Сергей Войтковский
Секреты профессии. Том 8. Антреприза музыкального театра
«И постави на камени нозе мои,
И исправи стопы моя,
И вложи во уста моя
Песнь нову…»
ПсалтирьМОСКОВСКАЯ ШКОЛА АНТРЕПРИЗЫ И АРТ-МЕНЕДЖМЕНТА ИМЕНИ С.И. ЗИМИНА
© Войтковский С. Б, 2021
Вместо предисловия
Появлением этой работы мы во многом обязаны той невероятной неразберихе, сложившейся в организационно-оперативной работе немногочисленных по мировым меркам музыкальных театров страны, корявым инициативам отдельных деятелей современного искусства и часто задаваемым нам для экспертизы вопросам со стороны представителей средств массовой информации, заинтересованных лиц, учреждений и организаций.
Попрошу «категорически патриотическую» общественность не сильно волноваться по поводу высказывания «о немногочисленных по мировым меркам музыкальных театрах страны».
Не знаю, как еще назвать подобное бедственное положение!
К примеру, в Чехии, территория которой меньше территории Московской области, постоянно действует 10–12 оперных театров; или в США – 270–290 оперных компаний. Не будем удручать статистикой по ФРГ, Франции, Британии, Италии и т. д.
Тем более Италии!
Однако на этом фоне напомним, что в начале XX века в России помимо 7 императорских театров Москвы и Петербурга по стране действовало около 200 оперных антрепренеров, которые вели свою творческую деятельность от Ревеля, Архангельска и даже Мурманска до Одессы и от Петербурга до Петропавловска-на-Камчатке. В те времена уже имелось 66 стационарных театральных сооружений, приспособленных для успешного представления оперы. Параллельно и повсеместно действовали драматические антрепризы, количество которых было сравнимо. А некоторые выдающиеся русские антрепренеры умудрялись содержать и вести по несколько трупп одновременно, одна из которых была драматической, а другая – оперной, и обслуживать этими творческими силами параллельно ряд крупных городов (к примеру, Казань и Самару).
Поэтому именно в то время частный (антрепризный) театр прочно вошел в художественно-культурную жизнь России, её творческий и деловой оборот, занял подобающее ему достойное место и видное положение в обществе. Благодаря этому антреприза стала обыденным явлением, таким же как частный отель, доходный дом, ресторан, школа, институт, фабрика, торговое заведение, банк, страховая компания, редакция газеты, журнала и т. п. Этому в полной мере, бесспорно, способствовали отмена в 1861 году крепостного права и в 1882 году монополии императорских театров на представления и зрелища в обеих столицах. И дремавший долгое время в тисках принуждения творческий потенциал народа вырвался на широкие просторы открывшихся возможностей.
Талант обрел дорогу!
В этой работе мы не будем задерживаться на имевших большое место и значение в художественно-культурной жизни общества музыкальных антрепризах, развивавшихся повсеместно благодаря деятельности, в том числе Императорского русского музыкального общества. Также не коснемся продолжавшейся, а по сути, активно возрождавшейся в обществе после 1882 года на частных основаниях традиции корневого русского самодеятельного (скоморошьего и петрушечного) театра. Был дан старт научным поискам, созданию записей и изданию аутентичных театральных и народных текстов, песен, былин, эпоса, пословиц, поговорок, календарных праздников и т. п. Развивалась полиграфическая база, ширилась издательская деятельность. Диапазон интересов деятелей культуры того времени поражает энциклопедизмом.
В орбиту музыкально-художественной жизни врывались новые творческие музыкальные коллективы: русские и цыганские хоры, хоры знаменного распева, оркестры русских народных и роговых инструментов, осуществлявших свою деятельность также на частных основаниях. Утвердилась традиция проводить творческие конкурсы, поощряя через эту форму широкое развитие художественной инициативы в искусствах и искусства в целом, публично обсуждать имеющиеся, в том числе и в театральном деле проблемы.
Благодаря этому рождались влиятельные и важные для формирования условий полноценной жизнедеятельности искусства в гуще социума общероссийские и региональные общественные организации. Среди прочих Общество драматических писателей и композиторов (ныне РАО), Всероссийское театральное общество (ныне СТД), Союз оркестровых музыкантов Москвы и многие другие.
В результате плодотворной практической деятельности членов секции театральных предпринимателей ВТО было создано Общество взаимного кредита антрепренеров, председателем которого был избран и впоследствии был его неизменным руководителем А.А. Бахрушин.
А как широко развивалось домашнее и общественное музицирование? Почитай в каждом уездном дворянском собрании был создан свой самодеятельный камерный или симфонический оркестр (струнная группа которых иногда состояла целиком из инструментов выдающегося итальянского мастера Страдивари), минимум квартет, которые регулярно давали концерты из произведений классиков и современных композиторов, ставили сцены из опер, и даже целые оперы.
Этому способствовало развитие в стране нотного издательства, которое к этому времени имело несколько действовавших в Петербурге и Москве издательских фирм, державших свои магазины и типографии.
Художественно-культурные и духовные интересы того общества были поразительно широки и разнообразны и не замыкались на лубочной доморощенности.
Да и люди были другими. Культура общества Российской империи опиралась на веру, и человек той эпохи в своей основе и массе отличался удивительной глубиной, сдержанностью, основательностью и содержательностью.
Вот на этих-то благотворных дрожжах как раз и были выращены и выпестованы великие русские антрепренеры, трудами которых отечественное искусство достигло своего небывалого взлета, заняв на мировом подиуме достойное положение и главенствующее место, поразив европейскую и мировую общественность выдающимся профессионализмом, самобытностью, буйством красок и высочайшим художественным уровнем.
Отголоски тех славных великих творческих побед до сего дня согревают души миллионов ценителей и любителей высокого искусства в разных уголках планеты.
И сегодня немеркнущая слава и блеск русского художественного гения покрывает собой все художественно-культурное пространство Земли. Поэтому не найдете ни одного концертного зала, ни одного учебного заведения, ни одной библиотеки, ни одного публичного театра в этом мире, где бы ни звучали музыка Глинки и Даргомыжского, Чайковского и Скрябина, Римский-Корсакова и Бородина, Мусоргского и Рахманинова, и слово Пушкина и Лермонтова, Толстого и Чехова…
Прошла добрая сотня лет!
Однако оснований надувать щеки и почивать на лаврах не наблюдается.
Да, было! Да, приятно!
Но, видимо, понимая всю глубину пропасти, в которой мы могли сегодня оказаться в области его всеми фибрами души любимого искусства, великий московский антрепренер русской оперы первой четверти XX века С.И. Зимин в своих дневниках в назидание потомкам оставит подбадривающее: «Ну-тка, Вы, нынешние!» И он справедливо имеет право ожидать новых выдающихся успехов от деятелей современного отечественного искусства, поскольку сам посвятил ему всю свою жизнь, энергию и знания без остатка.
Нам же очевидно и без тени сомнений понятно, что на пустом и неподготовленном месте доброго результата не будет.
Да и редкие вдруг возникшие неожиданные отдельные успехи в целом по стране ситуацию к лучшему изменить не могут.
Нужна система! А её нет!
Но и на камнях растут деревья!
Поэтому и написана эта работа, чтобы по мере сил взрыхлить иссохшую скудную почву и по мере возможности бросить в неё зерна.
А далее – дело Господне!
Здесь найдутся выверенные практические рекомендации по всем направлениям организации и оперативного управления живым делом как выдающимся творческим организмом, нацеленным на самые великие достижения в области музыкально-театрального искусства.
Культура духа и экономика достижений требуют реальных очевидных примеров, к подражанию которым нужно стремиться и на результаты трудов которых важно опереться. На этом пути более всего полезны (для идущего во тьме неведения, тем более на ощупь) практически точные методические рекомендации.
Их и найдете на этих страницах.
С Богом!
I. Введение: Антреприза. Что это такое?
Это частное, коллективное или общественное театрально-сценическое зрелищное предприятие, функционирующее за счет от имени и в пределах выделенных учредителем/ями ресурсов.
Частное – учрежденное одним частным лицом – антрепренером и им же управляемое самостоятельно в рамках своих потенциальных возможностей и ресурсов и возможностей своих деловых партнеров.
Коллективное – учрежденное группой частных лиц и управляемое избранным среди всех действующих здравствующих учредителей частным лицом – генеральным директором, выполняющим функции антрепренера.
Общественное – учрежденное общественной организацией или объединением организаций и управляемое назначенным или нанятым ей/ими на определенный срок (от года до трех лет) подотчетным во всех отношениях исполнительным директором, выполняющим функции антрепренера.
Это значит, что в антрепризе действует принцип персональной ответственности руководителя за дело. Поэтому любые решения по всем важным направлениям и всем самым чувствительным вопросам одобряются или санкционируются лично антрепренером – частным предпринимателем, генеральным или исполнительным директором.
А чтобы не быть раздавленным грузом ответственности и проблем, с учетом наличия собственных не беспредельных сил и, ясно, не всеохватывающих знаний, антрепренер обязательно создает собственную профессиональную команду и организует максимально качественные условия её оперативной работы, обеспечивая, тем самым, свою плодотворную деятельность делегированием ответственности.
Ответственность же делится между командой по основным направлениям, узловым задачам и предметным вопросам.
Антрепризы бывают временными и постоянными, театральными и музыкальными, цирковыми и фестивальными, и т. д.
Каждая антреприза – любое зрелищное предприятие – имеет свою (в соответствии со своим продуктом и основным направлением деятельности) уникальную структуру организации управления и свой штат нанимаемых на конкретное время творческих и специальных работников, специалистов и сотрудников инженерно-технических служб, административного и обслуживающего персонала.
Поскольку антреприза – зрелищное предприятие, она должна иметь на карте города или местности своё точное место для организации регулярной публичной деятельности: осуществления приема и удобного размещения там публики. Это место – театральный зал или комплекс, или площадка, или городская площадь (как у кого получается) должны иметь парковку для личного автотранспорта и находиться достаточно недалеко от крупных развязок дорог, станций и остановок основных видов общественного транспорта.
Кроме того, антреприза либо в своем комплексе зданий, либо на расстоянии «ближнего подскока» должна иметь свои собственные мастерские и хранилища для декорационной, костюмерной и бутафорской продукции. Но даже если в вашей оперативной работе отсутствует необходимость в наличии собственных мастерских, необходимо всегда иметь место для сохранения и ремонта сменного реквизита, обслуживания и освежения арендованных костюмов, а также починки бутафории.
В дополнение к этому нужно указать, что если здание, где осуществляется публичная деятельность, не позволяет одновременно заниматься творческими и постановочными процессами всем участвующим в спектаклях лицам и группам, важно иметь дополнительно рядом творческую репетиционную базу. Она нужна для проведения регулярных репетиций, спевок, уроков, классов и всего того, что требуется в любой оперативно-постановочной работе.
Особо это важно при организации плановой работы в опережение и на долгую перспективу: играя зрителю текущий репертуар, неспешно готовить взрывные премьеры будущих сезонов.
Такой щадящий стиль творческой работы позволяет без сверхнапряжения творческих усилий труппы и излишнего героизма работников постановочных цехов и отдела административно-хозяйственного обеспечения загодя решать необходимые по принадлежности вопросы и быть готовыми к конкретным срокам показывать свое высокое мастерство на самом высочайшем его профессиональном и творческом уровне.
Этот же «высочайший профессиональный и творческий уровень» не что иное, как ежедневный упорный труд в достижении поставленного перед труппой уровня результата!
Успех в искусстве – достижение коллективное (артельное)!
Для антрепризы это не просто важно, а жизненно необходимо!
Кроме того, чтобы сезон антрепризы проходил без эксцессов и каких-либо неожиданностей и потерь, необходимо везде в заинтересованных ответственных городских и районных органах и службах согласовать свои планы, получить аккредитацию или подписать акты, дающие вам право открыть и вести перспективную публичную деятельность. Эта работа также позволяет своевременно и заблаговременно выверить и устранить все ваши организационные и технические проблемы, найдя щадящие способы их решения.
Главное внимание направляется на разработку порядка действий при ЧП, составлению ответственных расчетов, именному закреплению за ответственными сотрудниками конкретных сегментов здания и составлению планов эвакуации. В результате антреприза получает не только полную пригодность для работы с публикой, но и определенный круг заинтересованных лиц в системе городского и районного управления, взаимодействуя с которыми вам будет гораздо легче удаваться решать огромный перечень других, в том числе и оперативных производственных вопросов.
И запомните навсегда: публика – ваши гости! Они должны посетить вас и покинуть в возвышенном и приподнятом духе без потерь! Поэтому вы на территории вашего здания отвечаете за их безопасность и здоровье! А это значит, что у вас на стационаре должен работать комплекс антитеррористических мероприятий, создан дееспособный пожарный и эвакуационный расчет, и функционировать медицинский кабинет с дежурным терапевтом.
Чтобы быть узнаваемой везде, даже на карте, антреприза создает свой фирменный стиль и свое фирменное название, которыми и метит все печатные материалы, доступные для публики, карты и схемы, иные рекламно-маркетинговые и информационно-коммуникативные продукты как самой антрепризы, так и сторонних изданий и компаний, места, где размещается её база и площадки, где труппа выступает для зрителя. Также этот стиль закладывается в интернет пространство, социальные сети, наружную, транспортную, телевизионную, радио, газетную, визуальную и иные виды рекламы, достигая, таким образом, максимальной узнаваемости и массового информирования населения о себе, своих продуктах и ведущих исполнителях.
Кроме того, стиль также закладывается и во все печатные материалы, исходящие из предприятия в большой мир: от визитки и фирменного бланка, до конверта, поздравительной открытки, юбилейного адреса и многого другого.
К стилю относится и особый (эксклюзивный) способ подачи вашей информации на радио, телевидении, в интернет вещании, использовании уникального шаблона для рассылок, баннеров и других средств современного маркетинга в сетях.
Важно, чтобы были глубоко проработаны средства визуальной рекламы и информации от мест развязок общественного транспорта до места осуществления вашей публичной деятельности. Этот точно просчитанный и выполнений маневр позволяет ненавязчиво создать у заинтересованного зрителя приятное ощущение предвкушения встречи с антрепризой, прекрасным и вечным миром художественных ценностей, который вы ему несете, задолго до того, как он займет свое кресло в зрительном зале. И он погрузится в сладостные ожидания этой трогательной встречи еще на ближних подступах к театру.
Теперь – он ваш!
Весь транспорт, пересекающий магистрально место или район вашего пребывания, должен нести на себе или в себе ваши узнаваемые броские материалы, благодаря которым жители и работники вашего и ближайших районов узнают, что вы есть и чем вы занимаетесь. Это важно по многим обстоятельствам. Главное среди прочего – антреприза должна стать местом средоточия неподдельного внимания для ближнего, среднего и дальнего кругов городского общества. Если это удается осуществить, то и туристы легко найдут вас. А для перспектив ведения устойчивого дела, этот фактор имеет непреходящее значение!
Еще раз напомним, поскольку мы уже почти встроены в систему мирового арт-перформенса, то в нашем деле играют объективную и экономическую роль, взаимодействуют и одновременно друг друга дополняют базовые механизмы арт-индустрии и индустрии мирового арт-туризма! Их нужно рационально внедрять и использовать для создания устойчивости своего дела и его финансовой основательности.
Правильно иметь в театре телефон-информатор, который в режиме реального времени будет рассказывать звонящим о ваших текущих афише, планируемых событиях и способам к вам добраться. А также телефон горячей линии, на который могут звонить по случаю и по любым, включая деловые, вопросам. Он обязан с 9.00 до 21.00 непременно отвечать. Поэтому у телефона должно быть организовано регулярное дежурство, обеспечив этот персонал необходимой деловой справочной информацией и рекомендациями.
Важно наладить тесную рабочую связь с районным и городскими печатными изданиями, где еженедельно (раз в декаду) в опережение публиковать ваши объявления о репертуаре следующей недели (декады). Важно раз в месяц размещать там статьи о новых постановках и знаковых мероприятиях, интересные интервью ведущих исполнителей и лучших сотрудников театра или обзоры об общественно-публичной деятельности антрепризы.
Если эту важную часть работы антреприза будет выполнять интеллигентно, ненавязчиво, творчески вдохновенно и предельно доброжелательно, то подобный материал всегда будет являться и привлекательным, и желательным как для редакций журналов и газет печатных и интернет изданий, так и для заинтересованных читателей, и для увлеченных зрителей. А для антрепризы это живой источник вдохновения публики, организации её неподдельного интереса к вашей работе, вашим афишным и премьерным спектаклям, вашим артистам и работникам, вашим гастролерам и целевым мероприятиям, без чего невозможно гарантировать аншлаговое заполнение зала.
Важно также иметь свое персональное для антрепризы пространство в интернете и социальных сетях и вести там активную регулярную ежедневную пропаганду и популяризацию собственно антрепризы, её репертуара, её истории, ведущих и действующих артистов и творческих лиц, работников цехов и служб, готовящихся премьер и многого другого.
В результате отсюда будет вытекать и реальная экономика любой учреждаемой и вновь созданной антрепризы. Ни предприниматель, ни группа деловых партнеров и ни даже кооперация общественных организаций нигде и никогда в истории не были в состоянии дать новому или действующему творческому предприятию исчерпывающий бюджет для покрытия всех необходимых, тем более неожиданно возникающих расходов. Поэтому любой руководитель любой новой или действующей антрепризы изначально имеет одну важнейшую задачу – задачу извлечения из основного продукта предприятия – спектаклей – максимального валового дохода.
Но! Во-первых, публику важно в первый сезон раскачать и постепенно приучить к вашей высококлассной деятельности. И это будет главной вашей задачей! Поскольку, чем чаще в сезоне вы будете иметь полный аншлаговый зал, тем выше будут ваши текущие и перспективные реальные доходы (по 16 пунктам из ТЗ – «Экономика и финансы субъектов арт-индустрии»), которые позволят коллективу иметь абсолютно другого уровня продуктивные возможности для оперативно-творческого маневра и неожиданного рывка.
И это слишком важно, чтобы отпускать этот базовый вопрос стратегического существования творческого предприятия на самотек!
Поэтому антреприза музыкального театра всегда имеет босса – антрепренера – высшее должностное лицо предприятия, который отвечает за все и руководит всеми основными направлениями его деятельности. Поэтому антрепренер в системе управления замыкает на себя базовую творческую команду (художественно-творческий совет) и директорат: директора-распорядителя, директора по административно-хозяйственной части, технического директора, директора по коммуникациям, маркетингу и рекламе и финансового директора (главного бухгалтера) предприятия.
Именно этим составом и в режиме оперативной деятельности чаще всего по понедельникам еженедельно на регулярной основе вырабатываются и принимаются текущие, стратегические и исторические решения, которые становятся обязательны в исполнении. Они оформляются номерным и датируемым протоколом поручений, за выполнением которого обеспечивается должный контроль. Копии соответствующих решений протокола направляются для исполнения в заинтересованные службы и ответственным лицам и передаются под подпись по назначению. По мере исполнения поручений их снимают с контроля. А при выполнении всех поручений и решений конкретного протокола, он отправляется в архив.
Именно таким коллективным образом под председательством антрепренера ведется основная управленческая работа зрелищного предприятия в режиме оперативно-распорядительного планирования. Здесь на подобных совещаниях директоров и обеспечивается анализ текущего положения предприятия и планирование своих ответных действий, принятие выверенных и обоснованных решений, обеспечивается организация и координация их исполнения, своевременное стимулирование и четкий контроль в режиме текущей плодотворной деятельности.
В результате у антрепренера остается достаточно времени для решения других очень важных вопросов стратегического развития деятельности предприятия, создания условий его процветания. А реальной координацией и действенным контролем на предприятии (в антрепризе) занимаются и обеспечивают помощники и секретари антрепренера и действующие уполномоченные антрепренером должностные лица – каждый по направлению своего ведения.
II. С чего начинается дело
Вы думаете, антреприза начинается со сметы? Или с заключения договора на аренду площадки? Или с подписания договоров с афишными артистами? Или с бронирования комплектов декораций и костюмов под дежурный репертуар? Или подписания сезонного договора с типографией на печать рабочих афиш?
Нет!
Это все очень важно, но вторично!
Любое и каждое творческое дело начинается «с кабинетной нашей работы» (С.И. Мамонтов).
«Наша… кабинетная, подготовительная работа чуть ли не главная. Она должна быть сделана крайне обдуманно, осторожно и предусмотрительно!» (С.И. Мамонтов).
Антреприза – это инновационное предпринимательство. Поэтому именно кабинетная самостоятельная работа антрепренера, которая может проходить иногда и в содружестве с двумя-тремя членами планируемой им творческой команды, должна привести его к пониманию и нахождению уникальных путей продуктивной, перспективной и очевидной без компромиссов доходной деятельности вновь запускаемого творческого предприятия. И этот выверенный механизм доходности должен быть не умозрительным, а реальным и на практике доступно и просто реализуемым.
Если это сделано, все качественно обследовано, осмысленно и на листе бумаги вычерчено и решено, то предварительная глубоко аналитическая работа (мозговой штурм) отбрасывания лишнего и бесполезного, и выбраковывания крупных финансовых затрат может привести вас действительно к настоящему реальному успеху.
И не только вас, но и ваше дело, ваших людей и коллектив.
Но прежде всего вы должны найти художественную идею своего творческого предприятия. Для чего оно создается, чему будет служить?
Чтобы было ясно, о чем идет речь, даем исторический пример:
«Частная опера, театр, не преследующий наживы, а только цели художественного исполнения… Чудесный подбор певцов… Оркестр, из интеллигентных музыкантов. Хор, полный и свежий, чтобы оперы разыгрывались идеально… Давать… новинки русского и иностранного репертуара, ставить вещи серьезные», – художественная идея С.И. Зимина, сформулированная им в феврале 1903 года, в канун реализации идеи первых опытных летних постановочных под рояль экспериментов в Кусково на летней сцене сада Гай под брендом «С.З.».
Художественная идея должна быть эксклюзивной, уникальной и неповторимой! Поскольку именно она – художественная идея – филигранно воплощенная в жизнь и заложит основание вашей корпоративной узнаваемости (вы видны наряду со многими) и вашей творческой индивидуальности (вы видны в ряду других). И это позволит антрепризе превосходно, достойно и на долгие годы позиционироваться как на внутреннем, так и на внешнем рынках искусства!