С электрикой всё шло не так гладко. Все приборы, ходовые огни, свет салона, плита и даже печка (да, в финских яхтах вместо кондиционера стоит отопление) должны питаться от второго аккумулятора. Мы не могли найти место, где он мог бы располагаться. Яхта пронизана проводами, которые порой начинаются из ниоткуда или заканчиваются ничем. «Главный распределительный щит» с предохранителями – «спагетти» из проводов. Проводка на «Лилу» имеет забавное свойство менять цвет изоляции: вот провода одного цвета заходят в какое-то недоступное для наблюдения место, а вот с другой стороны выходят провода совсем других цветов и в другом количестве. Миша сходил с ума.
После невероятных мучений с мультиметром и израсходовав годовой запас матерных слов, мы сдались. Появилось предположение, что Лари наврал нам, и всё питается от одного аккумулятора. Может дело в каком-то предохранителе или контакте, а мы не понимаем, как правильно включить?
Спустя сутки я полез в рундук кормы, объем которого слабо себе представлял. Там открылся новый мир. Через этот рундук, внешне размером с большую коробку от обуви, можно попасть в кормовую часть лодки. В этом «помещении» жутко неудобно для человека, но объем солидный. Тут то, в самой корме, притаилось место крепления второго аккумулятора – специально сконструированный пьедестал, с надежным креплением и отдельным рубильником.
Как только удалось водрузить батарею на свое место, лодка ожила: всё заработало, а у Миши прибавилось работы по проверке и починке. Большой успех!
Мы работали как проклятые: в Кеми видели только яхту, магазин продуктов и квартиру, где ночевали. Сделали много, но список предстоящих работ оставался длинным. Так или иначе, в нашем внимании нуждался почти каждый узел.
Так закончился наш первый заезд на «Лилу» и началась подготовка ко второму, который должен был стать отправной точкой в долгом переходе в Котку.
#6 Готовимся к приключениям, а Лари пропал с радаров.
Пока «Лилу» стояла в Кеми, говорить о каком-либо нормальном яхтинге не приходилось: слишком далеко, долго и дорого ездить. Требовалось перегнать яхту максимально близко, идеально – в Котку.
Начали подготовку с покупок: от спасательных жилетов и карт, до помп и ламп ходовых огней. Я как заправский хомяк шнырял по городу и волок в норку всё, что может пригодиться. Выяснилось, что расходы на карты всего маршрута сравнимы со стоимостью половины лодки. Чтобы не разориться, я купил только несколько генеральных мелкомасштабных карт и понадеялся на электронную картографию.
Самым же интересным грузом стали наши коты. Рыжулю зачислили кэптен-кэтом, поскольку у него отсутствует ухо и вид он имеет невероятно лихой. Бальтазар же за внешнее сходство прозван Пастером, корабельным священником.
Для подготовки котов к такой вольной жизни мы начали гулять с ними вечерами во дворе, но длилось это недолго. Однажды ночью Рыжуля проявив невиданное упорство, залез в шкаф и вывалился оттуда, сломав себе заднюю лапу. Теперь кот хромал, что сделало его ещё больше похожим на пирата. Мы вынужденно отложили старт мероприятия – коту требовалась помощь.
Бедняга ограничен в передвижении, чтобы сам себе не навредил.
Травма не помешала планированию плавания.
Время мы зря не теряли и продолжали подготовку. Краеугольным камнем мероприятия оставалось молчание Лари, у которого хранились матрасы и мягкие спинки диванов для лодки. Изготовить их самостоятельно трудно.
Я применил последний из возможных способов связи – написал бумажное письмо по адресу регистрации Лари. Как я понял, сам он там не жил, но зато жили родители. Само письмо получилось предельно коротким: друг, мы собираемся в большой поход и не можем тебя найти, не мог бы ты нам отдать матрасы и всё остальное. Письмо ушло, и почти до нашего отъезда не было никаких вестей. Как вдруг мне позвонила какая-то финка и сказала, что матрасы и спас жилеты они завезли на лодку. Лари бесследно пропал и для них: поехал в Африку, и сгинул.
7 июля 2018 года мы закончили сборы, Рыжуля окреп и получил железную ногу – сломанные кости собирали на вживленный штифт, а мы с Машей сдали квартиру, погрузились в очередной раз на Аню и поехали в Кеми. Границы проскочили быстро и спокойно, вечером того же дня прибыли на место. Мы отпустили Аню в обратную дорогу, а сами легли спать прямо в лодке. Этот заезд не предусматривал таких удобств как квартира -только лодка, только хардкор. Так начались наши приключения в Кеми.
#7 Кеми (65°43,70’N 24°33,27’E). Новые знакомые. Спуск!
Город и яхт-клуб преобразились с нашего майского визита. Жизнь кипела, открылись магазины и лавочки, начался фестиваль еды, на котором очень аппетитно выглядел кебаб, но очередь в него стояла такая, что я только с третьей попытки достоял до конца.
Рыжуля быстро освоился и с удовольствием гулял по окрестности на шлейке, а вот Балтик стрессовал и несколько дней почти не ел.
Неделя ушла на подготовку лодки к спуску на воду. В целом всё шло стандартно: покраска борта, мелкий ремонт, разбор и укладывание вещей по местам. Пока мы этим занимались, немного познакомились с местными.
Первым нашим знакомым жителем стал паренек, который совмещал в себе роли швартовщика, администратора, уборщика, спасателя и даже сторожа в яхт-клубе. Однако такое обилие должностей нисколько его не обременяло. Он приходил утром, надевал оранжевую жилетку, символизирующую, что он на посту, и начинал скучать, сидя в кресле в теньке. Иногда он брал безалкогольный коктейль в местном баре при клубе, а если приходила новая лодка, то болтал с прибывшими. Раз или два в день он тратил пятнадцать минут на приборку в местном туалете и душевой. На этом вся его работа заканчивалась.
Наше прибытие немало развлекло паренька. Когда же дело дошло до спуска «Лилу», он даже остался сверхурочно, чтобы помочь и, наконец, увидеть нас на воде.
Однажды поздно вечером, когда я работал возле лодки, ко мне подошел пожилой мужчина. Я напугался, что побеспокоил его тем шумом, что производил. Оказалось, что это секретарь яхт-клуба и очень милый человек. Он выслушал нашу историю и выразил всякую готовность помочь. И, надо сказать, он помог. Через него мы вызвали кран, который спустил «Лилу» на воду, и организовали продажу ненужного лодочного трейлера. В общем мировой оказался мужик. Он любит Вотсап, и мы до сих пор переписываемся. Он же предупредил меня, что кто-то пытается продать «Лилу» без моего ведома, но об этом как всегда позже.
Первая неделя прошла как в тумане: мы готовили лодку, работали удаленно, следили за котами, а у меня ещё и шёл дистанционный интенсив английского. Наша жизнь превратилась в череду бесконечных дел без перерыва. Засыпали мы, едва коснувшись простыни, чтобы встать рано утром и продолжить.
Наконец, настал тот благословенный день, когда из сухопутных мы превратились в морских. Как всё поменялось! Из безумных бомжей, живущих на яхте в кустах яхт-клуба, мы превратились в яхтсменов! Нам выдали место у причала. Наконец, наша мечта обрела физическое воплощение: лодка была на воде, держалась на плаву, и мы могли готовиться к отходу.
Перемещения яхты на кране всегда очень ответственный момент.
И вот мы на воде, дело за малым – поставить мачту.
#8 Внезапное приключение.
Мы провели две ночи в яхт-клубе Кеми. Ремонт не останавливался ни на минуту. Помню, что гальюн я закончил чинить минут за 15 до того, как мы отчалили в сторону Швеции. За эти два дня мы поставили мачту, не без сердобольного незнакомца, видевшего наши с Машей мученья, привели лодку в порядок для перехода, провели весь такелаж, но больше всего мне запомнился наш первый отход от берега и возвращение.
Дело было вот в чем. На воду нас поставили у берега, под краном, который позволял поставить мачту. Однако, мы загораживали подход к месту сдачи фановых вод (продукты жизнедеятельности накапливают в специальном баке на яхте, а потом выкачивают насосом в бак на берегу и не загрязняют воду). Нам велели ставить мачту и вставать на наше законное место у причала, а не загораживать столь важное сооружение. Легко сказать, да трудно сделать. Опыта самостоятельного отхода-подхода у меня было с гулькин нос и то на другой лодке, но деваться некуда.
Завели двигатель, отдали швартовы. Нужно было развернуть лодку на девяносто градусов в сторону выхода. Я дал передний ход. Оказалось, что даже на самом малом ходу лодка несется на умопомрачительной для такой маленькой гавани скорости. Я попробовал убавить газ, но двигатель заглох! «Лодка вот-вот станет неуправляемой», – мелькнула в голове мысль, и я снова повернул ключ в замке зажигания, да так, что сломал его! Двигатель взревел. Закладывая виражи в опасной близости от других лодок и пугая яхтсменов на стоянке, мы понеслись прочь к выходу из марины. Дело плохо. Лодка двигалась слишком быстро. Думать о том, чтобы развернуться в марине и встать на наше место, не приходилось. Оставалось только одно – выходить в море. Карты, как и многое другое, мы не подготовили, но только в море можно было попробовать приручить двигатель и управление.
Вылетев из гавани, я понял, что о свободной воде речь не шла. Кругом камни, но хорошо обставленный буями фарватер. По нему-то мы и отправились вперед вместе с котами. Я не был уверен, что развернусь в границах узкого фарватера, пришлось идти вдоль. По дороге нам встретились наши знакомые по яхт-клубу, и мы гордо заявили, что всё ОК, у нас проверка двигателя. Передышка и вынужденная прогулка прояснила мне мозги. Я понял, что можно использовать нейтральную передачу как способ поддержания оптимальной скорости вместо газа. Включаешь минимальный ход, разгоняешься немного, потом нейтраль и идешь накатом. Мы отрепетировали такие маневры, нашли место для разворота и вернулись в яхт-клуб. Спокойно вошли в марину, нашли свое место и ошвартовались.
Встали мы, правда, не удачно. Я отправил Машу на корму тянуть «якорный» конец, но как бы она ни старалась, лодка не двигалась. Я был озадачен: носовой конец я отдал, держал его на руках без натяжения, а Маша, пыхтя как паровой буксир, сдвигала лодку едва-едва. Дело нечисто. Финн с соседней лодки пытался подсказать мне, что, мол, у тебя ещё второй носовой привязан, но я его не послушал. Долго Маша мучилась, потом и я попробовал, и только после этого сообразил, в чем дело. Бонусом получил от Маши нагоняй за невнимательность.
Лилу на своём законном месте у причала.
После этих приключений мы достали спас жилеты поближе. У нас даже было два жилета для котов. Сейфти фёрст! Бальтазара затолкать в жилет чисто физически не получалось: он отбивался всеми конечностями и помогал себе зубами и когтями. Он лучше утонет, чем стерпит такое оскорбление. Рыжулька позволил надеть на себя жилет, но потерял возможность даже ходить – падал на бок, видимо, жилет как-то негативно сказывался на его ориентации в пространстве. Пришлось котов оставить как есть.
Safety first!
#9 Поднять паруса, полный вперед! Протечка за протечкой. Ботскерснес (65°47,01’N 23°25,90’E).
Провожая нас в дальний путь, капитан яхт-клуба выдал мне отличный атлас карт на северные воды Ботнического залива. Он немного устарел, но годился как путевая карта. Я до сих пор благодарен яхт-клубу Кеми за помощь, оказанную в подготовке нашего похода, без них пришлось бы тяжело.
Наш план состоял из нескольких этапов. Первую часть пути планировалось провести, спускаясь вдоль Ботнического залива по территории Швеции, затем пересечь залив в самом узком месте в районе финской Ваасы, дальше вдоль Финляндии. План переходов составили такой: на выходных максимально продвигаемся вперед и финишируем так, чтобы в начале рабочей недели мы стояли при электричестве, интернете и, желательно, душе.
14 июля 2018 года мы отправились в наше первое запланированное плавание на «Лилу». Оно было во многом первым. Для котов и Маши это первый раз на яхте (Машин предыдущий небольшой опыт оказался скорее травмирующей тренировкой). Я же впервые был капитаном. За выходные нам предстояло добраться до Лулео, но на ночевку мы хотели встать в окрестностях Ботскерснес.
Судя по карте, там находилась какая-то бухточка, расстояние по генеральному курсу было двадцать восемь миль. Хотя мы вышли очень поздно, только в шесть часов вечера, заход солнца нас не волновал – мы на севере, а белые ночи в разгаре, солнце почти и не садилось.
Перед отходом мы по незнанию залили бак соляркой через край, поэтому сразу под парусами не пошли – побоялись расплескать. Поставили только грот и моторили часок, сожгли немного топлива. Лодочка бежала навстречу приключениям со скоростью 5–6 узлов.
Прощай Кеми!
Примерно в 18:30 я решил заглянуть внутрь лодки, посмотреть, как себя чувствуют коты. Я застал Бальтазара бодро играющим с водой, которая на волнах поочередно показывалась то с одного борта из-под полов, то с другого. Мы набирали воду! Я сообщил новость Маше.
Я сразу заподозрил двигатель в этой протечке, но доказать не мог, так как коты мешали открыть моторный отсек. В любом случае мы двое суток стояли у причала, и всё было сухо. Ручная помпа (спасибо Мише!) легко откачала воду за борт. Неприятно, но угрозы затопления явно не было. Происшествие привило привычку регулярно проверять, что внутри. Через полчаса мы поставили передний парус и выключили двигатель. Я ещё раз откачал воду, и больше она в этот день не появлялась.
Только полпятого утра мы ошвартовались в Ботскерснес, «намотав» на лаг наши первые тридцать четыре мили. Место оказалось смесью промзоны по ремонту небольших судов и деревни. Швартовка получилась довольно «потная», кругом в воде торчали остатки каких-то конструкций.
Ничего примечательного на этой стоянке мы не заметили, нам было некогда. Поутру я осмотрел двигатель, оказалось, не перекрыт сливной кран. В 12:30 мы двинулись в сторону Лулео.
Шикарная погода обещала испортиться. Опасаясь этого, мы нырнули в прибрежные шхеры, однако ветра даже в них хватало на приличный ход под парусами. Всю дорогу наслаждались видами: вода, острова, нетронутая природа.
В 23:00 я в очередной раз сунулся проверить котов – та же картина, что и вчера, только вместо воды что-то явно маслянистое. Протечка солярки! Это уже не шутки. К счастью, оказалось всё не так страшно: я неплотно закрыл большую канистру, и она начала течь. Пустив в ход губку и моющее средство, я ликвидировал аварию. Маша всю дорогу стояла на руле: так её не укачивает, и у меня руки свободны.
В 1:30 мы были в Лулео, пройдя почти 60 миль от Ботскерснеса. Первая значимая точка маршрута достигнута в срок!
У причала в Лулео.
#10 Лулео (65°34,73’N 22°10,00’E). Осваиваемся в Швеции. Купание кота и Маши.
Лулео – город довольно крупный, по меркам Швеции. Однако главное в нем не размер города, а размер гавани. Она огромная и современная, со всеми удобствами от душа, до кухни. Мы были поражены масштабами, Северная Столица едва ли может чем-то таким похвастать.
Возникла, правда, и проблема: чтобы попасть в комнаты с благами, а нас особенно интересовали туалет и душ, необходимо заплатить и получить код, но только онлайн. На дворе ночь, пусть и светлая, наш финский телефон перестал работать, всё закрыто. Мы отправились в город искать халявный Wi-Fi. Мертвое дело, как выяснилось позже, шведы очень экономные до интернета и на ночь отключают общественные точки.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги