Однажды, когда они ехали на санях от дальнего аласа, на дороге появился огромный волк. Дети испуганно притихли. Учитель попридержал захрипевшую кобылу одной рукой, а другой достал нож, который носил всегда с собой. Волк приготовился к прыжку, блеснул нож. Опомниться не успели, как окровавленный волк уже лежал в снегу, а учитель успокаивал лошадку. Из шкуры волка девочки сшили шапку для учителя и ещё для нескольких детей.
Еды становилось с каждым холодным днём всё меньше и меньше. И однажды учитель приехал с пустыми руками. Голодные, исхудавшие дети смотрели на него с надеждой. Он лёг на свои нары и уставился в потолок. Дети стояли вокруг и смотрели на него. Он посмотрел в их глаза, сел и поманил к себе двоих более крепких и старших мальчишек. Они оделись и вышли во двор…
Появилось мясо на каждый день. Так жили они и учились целый месяц. Никто к ним не приезжал, и никуда они не ездили. Наступала весна. В один из таких дней к ним приехали люди в тулупах и на санях. Они что-то искали, видимо, ничего не нашли, но забрали с собой избитого учителя без шапки… Шапку он передал Петьке для его сестры Майыс.
Дети остались одни; те, которые жили близко, разбрелись по своим домам, некоторых забрали родители. Остались лишь осиротевшие за войну дети… Они ждали своего учителя. Мальчик, который был всегда с учителем, принёс остатки мяса, шкуру лошади. Но и они кончились…
Другой мальчик, который ушёл со старшей сестрой, тосковал по своим оставленным друзьям и слышал, что все они умерли от голода и были похоронены там же. Он вырос и помнил о них, помнил своего первого учителя… Когда ему исполнилось пятьдесят лет, решил пойти в ту школу, где учился. Долго ли, коротко ли шёл он лесными тропами, но он приехал туда на коне. На коне железном – мотоцикле. Все говорили, что в доме призраки умерших детей, и никто не решался переночевать в нём.
Но он зашёл, дверь даже не скрипнула. Всё стояло как тогда: скамейки, столы, учительский стол, стул. На нём – колокольчик. Он постоял в задумчивости, сел на учительский стул и позвонил в колокольчик… Маленькие дети с красными звёздочками на груди сели перед ним и исчезли. Он повертел, рассматривая, колокольчик. Да, это тот самый. Потом подумал и пересел на скамеечку, надеясь увидеть учителя. Но он не появился, лишь лучи солнца освещали классную доску, которая была как новая, и на ней было написано «Первое сентября» и буква А. Он услышал сзади шорох и оглянулся.
Ему вновь показались детские лица, выглядывавшие из хлева, он даже узнал их. Они манили его вглубь жилища. Он встал и вошёл в хлев. Стояли так же нары, но в заднем углу их не было. На стене были прибиты какие-то серые тряпочки. Он потрогал одну и понял, что это октябрятские звёздочки, которые сделал для них учитель из картона и кумача. Он помнил и хранил свою. А под звёздочками были написаны имена двух девочек и двоих мальчиков. Над третьим мальчишеским именем не было звёздочки. Пётр понял: взрослые похоронили его вместе со звёздочкой во дворе – он видел там могильный крестик. Постоял и в проёме двери увидел фигуру мальчика и различил еле слышный шёпот: «Мы ждали своего учителя вместе и всегда должны быть вместе. Похорони меня с ними…»
Не выполнить последнее желание своего друга не посмел. Пётр вышел во двор и нашёл лопату, быстро перерыл могилку и перенёс маленькое тельце, завёрнутое в тряпицу, в хлев, похоронил рядом с другими Мишку. Оторвать звёздочку от полуистлевшей рубашки он не смог бы, но звёздочка сама оторвалась и выпала возле дверей. Он прибил откуда-то появившимся гвоздиком пятую звёздочку. Она сохранила свой красный цвет под землей, и казалось, что она горела и звала куда-то…
Пётр Иванович работал следователем и, применив старые связи, нашёл в архиве дело своего учителя. Он обвинялся в уничтожении вверенного ему школьного имущества в виде двадцатилетней кобылы по кличке Бээгэй (Карлик). На допросе учитель сказал, что кобылу задрали волки. А Пётр, Петя, знал, как дело было.
Они отвели Карлика далеко в лес по снегу, учитель завязал глаза лошади и сказал: «Дети, я не хочу убивать нашу лошадку, но надо. Вы и я голодны, нам нужно мясо, чтобы выжить. Я убью лошадь, и меня, наверное, отправят в тюрьму за несохранение школьного имущества. Но главное – вы останетесь живыми. Я хочу, чтобы вы встретили своих отцов и братьев с победой. Отвернитесь и стойте там». И мальчишки стояли за высокой толстой лиственницей и тихо плакали. Затем они услышали падение чего-то большого, грузного на снег и хрип лошади. Через некоторое время учитель позвал их. Они втроём сняли шкуру с лошади, при виде привычного мяса как-то повеселели. Учитель как-то собрал кровь с лошади в одно место. Они потом с девочками делали кровяную колбасу. Они весь день таскали тяжёлое мясо по снегу на еловых лапах. Ещё повесили в мешках на дерево…
Учитель был сослан в тюрьму, оттуда – в исправительный лагерь Н. и умер там. Ближе к осени Пётр Иванович решил поехать туда, чтобы как-то найти последнее пристанище учителя и поклониться его праху.
Он купил цветы в аэропорту и с удовольствием заметил, что многие тоже покупают. Но покупали в основном женщины и подростки. Приближалось Первое сентября. Сел в самолёт и заметил рядом седовласого мужчину, который тоже прижимал к себе букет. Пётр не привык знакомиться с чужими людьми просто так, обычно он задавал вопросы посторонним только по службе. Во время полёта он уснул и проснулся только после приземления.
Это была гористая местность, здесь добывали какую-то руду, необходимую для государства. Голубые горы… Все так говорят, но здесь они были серыми – да-да, серые горы, как и его грустные мысли. Кое-где росла трава и придавала живости этой безрадостной картине. Добраться до лагеря из аэропорта было нелегко, но он доехал туда. Ходил среди безымянных могил, почти сравнявшихся с землёй, пока не заметил на пригорке возле большой горы тёмный гранитный валун. Он решил идти туда, чтобы избавиться от мучивших его горестных мыслей по поводу того, что не смог найти могилу своего учителя. День был тёплый, ясный, с лёгким ветерком. Он положил цветы на валун и присел тут же. Опытный взгляд обнаружил, что камень вынут из-под земли и земля возле камня не грунтовая. Он понял, что это могила, причём к нему шла тропа, по которой часто ходили. И он встал с камня. К нему шёл седой мужчина, с которым он летел сюда. Они поздоровались. Пётр рассказал о цели своей поездки.
– Учитель, говорите… Здесь был один учитель. Это его могила. Это мы похоронили его здесь. Между прочим, он был похож на вас. Он был молодой совсем, мальчишка. Мы тоже были молоды, но безграмотны по разным обстоятельствам, в общем – казанские сироты, воришки мелкие… А он учил нас писать и читать… в тюрьме, в этом дьявольском лагере. Нас били, калечили, надрывали на работе. А он нас учил, учил не просто так… Учил людьми быть при любых обстоятельствах. И мы, выйдя отсюда, встали на ноги, как он мечтал. А вы откуда?
– Из Якутии, село Арылах…
– Да, он был оттуда. Он даже пел часто Арылах. Видно, тосковал по родине… Вспоминал своих учеников, часто Мишку и Петьку.
– Петька – это я. Мишка умер тогда.
– Жаль. А то бы встретились… Почти все мы стали учителями, как и он, а вы?
– Я следователем был. Вот вышел на пенсию и решил найти последнее пристанище учителя.
– Да… Настоящие учителя – это настоящие люди, люди с большой буквы. Для нас примером всегда был и будет он, наш учитель. Здесь мы не озлобились, мы просто научились прощать… Он был таким… Безобидный человек… Его тоже часто били, били нещадно, до потери сознания… Но после того, как мы смогли донести письмо высокому начальству, здесь сменили руководство лагеря, и новые начальники уважали его, хотя это были бывшие фронтовики. И это они разрешили похоронить его здесь. У него что-то было с желудком, умер как-то быстро.
– Мы голодали, но он ещё хуже… Он отдавал нам своё последнее… Тощий был, но жилистый. Часто пил чай, но не ел… Видимо, это и сказалось… Но боюсь, что побои сделали своё недоброе дело… Мы его долго ждали, думали, его отпустят, он был хороший, добрый человек…
– Да, его дело было пересмотрено. Через месяц его должны были отпустить… Но, видимо, судьба такая… Он так хотел поехать домой, в Арылах… К нему не приходило ни одно письмо, как и нам… Но он писал. То Петьке, то Мишке, то кому-то. Никто не ответил.
– Мы не получали письма, странно.
– Ничего странного, цензура, наверное, постаралась. Ещё он писал любимой девушке Маис… Он нам много рассказывал о ней. Это был идеал земной женщины для нас. Я до сих пор представляю её чёрные косы, карие глаза, белое личико… Странно, но таких большинство из нас и выбрало в жёны.
Они ни разу не целовались, просто держались за руки. Но он и она понимали друг друга без слов. Он говорил, что она будет ждать его до конца своей жизни. Учитель был уверен в этом.
– Маис, Маис… Да, как я не догадался сразу, – это моя старшая сестра Мария. Так на якутский лад зовут некоторых. Майыс – так будет правильно – училась в школе вместе с ним, стала учительницей, не вышла замуж. Так и жила одна около того места, где мы учились… Да, это она… Точно… Я видел у неё его портрет и шапку.
– Говоришь, жила… Сейчас её нет?
– Да. Я недавно приезжал на её похороны и навестил свою старую школу.
– Значит, ждала его до конца своей жизни, как он и сказал…
3. СнегурЭто было в далёкое и не очень далёкое советское время. Я, студентка сельскохозяйственного техникума, собралась на новогодние каникулы домой в далёкий район Сунтар и сидела в аэропорту города Якутска. Пятидесятиградусные морозы с туманами и без туманов стояли в те дни. В то время большим уважением пользовались герои труда, и ночью почти пустой самолёт улетел с орденоносцем – дояром Владимиром Африкановичем Михайловым. Имя его запомнила из-за странного отчества. Поэтому, опасаясь, что следующий самолёт вылетит туда тоже ночью, решила переночевать в зале аэропорта.
Время тянулось медленно, знакомых почти не было. Старшая сестра Анна снабдила меня провизией: десяток сваренных вкрутую яиц, столько же пирожков. Буфет в аэропорту работал из рук вон плохо.
Нескончаемые очереди злили всех. Поэтому я доставала пирожки и яйца по мере появления сигналов от проголодавшегося желудка.
От нечего делать присматривалась к другим пассажирам. Напротив меня сидела старушка, похожая чем-то на мою мать. Особенно бросалась в глаза её одежда: большой клетчатый платок, чёрный велюровый полушубок, такие же чёрные валенки. Я поздоровалась, когда она обратила внимание на мою персону. Разговорилась с ней. И она рассказала мне эту похожую на сказку историю, которая помогла скоротать ту зимнюю тёмную ночь в аэропорту…
У них, где-то под Новосибирском, растут прекрасные, стройные голубые ели. И жили там, в лесном кордоне, муж с женой. Муж был лесничим, охранял эти леса с необыкновенными деревьями. Но однажды исчез во время снежной бури. Следов обнаружить не удалось. Вместо него жена стала работать лесником…
Однажды она шла на лыжах по лесу и услышала детский смех. Женщина удивилась: вокруг не было ни жилья, ни дорог. Подумала, что просто устала и ей всё это мерещится. Но она всё-таки остановилась и стала прислушиваться. Смех и детский лепет тронули её душу, сердце не забыло умершего в младенчестве сына. Повернув туда, лесничиха увидела сидевшего на сугробе голого малыша, который играл с искрящимся на солнце снегом. Она подошла и протянула руки к ребёнку. Дитя посмотрело на неё голубыми, как небо, глазёнками и тоже потянулось к ней. Вокруг него не было следов…
На это странное обстоятельство она не обратила внимания. С ней был ребёнок, которого жаждала её материнская душа. Люди подумали, что она родила от какого-то заезжего охотника. Мальчик был весь беленький, но волосы были чёрными, а глаза голубые-голубые, даже искрились голубым цветом. Мать назвала его Снегуром. И, конечно, впоследствии он вырос красавцем. Он уже стал десятиклассником, заканчивал школу. У него было много странностей: любил зиму, холод, легко одевался даже в студёный мороз, летом сильно худел, потел… Но все таяли под небесно-голубыми глазами…
Но однажды зимним вечером случилась пурга, и Снегур не приехал домой. Он заблудился. Долгих три дня бушевала пурга, и женщина выходила из дому, кричала, звала сына. Она успокаивала себя тем, что сын задержался у кого-нибудь и не приехал из-за пурги. Но на третий день через пургу она всё-таки добралась до деревни, где учился сын. И узнала, что сын три дня назад ушёл на лыжах. В деревне, в школе думали, что Снегур добрался домой. Узнав о его исчезновении, все всполошились, стали искать.
Женщина вернулась домой уставшая, поздно вечером, и легла на кровать, не затопив печку. Она заболела. Сквозь сон она видела, как кто-то заходит в дом и топит печку.
– Снегур? Где ты был эти три дня? Я искала и звала тебя…
– Да, это я, мама. Услышал твой зов и пришёл. Спи. Я затоплю для тебя печку, ты заболела.
– Я сама. Ты же боишься огня.
– Не надо, мама. Я сделаю это для тебя. Я люблю тебя, мама…
Наутро она проснулась и увидела на полу большую лужу и одежду сына…
Пришли люди, искавшие Снегура. Они удивились, что вся одежда, в которой он ушёл из школы, висит и сохнет в избе, а возле дома какая-то глыба льда в снегу.
Женщина лежала на кровати, бредила, разговаривала с кем-то, прижимала к сердцу жёлто-апельсиновый шарф. Мальчики, которые учились вместе со Снегуром, знали, что его связала самая красивая девочка класса, Снежана. Люди вывезли женщину в больницу, где она вылечилась и попросилась обратно в тот лес, но работать лесником уже не могла, поэтому она жила в своей старой избе, а рядом построили новый дом для молодого лесника…
Таков был печальный конец этой истории. Но я очень удивилась, когда увидела тех, кто приехал провожать её. На меня глянули голубые-голубые, озорно искрящиеся глазёнки её внучки…
Галина Ефимкина
Душа моя прописана в России
Душа моя прописана в РоссииСреди берёз, туманов и полей,Где журавли летят под небом синимИ где с ладони кормят голубей.Здесь тополиный пух летит весною,Берёзки пахнут свежею листвой,Роса играет яркой бирюзоюИ слы́шны крики чаек над волной.Душа моя прописана в РоссииСреди черёмух, песен соловья,Среди больших снегов и вьюг СибириИ там, где васильковые поля.Где зреет рожь, пшеница колосится,Гармошка за околицей слышна,Где детство босоногое мне снится…На Родине прописана душа.Александр Ефимов
Ефимов Александр Владимирович (25.08.1958) родился в Москве. Окончил в 1982 г. МВТУ им. Баумана. В 1986 г. – аспирантуру при вышеуказанном вузе. С 1982 г. участвовал в этнографических экспедициях Лесногородского Клуба Друзей Игры. Является соавтором сборника «Игры Новгородской области». С 1983 г. работал руководителем ракетно-модельного кружка в п. Лесной городок. В 1987 г. организовал в микрорайоне г. Москвы Крылатское клуб юных этнографов КДИ-КНТ «Клуб Друзей Игры – Клуб Народных Традиций». В том же году занимался организацией игротеки в школе № ИЗО. В составе вышеупомянутого коллектива организовал этнографические экспедиции в Рязанскую область, в том числе на родину К. Э. Циолковского – с. Ижевское. По результатам экспедиций опубликован (в соавторстве с Е. А. Ефимовой и Б. В. Горбуновым) сборник «Игры Рязанской области», а также сделаны доклады на первых и вторых Лебедевских чтениях, Виноградовских чтениях. На Циолковских чтениях представлена работа, посвящённая народной игре в творчестве К. Э. Циолковского. Силами клуба в Крылатском возрождены многие праздники и игры, ранее утраченные. На школьных и вышеупомянутых научных конференциях презентовались работы, посвящённые месту игры в традиционном народном празднике и результатам изучения игровой деятельности в Крылатском. По результатам изучения творчества К. Э. Циолковского выполнен цикл работ по прикладному применению воздушных змеев и аэростатов (дирижаблей). Результаты работ представлены на НТТМ (начиная с 2002 г.) и МАКС (официальные участники с 2000 г.) В настоящее время ведётся совместная работа с рядом коллективов по изучению и возрождению забытых игр и праздников, а также по изучению влияния игры на развитие творческих способностей школьников.
Интересная история
На самом деле я боюсь назвать эту историю иначе… До четырёх лет я жил в деревянном доме на улице Курская канава. Сейчас такой улицы даже не существует. На её месте громоздится корпус завода «Серп и Молот». Завод тоже канул в лету. Но не в этом дело. Главное – мы там жили, а летом снимали дачу в Царицыно, у деда Егора. Там было хорошо. Историй и про этот эпизод моей жизни будет масса. Меня там все очень любили. Я был самый маленький, и местные ребятишки за мной ухаживали. С их помощью у меня завёлся своеобразный аквариум: эмалированный таз с рыбками, которых дети отлавливали для меня в местной речке. Речка была с плотиной, как сейчас помню. Ещё у местной детворы было знаменательное дерево. Как говорили, пробковое. И правда, оно было полое внутри и мягкое. Таких, как я, тогда там могло поместиться не менее пяти.
Некоторые эпизоды я знаю только по рассказам родителей.
Ну, например, как на меня напал индюк.
Или как дедушка Дмитрий Петрович ловил попугайчика.
Придётся и этот текст позже дописывать.
Возле плотины и речки – название речки не помню – был холм. Я и мама на этом холме загорали. Вид был прекрасный. Мы сидели на травке. Ну не совсем на травке, а на одеяле, постеленном на травке. И за несколько дней до происшествия мама стала слышать под землёй удары. Мы приходили, сидели… И в последний, точнее, в крайний раз, маме стало тревожно, удары участились… И мы ушли. Правильнее сказать – меня унесли. Только дошли до снимаемой дачи, как раздался грохот, над деревней появился огненный шар, и возник «ядерный гриб».
Началась паника. Взрослые похватали вещи и документы и бросились на станцию… Потом выяснилось – взорвался газ.
А взрыв произошёл как раз на том месте, где мы с мамой загорали. Господь спас. Вовремя ушли.
Как это ни странно, но это место после взрыва до сих пор перед глазами стоит. Всё черное, именно чёрное, и обгоревшие столбы… То ли телеграфные, то ли электрической сети.
Но этот текст я ещё буду дописывать. Уж больно яркие воспоминания, особенно о рыбках и попугайчике.
Крашенки
Моя мама (Ефимова (в девичестве Фомичёва) Александра Сергеевна) рассказывала такую историю.
Деревня Юрятино (её родина; наверное, село – церковь была) горела на её памяти дважды.
Первый раз от их дома сохранились только крест и икона. Во второй раз – маме было пять или семь лет – пожар случился в конце августа.
Было очень жарко, взрослые были на току. Загорелась изба бабушки «со странностями», огонь очень быстро перекинулся на соседние дома, а взрослых не было. В Юрятино остались только старики и дети. Мама побежала к родственнице, монашке, и спросила:
– Что делать?
Та в ответ:
– Освещённые крашенки есть?
Мама:
– Есть, за иконой лежат.
Та:
– Возьми крашенку, «Отче наш» знаешь?
– Знаю.
– Вот с «Отче наш» три раза вокруг дома обеги, да в самое пекло и брось…
Мама рассказывала: – Бегу вокруг дома, а платье короткое, кругом крапива… Я чешусь и повторяю: «Отче наш, Иже еси…» Обежала три раза и побежала в сторону пожара, а огонь уже близко, хорошо дом две большие ветлы защищали. Добежала до пожара и в самое пекло, как мне казалось, крашенку и бросила.
И тут загудело, поднялся вихрь, и огонь повернул вспять…
А на другом конце деревни вышла женщина с Казанской, и огонь ушёл в поле…
Ещё она рассказывала, что, пока пожар не потушили, она, от греха подальше, вытащила из дома сундук.
Так его потом пятеро мужиков в дом несли, а ей было то ли пять, то ли семь лет!
И ещё поросёнок со страху Протву переплыл, и его мужики ловили…
Пожар потушили бойцы-пожарники из Серпухова.
Приехали не быстро, но успели. Деревню отстроили.
И эта история не последняя.
Шаровая молния
Придётся дописывать позже. История колоритнее данного текста. Мама работала в рентгеновском отделении.
После фельдшерско-акушерских курсов маму распределили во вторую поликлинику четвёртого главного управления при Минздраве СССР. Наверное, в 1945–1946 гг. это учреждение называлось по-другому…
Здесь будет тоже много интересных историй. Мама оказывала помощь на дому и ездила делать процедуры к Ляле Чёрной, Жарову и Чиркову. Через некоторое время её направили в стоматологическое отделение. Маме там очень понравилось, сказывалась склонность к технике. Всё-таки по первой специальности она чертёжник. Видимо, из-за этого её предложили направить на курсы рентгенологов. Сначала мама делала снимки только для нужд стоматологов, но потом стала работать и на остальных аппаратах.
Если кто помнит, то рентгеновская трубка требует больших напряжений и токов. Кабели, подходящие к рентгеновскому аппарату, толстые.
По инструкции во время грозы всю аппаратуру нужно было обесточивать. Было это либо за год до моего рождения, либо через год после оного.
Началась сильная гроза.
Мама стала вынимать из розетки вилку рентгеновского аппарата, и следом за вилкой из розетки… вылезла шаровая молния.
Она повисела в кабинете и не спеша выползла в коридор через щель под освинцованной дверью.
В коридоре сидел больной, который ждал приёма.
Его потом откачивали нашатырным спиртом и валерьянкой.
Шаровая молния продефилировала к ближайшей двери, прошла через неё…
И взорвалась на противоположной стороне.
Всё обошлось.
А история осталась.
С чем вас и поздравляю.
Гадюка
В году эдак в 1987-м мы создали детский клуб. В нём было много направлений: был кукольный театр, был наш КДИ-КНТ, был клуб аквариумистов, ещё был клуб психологов, а также зооуголок.
Зооуголок был замечательный! Там жила сова, попугайчики, жабы, тараканы и прочие представители животного мира.
Руководил всем этим многообразием Еськов Сергей Николаевич, если я имя и отчество правильно помню. Еськов работал тренером на велотреке, а до этого служил в ВДВ и был командиром разведроты. Кстати, на наших праздниках его помощь была бесценна, и четырнадцатиметровые качели мы ставили только с его помощью, уж больно ловко он поднимался по верёвке.
Ну так вот. Летом школьники, воспитанники спортивных кружков уезжали в лагерь. Лагерь был в лесу, и там хватало всякой живности.
Дети приметили место, где пряталась гадюка. Сергей Николаевич, после того как ему об этом рассказали, гадюку выследил и, представляете, поймал!
Умел, однако!
Привез её в наш детский клуб.
А в клубе были свободные террариумы. Вот гадюку в один из террариумов и определили и закрыли стеклом.
Прошло некоторое время, и вдруг обнаружили, что гадюка сбежала.
То ли стекло неплотно закрыли, то ли она сама стекло приоткрыла, но так или иначе – сбежала.
Еськов стал её ловить на молоко. Стал ставить блюдечки с молоком возле дырок в полу. И – представляете! – выманил-таки гадюку. Выманил, схватил за голову, но неудачно, левой рукой. Решил перехватить.
И только он стал менять руки, как гадюка извернулась, повернула голову более чем на девяносто градусов и ужалила его в палец.
Сергей Николаевич гадюку в террариум бросил, закрыл стеклом, придавил стекло камнем, а сам стал звонить дочке.
Дочке сообщил, что едет в больницу, а в процессе разговора наблюдал, как его рука, начиная с укушенного пальца, чернеет.
Обошлось. Вовремя ввели сыворотку от укуса гадюки.
А гадюка в террариуме разродилась!
Оказалось, гадюки живородящие. И из неё вылезло аж сто гадючат. И все были уже ядовитые.
Представляете, что бы было, если бы это случилось в подвале дома?! Кошмар!
Гамушка, Болтун и Генриетта
В 1975 году я поступил в МВТУ. И как-то сразу наша группа сдружилась, а ещё выявились общие интересы. Я увлекался аквариумом. Аквариум был ещё у Лёши Власова. К нам прибился Пётр Кимыч и Игорь Гашин по прозвищу Кабан. У Кабана аквариум вроде бы был, а у Кимыча точно не было.
Зато у Кимыча был попугайчик!
Просто удивительный! Правда, простой волнистый и очень крикливый.
А удивительный тем, что в доме у Петра дверь на балкон летом не закрывалась. И попугай вылетал на улицу поорать на воробьёв. Вылетит, а затем обратно в дом. Сядет на жёрдочку – и давай речь толкать. Да так громко и настырно. Прозвали его Болтуном.
Сманил меня и Лёшу Кимыч. Нам захотелось попугайчика. Съездили на птичий рынок. И у меня, и у Алексея появились волнистые попугайчики. У меня зелёный, а у Леши синий (какого цвета был Болтун, надо вспоминать, забыл).