Книга Капоэйра. Введение - читать онлайн бесплатно, автор Александр Владимирович Рогозин
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Капоэйра. Введение
Капоэйра. Введение
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Капоэйра. Введение

Вступление

Одно из самых загадочных и красивых искусств в мире пришло в Россию совсем недавно, однако быстрыми темпами набрало популярность среди молодежи и завоевало множество поклонников. Бразильская капоэйра – это гармоничное сочетание боя, танца, музыки и акробатики. Смешение африканской, индейской и европейской культур делает ее яркой, красочной и неповторимой.

Мы, братья Александр и Тимур Рогозины, начали заниматься капоэйрой в 2000 году практически с самого ее появления в России. В июле 2007-го основали школу «Реал капоэйра». Сначала было всего две группы для взрослых, а сегодня это международная организация, одна из ведущих в России. Более тысячи человек ежегодно обучаются капоэйре в стенах нашей школы. Нам нравится ее структура, которая больше похожа на семью, чем на формальную организацию. Мы делаем все, чтобы у нас было весело и интересно, но главная задача – это качественная передача знаний ученикам. Учим настоящей бразильской капоэйре. Надеемся, что эта книга поможет занимающимся получить новую и структурировать имеющуюся у них информацию.

Мы путешествовали, тренировались у разных мастеров, изучали капоэйру и вели занятия в разных уголках земного шара. Капоэйрист всегда открыт новому: знаниям, путешествиям, другим людям, поэтому мы с радостью принимали и принимаем у себя дома сотни инструкторов и мастеров, таких как Баррао, Итабора, Кабеллу, Чикоче, Эдан, Эскилу, Понсианиньо и даже гранд местре Аккордеона и гранд местре Суассуну.

Тренировки в залах Бразилии, вечеринки, пляжи, фавелы, ночная жизнь Рио и Сальвадора и даже опасности улиц – бесценный и интересный опыт, которым мы готовы поделиться с занимающимися в стенах нашей школы. Наши ученики путешествуют по всему миру, посещают фестивали в городах России, Европы, а также выезжают на международные семинары в Бразилию. В этой книге мы расскажем, что скрывается за загадочным названием «капоэйра», где ее корни, проследим за этапами становления этого боевого искусства.

На написание этой книги нас вдохновили ученики, которые постоянно засыпают вопросами о капоэйре. Мы попробуем «утолить голод» читателей и открыть вкус экзотической «капоэйры».

Капоэйра настолько динамично развивается, что, возможно, через несколько лет многое из написанного здесь будет казаться нелогичным.

Сто лет назад, когда местре Бимба рассказывал ученикам, что когда-нибудь капоэйра выйдет за пределы Бразилии, они считали, что местре сошел с ума.

Двадцать лет назад в России никто не знал, что такое капоэйра.

Сегодня – это модно, популярно и с каждым днем искусство приобретает все больше новых поклонников.

Мы добавили тексты песен и их перевод, которые помогут глубже понять смысл и значение капоэйры так, как ее понимают сами бразильцы. А также понять мышление капоэйристов того времени, ощутив атмосферу и условия, в которых искусство зарождалось.

Мы, инструкторы «Реал», называем капоэйру спортом будущего. Она уже изменила нас и помогла раскрыть таланты тысячам людей во всем мире.

Книга «Введение в капоэйру» – это не учебник или методичка с претензией на абсолютную правду. Это всего лишь субъективное мнение двух инструкторов капоэйры. Надеемся, что читателю будет интересно отправиться с нами в прошлое и проследить за предпосылками и становлением бразильского искусства боя и танца.

Мы уверены в том, что капоэйра еще только начинает развиваться в России, и впереди ее ждет большое будущее.

Александр и Тимур Рогозины.

Капоэйра

Что такое капоэйра?

De verdade meu amigoCapoeira é uma artePra se jogar com emoção.Tem que ser forte e valente,Mas saber jogar com a menteE com amor no coraçãoMestre AcordeonНа самом деле, мой друг,Капоэйра – это искусство,В котором играют с эмоциями.Ты должен быть сильным и смелым,Но уметь играть с умомИ любовью в сердце.

Капоэйра – вид боевого искусства, созданный африканскими рабами в Бразилии, совмещающий в себе элементы танца, борьбы, музыки и акробатики. Он может быть более изящен или агрессивен в зависимости от ситуации.

Это боевое искусство, изначально созданное для освобождения от рабства, в наши дни приобретает все большую популярность и проникает во все социальные слои населения по всему миру. Оно ценится как средство для самообороны, так и для самовыражения.

Сегодня мы можем позволить себе выбрать то, чем хотели бы заниматься. Но давайте представим себе, что любые боевые искусства запрещены. За занятие жестоко наказывают. Можно лишь танцевать и петь. Занятия приходится скрывать и маскироваться от надзирателей. И лучшее время, для того чтобы передать знания группе – вечерние пляски у костра. В таких условиях и появилось искусство боя в танце капоэйра.

Этимология слова «капоэйра»

Слово «капоэйра» имеет несколько значений. Интересен тот факт, что слово само по себе не африканского происхождения.

Первое значение мы находим в Бразилии, у коренных индейцев гуарани, слово каа-пуейра (caa-pueira) означает «кустарник». Возможно, в кустарниках прятались сбежавшие рабы, которые практиковали капоэйру, или играли капоэйру в кустах, скрываясь подальше от глаз надзирателей.

Капоэйра также имеет значение «корзина для цыплят». Возможно потому, что рабы играли капоэйру на птичьем рынке, когда выдавалось время. К тому же азарт, экспрессия и акробатические взлеты во время игры напоминают петушиные бои.

Птичка «капоэйра» стала основой для еще одной теории. Эта ярко-желтая птичка живет в кустарниках и характерно поет. Подобным свистом охотники и пастухи зовут своих животных. Тех, кто использует такой свист, называют капоэйрас (capoeiras).

Когда ученики задают нам вопрос относительно значения слова «капоэйра», мы обычно отвечаем, что это название низкой травы, в которой тренировались капоэйристы в те далекие времена, поэтому наша жинга должна быть низкой, на согнутых коленях и с прямой спиной.

Нам нравится эта версия названия, потому что она мотивирует учеников тренироваться усерднее. Но, опять же, без претензии на ее единственное значение.

Как это выглядит?

CapoeiraÉ defesa é ataqueA ginga de corpoE a malandragemКапоэйраЭто защита и атака,Это движения тела,Это хитрость.

Капоэйристы (игроки капоэйры) образуют круг, поют, хлопают в ладоши и играют на музыкальных инструментах: беримбау, атабаке, пандейру, аго-го и реку-реку. Два игрока выходят играть в круг, ведомые ритмом они следуют настроению роды (Рода – круг из людей, в котором происходит игра). Действие может быть медленным или быстрым, спокойно, соревнуясь, улыбаясь или выказывая агрессию. Бойцы выполняют удары, вращения на голове, подсечки, используют низкие стойки для уходов, демонстрируя ловкость и силу своего тела.

Всегда играют два капоэйриста, следя за тем, чтобы рода не оставалась пустой. Можно выходить в парах или сменять одного из игроков.

Почему люди играют в капоэйру?

Капоэйра может быть как времяпрепровождением, так и образом жизни. Все зависит от вовлеченности игроков. Ее невозможно практиковать одному, это всегда групповая деятельность; музыка и круг из хлопающих участников очень важны в капоэйре. Существует взаимозависимость «я буду играть музыку для тебя, а ты будешь петь для меня, когда придет мой черед». Она создает уникальное чувство общности среди игроков, среду для самовыражение и признания. Капоэйра – это диалог между двумя людьми: игроки могут «говорить» о делах или детях вокруг, играть или спорить, перейти к насилию или любезной беседе.

Для мастеров капоэйра становится философией жизни, поэзией, которую они выражают в стихах и музыке. Дети и подростки любят ее за акробатику, трюки и боевые навыки, которые она развивает. Девушки и юноши обожают ее из-за акробатики и танцев. Людям постарше чаще интересны философский и музыкальный аспекты капоэйры, и у них появляется страсть к путешествиям, открытиям и исследованиям как самого себя, так и окружающего мира.

Капоэйра всесторонне развивает человека, приводя к балансу и гармонии разные сферы его деятельности. Музыка, бой, танец, философия, взаимодействие с другими людьми и раскрытие внутреннего потенциала – одни из тех вещей, которые нам так необходимы в современной жизни.

Капоэйра хороша тем, что дисциплинирует занимающихся, делает их сильными физически и духовно. Здесь есть место для всех: сильных, слабых, толстых, худых, молодых и старых.

Местре Паштинья, выдающийся мастер капоэйры прошлого, говорил: «Не способен научится только тот, кто не хочет. Капоэйра – для мужчин, детей, стариков и даже для женщин».

Нужно учесть то, что Местре Паштинья изучал и преподавал в те времена, когда женщинам практиковать капоэйру было запрещено. Она стала открытой для женщин только в начале 70–х годов.

Женщин, занимающихся в Бразилии, в процентном соотношении с мужчинами не очень много. Капоэйра позиционируется больше как мужской вид спорта. Наверное, как у нас в стране карате. В Европе и России это искусство полюбилось мужчинам и женщинам за свою красоту и экспрессию. Мужчины благодаря капоэйре становятся сильней и энергичней, девушки – пластичней и грациозней.

Происхождение капоэйры

Точное место происхождения капоэйры остается открытым вопросом. Ясно только то, что это смесь африканского и бразильского влияния, однако какое из них сыграло ведущую роль, неизвестно. Мы рассмотрим три основные теории, чтобы понять корни появления этого искусства. Несмотря на происхождение физической основы капоэйры, ее философия выросла из реакции на несправедливость и репрессивную систему. В попытке выжить африканские рабы прибегали порой к различного вида уловкам, хитрым трюкам, устраивали ловушки, притворялись и обманывали. Необходимые для выживания 300 лет назад стратегии и сегодня присутствуют в игре капоэйры.

Обзорная экскурсия в историю времен работорговли и «института рабства» помогут нам лучше понять капоэйру и условия, в которых происходило ее становление.


Теории происхождения капоэйры

Неизвестно точно, где и когда появилась капоэйра. Исследователи остановились на трех основных теориях ее возникновения.

1. Танец зебры

Обнаруженный в Анголе ритуальный танец, в котором победитель выбирает себе жену без выплаты за нее выкупа.

2. Сензала

Капоэйра появилась в бараках для рабов – сензалах. В них жили рабы из разных регионов Африки. В результате смешения их культур и возникла капоэйра.

3. Киломбус

Капоэйра возникла в среде беглых рабов в джунглях. Их поселения назывались киломбус.

Танец зебры

Одна из версий происхождения капоэйры – танец зебры в Анголе, который называется Н’голо (N’golo), исполняемый молодыми людьми во время обряда инициации африканских девушек. Лучший танцор мог выбрать себе жену без выплаты за нее выкупа. Африканские исследователи описывают Н’голо как «бой только ногами». Схожесть многих ритуалов, найденных в Африке, их исполнение в кругу, сопровождающееся музыкой, похожей на капоэйру укрепляют эту теорию. Вдобавок к этому беримбау – однострунный инструмент, занимающий значительное место в капоэйре, и атабаке – барабан, найденные в различных частях Африки, укрепляют гипотезу о том, что это искусство преимущественно имеет африканские корни.

Сензала

Другие утверждают, что капоэйра не зародилась в Африке, а была сформирована в Бразилии в бараках для рабов – сензалах (senzala), где африканские рабы из разных регионов отдыхали вместе и делились друг с другом своими традициями, музыкой, танцами и языком. Капоэйра выросла из смеси различных африканских культур примерно в середине 17-го века, когда рабов из разных регионов Африки начали привозить в Бразилию.

Киломбус

Сторонники третьей теории заявляют, что капоэйра появилась в киломбус (quilombos), поселениях беглых рабов, основанных в джунглях. Разработанная в киломбус, она распространилась среди рабов, когда тех отлавливали и возвращали в сензалы. Там они обучали этому искусству других заключенных. Популярные легенды рассказывают о том, что жители этих свободных деревень использовали капоэйру для отражения атак португальцев, а также превращались в животных и ловили пули голыми руками.

Зумби – последний король Пальмарес, восхваляется как мастер капоэйры. Несмотря на то, что одни легенды нам кажутся вымыслом, другие, возможно, основаны на исторических фактах. Применяя хитрости капоэйры, можно было успешно противостоять вторжениям, а идея использования птиц «капоэйра» для связи между поселениями звучит довольно логично и правдоподобно.

Можно также предполагать возможность существования трех теорий одновременно. Танец зебр, зарожденный в Африке, мог оформиться в раннюю капоэйру в сензалах, а затем усовершенствоваться в киломбус.

Один местре сказал: «Капоэйра, как ребенок, который был зачат в Африке, а родился в Бразилии».

История Бразилии

Здесь, в Бразилии, смешались все национальности и расы, чтобы создать одну – бразильскую.Жордже Амаду, «Тереза Батиста, уставшая воевать»

Для того чтобы глубже понять и увидеть все краски и оттенки капоэйры, мы предлагаем вам немного познакомиться с историей Бразилии. Бразилия – страна контрастов, страна господ и рабов, богатства и нищеты, карнавалов, красок, музыки, фавел и криминала.

Бразилия одна из последних стран отменила рабство. Поругальцы насильно крестили африканцев и индейцев, огнем и мечом искореняя язычество и традиции африканцев.

Это страна, в которой родилась эта удивительная смесь танца, боя, музыки и акробатики.

Открытие Бразилии

История Бразилии начинается с приходом португальцев. Высадка эскадры Альвареса Кабрала 22 апреля 1500 года навсегда изменила не только ход истории Бразилии, но и всего мира.

Великая экспедиция

12 октября 1492 года Христофор Колумб открыл Америку.

Король Португалии Мануэль I, взволнованный успехами испанцев, приказывает организовать экспедицию в Индию с целью установления с ней торговых отношений.

23 марта 1500 года из португальского порта вышли 13 кораблей с экипажем 1500 человек (3 % населения Лиссабона).

Главнокомандующим эскадры Мануэль I назначил Педру Алвареса Кабрала. Однако по пути в Индию, как гласит история, он отклонился от курса и достиг берегов Бразилии.

Возможно, установление отношений с Индией было всего лишь прикрытием для настоящей миссии. С трудом верится, чтобы 13 вооруженных до зубов кораблей вдруг поплыли в противоположном направлении и почти 30 дней провели в Атлантическом океане, не ориентируясь, куда направляются.



Бразилия была открыта 22 апреля 1500 года.

Высадившись в Порту Сегуру на юге Баии, Кабрал принял землю за остров и назвал его Вера Круз (порт. Ilha de Vera Cruz – остров Истинного Креста). Остров Вера Круз – первое официальное название Бразилии. Однако немного позднее за этой страной закрепилось другое название – Terra do Brasil (в русском написании – Бразилия). Португальцы увидели на побережье деревья, древесину которых в огромных количествах стали вывозить в Европу. Назвали они эти деревья «пау-бразил» (порт. pau-brasil – «дерево бразил»).

Неизвестный Кабрал

(Pedro Alvares Cabral, 1468–1520)

Сын из благородной и богатой семьи Педро Альварес Говея (Gouveia) родился в центре Португалии в 1468 году. Он был вторым ребенком в семье и после смерти старшего брата смог взять фамилию отца – Кабрал. Вероятно, он был выбран для командования экспедицией в 1500 человек благодаря тому, что был женат на богатой внучке короля. Вернувшись через пятьсот дней после многочисленных штормов на шести кораблях с экипажем в тысячу человек, он был холодно принят на родине, а его экспедицию сочли неудачной. Умер он в 1520 году.

Колонизация Бразилии

С 1533 года начинается португальская колонизация Бразилии. На протяжении следующих трех столетий эта территория была населена португальцами и стала важным экспортером декоративных пород древесины, сахарного тростника, кофе и золота. Важным источником трудовых ресурсов были рабы: сначала индейцы, а после 1550 года африканцы.

E no tempo de outroraEle venho de foraDa nacao Nago OoDo porao de tumbeiroNavio negreiro foi que ele chegouOo Ando preso em gaiolaCorrente de agoniaApanhou do senhor OoВ былые временаОн пришел издалекаИз нации Наго,Из подвала гробницыНа «черном корабле» он прибыл. Шел заключенныйВ цепях агонии,Падал перед господином.

Треугольная торговля

Трансатлантическая работорговля – известнейший пример треугольной модели торговли, которая велась в период между XVI и XIX вв. Она называлась «треугольной» из-за трех основных пунктов назначения – Европы, Африки и Бразилии, спрос и предложение которых идеально совпадали.

Корабли отправлялись из Европы в Африку с грузом меди, тканей и оружия для продажи или обмена на рабов. Затем корабли нагружали рабами и отправлялись в Бразилию. На континенте рабов выгружали и продавали, корабль вычищали и подготавливали для перевозки кофе, хлопка, сахара, рома, дерева, золота и других товаров в Европу, завершая маршрут так называемого «золотого треугольника».

Работорговля

Nego venho de angola ai meu deusPra chega aqui no BrasilOi chegaram de caravelaOi chegaram de navioIsso e uma historia A historia do BrasilНегр приехал из Анголы, о мой бог,Чтобы остаться в Бразилии.Его привезли на каравелле,Его привезли на корабле.Это история, История Бразилии.Hoje esta tudo mudadoNao ha mais de acontecerHoje nego esta livre oi iaiaPra poder sobreviverIe viva meu deusСегодня все изменилось,И больше такое не произойдет.Сегодня негр свободен,Чтобы выживать.Да здравствует мой бог.

Индейцы – первые жители Бразилии. Когда португальцы приплыли в Бразилию, ее уже населяло 5 миллионов индейцев. В 1500 году насчитывалось 900 различных коренных народов. Коренные индейцы были физически слабыми и умирали на плантациях. Колонисты начали завозить рабов из Африки. Пленники были из различных племенных групп: йоруба, Эве, Фанти, Ашанти, Хауза, Фалани, Манди, Банту (Iouruba, Eve, Fanti, Axanti, Hausa, Falani, Mandi, Banto).

Начиная с XVI века, более 15 миллионов африканцев были привезены в Америку в качестве рабов. Их рассматривали как товар, они работали на фабриках, золотых шахтах и в городах на протяжении 400 лет освоения континента.


Исторически первозка рабов в Бразилию делится на 4 периода:

1. Гвинейский цикл (1550–1600) – с западного побережья Африки к северу от экватора везли в Баию.

2. Ангольский цикл (1600–1700) – везли в Баию (в основном из групп, говорящих на языке банту).

3. Мина-Кост цикл (1700–1775) – от западного побережья района экватора везли в основном в Рио-де-Жанейру.

4. Цикл бухты Бенин (1770–1851) – везли с территории современной Нигерии в Рио-де-Жанейро.


Невольничьи корабли

Venho de longe,Terra dos meus ancestrais.Eu fui acorrentadoPra lá não voltar mais.Numa casa de madeira,Um tumbar flutuante sobre o mar Assim eu fui trazidoAo Brasil pra trabalharCarolina Soares – Na AruandaЯ приехал издалека,С земли моих предков.Я был закован в цепи,Чтобы туда больше не вернуться. В доме из дерева —Гробницы, плавающем в море,Я был доставлен в Бразилию, Чтобы трудиться

Перевозка рабов из Африки в Бразилию осуществлялась на так называемых «Навиу негрейру» (порт. navio negreiro – черный корабль). Невольничьи корабли, построенные для торговли по «золотому треугольнику», были предназначены для доставки рабов из Африки в Новый Свет. По оценкам историков, с 1540 по 1850 гг. в Америку было доставлено около 15 миллионов африканцев; каждое путешествие занимало от 2 до 6 месяцев.



Рабов считали грузом и содержали в отвратительных условиях, которые угрожали здоровью даже самой команде корабля. Капитаны старались вместить как можно больше груза, и на корабле водоизмещением в 100 тонн перевозили от 220 до 250 рабов. Смертность была невероятно высока из-за дизентерии, лихорадки, ужасных условий содержания и вспышек непредсказуемых болезней, занесенных на борт. Обычно под палубой находилось два или три отсека высотой не более полутора метров. На одного раба приходилось около 0,6 квадратных метра пространства. Людей заставляли лежать двумя рядами друг на друге, как книги на полке, и обычно для третьего места уже не было. Рабы задыхались и давили друг друга на смерть, пытаясь пробраться наверх.

Многочисленные бунты вспыхивали на невольничьих кораблях по пути из Африки. Но рабов запугивали и заставляли подчиниться. Капитаны отрубали конечности наиболее активным бунтарям для устрашения окружающих, показывая тем самым свою власть.

Когда работорговлю запретили, невольничьи корабли стали передвигаться быстрее, чтобы избежать поимки и продолжать свою незаконную деятельность.

Рабство в Бразилии (порт. escravidão – рабство) – основная модель эксплуатации человеческих ресурсов в подвластной Португалии колониальной Бразилии, позднее, в независимой Бразильской империи. Рабство стало основным видом хозяйственно-экономических отношений в стране, поскольку рабский труд широко использовался на плантациях, в надомной работе, а также при освоении месторождений полезных ископаемых. Рабство официально оформилось вскоре после начала португальской колонизации Южной Америки в XVI в. и официально просуществовало до 13 мая 1888 года. Бразилия стала одной из последних стран мира, официально отменившей рабство.

Покупка и продажа рабов

Во времена работорговли в Бразилии чернокожие рассматривались как обычный товар. Их продавали на рынках рабов, как только привозили в Бразилию. Сначала их немного откармливали, а тела мазали маслом, чтобы они казались более здоровыми. Так их можно было продать дороже. Цена зависела от пола, возраста, физического состояния и происхождения. Бантус, например, считались более мирными и, соответственно, стоили дороже.



На плантациях: в период бума сахарного тростника рабы были основной рабочей силой. Они сеяли и собирали урожай, а также запрягались в плуги, подобно домашнему скоту.


В шахтах: во времена золотой лихорадки большое количество рабов работало в шахтах. Они занимались добычей ценных металлов в горах, шахтах и горных реках.


В городах: рабы трудились прислугой в домах богатых семей. Также их использовали как каменщиков, кузнецов и носильщиков.

Жизнь на плантациях

Жизнь на плантациях была сурова. Рабов оскорбляли, истязали, морили голодом, заковывали в цепи, выжимая из них все силы. Рабы удовлетворяли любые нужды хозяев и надсмотрщиков и работали, когда им прикажут.

Для того чтобы заставить рабов трудиться, их часто секли. Поощрением же служили еда, одежда и отдых. Иногда им даже позволяли выращивать собственный скот и зерно. Можно легко представить, насколько жестокими были условия на сахарных плантациях. Восемь месяцев сезона сбора тростника рабы трудились дни напролет, даже по воскресеньям. Рабы часто теряли сознание из-за измождения, порой получали ужасные травмы из-за примитивных инструментов, используемых на плантациях.

Рабов считали имуществом, они имели статус неквалифицированных работников, хотя многие были отличными каменщиками, металлургами, бондарями, поварами, швеями и няньками.

Методом контроля также служило насилие над личностью. Рабов часто без предупреждения переводили на другие плантации, разлучали с друзьями, семьей, детьми. Их насиловали, хлестали плетью, унижали, продавали и делали с ними все, что могли пожелать хозяева.