Этот предварительный и основополагающий пункт мы лучше поймем, если внимательно прочитаем третью главу Послания к Римлянам. По сути, все первые четыре главы этого великого Послания посвящены этой теме. Павел делал все возможное, чтобы как можно яснее растолковать, просто-таки «вдолбить», что праведность Божья обретается верой в Иисуса Христа. В главе 1, стихах 16 и 17, сказано: «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых Иудею, потом и Еллину. В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: „праведный верою жив будет“». Да, все правильно. Но остается вопрос: почему же не так думали? Почему далеко не всякий, услышавший эти слова, воспринимал их как величайшую Благую Весть, когда-либо приходившую в мир? Ответ прост: они не верили этому, потому что не ощущали потребности в оправдании свыше. У них было ложное представление о праведности. Праведность, о которой ведет речь Павел, означает, что человек прав в глазах Бога. В конечном итоге не может быть ни счастья, ни мира, ни радости, если мы не правы перед Богом. В этом пункте между несчастным христианином и христианином радостным и уверенным в своем будущем разногласий нет. Разногласия начинаются, когда речь заходит о способе обретения этой правоты перед Богом. И тут несчастный христианин заблуждается точно также, как заблуждались иудеи. Они были убеждены, что правота в глазах Бога достигается соблюдением закона, как они его понимали. Но дело в том, что их представление о законе было в корне ошибочным. Они извратили закон. Причем извратили до такой степени, что то самое орудие, которое Бог вручил им, чтобы с его помощью двигать вперед дело спасения человечества, стало в их руках главным препятствием на пути этого спасения.
Так в чем же суть библейского учения о спасении? Прежде чем мы сможем хотя бы надеяться на христианское спасение, надо совершенно четко уяснить для себя некоторые простые принципы. Первый принцип – это осуждение греха. У нас должно быть абсолютно ясное понимание собственной греховности. Здесь я, следуя методу апостола Павла, выдвину воображаемое возражение. Представим себе, что какой-то человек говорит мне: «И ты собираешься проповедовать нам о грехе? Ты утверждаешь, что твоя цель – сделать нас счастливыми. Но тогда причем здесь разговоры об осуждении греха? От них мы лишь почувствуем себя еще более несчастными. Или ты намеренно пытаешься заставить нас ощущать себя жалкими неудачниками?» И ответ на это звучит так: «Да!» Таково учение великого апостола, изложенное в первых четырех главах Послания к Римлянам. Как бы парадоксально ни звучало это учение, оно абсолютно верно. Прежде чем познать истинную христианскую радость, вы должны действительно почувствовать себя жалким, потерпевшим крах, неудачником. Истинная проблема несчастного христианина заключается в том, что он никогда не был по-настоящему несчастен тем несчастьем, которое приносит признание и осуждение в себе греха. Он проскочил необходимый предварительный этап, предшествующий радости; он принял как данность то, что принимать как данность не имел никакого права.
Позвольте мне привести еще одну цитату из Библии. Помните престарелого Симеона, как он стоял, держа на руках младенца Господа Иисуса Христа (Лк. 2:25–35)? Своей фразой «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле» Симеон выразил очень глубокую мысль. Не будет восстания, пока вначале не будет падения. Это неоспоримое правило. И тем не менее, к сожалению, именно эту важнейшую истину многие наши современники забывают. Одни забывают, а другие – и их не меньше – принимают позицию первых как данность. Но в Священном Писании указан порядок. И если мы хотим получить все, что обещает нам христианское спасение, то должны этот порядок соблюдать. В сущности, одно только может подтолкнуть человека к Христу и заставить его полагаться лишь на одного Христа – это осуждение греха. Мы блуждаем во мраке, потому что не осудили себя до конца в своем грехе. Именно поэтому проблемы в этой области особенно часто возникают у людей, воспитанных в христианской или другой религиозной среде. Сплошь и рядом их главная беда – неверное представление о грехе. Я помню, как однажды один человек излагал мне это в очень ярких и драматичных тонах. Это была женщина, воспитанная в чрезвычайно религиозной семье. Она неизменно посещала все богослужения, принимала активное участие в жизни церкви. Кроме того, она была членом церкви, в которой произошел целый ряд внезапных обращений людей. Одни обратились просто от мирской жизни, а другие – от разного рода зол, например, пьянства. Я как сейчас помню ее слова: «Вы знаете, мне почти жаль, что меня воспитали именно так. Где-то в глубине души я хотела бы сначала пожить их жизнью, чтобы потом иметь возможность испытать те удивительные переживания, которые испытали они». Что она имела в виду? Суть ее слов заключается в том, что она никогда в жизни не ощущала себя – именно себя – грешницей.
Почему же так случилось? На это есть много причин. Люди такого типа воспринимают как грех только поступок, греховное действие. И мало того, они видят грех только в греховных действиях определенного рода. В результате они оказываются в очень комфортабельной позиции: поскольку они не виноваты в данных конкретных поступках, то и вообще не считают себя грешниками. Иногда они высказывают это довольно откровенно: «Я никогда не думал о себе, как о грешнике; но в этом, разумеется, нет ничего удивительного: с самого раннего детства я был в духовном смысле защищен. Я никогда не подвергался искушению поступать таким образом, а потому никогда и не ощущал себя грешником». Суть этого заблуждения состоит в их представлении о грехе. Они воспринимают грех только как поступок, конкретное действие, и сравнивают свое поведение с образом жизни других людей. По этой причине они никогда не осуждают себя по-настоящему, не ощущают своей греховности и своего падения. Так откуда же может возникнуть потребность в Господе Иисусе Христе – самая главная и жизненно важная потребность? Они многократно слышали проповеди о Христе, Который умер за наши грехи. Они утверждают, что верят этому. Но на самом деле они и понятия не имеют, до какой степени они сами нуждаются в Нем.
Каким же образом можно помочь таким людям увидеть их собственный грех? Как сделать так, чтобы они осознали и осудили его? Об этом говорит Павел в 3-й главе Послания к Римлянам. Там он выдвигает свой великий тезис: «Нет праведного ни одного… Все согрешили и лишены славы Божией». Кто же эти «все»? Павел вновь и вновь повторяет – иудеи наравне с язычниками. Иудеи, естественно, соглашались – в той части, которая касалась язычников, – эти-то уж точно грешники. Но Павел, по сути, говорит им: «Минуточку! Вы точно такие же грешники, ничем не лучше». Почему иудеи ненавидели Христа и распяли Его? Почему сограждане Павла обращались с ним так, как они с ним обращались? Почему понадобилось говорить о «соблазне креста» (Гал. 5:11)? Именно потому, что в свете христианства иудей предстает точно таким же грешником, как и язычник. Христианство утверждает, что «правоверний иудей», т. е. человек, который всегда считал, что живет праведной и благочестивой жизнью, столь же грешен, сколь любой, даже самый распутный язычник. «Все согрешили». В глазах Бога иудеи и язычники в равной степени осуждены.
Эта истина от времени не потускнела. Она так же верна, как и раньше. Если мы хотим составить себе истинное представление о собственной греховности, то надо бросить вредную привычку рассуждать о каких-то конкретных видах греха. Как же это трудно для нас! Все мы имеем те или иные предвзятые мнения. Мы ограничиваем понятие греха каким-то определенным «набором» поступков. И если мы не совершаем данных конкретных поступков, то на этом основании считаем себя праведными. Но таким путем свою греховность не осознаешь, не убедишься в ней. Не этот путь привел Джона Уэсли к осознанию себя грешником. Вы помните, что помогло ему увидеть свою греховность и осудить себя? Он стал свидетелем истинно христианского поведения нескольких «моравских братьев» во время шторма в Атлантическом океане. Джона Уэсли шторм привел в ужас; они же казались не менее счастливыми и безмятежными, чем тогда, когда сияло солнце. Им было все равно – что ураган, что штиль. Джон Уэсли понял – раз он боится смерти, значит, что-то с ним неладно. Похоже, он не знает Бога так, как знают Его эти люди. Иными словами, он почувствовал свою недостаточность, ущербность. А это всегда начало пути, который приводит к осознанию своего греха и к осуждению его.
Что нам чаще всего мешает осознать себя грешниками? Привычка сравнивать себя с окружающими. Поэтому необычайно важно никогда этого не делать. Лучше встаньте прямо перед законом Бога, смотрите в это зеркало, не завешивая его никакими вуалями. Что гласит закон? Правильно – не убей, не укради. «Я никогда не делал ничего подобного, значит, я не грешник», – скажете вы. Но, друг мой, это ведь закон не во всей его полноте. Вы хотели бы узнать, что есть полный Закон Божий? Пожалуйста. Там, к примеру, сказано: «„Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею“: вот, первая заповедь! Вторая подобная ей: „возлюби ближнего твоего, как самого себя“» (Мк. 12:30,31). Выбросьте из головы мысли об алкоголиках. Забудьте людей, о которых вы читали в газетах. Спросите лично себя: а я люблю Бога всем своим существом? Если нет, то я грешник. Это – безошибочный тест. «Все согрешили и лишены славы Божией». Бог сотворил нас, и Он сотворил нас для Себя. Он сотворил нас, чтобы через нас прославиться. Человеку Он предназначил быть Его представителем, жить в единении с Ним, жить целиком и полностью для Него. Бог отдал сотворенный мир под владычество человека; задача человека – каждым поступком прославлять Бога. Древний Символ веры гласит: «Основное предназначение человека – прославлять Бога и радоваться о Нем вовеки». А если вы этого не делаете, то тут просто не может быть двух мнений: вы – грешник. А знаете ли вы это, чувствуете ли вы это или нет – объективно ничего не меняется.
Я нахожу этот подход очень эффективным. Я проповедую вам то, с чем знаком лично, поскольку сам был воспитан в религиозной среде. Кроме того, мне часто приходилось помогать людям, которые были воспитаны в точно такой же среде. Человек предназначен к тому, чтобы познать Бога. Поэтому вопрос следует ставить так: вы знаете Бога? Я не спрашиваю, верите ли вы в Него или верите ли вы в какие-то вещи относительно Него. Быть христианином означает иметь вечную жизнь. Как сказал наш Господь, обращаясь в молитве к Богу: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3). Так что тест, который мы применяем к себе, заключается не в вопросе: «Делаю я это или это?», а «Знаю ли я Бога? Реален ли для меня Иисус Христос?» Я спрашиваю не о том, знакомы ли вы с определенными истинами о Боге. Я спрашиваю, знаете ли вы Бога, радуетесь ли вы в Нем, является ли Он центром вашей жизни, средоточием вашего существования, источником величайшей радости? По замыслу, ответ на все эти вопросы должен быть положительным. Бог сотворил человека таким образом, чтобы тот мог жить в единении и неразрывной связи с Ним, радоваться в Нем, «ходить пред Богом». Для вас и для меня все это должно быть реальностью. Мы должны быть такими, чтобы это было реальностью. А если мы не таковы, то это наш грех. Грех в чистом виде. Грех самый худший. Иными словами, суть греха состоит в том, что мы не посвящаем свою жизнь целиком и полностью прославлению Бога. Конечно, совершая какие-то конкретные грехи, мы увеличиваем свою вину перед Богом. Но вы можете быть абсолютно невиновны в совершении явных и вопиющих грехов, и все же быть виноватым в ужасном грехе – грехе гордыни, – когда вы удовлетворены своей жизнью и внутренне превозносите себя за свои достижения, смотрите на других свысока и ощущаете себя лучше их. Нет ничего хуже этого, потому что в этом случае вы говорите себе (порой даже не отдавая себе в этом отчета), что вы каким-то образом ближе к Богу, чем они. Однако нет ничего более далекого от истины. Если такова ваша позиция, то вы подобны фарисею в храме, который благодарил Бога за то, что не похож на другого человека, «этого мытаря» (Лк. 18:11). У фарисея ни разу не возникла мысль, что он сам нуждается в прощении. А нет греха более ужасного, чем эта самодовольная уверенность в собственной праведности. Я не могу представить себе ничего хуже, чем слова человека, говорящего: «Вы знаете, я никогда по-настоящему не ощущал себя грешником». Это апогей греха. Такое заявление – признак полного невежества этого человека, незнания им истин о Боге и истин о себе. Вдумайтесь в аргумент, который развивает апостол Павел. Вы убедитесь, что его логика неопровержима; она приводит к такому выводу, которому абсолютно нечего противопоставить. «Нет праведного ни одного» (Рим. 3:10). «Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом» (Рим. 3:19). Если вы так и не осознаете свою виновность перед Богом, то не видать вам никогда и радости во Христе. Христос «пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию», потому что «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мк. 2:17).
Итак, мы пришли к выводу, что первый шаг – это осознание греха и осуждение его. Если вы не убеждены, что погрязли в грехе и кругом виноваты, если не осознаете свое недостоинство перед Богом и в Его глазах не видите осуждения себе, то думайте только об этом. В такой ситуации ни на что больше не стоит обращать внимания. Пока вы не поймете и не прочувствуете это, радости вам не познать. Вы не избавитесь от своей депрессии, пока не займете правильную позицию в этом вопросе. Осуждение греха – необходимое и обязательное предварительное условие истинного осознания своего спасения.
Это подводит нас к следующему принципу. Истинный христианин осознает, что путь к спасению, как его задумал Бог, лежит через Христа. Это великая Благая Весть. «Вот что я проповедую, – утверждает Павел, – праведность Божию, которая во Иисусе Христе» (Рим. 3:22)[3]. О чем говорит Павел? Можно выразить это в форме вопросов. Что вы думаете о Христе? Для чего Он пришел в мир? Что Бог сделал через Христа? Может быть, Христос просто учитель, пример для подражания? Я не стану тратить ваше время на доказательство абсолютной бесплодности подобных теорий. Нет, праведность Божья в Иисусе Христе – реальна и незыблема. Спасение во всей полноте находится в руках Христа. И если вы не чувствуете себя в Его объятиях, когда все вокруг вас рушится – вы не христианин. И нет ничего удивительного в том, что вы несчастливы. Праведность Божья в Иисусе Христе означает, что Бог послал Его в мир, чтобы Он исполнил закон и чтобы люди могли получить прощение. Вот Тот, Чье послушание Богу было абсолютным. Вот Он, Бог во плоти, Кто добровольно принял человеческую природу. И как человек Он оказывал совершенное почтение Богу. Он был верен Богу до конца и до конца повиновался. Он полностью исполнил Божий закон, не допустив ни малейшего упущения. Но мало того, Павел дает классическую формулировку доктрины искупления: Иисуса Христа «Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса» (Рим. 3:25,26). Это означает вот что. Прежде чем человек сможет примириться с Богом, прежде чем он сможет познать Бога, его грехи должны быть устранены. Бог сказал, что Он будет наказывать грех, и что наказание за грех – смерть и изгнание от лица Божьего. С этим надо что-то делать! И что же произошло? А то, утверждает Павел, что Бог послал в мир Христа в качестве умилостивления. Это средство очищения нас, к которому прибег Бог. Иисус стал умилостивлением за наши грехи. Это означает, что Бог сделал Его ответственным за них.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
В русском переводе эта разница отсутствует. Автор в своем рассуждении опирается на английский текст Библии. В данном случае будет даваться смысловой перевод отрывков из псалма. – Примеч. пер.
2
Здесь, как и в предыдущем случае, приводится смысловой перевод английского текста псалма. – Примеч. пер.
3
В Синодальном тексте это переводится как «правда Божия чрез веру в Иисуса Христа». Здесь дан смысловой перевод английского текста, на который опирается в своем рассуждении автор. – Примеч. пер.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги