира по максимуму, а главное – успеть найти спрятанные в нем уникальные артефакты Странников, самые ценные трофеи в игре. Насколько я знаю, отыскать абсолютно все тайники игрокам пока не удавалось ни в одном из биомов, и каждый раз, когда BlueOcean объявляла итоги освоения очередного мира, форумы игры долго бурлили обсуждениями.
Сами по себе биомы очень разнообразны, тут гейм-дизайнеры дают волю фантазии. Заодно в игре обеспечивается беспрецедентное разнообразие. Я, например, мельком видел тизеры про биом Чрево зверя, представляющий собой одно большое подземелье, на поверку оказывающееся внутренностями какого-то гигантского существа. Или про Бирюзовый Рай – живописнейший тропический архипелаг в теплом океане, для контраста заселенный такими жуткими тварями, что, наверное, одним своим видом они наносили игрокам урон. Моральный-то точно.
Были в истории игры и более классические варианты. Зомби-апокалипсис. Руины древнего города, затерянные в джунглях. Мир, заселенный динозаврами. Пустыня в стиле Древнего Египта – с тайными гробницами, величественными колоссами и песчаными бурями. Полуразрушенный техногенный лабиринт – не то огромный корабль пришельцев, не то база на каком-то астероиде. В общем, со стороны выглядело так, будто «Наследие» может вместить в себя вообще любой сеттинг.
Правда, не разбираясь в игровой системе, мне пока сложно понять, как разработчикам удается совмещать все эти сеттинги. В роликах я видел и закованных в латы бойцов, орудующих секирами и мечами, и бравых коммандос, использующих огнестрел. А артефакты Странников и вовсе представляли собой нечто футуристическое, с лазерами, силовыми полями и сложной бионикой. Как в игре балансируются все эти виды вооружений, типы урона и брони – я пока очень слабо представлял.
Но тем интереснее будет увидеть все воочию.
– Слушай, а давай вместе проверим эту вакансию, – предложила Венди. – Если все это всерьез, то мне такая подработка тоже не помешает. Ну, и по игре объясню, что к чему.
Я не стал отпираться. Гайды я и сам завтра плотно поизучаю, но сегодня придется соваться туда почти ничего не зная. Буду жутко тупить, а это точно не прибавит мне шансов получить эту работу.
– Спасибо. Буду рад, – ответил я вполне искренне.
– Ну, тогда вперед!
Глава 9
Я мчался над бескрайней водной гладью, искрящейся солнечными бликами, прямо к гигантскому логотипу BlueOcean, висящему в небе. От скорости и ощущения высоты дух захватывало. Хоть умом я и понимал, что нахожусь в виртуальной реальности, но зрение и вестибулярный аппарат отказывались в это верить. Да что там – мне даже ветер в лицо дул, а от волн внизу тянуло влагой и запахом соли. Звук был тоже, что надо – узнаваемая с первых аккордов титульная мелодия «Наследия Странников» поначалу навевала ощущение тревожности и таинственности, но постепенно ускорялась, становилась громче, и вот – восторг, триумф, предвкушение славных побед и головокружительных приключений.
Когда я пронзил буквы логотипа, за ними оказался совсем другой мир. Вокруг все заволокло белоснежными облаками, и прямо среди них плавали в небе этакие воздушные айсберги – огромные скалы, сужающиеся книзу, но с широкими плоскими верхушками.
Летающие острова.
Меня по замысловатой траектории прокатили над ними, дав полюбоваться панорамой. Крупных островов было штук пять, еще десятка три помельче, километров по пятнадцать-двадцать в диаметре. Более мелких – и вовсе без счета. Все они висели в воздухе неподвижно и так близко друг к другу, что от одного к другому тянулось множество мостов – часть естественных, но в основном рукотворные.
Первое, что привлекало внимание – это, конечно, величественные Шпили Странников. Изогнутые серебристые башни разного размера, торчащие из земли, будто чьи-то когти. У основания они переходили в довольно большие приземистые строения, похожие на стадионы и сросшиеся между собой. Некоторые же из них напоминали пары изогнутых металлических рогов, между которыми мерцало какое-то светящееся марево. Видимо, это и есть знаменитые Врата.
– Фрост, ты уже подключился? – раздался над ухом голос Венди. – Добрался до создания персонажа?
Для голосовой связи в игре можно было пользоваться обычным смарткомом, так что мы могли общаться уже сейчас. Если хочешь сохранять конфиденциальность в игре, есть внутренние каналы связи, но чтобы получить к ним доступ, нужно для начала создать персонажа.
Честно говоря, я бы предпочел пройти обстоятельный и неторопливый туториал, желательно с элементами практики. Но времени на это не было. Надеюсь, Венди объяснит все не хуже. И уж точно быстрее.
– Нет. Летаю над островами.
– А, ну значит, недолго осталось. Видишь шпили?
– Да.
– Величественное зрелище, не правда ли? Послезавтра откроются врата в три новых биома. Тогда возле каждого шпиля будут еще порталы. Это такие… водовороты воздушные, светящиеся. Тоже очень красиво.
– Угу, – кивнул я, хотя уж красота архитектуры меня интересовала в последнюю очередь.
Летающие острова считались свежим стабом, но довольно значительная их часть была уже застроена или, по меньшей мере, разбита на участки. Застройка получалась очень эклектичной по стилю, да и общего генплана наверняка не было. Единственное, что было заметно сверху – это то, что от площади, окружавшей Шпили, уже заранее проложено несколько широких дорог, расходящихся в разные стороны, как лучи звезды. Большинство участков строительства располагалось вдоль этих проездов.
Защитный купол над Городом Странников тоже был заметен, но только если приглядываться. Прозрачный, будто мыльный пузырь, он отсвечивал голубоватыми отблесками. Все участки, застраиваемые игроками, располагались за его пределами. Причем первое, что строилось на каждом участке – это защитная стена. Понятное дело. Безопасная зона за пределами купола заканчивалась, так что нужно было защищаться от себе подобных.
– Я тебя пока не буду отвлекать, – сказала Венди. – Давай встретимся на торговой площади возле Шпилей минут через пятнадцать. Думаю, тебе хватит, чтобы создать персонажа. Там только внешность задать и все.
Летел я пока бесплотным и невидимым духом, но собственное тело, лежащее в вирткапсуле, ощущал, хотя и как-то отдаленно. Но в целом был приятно удивлен качеством картинки и вообще ощущениями. В полной красе технологии FullVR раскрываются, когда подключаешься через нейрошунт. Но для этого нужен соответствующий имплант, да и сама вирт-капсула подороже. Но и без них было круто. Я постепенно вообще перестал замечать прикосновения мягкой гелеобразной массы, обеспечивающей мне тактильные ощущения, а уж зрение вообще полностью переключилось – я смотрел во все глаза и тщетно пытался найти хоть какие-то признаки того, что вокруг – графика, а не реальность.
Замедляя скорость, я подлетел к острой вершине одного из шпилей. Вблизи стало заметно, что он представляет собой не совсем уж гладкую монолитную конструкцию, а весь испещрен разного размера отверстиями – чем-то вроде шлюзов. В один из них я и влетел. Ожидал, что внутри окажется темно, но глаза, наоборот, залило таким ярким светом, что пришлось зажмуриться. Как это у меня получилось, учитывая, что глаз и вообще тела у меня не было – сам не пойму.
Когда свет померк и я снова огляделся, оказалось, что я завис посреди абсолютно белой цилиндрической комнаты диаметром метра три. На стенах и потолке мерцала светящаяся лазерная сетка с шестиугольными ячейками. В центре комнаты стояло что-то вроде манекена – человеческая фигура из матового темного материала, без черт лица и без одежды.
– Добро пожаловать в «Наследие Странников», искатель приключений!
Голос за кадром был ровным и бесстрастным, наверняка голосовой синтезатор. Еще и с необычным акцентом – некоторые гласные получались переливчатыми, с необычными модуляциями, которые точно нельзя было воспроизвести голосом. Так что представлялся какой-нибудь робот, причем старый, из тех времен, когда они не умели достоверно подражать человеческой речи.
– Вы находитесь в стартовом репликаторе стаба «Летающие острова». Здесь вы обретете телесную оболочку и сможете приступить к поискам наследия Странников в великом множестве миров. К выбору своего воплощения стоит подойти со всей серьезностью. Некоторые его параметры нельзя изменить в дальнейшем.
Рядом с манекеном высветился столбик надписей и ползунков. Несмотря на то, что я по-прежнему был бесплотен, управлять ими вполне получалось – я просто протягивал вперед невидимую руку, сосредотачиваясь на конкретной строчке, и она выделялась.
Настройки были очень широкие, но я, помня, что меня ждет Венди, не стал углубляться в дебри и выбрал только самые основные параметры, без которых нельзя было начать игру.
Никнейм. Имя, которое будет высвечиваться над тобой при идентификации другими игроками. Уникальность не требуется, однако постарайся быть оригинальным.
Ну, тут и думать нечего. Фрост. Я уже так прикипел к этому имени, что сложно будет ассоциировать себя с другим.
Гендер.
Вариантов тут было множество, в соответствии с длиннющим списком гендеров, официально признаваемых в Соединенных Агломерациях. Сам я большую часть этого списка считал полной хренью, и секрета из этого не делал. Наверняка и за это получил немало штрафных очков к социальному рейтингу. Сторонники бинарной гендерной системы нынче считаются недостаточно толерантными.
Я с трудом отыскал в списке подходящий мне вариант – цисгендерный гетеросексуальный мужчина. Перечитал дважды, чтобы не ошибиться.
Тип внешности.
Можно выбрать из нескольких предустановленных вариантов: азиатская, европейская, латиноамериканская, афроамериканская и так далее. Поставил европейскую и, наконец, манекен ожил. Эффект был мгновенным, а выглядел аватар так натуралистично, что я даже облетел его пару раз кругом, присматриваясь к мелким деталям. Волосы, ноздри, ногти на руках и ногах… Да уж, вот что значит FullVR! Графику не отличишь от 3D-видео.