Владимир Алексеевич Рыбаков, Владислав Юрьевич Панченко
Теория государства и права в терминах и определениях
© Панченко В.Ю., Рыбаков В.А., текст, 2022
© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2022
© Институт Международного права и экономики имени А.С. Грибоедова
© Красноярский государственный аграрный университет
© Научно-исследовательский институт ФСИН России
© Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
© Сибирский федеральный университет
© Федеральный Сибирский научно-клинический центр
Федерального медико-биологического агентства
© Московский государственный лингвистический университет
* * *Рецензенты:
Трофимов В. В., доктор юридических наук, директор Научно-исследовательского института государственно-правовых исследований Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина;
Байниязова З. С., кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского.
Введение
Теория государства и права – наука, которая разрабатывает понятийный аппарат. Он весьма обширен и неоднозначен. Сложность предмета теории государства и права, дискуссионность многих ее проблем обусловливают неоднозначность предлагаемых наукой понятий, раскрывающих тот или иной аспект правового явления, ту или иную его связь с социальными процессами.
Один термин может иметь несколько определений, в которых закреплена позиция того или иного ученого, что нередко ведет к путанице.
Цель данной работы – облегчить студентам усвоение основных знаний о государстве и праве. Она реализуется за счет сжатости в изложении материала и ясности постановки основного вопроса, который, как полагают авторы, в обязательном порядке должен обсуждаться на практических занятиях по теории государства и права и проблемам теории государства и права применительно к каждому изучаемому понятию. Основной вопрос звучит так: насколько то или иное понятие точно (адекватно) отражает реальное явление государственно-правовой действительности?
По мнению авторов, научные и в особенности учебные труды в области юриспруденции должны не уподобляться художественным произведениям, а стремиться к точности, свойственной естественным наукам. Поэтому в нашей книге даются как одиночные определения понятий (значения терминов), так и обзоры точек зрения на такие определения, изложенные в различных учебниках и учебных пособиях.
Обучающимся предлагается в процессе дискуссий с участием преподавателей оценить, насколько приводимые определения точно передают свойства того или иного государственно-правового явления, а при наличии множества определений одного и того же явления – решить, насколько они дополняют или, напротив, исключают друг друга.
В учебном пособии один и тот же термин, как правило, характеризуется несколькими определениями. Каждое определение в скобках содержит ссылку на соответствующий источник в списке литературы, приведенном в конце пособия. Первая цифра – порядковый номер источника в списке, вторая – номер страницы в нем.
Кроме того, в учебном пособии приведены вопросы для проверки усвоения материала, поиска и анализа дополнительной информации. Они, как правило, нестандартны и неоднозначны, как и отражаемые ими основные проблемы теории государства и права. Авторы считают, что такие вопросы не только важны для формирования кругозора и мировоззрения юриста, но и обладают практической значимостью для его профессиональной деятельности.
Поиск ответов на вопросы для проверки понимания, поиска и анализа дополнительной информации – увлекательное, творческое занятие как в процессе проведения семинарских занятий, так и при самостоятельной подготовке будущих юристов. Подготовка полных ответов не исключает, а, напротив, предполагает (по необходимости) работу с учебниками, приведенными в библиографическом списке, а также иными, в том числе нормативными, материалами.
Настоящее учебное пособие представляет собой второе, переработанное и дополненное издание учебного пособия «Проблемы теории государства и права. Термины и определения», выпущенного в свет в 2012 году и, судя по отзывам, очень востребованного студентами. Книга написана доктором юридических наук, начальником Правового управления Федеральной службы исполнения наказаний Владиславом Юрьевичем Панченко и профессором Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского Владимиром Алексеевичем Рыбаковым, которые имеют не только значительный стаж научной и преподавательской деятельности, но и богатый опыт юридической практики.
Пособие рассчитано на студентов юридических вузов и факультетов, изучающих теорию государства и права, проблемы теории государства и права, аспирантов и ученых, абитуриентов, решивших избрать профессию правоведа. Оно может заинтересовать также студентов учебных заведений неюридического профиля, так как содержит краткие определения многих фигурирующих в политических и юридических публикациях терминов, истинное значение которых не всегда и не всем понятно.
Авторы признательны рецензентам – доктору юридических наук, директору Научно-исследовательского института государственно-правовых исследований Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина Василию Владиславовичу Трофимову и кандидату юридических наук, доценту кафедры теории государства и права Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского Зульфие Сулеймановне Байниязовой за ценные советы и замечания, высказанные ими при подготовке как первого, так и второго издания этой книги.
Пособие подготовлено при поддержке Института международного права и экономики имени А. С. Грибоедова, Красноярского государственного аграрного университета, Московского государственного лингвистического университета, Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, Научно-исследовательского института ФСИН России, Сибирского федерального университета, Федерального Сибирского научно-клинического центра Федерального медико-биологического агентства.
Глава 1
Проблемы теории государства
Термины и определения
Автократия (от греч. αυτοκρατία (autokráteia) – самодержавие, самовластие)
Понимается как: а) форма правления, б) диктаторская власть, в) неограниченность власти.
1. Форма правления с неограниченным, бесконтрольным полновластием одного лица (деспотии Древнего Востока, империи Рима, Византии, абсолютные монархии и др.) (21, с. 594).
2. Неограниченная диктаторская власть одного лица, самодержца (22, с. 455).
3. Неограниченное властвование одного лица по собственному усмотрению (10, с. 613).
Автономия (от греч. Αυτονομίας (autonomia) – самоуправление, букв.: самозаконие, от αυτός – сам и νομος – закон)
Понимается как: а) самостоятельность учреждения как самоуправляемой части государства, б) право на самостоятельное решение государственных вопросов, в) самоуправляющаяся территория.
1. Самостоятельность какого-либо научного или учебного учреждения (например, университетская автономия) (21, с. 594).
2. Внутреннее самоуправление части государства в пределах, установленных общегосударственной конституцией и национальным законодательством (22, с. 458).
3. Право какой-либо части государства самостоятельно решать свои внутренние вопросы (5, с. 62).
4. Самоуправляющиеся территориальные единицы в рамках унитарного государства, пользующиеся определенной самостоятельностью, степень которой регулируется конституцией страны и общегосударственными законами (13, с. 258).
Авторитаризм (от лат. auctoritas – власть, влияние)
Понимается как: а) способ властвования, политический режим; б) антидемократическая система государства.
1. Способ властного воздействия на общество, при котором блокируется или разрывается обратная связь между управляющей и управляемой системами, власть стремится формировать общественные отношения (21, с. 594).
2. Политический режим осуществления власти одним лицом, обосновываемый идеологией либо заслугами, особыми качествами правителя, его харизмой (11, с. 613).
3. Антидемократическая система политического государства, обычно сочетающаяся с элементами личной диктатуры (5, с. 73).
4. Политический режим, характеризующийся монополией на государственную власть одной группировки (партии, лица), значительным ограничением оппозиционных организаций (2, с. 67).
Авторитарный режим – разновидность политического режима, который характеризуется персонификацией власти в лице конкретных правителей, осуществляющих диктатуру (23, с. 18).
Авторитарный режим считается более мягким по сравнению с тоталитарным. Его главная специфика состоит в том, что государством руководит узкий круг лиц – правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами (32, с. 80).
Административно-территориальное деление – обусловленное социальной сущностью, задачами и функциями государства разделение его территории на определенные части – административно-территориальные образования (единицы) (22, с. 458).
Администрация (от лат. administratio – управление) – управление, руководство, орган, структура, группа людей, осуществляющих руководство (11, с. 613).
Адъюдикация (от лат. adjudicatio – присуждение) – переход спорной территории по решению компетентного международного суда (21, с. 594).
Аннексия (от лат. annexio – присоединение) – одностороннее, не основанное на договоре присоединение (захват) всей или части территории другого государства или народа, а также насильственное удержание народности в границах чужого государства (21, с. 594).
Аппарат государства
1. Система его органов, с помощью которых осуществляется государственная власть (32, с. 105).
2. Система взаимосвязанных государственных органов, выполняющих функции государства (35, с. 111).
Аристократия (от греч. ἀριστεύς (aristos) – лучший и κράτος (cratos) – власть)
1. Форма государственного правления, при которой власть принадлежит представителям родовой, рабовладельческой, феодальной знати (21, с. 594).
2. Форма государственного правления, при которой власть принадлежит представителям родовой знати (11, с. 613).
3. Форма правления, при которой государственная власть находится у привилегированного знатного меньшинства (5, с. 72).
Ассоциация – объединение государств для решения глобальных мировых проблем или для обеспечения взаимовыгодного сотрудничества группы государств (например, АСЕАН – Ассоциация государств Юго-Восточной Азии для поддержания мира и порядка в этой зоне, для развития сотрудничества между государствами региона) (17, с. 110).
Атеистическое государство – это государство, в котором религиозные сообщества преследуются властями. Такие сообщества, как правило, запрещаются либо находятся под жестким государственным контролем. В атеистических государствах церковь лишается имущества, издание и распространение религиозной литературы запрещается (40[1]).
Бюрократия (букв. – господство канцелярии, от франц. bureau – бюро, канцелярия и греч. κράτος (cratos) – власть)
Одним из значений французского слова «бюро» является «письменный стол». Поэтому слово «бюрократия» можно перевести как «власть письменного стола». Термин введен в научный оборот в середине XVIII в. французским экономистом Винсентом де Гурней (1712–1759). Он использовал его для обозначения способа осуществления государственной власти с помощью оплачиваемых чиновников (32, с. 114).
1. Первоначально – власть, влияние руководителей и чиновников аппарата правительства; в дальнейшем – обозначение слоя служащих в крупных организациях, возникших в различных сферах общества (21, с. 597).
2. Специфическая форма социальных организаций в обществе, когда центры исполнительной власти практически независимы от большинства их членов (11, с. 614).
3. Характеристика деятельности государственных (муниципальных) служащих, выражающая злоупотребление государственной властью в личных интересах и во вред обществу, но в рамках закона (15, с. 556).
4. Это не совокупность бюрократов (так же, как демократия – это не совокупность демократов), а определенный способ организации власти в официальных общественных образованиях (37, с. 99).
Ведомство – учреждение или совокупность учреждений, обслуживающих какую-нибудь область государственного управления: комитеты, службы, агентства и т. д. (21, с. 597).
Власть
Понимается как: а) способность воздействовать на поведение людей; б) возможность осуществлять свою волю.
1. В общем смысле – способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств – воли, авторитета, права, насилия (родительская власть, государственная, экономическая и др.); политическое господство, система государственных органов (21, с. 597).
2. Способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств (17, с. 61).
3. Социальное отношение между людьми, в силу которого одни субъекты (субъекты власти) в процессе реализации общесоциальных либо групповых (корпоративных, классовых) интересов навязывают свою волю другим (субъектам подчинения) (22, с. 464).
4. Способность и возможность одного человека, группы, организации, государства навязывать свою волю другому лицу, группе и т. д. вопреки их сопротивлению (12, с. 124).
5. Свойство отдельных лиц, политических институтов, иных авторитетов, которое состоит в том, что подвластные считают себя обязанными повиноваться им, так как переживают по отношению к носителю власти чувство долга, солидарности, страха, зависимости, иные эмоции и побуждения, в результате которых возникает мотив подчинения (3, с. 33).
6. Возможность и способность осуществлять собственную волю даже вопреки сопротивлению другой стороны (сторон) (20, с. 59).
7. Способность (свойство) некоего субъекта (индивида, коллектива, организации) подчинять себе волю и поведение другого субъекта (индивида, коллектива, организации) в своих собственных интересах или в интересах других лиц (37, с. 93).
Власть дискретная (от лат. discretus – прерывистый, состоящий из отдельных частей) – прерывность реализации исторически сложившейся государственной власти в результате революции или подрывной деятельности зарубежных стран (8, с. 23.).
Власть легитимная – это власть, установленная в соответствии с процедурой, предусмотренной нормами права (17, с. 65).
Вотум – мнение большинства, выраженное голосованием и приобретающее для всех (при соблюдении процедурных вопросов) общеобязательное значение (11, с. 614).
Геополитика – политологическая концепция, согласно которой политика государств, в основном внешняя, предопределяется географическими факторами (положение страны, природные ресурсы, климат и др.) (21, с. 597).
Геронтократия (от греч. γέρων (geron), родительный падеж γέροντος – старик и κράτος (kratos) – сила, власть) – ранняя форма общества, при которой власть будто бы принадлежала старикам (5, с. 29).
Глава государства – единоличный орган государства, осуществляющий текущее верховное руководство внутренними делами страны, и высший представитель государства во внешних сношениях (22, с. 438).
Государственная власть
Понимается как: а) власть, осуществляемая государством; б) воздействие на поведение людей; в) возможность государства регулировать общественные отношения; г) легализованная деятельность государственного аппарата; д) политическое отношение господства и подчинения.
1. Разновидность общественной власти, осуществляемая как непосредственно государством, так и выступающими от его имени и по его поручению субъектами (18, с. 39).
2. Социально ориентированное воздействие на сознание и поведение людей, осуществляемое с помощью организаций и правовых норм (27, с. 13).
3. Определяемая правом возможность государства регулировать общественные отношения соответствующим способом (11, с. 614).
4. Разновидность общественной власти, субъекты которой официально осуществляют управление делами всего населения в масштабах территории государства, обеспечивая его стабильность и целостность (8, с. 14).
5. Это целенаправленная легализованная деятельность аппарата, всех его органов по управлению обществом, основанная на авторитете и принудительной силе с целью обеспечения социального прогресса (6, с. 82).
6. Способность государственных структур обеспечивать публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами социальных отношений, опирающаяся на государственное принуждение (14, с. 487).
7. Обеспеченная государственным принуждением способность государственного аппарата подчинять поведение отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом принимаемым от имени государства общезначимым правилам поведения (юридическим нормам) (22, с. 437).
8. Система отношений руководства и подчинения, концентрированное выражение разума, воли и силы определенных социальных слоев или всего народа, содержащих политико-правовые полномочия и ответственность и реализуемых компетентными государственными органами (15, с. 357).
9. Особая разновидность социальной власти. Она отличается от всех других видов социальной власти, во-первых, субъектами властеотношений, которые имеют властные полномочия и специфический правовой статус (ветви власти, органы государства, органы местного самоуправления, должностные лица). Во-вторых, имеет публично-политический характер и юридическое оформление, поэтому действует в режиме правовых ограничений в соответствии с принципом «разрешено только то, что закреплено в законе». В-третьих, официально представляет всё общество, распространяется на всех и каждого, независимо от политических, религиозных, национальных и др. предпочтений и особенностей лиц. В-четвертых, в классово антагонистическом обществе решает задачи классового подавления, в современном гражданском обществе – задачи приведения общества к согласию, равновесию, благополучию. В-пятых, поддерживается потенциальной или реальной возможностью применения силы государственного принуждения (35, с. 61).
Государственная дисциплина – установленный государством порядок, согласно которому все государственные органы, предприятия, организации, должностные лица и граждане должны своевременно и точно выполнять возложенные на них функции (12, с. 445).
Государственная служба
1. Вид трудовой деятельности, состоящий в выполнении служебных обязанностей лицами, занимающими по назначению или в результате выборов должности в государственном аппарате и получающими за это от государства («казны») вознаграждение (11, с. 614).
2. Это деятельность по обеспечению выполнения функций государственных органов (25, c. 62).
3. Властно-организационная деятельность профессионально подготовленных лиц (государственных служащих), занимающих в установленном порядке должности в государственных органах, связанная с обеспечением исполнения полномочий Российской Федерации и ее субъектов по решению задач и осуществлению функций государства (35, с. 108).
Государственное принуждение
1. Психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта в интересах общества и государства (15, с. 357).
2. Осуществляемое на основе закона органами государства, должностными лицами физическое, психическое, имущественное и организационное воздействие в целях защиты личных и общезначимых интересов (12, с. 435).
3. Специфическое воздействие на поведение людей, основанное на организованной силе государства (29, с. 280).
См. также: Принуждение в праве.
Государственное управление – процесс принятия и практического исполнения управленческих решений по реализации внутренней и внешней политики государства, носящий целенаправленный и официальный характер (11, с. 614).
Государственное устройство – организация территории государства, соотношение государства как целого с его составными элементами (частями) (32, с. 73).
Cм. также: Форма государственного устройства.
Государственное учреждение
1. Государственная организация, которая осуществляет непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах жизни общества (наука, образование, здравоохранение и т. д.) (19, с. 74).
2. Организация, призванная обслуживать под руководством государственных органов интересы общества в различных сферах (охраны здоровья, образования, науки, культуры и т. п.) (13, с. 209).
Государственность
1. Комплекс элементов, структур, институтов публичной власти, обусловленных самобытностью социально-экономических, политических, духовно-нравственных условий жизнедеятельности конкретного народа (нации, этноса) или объединения народов на определенном историческом этапе развития общества. В качестве компонента государственность включает в себя государство. Государственность связана с государственной властью, но не тождественна ей (22, с. 437).
2. Сложнейший комплекс элементов, структур, институтов публичной власти, а также компонентов неполитического характера, обусловленных самобытностью (спецификой) экономических, политических, духовно-нравственных условий жизнедеятельности народа или объединения народов на определенном этапе развития общества (26, с. 204).
3. Наличие государственной организации общества, различные этапы, которые это общество проходит в своем историческом государственном бытии, и самое главное – различные функции, которые государство выполняет (20, с. 113).
Государственный аппарат
Понимается как: а) совокупность (система) государственных органов; б) совокупность органов государственной власти и должностных лиц; в) система государственных органов и подчиненных им учреждений и предприятий; г) совокупная связь органов государства.
1. Система государственных органов, наделенных властными полномочиями (14, с. 487).
2. Система органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, достигающие стоящие перед государством на различных этапах его развития цели и задачи (5, с. 80).
3. Система взаимосвязанных органов государства, наделенных властными полномочиями, и занятых в них государственных служащих, которые практически осуществляют государственную власть (12, с. 178).
4. Совокупность органов государственной власти и должностных лиц – представителей государственной власти, которые от имени государства и в его интересах участвуют в реализации государственных функций (22, с. 451).
5. Совокупность органов и должностных лиц, осуществляющих на профессиональной основе управленческие функции государства и обладающих монополией на государственное принуждение (17, с. 119).
6. Система государственных органов и подчиненных им учреждений и предприятий, реализующих на практике задачи и функции государства (7, с. 198).
7. Совокупная связь органов государства, основанная на их субординации и распределении властных полномочий (23, с. 19).