Категориям должно быть найдено соответствие (адекватное выражение) на языке исследуемых документов. Создается список единиц анализа. Единица анализа (качественная или смысловая) – та часть содержания, которая выделяется как элемент, подводящий под ту или иную категорию.
Единицей анализа может быть социально значимая идея (тема). В тексте она может быть выражена по-разному – словом, устойчивым сочетанием слов или преподноситься описательно. Качественные единицы анализа определяют, что надо читать в тексте, а количественные отражают общий объем внимания каналов массовой информации к определенным проблемам и частоту внимания к тем же проблемам.
Основанием для количественного анализа выступает единица счета, которая может совпадать (или не совпадать) с единицей анализа, ее показателями и признаками.
За единицу счета может быть принята:
1. частота появления признака категории анализа;
2. объем внимания, уделяемый категории анализа в содержании текста.
Для установления объема внимания могут быть приняты: количество печатных знаков (число строк), абзацы, площадь текста – для печатаных материалов; для текстов, передаваемых устно, теле-, радио-, киноматериалов – эфирное время, метраж пленки и т.д.
Общие характеристики содержания фиксируются разными способами. Например, когда единицей анализа является слово (или персонаж, суждение и т.д.):
А.) подсчитывается общее количество упоминаний его в тексте, количество предложений, абзацев, которые могут содержать искомые слова; число материалов, в которых встречалось хотя бы одно искомое слово;
Б.) подсчитывается сумма площадей или эфирного времени, содержащих нужное слово; суммируются площади материалов в целом, если они содержали хотя бы одно искомое слово.
Использование подобных процедур обеспечивает объективность и точность анализа большого по объему и несистематизированного материала.
Теперь, когда мы более четко определились с контент-анализом, рассмотрим каким образом эта методология может быть использована нами для анализа имиджа и его положения в информационном пространстве. Для этого нам необходимо еще раз обратиться к тем характеристикам информационного пространства и собственно имиджа, которые мы описали выше.
Оценка положения имиджа в информационном пространстве
Как было сказано выше, для проведения анализа необходимо сформулировать четкую систему показателей, которая позволит нам с одной стороны построить систему координат, в рамках которой будет осуществляться исследование, а с другой – набор индикаторов, описывающих интересующий нас объект.
Рассматривая ПР с точки зрения коммуникационного подхода, мы можем вести речь о нескольких аспектах формирования имиджа.
Логично предположить, что содержательная структура имиджа будет изменяться в зависимости от характера и места, которое занимает тот или иной элемент в структуре коммуникации (см. схему 5).
В самом деле, мы легко можем допустить, что на уровне источника информации существует свое видение характеристик, которыми должен обладать имидж. На уровне коммуникатора (напр., конкретное СМИ) в зависимости от содержательной модели, территориального ареала (федеральное, областное, местное СМИ), политической и/или экономической ориентации и т.п. эти характеристики будут видоизменяться. В свою очередь, на уровне получателя сообщений будет происходить еще одно изменение, обусловленное социальными (групповыми) и индивидуальными фильтрами восприятия и оценки.
При этом, как было показано выше, на уровне информационного пространства, возникающего между коммуникатором и получателем, существует ряд внешних факторов, которые в свою очередь влияют на наборы имиджевых характеристик, складывающихся в сознании представителей целевых групп. Добавим, что на этом уровне логика воздействия (источник – получатель) отчасти сводится к борьбе за внимание СМИ.
Если мы рассматриваем в качестве внешнего фактора информационную деятельность конкурирующего субъекта, то речь по сути всегда идет о воздействии на одни и те же целевые группы. Мы можем обозначить объем внимания, который существует у данных групп по отношению к информации из СМИ за 100%. Тогда объем внимания к сообщениям, транслирующим имиджевые характеристики конкурирующих субъектов, (например,) будет составлять 10%. Соответственно, тот субъект, который сможет (будет) доминировать в этом объеме, потенциально имеет больше шансов быть воспринятым получателем.
Поскольку мы определили информационное пространство как систему взаимодействия между коммуникаторами (в данном случае под ними понимаются СМИ) и целевыми группами посредством сообщений, то система координат, в рамках которой, на наш взгляд, может быть осуществлен подобный анализ, выступают следующие оси (см. схему 6):
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Данная схема является своеобразным обобщением результатов исследований американских социологов Х.Лассуэлла и П.Лазарсфельда. Более подробно о структуре массовой коммуникации см. Мозолин А.В. Исследования пропаганды в теориях массовой коммуникации, http://www.rc-analitik.ru/show.asp?id=164
2
Более подробно см. Мозолин А.В. Проблемы моделирования информационных процессов. http://www.rc-analitik.ru/show.asp?id=165
3
Кондаков И.М., Мульдаров В.К. Психологический справочник (мультимедийная энциклопедия знаний), Центральное региональное отделение РАО, 1998.
4
Там же.
5
Краткий словарь по социологии/ Под общ. редак. Д.М.Гвишиани, Н.И.Лапиной. – Политиздат, 1989. с. 386.
6
Феофанов О.А. Стереотип и “имидж” в буржуазной пропаганде. // Вопросы философии. – № 6 . – 1980. с. – 91 – 96.
7
Речь идет о ряде исследований, проведенных в рамках проблемной группы по изучению массовых коммуникаций (кафедра теории и истории социологии УрГУ, руководитель группы А.В.Мозолин).
8
Пример по статье Шалака В.И. Контент-анализ. История метода, www.vaal_project.ru
9
Более подробно см. Контент-анализ как метод сбора социологической информации. Методическая разработка для студентов. Типолаборатория УрГУ, Екатеринбург, 1992.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги