Книга Взрослые истории. Перестать страдать и начать жить - читать онлайн бесплатно, автор Альберт Сафин
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Взрослые истории. Перестать страдать и начать жить
Взрослые истории. Перестать страдать и начать жить
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Взрослые истории. Перестать страдать и начать жить

Альберт Сафин

Взрослые истории. Перестать страдать и начать жить

Первый ключ к тексту

Прикладное применение стратегического мышления


Задача этого текста – познакомить вас с такими инструментами, которые вы могли бы вынести за пределы чтения, взять в свою повседневную жизнь, чтобы регулярно их практиковать.

Я часто употребляю словосочетание «стратегическое мышление» и вкладываю в это определённые смысл.

Хочу спросить: когда вы слышите это выражение – о чём оно для вас? Как вы понимаете его, какой смысл для вас оно имеет? Какие ассоциации вызывает?


Собеседник: «Это глобальные планы, на пять-десять лет вперёд. Будущее наступит не скоро, но к нему надо готовиться».


И будущее, и прошлое переживается нами сейчас, в настоящем: наши воспоминания о прошлом так же, как и планы на будущее, находятся в нашей голове в данный момент времени. Мы даже можем переживать их физически – например, от неприятных воспоминаний и сейчас бегут мурашки по коже. Или – мы говорим о вдохновляющем нас будущем и невольно расплываемся в улыбке.

Первая плоскость, которую я приглашаю вас рассмотреть в рамках стратегического мышления, это наш язык.

Мыслить стратегически – это и о том, как и что мы говорим.

Представьте себе картинку: человек опоздал на серьёзное собеседование, прибегает и говорит ожидающим его людям: «Ох, извините, ужасные пробки!» Каков скрытый смысл этой фразы? Конечно, снять с себя ответственность (это не я виноват, это пробки виноваты).

А что такое ответственность?


Собеседник: «Если ты сделаешь что-то не так, то понесёшь за это наказание»; «Это то, на что ты можешь и обязан влиять».


Я хочу предложить своё определение слова «ответственность».

Ответственность – это такая позиция человека, когда он понимает и принимает, что он сам является причиной всех следствий в своей жизни.

То есть человек не жалуется на пробки или на плохого начальника. Вместо жалоб что он делает?


Собеседник: «Ищет решение»; «Ищет причину в себе».


Да, верно, он ищет причину и понимает, что сам является такой причиной. В своём внутреннем диалоге он говорит себе: «Я так организовал время своей жизни, принял такие решения, чтобы оказаться в этой пробке».

Другой пример: кто-то сетует, что у него плохая работа, мало платят и к его мнению вообще не прислушиваются. Пока он жалуется, то ампутирует у себя возможность видоизменений. Но как только этот товарищ понимает, что сам организовал себе такую ситуацию на работе, то он открывает у себя возможность изменений и влияния на ситуацию.

Именно с принятия личной ответственности и начинается способность человека мыслить стратегически.

Быть причиной всех событий в своей жизни – это стратегическое мышление.

Быть следствием – тактическое.

Стратег никогда не оказывается в ситуациях, где он вынужден оправдываться. Как он поступил бы в случае с собеседованием?


Собеседник: «Он бы вышел заранее, сделал всё, что от него зависит».


Да, он заранее предусмотрел бы возможные риски и спланировал время с запасом. Вот об этом «заранее» речь тоже будет идти.

С другой стороны, нам неведомо, что есть добро и что есть зло.

Самолёт упал – неужели все, кто в нём летели, ответственны за это? Что было истинной причиной падения? Нам не дано это знать.

В фильме «Человек – мотылёк» был некий мистический персонаж, который звонил главному герою (его играл Ричард Гир) и предсказывал будущее. Герой спрашивает: «Откуда вы всё это знаете?» А человек-мотылёк отвечает: «Вы же не объясняете тараканам законы физики».

Многие причины происходящих событий остаются скрытыми от нас, и в этом отношении мы не можем быть ответственными за всё. Но такой принцип мышления очень важен в плане самовоспитания. Если вы привыкнете не бояться ответственности, вы всегда будете востребованы в любом сообществе. Именно таких людей ищут в свою команду работодатели, руководители.

Вы можете повторять это как мантру: «Я – причина всех следствий в моей жизни». Принимая эту мысль как жизненный принцип, вы перестаёте быть рабом обстоятельств и становитесь хозяином самого себя. На мой взгляд, это важно тренировать в себе.

Когда я сейчас вспоминаю годы своей учёбы в школе и в колледже, то понимаю, какими сладкими могли быть мысли: «Преподавательница плохая, поэтому я не знаю предмет»; «Библиотекарь виновата, не дала мне книгу, поэтому я не написал реферат». Очень соблазнительно так думать, верно? И наоборот, осознание того, что сам виноват в своей неуспеваемости, может огорчить.

Но такая позиция в итоге выгодна для вас же самих.

Принимаем её?


Собеседник: «Да, принимаем».


Отлично, переходим к следующему шагу.

Приняв полезную идею, каждый из нас должен её тренировать.

Ведь новые идеи слабее старых привычек.

Как вы понимаете эту фразу?


Собеседник: «То, что укоренилось, сложно изменить»; «Понимать – это одно, а действовать – совершенно другое. Надо больше усилий прилагать, чтобы заставить себя так делать».


Да, верно. Человек – это совокупность его привычек. А как вы думаете, все ли люди на нашей планете хотят быть счастливыми, красивыми, подтянутыми и богатыми?


Собеседник: «Да, все».


Ну, по крайне мере счастливыми хотели бы быть практически все. А по факту совсем иначе разворачивается конфигурация территории. Люди не делают счастье своей привычкой. Так и здесь – мало один раз вспомнить про свою ответственность. Это должно стать регулярным настроем на день.

Например, вы можете завести небольшой дневничок и записать в него первой фразой: «Я являюсь причиной всех следствий в моей жизни». И далее записывать все случаи, когда вы реально взяли на себя ответственность за свой поступок, не стали перекладывать её на другого человека или на «непреодолимые» обстоятельства.

Далее.

Как вы думаете, что влияет на то, как человек живёт сегодня?


Собеседник: «Его прошлые действия»; «Его воспитание»; «Его миропонимание здесь и сейчас, его мировоззрение, его мышление в данной ситуации»; «Среда, люди, которые его окружают».


То есть влияет совокупность многих факторов на то, как он мыслит, что он делает, даже как чувствует себя сегодня. И я хочу предложить вам следующую важную идею: линию времени.

Нарисуем линию времени со стрелкой, направленной вправо – в будущее. Отметим на ней точку сегодня. Так вот: на то, как человек живёт сегодня, влияет и то, как он видит себя в будущем. Его картина себя в будущем определяет, какие решения он принимает сегодня.

Дело в том, что сценарий жизни во многом вкладывается в детей их родителями. Словесно или между строк родители рисуют определённую картинку будущего своим детям.

Приведу такой пример. Допустим, в одной семье ребёнок слышит от родителей: «Слышь, Толян, живо съел кашу и вали на двор!» А в другой: «Анатолий, солнышко, какую бы ты хотел сегодня кашу?» Повлияет ли такое обращение на то, как будет разворачиваться жизнь малыша в дальнейшем?


Собеседник: «Да».


Повлияет, точно. Привыкнув к тому, как с ним обращаются дома, ребёнок будет требовать такого же отношения к себе на детской площадке, в детском саду, в школе и так далее. Он будет выстраивать свой субъективный мир похожим образом.

Но мы можем влиять на то, какими мы видим себя в будущем. Ведь мы же являемся причиной всего, что с нами происходит. Поэтому и своё видение будущего мы тоже можем тренировать. Взять лист бумаги и описать свой день в будущем. Обозначить дату (пять лет спустя, например). Как я живу в этот день? Кто меня окружает? Чем я занимаюсь? Как проходит мой день?

Очень важно позволить себе роскошь помечтать, представить всё, что хочется представить. Но при этом описать письменно и в деталях.

Любой лидер знает, как важно создать для его команды видение будущего: общая картина будет синхронизировать всех участников команды между собой. И не менее важно создавать картину своего собственного, личного будущего.

Возьмём этот инструмент на вооружение?


Собеседник: «Да, возьмём».


Вот вам перечень открытых вопросов, который поможет поработать над вашей картинкой: как проходит ваш день? Чем вы занимаетесь? Кто вас окружает? Что вы чувствуете в течение дня? О чем вы думаете? Где вы живете? Как вы живете? В масштабе хотя бы пяти лет. Это прекрасная тренировка стратегического мышления. Молодого человека или девушку очень легко сбить с пути, если они не знают, куда они идут. Когда нет никакого представления о собственном будущем, на человека дунет ветер соблазна и его унесёт, как листок. Такой товарищ всегда будет лишь следствием внешних причин.

Но если человек знает, что для него по-настоящему важно, и к чему он хочет прийти – это как координаты для корабля: какие бы ветры ни пытались ему помешать, он всё равно придёт в заданную точку. Он будет развивать те компетенции, которые необходимы для достижения цели. Он будет получать образование в русле своего плана жизни. Он будет точно знать, чем заниматься и с кем взаимодействовать.

Этот человек возьмёт на себя ответственность за всё – за своё обучение, работу, окружение и взаимоотношения. С таким хочется работать, ему хочется доверять, его хочется продвигать.

В наше время мы имеем очень широкие возможности. И в большинстве случаев – мало конкуренции. Вы удивлены? А попробуйте ввести в поиске какой-либо запрос, кажущийся высококонкурентным, например, «пластиковые окна». Вы получите несколько десятков, даже сотен компаний только в вашем городе. И попробуйте прозвонить хотя бы первый десяток этих компаний. Где-то не возьмут трубку, где-то вам ответит совершенно некомпетентный сотрудник, где-то телефон вообще уже не работает. И где же та конкуренция?

Так вот, это говорит о том, что возможностей у вас очень много. Работы пруд пруди. Толковые люди очень нужны во всех областях – люди, которые не ноют, не стараются избавиться от любой ответственности и знают, что и зачем они делают.

Итак, жизнь человека в настоящем в значительной степени зависит от того, каким он видит себя в будущем. Поэтому – сделайте это упражнение в письменном виде, опишите ваше видение себя через 5 лет.

Но дело не в том, чтобы один раз для себя это зафиксировать, ответив на открытые вопросы. Главное – отвечать на них регулярно! Это процесс, это ваш путь. Чем чаще вы будете к своему описанию обращаться, тем точнее будет ваше понимание – кто я и куда иду.

Как правило, в людей загружают готовые ярлыки, удобные для маркетинговых задач. Мир, в котором мы живём, не только создаёт продукты, чтобы люди их покупали. Он создаёт людей, готовых потреблять эти продукты. Человек покупает в кредит автомобиль и ездит на нём на нелюбимую работу, чтобы заработать деньги на оплату этого кредита.

Но тот, кто тренирует своё видение будущего, никогда не попадёт в такие клещи. Если человек является заложником обстоятельств и думает, что виноваты все другие, то он мыслит как – тактически или стратегически?


Собеседник: «Тактически».


Верно. Но если он, невзирая на текущие обстоятельства, строит для себя картину своего личного желаемого будущего, он сам выбирает свою жизнь и мыслит стратегически.

И вы, молодые, можете представить себе всё, что сами посчитаете нужным. Вы можете никого не посвящать в эту картину, она только для вас. И будет основательно влиять на то, какие решения вы принимаете сегодня. Большинство наших решений мы принимаем на уровне подсознания, и именно на подсознание будет влиять нарисованная вами картина.

Возьмём это на вооружение?


Собеседник: «Да, конечно».


В поддержку этих идей я дам вам маленькое упражнение, которое вы можете сделать уже сегодня, или завтра, или вообще не делать – выбор за вами. Оно звучит следующим образом: «Ваше намерение на день».

Каждое утро, проснувшись, я задаю себе вопрос: «Что будет для меня наилучшим результатом сегодняшнего дня?» Я представляю себе, что главное дело дня уже завершено, и я чувствую радость от этого, что дело состоялось и прошло прекрасно. То есть утром я программирую себя на сегодняшний день.

То же самое можете делать и вы. Смысл упражнения не только в планировании дня, но и в настроенности на позитивный результат.

Допустим, вас сегодня ждёт какой-то экзамен. Как вы думаете, в каком случае он пройдёт более успешно: когда вы нервничаете, трясётесь и боитесь провала или когда вы спокойны, сосредоточены и владеете собой?


Собеседник: «Когда спокоен».


Да, когда вы владеете собой. Мыслить стратегически – это владеть своим эмоциональным состоянием: голосом, выражением лица, мимикой, даже сердцебиением. Вокруг вас может быть буря, но вы остаётесь спокойны, не обращаете внимания на неё, и внешние раздражители не могут вас отвлечь от вашей задачи.

Попробуйте это упражнение прямо сегодня. Спросите себя: «Что будет для меня наилучшим результатом сегодняшнего дня?» Отвечать можно как угодно, нет никакого шаблона, под который необходимо подогнать ответ. Какие мысли приходят – тем и дайте жизнь и пространство.


Собеседник: «Может быть, пойти ещё немного дальше и добавить вопрос: какую ценность я хочу предложить и какую хочу получить от этого дня? Не только какой результат, но какая ценность».


Это очень красивый вопрос: какую ценность я могу предложить и получить? Это даже более глубокая формулировка. И её можно ещё глубже разворачивать. Главное, как чувствуете – так и делайте. Единственный человек, который знает путь, – это вы сами и никто другой.


Собеседник: «Я ведь причина всех следствий в моей жизни. Надо действовать аккуратней, без фанатизма».


Да, очень правильно.

Мы с вами живём в партнёрстве с жизнью. Можно представить её как большой организм, в котором мы обитаем. Поэтому это всегда двусторонняя игра. Как говорится, на Бога надейся, а сам не плошай. «Сам не плошай» и означает, что я – причина всех следствий. Я сделал всё, что мог.

Хорошо, двигаемся дальше.

Третий вопрос, который может быть полезным для изучения, звучит так: влияет ли на наши мысли то, в каком состоянии находится наше тело? С физической точки зрения, химической, физиологической.


Собеседник: «Влияет».


Конечно! Например, каким бы ни было интересным, просто сногсшибательным это моё выступление, вы не дослушаете до конца, если устали и вам хочется спать, или у вас болит голова, или хочется в туалет.

Да, состояние нашего тела очень влияет, даже если мы этого не осознаём. Допустим, человек пришёл на собеседование, но перед этим не выспался и не поел. Да он будет всех считать своими врагами! Думать не о том, чтобы сконцентрироваться на встрече и произвести хорошее впечатление. В его голове будет бурлить мысль: «Да отстаньте от меня, дайте мне наконец пожрать и завалиться спать!»

Знаете, есть такая серия художественных книг «Правила волшебника». Там третье правило формулируется так: «Страсть правит разумом». А если приблизить его к нашей практике, то мы скажем: «Тело управляет мыслью».

Это правило действует в тактическом измерении.

А стратегическая задача – организовать жизнь таким образом, чтобы не давать телу рычаги управления собой.

Зависит это не только от усталости или сонливости. Тот, кто питает свой организм быстрыми углеводами, вредной пищей, не получает необходимой энергии для активной жизнедеятельности. Ему будет сложнее управлять собой, чем человеку, который правильно питается и следит за распорядком своего дня.

Согласны?


Собеседник: «Да, безусловно».


Запишите правило: «Тело управляет мыслью». И помните: очень важно сделать тело своим союзником.

Скажу про себя. Я и моя жена никогда не сидим допоздна. Мы организуем своё время так, чтобы ложиться спать не поздно, а вставать рано. Мы легко встаём без будильника, потому что при правильном распорядке тело получает достаточно отдыха и само хочет проснуться и начать действовать.

Вы все – молодые люди, но помните, что с годами процесс обработки веществ в организме затормаживается. В 20 лет гораздо проще поддерживать себя в активном состоянии даже при недосыпании. В 30 лет это сложнее. А в 40 уже реально сложно. И здесь помогает именно привычка к правильному распорядку и питанию.

Чтобы механизм хорошо работал, ему нужно качественное топливо и хорошее техническое обслуживание. Позаботьтесь об этом сейчас, ибо с годами это будет становиться всё важнее. Берегите организм смолоду.

Изучайте этот вопрос, изучайте потребности вашего тела и держите его в дисциплине. Поверьте, оно ответит вам взаимностью. Вы даже не представляете, как много людей в возрасте 35–40 лет жалеют, что не выработали правильный подход к своему организму, когда им было 20.

Кстати, вот ещё одна отличная фраза: «Умный решает те проблемы, которые мудрый не создаёт». Например, умный быстро соображает, как перестроиться, чтобы выехать из пробки. А что делает мудрый?


Собеседник: «Не попадает в пробку».


И что он делает, чтобы в неё не попасть?


Собеседник: «Выезжает пораньше, поедет на метро».


Да, он может организовать своё время таким образом, чтобы не тратить его впустую. А если уж он оказался в пробке, что он может сделать, чтобы не быть её заложником?


Собеседник: «В пробке тоже можно время как-то с пользой потратить».


Вот именно, даже в пробке время провести с пользой, в этом и заключается задача. Инвестировать время во что-то полезное: послушать аудиокнигу или подумать о хорошем, например.

Итак, небольшой промежуточный итог: во-первых, помнить, что я являюсь причиной всех следствий в своей жизни; во-вторых, видение будущего влияет на жизнь в настоящем; в-третьих, держать в порядке своё тело, чтобы в будущем оно не создавало вам проблем.

Поделитесь, какие у вас впечатления от всего, сказанного выше? На какие мысли это вас навело? Решились ли вы на какие-то действия?


Собеседник: «Планировать своё будущее»; «Анализ проводить своих желаний, своих намерений»; «Быть более ответственным за свою жизнь, понимать, что ты её строишь».


Именно вы строите свою жизнь. Нам был дан дар – быть живым, быть человеком. Конечно, здо́рово взять его с благодарностью и считать себя ответственным за то, как я распоряжаюсь этим даром.

А успехи в профессиональном измерении – это следствие успехов во владении собой. Никогда не наоборот. Если человек владеет собой, он делает это во всех контекстах своей жизни. Будучи женой или мужем, будучи сотрудником или предпринимателем, будучи сыном или дочерью – все эти стороны жизни в совокупности человек воспринимает уже иначе, и сама жизнь начинает разворачиваться иначе.


Собеседник: «Появилась мотивация планировать день и будущее».


Конечно, пробуйте, проведите эксперимент. Вы напишете себе картину своего желаемого будущего, по вопросам, которые я пришлю. Вы будете начинать свой день с вопросов: «Какую ценность я выбираю создать?» и «Что будет для меня наилучшим результатом сегодня?» – как свой вектор на день. Вы станете уделять должное внимание своему телу, чтобы преумножать его здоровье. В совокупности всё это формирует навыки, привычки, которые всегда сильнее идей.

Кроме того, завершая свой день, вы можете фиксировать в ваших дневничках, что у вас было сегодня хорошего. Это ещё одно маленькое упражнение – а наш подход заключается в силе малых шагов – когда в завершение дня вы подводите итоги. Вы как бы сверяетесь с тем, какое у вас утром было намерение на день.

Таким образом, как с помощью домкрата или плоскогубцев человек выравнивает сонаправленность того, что он думает, что он делает, что он говорит, что чувствует. И как результат – какие события он создаёт. Тренировать в себе эту сонаправленность бывает полезно.

Повторю: профессиональные успехи всегда являются следствием успехов во владении собой.

Как вариант инструмента хорош и дневник благодарности. Я практикую это ежедневно, перед сном, когда всеми мыслями и даже телом чувствую благодарность за сегодняшний прекрасный день.

Смысл упражнения в тренировке фокуса внимания. То, о чём вы думаете, что ощущаете, диктуется не внешними условиями, а вашим выбором.

Вы хозяин своих мыслей – и это важный навык для развития стратегического мышления.

Как бывает у обычного человека? Его обидели, сказали что-то плохое —

он расстроился. Его похвалили – он обрадовался. И получается, что он следствие мыслей и слов других людей. Как будто кукловод дёргает его за ниточки.

Но давайте действовать наоборот. Подумайте, могут ли быть поражения в жизни человека? Любое поражение – это обратная связь для вас. Это повод задать вопрос: «Чему я могу здесь научиться?»

Если человек не сдал экзамен, это плохо или хорошо, как вы думаете?


Собеседник: «Это ему урок».


В любом случае, это обратная связь от мира. Во-первых, его можно пересдать, а во-вторых, можно задаться вопросом: «Что мне необходимо в дальнейшем делать по – другому, чтобы не оказываться в этой ситуации впредь?» Что бы ни произошло, оно произошло не случайно. Если это позитивный результат, принимайте его с благодарностью. Если негативный – извлекайте уроки.

Человек – самообучающийся организм.

Многие об этом забывают, но это важно.

Допустим, человек потерял бумажник с деньгами: кто-то будет целый месяц переживать, а кто-то задумается, что нужно изменить, чтобы потеря не повторилась. И когда человек извлекает уроки, он становится неуязвимым перед неприятностями, потому что он самообучается.

Самообучающийся интеллект, но не искусственный, а естественный, ибо он ставит перед самим собой вопрос, чему он может здесь научиться.

Если что-то идёт не по вашему плану, как, например, с несданным экзаменом, задумайтесь, какие конкретные действия вы можете сделать, чтобы предотвратить провал в будущем. Может быть, лучше готовиться. Может быть, больше времени посвящать учёбе в целом. Может быть, вы вообще выбрали не тот экзамен.

Из любого произошедшего события нужно извлекать смысл, чтобы не заклинать его на повторение.

Что бы ни произошло, это всегда опыт и урок.

Скажите, а кто создаёт ситуацию провала на экзамене?


Собеседник: «Сам человек».


А если человек считает, что виноват преподаватель, то он с себя ответственность … что делает?


Собеседник: «Скидывает, снимает».


Верно. Получается, он не думает стратегически, и – всё, он в капкане. И никто ему об этом не скажет. А между тем единственный материал, из которого вы строите себя, – это вы сами. Конечно, есть близкие люди, которые о нас заботятся, которым небезразлична наша жизнь. Но на это полагаться не следует. Единственный ваш материал – вы сами.

Убеждать себя, что экзаменатор плохой, или что мир несправедливый – значит, ампутировать у себя возможность позитивных изменений. А извлекать уроки, делать выводы – это совсем другое дело.

Вот ещё пример. Человек ищет работу, посетил десять собеседований в разных местах. Он хотел работать там, но его нигде не взяли. Это хорошо или плохо?


Собеседник: «Плохо»; «Может, и не плохо, но удручает, из-за чего человек может впасть в уныние»; «Это опыт, если человек везде подавал себя одинаково, значит, он повторяет одну и ту же ошибку, нужно проанализировать и исправить».


Возможно, благодаря этим десяти отказам на одиннадцатый раз он и найдёт то место, которое ему подойдёт. Это история про меня! Десять лет назад я искал работу штатного SEO-специалиста. Я был в десяти компаниях на собеседованиях, и меня нигде не взяли. Может быть, я был слишком умный для наёмного сотрудника! Я, конечно, немного расстраивался по этому поводу, но потом подумал, что всё складывается наилучшим образом. Когда я пришёл в одиннадцатое место, меня туда взяли, и это было лучшее место из всех. Там я познакомился с человеком, который стал моим близким другом. Сейчас, оборачиваясь назад, я благодарю судьбу за то, что оказался именно в этом месте.

Там была прекрасная команда. Крепкие профессионалы, мы работали дружно, и шутки шутили, и делом занимались. Работа в этой компании дала мне очень многое. А ведь я не попал бы сюда, если бы не получил десять отказов в предыдущих местах!