Книга Вы – первый учитель своего ребенка. Методика раннего развития Вальдорфской школы - читать онлайн бесплатно, автор Рахима Болдуин Данси. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Вы – первый учитель своего ребенка. Методика раннего развития Вальдорфской школы
Вы – первый учитель своего ребенка. Методика раннего развития Вальдорфской школы
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Вы – первый учитель своего ребенка. Методика раннего развития Вальдорфской школы

1. Мы должны принять себя такими, какие мы есть, и пользоваться всей доступной помощью.

Сегодня существует намного больше возможностей для совмещения семейной жизни и работы, чем раньше. Не выходить в офис, пока дети маленькие, вести бизнес из дома, работать со свободным графиком, договориться, чтобы ваш партнер оставался дома с ребенком, жить коммуной, пригласить бабушку жить с вами, вернуться на работу, как только ребенку исполнится шесть недель или шесть месяцев, – у любого подхода есть преимущества и недостатки. Но какой бы вы ни выбрали, вам нужна будет поддержка.

Настоящие сложности начинаются, когда мы делаем что-то неприятное для себя. Например, нам приходится работать, когда мы хотим оставаться дома, или остаемся дома, хотя это сводит нас с ума. В этом случае наше родительство, скорее всего, будет омрачено чувством вины, недовольства и еще целого спектра негативных эмоций. Нужно выбирать лучшее для себя. Мы не всегда получаем идеальные условия, но можно выбрать для себя лучший из вариантов.

У меня это было так: я управляла центром домашних родов Informed Homebirth из дома, и мы с мужем жили вместе с другими взрослыми и детьми, когда наши общие дети были маленькими. Мне помогали, поэтому я могла работать акушеркой и писать книгу «Особые роды». В этой ситуации были свои сложности, но я благодарна за поддержку, которую получала.

2. Нам нужно, чтобы отцы активно участвовали в воспитании детей.

Папам нужна поддержка в отцовстве, и речь не о том, чтобы посидеть с детьми, пока мама уйдет на пару часов. Когда оба партнера берут на себя ответственность за заботу о детях, выигрывают все – особенно дети. Различия в стилях родительства и их важность чудесно описаны в книге Т. Тевенин «Материнство и отцовство: гендерные различия в воспитании детей». Как метко заметил этот профессор психиатрии Йельского университета: «Даже когда дети живут с отцами, те не относятся к ним по-матерински»[20].

Помимо развития своей эмпатии и более активного участия в воспитании детей, отцам необходимо поддерживать матерей в их материнстве. Отчасти речь идет о финансовой поддержке, но также и об эмоциональной. Отцам и матерям нужно обсуждать основные моменты, связанные с детской дисциплиной, и стили родительства, чтобы быть в гармонии друг с другом. Это может проявляться в оказании активной поддержки такими избитыми фразами, как: «Вы слышали, что сказала мама!» или «Не пререкайся с мамой!»

Если в семье один родитель, то помощь должна осуществляться широким кругом друзей и социальных связей. Родителю (чаще всего маме) не только нужны другие значимые взрослые в жизни ребенка, но и взгляд со стороны на воспитание, который дает другой человек. Самое главное, что может сделать одинокий родитель, – это найти или создать такие связи, которые позволят ей или ему не чувствовать себя одиноким. Родительство в одиночку – чрезвычайно масштабная задача, которая подразумевает особенные нужды и стресс.

3. Нам нужно настоящее понимание ребенка и его мира.

Разобравшись в истинных нуждах малыша, мы можем отвечать на них в соответствии с его возрастом. Это путь к сбалансированному развитию. Когда я впервые стала мамой и не знала, куда податься, я пошла на курсы эффективного родительства, но поняла, что в действительности они были рассчитаны на детей от шести лет. Преподаватель сказал: «Попробуйте эти техники и с маленьким ребенком, это поможет развить хорошие привычки». Но мне было ясно, что для двухлетки нужно было что-то абсолютно другое.

Когда я начала изучать аргументы Р. Штайнера в пользу вальдорфского образования и его подход к развитию, для меня многое прояснилось. У меня уже было трое детей, а я все еще не понимала, что до шести лет они учатся в основном через подражание. Как только я об этом прочла, это стало очевидно. Почему я об этом не подумала раньше? В трудах Р. Штайнера я нашла для себя много подобных откровений. Я была открыта новым идеям и относилась к ним прагматично. Вижу ли я это? Улучшил ли этот новый подход ситуацию? Я обнаружила, что штайнеровское понимание развития дало мне возможность смотреть на детей по-другому. И все вдруг начало работать: домашняя жизнь стала более гармоничной; я получала удовольствие от общения с маленькими детьми и чувствовала себя с ними более уверенно; я даже смогла стать учителем раннего образования – вот этого я раньше предположить совсем не могла.

4. Нам нужно доверять естественному процессу развития и не вмешиваться в него.

Понимая, как развивается ребенок в физическом, интеллектуальном и эмоциональном плане, мы избежим ошибок, пытаясь взаимодействовать с малышом непонятным для него способом. Например, детям необходимо научиться ползать до того, как они сделают первый шаг, таким образом у них сформируются правильные нейронные связи в мозге. Поэтому мы должны позволить им раскрываться в соответствии с их собственным внутренним графиком, который соответствует как нормам развития, так и индивидуальным особенностям. Если мы будем видеть в каждом ребенке индивидуальность, то сможем развить его таланты и нивелировать его слабые стороны, чтобы обеспечить сбалансированное развитие мышления, чувств и физических способностей.

5. Нам нужно доверять себе и отказаться от чувства вины.

Поскольку мы обычно живем отдельно от маленьких детей до тех пор, пока не заведем своих, мы мало знаем о том, что значит быть родителем. Несоответствие между ожиданиями и реальностью часто повергает молодых родителей в шок. Когда я была беременна в первый раз, то думала, что никогда не отправлю своего ребенка в детский сад, потому что никто не сможет дать ему столько, сколько я. В результате я столкнулась с разочарованием, потому что дома мы с ним совсем не ладили, и я отдала его в детский сад, где он был идеальным ребенком. В тот момент мне казалось, что кто угодно может ему дать больше, чем я.

Нам, мамам, часто кажется, что «мы во всем виноваты». Само собой, с третьим ребенком я делала все не так, как с первым, основываясь на своем возросшем опыте и лучшем понимании психологии маленьких детей. Если бы я поступала по-прежнему, меня, наверное, можно было бы обвинить в отсутствии личного роста. Но бесполезно чувствовать себя виноватой за то, что было раньше. Если мы сможем смотреть на родительство как на часть нашего внутреннего роста и развития, а в наших детях видеть уникальную личность, то будем реже испытывать чувство вины. Оно плохо не только тем, что вредит здоровью, но и выдергивает вас из настоящего момента, где нужно видеть детали и действовать со всей ясностью.

6. Мы должны доверять своим детям как личностям.

Мы не единственные, кто отвечает за развитие детей. У них тоже есть что сказать на эту тему, хотя они этого и не осознают. Каждый уникален – он не просто продукт нашего воспитания. Иногда, только когда появляется второй ребенок, родители понимают, насколько разными могут быть дети и как они вносят вклад в создание своей реальности.

Характер ребенка не только ваша заслуга или вина. Слава богу, что мы не можем сознательно выбирать детей, которые к нам приходят. Наша задача – делать все, что от нас зависит, и верить в лучшее. В то, что наши дети будут стойкими, что они способны к исцелению, что они вырастут прекрасными людьми, несмотря на все наши ошибочные действия и поступки. Мы можем стремиться к тому, чтобы опыт каждого ребенка (и наш собственный) был как можно более позитивным, полезным и разнообразным. Это лучшее из того, чему научатся от нас дети.

7. Нам нужно ценить свое родительство.

Есть кое-что, что можете дать вашему ребенку только вы. Никакие оплачиваемые няни и воспитатели, какими бы заботливыми и любящими они ни были, не будут чувствовать такого восторга от каждого достижения малыша. Ребенок младше трех лет испытывает стресс, если его отрывают от дома и отправляют в детский сад. Многие дети к трем годам оказывались в подобной ситуации несколько раз. Однако не все родители могут оставаться дома с ребенком первые три года его жизни. В последующих главах обсуждаются различные варианты решения этой проблемы, в том числе центры LifeWays, которые используют модель семейной жизни, обеспечивая основанный на личных взаимоотношениях уход за ребенком в смешанных возрастных группах, в домашней обстановке.

Каждый ребенок уникален и приходит в мир со своим характером.

8. Нам нужно ценить домашний уют.

Родители – первое, что ребенок считает своим домом. Затем его понимание расширяется и включает в себя дом или квартиру. Когда мы заводим детей, то помимо своей воли создаем дом. Чем больше внимания, осознанности и творчества мы привнесем в этот процесс, тем лучшей платформой, обеспечивающей эффективную поддержку всех членов семьи, включая нас самих, станет наша домашняя жизнь. Это тема, которую мы подробно рассмотрим в следующей главе.

Рекомедуемая литература

Родительство и раннее детство

Beyond the Rainbow Bridge, by Barbara J. Patterson and Pamela Bradley (Michaelmas Press). Ориентированный на систему Р. Штайнера путеводитель по воспитанию детей с рождения до семи лет с отличной главой по созданию баланса.

Heaven on Earth: A Handbook for Parents of Young Children, by Sharifa Oppenheimer (SteinerBooks). Ориентированная на систему Р. Штайнера книга о том, как обучаются дети, и способах создания для них развивающей среды.

The Incarnating Child, by Joan Salter (Hawthorn Press). Отличная ориентированная на систему Р. Штайнера книга о детях от зачатия до двух лет, написанная основательницей Gabriel Baby Center в Австралии. Очень рекомендую.

LifeWays North America. Содействует формированию семейной жизни и предлагает инновационный взгляд на заботу о детях, основанный на модели домашней жизни. Узнайте о доступных тренингах, семинарах, членстве и новостной рассылке на интернет-сайте: www.lifewaysnorthamerica.org.

Navigating the Terrain of Childhood, by Jack Petrash (Nova Institute Press). Охватывает весь период детства. В книге рассказывается о том, как развить «разумное родительство и искреннюю дисциплину». Одна из моих любимых работ.

Пейн, Ким Джон. Просто хорошая мама. Как внести гармонию в жизнь своего ребенка и не пропустить его детство/ Ким Джон Пейн. – М.: Эксмо, 2019. – 352 с. – (Психология. Воспитание с любовью и пониманием). Основываясь на своем опыте работы психологом, консультантом и учителем в вальдорфской системе, К. Дж. Пейн написал одну из лучших на сегодняшний день книг для родителей.

Материнство, духовность и женское начало

At the Root of This Longing: Reconciling a Spiritual Hunger and a Feminist Thirst, by Carol Lee Flinders (HarperCollins). Это сильное произведение объединяет феминизм с духовностью. Книга отличная, единственное, мне бы хотелось, чтобы сын автора упоминался не только вскользь.

Mothering without a Map, by Kathryn Black (Penguin). Сильная книга о том, как стать матерью, которой вы мечтаете стать. Обстоятельное, эмоционально сильное практическое руководство.

Motherself: A Mythic Analysis of Motherhood, by Kathryn Allen Rabuzzi (Indiana University Press). Рассматривает монументальный переход к материнству (развитие идентичности матери) как путь героини женского пола. Он отличается от пути мифического героя.

Вальдорфская система дома. Интернет-сайт www.waldorfinthehome.org содержит статьи и почти двести DVD- и CD-дисков с записями основных презентаций и мастер-классов ведущих экспертов по вальдорфской системе и других спикеров, в том числе:

• Becoming Mother, by Regina Sara Ryan;

• Honoring Mother Spirit and Our Gifts as Women, by Nancy Poer;

• Honoring the Lost Art of Mothering, by Penni Sparks;

• Honoring the Spiritual Feminine, by Nancy Poer;

• Mother-Lines of the Spirit, by Carol Lee Flinders.

The Woman Awake: Feminine Wisdom for Spiritual Life, by Regina Sara Ryan (Hohm Press). В книге исследуются двенадцать аспектов женственности. Все они могут оказать нам поддержку в материнстве. Хорошенько напитайтесь из этого источника.

Глава 2

Домашняя жизнь как основа всего обучения

Вы – первый учитель своего ребенка, а ваш дом – место, где проходит большая часть жизни и обучения. Это так, если ребенок остается целый день дома или ходит в ясли, детский сад или дошкольную группу. Это также не зависит от вашего уровня жизни. В тесной квартирке или в роскошном коттедже можно с одинаковым успехом создать уютный теплый дом для вашего малыша или не сделать этого.

Как проходит сегодня ваша домашняя жизнь и как она может стать поддержкой для всех членов семьи? И как противостоять силам, которые сегодня работают против того, чтобы дом становился тем местом, куда стремятся и где любят все находиться? Ответы на подобные вопросы мы рассмотрим в этой главе.

Современная жизнь не способствует возникновению любви к дому. Часто из-за финансовых и других забот мы не успеваем там бывать. Однако женщины и мужчины, которые решают оставаться дома с детьми, нередко бывают удивлены тем, насколько одинокими они себя чувствуют. Они могут оказаться единственными в округе, а двухлетка вряд ли может составить хорошую компанию тому, кто привык трудиться в офисе. Так же как взрослым нужны другие взрослые, чтобы поддерживать баланс, детям нужны другие малыши, чтобы им было с кем поиграть. Сейчас больше, чем раньше, существует потребность в игровых и группах раннего развития. Но это не значит, что вы не сможете обеспечить должный уход за ребенком или его нужно срочно отдать в детский сад. (Возможно, вам придется отдать малыша в ясли, потому что вы планируете выйти на работу, но вам точно не нужно его туда отправлять ради «социализации» или «обогащения опыта».)

Для той картины домашней жизни, которую мы планируем рассмотреть, неважно, работаете вы или остаетесь с ребенком. Вы можете состоять в браке, в серьезных отношениях или воспитывать малыша в одиночку. Вне зависимости от того, сколько часов проводите дома и сколько уделяете ему внимания, вы в той или иной степени вовлечены в создание домашнего уюта. По своему опыту могу сказать, что, если подходить к этому вопросу с большей осознанностью, можно пересмотреть время, которое вы проводите вместе таким образом, что оно будет подпитывать, а не изматывать вас.

Домашняя жизнь недооценивается в нашей культуре

Почти никто в наше время не хочет быть домохозяйкой, и это понятно. Если вы остаетесь дома с детьми и чувствуете себя неловко, когда надо заполнить графу «Работа» в анкете, попробуйте написать «домашняя богиня» вместо «домохозяйка» или «не работаю» и посмотрите, будете ли чувствовать себя лучше.

Даже в школах больше нет уроков домоводства. Вместо них предлагается «Наука о потребителе»[21]. (Что говорит такая смена названия о ценностях нашего общества?)

В какой-то степени отказ от старых принципов был вызван недовольством женщин из поколения бумеров (1950–1960-е гг.). Б. Фридман в книге «Загадка женственности» назвала этот феномен «проблемой, у которой нет названия»[22]. От этих женщин ожидалось, что они будут с радостью использовать множество облегчающих жизнь домашних бытовых приборов, участвовать в общественной жизни школ, готовить ужины, а затем причесываться и краситься, чтобы порадовать мужей, возвращающихся с работы. Когда дамы перестали видеть в себе только «домохозяек» (то есть тех, кто делает все только для «него»), большинство из них отказалось и от домоводства.

В современном мире создание уюта стало задачей, выполнять которую ни у кого нет ни времени, ни желания.

Когда общество изменилось и у женщин появились карьерные возможности, которые раньше были доступны только мужчинам, дамы стали работать в офисе и по-прежнему делать почти всю работу по дому. Быстро выяснилось, что пылесосить, мыть посуду и готовить могут не только женщины, и пары начали договариваться о распределении обязанностей по дому – этот процесс еще продолжается, хотя время, затрачиваемое на хозяйственные заботы, сегодня распределяется более равномерно. Создание уюта стало задачей, выполнять которую ни у кого не было ни времени, ни желания. В результате сегодня многие дома стали такими, что в них никто не хочет проводить время.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Barbara Kantrowitz, “Off to a Good Start”, в “Your Child from Birth to Three”, Newsweek Special Edition, Spring/Summer 1997, p. 8.

2

Burton L. White, The First Three Years of Life (New York: Prentice Hall, 1985), p. 4.

3

Ibid., p. 5.

4

Ibid., p. 90.

5

Rudolf Steiner, “The Child Before the Seventh Year”, lecture delivered in Dornach, Switzerland, December 23, 1921, reported by Albert Steffen in Lectures to Teachers (London: The Library of the Anthroposophical Society in Great Britain, 1948), p. 39.

6

Ж. Пиаже (1896–1980) – швейцарский психолог и философ, создатель теории когнитивного развития. – Прим. пер.

7

Kantrowitz, “Off to a Good Start”.

8

No Child Left Behind Act («Ни один ребенок не останется за бортом») – закон о начальном и среднем образовании, принятый Конгрессом США в 2001 г. – Прим. пер.

9

Здесь и далее дословный перевод названий книг. – Прим. пер.

10

Рудольф Штайнер цитируется Вернером Гласом в лекциях в Вальдорфском институте, октябрь 1980 г.

11

Betty Friedan, The Second Stage (Cambridge, MA: Harvard University Press, 1998 [1981])

12

Fern Schumer Chapman, “Executive Guilt: Who's Taking Care of the Children?” Fortune, February 16, 1987.

13

David Elkind, Miseducation: Preschoolers at Risk (New York: Alfred A. Kopf, 1987), p. 120.

14

Такой предмет есть в американских школах. – Прим. ред

15

Возраст совершеннолетия в США. – Прим. ред

16

Rudolf Steiner, Philosophy of Freedom (Spring Valley, NY: Anthroposophic Press, 1964).

17

Сообщения о духовных аспектах зачатия и беременности см. Jeanine Parvati Baker et al., Conscious Conception (Monroe, UT: Freestone,1986) и Murshida Vera Justin Corda, Cradle of Heaven (Lebanon Springs, NY: Omega Press, 1987).

18

Цитируется по Sharon Begley, “How to Build a Baby’s Brain”, в Newsweek Special Edition, Spring/Summer 1997, p. 30.

19

Ibid. p. 31.

20

Цитируется по Jerry Adler, “It’s a Wise Father Who Knows…”, Newsweek Special Edition, Spring/Summer 1997, p. 73.

21

Этот предмет встречается в школах США. У нас такую тему могут поднимать на уроках «Обществознания». – Прим. ред.

22

Betty Friedan, The Feminine Mystique (New York: Norton & Co., 1997 [1963]).

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги