Книга Иорданские истории Аммсаади. Записки не туристки - читать онлайн бесплатно, автор Екатерина Степанова. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Иорданские истории Аммсаади. Записки не туристки
Иорданские истории Аммсаади. Записки не туристки
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Иорданские истории Аммсаади. Записки не туристки


На том месте, где произошла битва, в 1984 году открыли университет.


Вся Мота и прекрасный университетский комплекс с многочисленными зданиями, парками и башней хорошо видны прямо из моего окна. Наш дом находится на холме, так что обзор отличный.

Мансаф и его история

Мансаф (менсеф) – это национальное иорданское блюдо. Готовят его на свадьбы, похороны и любые торжественные события. Впрочем, просто так тоже готовят, потому что вкусно.


Рецепт прост: баранину или курицу варят, потом добавляют лябан (кисломолочный продукт) и еще немного проваривают. Отдельно готовят рис. На поднос кладут тонкие листы шрака (лаваша), на него рис, сверху куски мяса или курицы. Все это посыпается петрушкой, жареным миндалем или арахисом. Бульон подается отдельно в пиалах. Раньше вместо риса варили измельченную пшеницу (джрише). Впрочем, сейчас древний рецепт возвращается. И все чаще мансаф подают и с джрише, и с рисом.


Так вот, по легенде, мансаф изобрели в Караке еще в языческие времена. Моавский царь Мешу вел войну с соседним Израилем. И заметил как-то, что все его планы израильтяне откуда-то узнают. А значит, в его стане есть лазутчики. Чтобы отличить чужих от своих, Мешу придумал блюдо, которое евреи не смогут есть. Ведь у них в священных книгах сказано: «Не вари ягненка в молоке матери его» – кошерная еда предполагает не смешивать мясо и молочные продукты в одном блюде.


Царь приказал всему народу готовить мансаф и есть его. А кто откажется, тот и вражеский разведчик. Вот такая история.

Если будете в Караке, обязательно попробуйте мансаф. Здесь его действительно готовят лучше всех. Например, в местечке Мердж, которое находится на соседнем с Караком холме, есть ресторан «Панорама». Из его окон и со смотровых площадок Каракская крепость видна, как на ладони. Вот там можно и вкуснейший мансаф поесть, и кебаб заказать, и на окрестности полюбоваться.


12. как выбирают женихов и невест и как сватаются в Иордании

На Западе давно бродит несколько устойчивых стереотипов по поводу свободы выбора мусульманских женщин и свадебных традиций Востока. И далеко не все они – правда. По крайней мере, в отношении современной Иордании.


Самый главный миф – что у мусульман молодожены встречаются только на свадьбе, и там друг друга видят первый раз в жизни.


Может, такое явление и осталось где-то в отсталых странах или очень строгих семьях. Но во-первых, это большая редкость, и в Иордании за 20 лет не помню ни одного такого случая. А я побывала на тысяче свадеб. Во-вторых, такое правило не имеет никакого отношения к Исламу. Молодые люди могут и должны видеть друг друга, но при определенных условиях: после заключения помолвки и не совсем наедине, чтобы исключить добрачные отношения. Таким образом, можно узнать характер и привычки друг друга, и если симпатии не возникнет, разойтись еще до свадьбы.


Второй стереотип – что выбора у женщин нет, их выдают замуж насильно.


Опять-таки, по Исламу такие вещи запрещены: нельзя выдавать девушку против ее согласия. Мало того, разведенная женщина или вдова может уже вообще ни у кого не спрашивать разрешения и сделать предложение понравившемуся мужчине сама. И вот тут, к сожалению, народные традиции долгое время противоречили этим правилам, несмотря на религиозность восточных жителей. Но это уже в прошлом. Сейчас девушки выбирают женихов сами. Если невеста из хорошей семьи (а это означает не богатство, а репутацию), то парни выстраиваются в очередь на сватовство. Так что все зависит только от ее решения, а родители просто советуют.


Кстати, о советах. Родители могут отказать потенциальному жениху еще до его встречи с их дочерью просто потому, что у нем ходит дурная слава. Здесь пока тщательно подходят к выбору: стараются собирать информацию заранее.


Про девушек тоже все узнают заранее. Бывает, парню пора жениться, а на примете у него никого нет. Тогда по всем родным и близким рассылается «запрос». Перебирают всех знакомых девушек брачного возраста. О каждой мама и родственницы жениха собирают сведения, где только можно. Могут, например, прийти в гости под каким-нибудь предлогом, чтобы посмотреть на потенциальную невесту. Если девушка где-нибудь учится, то парень и сам может на нее посмотреть, «как бы случайно» пройдя мимо по коридору университета или на автобусной остановке.


И еще один нюанс. В Иордании довольно много родственных браков. То есть женятся на двоюродных и троюродных свободно. Объяснение этому такое. Во-первых, сохранность рода. Здесь, как русские дворяне когда-то, знают своих предков до десятого колена и гордятся фамилией. Во-вторых, о родственниках все известно: меньше риска нарваться на неадекватных людей, как со стороны жениха, так и со стороны невесты. Чаще всего молодые люди друг друга с детства знают.


Как-то за одну неделю наша семья побывала на одной свадьбе и трех помолвках, и все брачующиеся – наши родственники.


И, пожалуй, это одна из немногих традиций, которая сохранилась в современном обществе.


Во многих других вопросах создания семьи иорданцы поступают совсем не так, как делали их родители, тем более, бабушки и дедушки еще буквально 30—50 лет назад.


Сейчас много молодых людей знакомятся сами, встречаются, потом женятся. В Аммане вообще нравы очень свободные. Но многое зависит от семьи. И, чем глубже в провинцию, тем больше можно встретить деталей из традиционного арабского семейного кодекса…


Мне кажется, во всех странах, независимо от религии, женщина – хранительница домашнего очага, хозяйка дома, мать. В идеале, во всяком случае. До победы феминизма. В Иордании большинству девочек не прививают стремления создать «мирный атом», открыть материк или победить на президентских выборах. В первую очередь, из них растят женщин – жен и матерей, а потом уже все остальное… При этом есть и женщины-ученые, и женщины-политики, и женщины-градоправительницы. Никто не ограничивает возможность получать образование и делать карьеру.


Подозреваю, что феминисткам и современным продвинутым женщинам это не понравится (я, кстати, сама больше к ним отношусь), но основное отличие в воспитании в том, что девушки знают, что нужно не искать свою половинку, а принять того, кого тебе Бог послал, и его сделать своей половинкой. Их учат строить семью и отношения, а не ждать, что все само упадет. Поэтому, бывает, девушка выходит замуж за не очень молодого и ростом ниже, но смотрит на него, как на принца. И мужчина под этим взглядом расцветает. И, глядишь, у них уже куча детишек, и муж обласканный, и жена выглядит счастливой и удовлетворенной.


Девушка имеет право отказать любому претенденту на ее руку. Мало того, она имеет право сказать «нет» уже после того, как брачный договор подписан, но она еще не стала фактической женой и не переехала еще из дома родителей.


Подписание брачного договора приравнивается к помолвке. После этого жених имеет право приходить в дом невесты, общаться с ней и даже увидеть ее без платка. Срок помолвки обговаривается сразу и бывает от месяца до года. За это время жених готовит дом (квартиру) для невесты, покупает подарки и т. д. Заодно молодые узнают друг друга. И если за это время вдруг девушке разонравится ее выбор, она может сказать «не хочу». Такое же право имеет и жених. Я лично знаю несколько случаев таких отказов с обеих сторон. Такие «разводы» прошли адекватно, без претензий сторон. Потом все благополучно создавали семьи с другими людьми.


Семейная история


Но раньше бывали случаи, даже и в нашей семье, когда девушку не слушали. Старшая дочь моей свекрови, словно почувствовала что-то во время помолвки. И наотрез отказалась выходить замуж. Человек ей просто не понравился. Но дед и дядя (отца уже не было в живых) настояли на свадьбе. «Мол, договор есть договор. И все это девичьи выдумки».


Моя свекровь тогда не отстояла дочь, о чем жалеет до сих пор. Замужество вышло несчастным. Муж оказался дрянным человеком. Не давал жене учиться, вечно дергал, ко всему придирался и морально унижал. Несмотря на это, девушка старалась построить семью. При этом окончила университет на «отлично» и устроилась на работу. И это тоже не нравилось ее мужу. Потом она забеременела и родила сына. Но беременность запустила в организме тяжелую болезнь почек. Началось лечение и скитания по больницам. Муж бросил ее с ребенком. А потом и сына практически забыл.


С тех пор свекровь поклялась, что не выдаст дочерей замуж даже за принцев, пока те не закончат учебу. И вообще, пусть сами выбирают, а не старшие мужчины в семье распоряжаются.


Из-за этой клятвы со следующей дочерью приключилась весьма романтическая история. Будущий муж добивался ее почти пять лет!


Дело было так. Саида еще не закончила школу, а к ней уже пришел свататься кузен – сын тети. Они, естественно, с детства были знакомы, когда-то играли вместе, потом виделись мельком на улице или в гостях. Она давно ему нравилась.


Свекровь сказала: «Ты прекрасный парень. Ничего не имею против тебя лично, но моя дочь будет заканчивать университет, а потом уже выходить замуж. Жизнь переменчива, а профессия – это защита. Если ты хочешь, можешь жениться на любой другой девушке. Посмотри, сколько красавиц вокруг…»


Саида была солидарна с мамой, поскольку драма сестры проходила на ее глазах. Хотя молодой человек ей тоже нравился…


А дальше началось. Родители парня приходили с увещеваниями и ультиматумами. Все родные кричали, что Фаррах – сумасшедшая. Мать Маджида перестала разговаривать с ней. Ее свекровь, и раньше бывшая не подарком, устроила скандал и пилила ее потом каждый день с утра и до вечера. Саида поступила в университет и закончила его.


В день, когда выдавали дипломы, Маджид снова пришел свататься… И они поженились.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги