Книга Четыре правила мага. Магическая формула «Знать, Сметь, Уметь, Молчать» для становления сознания - читать онлайн бесплатно, автор Коллектив авторов. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Четыре правила мага. Магическая формула «Знать, Сметь, Уметь, Молчать» для становления сознания
Четыре правила мага. Магическая формула «Знать, Сметь, Уметь, Молчать» для становления сознания
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Четыре правила мага. Магическая формула «Знать, Сметь, Уметь, Молчать» для становления сознания

Магия подразумевает служение другим, маг себе не принадлежит. Желание подразумевает служение себе. Служение себе – это уже не магия. Получается, возможно, магическое сознание и сформируется, но с противоположным знаком. То есть магическое сознание с законами «Знать, Сметь, Желать, Молчать» можно назвать разрушающим сознание, направленное на удовлетворение личных амбиций. Магическое сознание со второй заповедью «Знать, Сметь, Уметь, Молчать» предполагает сдерживание личных эгоистических проявлений, а значит, созидательное.

В человеческом понимании человеку желания помогают развиваться, не важно, с какой полярностью, главное, двигаться. С магической точки зрения, с позиции мага, желания ну никак не уместны, там главное «Знать, Сметь и Уметь», так как маг, если он настоящий, не может принадлежать себе, а следовательно, и желать в магическом плане не имеет права, да ему это и не нужно. У него уже всё есть, что необходимо для мага.


DARINA: Ксения Евгеньевна не раз в других своих лекциях говорила, что нельзя доверять первой мысли, которая пришла в голову, ибо она, скорее всего, ложная. Маг может желать, но только тогда, когда это ему необходимо. Всё должно стать инструментом мага в достижении его цели. И если получится (после размышления, а не спонтанно), что желание даст магу большое количество энергии для осуществления именно этой цели, он – пожелает. Как только цель будет достигнута, маг вернётся в исходное состояние – нежелания.


Lecz: Вы пишете: «Магия подразумевает служение другим, маг себе не принадлежит». Как раз Маг и принадлежит только себе. Маги – индивидуалисты, у них нет понимания совести как таковой. Маг – уже не человек. И Ксения Евгеньевна это неоднократно подчёркивала. В Магии полярности нет. Наличие полярности – это критерии 3-го, внутреннего круга. Там Магии нет и Магов нет. На 1-м, внешнем круге критериев добро—зло, белое—чёрное тоже нет. Маг будет делать то, что ему необходимо в данный момент времени. И ему всё равно, как это будут оценивать находящиеся на 3-м круге. Потому что сознание Мага свободно от этих человеческих категорий. И наша задача – также выйти за пределы и сделать эти категории нашим инструментом.


Wizard: По поводу магических формул: «Знать, Сметь, Желать, Молчать» и «Знать, Сметь, Уметь, Молчать». Первый вариант касается оккультистов, таких как Папюс и Леви, которые себя магами не считали. В XIX веке, когда это происходило, «Желать» возникло в умах тех, кто освобождался от христианской религиозной практики. До и после христианского периода – «Уметь» единственная форма магии.


Ruta: Добрый день, уважаемые коллеги! У Э. Леви встретилась фраза: «„Знать“ – это мочь, когда решаешься возжелать». Оккультисты, с трудами которых мы сейчас знакомимся, идя по дороге познания, опираются на мотив «желать». Желать, когда это запрещено, опасно, невозможно. В этих трудных условиях они СМЕЮТ ЖЕЛАТЬ. Речь идёт об истинном желании, «когда желаешь этого всем своим сердцем вплоть до того, чтобы разбить об это свои самые дорогие страсти, изо всех своих сил и вплоть до того, чтобы подвергнуть опасности своё здоровье, благосостояние и свою жизнь» (Э. Леви). Именно такое желание является энергией для запуска воли человека, как носителя магического потенциала.

«Желать» – свобода воли, которая пробуждает и развивает силу воли: «Знать, Сметь, Уметь, Молчать». «Знать» – осознанность, «Сметь» – способность на поступок и ответственность, «Уметь» – навык, знание в действии, «Молчать» – самоконтроль и управление.

Согласна с коллегами, что формула «Знать, Сметь, Уметь, Молчать» уже подразумевает наличие желания. И в современном мире, когда условия стали не такими жёсткими, а информационный поток усилился, мотив «Уметь» вернее приведёт к результату на пути развития магического сознания.

А вот книги Папюса, Агриппы и Э. Леви, помимо магических ключей, несут ту самую энергию истинного желания, на которой строились фундаментальные труды по передаче знаний последователям. Это искренне вызывает уважение и благодарность.


Wizard: Насколько я понял, да, они были оккультистами, но не магами (насчёт Агриппы не уверен), о чём сами и писали. Сложное было тогда время благодаря господству христианства.


Лилианида: Обратимся к первоисточникам. Вики говорит, Dogme et Rituel de la Haute Magie написано в 1854—1856 годах, английский вариант 1896 год. Леви – француз и писал, вероятно, по-французски, а может, по-латыни? Заголовки-то латинские. Давайте найдём!

Полностью фраза (в русском переводе) звучит: «Знать, Сметь, Хотеть, Молчать – вот четыре слова мага, начертанные на четырёх символических формах сфинкса. Эти четыре глагола могут комбинироваться четырьмя способами и четырежды взаимно объясняются».

Сижу перевожу построчно вариант Леви 1896 года и русский перевод. Вот фраза, прямо предшествующая нашим кодам: «Чтобы достигнуть sanctum regnum“, то есть науки и могущества магов, – необходимы четыре вещи: ум, просвещённый изучением, ни перед чем не останавливающаяся смелость, ничем не преодолимая воля и скромность, которую ничто не в состоянии испортить или опьянить». Молчание – это скромность, по Леви, а Желать/Уметь – «непреодолимая воля».

Оригинал: To attain the SANCTUM REGNUM, in other words, the knowledge and power of the Magi, there are four indispensable conditions – an intelligence illuminated by study, an intrepidity which nothing can check, a will which cannot be broken, and a prudence which nothing can corrupt and nothing intoxicate. TO KNOW, TO DARE, TO WILL, TO KEEP SILENCE – such are the four words of the Magus, inscribed upon the four symbolical forms of the sphinx. These maxims can be combined after four manners and explained four times by one another.

Intrepidity, кстати, ещё кураж, смелость, бесстрашие, отвага.

От комбинации этих глаголов – 16(!) – многое зависит. Давайте их распишем и порассуждаем, что поменяется.

Что это за 4 символичные формы сфинкса? Понимание даёт контроль, поехали в первоисточник! В другой книге Леви «История магии» видим про сфинкса (пока русский вариант): «То, что древние считали четырьмя элементами, никоим образом не означает четыре простых тела. Это, скорее, четыре элементарных проявления единой субстанции. Эти четыре формы были представлены сфинксом. Его крылья соответствовали воздуху, женская грудь – воде, бычье тело – земле, а львиные лапы – огню. Единая субстанция, трижды троичная по существу и четверичная по форме проявления, – такова тайна охраняемых сфинксом трёх пирамид с треугольными гранями и квадратными основаниями».

Добавлю ещё, что для меня перевод «will» на «желать» не видится корректным, да простят меня переводчики и читатели. «Желать» для человека, привыкшего ставить цели и добиваться их, как-то слишком поверхностно, что ли. Ну, желаю я летать. А ставлю цель получить диплом пилота, например. Так вот, «волеизъявлять» было бы корректнее. Не находите? Кто и когда заменил «to will» на, видимо, «to can», я ещё не разобралась, и к теме сфинкса Леви обращался в работах не раз.


KuKumber: Добрый вечер, коллеги. Выскажу свои мысли по поводу заповедей мага. Вариант формулы с «Желать» загоняет сознание во внутренний круг первооснов, алгоритм колдовского развития. Вариант формулы с «Знать» уже позволяет выйти на внешний круг первооснов за счёт наработки навыков и приобретения опыта. Это алгоритм магического развития.


Lalunoa: На своём опыте прошла прессинг от представителя христианского эгрегора, колдуна, подсадку в своё сознание, ещё на тот момент не окрепшее, формулы «Знать, Сметь, Желать, Молчать», и всё в моей жизни полетело в тартарары, хотя по жизни меня подсознательно вела формула «Знать, Сметь, Уметь, Молчать» и предпочтений практически уже не было. Прореха оказалась в моем сознании в «Молчать», причём из-за вируса, в виде шуточки «всё могу, молчать не могу». Вот она и сыграла со мной злую шутку, да так, что, коллеги, вычленяйте из своего сознания подобные «анекдоты» – это вирусы из разряда программирования сознания, когда в шутку на веру воспринимается и встраивается истинный смысл! Сознание должно быть критично ко всему, так как сплошь и рядом мы окружены «системой» и её представителями.


Клио: Магическое сознание – свободное от личного, лишённое границ и полное отсутствие бинера. «Знать, Сметь, Желать, Молчать» – через призму личного (я желаю), следовательно, это не магическое сознание, и соглашусь с коллегами: колдун – да, жрец – да, но не маг и магия.


OlgaPro: Уважаемые коллеги, рада вас приветствовать! Читая предыдущие сообщения, понимаешь, какая широкая колея прокладывается по пути магического знания, решаясь (смея) присоединиться к дискуссии, желаю внести и свой вклад в общее дело (надеюсь, что сумею).

Время и место, в котором мы находимся сейчас, несомненно, отличается от времени, в котором жили предложенные для изучения оккультисты:

Агриппа, он же Ге́нрих Корне́лиус Неттесгеймский (14.09.1486—12.02.1535);

Элифас Леви, он же Альфо́нс-Луи́ Конста́н (08.02.1810—31.05.1875);

Папюс, он же Жерар Анаклет Венсан Анко́сс, или Энко́сс (13.07.1865—25.10.1916).

Хочется разобраться, что они понимали под формулой магии «Знать, Сметь, Желать, Молчать» и как мы её можем сейчас интерпретировать, чтобы была возможность использовать в системе, обладающей уже иными характеристиками (например, квантовость взамен бинарности) и наполнением – ведь наша информационная база значительно богаче и уже наполнена результатами практического опыта.

Пойдём по порядку, от учителя к ученику (для Леви «Оккультная философия» Агриппы была настольной книгой, наряду с тем, что Папюс в своих работах часто ссылается на Элифаса).

Агриппа в своём труде «Тайная [оккультная] философия» (написанном в 1510 году) для желающих изучить натуральную магию говорит о необходимости владения (ЗНАТЬ) тремя науками в совершенстве, а именно:

Физикой, «которая объясняет качества вещей и в которой находятся секретные свойства любого существа»;

Математикой, «познающей звёзды, их аспекты и их виды, так как от них зависит свойство и способность любой вещи»;

Теологией, «благодаря которой познают нематериальные субстанции, которые распределяют и управляют вещами».

С позиций этих трёх наук, посредством детального анализа и сопоставления, Агриппа рассматривал первоэлементы, которые и есть «основы всех телесных вещей:

Огонь, Вода, Земля и Воздух, из которых все вещи образовались не способом собирания вместе, но посредством трансмутации и объединения, и к которым они возвращаются, когда разлагаются».

«…Каждая вещь имеет своё точное и определённое в Творце, благодаря которому она живёт и откуда ведёт своё происхождение». Но для того, чтобы понять, как взаимодействуют все элементы, необходимо ещё кое-что:

«Постижение вещей происходит душой, посредством которой единая мировая душа сливается с телом. Единая мировая душа называется квинтэссенцией. Она не происходит ни от одного из четырёх элементов, но является как бы пятым, который стоит над ними и который существует без них».

«Сметь». «Чем благороднее форма вещи, тем более она расположена к восприятию, тем живее воспринимает и тем больше имеет силы действовать» и тут же по тексту далее очень хорошо, на мой взгляд, иллюстрируется форма желания.

«Желать». «Вот почему существуют непонятные эффекты вещей, кажущиеся чудесными, когда они использованы вовремя и приготовлены с помощью пропорциональных смесей, способных оживить их. Привлекая к ним от звёзд жизнь и душу, как форму наиболее благородную, приготовленные материалы имеют такую силу, что они начинают обладать высочайшей мощью, превращаясь в совершенную смесь».

По моему мнению, «Желать» – это топливо, мощная энергия, без которой путь до цели будет значительно дольше… Главное, правильный вектор задать, то есть «уметь желать»! А ещё у Агриппы интересное (связанное с законами, которые даются позже на курсе), если кто «хочет познать силу какой-либо части мира или какой-либо звезды, он может это сделать, пользуясь вещами, которые имеют отношение к ней и получают её влияние…».

«Уметь» рассматривается в знании того, что с чем нужно сочетать, и обязательно с учётом законов природы: «все эти зарождения могут быть чудовищны, если свершаются не по правилам природы», а также в очень дотошном соблюдении ритуалистики, например, надо «в течение известного времени (лунный месяц или 40 дней) приготовляться в религиозном отношении к этому великому таинству», «человек, желающий получить предсказание доброго духа, должен быть чист, целомудрен и перед тем исповедаться» или «избрать подходящее помещение, благопристойное, закрытое, изолированное от всякого шума и никем не посещаемое».

«Молчать». Здесь всё очень конкретно сказано: «В опытах магии нужно уединение и таинственность. Эти опыты усиливаются безмолвием и уничтожаются разоблачением. Будучи оглашены, они теряют силу».

По поводу возможного искажения первоначального текста, вызванного некачественным переводом с французского языка, думаю, что английский язык не внесёт более ясного понимания текста, так как является лишь посредником. Поэтому я обратилась к более качественному прямому переводу, который сделал Иван Харун в 2012 году для расширенного (по сравнению с 1854—1856 годами) издания DOGME ET RITUEL DE LA HAUTE MAGIE PAR E"LIPHAS LE"VI (1861). И дабы совсем исключить недопонимание трактовки, постаралась смотреть контекст, в котором каждый член формулы употребляется.

Итак, в Догмате Леви описан великий магический секрет: «Знать его настолько, чтобы злоупотреблять им, или разгласить его – значит заслужить всевозможные муки; но знать его так, как должно, чтобы пользоваться им, и скрывать его – это значит быть властелином абсолюта».

«Всё заключено и одном слове и в слове из четырёх букв», которое «адептам даёт последнее слово человеческих знаний и ключ к божественной власти; но только тот умеет им пользоваться, кто понимает необходимость никогда его не раскрывать». «…Магическая власть состоит из двух вещей: знания и силы. Без силы знание – ничто или, вернее, опасность. Давать знание только силе – таков высший закон посвящений».

И снова позволю привести здесь уже не раз озвученную на форуме фразу, но с иным переводом: «Чтобы добраться до sanctum regnum (так древние называли магию), то есть до знания и могущества магов, без четырёх вещей никак не обойтись; это – просвещённый изучением ум, ни перед чем не останавливающаяся решимость, ничем не сокрушимая воля и молчание, которое ничто не в состоянии нарушить или опьянить.

Знать, Решиться, Желать (проявлять волю), Молчать – вот четыре слова мага, начертанные четырьмя символическими формами сфинкса».

Эти четыре дееслова могут сочетаться четырьмя способами (а не шестнадцатью или двадцатью четырьмя!) и четырежды взаимно объясняются. (Очень интересно, как?)

Далее в тексте идут необходимые для понимания закона разъяснения (приведу некоторые):

«Знать»: «Подобно тому как первое магическое знание есть познание самого себя, так и первое дело знания, заключающее в себе все другие и являющееся началом великого дела, есть творение самого себя»; Знание – это абсолютное и полное обладание истиной.

«Сметь»: «Сметь, Знать и Решиться им воспользоваться – вот человеческое всемогущество».

«Желать» (или «Уметь»): «Уметь страдать, воздерживаться и умирать – вот каковы первые секреты, которые ставят нас выше страданий, чувственных похотей и страха небытия». Ну здесь же явно речь идёт не о «Желать», с точки зрения которой мы могли бы подразумевать, а, наоборот, об умении с этими желаниями совладать!

«Желать» (в контексте испытывать страсть): «Когда магнетическая атмосфера двух лиц настолько уравновешена, что притяжение одного вдыхает расширение другого, тогда возникает влечение, называемое симпатией; тогда воображение, вызывая на себя все лучи или все отражения, аналогичные тому, что оно испытывает, создаёт себе поэму из желаний, которые увлекают волю, и если лица противоположного пола, то в них обоих или чаще всего в более слабом из них происходит полное опьянение астральным светом, называемое собственно страстью, или любовью.

Любовь – это одно из великих орудий магической силы; но она формально запрещена магу, по крайней мере как опьянение или страсть. Астральный свет – вот универсальный соблазнитель, изображённый древним змием из Книги Бытия.

Это – тонкое действующее начало, всегда действующее, всегда пышущее жизнью, всегда цветущее соблазнительными грёзами и милыми образами; это – сила, слепая сама по себе и подчинённая всем волям, готовая как на добро, так и на зло; это – circulus [круг], вечно оживающий необузданной жизнью, приносящей помешательство безрассудным; это – телесный дух, это – огненное тело, это – неосязаемый и вездесущий эфир; это – неизмеримый соблазн природы. Чтобы овладеть им, нужно, подобно предопределённой судьбой женщине, поставить ногу ему на голову».

«Молчать»: «Действительно, этот секрет, если его обнародовать, может быть только плохо понят, и обыкновенно от него приходят к кощунственному отрицанию свободной воли, которая есть духовное начало жизни».

Ещё пояснение терминов (гл. 61 «Магическое равновесие»):

«Воля – это способность, управляющая разумными силами для примирения свободы лиц с необходимостью вещей.

Сила – это мудрое употребление воли, которое заставляет даже саму фатальность служить исполнению желаний мудреца…»

«Силы природы к услугам того, кто умеет им сопротивляться. Если вы достаточно владеете самим собой, чтобы никогда не быть пьяным, то вы тем самым располагаете ужасной и фатальной силой опьянения. Если вы хотите опьянить других, внушите им желание пить, но не пейте сами…»

И тому подобных примеров достаточно много в тексте, чтобы понять, про какие именно желания ведётся речь.

Приведу ещё цитату из 9-й главы Догмата: «Посвящённым является тот, кто обладает светильником Трисмегиста, плащом Аполлония и посохом патриархов. Светильник Трисмегиста – это разум, просвещённый знанием… (…он освещает настоящее, прошедшее и будущее, обнажает совесть мужчины, освещает складки сердца женщины и горит тремя языками пламени).

Плащ Аполлония – это совершенное самообладание, изолирующее мудреца от инстинктивных токов имеет три складки, то есть трижды защищает от желаний (а мы уже знаем, что система может провоцировать только три раза).

Посох патриархов – это помощь оккультных и незыблемых сил природы делится на три части, то есть можно просить помощи только три раза, дальше сам (у золотой рыбки можно было просить исполнения трёх желаний, у джинна тоже три, и т. п.).

Разум дан всем людям, но не все умеют им пользоваться; это – наука, которой надо научиться.

Свобода предоставлена всем, но не все могут быть свободны; это – право, которое надо завоевать. Сила предоставлена всем, но не все умеют на неё опереться; это – власть, которой надо завладеть.

У посвящённого нет ни сомнительных надежд, ни нелепых страхов, потому что у него нет неразумных верований; он знает, что он может, и ему ничего не стоит решиться. Поэтому для него решиться – это мочь.

Итак, вот новое толкование принадлежностей посвящённого: его светильник представляет собой Знание“, окутывающий его плащ – Скромность“, его посох – это эмблема его Силы и его смелости. Он знает, он полон решимости, и он молчит. Он знает тайны будущего, он преисполнен решимости в настоящем, и он хранит молчание о прошлом. Он знает слабости человеческого сердца, он решается этим воспользоваться для своего дела, и он молчит о своих замыслах. Он знает смысл всех символизмов и всех культов, у него есть решимость практиковать их или воздерживаться от них, без лицемерия и без святотатства, и он молчит о едином догмате высшего посвящения. Он знает о существовании и свойствах великого магического действующего начала, он полон решимости совершать действия и произносить слова, которые подчиняют его [то есть действующее начало] человеческой воле, и он молчит о тайнах великого аркана.

Также вы можете видеть его часто грустным, но никогда не унылым, не отчаявшимся; часто бедным, но никогда не нищим, не несчастным; часто преследуемым, но никогда не обескураженным, не побеждённым. Преемник стольких жертв (он помнит о всех трагических судьбах великих искателей истины), у него не меньше решимости, но куда больше понимания в необходимости молчать. Будем же подражать его примеру, будем настойчиво учиться; когда же будем знать, тогда решимся и будем молчать» («Знать, Сметь, Молчать»).

Таким образом, Элифас Леви не заменяет «Уметь» на «Желать», а, наоборот, учит превосходить свои инстинктивные желания (и сам долгое время отказывается от своих страстей, пока не влюбляется). Но любое сопротивление (насильственный отказ от чего-либо), питает ту среду, которой сопротивляешься. То есть, пытаясь избавиться от демона, ты его только кормишь и взращиваешь.


Виталий: Мне также откликнулось описание Папюсом символа «Сфинкс». В его понимании этот образ и сама детализация, и описание отдельных элементов обозначает символическое изображение цели, достигаемой магом. Во главу всего он ставит Волю, которая контролирует все животные побуждения человека, некую бессознательную часть человека. И эта самая человеческая воля может быть применена к быстрому развитию сил Природы.

Но при всём моем уважении к Папюсу мне кажется, что его мысли больше похожи на рассуждения психолога, теософа, философа, но не мага. Я могу ошибаться, но его труды чётко подпадают под формулу: «Знать, Сметь, Желать, Молчать». Мне кажется, отсутствует элемент «Уметь». Но зато просто шикарно раскрыты понятия «Знать» и «Сметь».


Лана Кадмон: Хочу также поделится размышлениями по формулам «Уметь/Желать». Начала читать обычную художественную книгу о магии. И самое забавное, что было ощущение изначально, что она не так проста, как кажется. Простая художка, но в ней на наглядном примере раскрывался вопрос разницы между «Желать» и «Уметь».

Так, имеющие огромный потенциал от рождения, имеющие знания и отточенные навыки проигрывали тем, кто изначально пришёл в этот мир практически ущербными. Но именно эта ущербность позволила им всем естеством желать силы настолько мощно, что в итоге они научились сливаться со стихиями и не просто становиться сильнее, а подчинять их себе. В то время как их, казалось бы, более удачливые от рождения коллеги не имели того огня стремления в себе и не могли не то что подчинить внешние силы стихий, но даже просто напитаться ими, а черпали энергию из собственного резервуара, что обновлялся естественным, но неподконтрольным им путём. И честно говоря, меня это очень зацепило. Изначально я даже не рассматривала «Желать» как серьёзный двигатель в развитии, привыкшая к человеческому желанию. Но, слив воедино все выводы коллег, авторов книг и столь очевидный вывод писателя, всерьёз задумываюсь над тем, что неверно изначально определила формулу развития сознания с «Желать» как ущербную. В правильном ключе Желание способно продвинуть сознание за пределы, установленные умениями и опытом, открыть новые грани и методы.


Fatamorgana: Что такое знание? Как это – «Знать»? Знание – это информация. Но не вся подряд, а особым образом обработанная, прошедшая сквозь разум и чувства. Знание можно получить из личного опыта, компетентного источника или через откровение, напрямую от Высших Сил. Проходя сквозь сознание и другие пласты личности, информация становится знанием. И процесс обретения знаний – это работа, требующая усердия и дисциплины. В то время как информация даётся даром, её море вокруг.