Добыча была столь огромной, что забрать ее всю не представлялось возможности. Англичане и французы прихватили с собой только драгоценности и часть золотых слитков и колец, а примерно 15 тонн серебра пришлось укрыть в разных местах: в больших норах, вырытых земляными крабами, под стволами упавших деревьев, валявшихся возле дороги, а также в соседней реке, на небольшой глубине, зарыв слитки в песок и гравий. На все это ушло около двух часов.
Неожиданно со стороны Номбре-де-Дьос послышался топот копыт. Приближался отряд, высланный к месту боя алькальдом города. Дрейк приказал всей группе спешно уходить в лес. Поскольку капитан Ле Тетю не мог двигаться самостоятельно, пришлось оставить его в зарослях с двумя матросами. Кроме того, отстал от отряда еще один французский матрос, Жак Лоран, напившийся до положения риз. Позже стало известно, что он был схвачен испанцами и под пытками признался, где корсары спрятали бо́льшую часть сокровищ. В итоге испанцам удалось обнаружить часть ценностей стоимостью до 100 тысяч песо.
Два дня отряд Дрейка продирался сквозь лесную чащу к устью Рио-Франсиско, где его должны были ожидать пинасы. Каково же было изумление капитана и его спутников, когда вместо своих пинасов они увидели в море семь испанских шлюпов! Возникло подозрение, что испанцы либо захватили, либо потопили корсарские суда. На самом деле шторм, налетевший на побережье днем ранее, не позволил английским пинасам вовремя подойти к месту встречи с ударной группой; а испанцы, патрулировавшие прибрежные воды, вынуждены были из-за сильного ветра укрыться на ночь в гавани Номбре-де-Дьос. Когда Дрейк появился возле устья Рио-Франсиско, шторм прекратился, и испанские шлюпы снова вышли на поиски корсарских судов. К счастью для участников набега, их пинасы еще не успели прибыть в указанный район.
Предположив, что его суда могут находиться восточнее устья Рио-Франсиско, Дрейк внушил своим товарищам, что еще не все потеряно, и предложил им построить плот. Сопровождать капитана согласились матрос Джон Смит и двое французов.
После того как плот был сооружен и снабжен парусом и веслом, четверо участников рискованного перехода спустились на нем к морю, где изо всех сил старались удержать его на плаву. Волны постоянно заливали плот, так что корсарам большую часть времени приходилось находиться то по пояс, то по грудь в соленой воде. Наконец, через шесть часов, преодолев около трех лиг, они увидели свои пинасы.
Ветер между тем усилился, а солнце быстро клонилось к закату. Моряки, находившиеся на пинасах, не заметили плот и направились к берегу, собираясь укрыться на ночь за ближайшим мысом. Дрейк тоже повернул свой плот к берегу. Выбравшись на пляж, он и его спутники со всех ног бросились бежать к тому месту, куда причалили пинасы.
Увидев Дрейка и трех других участников набега на караван, команды пинасов не на шутку встревожились. Они решили, что бо́льшая часть их товарищей погибла или попала в плен, а за уцелевшими гонятся испанцы. Когда капитан, наконец, забрался на борт одного из пинасов, его осторожно спросили:
– Сэр, как там остальная команда?
– В порядке, – сухо ответил Дрейк.
Потом, видя недоверчивые лица матросов, рассмеялся, вынул из-за пазухи золотое кольцо и воскликнул:
– Слава богу, наш вояж закончен!
Обратившись к французам, капитан сообщил им о серьезном ранении Гийома Ле Тетю, о месте, где тот был оставлен, и о захваченных сокровищах.
На следующее утро пинасы вернулись к трофейному фрегату, оставленному под командованием Добла, а затем все вместе они пошли в Форт-Диего. Там, в соответствии с ранее заключенным соглашением, Дрейк разделил сокровища между англичанами и французами поровну. Забрав причитавшуюся им долю добычи, французские корсары тут же покинули своих английских коллег.
Спустя две недели англичане перетащили с борта «Паско» на фрегат все свои вещи, отдали «Паско» испанским пленникам и позволили им уйти. После этого, оставив Форт-Диего, Дрейк отправился вдоль побережья Панамского перешейка, снова встретился с марунами и договорился с ними о новой вылазке в район Номбре-де-Дьос. Он хотел найти оставленного в лесу капитана Ле Тетю и забрать спрятанные сокровища.
В поход к месту нападения на караван отправились 12 корсаров и 16 марунов. Командовали ими Оксенхэм и Томас Шервелл.
Когда участники похода вернулись к устью Рио-Франсиско, они привели с собой уцелевшего французского моряка – одного из двух, оставшихся в лесу с капитаном Ле Тетю. Поднявшись на борт пинаса, он упал на колени и возблагодарил Бога за то, что «однажды капитан Дрейк был рожден», а также за то, что в тот самый момент, когда француз утратил всякую надежду на спасение, английский капитан «стал его избавителем».
– Что стало с вашим капитаном и другим парнем? – спросили у спасенного француза обступившие его моряки.
Тот ответил, что через полчаса после ухода отряда их обнаружили испанцы. Ле Тетю был схвачен, а рассказчик и второй матрос бросились наутек.
– Мне пришлось оставить свой мешок с добычей, включая шкатулку с драгоценными камнями, – печально добавил он. – Мой товарищ, однако, поднял его и взвалил себе на плечи. Вскоре он отстал. Боюсь, что алчность погубила его.
Слушатели согласно закивали головами.
– Да, если человек выбирает кошелек, а не жизнь, считай, его песенка спета, – проворчал один из корсаров.
На вопрос, могли ли испанцы найти спрятанное у дороги серебро, француз ответил, что не исключает такой возможности.
– Это надо проверить, – сказал Дрейк.
Небольшая группа англичан и отряд марунов, возглавляемые Оксенхэмом и Педро, вновь отправились к месту нападения на караван. Прибыв туда, они нашли множество ям и траншей, свидетельствовавших о том, что сокровища тщательно искали. Тем не менее, когда через три дня Оксенхэм и его люди вернулись к устью Рио-Франсиско, на их лицах сияли радостные ухмылки. С собой они принесли тринадцать слитков серебра, несколько золотых колец и немного драгоценностей.
Удалось ли испанцам и людям Дрейка забрать из тайников все припрятанные сокровища? Вопрос остается открытым. И, соответственно, это порождало и порождает массу спекуляций на тему «Пират Дрейк и тайны его панамского клада». В книгах о кладоискателях и «для кладоискателей», а также в желтой прессе постоянно всплывают сенсационные заметки о якобы обнаруженных на Панамском перешейке сокровищах Дрейка, но верят этому лишь наивные простаки.
Есть ли смысл искать панамский клад Дрейка? Подозреваю, что Долговязый Джон Сильвер ответил бы на сей вопрос знаменитой сентенцией из «Острова сокровищ»:
– Копайте, копайте, ребята. Авось найдете пару прошлогодних желудей, которые составляют любимую пищу свиней.
Дальнейшее пребывание у панамских берегов становилось бессмысленным. Настала пора подумать о том, как доставить захваченную добычу на родину. Дрейк предложил компаньонам наведаться на реку Магдалену: там можно было подстеречь какой-нибудь добротный испанский корабль и достать необходимое количество провианта. Команда единодушно поддержала своего капитана.
В открытом море англичане вновь встретили французское судно, на котором находились товарищи пропавшего капитана Ле Тетю (позже стало известно, что испанцы обезглавили французского капитана, а его голову выставили на всеобщее обозрение на центральной плащади в Номбре-де-Дьос). Французские моряки согласились сопровождать фрегат Дрейка до острова Сан-Бернардо, после чего отвернули в сторону и ушли своей дорогой.
Очутившись у входа в Картахенскую бухту, корсары заметили в ней испанский «серебряный флот», который как раз снимался с якоря. Подняв на мачтах английские флаги и разноцветные вымпелы, Дрейк гордо прошел на виду у испанцев в сторону устья Магдалены. Там англичан застала ночь, и они легли в дрейф. Примерно в два часа пополуночи течение реки вынесло в море легкий испанский фрегат водоизмещением около 25 тонн. Корсары тут же начали стрелять по нему из пушек, мушкетов, луков и арбалетов; с фрегата ответили несколькими орудийными выстрелами. Пока испанцы перезаряжали артиллерию, англичане приблизились к их судну вплотную и взяли его на абордаж. Овладев призом, они обнаружили на его борту большой запас провизии: маис, мед, кур и свиней, а также немного денег.
На рассвете капитан приказал высадить всех пленных испанцев на берег и возвращаться на старую базу к Панамскому перешейку. Прибыв туда, англичане поставили свои фрегаты на якорь и выгрузили часть маиса на берег. Затем в течение недели команда занималась ремонтными работами. Поскольку пинасы им больше были не нужны, их расснастили и предали огню.
За несколько дней до отплытия Дрейк пригласил на борт Педро и его ближайших помощников, чтобы вручить им подарки. Для их жен капитан выбрал несколько отрезов шелка и полотна, но неожиданно на глаза вождю марунов попалась сабля, подаренная Дрейку капитаном Ле Тетю. Вождь сразу же загорелся желанием получить ее вместо всех прочих предложенных ему вещей. Дрейк изменился в лице. Ему не хотелось расставаться с подарком французского капитана, но, не желая обидеть Педро, он скрепя сердце отдал саблю ему.
Распрощавшись с марунами, англичане подняли паруса и взяли курс на западную оконечность Кубы – мыс Сан-Антонио. Обогнув его, они пошли в сторону Флориды, а оттуда начали переход через Атлантику. Довольно быстро, всего через двадцать три дня, Дрейк достиг островов Силли, откуда рукой было подать до Плимута.
9 августа 1573 года, когда в церкви Святого Андрея проходила воскресная служба, участники экспедиции благополучно прибыли в Плимутскую гавань. Из семидесяти четырех человек на родину вернулось сорок. Известие о возвращении Дрейка молниеносно облетело весь город. Прихожане, не дослушав проповедь, выбежали из церкви и бросились на пристань встречать своих героев. Священник, покачав головой, запер двери храма на замок и поспешил следом за ними.
Оценивая итоги панамской экспедиции, известный популяризатор истории пиратства И. В. Можейко писал: «Нельзя сказать, что Дрейк разбогател…»
Нельзя сказать? Странно. Разве сокровища, захваченные в Панаме, не сделали Дрейка очень богатым человеком? После раздела добычи он получил не менее 20 тысяч фунтов стерлингов. Во времена королевы Елизаветы это были огромные деньги. Но поскольку новые политические реалии – наметившееся сближение Англии с Испанией – явно диссонировали с антииспанскими действиями Дрейка, ему пришлось почти на два года уйти в тень.
Кругосветная секретная пиратская экспедиция 1577–1580 годов
Грандиозный план Дрейка
В анналы британской истории первое кругосветное плавание англичан вписано золотыми буквами. И не только потому, что во всемирной истории оно было вторым после путешествия Магеллана – Элькано. Не будучи научной экспедицией, это плавание, организованное и возглавленное Фрэнсисом Дрейком, оказалось самым прибыльным пиратским предприятием всех времен и народов.
Хотя о кругосветном путешествии капитана Дрейка написано немало научных и научно-популярных книг, оно по-прежнему привлекает к себе внимание как исследователей, так и читателей. Этот стойкий интерес во многом обусловлен теми загадками, которые сопровождали указанное предприятие от начала и до конца.
Что же предшествовало кругосветной экспедиции Дрейка 1577–1580 годов?
Весной 1575 года, имея рекомендательное письмо от Джона Хокинса, Дрейк поступил на службу к графу Эссексу. Последнему королева поручила подавить восстание в Ирландии, организованное вождями местных кланов против британских колонизаторов. Во время ирландской кампании Дрейк подружился с Томасом Даути – бывшим доверенным слугой графа Эссекса, человеком «смелым, набожным и весьма образованным». Вместе они вернулись в Англию осенью 1575 года. В это время англо-испанские отношения вновь испортились, и «партия войны» при дворе Елизаветы, возглавляемая государственным секретарем Фрэнсисом Уолсингемом, готова была начать активные антииспанские действия. Дрейк привез с собой в Лондон письма графа Эссекса, рекомендовавшие его Уолсингему как способного человека, который, учитывая его прошлый опыт, мог быть использован «для службы против испанцев».
Полагая, что война с Испанией рано или поздно начнется, Уолсингем предложил королеве отправить экспедицию против заморских владений короля Филиппа. Командиром экспедиции был утвержден Фрэнсис Дрейк. Согласно отредактированным записям одного из участников этого вояжа, капеллана Фрэнсиса Флетчера, Дрейк позже рассказал своим людям, как «на самом деле» задумывался сей проект: «Лорд Эссекс написал обо мне государственному секретарю Уолсингему как о человеке, который лучше, чем кто бы то ни было, может сражаться с испанцами, учитывая мой опыт и практику. Уолсингем пришел побеседовать со мной и сказал, что ее величество, оскорбленная испанским королем, желает ему отомстить. И он показал мне план действий, прося под ним подписаться, но я отказался это сделать, потому что Бог может отозвать ее величество к себе, а ее наследник вдруг заключит союз с королем испанским, и тогда моя же подпись будет меня уличать. Вскоре королева потребовала меня к себе и сказала примерно так: «Дрейк, мне бы хотелось отомстить королю испанскому за нанесенные им обиды». Потом добавила, что я единственный человек, который может это сделать, и она хочет выслушать мой совет. Я ответил ее величеству, что в самой Испании мало что можно сделать и что лучшим местом для досаждения испанцу являются Индии».
Кто же финансировал экспедицию Дрейка? Сохранился частично обгоревший список инвесторов задуманного предприятия. Среди пайщиков значились госсекретарь Уолсингем и граф Лестер (размеры их паев неизвестны), новый фаворит королевы Кристофер Хэттон (по некоторым данным, его пай не превышал 50 фунтов стерлингов), Джон Хокинс (внес 500 фунтов стерлингов), братья Уильям и Джордж Уинтеры (внесли, соответственно, 750 и 500 фунтов стерлингов) и сам Дрейк (внес 1000 фунтов стерлингов). Имеются также косвенные данные, что среди крупных пайщиков находились Томас Даути и, возможно, сама королева, которая приказала Дрейку никому не рассказывать об этом. О характере предстоящей экспедиции знал лишь ограниченный круг лиц; даже от канцлера, лорда Берли, скрыли ее подлинную цель. Елизавета подозревала, что он симпатизирует «партии мира» и втайне поддерживает шотландскую королеву-католичку Марию Стюарт.
Морякам и солдатам, вербовавшимся в экспедицию, дали понять, что корабли пойдут в Средиземное море, в египетский порт Александрию. Это стало известно испанскому агенту Антонио де Гарасу, однако тот, будучи опытным купцом и разведчиком, не поверил этой информации. Тем не менее, даже ему не удалось выведать, куда же в действительности отправляется Дрейк. 20 сентября 1577 года сеньор де Гарас писал королю Филиппу: «Пират Дрейк собирается идти в Шотландию… чтобы за большую сумму денег возвести на престол принца Шотландского… Они предложили капитану Бингему, знакомому его высочеству, и другим важным персонам сесть на суда, якобы предназначенные для плавания в Индии, под командованием этого моряка Дрейка, что стало для них большой неожиданностью».
Тем временем на Темзе были снаряжены два судна. Это были 16-пушечный корабль «Элизабет» и пинас «Бенедикт», вооруженный несколькими полукулевринами. Еще три судна снаряжались в Плимуте: 18-пушечный галеон «Пеликан», 10-пушечный барк «Мэриголд» и 5-пушечный флибот «Суон», предназначавшийся для транспортировки провизии.
Пока шла подготовка к экспедиции, граф Лестер уведомил королеву о раскрытии католического заговора. По его словам, заговорщики, среди которых находился испанский агент Антонио де Гарас, собирались убить Елизавету и отдать британскую корону Марии Стюарт. Королева тут же предприняла решительные контрмеры: 19 октября она велела арестовать де Гараса, и 20-го числа он был брошен за решетку. Англо-испанские отношения обострились до предела; отряды английских волонтеров под командованием Джона Норриса готовы были переправиться в Нидерланды, чтобы оказать помощь принцу Вильгельму Оранскому в его борьбе с испанской тиранией. Таким образом, политическая обстановка благоприятствовала Дрейку и его компаньонам.
19 сентября 1577 года «Элизабет» и «Бенедикт» ушли из Лондона и спустя некоторое время прибыли в Плимут, где присоединились к остальным трем судам экспедиции.
У берегов Африки
15 ноября 1577 года флотилия Дрейка покинула Плимутскую гавань, взяв курс на юго-запад. Первым шел флагманский галеон «Пеликан», на котором находился сам генерал-капитан экспедиции; мастером по навигации значился Томас Каттил. Рядом с флагманом резал форштевнем волну вице-адмиральский корабль «Элизабет», которым командовал Джон Уинтер (сын Джорджа Уинтера и племянник адмирала Уильяма Уинтера); мастером на нем был Уильям Маркхэм. Следом двигались барк «Мэриголд» под командованием доверенного лица сэра Кристофера Хэттона капитана Джона Томаса (мастер – Николас Энтони), флибот «Суон» под командованием сына лондонского мэра Джона Честера и пинас «Бенедикт», капитаном которого, по всей видимости, был старый товарищ Дрейка Томас Мун.
Общая численность команд доходила до 164 человек. Среди них, помимо моряков и солдат, находилась дюжина молодых и образованных джентльменов из знатных семей, капеллан, сапожник, портной, кузнец, плотник, бочар, хирург-цирюльник, аптекарь, несколько музыкантов и слуг. Четырнадцатилетний Джон Дрейк, кузен генерал-капитана, служил при нем пажом, а одним из слуг был марун Диего. Кроме того, в составе экипажа числился родной брат Фрэнсиса Дрейка – Томас и родственник Джона Хокинса – Уильям Хокинс.
На суда взяли полуторагодичный запас продовольствия, товары, предназначенные для меновой торговли с туземцами, инструменты, четыре разобранных на части пинаса, много холодного и огнестрельного оружия и боеприпасов.
Флагманский корабль экспедиции был построен в 1560 году в венецианских доках. Он имел двойную обшивку, две палубы и три мачты: фок- и грот-мачты несли прямое парусное вооружение, а на бизань-мачте подвешивался латинский парус. Экипаж судна насчитывал от 80 до 85 человек.
Каюта генерал-капитана имела богатое убранство; вся посуда, предназначавшаяся для его стола, и часть кухонной утвари были изготовлены из чистого серебра; во время приема пищи слух Дрейка должны были услаждать четверо музыкантов. Для чего понадобилась эта показная роскошь? Она предназначалась для того, чтобы продемонстрировать славу и богатство Англии и произвести впечатление на иностранных гостей, которые могли оказаться на борту судна в ходе экспедиции.
Когда земля скрылась за кормой, Дрейк собрал своих капитанов на военный совет. Там он объявил, что если корабли потеряют друг друга из виду, им следует идти на рандеву к острову Могадор, находившемуся у берегов Марокко. Из этого само собой напрашивался вывод, что флотилия пойдет не в Александрию, а куда-то на юг, вдоль побережья Западной Африки.
В день Рождества, 25 декабря, англичане приблизились к африканским берегам, а спустя две недели прибыли в район мыса Гер. Как писал Джон Уинтер: «Фрэнсис Дрейк велел мне пересесть на пинас, с которым мы захватили три кантера (испанских рыболовных судна. – Авт.), чтобы пополнить наш провиант».
13 января 1578 года, когда корабли пересекли тропик Рака, высланный на разведку пинас овладел испанской каравеллой. Спустя два дня, у мыса Лас-Барбас, «Мэриголд» взял на абордаж еще одну каравеллу.
16-го числа, ближе к вечеру, участники экспедиции заметили мыс Бланко[10], к которому приблизились 17 января. Здесь было захвачено еще одно испанское судно, стоявшее на якоре. Его экипаж, кроме двух матросов, успел бежать на лодке в сторону берега. Все свои призы англичане привели в гавань, находившуюся за мысом. Дрейк решил задержаться там на несколько дней, чтобы дать командам возможность отдохнуть и запастись провизией.
Почистив корабли, англичане 21 января оставили в гавани почти все призы, кроме 40-тонного рыболовного судна «Кристофер» (владельцу последнего отдали в виде компенсации пинас «Бенедикт») и каравеллы, направлявшейся ранее на Сантьягу – один из островов Зеленого Мыса. Дрейк тоже решил идти на указанные острова, чтобы запастись там свежей водой, солью и провиантом.
Ветер, дувший со стороны Сахары, благоприятствовал участникам экспедиции, и 26 января они увидели остров Боавишта – самый восточный в группе островов Барлавенту. Не останавливаясь там, корабли прошли дальше на юго-запад, к острову Маю, лежащему в группе островов Сотавенту, и 28-го числа стали на якорь в одной из гаваней. Португальский кормчий, захваченный на каравелле у мыса Бланко, сказал Дрейку, что на Маю можно достать сушеное козье мясо. Однако местные жители, напуганные частыми набегами пиратов, отказались торговать с англичанами.
30 января корабли подняли паруса и пошли к острову Сантьягу, лежащему в десяти лигах к западу от Маю. На южной стороне острова находился город Рибейра-Гранде[11], в котором имелись кафедральный собор, крепость и блокгауз. Незадолго до прибытия англичан из его гавани вышло торговое судно, направлявшееся в Бразилию. Кроме него, англичане заметили в море еще одну каравеллу, идущую к порту. Дрейк тут же отправил на перехват обоих судов быстроходный пинас. Крепость открыла огонь по корсарам, пытаясь отогнать их парусник. Несмотря на это, они смогли догнать каравеллу, находившуюся мористее, и взять ее на абордаж. Тем временем второе португальское судно успело вернуться под защиту крепостных орудий.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Корсар – частное лицо, приобретавшее у властей лицензию (корсарский, или каперский, патент) на право захвата вражеских кораблей и прибрежных поселений. Синонимы: капер, приватир.
2
Лендлорд – крупный землевладелец в Англии.
3
Йомен – свободный мелкий землевладелец, самостоятельно обрабатывавший землю.
4
Картахена – испанский порт в Новой Гранаде, ныне – портовый город в Колумбии (Южная Америка).
5
Баталер – лицо, ведавшее на корабле продовольственным, вещевым и иным снабжением.
6
Пинас – небольшое парусно-гребное судно, предназначенное для действий на мелководье.
7
Призами английские корсары называли трофейные суда.
8
Соглашение между двумя и более корсарскими судами о совместных действиях и правилах дележа добычи.
9
Кабильдо – городской совет.
10
Крайняя южная точка полуострова Рас-Нуадибу.
11
Ныне Сидаде-Велья.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги