Книга Психосоматика. Тело говорит. Как научиться слушать свое тело и подобрать ключ к его исцелению - читать онлайн бесплатно, автор Екатерина Тур. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Психосоматика. Тело говорит. Как научиться слушать свое тело и подобрать ключ к его исцелению
Психосоматика. Тело говорит. Как научиться слушать свое тело и подобрать ключ к его исцелению
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Психосоматика. Тело говорит. Как научиться слушать свое тело и подобрать ключ к его исцелению

Вы – единое целое.

Осознайте это. Погрузите чувство единства внутрь себя. Вас нельзя разделить. Если отобрать у вас хотя бы малую часть, вы тут же изменитесь. А сколько событий в вашей жизни меняло, ломало и уничтожало вас? Но меняясь, адаптируясь и выживая, вы все равно продолжаете быть в моменте «здесь и сейчас». Держа в руках эту книгу, читая строки, которые я обращаю лично к вам. Вы есть. И это непреложный факт.

А теперь попробуйте посмотреть на себя как на единую систему. Осознайте мысли. Прочувствуйте эмоции. Послушайте тело. Найдите его отклики. Можете прикрыть глаза и буквально на одну минуту погрузиться в дыхание: войдите в этот мир, переключитесь на самого себя и осознайте свою целостность.

Каждый вдох наполняет вас. Каждый выдох очищает. Непрерывно существуя, вы можете чем-то наполнять себя, а можете от чего-то очищать, освобождать. Используйте все подходящие инструменты, методы и способы для того, чтобы обеспечить себе комплексное лечение и восстановление.

Процесс наполнения-очищения лежит в основе создания наиболее благоприятных условий для себя и своего тела. До сих пор не существует единого определения для слова «счастье», но именно от счастья зависит физическое и психическое благополучие человека. Когда мы истинно счастливы, пребываем в моменте «здесь и сейчас» – в такие минуты наше тело выздоравливает, а мысли создают лучшие варианты будущего.

Если счастье является частью нашего бытия, неким секретным ингредиентом, нам с вами нужно попробовать самим определить его значение. Безусловно, мое определение будет отличаться от вашего, ваше – от определения подруги, ведь у каждого свое счастье, но, тем не менее, попробуем так: «Счастье – это состояние полного физического покоя, эмоционального и психического благополучия, чувства безопасности и телесно ощущаемой наполненности радостью, присутствия в моменте «здесь и сейчас»». Наша с вами задача сделать счастье хроническим. Ведь чем дольше получается удерживать это состояние, тем больше пользы для тела.

В комплексном подходе позитивное настроение важно и для того, чтобы повышать результативность проводимого лечения. Различные исследования показали, что чем сильнее пациент замотивирован на выздоровление, чем выше его комплаентность[1], тем лучше результат и тем быстрее он проявляется [1].

Следующий этап организации – это психологическая помощь. И здесь я рекомендую использовать все подходящие инструменты, которые позволят вам экологично и бережно избавиться от психологической боли, снять эмоциональное давление с тела и научиться управлять собой. Прежде чем двигаться дальше, мы разберем, что такое «управлять собой» и какие виды интеллекта нужно развивать, чтобы научиться слышать свое тело и помогать себе до того, как формируется болезнь.

Тело и сферы жизни

Сейчас вы поймете, зачем нам нужен первый круг ответственности. Без него рушится единый подход, начинают поражаться другие сферы жизни, когда тело остается один на один с болезнью и вместо лекарств против воспаления мы пытаемся лечить его подорожником. Наш фокус внимания не выносит фанатизма: абсолютно во всем нужны мягкий баланс и вовлеченность в понимание того, что вы капитан корабля под названием «Моя жизнь».

Тело требует комплексного подхода также и потому, что оно отражает, собирает в себя каждую сферу жизни человека. Будь то деньги, отношения, карьера, негативные установки от мамы или трудный опыт, полученный от папы, – все, абсолютно все переживания и испытания жизни человек проходит телом. Очень важно понимать, что при этом сфера «Здоровье» является ведущей, ведь от нее действительно напрямую зависит качество жизни.

Можно ли, например, вылечить хронический насморк только каплями? Или все-таки требуется пересмотреть все окружение человека: воздух в его комнате, увлажненность этого воздуха ночью, его температуру, запыленность; проанализировать состояние носоглотки, нарушение строения носовых путей или мышечные дисфункции, на которые до недавнего времени вообще никто не обращал внимания? Нужно понимать, что даже в таком, казалось бы, простом (и в то же время распространенном) состоянии, как заложенность носа, требуется комплексный подход. Если человеку сложно дышать месяц, полгода, год и он регулярно использует сосудосуживающие капли – это служит сигналом о том, что пришло время пересмотреть в целом свою жизнь, свое поведение и начать обращаться с собой по-другому. Чтобы в следующий раз, когда снова захочется закапать капли, он смог задать себе вопрос: «А почему я это делаю?» и «Не вредит ли это моему телу?» Вот так, начиная задавать себе простые вопросы, мы учимся видеть и слышать свое собственное тело.

Или еще одно частое явление, с которым мы сталкиваемся, когда начинаем снижать уровень тревоги, – спазм жевательных мышц. Казалось бы, кто из нас не сжимает зубы, когда злится или нервничает? Это ведь такая мелочь, разве способно такое простое движение как-то влиять на здоровье тела? Но оказывается, что у человека из-за длительного спазма челюстей на фоне хронического стресса происходит смещение лицевых костей черепа и страдают носовые пазухи, меняется осанка, нарушается походка и формируются мышечные спазмы на протяжении всего позвоночника в разных локациях. И в следующий раз, когда снова захочется сжать зубы, чтобы кого-то или что-то перекусить, уничтожить, сломать и победить, нужно спросить себя: «А что я на самом деле сейчас испытываю?» и «Зачем я направляю злость внутрь своего тела?». Простые, но такие сложные вопросы, после которых у нас не остается шанса не услышать свои истинные эмоции и переживания.

А вот еще один пример внутреннего дисбаланса, на который до сих пор не обращают должного внимания, – нарушение прикуса, когда у ребенка зубы начинают расти неправильно, изменяя угол или делая поворот, а может, и вовсе «скучиваясь» спереди. Кажется, что это встречается практически у всех, и стоит поставить брекеты, как все проблемы исчезнут по мановению волшебной палочки! Однако оказывается, что, испытав сильную боль после привыкания к брекетам, после их длительного ношения и привыкания к неудобствам, связанным с ними, после всех этих мучений зубы снова возвращаются на свои места, как будто ничего не было. Все дело в эмоциях, которые влияют на мышцы, а те, в свою очередь, управляют костями, и любые нарушения в ротовой полости связаны не только с тем, как зуб расположен в лунке, – нет, все гораздо сложнее. От стоп до затылка и до состояния жевательной мускулатуры системные мышечные изменения влияют на прикус ребенка, а значит, и выправление зубного ряда начинается с выправления образа мыслей и работы с мышцами.

Жесткие методы работы со здоровьем человека постепенно уходят на второй план. Недостаточно просто вправить позвонок, нужно провести работу с мышцами, чтобы они приняли новое положение. Такая работа начинается с мыслей, с эмоционального высвобождения, с обучения управления памятью.

Если во время приступа головной боли или при любом другом мышечном спазме вы направите внимание на боль и на несколько секунд попробуете мысленно задержаться в этом месте, вы явно и четко ощутите связь мышц с определенной ментальной проблемой. Попробуйте расслабиться, отпустить переживания, принять свои эмоции, и окажется, что вы в буквальном смысле слова способны управлять спазмами тела. Для этого требуется только фокус внимания.

Когда мы начинаем понимать себя, тело помогает усиливать сферы жизни, начиная с самой отстающей. Вы можете проанализировать прямо сейчас, чего больше всего вам не хватает в вашей жизни? Где сформирован явный дефицит, от которого вам физически плохо? Опишите эту сферу жизни емко и четко. А теперь спросите: «А как мое тело ощущает эту сферу жизни?» – и вы получите четкий и явный ответ в виде симптомов, покалывания, ощущения или мысли. Запишите это. Вы можете помочь телу при помощи заполнения и развития этой сферы, а можете через помощь телу развить эту сферу жизни. Все очень, очень просто. Важно лишь довериться своему телу.

Вам не нужно думать, как глотать, как выполнять процессы пищеварения, не нужно думать, как дышать, – все это тело делает само. Повышенное внимание к этим функциям, наоборот, создает напряжение, провоцирует «оседание» тревоги в этом месте.

Доверьтесь телу, помогите ему освободиться от блоков и той тяжести, которая однажды начала давить на него.

Процесс освобождения начинается с осознания себя внутри себя и наблюдения за собой. Попробуйте сейчас, несмотря на то что мы говорим про единое целое, отделить свои эмоции от мыслей, телесных ощущений, от веры и чего-то внутреннего, что находится где-то за сердцем.

Давайте перейдем к интеллекту: почему важно чувствовать свою сложную структуру и как она отдает человеку руль управления кораблем «Моя жизнь».

Четыре вида интеллекта

Ментальный, телесный, духовный и эмоциональный: с какого интеллекта начинается процесс управления и какой из них по праву считается главным? Давайте разбираться!

Начну я, пожалуй, с хорошей новости: человек, сохраняющий способность к осознанию себя, способен развить все четыре вида интеллекта. Вы можете начать прямо сегодня, после прочтения этой части книги. Это непрерывный процесс, который является базовой основой соматического и психического благополучия.

Мы привыкли работать, добиваться целей, закупать еду на ужин, ухаживать за собакой и делать сотни других «нужных» дел, но к самогигиене и дисциплине относимся нехотя, не обращая внимания на то, что действительно полезно и нужно. Конечно, вся эта рутина и повседневные дела очень важны, но процесс их достижения не определяет качества жизни. А вот процесс развития четырех видов интеллекта определяет!

Когда мы со всей увлеченностью и внимательностью начинаем заниматься эмоциями, мыслями, телом и духом, оказывается, что это не только полезно, но и очень увлекательно. А главное, что это повышает качество жизни. Лечение психосоматических заболеваний по своей сути строится именно на этом: изменить условия жизни настолько, чтобы почувствовать себя в безопасности и комфорте.

И это не только внешние, но и внутренние условия. Так какой вид интеллекта является главным? Безусловно, это эмоциональный интеллект. Социальные исследования еще несколько лет назад единогласно провозгласили, что в школе, в институте и в будущем карьерном росте именно эмоциональный интеллект занимает лидирующее положение [2, 3, 4]. Прокачка знаний не дает нужного результата без навыков управления эмоциями, умения общаться с людьми и строить отношения.

Эмоциональный интеллект

Человек – это эмоциональное существо. Сколько эмоций мы испытываем за один день! Они появляются внутри нас из трех источников: прошлого, настоящего и будущего. Целыми днями мы проживаем десятки разных состояний, тысячи простых эмоций и сотни более сложных чувств. Можно ли сказать, что они управляют человеком? Да!

Особенно в том случае, когда с раннего возраста ребенку не были привиты методы и способы управления эмоциями. А если мы вспомним детство, то заметим слова «злиться нельзя», «твоего мнения (твоих чувств) никто не спрашивал», «не подходи ко мне в таком состоянии» и т. д. За свою долгую практику врача-психосоматолога я убедилась, что все наши взрослые нарушения, заболевания, хронические симптомы закладываются именно там, в детстве.

Ребенка не только не учили слышать и понимать себя, напротив, на него оказывалось сильнейшее давление для того, чтобы сделать его удобным для общества. «Я должен быть хорошим, чтобы меня любили»: как только в голове у малыша формируется эта установка, его внутренняя опора дает первую трещину.

В будущем его будет ждать нелюбимая работа со злым начальником, одобрение которого нужно получить ценой собственного здоровья. Или отношения с партнером, склонным к манипуляциям и насилию. Впереди его ждет жизнь, которая будет требовать от этого ребенка подчинения установке, сформированной в детстве.

И это тоже часть эмоционального интеллекта и часть эмоционального повреждения. Мы с вами, поврежденные и усвоившие опыт жизни, учимся понимать то, что не было заложено в детстве. Будто первопроходцы, мы начинаем разбираться в собственных эмоциях, чувствах и переживаниях. Сначала скептически, а потом страстно начинаем различать состояния: «это делает мне хорошо, а это делает мне плохо», и именно эмоциональная реакция помогает нам понять разницу.

Чуть позже мы вернемся к детству, но сейчас давайте подчеркнем жирным маркером следующую жизненную аксиому: эмоции важны. Ваши эмоции важнее знаний, важнее всех вместе взятых экзаменов, которые вы сдали на отлично. Развитие эмоционального интеллекта вложит вам в руки ключ управления здоровьем как физическим, так и психическим.

Потому что, поняв, что для вас «хорошо», а что «плохо», вы сможете начать процесс наполнения и очищения: очистить свою жизнь от всего плохого и наполнить ее тем, что делает вас счастливым. Желательно хронически счастливым!

Вернемся на шаг назад: как я сказала выше, мы получаем эмоции из трех источников – прошлого, настоящего и будущего. Тело начинает говорить в тот момент, когда эти эмоции оказывают повреждающее действие. Когда это происходит?

Когда эмоции из прошлого наполнены обидой, страхами, детским негативным опытом, который невозможно самостоятельно прожить, забыть и невыносимо нести внутри себя, в своем теле. Это эмоции из прошлых диалогов, из повреждающих ситуаций, когда вы не смогли себя защитить, не смогли отстоять свою честь и достоинство, и это повреждение забрало у вас часть вашей целостности.

Фантомы прошлого преследуют человека до тех пор, пока он наполняет ими свои мысли. Пока получает эмоциональные переживания из этих воспоминаний. Но каждая эмоция, которую мы проживаем, вызывает каскадные реакции внутри тела, а наше тело не знает времени. Оно реагирует на прошлое так, словно эти события происходят с вами прямо сейчас.

Снова и снова то эмоциональное страдание проживается телом в моменте «здесь и сейчас». Сначала оно молчит, повинуясь законам мыслей, стараясь помочь вам справиться со стрессом самостоятельно. Но чем дольше это длится, тем меньше ресурсов остается. А потом вдруг случается какая-то мелочь, едва заметная ситуация, едва цепляющая вас, – и тело начинает говорить.

Эмоции из настоящего, что интересно, чаще всего гораздо менее яркие, чем из прошлого. Это какая-то повседневная раздраженность, усталость, внутреннее «ворчание» на всех и вся. Иногда их разбавляют радость, чувство насыщения от приема вкусной пищи, удовлетворение после секса… А потом снова ворчание, пережевывание неудовлетворенности от жизни. Пережевывание самого себя.

Обычно из эмоций, которые человек испытывает в течение дня, 80 % негативные и только 20 % – позитивные. Человеку не нужно прилагать усилия для того, чтобы процент негативных рос сам по себе: простое бездействие, отсутствие осознанности, неумение слышать и понимать себя – все это приводит к тому, что спектр негативных эмоций растет самостоятельно. Это происходит вне вашего внимания до тех пор, пока не придет четкое осознание: «Мне плохо только потому, что я позволяю себе так думать».

Позитивные эмоции настоящего тоже требуют внимания, осознанности и отслеживания собственных реакций. Да, позитивные эмоции придется взращивать, бережно поливая их заботой и вниманием к самому себе. Но для начала нужно понять, почему сейчас вы чувствуете себя плохо. Начните с простых вопросов: «Почему мне это не нравится?», «Хорошо ли я себя сейчас чувствую?», «Нужно ли мне терпеть это, если мне оно не нравится?» Со временем вопросов будет все больше, а вам придется приготовиться к тому, что тело и ваше внутреннее «Я» начнут отвечать.

Много вопросов – много ответов. Будьте готовы услышать их, если хотите исцелиться. Именно с эмоций настоящего вы можете начать процесс коррекции: обращайте внимание на то, что чувствуете, какие переживания происходят внутри вас. Это очень просто, но при этом сложно, потому что вместо работы, семьи, кота и бытовых проблем вам предстоит думать о самом себе.

Стоит ли результат этих усилий? Однозначно!

Если с эмоциями из прошлого и настоящего все более-менее понятно, то, что же такое эмоции будущего? Да и вообще, как то, что еще даже не наступило, может вызывать у человека какие-то переживания? С древних времен люди пытались предсказать будущее, ведомые внутренними волнениями и трепетом перед грозной неизвестностью, они составляли гороскопы и другие способы, чтобы удовлетворить беспокойный мозг.

Эмоция будущего одна, но воистину она является королевой негативного спектра. Способная уничтожить каждую сферу жизни, провоцирующая рост других негативных эмоций, выводящая из строя тело через самые разные системы регуляции и отнимающая радость… такая незаметная и такая всемогущая тревога.

Более 80 % заболеваний психосоматического спектра связаны именно с тревогой.

Позже мы подробно и понятно разберем эту тему, но сейчас давайте сделаем главное: обозначим источник. Тревога появляется из будущего, из его неопределенности, угрозы, исходящей из неизвестного. Именно по этой причине мозг так сильно хватается за самые страшные и негативные прогнозы, которые видит или слышит вокруг себя.

Это не просто так. Случайно увиденный астрологический прогноз в стиле «Астролог предсказала самые страшные варианты развития событий» может не выходить из головы несколько дней, а то и недель, даже если вы не перешли по ссылке и не прочитали это сочинение на свободную тему. Мозг цепляется, хватается за эту плохую новость. Зачем ему это?

Все просто: будущее опасно, а главная задача нашего сознания – обеспечить выживание. Никто не отменял инстинкт самосохранения, несмотря на всю нашу осознанность и современность, просто у нас с вами он работает по-другому. Мозг пытается выстроить сотни негативных сценариев развития событий так, чтобы в случае опасности прожить их максимально безопасно для носителя, т. е. для вас.

Пока мы позволяем ему снова и снова накручивать тонны тревожных мыслей, мозг истощает тело, нарушая работу нервной, гуморальной и гормональных систем организма. Он стареет от этого процесса, потому что становится более жестким, негибким и, обратите внимание, необучаемым. Только отключившись от будущего, признав, что оно неизвестно ни для кого и вы никак не можете на него повлиять при помощи беспокойства, можно взять управление в свои руки.

Если мысли неэффективны, стоит ли их думать? Нужно ли бросать тело в прошлое или отправлять в будущее, чтобы оно там напитывалось негативными переживаниями? Или все-таки сила воздействия находится где-то в другом месте?

Вам могло показаться, что мы довольно далеко ушли от эмоционального интеллекта. Но на самом деле мы все еще говорим о нем, о его всемогуществе. Эмоции управляют не только телом и разумом, но и прошлым, настоящим и будущим! Сейчас, читая следующие абзацы, внимательно слушайте ваше тело.

Человек не в силах изменить прошлое. Оно прошло. Его больше нет. Секунда, когда вы прочли первое слово этого предложения, уже испарилась. Вы получили определенное знание, опыт из него, и эта информация по праву является вашей. Точно так же и с негативным опытом, травмами и повреждающими ситуациями прошлого: вы не можете их изменить.

Но вы в силах поменять свое отношение к этому опыту, оставить то, что сделало вас другим человеком, что придало вам сил или вынудило полностью измениться, развиться и вырасти. Вы можете навсегда попрощаться с тем, что причинило боль, в том числе и с людьми, которые принесли вам страдание в прошлом. Вот это вы можете сделать, это действительно в ваших силах!

Управлять будущим вы также не можете: человек его не знает, сколько бы веков люди ни пытались его предсказать. Будущее закрыто от нас, так стоит ли тратить силы на то, чтобы оказаться там, где и так окажетесь в свое время?

Вопрос в другом: если постоянно смотреть в будущее, не регулируя процессы настоящего, можно ли это будущее создать? Или все-таки для того, чтобы что-то изменить в своей жизни, вам придется отключиться от завтрашних сценариев и начать прописывать их прямо в моменте «здесь и сейчас»? Направлять свои эмоции, свои мысли, свои желания и намерения на то, чтобы что-то создавать, а не ожидать? Человек способен управлять тревогой, и как только он подчиняет ее себе, тело тут же, в эту самую секунду, начинает исцеляться!

Эмоциональный интеллект является ключевым центром психосоматики. Как только вы научитесь наблюдать за собой, с искренним интересом разбирать эмоции и волнения, которые испытали за день, вы научитесь управлять этими эмоциями. А со временем и вовсе приобретете устойчивость против стресса: суперспособность, которая может открыть перед вами новый мир.

Эмоциональный интеллект напрямую связан с телом. Каждая эмоция провоцирует в нем реакции, и следующим центром психосоматики является именно телесный интеллект.

Телесный интеллект

Человек рождается в теле. Это его дар с момента зачатия и соединения маминой и папиной клеток. Тело развивается, растет только в моменте настоящего. Оно чувствует себя здоровым и молодым только здесь и сейчас и начинает болеть, как только его пытаются переместить в другое время.

Телесный интеллект находится на одном уровне с ментальным и духовным, но так как наша книга посвящена телу, его поврежденности и крику, мы помещаем его на второе место. Что интересно, частично навыки управления телесным интеллектом прививают с раннего возраста: это и массаж новорожденных, и объятия, утоление тактильного голода, кормление ребенка грудью, затем, когда он становится постарше, – физкультура, занятия спортом, кружки и секции, направленные на развитие тела. Даже регулярная чистка зубов является частью работы телесного интеллекта. А еще профилактические осмотры, обращение к врачу при появлении каких-либо симптомов и прием витаминов для поддержания здоровья в осенне-зимний период. Это часть навыков управления телесным интеллектом – наблюдение, поддержание здоровья, правильное питание, физическая активность.

Но есть еще одна часть, не менее, а может, и более важная. Это умение распознавать сигналы тела. Да, именно то, чему посвящена книга – умение слышать свое тело. Вы удивитесь, если попробуете сделать это прямо сегодня, когда закроете книгу и прислушаетесь к сигналам тела. Окажется, что оно четко показывает вам, если вы говорите с неприятным, опасным человеком. Или оно ясно даст вам понять, что хочет сейчас съесть и даже в каком объеме.

Тело умное, оно всегда поддерживает человека и помогает ему. С момента зачатия все процессы внутри него направлены только на одно: на то, чтобы жить. Проживать самый счастливый вариант сценария! И когда что-то идет не так, где-то происходит поломка, тело максимально долго пытается компенсировать эту неисправность. При этом оно продолжает подавать сигналы: «Не говори с ним», «Не звони ей», «Отпусти прошлое», «Мне неприятны твои мысли», «Я не хочу это есть!» и т. д. – тело всегда на связи.

Если вы прямо сегодня попробуете послушать его, обязательно запишите каждую букву, которую услышите. Каждый импульс, каждый едва заметный сигнал. Интуитивное умение слушать телесные отклики является важной частью развития телесного интеллекта, потому что именно так вы будете понимать, когда вы устали, когда проголодались, когда хотите пойти погулять, когда нужно растянуть мышцы, а когда отключить все раздражители окружающего мира и просто отдохнуть.

Как и любой навык, развитие телесного интеллекта требует терпения и регулярного повторения. Можно завести дневник для записей, можно делать пометки в календаре, можно сделать трекер наблюдений. Важен любой метод фиксации внимания на том, что вы сейчас, в момент настоящего, меняете свое отношение к своему самому главному другу – к собственному телу.

Ментальный и духовный интеллект

Ментальный и духовный интеллект объединены в одну категорию и в психосоматике занимают третье и четвертое места. Обычно психосоматика в целом не касается религиозных вопросов, поэтому духовный интеллект оказывается вне ее компетенции – это то, чем занимается сам человек в процессе развития навыка осознанности.

Человек является единым целым, и, разумеется, все виды интеллекта неразрывно связаны друг с другом. Давайте немного поговорим про ментальный интеллект, так как он необходим для личностного развития и прививания навыков управления эмоциями и телесными ощущениями. Он включает в себя память, концентрацию внимания, обретение новых знаний, анализ, чтение, счет и т. д.

Ментальный интеллект помогает человеку систематизировать процессы развития других навыков и отслеживать результат. Кроме того, способность мозга к обучению напрямую зависит от пластичности нейронов, а это значит, что, когда человек занимается одновременно эмоциями, телом и мыслительными процессами, он становится все более и более восприимчивым к получению новых знаний и умений.