Книга Трезвитесь и бодрствуйте! - читать онлайн бесплатно, автор Эдуард Николаевич Качан
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Трезвитесь и бодрствуйте!
Трезвитесь и бодрствуйте!
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Трезвитесь и бодрствуйте!

Эдуард Качан

Трезвитесь и бодрствуйте!

© Качан Э. Н., текст, 2021

© Издательство Сибирская Благозвонница, оформление, 2021

* * *

Предисловие

В книге Эдуарда Качана «Трезвитесь и бодрствуйте!» затрагиваются темы, которые нельзя рассматривать вне духовной сферы, – это наркомания и алкоголизм. Выбор данных тем для издания обусловлен прежде всего позицией Православной Церкви в отношении к таким болезненным проблемам нашей современной жизни. По словам Святейшего Патриарха Алексия II, «Церковь приветствует все труды, направленные на преодоление наркотической угрозы. В то же время для православного христианина ясно: наркомания есть в первую очередь духовная болезнь»[1].

В выступлении митрополита Калужского и Боровского Климента на Всероссийской конференции «Национальная сфера ответственности: власть, Церковь, бизнес, общество против наркомании»[2] содержатся аналогичные мысли: «Наркотики и алкоголь являются причиной распада семьи, социального сиротства, роста преступности и агрессивности в молодежной среде… Наркотическая зависимость является серьезным фактором снижения рождаемости, и она же приводит к повышению смертности в стране. Недаром наркоманию называют чумой XXI века». Это было сказано пятнадцать лет назад, но актуальности своей совсем не потеряло.

В свою очередь, Патриарх Кирилл неоднократно подчёркивал духовные причины этих недугов. «Наркомания – это и болезнь, и грех, как и каждая болезнь есть отражение некоего беспорядка, нарушения Божиего плана о мире и человеке. В каком-то смысле каждая болезнь является следствием греха, но в наркомании, как и в алкоголизме, эти следствия особенно очевидны»[3].

Проблемы алкоголизма и наркомании, к сожалению, встречаются и в среде воцерковлённых православных христиан. В основ ном у тех людей, которые обратились к Церкви, уже страдая этими недугами, бывают рецидивы. Но чаще от этих проблем страдают родственники и знакомые воцерковлённых православных христиан. Попытаться помочь им выйти из тупика, показать дорогу к новой жизни, протянуть руку помощи – наша обязанность.

Также в группу риска попадают наши дети – их могут втянуть в наркоманию и пьянство сверстники, которые сами не понимают, по какой опасной дорожке ходят.

Третий раздел книги содержит советы и молитвы для матерей и жен, которые хотели бы помочь своим детям и мужьям побороть пагубные страсти.

От редакции

Введение

Недавно зашёл ко мне знакомый. Он удивительный человек. Сам в прошлом наркоман с многолетним стажем, едва избежавший тюремной камеры. Но нашёл в себе силы, с Божией помощью, сказать наркотикам «прощай» и теперь помогает другим сделать то же самое. Руководит Центром реабилитации алкоголиков и наркозависимых. Разумеется, он и его коллеги по Центру не вылечат сразу всех – всё-таки это очень сильная страсть, её тяжело победить. Но они уже помогли многим, и это очень и очень здорово. Бог даст, и ещё многим помогут.

И вот сидим мы с ним, чай с печеньем пьём, беседуем. Коснулись легализации марихуаны, которая шагает сейчас по миру семимильными шагами. Я сказал, что, скорее всего, марихуану разрешат везде или почти везде. А там, где легализована она, не будет особых проблем и с легализацией других наркотиков. Я думал, что этот мой знакомый – человек, который сталкивается с тяжкими последствиями наркомании ежедневно, – станет топать ногами и громко возмущаться. Но он спросил:

– Слушай, а ты когда в последний раз водку покупал?

– Водку? Сложно сказать, – отвечаю я. – Лет двадцать назад. Может, и больше. Точно не помню, если честно.

– Вот видишь, – говорит. – Водка продаётся на каждом углу, а тебе всё равно. А если тебе марихуану предложат или, скажем, героин – совершенно бесплатно, – ты возьмёшь?

– Нет, конечно. Зачем? Мне и без них хорошо.

– Ага! Вот мы и пришли к самому главному. А главное – что? Правильно – выбор самого человека. Он сам, добровольно говорит всему этому либо «да», либо «нет». А легализовано или не легализовано – не слишком важно. Сейчас у нас наркотики под запретом, но ведь ты сам понимаешь: если человек хочет их достать, то это для него не проблема.

Вот такой разговор получился. С аргументами моего знакомого можно поспорить. Да, конечно, и он, и я – строгие трезвенники, нам ни алкоголь, ни наркотики не нужны. Ни за деньги, ни даром – никак. Но мы ведь взрослые, сформировавшиеся люди, мы сделали свой выбор давно.

А дети? Сумеют ли они пройти мимо соблазна? Когда он на полочке лежит и яркой упаковкой манит? Ой, не знаю! Как по мне, было бы лучше, если бы государство людей от всего этого ограждало, причём решительно и строго. Но факт остаётся фактом – если сейчас и ограждает, то не слишком старательно. Наркотики ведь и на самом деле несложно достать! А в будущем, не исключено, будет ограждать ещё слабее.

Какой напрашивается вывод?

От алкоголизма и наркомании мы должны оградить себя сами. Себя и своих детей. Никто, кроме нас, этого не сделает.

От автора

Раздел 1

Об алкоголизме

Глава 1

Плохой обычай

Знаете, лично я не отделяю алкоголизм от наркомании. И не говорю, что наркотики есть жуткое зло, а вот вино с водкой – это хорошо! Нет, я сторонник строгой трезвости. Сам не пью, ни с горя, ни от радости, и всем того же желаю. Пусть со мной многие не согласятся, тем не менее я убеждён: гордость побеждается смирением, жадность – щедростью, ненависть – любовью, злопамятность – прощением. А алкоголизм с наркоманией – трезвостью.

Да конечно, потребление алкоголя в быту – и в радостные дни, и в горестные, и при встрече друзей, и за просмотром футбольного матча перед телевизором, и вообще безо всякого повода – глубоко укоренено в нашей культуре. Ну и что? Ну прижился дурной обычай – что с того? Когда-то Иоанн Златоуст говорил примерно так: ты видишь плохой обычай? Не следуй за ним! Перемени обычай. Пусть плохой обычай отойдёт в прошлое, а укоренится другой, хороший.

В том, что употребление алкоголя – это дурной обычай, меня никто не переубедит. Слишком много от него зла. И доказательств этому – миллион.

Ну вот, к примеру. Я не старый ещё человек, но не все мои друзья детства живы.

Первый друг разбился на машине. Был пьян.

Друг второй замёрз насмерть в сугробе одним морозным вечером. Шёл домой с работы, но не дошёл – пьян был, причём очень сильно. Кстати, совсем немного не дошёл – метров пятьдесят. Устал и прилёг в сугроб отдохнуть. И не встал больше. Парню было 22 года.

Третий товарищ отравился поддельной водкой – помните, наверное, такую в 90-е разливали по подвалам и продавали чуть ли не на каждом углу. Вот мой приятель и отравился, отведав. Тоже насмерть. И приблизительно в таком же возрасте – чуть старше двадцати.

Четвёртый друг не дожил до тридцати пяти. Проблемы с внутренними органами. Тяжёлые болезни, несколько операций, в итоге – смерть. При чём тут алкоголь? А пил паренёк сильно, лет с тринадцати-четырнадцати. Всё пил: шампанское, вино, пиво, водку, коньяк, самогон, брагу. Так жили его отец и старший брат. Не знаю, живы ли они теперь, но моему приятелю такое питьё все внутренности сожгло.

Уверен: каждый вспомнит такие истории, случившиеся со знакомыми. И примеров этих наберётся с добрый десяток. Но то дела мирные, люди сами пили, сами же и пострадали.

А есть ведь и дела полицейские. Или милицейские, как говорили в те годы, когда я на шесть лет примерил синие погоны правоохранителя. В общем, довелось мне столкнуться с преступностью, и довольно плотно. И знаете, какое убеждение я вынес из тех лет?

Если бы люди не пили, преступлений было бы меньше. Во много раз меньше! Особенно тяжких.

Нет, серьёзно! Если смотреть киношные детективы, то может показаться, что подавляющее количество убийств происходит из-за денег – огромных, непомерных, какие честным трудом вовек не заработаешь. Ну, или из мести – эту тему киношники тоже любят.

На самом деле всё это не так. Нет, убийства на корыстной почве случаются, кто ж спорит (из мести – редко).

Но чаще всего происходит примерно следующее – приятели встретились, решили поболтать. Ну, а кто ж без бутылочки болтает? Зашли в магазин, водку-закуску приобрели, затем сели в каком-то тихом месте, выпили. Потом ещё и ещё. Не сошлись во мнениях по пустяковому вопросу, начали спорить. Быстро «завелись»: пьяные ведь! Дошло до драки. Победил тот, кто первый схватил нож. (Нож, которым приятели пять минут назад колбасу нарезали.)

На суде он, ясное дело, плакал и говорил, что никогда такого не сделал бы, если бы пьяным не был. И это правда, конечно. Один человек был бы жив, второй не сидел бы в тюрьме. И две семьи не осиротели бы. А всё потому, что в нашем обществе укоренился обычай при встрече пить.

Но это так, общая схема. В которую, правда, впишутся тысячи и тысячи убийств по всему свету.

А вот, скажем, несколько реальных милицейских «выездов» из моей практики. Это не какие-то теоретические изыскания. Реальные судьбы людские. Реальные трагедии.

История первая. Банальная

Компания зашла в пиццерию. Выпили, закусили. И рассердились на то, что в эту же пиццерию пришли попрошайки – малолетние бездомные. Взрослые начали их выгонять – уж очень не вязался оборванный вид бомжей со сверкающей обстановкой заведения. Один из посетителей вступился за детей. Слово за слово, разгорелась ссора, которая быстро переросла в драку. Заступнику досталось – его противник был значительно сильнее.

Но заступник оказался человеком непростым. Утёр кровь из разбитого носа, вышел на улицу, подошёл к припаркованной неподалёку машине, достал из багажника карабин «Сайга». Вернулся в пиццерию и разрядил карабин прямо в грудь главного обидчика. Тот скончался на месте. Убийца подался в бега, кажется, за границу – во всяком случае, Интерпол его старательно искал. Не знаю, нашёл ли… Я давно уволился и поэтому потерял возможность следить за такими вещами. Но главное ведь не это. С чего началась вся драма? А с банальности – люди встретились, решили вместе выпить. Были бы они трезвыми, ничего такого не произошло бы.

История вторая. Ещё более банальная

Пили трое: Вова, Таня (которые давно жили вместе) и Андрей – их случайный знакомый. Андрей перебрал, разошёлся и начал оскорблять Таню. Вова попросил Андрея замолчать и не обижать его любимую женщину. Андрей не послушался. Он уже был в том состоянии, когда человека несёт и тот остановиться не может. К тому же Андрей был выше Владимира на целую голову, шире в плечах и значительно сильнее.

Но Вова не растерялся: достал из кармана нож и перерезал обидчику горло.

Итог – Андрей в могиле, Вова – в тюрьме, а Таня осталась одна. Страдают родные и близкие. Всем им плохо. И даже доказывать не надо: всего этого не было бы, если бы все оставались трезвыми.

История третья. Жуткая, но, к сожалению, реальная

К счастью, это был не мой выезд, а то и сердечный приступ можно было бы схлопотать.

Одним осенним днём в центре огромного города гуляла девчонка с коляской. В коляске спал её младенец, а девчонка грустила. У неё случилась беда: бросил молодой человек. Плюс работы никакой. И помощи ждать, кажется, неоткуда.

Беду свою девчонка заливала коньяком. Ближе к ночи молодая мать упилась окончательно и под воздействием алкогольных паров решила: с ребёнком на руках ей свои проблемы не одолеть. Она погуляла ещё с пару часов, выпила ещё немного да и ушла домой. Без коляски. Коляску с малышом она оставила между трёх аккуратненьких ёлочек.

Нет, она не хотела убивать малыша. Убивают младенцев не так… Просто до ближайшего райотдела милиции было меньше ста метров. Пьяная девчонка решила, что кто-то из прохожих заметит коляску (ведь это центр огромного города!) да и откатит в райотдел. Милиционеры малыша определят куда положено, а она получит свободу…

Но люди равнодушны, а ночи осенью холодны. Первый сердобольный человек заглянул в коляску только утром. На тот момент малыш уже не дышал. Замёрз насмерть.

Меня эта история так поразила, что я решил написать на её основе повесть. Чтобы люди читали и не пытались решать свои проблемы на пьяную голову. Эта повесть называется «Лёка». Но главное ведь не в повести. Что бы люди ни думали об этой девчонке, она никогда не сделала бы того, что сделала, будучи трезвой!

Такие дела. И это ведь только случаи, когда алкоголь приводил к смерти человека. А сколько в пьяном виде совершается грабежей! Изнасилований! Дорожно-транспортных происшествий! А уж о хулиганстве я и не говорю. Мне кажется, хулиганы вообще трезвыми не бывают. Я, во всяком случае, трезвого хулигана не припомню. Хотя, может, я и не совсем прав.

Да что там говорить! Даже пророков убивали спьяну!

Вы помните, как Ирод убил Иоанна Крестителя? Это прекрасно описано у евангелиста Марка, в шестой главе.

У Ирода случился день рождения. Праздновали, конечно, широко – царь ведь, в средствах не стеснён. Покушали, выпили, захотелось развлечений. Обычное дело, согласитесь.

Дочь супруги Ирода танцевала и очень имениннику и гостям угодила. И Ирод пообещал девчонке, что в награду даст ей всё, что она ни попросит, даже до полуцарства (см. Мк. 6:23). Разумеется, Ирод был пьян, скорее всего – очень пьян. Трезвый человек не пообещает отдать половину своего царства в награду за обычный танец!

Танцовщица оказалась перед сложным выбором – она ведь живёт во дворце, кушает как принцесса, одевается так же. Чего ей желать-то? Примерная дочь пошла за советом к маме. И та сказала ей: проси голову Иоанна Крестителя.

Логика супруги Ирода жестока, но понятна. Их брак по сути был не вполне законным. Ирод отобрал эту женщину у Филиппа, своего брата. Иоанн Креститель в своих проповедях говорил, что так поступать нельзя, и наверняка ссылался на Закон Моисея, который такое прямо запрещает (см. Мк. 6:18; Лев. 18: 16, Лев. 20:21).

Очевидно, супруга Ирода боялась влияния великого пророка на Ирода, своего нового супруга. А вдруг Иоанн Креститель разбудит у Ирода совесть и тот скажет: «Прости, родная, не прав я был. Иди-ка ты к своему настоящему мужу, моему брату Филиппу». Ну, а как Филипп её назад не примет? Куда ей потом? Бродяжничать и побираться?

Вот она и решила воспользоваться моментом и спровоцировать убийство. Её дочь, юная танцовщица, послушалась маму и попросила у царя голову Иоанна. Ирод исполнил её просьбу и вошёл в историю как человек, обагривший свои руки кровью великого пророка.

Ужасно, да? Но что виной этому? Во-первых, тщеславие – перед гостями было стыдно взять своё слово назад.

А во-вторых, конечно же – пьянство! Ведь на самом деле царь Ирод, хоть и арестовал Иоанна, желая заставить его замолчать (см. Лк. 3:19–20; Мк. 6:17–18), относился к великому пророку с немалой долей уважения. Евангелист Марк пишет, что Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его, многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его (Мк. 6:20). Видите, как – арестовал, но при этом берёг. Так тоже бывает – человеческое сердце порой способно одновременно вмещать очень противоречивые чувства… Да и гнев народа, который очень почитал Иоанна, страшил царя (см. Мф. 14:5). Так что трезвым Ирод вряд ли решился бы на убийство! А пьяным – убил.

В общем, плохой это обычай – алкоголь пить. Очень плохой.

Глава 2

Возражения

Ну и конечно, мне тут же возразят: ведь не со всеми это бывает! Миллионы человек выпивали «в меру» – и никого не убили, не ограбили, в снежных сугробах не заснули.

Всё верно. Алкоголь губит не всех. Но вот в чём проблема: на лбу у человека не написано, погубит его алкоголь или нет. Девять будут «выпивать в меру» – и никаких особенных проблем, все опасные повороты проскочат. А один не проскочит и погубит свою жизнь. А может, и не только свою. И в ад попадёт – вот что хуже всего. Помните слова апостола Павла: Не обманывайтесь… пьяницы… Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6:9, 10). Ужасно, правда? И где гарантия, что этот один – не вы или не я? Не ваш сын? Или не мой сын? Не ваша дочь? Или не моя дочь?

Нужно понимать ещё вот что: все думали, что смогут удержаться «в рамках», абсолютно все! И запойный буян, в пьяном бреду убивший человека, и опустившаяся бомжичка, пугающая своим обликом окружающих, – ведь они не всегда были такими. Нет! Он когда-то был милым парнем, гордостью и надеждой родителей. Она – умницей и красавицей в бантах и белых колготках. И он, и она, впервые попробовав алкоголь, были уверены – ничего страшного не произойдёт. Да, бывает, что люди спиваются, но то другие. А они, конечно же, не сопьются! Они смогут «знать свою норму».

Спились.

Не смогли.

Погибли.

Люди, знающие Святое Писание, быть может, скажут: как же так? Ведь Христос не запрещал пить вино. Он на свадьбе в Кане Галилейской воду именно в вино превратил, а не в кофе (см. Ин. 2:1–11)!

Всё верно. Но верно и то, что мы слишком слабы и грешны. Были бы мы безгрешными или хотя бы сильными, и нам вино повредить не могло бы!

И если бы диавола не существовало, то нам всё нипочём было бы – пей, не пей, всё равно не споткнёшься! Но диавол есть, и он только и ждёт, чтобы мы дали слабину. И тогда он сбрасывает нас в пропасть. А ведь сопротивляться диаволу в тысячу раз проще, если ты трезв, а не пьян!

Быть может, и в наше время встречаются сильные духом люди, которых и с помощью вина в сеть к диаволу не загонишь. Но мы-то не они. Мы слабы и испорчены. Не знаю, как вы, а я – точно. И таким слабым людям, на мой взгляд, лучше в быту не пить совсем.

Мне встречались неверующие люди, которые не знали, в чём разница между обычным употреблением вина в быту и Святым Причащением. Но мы-то, воцерковлённые православные христиане, знаем, что разница есть, и колоссальная!

В Святом Причастии вино – это уже не обычное вино, нет (и хлеб – не обычный хлеб)! По Божию произволению с ними произошли таинственные изменения. Произошло величайшее чудо, непостижимое для обыкновенного восприятия, священнейшее из всех таинств. И теперь в Чаше перед нами – Тело и Кровь Христовы, Которые совершенно необходимы для нашей духовной жизни.

Православные святые и известные подвижники благочестия рекомендуют нам не уклоняться от Причастия. К примеру, святой праведный Иоанн Кронштадтский сам причащался очень часто (в некоторые периоды своей жизни – ежедневно) и нам это же советовал. А схиигумен Савва Остапенко, известнейший подвижник XX века, говорил: «Опыт показывает, что люди, причащающиеся часто, ведут жизнь в духовном плане более достойную, чем те, кто лишает себя святыни. Лишать человека причастия так же жестоко, как лишать ребёнка грудного молока матери…» На мой взгляд, очень полезно отказаться от вина в быту, именно в быту, там, где вино не более, чем простой алкогольный напиток! Я глубоко убеждён, что пить алкоголь с горя, от радости или просто на праздники – не надо, друзья. Без алкоголя мы ничегошеньки не потеряем, правда – абсолютно ничего. Зато многих ловушек сатаны избежим.

Кстати, в Святом Писании упоминается очень уважаемый человек, который алкогольных напитков не пил. Это св. Иоанн Креститель, муж праведный и святой (Мк. 6:20), Пророк и тот, кого Христос назвал величайшим из рожденных женами (Мф. 11:11). Видите – величайший человек, а не пил. Никогда. Есть предложение ему подражать.

Да и потом – согласен, в Святом Писании нет запрета на употребление вина. Но разве кто-то мешает нам из любви ко Господу сделать больше, чем просто не нарушать запреты? Были люди, которые именно так и поступали – делали большее из любви к Христу.

Вот, к примеру. Христос говорил апостолам, что они будут кормиться со своей проповеди. Они придут в город, остановятся у каких-нибудь достойных людей и будут есть то, что им предложат. Предложат шикарный стол – будут кушать шикарно. Предложат скудный – будут кушать скудно. Переходить из дома в дом, искать, где стол шикарнее, – нельзя. Нужно довольствоваться тем, что дадут. И – внимание! Христос не велел апостолам браться за плуг или, скажем, начинать овечек с козочками пасти. Нет, труждающийся достоин пропитания, а их проповедь и есть труд (см. Лк. 10:1–9; Мф. 10: 7–14).

Но вот, как минимум, один из апостолов – Павел сделал больше! Он и проповедовал, и работал одновременно. И говорить о Христе не уставал, и походные палатки изготавливал (см. Деян. 18:3). Делал это он для того, чтобы ни у кого не возник соблазн сказать, что Павел пришёл их объедать. Видите – апостол сделал больше, чем было велено. И Господь не вменил ему это во грех.

Как вы думаете, если мы, любя Бога и пытаясь сберечь свою душу, осознавая свои немощи, будем обходить стороной вино, пиво, коньяк, водку и прочий алкоголь – Господь посчитает это грехом? Мне кажется, что нет. А если мы, напившись, кого-то в пьяном гневе зарежем? Или на машине собьём? Или просто обругаем? Будет это грехом, а?

А вот ещё один пример, из книги всеми уважаемого святого, аввы Дорофея:

«Заповеди Христовы даны всем христианам, и всякий христианин обязан исполнять их; они, так сказать, дань, должная царю. И кто, отрекающийся давать дани царю, избег бы наказания? Но есть в мире великие и знатные люди, которые не только дают дани царю, но приносят ему и дары: таковые сподобляются великой чести, великих наград и достоинств. Так и Отцы: они не только сохранили заповеди, но и принесли Богу дары. Дары же сии суть девство и нестяжание. Это не заповеди, но дары; ибо нигде не сказано в Писании: не бери жены, не имей детей. Так же и Христос, говоря: Продай имение твое (Мф. 19:21), не дал этим заповеди; но когда приступил к нему законник и сказал: “Учитель благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?” – Христос отвечал: ты знаешь заповеди: не убий, не прелюбодействуй, не укради, не лжесвидетельствуй на ближнего своего и проч. Когда же тот сказал: “Всё это сохранил я от юности моей”, Господь присовокупил: “Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим” и проч. (см. Мф. 19:16, 20–21). Он не сказал: продай имение твое, как бы повелевая, но советуя, ибо слова “если хочешь” не суть слова повелевающего, но советующего. Итак, мы сказали, что отцы принесли Богу вместе с иными добродетелями и дары: девство и нестяжание».

Вот такие слова великого святого. Любой может прочесть их в его книге, если откроет Поучение первое, «Об отвержении мира». Как видим, бывает, когда люди делают ради любви ко Господу больше, чем от них требуется, и это очень хорошо.

Правда, быть может, кто-то скажет: так ведь здесь о девстве и нестяжании, про вино ни слова нет. Верно, здесь нет. А у Иоанна Златоуста есть. Когда он составлял беседы на Евангелие от Матфея, то сказал много похвальных слов о монашестве. Есть среди них и такие:

«Они каждый день сражаются, и побеждают восстающие на них похоти… Пьянство и пресыщение побеждено у них питьём воды и лежит повержено и мертво. А это – многовидный и многоглавый зверь… Они отринули от себя всё беспорядочное и безрассудное – безумные слова, неистовые и отвратительные болезни, кичение и всё, чем вооружается против человека пьянство… Они довольствуются хлебом и водой».

Вот такие слова. Так что, думается мне, мы не согрешим, если, подражая Иоанну Крестителю и монахам древности, сделаем чуть больше, чем от нас требуется. Требуется не упиваться, не пьянствовать. Но ведь Господь не запрещал нам жить в полной трезвости, как жил, например, Иоанн Креститель, великий человек! Сделаем же так и мы, друзья! Принесём Богу дары и будем довольствоваться водой вместо вина, пива, коньяка и водки.

Хотя, откровенно говоря, имеем ли мы право говорить о дарах?.. Вряд ли. Есть один важный нюанс. Авва Дорофей, сообщая нам о тех монахах древности, что принесли Богу дары, пишет о гигантах духа, которые хотели совершенства, мечтали отдать себя Христу полностью, без остатка. Он и сам, конечно, таким же был.

Но ведь в монахи шли не только за этим! Многие и многие предпочли монашескую жизнь не из-за силы, а из слабости, зная, что в миру они не смогут победить соблазны и не спасутся. Мы, конечно же, больше похожи именно на таких людей, а вовсе не на гигантов духа. И потому нам лучше перейти с алкоголя на воду не из-за жажды совершенства, не из-за права сказать «я что-то принёс в дар Богу», а просто потому, что пьяными мы станем легчайшей добычей сатаны, и он нас погубит.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.