Например, многие женщины бессознательно выбирают более зрелых партнеров с признаками высокого статуса и достатка. Также притягательны сильное телосложение, мужественные черты лица.
Разумеется, сегодня женщины далеко не всегда следуют этим стереотипам. Главное для них – найти партнера, с которым есть душевная близость и взаимопонимание.
Но инстинкты все равно дают о себе знать. Главное – научиться распознавать их влияние и выбирать партнера сердцем, а не только интуицией. Тогда отношения будут по-настоящему счастливыми!
При выборе партнера мы инстинктивно ищем признаки хорошего здоровья и генов. У женщин это красота, молодость, стройность. У мужчин – сила, статус, маскулинные черты. Также важны заботливость и способность прокормить семью.
Эксперименты подтверждают, что люди действительно предпочитают партнёров с такими чертами. Однако сегодня разум и чувства играют не меньшую роль. Биология лишь отчасти влияет на нас, не определяя полностью.
Как показывают многочисленные исследования в области эволюционной психологии и антропологии, на бессознательном уровне при выборе партнёра люди до сих пор во многом руководствуются принципами полового отбора, заложенными эволюцией. Однако в современном обществе на смену инстинктам приходит осознанный выбор на основе чувств и духовной близости.
Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что определённые характеристики потенциального партнёра вызывают неосознанное предпочтение как у мужчин, так и у женщин.
Например, исследование канадского психолога Джордана Питерсона показало, что мужчины инстинктивно считают более привлекательными женские лица с выраженной фемининностью – такие черты как большие глаза, высокие скулы, маленький подбородок. По мнению учёных, подсознательно мужской мозг интерпретирует эти признаки как сигналы высокого репродуктивного потенциала.
С другой стороны, как выяснили антропологи из Университета Калифорнии, женщины также на интуитивном уровне предпочитают мужчин с более маскулинными чертами лица – квадратной челюстью, тяжёлыми бровями и т.д. Такие черты ассоциируются с физической силой и способностью защитить потомство.
Однако в современном обществе люди имеют возможность противостоять этим инстинктам и выбирать партнёра, в первую очередь, исходя из духовно-эмоциональной связи и совместимости характеров. Как показывают исследования в области нейробиологии любви, именно чувство глубокой привязанности, близости является залогом стабильных долгосрочных отношений.
Например, известный антрополог Хелен Фишер провела МРТ-сканирование мозга влюблённых пар и выяснила, что у них активируются участки мозга, отвечающие за чувство вознаграждения и эмпатии. Это создаёт особую эмоциональную связь между людьми, необходимую для сохранения стабильных отношений на долгие годы.
Таким образом, хотя эволюционные механизмы полового отбора до сих пор действуют и влияют на наше подсознание, разумный выбор должен опираться в первую очередь на чувства и духовную близость с партнёром. Лишь такой подход позволит построить крепкие и счастливые отношения в современном мире.
Влияние семейного воспитания на последующий выбор сексульаного партнера
Выбор спутника жизни – одно из важнейших решений для каждого из нас. И на это решение огромное влияние оказывает семья, в которой мы выросли. То, как складывались отношения наших родителей, как они общались с нами в детстве – все это накладывает отпечаток на наши представления о любви.
Одним из важнейших факторов, влияющих на выбор партнера, являются родительские образцы. То, как складывались отношения мамы и папы, часто становится своего рода эталоном, который мы потом ищем в своей второй половинке.
Это особенно заметно у девушек, которые нередко выбирают мужчин, очень похожих характером или внешне на своего отца. Например, папа был высокий брюнет с чувством юмора – и дочь подсознательно ищет такого же партнера, как будто копируя привычный ей образец мужчины.
У юношей та же закономерность. Они часто выбирают девушек, похожих на свою маму какими-то чертами характера или поведения. Мама была домашней и заботливой – сын ищет такую же невесту.
Так родительские фигуры становятся своеобразным эталоном идеальных отношений. И мы интуитивно ищем кого-то похожего, копируя привычную для нас модель. Это происходит на уровне подсознательных психологических установок, заложенных с детства.
Конечно, слепо копировать родительскую модель – не всегда мудрое решение. Нужно реалистично оценить достоинства и недостатки отношений в родительской семье. И уже с учетом этого опыта выстраивать свою идеальную модель.
Особенно важен наш собственный опыт отношений в детстве и юности. То, что мы пережили рядом с мамой и папой, как они проявляли свою любовь к нам. Эти глубинные ощущения формируют нашу психологическую потребность в привязанности, которую мы потом будем искать в партнере.
Психологи выделяют 4 основных типа привязанности, которые мы усваиваем в младенчестве. От того, какой тип сложился у нас, зависит наша модель идеальных отношений в будущем.
Например, если мама всегда чутко реагировала на наши нужды, у нас сформируется надежный тип привязанности. И мы будем искать партнера, готового к эмоциональной поддержке и близости.
Этот тип привязанности формируется, если ребенок чувствует, что родители (чаще мама) всегда отзывчивы к его нуждам и находятся рядом, когда он в этом нуждается.
Например, когда малыш плачет, мама сразу же берет его на руки и успокаивает. Или если ребенок ушибся, она сочувственно целует больное место. Такой стиль воспитания создает у ребенка ощущение, что близкие люди всегда будут рядом и поддержат в трудной ситуации.
В результате у человека формируется надежный тип привязанности – уверенность в том, что значимые люди будут эмоционально доступны и отзывчивы, когда это необходимо. Такой человек ищет в партнере способность к близости и взаимной поддержке, что крайне важно для гармоничных отношений.
По данным психологов, люди с надежной привязанностью строят более стабильные отношения, лучше справляются с конфликтами. У них больше шансов сохранить брак на долгие годы.
Забота и внимание, которые мы получаем от родителей в детстве, во многом определяют нашу способность к близости в отношениях. И чуткое, отзывчивое воспитание крайне важно, чтобы в будущем обрести настоящую гармонию в любви.
А если родители были холодны и отстранены, это может сформировать избегающий тип привязанности. Такие люди подсознательно выбирают партнеров, не способных к глубокой близости.
Одним из наиболее проблемных типов привязанности с точки зрения последующих отношений является избегающий тип. Он формируется в результате холодного, отстраненного воспитания.
Если родители эмоционально недоступны, отвергают потребность ребенка в ласке и заботе, это может вызвать у него избегающий тип привязанности. Такой ребенок учится, что нельзя рассчитывать на поддержку и утешение от родных.
Например, мама игнорирует слезы и просьбы обнять от малыша. Или родители сообщают: "Ты уже большой, не ной" вместо сочувствия. Ребенок подавляет свою потребность в близости и начинает избегать ее.
Во взрослой жизни такой человек будет испытывать страх перед эмоциональной близостью и зависимостью от партнера. Он может выбрать более "безопасный" вариант – отношения с эмоционально недоступным человеком.
Такое поведение носит защитный характер, являясь реакцией на детские травмы. Но в глубине души остается неудовлетворенная потребность в тепле и поддержке, которую так важно развить, чтобы обрести гармоничные отношения.
Амбивалентный (тревожно-амбивалентный) тип привязанности формируется, если родители демонстрируют непоследовательное, импульсивное поведение по отношению к ребенку. Иногда они проявляют тепло и заботу, а иногда – холодность и отвержение. Такая непредсказуемость вызывает у ребенка сильную тревогу.
Например, сегодня мама может нежно обнимать малыша, а завтра – грубо одергивать его попытки приласкаться, потому что она занята или раздражена. Такая непоследовательность родителей формирует у ребенка модель "я никогда не знаю, чего ожидать в отношениях с близкими".
Во взрослом возрасте такие люди склонны к сильной тревожности в отношениях. Они постоянно боятся, что партнер бросит их или предаст. Могут цепляться за отношения даже с неблагонадежным человеком, лишь бы не остаться в одиночестве.
При этом они испытывают амбивалентные чувства к партнеру. С одной стороны, хотят любви и близости, с другой – злятся и обижаются из-за страха быть брошенными. Такое поведение часто разрушает отношения, подтверждая их худшие опасения.
Чтобы построить стабильный союз, таким людям важно научиться конструктивно выражать свои чувства и потребности, доверять партнеру, преодолевать детские страхи. И тогда они смогут обрести здоровую привязанность.
Дезориентированный тип привязанности: как жестокое детство влияет на способность любить
Наиболее травматичным и разрушительным для будущих отношений является дезориентированный тип привязанности. Он возникает при жестоком, пренебрежительном обращении с ребенком.
Если ребенок подвергается насилию, лишен элементарной заботы и внимания, это наносит глубокую психологическую травму. Такое детство оборачивается тотальным недоверием к людям и миру.
Ребенок не получает никакого позитивного опыта отношений, любви и заботы. Вместо этого он усваивает, что от близких можно ожидать только боли и предательства. Это искажает его представления о человеческих отношениях.
Во взрослой жизни такие люди испытывают огромные трудности с доверием и близостью. Они не верят, что кто-то может искренне их любить и заботиться о них.
Часто у них возникают деструктивные отношения с насилием или манипуляциями. Или они вообще избегают близких отношений, будучи не в состоянии их выстроить.
Чтобы преодолеть последствия жестокого детства, таким людям необходима серьезная психологическая работа. Им нужно заново учиться доверять, открываться навстречу заботе и любви. И только тогда они смогут построить здоровые отношения.
Таким образом, анализируя особенности воспитания в родной семье, мы можем лучше понять свои глубинные психологические установки. А значит – более осознанно выстраивать свои отношения, не повторяя прошлых ошибок. И тогда мы сможем обрести по-настоящему гармоничный союз с любимым человеком!
Глава 5. Сексуальное здоровье
Биопсихосоциальная модель сексуального здоровья
иопсихосоциальная модель сексуального здоровья
Сексология изучает сексуальность человека с разных сторон. Это комплексная наука, которая рассматривает биологические, психологические и социальные аспекты сексуального здоровья.
Биологическая составляющая подразумевает изучение физиологических процессов, происходящих в организме человека. Сюда относятся гормональные и нейрогуморальные механизмы регуляции половой функции, анатомическое строение и работа половых органов, возникновение и течение различных заболеваний, влияющих на сексуальную сферу.
Психологический компонент включает в себя изучение личностных особенностей, влияющих на сексуальность, формирование половой идентичности, гендерных ролей, сексуальной ориентации. Также важны исследования в области сексуального влечения, мотивации полового поведения, особенностей сексуального возбуждения и оргазма.
Социальные факторы определяют нормы и стереотипы в отношении сексуальности, сложившиеся в том или ином обществе. Сюда относятся культурные, религиозные, морально-этические установки, традиции сексуальных отношений, гендерные роли и др.
Таким образом, сексуальное здоровье складывается из гармоничного взаимодействия всех этих составляющих. Нарушение какого-либо одного компонента может привести к проблемам в сексуальной сфере.
Что считается нормой в сексологии?
Понятие "нормы" в сексологии довольно условно. Здесь нет жестких числовых критериев или стандартов. Многое зависит от индивидуальных особенностей и предпочтений конкретного человека. Тем не менее, можно выделить несколько основных принципов, которые traditionno считаются нормой в сексологии.
Добровольность и взаимное согласие партнеров. Любые сексуальные контакты должны происходить по обоюдному желанию и с согласия обеих сторон. Принуждение недопустимо.
Получение удовольствия обоими партнерами. Нормальные сексуальные отношения подразумевают стремление к тому, чтобы процесс доставлял радость и наслаждение каждому из участников.
Безопасность и ответственность. Сексуальная активность не должна причинять вреда здоровью партнеров, а также нести риски нежелательной беременности или заражения инфекциями.
Зрелость и адекватность поведения. Нормальная сексуальность предполагает достаточную психологическую и физическую зрелость, а также адекватность реакций и поведения в интимной сфере.
Уважение к партнеру и отношениям. В норме сексуальные контакты происходят на фоне взаимоуважения, доверия, заботы о чувствах и комфорте друг друга.
Гармоничное сочетание с другими сферами жизни. Нормальная сексуальность не должна мешать выполнению человеком его профессиональных, социальных и иных обязанностей или вести к пренебрежению другими важными аспектами жизни.
Другим важным критерием нормы является отсутствие выраженного дистресса (стресса, тревоги, напряжения) у человека в связи с его сексуальной жизнью.
Например, редкие половые контакты или их отсутствие не являются патологией, если человек при этом не испытывает сильных переживаний или страданий.
То же касается и других параметров сексуальности – частоты и продолжительности половых актов, способов достижения оргазма, предпочитаемых позиций и практик. Главное, чтобы партнеры были удовлетворены своей интимной жизнью и комфортно себя чувствовали.
Если же имеют место регулярный дистресс, нарушение взаимопонимания и удовлетворенности – это уже может рассматриваться как отклонение от нормы и повод обратиться к специалисту.
Особенности женской сексуальности
Сексуальность мужчин и женщин имеет ряд важных отличий, обусловленных как биологическими, так и психологическими факторами. Рассмотрим некоторые основные особенности женской сексуальности.
Бóльшая продолжительность возбуждения. Для того, чтобы достичь пика возбуждения и оргазма, женщине требуется больше времени, чем мужчине. В среднем это 15-20 минут стимуляции.
Меньшая локализация эрогенных зон. Если для мужчин основная эрогенная зона – это половой член, то у женщин эрогенными являются многие части тела. Особую роль играют область клитора, малые и большие половые губы, шейка матки, грудь.
Оргазм не обязательно связан с эякуляцией. Женщины способны испытывать множественные оргазмы, в отличие от мужчин.
Бóльшая вариативность оргазма. У женщин оргазм может возникать от стимуляции разных эрогенных зон и по-разному проявляться в ощущениях.
Большее значение эмоциональной связи. Для возникновения возбуждения и получения удовольствия от секса для женщин обычно важнее душевная близость, чем для мужчин.
Изменчивость libido. Уровень полового влечения у женщин в большей степени зависит от фаз менструального цикла, периода беременности, возрастных изменений.
Выраженность психологического компонента. На сексуальность женщины сильное влияние оказывает ее психоэмоциональное состояние, актуальные переживания и стрессы.
Большая уязвимость сексуальности. Женская сексуальность более подвержена негативному влиянию неблагоприятных жизненных обстоятельств, психотравм, насилия.
Выраженность культурного фактора. Сексуальное поведение женщин в большей степени регламентируется моральными и культурными нормами общества.
Учет этих особенностей важен как для понимания нормальной физиологии женского организма, так и для гармонизации отношений между мужчинами и женщинами.
Основные проблемы сексуального здоровья у женщин
Женщины могут испытывать различные проблемы в сексуальной сфере. Рассмотрим наиболее распространенные из них.
Отсутствие libido. Сниженное половое влечение или его отсутствие. Может быть обусловлено гормональными нарушениями, депрессией, стрессами, проблемами в отношениях, приемом определенных препаратов.
Затрудненное возбуждение и достижение оргазма. Женщина испытывает трудности с сексуальным возбуждением и достижением оргазма. Причины те же, что и при сниженном libido.
Вагинизм. Мышечный спазм, непроизвольное сокращение мышц влагалища, из-за чего проникновение становится болезненным или невозможным. Часто носит психогенный характер.
Диспареуния. Боли во влагалище во время полового акта. Могут быть обусловлены воспалительными заболеваниями, эндометриозом, травмами и другими причинами.
Вагинальная сухость. Недостаточная смазка во влагалище, из-за чего половой акт становится болезненным. Связана с гормональными изменениями в климаксе, при стрессе, некоторых заболеваниях.
Аноргазмия. Отсутствие оргазма на протяжении жизни или его потеря. Может носить первичный или вторичный характер.
Тревога и страхи, связанные с сексом. У женщины возникают выраженное беспокойство, опасения в связи с сексуальной близостью, например, боязнь боли или заражения.
Нарушения половой идентичности. Расстройства формирования женской половой идентичности, гендерных ролей, сексуальной ориентации.
Для решения подобных проблем важна консультация сексолога, гинеколога, психотерапевта. Комплексный подход позволяет выявить и устранить причины сексуальных расстройств.
Этапы психосексуального развития человека
Психосексуальное развитие – это процесс формирования человека как личности с определенной половой идентичностью и сексуальностью. Он включает как физиологическое созревание организма, так и психологическое становление личности.
Рассмотрим основные этапы психосексуального развития.
Парапубертатный этап (1-5 лет)
В этом возрасте ребенок открывает для себя свое тело, начинает интересоваться различиями между мальчиками и девочками. Возникает любопытство в отношении своих гениталий и гениталий противоположного пола. Ребенок может трогать свои гениталии, это приносит ему удовольствие. Так происходит познание собственного тела.
Важно адекватно реагировать на подобное поведение ребенка, не пугать и не наказывать за это. Но в то же время нужно объяснить, что подобные действия приемлемы только в уединении.
Препубертатный этап (6-11 лет)
В этом возрасте интерес к собственному телу и сексуальности несколько снижается. На первый план выходят социальные отношения со сверстниками, игровая деятельность.
Однако ребенок по-прежнему интересуется различиями между полами, задает вопросы о беременности, родах, отношениях между мужчиной и женщиной.
На данном этапе закладываются представления ребенка о ролях и поведении мужчин и женщин, формируется его гендерная идентичность.
Пубертатный этап (12-16 лет)
Это период полового созревания. Происходят значительные физические изменения: у девочек развиваются грудь, появляются волосы на лобке, начинается менструация; у мальчиков увеличиваются половой член и яички, появляются эрекции, начинаются поллюции.
Повышается интерес к сексуальной сфере. Подростки активно интересуются вопросами половой жизни, могут экспериментировать – мастурбировать, заниматься петтингом (ласками без проникновения).
Активно развиваются романтические чувства и влюбленность. Происходит становление сексуальной ориентации.
Очень важна роль взрослых в информировании подростков по вопросам секса, предупреждения нежелательной беременности, профилактики ЗППП.
Переходный этап (16-24 года)
В этом возрасте человек уже является сформировавшейся личностью с определенной половой идентичностью и сексуальной ориентацией.
Активная сексуальная жизнь начинается обычно в 17-18 лет. Сексуальные отношения становятся более интимными и значимыми.
Происходит осознание собственных сексуальных потребностей и предпочтений, выбор постоянного партнера.
В период 16-24 лет человек получает первый опыт сексуальных отношений, который во многом определяет его дальнейшую сексуальную жизнь.
Зрелый этап (25-60 лет)
К 25 годам человек обычно имеет постоянного сексуального партнера. Сексуальные отношения становятся частью отношений партнерства, любви, привязанности.
В этот период вырабатывается свой оптимальный режим сексуальной активности. Секс может использоваться также для деторождения.
У женщин сексуальность меняется в период беременности, послеродовой период, кормления грудью. Возможны некоторые трудности сексуального характера, которые решаются в кругу семьи.
В целом в зрелом возрасте у большинства людей наступает период наиболее гармоничных и удовлетворяющих сексуальных отношений.
Инволюционный этап (после 60 лет)
Постепенное угасание сексуальной функции как у мужчин, так и у женщин. Это естественный физиологический процесс.
Снижается выработка половых гормонов, меняется работа половой системы. Соответственно уменьшается половое влечение и частота половых контактов.
Однако сексуальная жизнь возможна и в пожилом возрасте, если нет серьезных заболеваний. Большую роль играет психологическая составляющая отношений с партнером.
Таким образом, психосексуальное развитие – длительный процесс от рождения до старости. На каждом этапе решаются свои задачи для становления психосексуального здоровья человека. Понимание этих особенностей помогает человеку гармонично проживать свою сексуальность.
Цикл сексуальных реакций
Сексуальная реакция представляет собой определенную последовательность стадий физиологического и психического возбуждения, в результате которых происходит половой акт и возможно достижение оргазма. Рассмотрим основные модели описания цикла сексуального возбуждения.
Модель Мастерса и Джонсон
Классическая модель цикла сексуальной реакции была предложена в 1966 году американскими сексологами Уильямом Мастерсом и Вирджинией Джонсон. Она включает четыре фазы.
Возбуждение. Под действием сексуальных стимулов (вид обнаженного тела, ласки, эротические фантазии) у человека появляется сексуальное желание, начинаются физиологические реакции возбуждения – у мужчин эрекция полового члена, у женщин – увлажнение влагалища.
Плато. Сексуальное возбуждение усиливается и достигает высшей точки. У мужчины половой член максимально напряжен, у женщины вагинальные мышцы набухают и сокращаются в ожидании проникновения. Дыхание и пульс учащаются.
Оргазм. Кульминационный момент наивысшего сексуального возбуждения и наслаждения. Происходят непроизвольные ритмические сокращения половых органов. Затем мышцы расслабляются, ощущается приятная истома.
Разрешение. Постепенное возвращение к исходному невозбужденному состоянию. Эрекция и влажность половых путей постепенно уменьшаются. Наступает состояние умиротворения и удовлетворения.
Такая модель хорошо описывает физиологические реакции во время классического полового акта и оргазма. Однако она не учитывает психологические и эмоциональные аспекты сексуальной близости.
Модель Бассон
Канадский сексолог Роузмери Бассон в 2000 году предложила альтернативную циклическую модель сексуальной реакции женщины, учитывающую эмоциональный компонент. В ней выделяется пять фаз.
Сексуальная нейтральность. Женщина эмоционально спокойна и не возбуждена.
Сексуальное желание может возникнуть под влиянием внутренних и/или внешних стимулов.
Сексуальное возбуждение. Проявляются физиологические признаки возбуждения.
Оргазм. Возможно несколько оргазмов.
Разрешение. Женщина возвращается к состоянию удовлетворенности и эмоционального комфорта.
Важно, что сексуальная реакция может возникать не только под действием внешних стимулов, но и внутренних мотивов – желания близости, ощущения любви к партнеру. Также модель допускает возможность секса без оргазма, если он приносит эмоциональное удовлетворение.
Модель Каплан
В 1979 году американская исследовательница Хелен Сингер Каплан выделила три фазы сексуального возбуждения, обусловленные активностью разных отделов нервной системы.
Эстетическая фаза – любование обнаженным телом партнера, предвкушение близости.