Книга Правовое сознание - читать онлайн бесплатно, автор Александр Германович Маклер. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Правовое сознание
Правовое сознание
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Правовое сознание

Древние микроорганизмы для выживания от нападок внешних условий, использовали различные мутации. Одни из бактерий выработали жгутики, которые помогали движению в пространстве. Размножение бактерий происходило от спор при разрушении микроорганизма или прекращения ее жизненного цикла, споры выходили из оболочки и перерождались.

Одним из важных факторов выживаемости бактерий была их возможность поглощать питательные вещества из любых источников – земли, воды, воздуха и т.д.

Докембрийская эра имеет водное происхождение микроорганизмов, постепенно мельчайшие организмы объединялись. Создавая многоклеточные структуры, а позже вышли на сушу. Считается, что ближайшим предком земноводных, являются рыбы.

Ученые до сих пор не придут к общему мнению, какое многоклеточное существо стало предком рыбы. Есть мнения, что рыбы произошли от кольчатых червей, другое утверждение, что рыбы произошли от пауков, сухопутных существ.

Причиной гипотезы о сухопутном происхождении рыб были находки останков кистеперых рыб. Считавшиеся вымершими одновременно с динозаврами. Один вид латимерий открыли в 1938 году, а второй в 1997 году. Рыбы были со звериными мордами, лапами и покрыты чешуёй. Ученые полагают, что от древних кистеперых рыб произошли двоякодышащие рыбы и земноводные существа.

Рыбы относятся к классу хрящевых и костных. Основная группа позвоночных животных существуют только в водной среде. Некоторые виды способны ненадолго покидать воду, выходить на сушу (летучие рыбы, рыба-ползун).

Сегодня открыто более 30 тысяч видов рыб. Учеными ежегодно обнаруживаются до сотни новых видов, и они открывают все новые и новые виды.

Предками рыб были хордовые, пикайя, остатки которой находят в кембрийских пластах. А в пластах ордовикскийского периода находят первых рыб, остракодермы. Покрытые костными пластинами (панцирные рыбы). В самый длинный период в палеозоймкой эры – девонский период, в нем появились древние костные и хрящевые рыбы – кистеперые и двоякодышащие, позже пластинокожие рыбы (плакодермы), позвоночные, с развитыми мощными челюстями.

Двоякодышащие и кистеперые рыбы считаются предками сухопутных животных. До наших дней дожили три группы таких рыб, они обитают в пресных водоемах в тропиках Африки, Австралии и Южной Америки. Данный вид рыб, ползая по дну океана охотились за добычей, наращивая себе мощную челюсть и легкое.

С появлением конечностей, легких – двоякодышащие и кистеперые рыбы стали выходить на сушу в поисках пропитания (моллюсков, членистоногих). Происходили необратимые изменения от рыб к рептилиям, млекопитающим и человеку.

Если бы не случилось глобального похолодания, 30 млн. лет назад, многие группы приматов могли выжить, человек мог быть другой формы и существом. Отмечу, что можно также сказать и о других катаклизмах, которые случались при формировании нашей планеты. Если в естественный процесс в каком-либо моменте задержался или отклонился на несколько числовых делений. Неизвестно, чтобы было, но сейчас нам известно, что наши предки – поселенцы Африки, Америки и юга Азии.

Человек – биосоциальное существо, которое обладает разумом и сознанием, его внутренняя целостность состоит из противоречий и представлений о действительности. Его способности ограничены и подчинены природной закономерностью. Он не волен выбирать время и место рождения, родителей и имеет короткую жизнь.

Стоит заметить, что одно из уникальных явлений эволюции – сознание, оно является познавательным процессом. Мы его не можем исследовать на материальном уровне, но можем создавать множество экспериментов, чтобы исследовать познавательный процесс.

Чтобы разобраться с понятием сознание, требуется к его разъяснению подходить издалека. Мы знаем, что психика человека состоит из следующей структуры:

– психические процессы;

– психические состояния;

– психические свойства.

Психические процессы – многоуровневое понятие, интерпретируется условным обозначением психических явлений. Направленных на познание окружающей действительности. Сознание, является процессом познавательным по своим функциональным способностям, в соответствии с исследованиями.

Познавательные: ощущение, воображение, восприятие, воздействие, мышление, внимание, речь.

Психика – субъективно в объективном отражает внутреннюю картину мира. Одно из нематериальных функциональных свойств поведения и деятельности человека, благодаря которой индивид через сознательную функцию становится личностью и имеет рефлекторный характер.

Сознание имеет разностороннее понятие, источники различных наук интерпретирует его по-разному. Естественные науки, например, физиологи, рассматривают сознание, как механизмы функционирования, переработки поступающей информации, медицина – акцентирует на нормальном состоянии высшей нервной системы. Социально-культурные науки видят более обширно, в социологии, сознание, определяется как рациональное, противоположно стихийному. А. Эйнштейн, говорил, – изменения состояние сознания – это не магия, а психология, а, скорее всего – физика. Австралийский философ Д. Чалмерс, видит сознание, как основу нашего существования и величайшей загадкой во Вселенной. Юриспруденция о сознании, говорит вот так: сознание – вменяемость человека, который способен отдавать отчет в действиях и поступках. В древние времена философ Рене Декарт близко выразил свое состояние, согласно пониманию сознания, «Я мыслю, следовательно, я существую». Первым, кто заинтересовался сознанием, был немецкий физиолог, Э. Дюбуа-Реймон. Для сознания являлась таинственной инстанцией, за счет которого, функционирует организм человека. А. Р. Лурия, видел сознание в системе кодов, исходящих из головного мозга. Таким образом, со временем понятие преобразовалось в такое понимание, что головной мозг моделирует внешний мир, реальность.

Научная психология определяет сознание следующим образом:

– Сознание – продукт работы мозга. (И. М. Сеченов)

– Сознание – высшая форма отражения объективной действительности. (К. Ясперс)

– Сознание – осознаваемое то, что лежит на поле внимания. (Э. Титчер)

– Сознание – поток, река, в которой мысли, ощущения, воспоминания, внезапные ассоциации постоянно перебивают друг друга и причудливо, «нелогично» переплетаются. (У. Джеймс)

– Сознание – элемент человеческой психики, который включает себя бессознательное, определяет работу сознание и поведение человека, ядром является половой инстинкт. (З. Фрейд)

– Элементы сознания – ощущения, образы и чувства. (В. Вундт)

Проблема понимания определения сознания на сегодняшний день не имеет общего обозначения и являются совершенно разными вещами, противоречивая друг друга.

Сознание – это понимание вменяемости индивида при выборе определенных действий процессов психики. Интегрирует субъективное представление о мире, и о своем месте в нем, отражая объективизм.

С древнейших времен попытки взаимодействия людей и передача накопленного опыта. Побуждало человека развивать коммуникации, нормы поведения в обществе, которые преобразовались в традиции, культуры. Познавательные процессы психики в течение долгого времени выстроили общую картину сегодняшнего мировоззрения и человеческой деятельности. Психологические направления рассматривают сознание под разным углом к примеру, бихевиоризм, основоположниками которой являются – Д. Уотсон, Э. Торндайк, возникшее в США в начале XX века. Предметом изучения является поведение человека, под которым понимают действия, поступки, порожденные исключительно внешними причинами. Сознание не рассматривают как высшую форму психики, относят ее к определению поведения. Трансперсональная психология, о сознании, говорят, как, о более множественном спектре состояний. Школа современной зарубежной психологии, видят сознание в целом образе, т.е. гештальт. З. Фрейд, основатель психоанализа, акцентировал свое учение на бессознательном. Он личность разделил на Я(сознание), Сверх-Я(подсознание) и Оно (бессознательное).

– Я – разумное начало индивида. Основные функции Я – познавательные и регулирующие. З. Фрейд относил Я к восприятию и сознанию человека, которое устанавливает контакт с внешним миром.

– Сверх-Я представляет собой систему культурных норм и ценностей, созданные обществом. Окружающими людьми в раннем детстве, являющийся регламентом поведения человека в социальной среде. Психотерапевт Сверх-Я представлял, как определенный психический процесс, который наблюдал о соответствии соблюдения определенных идеалов. Процесс регулировался положительными или отрицательными эмоциональными переживаниями, в случае несоответствия соблюдения определенных форм поведения.

– Оно – биологические потребности или инстинктивные желания, вытесненные желания. Побуждают удовлетворить потребности, поощряя получением удовольствия.

Одним из важных психических процессов в личности происходит при наличии конфликта Сверх-Я и Оно. Конфликт подразумевает вражда процессов, заложенных природой с новообразованием, что человек развил после рождения, культурой цивилизации, морально-эстетических норм. Роль Я, является сознательным выбором позиции, между взаимоотношениями конфликтующих инстанций. Когнитивная психология рассматривает сознание, как познавательный процесс, который управляет психическими и биологическими системами человека.

Сознание, является активностью психики человека, познающая субъекта в действии. Система знаний об окружающем мире и о себе, система самоорганизации и хранительница мыслительного процесса в определенный промежуток времени.

Если говорить бытовым языком, то наша реальность имеет субъективный характер, благодаря психическим процессам. Мы можем ощущать, чувствовать, видеть, поэтому мы мир воспринимаем по-своему. Чем больше наполнен наш внутренний мир, тем ярче наша реальность.

Многие психологи утверждают, что человек не всегда говорит, о том, что думает. Мало того, но они даже не все знают, о чем они думают. Наши сознательные процессы эволюционировали за несколько тысяч лет. Вместе с ними расширились процессы воздействия на подсознательном уровне. В итоге мы можем сказать о важности высшей формы психики, как сознание, в нашей жизни. Она выполняет важные функции для будущего развития цивилизации.

Функции сознания:

– Отражательная – познавательная система, память;

– Оценочная – оценивая событий и самого себя;

– Креативная – творческая деятельность, создание, изобретение.

Сознание – уникальный феномен(система) во Вселенной, который не закончил на сегодняшний день своего конечного формирования и является до сих пор загадкой для научного мира. Сознание является эволюционным продуктом, который образовался в нашей голове. За счет трансформации нейронной сети нашего головного мозга и в итоге является центром управлением выбора важных физиологических и психических изменений. Разбирая правосознательность с психологического, мы наблюдаем взаимодействие психических механизмы, которые выполняют определенные функции для жизнедеятельности человека.

Правосознательность в психологии – это психологическая основа реализации права в обществе. Оно неразрывно связано с базовыми ценностями данного общества, которые охраняются правом.

Структурно-функциональный процесс правового сознания имеет сложную конструкцию, имея социальные, физиологические, эмоциональные и другие содержащие в себе аспекты. В таком механизме главную роль выполняет ориентационное регулятивная система, она влияет на общую и причинно-следственную связь в социуме. Правосознание является той формой чувствительного действия, что осознает явления с признаками правовых действий и поведения в обществе. Она состоит из правовой идеологии и правовой психологии. Правосознание является формой индивидуального, общественного сознания

Функции правосознания:

– Оценочная;

– Регулятивная;

– Познавательная;

– Прогностическая.

Правая наука предназначена для регулирования отношений в обществе, что не может иметь значения, играть высокую роль исследования вопроса бытия и исследования высших функций психической деятельности. Перейти к более насущным делам онтологии, необходима воззрение гуманности и действительной справедливости. Задачами развития правового сознания и этики является выработка совершенной конструкции с нормами, тождественными с реальной жизнедеятельностью общества.

Качественное решение проблем личности, общества, право и государство зависит от правовой грамотности общества.

Глава 3

Психологические типы


Современное общество вступило в новую эпоху, что привело к новым изменениям, не только в мире, но и в психике человека.


Психика человека меняется, устаревшие классификации темперамента и личности человека. Не отражают действительность отражения внутреннего состояния человека. Каждая новая эпоха в цивилизации приносила необратимые изменения, создавались новые институты познания.

Психологическая типология – система индивидуальных установок и поведенческих стереотипов, образованная с целью объяснения разницы между людьми.

Гиппократ выделил четыре типа темперамента, Гален -13 типов, Карл Юнг вывел экстравертов и интровертов.

Общество в стадии развития формировало различные классификации личности человека. Одним из известных российских ученых было проведено исследование, научным путем подтвердил схожесть классификации Гиппократа, которая была создана в древнем мире. Отличие было в том, что у русского ученого основой темперамента были процессы нервной системы, а не жидкости. И.П. Павлов экспериментальным путем обратно вернулся к квалификации Гиппократа, чтобы упростить свои исследования:

– Сангвиник – сильный, подвижный, быстрый;

– Холерик – сильный, инертный, неуравновешенный;

– Флегматик – Сильный, спокойный, безудержный;

– Меланхолик – слабый, обидчивый тип.


К. Юнг, выделил основным критерием признаков характеристики типов. Выражается в различии обмена информацией между индивидом и обществом. Экстраверты получают от внешнего мира, а интроверты из внутреннего. В случае, сбора и обработки информации. Одни ориентируются на реальные данные органов чувств, сенсорно-ощущающий, для которых важно материальная сущность предметов. Они обдумывают свои действия и пользуются планами, используя мыслительно-логический метод решения. Они рациональны, принимают самостоятельные решения. Идут напролом к своей цели, не подчиняясь часто обстоятельствам.

Другие используют интуитивный способ. Решения принимают эмоционально-чувственным способом. Они гибки, воспринимают мир эмоционально, легко приспосабливается и меняет свое поведение.

Современные ученые упростили типологию К. Юнга на 4 типа по характеру восприятия и обработки информации:

– Мыслительный;

– Сенсорный;

– Эмоциональный;

– Интуитивный.

Сенсорная типология

Нейролингвистическое программирование (НЛП). Одно из направлений, которая стала использовать сенсорную типологию в своем направлении.

Вышеуказанная классификация основана на восприятие информации человека и в окружающем мире и ее сенсорной обработки.

– Визуальный тип – получают информацию с помощью зрения (зрительные образы, предметы и цвета). Информация предоставляется в виде красочных картин, такой типаж подробно описывают все детали. Обращает внимание на внешний вид, много жестикулируют и часто употребляют слова: «Смотри», «Посмотри» «Мне кажется», «Я видел» и т.д.

– Аудиальный тип – получают информацию с помощью слуха (звуки, слуховой тембр). Им нравятся слушать, также следят за своей интонацией, речью, тембром и звучанием. Часто употребляют слова, связанные со слухом и звуками: «Слушал», «Послушайте меня», «Я слушал».

– Кинестетический тип – получают информацию с помощью движений скелетных мышц, связаны со сферой тактильных и двигательных ощущений. Много внимания уделяют чувственным ощущениям. Любят удобные вещи, употребляют слова, связанные с ощущениями, перемещением, движением: «Я чувствую», «Мои ощущения», «Мои чувства» и т.д.

Психогеометрическая типология

Согласно, данного направления разработанный психологом С. Деллингером, типология людей разделяется на пять типов:

– Квадрат (левое полушарие мозга) – Аналитик, его речь последовательная, монотонная, неэмоциональная и логичная. Голос тихий, в основном выражается профессиональными фразами, смех искусственный. Позы сжатые, чувствуется скованность, движение медленное. Ответственность высокая, поэтому руки часто бывают влажными и холодными из-за слабой эмоциональности. Они никогда не опоздают на встречу, потому что ответственен, поэтому и пунктуальный, организованный. Квадрат соблюдает правила, инструкции, внимателен к деталям, ориентирован на факты, цифры, ссылки на высокие авторитеты. Твердый в решениях, слабо эмоционален, холодность, в одежде консервативен, соответствующий мероприятию, неяркие тона и строгость. Они из тех людей, кто требует четкость определение слов и понятий, решение принимают медленно, много собирает информации, чтобы перестраховаться.

В общении с ним требуется сдержанность. Он не любит громкие и быстрые разговоры, информацию следует предоставлять с фактами или доказательными формами, используя первоисточники.

– Треугольник (левое полушарие мозга) – аналитик, речь краткая, быстрая, ясная, уверенная, даже властная и по существу дела, ориентированная в суть проблемы. Движения плавные, уверенная походка, выразительные жесты, голос невысокий, громкий, рукопожатие крепкое, пронзительный взгляд. Богатый речевой оборот остротами и сарказмом. Признаки поведения в основном лидерские. Мотивация направлена на достижения успеха, склонность к риску, высокая энергичность и авантюризм. Свободно берет ответственность на себя. В одежде выбирает известные бренды, престижность и стиль уверенного человека. В отношениях склонен к интригам, манипуляциям. У него напористый взгляд, обладает четкой проницательностью. В разговоре они любят перебивать и ценить свое время, всегда добивается для себя преимущества.


– Круг (правое полушарие мозга) – у них хорошо развита интуиция, голос колоритный, речь и движения плавные. Общение непоследовательно и отклоняющийся от главной темы, такой типаж легко делает комплименты, соответственно, и принимают их. Первые признаки, которые подчеркивает их типаж, это доброжелательная улыбка и доверчивость.

У них высокая потребность в дружественных связях, доверчивы. Любят межличностное общение, часто нарушают интимную зону. Высоко развита эмпатия, эмоциональная чувствительность. Они редко отказывают и расстраиваются, если не могут помочь. Склоны к самообвинению и сплетням, зависимы от мнения окружающих. Внешний вид небрежен, в стиле не изысканность, прослеживается моложавость. Чтобы принять решения, стараются заручиться поддержкой, общителен, коммуникационные данные развиты. В общении применяет комплименты, улыбку и иные подходы.

– Зигзаг (правое полушарие мозга) – развита интуиция, образное мышление, речь данного психотипа быстрая, ассоциативная, яркая, образная, эмоциональная, может быть зажигательной для публики. В общении использует восторженные оценки, сложное и колоритные обороты речи, лексика разнообразна, использует афоризмы, острые шутки и т.д.

Отличительная черта в характере – бунтарство, делает то, что хочет. Он стремится к переменам, к новым знаниям, используя творческие и креативные подходы. Внешний вид демонстративный, экстравагантный. Решения принимает спонтанно, также и отказывается от них. Мир делит на то, что ему нравится и не нравится, движения плавные, гибкие, любит жестикулировать, позировать на публики.

Прямоугольник (пограничное состояние) – неуклюжий, неуверенный тип, с неясной, эмоциональной речью, у него сбивчивые предложения, путаные вопросы. При общении у него бегающий взгляд, может краснеть и хихикать. Следует понимать, что типаж является временным состоянием и поэтому изменчив в поведение. Бывает резкие колебания настроения, непоследовательность и неопределенность, у него явное странное поведение. Внешний вид неопрятен, высокая доверчивость и повышенная внушаемость.

Вышеуказанные психотипы чистыми в одном индивиде не существуют, они имеют смешанный тип.

Классификация акцентуаций 13 психотипов, автор Андрей Личко, используя разработку немецкого психиатра Карла Леонгарда:1

ПАРАНОИК. Черты этого психотипа редко проявляются в детстве; ребята сосредоточены на чем-то одном, серьезны, озабочены, стремятся во что бы то ни стало достичь желаемого результата.

Доминирующая черта характера: высокая степень целеустремленности. Такие подростки подчиняют свою жизнь достижению цели (достаточно масштабной). При этом способны пренебрегать интересами окружающих. Готовы пожертвовать благополучием, отказаться от развлечений, комфорта и других обычных для детей радостей.

Привлекательные черты характера: высокая энергичность; независимость; самостоятельность; надежность в сотрудничестве, когда цели совпадают со стремлениями людей, с которыми работают.

Отталкивающие черты: раздражительность, гневливость, если что-то или кто-то оказывается на пути к цели; слабая чувствительность к чужому горю; авторитарность.


«Слабое звено» психотипа: чрезвычайно честолюбивы по большому счету, а не по мелочам.

Особенности общения и дружбы. Вступая в контакт, часто подавляют собеседника, бывают излишне категоричными в своих суждениях, могут окружающих ранить словом. Собственной конфликтности не замечают.

Совершенно несентиментальны, дружбу рассматривают как продолжение общего большого дела. Друзья только соратники.

Отношение к учебе и работе. Тщательно изучают лишь те учебные предметы, которые нужны сейчас, или потребуются в будущем. Для этого могут ходить в библиотеку на дополнительные занятия, покупать много книг, читать на переменах. А все остальное в школе не представляет ценности.

Наибольших успехов достигают в индивидуальной творческой работе. Непревзойденные генераторы крупных идей, нестандартных подходов к решению сложных задач.

ЭПИЛЕПТОИД. С дошкольного возраста дети, предрасположенные к данному типу, бережливы по отношению к одежде, игрушкам. Резко реагируют на тех, кто пытается овладеть их собственностью; с первых школьных лет проявляют повышенную аккуратность.

Доминирующие черты характера: любовь к порядку, стремление поддерживать уже установленный, консервативность; высокий энергетизм (школьники охотно занимаются физкультурой, бегают, громко говорят, организовывают всех вокруг себя, своей активностью часто мешают окружающим). В экстремальных ситуациях подростки становятся храбрыми и даже безрассудными; в обыденной жизни проявляют гневливость, взрывчатость, придирчивость.

Привлекательные черты характера: тщательность, аккуратность, исполнительность, бережливость (часто переходящие в педантизм), надежность (всегда выполняют обещания), пунктуальность (чтобы не опоздать, заведут 2 будильника и еще попросят родителей разбудить), внимательность к здоровью.

Отталкивающие черты характера: нечувствительность к чужому горю, чрезмерная раздражительность в связи с замеченным непорядком, неаккуратностью других или нарушением правил.

«Слабое звено» психотипа: не переносят неподчинения себе и бурно восстают против ущемления собственных интересов.

Особенности общения и дружбы. Не заводят случайных знакомств, предпочитают общение с друзьями детства и школьными товарищами. Если считают кого-то другом, то выполняют все обязательства, которые накладывает дружба. Измены ни в дружбе, ни в любви никогда не простят.

Отношение к учебе и работе. Отличаются целеустремленностью, выполняют все домашние задания, не прогуливают уроков, обычно отличники. Вырастая, лучше всего проявляют себя в работе, связанной с поддержанием порядка, правил и норм, принятых кем-то другим (например, финансист, юрист, учитель, военный и т. п.).

ГИПЕРТИМ. Относящиеся к этому психотипу с детства отличаются шумливостью, общительностью, смелостью; склонны к озорству. Им не хватает чувства дистанции в отношении со взрослыми.

Доминирующие черты характера: приподнятое настроение, экстровертированность, радость от общения, хорошее самочувствие и цветущий внешний вид.

Привлекательные черты характера: энергичность, оптимизм, щедрость, стремление помочь людям, инициативность, разговорчивость, жизнерадостность; настроение почти не зависит от того, что происходит вокруг.

Отталкивающие черты характера: поверхностность, неспособность сосредоточиваться на конкретном деле или мысли, постоянное стремление заняться чем-то более интересным в данный момент, перескакивание с одного дела на другое (такие ребята записываются сразу на несколько кружков или секций, но ни в один дольше 1–2 месяцев не ходят), неорганизованность, фамильярность, легкомысленность, готовность на безудержный риск.

«Слабое звено» психотипа: не переносят однообразной обстановки, монотонного труда, требующего кропотливости или резкого ограничения общения; их угнетают одиночество, вынужденное безделье.