Книга Мама и малыш. От рождения до трех лет - читать онлайн бесплатно, автор Ольга Юрьевна Панкова. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Мама и малыш. От рождения до трех лет
Мама и малыш. От рождения до трех лет
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Мама и малыш. От рождения до трех лет

История из жизни…

Пока я была в роддоме, моя «группа поддержки» купила все необходимое для меня и Маруси. Первое, что я увидела, зайдя к себе в спальню после возвращения, была огромная детская кровать из светлого дерева с розовым балдахином, занимающая почти все ранее свободное пространство комнаты.

Эта «красавица» стояла, плотно перекрывая подход к платяному шкафу. Перспектива вырисовывалась понятная – шкафом будет пользоваться невозможно.

Но все это было неважно по сравнению с тем счастьем, которое я ощущала в связи с нашим возвращением домой. Мне казалось все такой мелочью, даже эта огромная кровать. Главное, что теперь у нас есть Маруся!

Я честно пользовалась детской кроваткой год, по ночам убаюкивая неугомонного ребенка. А после того, как Маруся вообще по ночам перестала спать и мне надоело полусонной бегать вокруг кричащей дочери, я переложила ее в свою кровать – так стало легче. А эту «громилу» выкатила из комнаты – заодно и доступ к шкафу освободился!

С тех пор Маруся стала спать со мной. И меня все устраивало до тех пор, пока у дочери не нормализовался сон. К трем годам я начала подумывать о том, как ей организовать собственное спальное место.

К счастью, в тот момент мы переезжали в новую просторную квартиру, где для Маши предполагалась отдельная комната. Я не стала «тянуть кота за хвост» и на новом месте предложила дочери сразу спать порознь. Маруся согласилась и целую неделю уходила молча по вечерам в свою комнату. Я вздыхала с облегчением: «Слава богу! Вроде устаканилось!» Но не тут-то было…

Однажды утром спустя десять дней после новоселья я услышала из детской: «Мама! Я хотела с тобой поговорить… – издалека начала разговор Маша. – Мне кажется, что человек должен с КЕМ-ТО спать… – говорит мне моя дочь и продолжает: – Причем желательно с МАМОЧКОЙ!»

В то утро мне пришлось объяснить Маше, что не всем людям «так везет в жизни», что они спят с мамочками.

Покупать или не покупать кроватку для ребенка – ваше личное дело. Но имейте в виду, что совместное ночное времяпрепровождение с ребенком может лишать вас отдыха и интимного общения с любимым, что не лучшим образом скажется на вашем здоровье и психологическом комфорте семьи.

Быт малыша

Для организации комфортной жизни малыша вам потребуется ряд приспособлений. Для купания рекомендую приобрести маленькую индивидуальную ванночку. Для новорожденного она намного удобнее и уютнее большой ванны, которую, в случае использования для купания младенца, необходимо тщательно мыть и желательно ошпаривать кипятком. Детская ванночка достаточно мобильна. Ее легко можно взять с собой на дачу.

Для удобства мамы новорожденного во время мытья можно расположить на «горке». Лучше, чтобы она была не пластмассовой, а тканой с металлическим каркасом. Ткань позволяет малышу принимать более естественное и удобное положение.

Не забудьте приобрести термометры для воды, а также для воздуха в комнате, где находится ваш ребенок.

Для ухода за ребенком необходим пеленальный столик. Он особенно ценен, если совмещен с комодом, в котором можно хранить все детские вещи. На столике удобно не только пеленать малыша, но и кормить его, делать зарядку и массаж.

Комментарий с форума:

Пеленальный столик, совмещенный с комодом, занимает мало места. Удобно, комфортно, плюс значительно экономит семейный бюджет! Если есть в доме мужчина, легко соберете сами, не нужно дополнительно платить за сборку.

Не забудьте приобрести бутылочки с сосками, чтобы давать ребенку воду, смеси и молоко, а также несколько пустышек, прищепку и коробочку для них.

Очень нужным приобретением могут стать электронные весы. Они позволят следить за тем, как малыш растет и прибавляет в весе, а также точно оценивать, достаточно ли он съедает молока. О контрольном взвешивании я расскажу в разделе «Питание грудничка».

Комментарий с форума:

После того как я стала взвешивать ребенка во время каждого кормления, выяснилось, что он на моем молоке голодал. Мне рекомендовали добавлять смеси. К двум месяцам он добрал все, что недоставало, и сейчас весит 4800. И все это благодаря весам.

Спорным для многих мамочек остается вопрос приобретения манежа, так как не всегда им удается воспользоваться.

Комментарий с форума:

Абсолютно не понимаю, зачем нужен манеж? Нам подарили его – и какой толк? Стоит он себе в углу, хотя это хорошая коробка для игрушек! Пока большей пользы он не приносит, т. к. ребенку просто скучно сидеть там и перекладывать игрушки с одного угла в другой. На развитие самостоятельности он никак повлиять не может: играть ребенка можно посадить просто на пол. Зачем его огораживать? Ничего с ним не случится.

МАНЕЖ – вещь незаменимая, если вовремя ей воспользоваться. Для правильного развития ребенка необходимо, чтобы он оставался наедине с собой и с игрушками. Это очень сильно развивает воображение и самостоятельность. Ребенок должен не только играть со взрослыми, но и уметь занимать себя сам!

Я пользовалась и кроваткой, и манежем. Сейчас дочери семь, и она полностью самостоятельная, отлично учится в общеобразовательной, музыкальной и театральной школах, читает книжки, ходит в магазин, гуляет сама, решает многие вопросы без моей помощи. Еще забыла сказать, что у психолога не наблюдается)))).

Аналогичные споры происходят вокруг приобретения ходунков. Большинство педиатров не рекомендуют пользоваться ими, так как это может отсрочить первые самостоятельные шаги ребенка.

Комментарий с форума:

Хочу своим отзывом сейчас хоть кого-нибудь уберечь от ошибки, которую допустили мы года два с половиной тому назад. Когда я ходила еще беременной, мы купили энциклопедию, которая нам должна была помогать растить здорового ребенка до трех лет. Все я по ней читала и старалась выполнять все рекомендации.

Автор книги советовала приобрести в возрасте 6–9 месяцев ходунки, говоря о прекрасной помощи в развитии ребенка. Ни о каком ограничении по времени или по здоровью там не писалось. Когда дочке было 7–8 месяцев, мы, молодые, неопытные родители, сразу побежали за покупкой.

Радости сначала, конечно, не было предела. И ребенку они безумно нравились, и у меня появилось немного свободного времени, что облегчило жизнь. Бегает ребенок, занимается, никуда не залезет и ничего опасного не достанет. «Красота!» – думала я. Ходунки у нас ни разу не переворачивались, и за все время использования ничего не ломалось. Хотя ребенок был очень активный.

Все наши беды начались в 10 месяцев, когда ребенок сам пошел, но скелет его не был еще готов к такой нагрузке, и ножки у моей девочки стали искривляться, с каждым днем все сильней и сильней. Меня все вокруг успокаивали тем, что все выровняется, что это у всех детишек бывает. Но, приглядевшись к ровесникам дочки и логически поразмыслив, я поняла, что ноги сами еще могут выровняться, пока ребенок не ходит. А если уже бегает вовсю, то на ноги идет еще больше нагрузка, и без помощи специалистов нам не обойтись.

Я выпросила направление в краевую больницу к ортопеду. Там специалисты опытнее оказались. Расспросив нас обо всем, сразу сказали, что эта проблема от злоупотребления ходунками.

Ходунки разрешаются только абсолютно здоровым детям (которые сейчас редкость) и не больше 20–30 минут в день. А у нас ребенок бегал в них практически целый день. К тому же нам ставили диагноз начальной стадии рахита. При таком заболевании ходунки вообще противопоказаны деткам. При рахите слабые кости, а под собственным весом они еще и деформируются. Что, собственно, у нас и получилось. Очень сейчас жалею, что не проверила информацию про ходунки в других книгах или у докторов.

Планируя покупки для ребенка, посоветуйтесь со своим педиатром. Главный принцип медицины: не навреди! Он еще более актуален в педиатрии.

Познаем мир: детские игрушки

Важной составляющей быта малыша являются игрушки. Их необходимо приобретать также в зависимости от возраста ребенка.

От 0 до 6 месяцев дети познают мир через органы чувств: вслушиваются и оборачиваются на звуки, рассматривают предметы и стремятся попробовать их на вкус. Поэтому детей в этом возрасте следует окружать вещами, которые будут развивать их органы чувств.

Новорожденные до 3–4 месяцев способны отличать лишь 4 цвета: желтый, красный, зеленый и синий. Но это не значит, что вы должны их ограничивать в цветовой гамме. Рассматривая разноцветные игрушки, ребенок развивает зрительное восприятие.

Игрушки должны быть яркими, привлекающими внимание ребенка. Желательно, чтобы они имели разные поверхности: шуршащие, мягкие, пластмассовые. Сами игрушки или их детали могут быть заполнены маленькими шариками, что способствует развитию тактильной чувствительности у малыша.

Слуховое восприятие у малыша хорошо стимулируется погремушками. В настоящее время они часто бывают дополнены различными шуршащими вставками и «прорезывателями», которые особенно актуальны в момент появления первых зубов.

С 6 месяцев возникают дополнительные задачи – необходимо укреплять мышцы малыша и развивать его мелкую моторику. Для этой цели используют специальные коврики и пирамидки. Они позволяют развивать исследовательские способности ребенка. Хороши коврики с различными игрушками, прорезывателем, зеркальцем.

В этот период также можно активно предлагать ребенку мягкие игрушки. Многие из них могут издавать различные звуки, а также иметь шуршащие поверхности, зеркальце и мелкие шарики. Дети очень любят большие игрушки. Особой популярностью пользуются медведи. Такого мягкого друга можно обнимать и сладко засыпать с ними в кроватке. Он будет заменять мамочку.

Комментарий с форума:

Дочке моей шесть месяцев, и на день рождения родственники подарили игрушку – медведя-сказочника! Мне игрушка очень понравилась: аккуратная, на ощупь мягкая, нежная, хочется трогать и трогать! Медведь рассказывает сказки, дочка его обнимает и засыпает! Такая прелесть!

Ближе к 9–12 месяцам можно предлагать ребенку кубики, пазлы, головоломки. По мере роста логические игры можно усложнять, а также вводить игрушечные аналоги аксессуаров взрослой жизни: телефон, компьютер, калькулятор.

Комментарий с форума:

Я купила дочке в 11 месяцев игрушечный телефон. Первый день она немного его побаивалась. Но на второй день с опаской начала играть, к вечеру все игрушки забросила и играла только с ним: нажимала разные кнопочки с цифрами, слушала музыку. Даже мой 6-летний сын был в восторге от встроенного диктофона. Он по 20 раз в день записывал дочери разные фразы. Так что пока я очень довольна.

Важно: не выдавайте ребенку много игрушек одновременно. Это рассеивает его внимание, и он быстро устает.

Приучайте малыша соблюдать порядок, объясните ему, как следует хранить игрушки, раскладывая их по группам. Это разовьет в нем способность к анализу и сортировке по категориям.

С года для развития ребенка можно использовать обучающие фильмы и книги-игрушки с яркими картинками. Листание такой книги развивает у него не только зрительное восприятие, но и тактильное.

Ребенку в возрасте 1,5–2 лет предложите ролевые игры: накорми малыша, помой его и т. д. Очень интересны для ребенка постановки домашнего детского театра.

Комментарий с форума:

Хочу рассказать немного о пальчиковом театре «Теремок», который подарили моей дочке. В нем есть все для постановки сказки: мышка, волк, заяц, лиса, лягушка, медведь и, конечно же, сам теремок, в котором все игрушки прекрасно умещаются и хранятся. Игрушки имеют форму наперстка, и их можно надевать на пальчики. На мой взгляд, такие игры хорошо развивают моторику ребенка и творческое мышление. Дочке очень нравится! Играю вместе с ней.

Дети очень любят, когда родители вместе с ними делают игрушки сами. Их можно создавать из подручного и природного материала. Совместное творчество объединяет маму и ребенка.

Комментарий с форума:

По-моему, для развития воображения и игры ребенка нет ничего лучше, чем пара шишек, палочек и листиков-желудей – в общем, всего самого простого, что нас окружает.

К 3 годам, когда начинается активная подготовка к школе, ребенку можно покупать книги для малышей, азбуку и развивающие фильмы.

Очень многие дети игнорируют игрушки и любят играть в предметы быта. Это не беда! Позвольте им делать то, что нравится. Если вашей маленькой дочери хочется помочь вам на кухне, не раздумывая, доверьте ей это. Главное, будьте рядом и следите за ее передвижениями. Ребенку очень важно быть с вами. Это ему может быть гораздо интересней, чем общение с игрушками.

Комментарий с форума:

Ребенку до года для развития нужна мама! Если взять, к примеру, начало прошлого века, то как-то же люди развивались, и не было у них такого разнообразия всякой ненужной детям ерунды. И ничего – жили, растили детей с фантазией:)

В то же время, нередко родители сталкиваются с тем, что их ребенок 2–3 лет не может поиграть сам, а все время зовет маму. Во всем соблюдайте меру и стремитесь сделать вашего ребенка самостоятельным!

Вы правы в том, что многие дети не могут себя занять игрой. Однако это результат не отсутствия игрушек, а отсутствия маминого участия в игре на первых этапах жизни. Именно мама должна показать ребенку, как играть мячиком, кубиками, как построить домик, как распределить роли между куклами, как обычная палка становится лошадкой, а стаканчик с веревочкой – радио и т. д.

Модный гардероб: 3 принципа покупки

Очень многие родители, заходя в детский магазин, стремятся купить все по максимуму для своего малыша. Как известно, это они делают для себя! Потому что новорожденному нужно не так много. Делая покупки для новорожденного, учитывайте три основных принципа:

Дети быстро растут. Не следует запасаться одеждой в больших количествах впрок.

Лучше меньше, да лучше. Качественный трикотаж – лучший друг мамы и новорожденного.

Выбираем кнопки. Они удобнее, чем завязочки, пуговки и молнии.

Чтобы избежать лишних покупок, советую придерживаться следующего списка:

● пеленки тонкие – 12 шт.;

● пеленки фланелевые – 6 шт.;

● ползунки – 8 шт.;

● распашонки или боди – 4–6 шт.;

● комбинезоны тонкие – 2 шт.;

● комбинезон для улицы, носочки теплые – 2 шт.;

● носочки тонкие – 3 шт.;

● шапочка тонкая – 1 шт.;

● шапочка для улицы;

● теплая кофточка;

● конверт в коляску.

Средства гигиены

В настоящее время имеется широкий ассортимент различных гигиенических средств по уходу за малышом. Какую косметику предпочесть, чтобы избежать ненужных трат? Что для ребенка является самым необходимым?

Привожу самый популярный список гигиенических средств для новорожденного:

● детское мыло;

● детский крем;

● лосьон или масло для тела;

● крем под памперс;

● присыпка;

● пена для купания;

● шампунь;

● влажные салфетки;

● ватные кружочки;

● детский стиральный порошок;

● мягкая губка для мытья;

● расческа;

● детские ножницы;

● одноразовые пеленки;

● ватные палочки;

● памперсы.


Долгое время одним из самых обсуждаемых был вопрос о безопасности одноразовых подгузников. Педиатры старой закалки пытались убедить общественность в том, что памперсы вредны, особенно мальчикам, так как приводят к бесплодию. Слава богу, эти предрассудки ушли в прошлое, и современным мамочкам можно, надев на ребенка памперс, расслабиться и насладиться материнством.

Благодаря одноразовым подгузникам стало просто совершать длительные прогулки с малышами, посещать врача, путешествовать и ходить в гости. В последнее время появились памперсы для бассейна. Образование опрелостей можно предотвратить нанесением специального защитного крема и воздушными ваннами по 5–10 минут во время смены памперса.

Воздушные ванны начинают проводить с 1,5–2 месяцев при температуре воздуха в комнате не ниже 20 °C. Раздетого малыша на 2–3 минуты кладут в кроватку или на стол, подстелив чистую пеленку. Воздушные ванны проводят 2–3 раза в день, начиная с 1–2 минут, и доводят до четырех раз в день по 10–15 минут. Важно следить за тем, чтобы ребенок не переохлаждался.

С трехмесячного возраста летом при температуре не ниже 20–22 °C можно проводить воздушные ванны на открытом воздухе в тени, в хорошо защищенном от ветра месте. Начав с 3–5, можно постепенно довести их продолжительность до 20–30 минут.

Приучаем к горшку

ВОПРОС: Здравствуйте, скажите, пожалуйста, у меня ребенок постоянно ходит в памперсах. Когда можно начинать приучать малыша к горшку?

В те времена, когда не было памперсов, практически уже к году дети просились на горшок. Сейчас тоже стоит ориентироваться на эти сроки. В это время горшок должен появиться дома в качестве игрушки. Объясняйте ребенку, для чего он нужен. Обращайте внимание ребенка на то, как пользуются горшком его более старшие друзья. Увидев такой пример, он быстрее «дозреет» и сядет сам.

Комментарий с форума:

Я поменяла три горшка, включая музыкальный. Ребенок стал сам проситься лишь на четвертый. Он отличался только цветом от остальных. Но, видно, для наших маленьких человечков все имеет огромное значение, даже кажущаяся нам очень маленькой деталь.

Какой горшок подойдет вашему малышу, что заставит его полюбить «царское место», можно узнать лишь методом проб и ошибок. Не отчаивайтесь: рано или поздно все начинают ходить на горшок!

Комментарий с форума:

Моя знакомая отучала своего двухлетнего ребенка от памперсов. Он ходил в колготках. Если ребенок описался, не меняла ему колготки, а говорила: «Вот видишь, какой ты нехороший, бегай в описанных колготках, если не хочешь ходить на горшок. Вся батарея завешана твоими мокрыми колготками». А иногда и по попке его за это ударяла.

Избегайте перегибов: если ребенку всегда говорить, что он «нехороший поросенок», то даже самый лучший и послушный малыш в это поверит и «захрюкает». Унижения разрушают психику ребенка, особенно в этом юном возрасте (о психических аспектах развития личности ребенка я рассказываю в соответствующей главе).

Дети – это самое лучшее, что у нас есть. Временные трудности и отсутствие каких-либо навыков у малыша не должны стать поводом к лишению его вашей любви. Поддержите кроху! Помогите вашему ребенку познать мир и научите его пользоваться благами цивилизации. Делайте это через любовь и терпение! И вы и не заметите, как уже очень скоро у вас и вашего ребенка все получится.

Аптечка для новорожденного

Мамочка должна быть готова и к неприятным сюрпризам. Чтобы болезнь ребенка не застала ее врасплох, необходимо заранее подготовить аптечку, в которую должны входить:

● пипетка – 2 шт.;

● спринцовка № 1;

● перекись водорода;

● термометр электронный;

● отсос для носика;

● газоотводная трубочка;

● слабительные свечи;

● обезболивающий жаропонижающий препарат (парацетамол);

● противоаллергические средства (супрастин, фенистил);

● кишечные сорбенты (смекта, активированный уголь, энтеродез);

● лекарство от насморка (називин);

● противовирусное средство (виферон);

● ушные капли (отипакс);

● йод, зеленка, перевязочный материал;

● препараты, уменьшающие газообразование в кишечнике (саб симплекс, эспумизан).

Старайтесь без особой необходимости не прибегать к помощи лекарств, но и не медлите с их применением при возникновении у ребенка проблем со здоровьем. Предварительно не забудьте проконсультироваться с педиатром!

Как сделать безопасным дом?

Начиная со второго полугодия жизни, когда малыш начинает активно двигаться и перемещаться, необходимо обследовать дом на предмет его безопасности для ребенка и принять необходимые меры.

Начните с розеток – вставьте в них защитные заглушки, блокирующие доступ к электрическому току: малыш не сможет засунуть в розетку пальчик или другой «подходящий» предмет. Вынуть такую заглушку можно лишь при помощи специального ключа.

Опасность для малыша могут представлять провода: помимо получения электротравмы, он может за них зацепиться и упасть. Поэтому их следует упорядочить с помощью укоротителя проводов – легкой пластиковой клипсы, внутри которой есть встроенная катушка, позволяющая намотать на нее излишки провода. Также провода можно спрятать в специальный пластмассовый короб.

Наклейте защитную пленку на все стеклянные поверхности в доме: окна, зеркала, аквариум. Ребенок еще не знает, что такое стекло, и может разбить его. Защитная пленка предотвратит образование осколков и травм у ребенка.

Уберите с подоконника домашние цветы, особенно те, которые имеют шипы, колючки и острые листья. Многие из них, на вид абсолютно безопасные, могут быть ядовиты для ребенка.

Как только кроха начинает ходить «пешком под стол», его подстерегает опасность удариться головой об острые углы мебели. Их необходимо «смягчить» во избежание печальных последствий. Сделать это можно при помощи специальных накладных защитных уголков из пластмассы или латекса, прикрепленных полосками липучек. Если необходимо обезопасить тумбу или стол по всему периметру, следует запастись силиконовой самоклеющейся накладкой или мягким бампером.

На распашные створчатые дверцы мебели с соседствующими ручками, расположенными на расстоянии от 25 до 215 мм друг от друга, повесьте специальные раздвижные замки-блокираторы. Они легко крепятся на круглых ручках или ручках-скобах, тем самым блокируя открытие дверок в шкаф, который должен быть недоступным для вездесущего ребенка.

Также для этих целей можно использовать «мягкий» замок, который блокирует доступ к содержимому шкафчиков при помощи прочного пластикового шнура с фиксирующими насечками. Шнур оплетает ручки и блокируется трехточечным механизмом закрытия, открыть который сможет только взрослый человек. Благодаря достаточной длине шнура, замок подойдет для любых типов ручек.

Шкафы и комоды недостаточно просто запереть. К сожалению, нередко дети получают серьезные травмы, опрокидывая на себя мебель. Для защиты юных «альпинистов», покоряющих мебельные вершины, необходимо потенциально опасные предметы интерьера надежно прикрепить к стене. Сделать это можно при помощи стальных уголков или специальных наборов фурнитуры.

Большинство современных моделей бытовой техники имеют встроенную опцию «Защита от детей» («Родительский замок»). В этом режиме кнопки на передней панели прибора не действуют (или просто закрываются откидной защитной крышкой), а управление может осуществляться только с пульта дистанционного управления. Разблокировка «родительского замка» возможна только нажатием кнопки на пульте дистанционного управления, поэтому его необходимо хранить в безопасном, недоступном для детей месте.

Защищая свой дом, не переусердствуйте: ребенок не должен чувствовать страх и тревогу. Позвольте ему изучать этот мир и делать для себя небольшие открытия. Оставьте для него один шкафчик открытым и периодически подкладывайте туда новые игрушки!

Коляска или слинг: что предпочесть?

Итак, отправляемся с малышом в первое путешествие – на прогулку. Для этого нам пригодится коляска. Выбор модели зависит от возраста ребенка. Для новорожденного, который еще не сидит, необходима люлька.

При выборе коляски обратите внимание на материал, из которого выполнена люлька. Желательно чтобы она была сделана из шумопоглащающей ткани, со съемной обивкой, пригодной для стирки, имела безопасную систему вентиляции с четырех сторон, а также регулируемые и съемные капюшон и бампер. Подголовник люльки должен подниматься до положения «полусидя» и регулироваться снаружи. Многие люльки оснащены перекидной ручкой, которая позволяет устанавливать ее лицом к маме или по ходу движения.

Позже, с полугода, потребуется прогулочная коляска. Чтобы избежать лишних покупок, можно сразу купить коляску-трансформер, которая может перестраиваться в оба варианта.