Бедность и мудрого смиряет.
Бедность крадет, а нужда лжет.
Бедность не грех, а приводит в посмех[54].
Бедность не порок.
Бедность учит[55], а счастье портит.
Бедняжка как ни бьется, а где тонко, тут и рвется.
Беды всегда стремятся к горю, как реки и потоки к морю.
Беды да печали черти накачали.
Беды научают человека и мудрости[56].
Беды по бедам, да и лихо пришло к нам.
Беды терпети – каменное сердце имети.
Бежал от волка, а попал на медведя.
Бежать, ин хвост поджать, а стоять, ин мечь поднять.
Бежит овца с поля, своя ей воля.
Без Бога ни до порога, а с ним хоть и за море.
Без букв и грамматики не учатся и математики[57].
Без веры Господь не избавит, без правды Господь не исправит.
Без веры и без дел молитвы Бог не примет.
Без глаз рожа не пригожа.
Без денег в[58] город, сам себе ворог.
Без денег везде худенек.
Без денег вода пить.
Без денег и окольничей худенек.
Без дождя виноград нероден.
Без долгу жить прямое панство, а в долг войдешь – войдешь в подданство.
Без дому господин, а в дому подданный.
Без друга жить – самому себе постылым быть.
Без жены, что без кошки; а без мужа, что без собаки.
Без забора да без запора не спасешься от вора.
Без имени[59] овца баран.
Без капусты щи не густы.
Без клина плахи не расколешь.
Без клинья и кафтан не сделать.
Без кольца да без венца в деле не живет конца.
Без косы сена не накосишь.
Без ложки и добрый едок станет.
Без матери младенца не утешишь, без мастера аксамита[60] не уложишь.
Без матки пчелки пропащие детки[61].
Без меры и лаптя не сплетешь.
Без нужды проживешь, когда денег наживешь.
Без обеда не красна беседа.
Без одежды, но не без надежды.
Без пастуха овцы не стадо.
Без подвоху тать не крадет.
Без попа, как без соли.
Без правды веку не изживешь.
Без притчи[62] век не изживешь.
Без притчи и трясца[63] не берет.
Без рассуждения не твори осуждения.
Без року смерти не будет[64].
Без смелости сила попадает на вила.
Без соли не сладко, без хлеба не сытно.
Без соли, без хлеба половина обеда[65].
Без солнышка нельзя пробыть, без милого нельзя прожить.
Без стыда лица не износишь.
Без толку молиться, без числа согрешать.
Без Троицы дом не строится.
Без узла и в сорок сажень вервь порвется.
Без ума голова пивной котел[66].
Без ума торговать – только деньги терять.
Без хвоста птица ком.
Без хлеба и добрый едок станет.
Без хлопот лучше зажать рот.
Без хозяина дом сиротинка.
Без шуму брага не закиснет.
Безгрешного человека на свете нет.
Бездонну кадку не наполнишь, а несчастного дитя не наделишь[67].
Бездушен колокол, но благовестит во славу Божию.
Беззаконным закон не лежит[68].
Безконный и в Цареграде пеш.
Безмену пест не замена.
Безпечальному сладок сон.
Безпорядочный человек не проживет в добре век.
Бесстыдного гостя пивом из избы не выгонишь.
Безумен рад, видя друга при напасти.
Безумен с ученым не пирует.
Безумен учения не любит.
Безумного человека волей не научишь.
Безумному в обиду не давайся!
Безумье и на мудрого бывает[69].
Безхмельное питье дубинное битье.
Бесчестье не деньги, а потрава не хлеб.
Бессчастный привык к бедам, будто к добрым делам.
Бей жену к обеду, а к ужину опять.
Бей сороку и ворону, добьешься и до белой лебедки[70].
Бей челом на Туле, а ищи на Москве.
Бейся, не бойся! без року смерти не будет.
Бел лицом, да худ отцом.
Бела овца, сера овца, а все один овечий дух.
Белила не сделают мила.
Белки ловить – ножки отбить.
Белые руки чужие труды любят.
Береги денежку[71] про черный день.
Береги здоровье смолоду, а честь под старость.
Береги, внучек, здоровье паче знания!
Берегись козла спереди, лошади сзади, а лихого человека[72] со всех сторон.
Берегись от бед, пока их нет.
Береженого и Бог бережет[73].
Береженого коня и зверь в поле не берет.
Береженье лучше вороженья.
Бережливость лучше прибытка.
Береза не угроза; где она стоит, там и шумит.
Беркут пискленка кормит, а орла не кормит.
Берут завидки на чужие пожитки.
Берут руками, а отдают ногами.
Беручи рука не приберется, а даючи придается.
Бес беса хвалит.
Бес то знает, на кого пес лает.
Бес учит, что жена ворчит.
Беседа без хлеба ни пригожа, ни угожа.
Беси не плачут, когда чернцы скачут.
Бесы плачут, как иноки алчут.
Бешеному, да нож в руки.
Бившись с коровою, не удой.
Бил дед жабу, грозяся на бабу.
Били Фому за Еремину вину.
Бился, колотился, а доброй жены не добился.
Бился, колотился, мясоед прошел, а всё не женился.
Битому коту лишь лозу кажи[74].
Бить барана – сведят бояре; убить козла – не обраться зла.
Бить добро, а не бить лучше того.
Бить дурака – жаль кулака[75].
Бить небитого – на руках носить.
Бить шубу – будет тепла, а учить жену – будет мила.
Благо плывучи, помни бурю.
Благо Царей в правде судей.
Благослови, да головы не сломи.
Благословлял отец деток до чужих клеток.
Блажен человек, иже и скоты милует[76].
Блаженнее даяти, нежели взимати[77].
Ближняя родня: на одном солнышке онучи сушили.
Ближняя собака скорее укусит.
Близ смолы ходить – обчернишься, близ огня – обожжешься.
Близ Царя – близ смерти[78]
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Заглавная буква сохранена в авторском варианте. (Прим. ред.)
2
Притч. Соломон. ХII, 5. Здесь и далее примечания даны в авторском варианте, за исключением параллелей с нем. языком (Прим. ред.).
3
«И правда с небесе приниче, истина от земли возсия». Псал. 82,12.
4
Северная пчела 1845, № 61. Отечеств. Зап., 1847, Окт., стр. 16 и Сын отечества того же года.
5
В Латинск. также употребляются прилагательные в сред. роде, например: Triste lupus stabulis. Virg. Ecl. III, 80 и Varium et mutabile simper femina. V.Aen.IV, 569. Здесь подразумевается negolium, ens или aliquid, так как в русском дело. В Греческом если прилагательное сказуемое относится к целому роду, то ставится в средн: например: ή άρετή έστιν έπαὶνετόν.
6
«Не беша пословицы Псковичем с Новгородци». Карамзин. И.Г.Р. V, пр. 16. «А кто ти ся будет продан пословицею изНовоторжан в одерп» Древн. Рос. Вивлиоф. I, 78. «Се бо били челом…Иванцова жена и его сын и его деверь, пословице». Акты юридич. № 258. – Многие пословицы приходили Новгородские». Писм. Евангелие 1506 г. «Но и та пословица не по сущему преведеся». Максим Грек.
7
Ioba, ХVII, 6.
8
Fabricii Bibl. graeca, IХ. P. 744 и 599.
9
Москвитянин, 1843. № 9.
10
Абаса, абаза – тавро, накладываемое на Черкаских лошадей. Абаза, то же Абхазия, – область в Закавказье.
11
Также Обинное. Вероятно, от Аба, белое, редкотканое сукно, употреб. Персиянами. Енцикл. Лексик. I.
12
Подраз.: убил.
13
Ависага. III Царств I, 3.
14
Ионафана Бен-узиал на ХII кн. Бытия о ввержении Авраама в огненную пещь Нимвродом за отвержение идолов.
15
Бытия ХIII, 22–36.
16
Фарра, которого И. Навин причисляет к идолопоклонникам. И. H. XXIV, 2
17
ПАМИД. Агнец с бараном овечье племя.
18
ПАМИД. Един смехом, другой грехом. Бытия XII, 13.
19
НП4291. Ад сотворен и Адам водружен.
20
Бука – страшилище, коим детей пугают; у Немц. Butʒe, см.: Deutsche Mythologie von I. Grimm. Götting, 1835.
21
См.: Кто в Вильне не бывал, тот чудес не видал.
22
Алай булай, на Татар.: так, не так, да и нет.
23
От пьянства, в коем обвиняют А. Македонского.
24
У Принца Буххавского так переведена сия пословица Печенежская: Dum aliena sequitur, perdit sua, см. Moscoviae ortus et progressus. Gubenae, 1679, in 16.
25
III Царств XVI, 1.
26
Spiritus Angelicae compositae.
27
Немцы, общее название разных Европейских народов в Русских летописях: «грамоты Аглинским Немцам» в Актах Археограф. Экспед. I, 351.
28
1 Царств 1, 2.
29
ПАМИД. Апостолы обличали, они же научали.
30
ПН4291. Аптека улечит на полвека.
31
Всякое царство раздельшееся на ся, запустеет. Матф. XII, 25.
32
Агав. Деян. Апост. XXI, 11.
33
Ахаав, сын Амвриа, Царя Израильского. 3 Царств. XVI, 29.
34
3 Царств XV, 12. 1 Паралип. XXVII, 33.
35
Ахтуба, рукав Волги, на берегах коей Батый, по свидетельству Рубруквиса, построил Сарай. «А большая орда опустела, а место ее области близ Астрахани два дниша по Волге вверх именуется Сарай большие». Никон, летоп. VII, 210.
36
Псал. СХIII, 17.
37
Аще кто матере не послушает, в беду впадает, о К. Святославе Летопись Мест, по Лаврент. списку. М., 1824, стр. 34.
38
Аще поручишися за твоего друга, предаси твою руку врагу. Притч. Солом. VI, 1.
39
Псал. СХХI, 1.
40
Летопись по Лаврентьевскому списку. М., 1824, стр. 27.
41
Св. Павла к Римл. VIII, 31.
42
ПАМИД. Дурует. НП4291. Черт ли ей верит?
43
ПСН. Баба скачет задом, передом, все у ней изойдет своим чередом.
44
ПАМИД. Баба дурует, а деду грехи.
45
Польск.: Baba z wosá, kolom lzey, колесам легче.
46
Костром.: В одном кармане лежит.
47
НП4291. Басни бабьи, а дурак то и любит.
48
Употребл., Соловья баснями не кормят.
49
Нестор Шлецеров. 3 ч. СПб. 1800–1819.
50
Ἐπὶ δ’ἄλγεσι ἄλγεα ϰεὶτα. Euripid. Dolor dolorem trudit, et metus metum. Seneca. Malum ex malo.
51
НП4291. Деньги. ПАМИД и НСН. Куны. Это древняя монетная единица; кунья шкурка отличалась от куны металлической (Англ. coin).
52
Употребл.: грех.
53
ПАМИД. Бога у него нет.
54
Vbogi smiech lucki.
55
Ubogich iést nauka. Pauреrtas omnes artes perdocet, ubi quem attigit. Plaut.
56
Παθήματα, μαθήματα. Herodot. Quae nocent, docent.
57
НП4291. Без грамматики за математику не принимаются.
58
ПСН. В торг.
59
По смыслу: без вымени овца.
60
От έξάμητον, holosericum, род парчи.
61
Карамз. И. Г. P. V. 262.
62
Здесь: притча – случай, напасть, а в след. – причина.
63
Трясавица, трясавичная болезнь, лихорадка.
64
«Без року смертного нет ни человека, ни птицы, ни зверя», слова Архиеп. Вассиана 1481 г. Карамз. И. Г. P. VI.
65
Тобол.: худая беседа.
66
ПСН. Шабала.
67
In pertusum dolium aqua frustra funditur.
68
Праведнику закон не лежит, но беззаконным. I Тимоф. I, 9.
69
Иначе: На всякаго мудреца довольно простоты. Nemo omnibus horis sapit.
70
Рязан.: добьешься до ясного сокола. Кашин.: Бей галку и ворону, руку набьешь, сокола убьешь.
71
ПАМИД. Белую денежку.
72
Употребл.: чернеца.
73
Польск.: Strzeżonego Pan Bôg streże.
74
Употребл.: Битому псу только плеть покажи.
75
Т.е. не стоит того, чтоб его исправлять.
76
Праведник милует души скотов своих. Притч. XII, 10.
77
Блаженнее есть паче даяти, нежели принимати. Деян. An. XX, 35.
78
Употребл.: близ чести. Карамз. И. Г. P. IV, 245.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книгиВсего 10 форматов