banner banner banner
Цифровая экосистема Института омбудсмена: концепция, технологии, практика
Цифровая экосистема Института омбудсмена: концепция, технологии, практика
Оценить:
 Рейтинг: 0

Цифровая экосистема Института омбудсмена: концепция, технологии, практика


Также в Стратегии подчеркивается, что Информационные и коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью современных управленческих систем во всех отраслях экономики, сферах государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка. Главным способом обеспечения эффективности цифровой экономики РФ становится внедрение технологий четвертой промышленной революции, таких как новые вычислительные технологии, технологии сбора и обработки больших массивов данных, нано- и биотехнологии, оптические технологии, искусственный интеллект, альтернативные источники энергии и другие.

Под Цифровой экономикой в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы понимается хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг.

Экосистема цифровой экономики – партнерство организаций, обеспечивающее постоянное взаимодействие принадлежащих им технологических платформ, прикладных Интернет-сервисов, аналитических систем, информационных систем органов государственной власти Российской Федерации, организаций и граждан.

Как отмечается в документе, обеспечение национальных интересов, включающих развитие человеческого потенциала и развитие свободного, устойчивого и безопасного взаимодействия граждан осуществляется путем реализации следующих пяти приоритетов (п. 22 Стратегии):

– Создания и применение новых российских информационных и коммуникационных технологий (п. 35—38 Стратегии).

Создание российских информационных и коммуникационных технологий осуществляется в целях получения государством и гражданами новых технологических преимуществ, использования и обработки информации, доступа к ней, получения знаний, формирования новых рынков и обеспечения лидерства на них.

В этом разделе, по сути, говорится о разработке и внедрении новых отечественных технологий эры четвертой промышленной революции (таких как робототехника и искусственный интеллект, Интернет-вещей, Интернет-ценностей и Индустриальный Интернет, био-, нано- и другие высокие технологии, информационная безопасность и так далее) в нашу повседневную жизнь.

– Формирования новой технологической основы для развития цифровой экономики (п. 39—41 Стратегии).

Здесь, так и хочется сказать «платформы» или «цифровой платформы» для развития цифровой экономики и социальной сферы. Хотя слово «основы» здесь, скорее всего, используется в более широком смысле этого слова.

Целью создания новой технологической основы является повышение качества жизни граждан на основе широкого применения отечественных информационных и коммуникационных технологий, направленных на повышение производительности труда, эффективности производства, стимулирование экономического роста, привлечение инвестиций в производство инновационных технологий, повышение конкурентоспособности Российской Федерации на мировых рынках, обеспечение ее устойчивого и сбалансированного долгосрочного развития.

– Формирования информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества (п. 24—26 Стратегии).

Как отмечено в Стратегии, в целях развития информационного общества государством создаются условия для формирования пространства знаний и предоставления доступа к нему, совершенствование механизмов распространения знаний, их применения на практике в интересах личности, общества и государства.

Формирование информационного пространства знаний осуществляется путем развития науки, реализации образовательных и просветительских проектов, создания для граждан общедоступной системы взаимоувязанных знаний и представлений, обеспечения безопасной информационной среды для детей, продвижения русского языка в мире, поддержки традиционных форм распространения знаний.

Все вышесказанное, говорит о том, что Россия в части построения нового «информационного общества» идет своим уникальным путем. Как отмечалось ранее в Концепции формирования информационного общества 1999 года, Россия идет путем, ориентированным на чисто российские критерии и характеристики, направленные на сохранение и развитие системы образования, научно-технического потенциала, а также великого культурного наследия и самобытной многонациональной культуры народов России.

– Развития информационной и коммуникационной инфраструктуры Российской Федерации (п. 27—34 Стратегии).

Целью развития информационной и коммуникационной инфраструктуры Российской Федерации является обеспечение свободного доступа граждан и организаций, органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления к информации на всех этапах ее создания и распространения.

Если речь в Стратегии идет о развитии или же обновлении уже имеющейся информационной и коммуникационной инфраструктуры Российской Федерации и формировании на ее основе информационного пространства со своими информационными ресурсами и сервисами, на мой взгляд, имеет смысл объединить их в отдельный пункт, если мы конечно говорим о формировании «нового общества знаний».

– Обеспечения национальных интересов в области цифровой экономики (п. 42—45 Стратегии).

К национальным интересам Стратегии 2030 в области цифровой экономики относится:

– Формирование новых рынков, основанных на использовании информационных и коммуникационных технологий, и обеспечение лидерства на этих рынках за счет эффективного применения знаний, развития российской экосистемы цифровой экономики.

– Укрепление российской экономики, в том числе тех ее отраслей, в которых развитие бизнеса с использованием информационных и коммуникационных технологий предоставит конкурентные преимущества российским организациям, обеспечит эффективность производства и рост производительности труда.

– Увеличение за счет применения новых технологий объема несырьевого российского экспорта, в первую очередь товаров и услуг, пользующихся спросом у иностранных потребителей.

– Повышение конкурентоспособности российских высокотехнологичных организаций на международном рынке.

– Обеспечение технологической независимости и безопасности инфраструктуры, используемой для продажи товаров и оказания услуг российским гражданам и организациям.

– Защиту граждан от контрафактной и некачественной продукции.

– Обеспечение правомерного использования персональных данных, информации, источником которой являются объекты промышленной, транспортной инфраструктур, инфраструктуры связи, а также данных, полученных из государственных информационных систем.

– Защиту интересов российских граждан, обеспечение их занятости (развитие цифровой экономики не должно ущемлять интересы граждан).

– Сохранение существующих в традиционных отраслях экономики технологий и способов производства товаров и оказания услуг.

– Защиту интересов российских организаций, реализующих свою продукцию на традиционных (неэлектронных) рынках.

– Совершенствование антимонопольного законодательства, в том числе при предоставлении программного обеспечения, товаров и услуг с использованием сети «Интернет» лицам, находящимся на территории РФ.

– Выполнение требований законодательства Российской Федерации иностранными участниками российского рынка наравне с российскими организациями.

– Развитие торговых и экономических связей со стратегическими партнерами Российской Федерации, в том числе в рамках Евразийского экономического союза.

Особого внимания в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы заслуживает так называемый «Приоритетный сценарий развития информационного общества в России», к основным разделам которого относятся следующие положения:

– Государство создает благоприятные условия для применения информационных и коммуникационных технологий.

– Инвестиции (в том числе бюджетные инвестиции из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов) осуществляются в определенные государством и обществом приоритетные направления поддержки и развития информационных и коммуникационных технологий.

– Привлекаются частные инвестиции в информационную инфраструктуру Российской Федерации.

– Российские организации создают и совершенствуют прорывные информационные и коммуникационные технологии. Их интересы защищаются государством. Технологии, произведенные в России, должны быть востребованы за рубежом.

– Сформированы национальные технологические платформы онлайн-образования, онлайн-медицины, единая инфраструктура электронного правительства, Национальная электронная библиотека. Граждане должны быть осведомлены о преимуществах получения информации, приобретения товаров и получения услуг с использованием сети «Интернет», а также имеют возможность получать финансовые услуги в электронной форме, онлайн-образование, услуги онлайн-медицины, электронных библиотек, государственные и муниципальные услуги.

– Цифровая экономика оказывает существенное влияние на темпы роста валового внутреннего продукта Российской Федерации.

Чтобы продолжить наш дальнейший анализ процесса формирования современного информационного общества и понять каким образом и когда мы столкнёмся с «цифровым обществом будущего», мы должны понимать, что на сегодняшний день все изменения связаны, но не ограничивается только Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы.

При изучении данного документа обратим свое внимание на следующий текст: «Международные принципы создания информационного общества и подходы к его созданию определены Окинавской хартией глобального информационного общества (2000 год), Декларацией принципов «Построение информационного общества – глобальная задача в новом тысячелетии» (2003 год), Планом действий Тунисского обязательства (2005 год)» (раздел 2 пункт 5 Стратегии).

Также, если бы мы обратились к предыдущей версии документа, а именно Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212, мы бы увидели, что в ней говорится следующее: «В настоящей Стратегии учтены основные положения Окинавской хартии глобального информационною общества, Декларации принципов построения информационного общества, Плана действий Тунисского обязательства и других международных документов, принятых на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам развития информационного общества» [[26 - .Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. №Пр-212. [Электронный ресурс] // Российская газета RG.RU: ежедн. интернет-изд. 2008. URL: https://rg.ru/2008/02/16/informacia-strategia-dok.html (https://rg.ru/2008/02/16/informacia-strategia-dok.html)]].

Для начала попробуем дать свое определение глобальному информационному обществу.

Глобальное информационное общество или цифровое общество – это новое мировое общество знаний, которое существует и взаимодействует, а также тесно интегрировано в принципиально и качественно новую цифровую социальную, экономическую и культурную экосистему, в которой реализован свободный обмен информацией и знаниями, при помощи искусственного интеллекта, дополненной и виртуальной реальности, являющихся дополнительными интерфейсами взаимодействия людей и машин (компьютеров, роботов, носимых устройств и т.д.) [[27 - .Чесалов А. Ю. Моя цифровая реальность. -М.: Ridero. 2019.-268c. URL: https://ridero.ru/books/cifrovaya_realnost_1/ (https://ridero.ru/books/cifrovaya_realnost_1/)]].

Теперь, давайте подробнее рассмотрим, что же это за такой документ «Окинавская хартия», в котором говорится о глобальном информационном обществе, и который упоминается не только Стратегии, но и указывают на то, каким образом должно развиваться информационное общество в Российской федерации и глобальное информационное общество в мире.

К сожалению, немногим из нас известно, что процессы глобализации в направлении создания глобального информационного общества идут семимильными шагами с начала 21-го века. На самом высоком политическом уровне главами государств был заключен ряд международных соглашений о построении глобального информационного общества или цифрового общества будущего. Среди этих документов присутствуют и те, на которые опирается Стратегия развития информационного общества Российской Федерации.

Перечислим некоторые из них:

– 2000 год. «Окинавская Хартия глобального информационного общества», принятая главами государств и правительств «Группы восьми» 22 июля 2000 года и Нью-Йоркская «Декларация тысячелетия».

– 2002 год. Новоорлеанское соглашение.

– 2003 год. Женевские «Декларация принципов: построение информационного общества – глобальная задача в новом тысячелетии» и «План действий по построению глобального информационного общества».