banner banner banner
Благословенна Ты в женах. Богородичное правило с размышлениями монахини Елизаветы (Сеньчуковой)
Благословенна Ты в женах. Богородичное правило с размышлениями монахини Елизаветы (Сеньчуковой)
Оценить:
 Рейтинг: 0

Благословенна Ты в женах. Богородичное правило с размышлениями монахини Елизаветы (Сеньчуковой)


В Иерусалиме, в Старом городе, есть обычный жилой дом, над входом в который написано: «Birth place of Virgin Mary»[7 - Место рождения Девы Марии (англ.).]. Говорят, Ты там родилась[8 - Русскому читателю больше известно мнение, переданное святителем Димитрием Ростовским о рождении Девы Марии в Назарете. Однако в более древнем Евангелии Псевдо-Матфея говорится, что родители Ее жили в Иерусалиме.]. Если спуститься по лестнице, под культурным слоем в тишине глубокой древности можно войти в маленькие комнатки-пещерки. В одной из них горит неугасимая лампадка – это Твоя детская.

Всякий раз, перечитывая историю Твоего Рождения, я задумываюсь: почему Твоего отца, праведного Иоакима, так строго выгнали из Храма Иерусалимского? Ведь все же знали, что он благочестив и праведен. Ну да, не дал потомства Израилю, но это же не от него зависело. Да и известны были истории из Священного Писания, когда дети рождались поздно, очень поздно. Авраам и Сарра – самый первый пример.

Потом я узнала, что, оказывается, даже сегодня иудеи уверены: если у семейной пары нет детей, то они обязаны приложить все усилия, чтобы мужчина род продолжил. Это его обязанность. Вылечиться, если больны, взять другую жену или наложницу – не важно. Семья без детей – не семья. По крайней мере, не полноценная. Точка и аминь.

Так что Твои благочестивые родители, праведные Иоаким и Анна, если тогдашние традиции и правила не отличались от нынешних, должны были расстаться или даже взять в дом другую жену. Да, собственно, и писанный Закон Моисея, пусть и мягче, говорил о том же: Господь еще в книге Бытия обязал людей плодиться и размножаться. Чадородие – одно из самых красивых творческих проявлений таинства Брака.

Иоаким и Анна прекрасно об этом знали. Но они не спешили исполнить Закон. Они не расставались, не брали других жен и наложниц, не слушали поношений от людей. Им никто не обещал, что родишься Ты, Пресвятая Дева, но они твердо верили, что Брак заключается на небесах. А потому – ждали, надеялись и бесконечно сильно друг друга любили.

А любовь сильнее Закона. Она его не уничтожает. Она его просто побеждает[9 - Текст с небольшими отличиями был опубликован на сайте «Православие и мир».].

Тропарь, глас 4-й:

Рождество? Твое?, Богоро?дице Де?во, ра?дость возвести? всей вселе?нней: из Тебе? бо возсия? Со?лнце пра?вды, Христо?с Бог наш, и, разруши?в кля?тву, даде? благослове?ние, и, упраздни?в сме?рть, дарова? нам живо?т ве?чный.

И молитва за живых и усопших сродников:

О Пресвята?я Влады?чице Богоро?дице, спаси? и сохрани? рабо?в Твои?х (имена сродников), а уме?рших со святы?ми упоко?й в ве?чной сла?ве Твое?й.

Второй десяток

В начале каждого десятка читаем:

О?тче наш, И?же еси? на Небесе?х, да святи?тся и?мя Твое?, да прии?дет Ца?рствие Твое?, да бу?дет во?ля Твоя?, я?ко на Небе?си и на земли?. Хлеб наш насу?щный да?ждь нам днесь; и оста?ви нам до?лги на?ша, я?коже и мы оставля?ем должнико?м на?шим; и не введи? нас во искуше?ние, но изба?ви нас от лука?ваго.

Богоро?дице Де?во, ра?дуйся, Благода?тная Мари?е, Госпо?дь с Тобо?ю; благослове?нна Ты в жена?х и благослове?н плод чре?ва Твоего?, я?ко Спа?са родила? еси? душ на?ших. (10 раз)

В конце десятка читаем:

Милосе?рдия две?ри отве?рзи нам, благослове?нная Богоро?дице, наде?ющиися на Тя да не поги?бнем, но да изба?вимся Тобо?ю от бед: Ты бо еси? спасе?ние ро?да христиа?нскаго.

Воспоминаем Введение во храм Пресвятой Богородицы

Как описывает это событие Священное Предание

Великая вечерня праздника

Введение во храм Пресвятой Богородицы:

Во святы?х свята?я, Свята?я и Непоро?чная, Святы?м Ду?хом вво?дится и святы?м А?нгелом пита?ется, су?щи святе?йший храм Свята?го Бо?га на?шего, вся?ческая освяти?вшаго вхо?дом Ея? и обожи?вшаго естество? земны?х попо?лзшееся.

Отрокови?цы, ра?дующеся и свещи? иму?ще, Свещи? днесь предхо?дят разу?мней и вво?дят Сию? во свята?я святы?х свяще?нно, проявля?юще хотя?щую Зарю? неизрече?нно из Нея? возсия?ти и просвети?ти во тьме седя?щия неве?дения Ду?хом.

Веселя?ся, приими?, Заха?рие, возопи? А?нна всехва?льная, Ю?же пропове?даша Бо?жии проро?цы Ду?хом, и Сию? введи? во святы?й храм свяще?нно воспита?тися, я?ко да бу?дет Влады?ки всех Боже?ственный престо?л, и пала?та, и одр, и светоза?рное оби?телище.

По рождестве? Твое?м, Богоневе?сто Влады?чице, пришла? еси? в храм Госпо?день воспита?тися во свята?я святы?х, я?ко освяще?нна; тогда? и Гаврии?л по?слан бысть к Тебе?, Всенепоро?чней, пи?щу Тебе? принося?. Небе?сная вся удиви?шася, зря?ще Ду?ха Свята?го, в Тя все?льшася. Те?мже, Пречи?стая и Нескве?рная, Яже? на Небеси? и на земли? сла?вима, Ма?ти Бо?жия, спаси? род наш.

Мир становится храмом

Размышления монахини Елизаветы

Что удивительного в ребенке, идущем в храм? Там поют, там медово пахнет свечами, там дают мягкую просфорку, там смотрят со стен загадочные, прекрасные люди. А после службы – тихая прогулка, и чай с родителями, и впереди целая жизнь. Кому, как не самой главной Маленькой Девочке в истории человечества, прийти в единственный в Ее время Храм?

Интересно, когда Ты научилась говорить? Почему-то кажется, Ты всегда была серьезной и рассудительной, Ты всегда осознанно произносила молитвы ко Господу, ибо с младенчества избрана Им для высокой миссии Боговоплощения.

Впрочем, это только догадки. Одно я знаю точно: Ты была ребенком и сохранила в Себе детскую незамутненную сомнением веру до конца Своих дней. Из Своего детства Ты оберегаешь всех детей, в том числе и того маленького ребенка, который живет внутри каждого человека и хранит первые воспоминания, чувства, мечты и надежды.

Скажи, Ты помнишь Себя в три года? А когда Твои подружки с цветами и свечами шли с Тобой к Храму, Ты понимала, что не вернешься домой? Рассказывали ли Тебе об этом мама и папа? И вообще, каково это – попасть на службу на десять-двенадцать лет, без перерыва? «Стра?нен о?браз возраста?ния Твоего?. Стра?нно и пресла?вно, Богоневе?сто, Твое? е?же внутрь Святи?лища Введе?ние, и на моли?тве пребыва?ние при?сное»[10 - Акафист Введению во храм Пресвятой Богородицы. Кондак 8.].

По-моему, в ответ на мой вопрос Ты улыбаешься. Твой Храм был Твоим домом, настоящим домом. «Ты же, игра?ющи и зело? ра?дующися, я?ко в черто?зе, в дому? Госпо?дни ше?ствовала еси?»[11 - Акафист Введению во храм Пресвятой Богородицы. Кондак 7.]. Не зря Ты сама поднялась по высоким ступенькам. Возликовала праведная Анна, обняла Иоакима, как некогда у Золотых ворот Иерусалима, узнав о грядущем рождении Дочери[12 - «И вот Иоаким подошел со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала: Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачну!» (Протоевангелие Иакова, IV).], – вот и исполнили обещание, отдали Дочку Тому, Кто подарил три года счастья жизни с Ней. Три года колыбельных песен и тряпичных кукол, первые Твои слова и первые шаги…

Жалела ли Ты их, оставляя одних на всем белом свете? Почему Ты снова улыбаешься? Разреши мне самой подумать.

Ты ведь и Сама смотрела, как Твой Сын отдает Сам Себя Богу Отцу. И – нет, не в Храм, а на смерть – в истинное Святая святых, ради принесения не ежегодной искупительной жертвы, а истинной, за все человечество, за весь мир – туда Ты провожала Его. Те три дня горечи Твоего материнства – не длиннее ли трех лет Твоего безоблачного детства? Не сложнее ли было взойти на них, чем на три высокие ступени, по которым Сама Ты поднималась в Храм?

А жалел ли Он Тебя в эту минуту? Конечно, поручил же Тебя Иоанну, любимому ученику. Вот и ответ.

Я верю: Твои мама и папа не оставались одни. Я верю: Твои подружки возвращались по домам, как я когда-то в детстве возвращалась из церкви, но они уже не смогли бы забыть Твоих родителей, которые прощались с Тобой у входа в Храм. Они уже не смогли бы их оставить – может быть, они заходили к ним с вопросом, с беседой, просто поздравить с праздником. Их сердца не могла не тронуть ваша семья, в которой умели жертвовать и доверять Богу.

Никто доверяющий и доверяющийся Богу не остается один. Целый мир становится Храмом, и расставания нет.

Тропарь, глас 4-й:

Днесь благоволе?ния Бо?жия предображе?ние и челове?ков Спасе?ния пропове?дание: в хра?ме Бо?жии я?сно Де?ва явля?ется и Христа? всем предвозвеща?ет. Той и мы велегла?сно возопии?м: ра?дуйся, смотре?ния Зижди?телева исполне?ние.

И молитва за отпавших от Церкви:

О Пресвята?я Влады?чице Богоро?дице, спаси?, сохрани? и присоедини? к Свято?й Правосла?вной Це?ркви заблу?дших и отпа?вших рабо?в Твои?х (имена).

Третий десяток

В начале каждого десятка читаем:

О?тче наш, И?же еси? на Небесе?х, да святи?тся и?мя Твое?, да прии?дет Ца?рствие Твое?, да бу?дет во?ля Твоя?, я?ко на Небе?си и на земли?. Хлеб наш насу?щный да?ждь нам днесь; и оста?ви нам до?лги на?ша, я?коже и мы оставля?ем должнико?м на?шим; и не введи? нас во искуше?ние, но изба?ви нас от лука?ваго.

Богоро?дице Де?во, ра?дуйся, Благода?тная Мари?е, Госпо?дь с Тобо?ю; благослове?нна Ты в жена?х и благослове?н плод чре?ва Твоего?, я?ко Спа?са родила? еси? душ на?ших. (10 раз)

В конце десятка читаем:

Милосе?рдия две?ри отве?рзи нам, благослове?нная Богоро?дице, наде?ющиися на Тя да не поги?бнем, но да изба?вимся Тобо?ю от бед: Ты бо еси? спасе?ние ро?да христиа?нскаго.

Воспоминаем Благовещение Пресвятой Богородицы

Как описывает это событие Евангелие

Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных.

Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, а все множество народа молилось вне во время каждения, – тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного.