(Письмо УФНС РФ по г. Москве от 05.07.2010 N 16–15/070214)
?! Рекомендую: по госпошлине учесть возможность представительства в налоговых правоотношениях.
Статья 20. Взаимозависимые лица
1. Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:
1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;
! Головная организация и ее подразделения в целях налогообложения признаются взаимозависимыми лицами. Таким образом, при оказании услуг взаимозависимыми лицами следует руководствоваться положениями ст. 40 Кодекса. Так, согласно п. 4 ст. 40 Кодекса рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии – однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
(Письмо Минфина РФ от 18.08.2009 N 03-03-06/2/155)
2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
! Вместе с тем к указанным сделкам продажи (покупки) иностранной валюты в установленных случаях могут применяться положения ст. ст. 20, 40 и 212 Кодекса при сделках с лицами, являющимися взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику – физическому лицу, при отклонении курса продажи (покупки) иностранной валюты сотрудникам банка более чем на 20 процентов от курса продажи (покупки) иностранной валюты иным лицам.
(Письмо Минфина РФ от 04.07.2008 N 03-04-06-01/186)
3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.
! При этом следует иметь в виду, что в соответствии с абз. 26 пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса имущественный налоговый вычет, предусмотренный данным подпунктом, не применяется в случаях, если сделка купли-продажи жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми в соответствии со ст. 20 Кодекса. Таким образом, если сделка совершается между физическими лицами (матерью, сыном, невесткой), являющимися взаимозависимыми, то имущественный налоговый вычет не применяется.
(Письмо Минфина РФ от 13.04.2011 N 03-04-05/7-251)
! К понятию "отношения свойства" можно отнести отношения, возникающие в связи с заключением брака между супругами и родственниками другого супруга, а также между родственниками супругов. Таким образом, лица, состоящие в отношениях родства или свойства, признаются взаимозависимыми в силу закона, а не в силу решения суда и исключение Федеральным законом N 284-ФЗ ссылки на п. 2 ст. 20 Кодекса при определении взаимозависимых лиц носило технический характер. Учитывая изложенное, к лицам, состоящим в родственных отношениях и совершающим между собой сделку купли-продажи жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, имущественный налоговый вычет не применялся и до вступления в силу Федерального закона N 284-ФЗ.
(Письмо Минфина РФ от 27.07.2005 N 03-05-01-04/250)
! В соответствии с пунктом 1 статьи 20 НК РФ взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. Подпунктом 3 пункта 1 статьи 20 НК РФ установлено, что взаимозависимыми признаются в том числе лица, состоящие в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого. Согласно пункту 2 статьи 3 Семейного кодекса РФ семейное законодательство состоит из СК РФ и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, а также законов субъектов РФ. В статье 14 Семейного кодекса РФ, устанавливающей обстоятельства, препятствующие заключению брака, близкими родственниками признаются родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушки, бабушки и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры. Таким образом, племянник в соответствии с нормами Семейного кодекса РФ не является близким родственником своего дяди.
(Письмо УФНС РФ по г. Москве от 27.08.2010 N 20–14/4/090487@)
2. Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).
! Так, в Информационном письме от 17.03.2003 N 71 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что в случае, если характер взаимосвязи покупателя и продавца свидетельствует о возможном влиянии этой связи на условия и результаты сделки, они должны быть признаны взаимозависимыми лицами в смысле п. 2 ст. 20 Кодекса и в целях применения положений ст. 40 Кодекса.
(Письмо Минфина РФ от 30.09.2010 N 03-02-07/1-437)
Статья 21. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)
1. Налогоплательщики имеют право:
1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;
! Подпунктом 1 пункта 1 статьи 21 Кодекса определено, что налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения. Этому праву корреспондирует обязанность налоговых органов по бесплатному предоставлению такой информации налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам, предусмотренная подпунктом 4 пункта 1 статьи 32 Кодекса. Механизм реализации права налогоплательщика на получение указанной информации определен Административным регламентом Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.01.2008 N 9н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14.04.2008 N 115).
(Письмо ФНС РФ от 06.04.2011 N КЕ-4-3/5392@)
?! Рекомендую: применять данное письмо.
! В случае если работники налоговых органов выступают на семинарах, которые проводятся не по инициативе налоговых органов и не организуются ими, лекторы на таких семинарах не представляют налоговые органы, а выступают как независимые эксперты, их разъяснения не являются разъяснениями уполномоченных должностных лиц налоговых органов, данными в пределах их компетенции. Такие разъяснения не относятся к разъяснениям, указанным в п. 8 ст. 75 и пп. 3 п. 1 ст. 111 Кодекса.
(Письмо Минфина РФ от 17.03.2011 N 03-02-08/28)
?! Рекомендую: применять данное письмо с учетом того, что все точки зрения на семинарах должны основываться на законодательстве.
! В случае возникновения у налогоплательщика затруднений при исполнении обязанностей, предусмотренных ст. 83 Кодекса, налогоплательщик вправе в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 21 и п. 9 ст. 83 Кодекса обратиться в налоговый орган по месту учета в целях получения интересующей его бесплатной информации (в том числе в письменной форме).
(Письмо Минфина РФ от 24.01.2011 N 03-02-07/1-21)
?! Рекомендую: применять данное письмо.
! При исполнении государственной функции по бесплатному информированию налогоплательщиков в соответствии с пп. 6 п. 22 Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения (утвержден Приказом Минфина России от 18.01.2008 N 9н) должностными лицами налоговых органов предоставляется, в частности, информация о формах и форматах налоговых деклараций (расчетов), порядке их заполнения, порядке и сроках представления налоговых деклараций (расчетов).
(Письмо Минфина РФ от 12.01.2010 N 03-02-08/1)
! Если заявителем не соблюдены требования ст. 21 НК РФ (в части запроса информации у налогового органа по месту учета) и пп. 3 п. 12 Административного регламента, то поступившее интернет-обращение налогоплательщика с целью получения бесплатной информации в письменной форме в рамках налоговых правоотношений остается без рассмотрения.
(Письмо УФНС РФ по г. Москве от 15.05.2009 N 16–15/048170)
2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований – по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;
! Регламентом организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденным приказом ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@, установлен порядок индивидуального информирования налогоплательщиков в письменной форме.
(Письмо УФНС РФ по г. Москве от 15.03.2007 N 09–17/022994)
?! Рекомендую: применять данный Регламент.
! В соответствии с Регламентом Минфина России, утвержденным Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н, индивидуальные обращения граждан, поступившие в Министерство в соответствии с его компетенцией, рассматриваются в порядке, установленном разд. XI Регламента. В Министерстве, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций, а также обращения, относящиеся к вопросам правоприменительной практики. В Министерстве рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения, поступающие в письменной форме, в форме сообщений по информационным системам общего пользования или в форме устного личного обращения к должностному лицу во время приема граждан. Для приема обращений в форме электронных сообщений (Интернет-обращений), как правило, применяется специализированное программное обеспечение, предусматривающее заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с обращениями (п. п. 11.1 и 11.7 разд. XI Регламента).
(Письмо Минфина РФ от 07.11.2008 N 03-02-07/1-455)
?! Рекомендую: при направлении запроса сразу же предлагать ответ, который Вас устраивает.
3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
! При этом в целях правомерного применения налоговой льготы налогоплательщику необходимо наличие оснований для ее применения и соблюдение порядка использования налоговой льготы.
(Письмо Минфина РФ от 22.01.2009 N 03-11-06/1/01)
4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;
5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
! В силу статей 21 и 78 Кодекса налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов и пеней. Статья 78 НК РФ регламентирует порядок реализации налогоплательщиком этого права, предоставляя ему возможность подать заявление о возврате указанных сумм либо о их зачете в счет предстоящих платежей или в счет имеющейся задолженности и одновременно обязывая налоговый орган рассмотреть такое заявление в соответствии с определенными названной статьей правилами и в установленные сроки принять по нему решение. Принимая во внимание положения статьи 78 Кодекса, судам необходимо исходить из того, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого выше заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок. (Постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации")
?! Рекомендую: документировать обращение в налоговый орган.
5.1) на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;
6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;
! Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов (п. 2 ст. 101 Кодекса). В соответствии с пп. 10 и 12 п. 1 ст. 21 Кодекса налогоплательщики вправе требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков, а также обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц. Обжалование актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц осуществляется в порядке, установленном гл. 19 Кодекса.
(Письмо Минфина РФ от 07.07.2008 N 03-02-07/1-249)
7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
! Налоговые органы вручают копии ненормативных правовых актов, принятых ими в отношении налогоплательщика-организации: законным представителям налогоплательщика-организации, сведения о которых содержатся в едином государственном реестре налогоплательщиков (ЕГРН); уполномоченным представителям налогоплательщика в случае наличия документального подтверждения их полномочий в соответствии с установленным порядком. Направление ненормативных правовых актов по месту нахождения филиала (представительства) организации осуществляется налоговыми органами, в которых организация поставлена на учет по следующим основаниям: по месту нахождения филиала (представительства) организации; по месту нахождения иных обособленных подразделений организации, относящихся к конкретному филиалу (представительству) организации; по месту нахождения принадлежащего организации недвижимого имущества и транспортных средств, относящихся к конкретному филиалу (представительству) организации. Направление ненормативных правовых актов по адресу места нахождения организации осуществляется налоговыми органами, в которых организация поставлена на учет по следующим основаниям: по месту нахождения организации; по месту нахождения обособленных подразделений организации и нахождения принадлежащего налогоплательщику недвижимого имущества и транспортных средств – в случае отсутствия у организации филиалов (представительств) либо в случае отсутствия информации, что обособленные подразделения, недвижимое имущество и транспортные средства относятся к конкретному филиалу (представительству) организации; по месту учета организации по иным основаниям, предусмотренным Кодексом, в том числе налогоплательщиков, в соответствии со статьей 83 Кодекса отнесенных к категории крупнейших.
(Письмо ФНС РФ от 01.08.2008 N ШТ-8-2/320@)
?! Рекомендую: обеспечить реальную работу юридического адреса.
! Налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган с просьбой о выдаче ему копии принятого налоговым органом решения о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога.
(Письмо Минфина РФ от 20.11.2008 N 03-02-07/1-468)
10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
! Обжалование актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц осуществляется в порядке, установленном гл. 19 Кодекса.
(Письмо Минфина РФ от 07.07.2008 N 03-02-07/1-249)
11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;
12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;
14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;
! Причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном Кодексом и иными федеральными законами (п. 1 ст. 35 Налогового кодекса Российской Федерации). Удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки. Согласно принципу иммунитета бюджетов (п. 1 ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации) обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, указанных в этом пункте. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с гл. 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации убытки, причиненные незаконными действиями (бездействием) должностных лиц налоговых органов, могут быть возмещены на основании судебного акта.
(Письмо Минфина РФ от 29.04.2011 N 03-02-08/50)
15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
2. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.
3. Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.
4. Любой из участников договора инвестиционного товарищества имеет право обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц.
Статья 22. Обеспечение и защита прав налогоплательщиков (плательщиков сборов)
1. Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.
Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
! Таким образом, если у налогоплательщика есть основания полагать, что его права нарушаются, за защитой своих прав он может обратиться в суд.
(Письмо Минфина РФ от 26.05.2011 N 03-04-05/5-383)
?! Рекомендую: по налоговым проверкам не забывать про апелляционные жалобы.
2. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков (плательщиков сборов) влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.
Статья 23. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)
1. Налогоплательщики обязаны:
1) уплачивать законно установленные налоги;
! Согласно пункту 1 статьи 23 Кодекса налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность в силу пункта 1 статьи 45 НК РФ должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки (статьи 46, 47, 69 Кодекса).
(Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98)
! Таким образом, за налогоплательщиком остается обязанность по уплате налога на доходы физических лиц за 2002 г., доначисленного по результатам камеральной проверки налоговой декларации. Ввиду того что налоговая инспекция утратила право взыскания НДФЛ в принудительном порядке, налогоплательщику рекомендуется погасить имеющуюся задолженность по НДФЛ за 2002 г. в добровольном порядке.
(Письмо УФНС РФ по г. Москве от 20.08.2010 N 20–14/4/088232@)
?! Рекомендую: обжаловать доначисление можно в суде.
2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;
! В соответствии с пп. 2 п. 1 и пп. 3 п. 2 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) налогоплательщик – российская организация обязан встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Кодексом, а также обязан сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации обо всех обособленных подразделениях (за исключением филиалов и представительств), созданных на территории Российской Федерации, и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях. На основании п. 4 ст. 83 Кодекса организации, несколько обособленных подразделений которой находятся в г. Москве на территориях, подведомственных разных налоговым органам, предоставлено право выбрать налоговый орган по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, которым будет осуществляться учет соответствующих обособленных подразделений. Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения. Форма вышеуказанного уведомления рекомендована ФНС России в Письме от 03.09.2010 N МН-37-6/10623@ "Об организации учета в налоговых органах организаций и физических лиц в связи с введением в действие со 02.09.2010 Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ".