Эти три аспекта позволяют нам понять, что осознанность приходит и уходит, и задержаться в этом состоянии, даже на пять минут бывает крайне сложно.
Тем не менее у человека есть все возможности прийти к такому состоянию осознанности, чтобы пребывать в нем глубоко и непрерывно. Это состояние является медитативным, причем человек находится в абсолютном сознании, более активном и глубоком, чем то, к которому он привык. Мы называем это Медитацией вне медитации и считаем такое состояние сознания самым подходящим для существования разумного человека. Это некий «лайфстайл», когда ты в обычной повседневной жизни ходишь по земле, говоришь с обычными людьми, функционируешь в привычном мире, и в тоже время пребываешь вне этого. Это удивительно. Для того, чтобы прийти к такому способу существования необходимо выйти за рамки привычного восприятия, поменять свое отношение абсолютно ко всему, в том числе к времени и пространству, увидеть не только ложь, но и истину. Только так человек способен существовать сразу в четырех состояниях сознания, которые будут более подробно описаны далее: сон, бодрствование, самосознание и возвышенное сознание. В большинстве своем, мы существуем лишь в двух привычных нам состояниях: спим, и то, что мы называем бодрствуем, хотя эти два состояния практически не отличаются друг от друга. Самосознание приходящее, оно проявляется путем самонаблюдения и самоисследования. Оно возникает вспышками и сам человек над ним не властен. Оно то приходит, то уходит, его появление связано напрямую с изучением реакций на внешние обстоятельства. Так возникает чрезвычайно важный вопрос: как прийти к возвышенному состоянию сознания, чтобы сделать осознанность глубокой и постоянной? Как прийти к состоянию Медитация вне медитации?
К состоянию Медитация вне медитации можно прийти только планомерно. Саморазвитие необходимо начать с исследования ограниченности собственного сознания. Когда раскроются хотя бы некоторые аспекты, можно двигаться дальше, и, так, шаг за шагом, вы приблизитесь к возможности расширения своего сознания.
При этом, важно понять одно, наше незнание себя и ошибочное убеждение в том, что мы что-то знаем, может очень долго тормозить развитие. Нужно начать сомневаться во всем, даже в самом очевидном, нужно пожелать свободы.
Вы можете изучать все, что угодно, но пока вы находитесь в отрыве от самого себя, вы просто топчетесь на месте. Между тем, самонаблюдение требует желания и серьезного подхода. Это не простое изучение, это исследование сложнейшего механизма, причем в самых малейших деталях.
Прежде чем привести действенные методы обретения осознанности, необходимо предварительно обратить ваше внимание на некоторые основополагающие аспекты человеческого существования, без которых невозможно привести в действие даже самый малейший эпизод самосознания.
Первое, что необходимо принять, как априорный факт, не сомневаясь в этом ни на мгновение, это понимание того, что за внешней оболочкой жизни, абсолютно точно и неизменно лежит нечто намного более значимое, то, что нельзя увидеть и осознать привычными инструментами восприятия. И до тех пор, пока мы не знаем об этом ровным счетом ничего, или пока не узнаём хоть что-то, пусть даже самую малую часть, всё наше знание о жизни и о нас самих в действительности слишком мало и ничего не значит, как, впрочем, и сама наша жизнь, слишком незначительна. Нужно признать, что человек видит крайне поверхностно. И в таком иллюзорном восприятии ни кто-то другой слеп, а именно вы слепы, ни кто-то другой живет в этой иллюзии, а именно вы сами. Если вы научитесь естественным образом переводить фокус с внешнего на внутреннее, смотреть не на других, а изучать себя, ваш путь развития осознанности станет прямым и максимально ускоренным. Ваш шаг станет шире и уверенней, так вы начнете перемещаться буквально семимильными шагами.
Если вы находитесь в начале пути, необходимо понять, что многие аспекты для вас в данный момент непостижимы, поскольку ваш уровень самопознания и саморазвития недостаточен, и это нормально и естественно. Поэтому часть информации необходимо просто принимать, как данность, поскольку сейчас вы не владеете достаточной степенью осознанности, чтобы это проверить, тем не менее вам непременно нужно от чего-то отталкиваться. Человеку непременно нужно на что-то опереться, пока он не в силах стоять твердо и устойчиво, человек не способен оттолкнуться от пустоты. Если вы привыкли начинать с оценочного мнения, отбросьте эту привычку, поскольку в таком случае вашей главной ошибкой станет сомнение. Весь мир топчется на месте, всего на всего, из-за одной ошибки. Если вы решили идти по пути осознанности, примите факты, которые считаете допустимыми, идите уверенно, иначе ваши сомнения и оценка не позволят сделать и шага. Например, если вы слышите, что есть что-то большее, чем то, что вы видите сейчас, нужно довериться, принять и идти дальше, не стоит этот факт отрицать, иначе последует два шага назад. Позже, вы сможете это проверить опытным путем, но сейчас необходимо принятие.
Вы спросите, – как я могу принять то, что не способен проверить? У вас просто нет другого выбора! Вы либо идете вперед, либо делаете два шага назад, что бы вам кто не говорил, мы убеждены, другого не дано. Человек не может находиться в статичном состоянии, есть либо прогресс, либо регресс. Чтобы впустить новое знание, нужно отбросить всё! Безжалостно отбросить! Вся сложность познания начинается с невозможности принять. И, конечно, вы не сможете принять всё безосновательно и бесповоротно, но от вас этого и не требуется. Примите то, что можете, примите то, что способны допустить.
Человек боится поверить. Он вообще побаивается этого слова. Вера в современном понимании совершенно некорректно передает значение этого термина. Веру стоит интерпретировать, как интуитивное знание, то есть то знание, которое еще не может быть осознанно разумом, хотя душа подаёт сигнал, чтобы уже заранее появилась возможность ощущать его как истинное. Поэтому не стоит путать веру с самоубеждением или слепым верованием, иначе заблуждениям не будет ни конца, ни края. И насколько бы ни было принято придавать слову «вера» совершенно иной смысл, оно никогда не имело и не имеет того значения, которое предпочитают ему приписывать.
Это скорее особое духовное знание или возвышенная мудрость, некое знание, недостижимое при помощи обычных интеллектуальных процессов. Истинная вера обретается посредством вовлечения духовных процессов, задействуя пробуждение души в человеке. Поэтому «верить» скорее приближено к слову «знать», поскольку истинно вера есть ни что иное, как духовное знание.
Безусловно, есть ряд аспектов, в которые невозможно просто взять и поверить. Например, если бы возможно было принять как данность, что разум или сознание с постоянной периодичностью функционирует независимо от физического тела, не возникло бы необходимости доказывать большинство сложных аспектов. Но это невозможно принять как данность, поэтому нам необходимо всестороннее исследование. Все просто, но именно наше оценочное мнение не позволяет нам ограничиться простыми аспектами, мы склонны все усложнять. Именно поэтому истина скрыта от нас. Мы утопаем во лжи, потому что истина – это последнее, что мы готовы принять.
Изучение мира, изучение человека основано на изучении основных догм, которые наука большей частью не признает. Изучение человека тесно связано с идеей его эволюции, но не той эволюции, о которой мы знаем. Эволюцию в данном случае следует понимать, как эволюцию сознания, как эволюцию всего человечества в единую целостную систему, которая в результате призвана занять свое почетное место над всем миром природы, составляя наивысший элемент мироздания. Эволюция человека является результатом его усилий в самопознании и саморазвитии. Эволюция – результат самосовершенствования. Пока человечество в своем большинстве знает только поверхностный мир, эволюция разума происходит слишком медленно. Серьезный скачок возможен посредством изучения каждым человеком самого себя, не из вне, а изнутри. Человек должен прийти к осознанности себя, а затем к пониманию своего места и своей роли во всем процессе мироздания. Каждому человеку необходимо знать, что его представление о самом себе в большинстве своем ложное, поэтому нам нужно освободиться от этих ложных представлений, и в то же время найти методы изучения самих себя.
Поэтому знание Медитация вне медитации в первую очередь основывается на методе самонаблюдения. Вам нужно узнать некоторые аспекты и принципы, на основе которых вы сможете попытаться увидеть себя с другой стороны, как бы изнутри.
Когда человек постоянно изучает себя, свои реакции, когда видит, наблюдает и замечает каждый свой шаг, каждый свой ответ на то или иное воздействие, так его восприятие меняется.
Чтобы начать изучение себя, необходимо настроить себя на четкие разграничения собственных внутренних функций. Мы часто не замечаем, что в нас работает – мысли или эмоции, рефлексы или осознанное движение. Казалось бы, все просто, если я думаю, задействован интеллект, если я расстроен, рад или влюблен задействованы эмоции. Но задумываемся ли мы в каждой конкретной ситуации, что сработало именно сейчас – интеллект или эмоция, инстинкт или осознанный выбор? Скорее всего нет. Вряд ли у вас был повод для подобных раздумий.
При наблюдении за своими действиями и реакциями, прежде всего необходимо разделять эти четыре основные функции, сознательно давая каждой из них свое определение. Подобное разграничение может дать колоссальный прогресс в практике осознанности. Посудите сами, если мы не видим очевидного, как мы можем увидеть то, что скрыто от нашего обычного восприятия?
Стараясь практиковать подобное наблюдение в течение некоторого времени, вы непременно обнаружите, что сам процесс наблюдения – это не сложно, самое трудное вспомнить о необходимости наблюдения в определенный момент времени. Вы постоянно будете забывать это делать. Приходит негативная эмоция, которая связывается с негативной мыслью, подпитывается ею, и это переполняет вас на столько, что вы напрочь забываете о необходимости изучать себя. У вас всегда находятся дела поважнее.
Кроме того, если после ряда таких забываний, вы все же настырно продолжите свои попытки наблюдения, спустя некоторое время, вы несомненно начнете замечать, что большую часть времени вы вообще не задумываетесь, что происходит внутри вас, вы видите только внешние обстоятельства, забывая о собственных реакциях. Если бы вы могли обращать внимание на свои внутренние реакции постоянно, вы бы являлись хозяином собственных мыслей и действий. А пока вы видите только внешнюю оболочку, фокусируясь на происходящих событиях и оценивая их, забывая обратить внимание на свои внутренние ощущения, вы полностью находитесь во власти своей неосознанности. Так ваша жизнь проходит мимо вас. И раз вы не способны замечать свои реакции, то не способны сосредоточиться на себе. Вы думаете, что ваша жизнь – это не вы, ваша жизнь – это внешние обстоятельства. Но это не так. Вы – есть ваша жизнь. Ваши мысли есть ваша жизнь, и, если в вашем поле зрения нет вас самих, если вы не способны на себе сфокусироваться, вы не живете, вы будто собственноручно стираете себя с лица земли. Вы постоянно забываете о себе, вы не обращаете на себя внимание. Где вы? Вас нет! Есть только то, что происходит вокруг, но это не вы, это вами никогда не являлось. Если бы вы помнили о себе, если бы вы видели свои реакции и разграничивали их, выясняя, что именно сейчас происходит внутри меня, то имели бы свободу воли и могли бы делать, то, что пожелаете. Иногда, какое-то короткое время вы замечаете себя, но вы не успеваете действовать по-своему, поскольку этого недостаточно, и вы вновь забываете наблюдать за собой.
Это важнейший аспект, с осознания которого, нам стоит начать путь к себе. Очень важно начать именно с этого. Так очень скоро, если вы продолжите наблюдение, то придете к выводу, что внутри вас есть то, что необходимо скорректировать, усовершенствовать или исправить, то есть вы непременно захотите привести в порядок то, что не дает жить свободной осознанной жизнью. Наверняка появится и то, с чем вы захотите распрощаться раз и на всегда. Это станет важнейшим этапом становления вас, как осознанной личности.
Человек способен существовать одновременно в четырех состояниях сознания. В большинстве своем, мы существуем лишь в двух привычных нам состояниях: спим и бодрствуем. Но вы должны понимать, что это всего лишь половина из всего возможного. Третье состояние сознания – самосознание, абсолютно уникальное, поскольку мы считаем, что постоянно находимся в нем. Мы думаем, что четко знаем и понимаем, что происходит внутри нас, однако это не так. Самосознание – это отображение и познание человеком самого себя на основе самонаблюдения и самопроверки. Человек привык наблюдать за всем вокруг, между тем раздутое самомнение позволяет ему полагать, что с ним одним всё в порядке, поэтому он считает себя полноправным судьёй, в полномочия которого входит оценочное мнение обо всем, что происходит во внешнем мире. На самом деле, самосознанием можно назвать такой уровень осознанности, которого достаточно для осознания своих мыслей, чувств и эмоций, как реакций на объективную реальность.
Необходимо постоянное самонаблюдение, чтобы убедиться в том, что на самом деле мы не сознательны. Если все, что мы видим это внешние обстоятельства – мы не сознательны, если не занимаемся самонаблюдением – мы не сознательны, если не обращаем внимание на внутренние реакции – мы не сознательны, мы то спящие, то бодрствующие, вот и все.
Четвертое состояние является возвышенным сознанием и им обладают те, кто воспринимает мир, как всеобщее единство в многообразии. Это высочайший уровень осознанности, которого может достичь человек не только на интеллектуальном, но и на духовном уровне. Но сначала необходимо осознать самих себя. Через осознание себя, мы начинаем видеть мир, как совокупность собственных реакций на внешние обстоятельства, и так обретаем внутреннее единство и гармонию. Впоследствии это позволит нам обрести способность видеть и чувствовать всеобщее единство.
Для осознания внутренних процессов большим подспорьем может служить медитация. Многие практикуют медитацию, пытаясь достичь гармонии и благополучия. Мы же видим в медитации иной смысл и предназначение. Главное, что призвана сделать медитация, это слить воедино душу и тело. Целью практики медитации не является кратковременное состояние благости. Истинное предназначение медитации приведение человека к непрерывному сверхчувственному состоянию, которое мы называем Медитация вне медитации.
Метод Медитация вне медитации – это путь к гармоничной осознанной жизни, причем ни в какие-то конкретные моменты времени, а постоянно. Мы не желаем довольствоваться малым, наша цель прийти к безграничной осознанности, которая длится не только в короткий период медитативной практики, а постоянно 24 часа в сутки. Наш путь последовательный, и нам не нужна 10-ти, 30-ти или 60-ти минутная медитация каждый день. Это очень часто присутствует в наших практиках, так как мы работаем с новичками, и это действительно является большим подспорьем, но это не является самоцелью. Достаточно того, чтобы практика медитации стала средством обучения концентрации, средством гармонизации души и тела, а в дальнейшем превратилась в лекарство, но не в коем случае не переросла в панацею. Когда у вас что-то болит вы пьете таблетку и все проходит, далее таблетки уже не нужны. Так и здесь, мы рекомендуем применять регулярные практики медитации какое-то время, а затем, после обретения нужной степени осознанности, сделать медитацию лекарством, которое вы принимаете время от времени в период сильных потрясений, когда не можете справиться с кучей пустых мыслей в голове, когда гнев переполняет и не позволяет остановиться. Такая медитативная практика вас поправит, вернет в русло, но затем это должно быть отброшено до следующей необходимости. Знание Медитация вне медитации предлагает наиболее действенные методы ежедневной медитации, которые помогают гармонизировать взаимоотношения души и тела. Тем не менее, основополагающим средством всё же является не сама практика медитации, как некое действие, а постоянное самонаблюдение, как путь к непрерывной осознанности. Мы включаем интеллект, и наблюдаем за собой, пока это не превратится в образ жизни и не войдет в привычку. Разум должен быть обязательно задействован в нашей повседневной жизни, это прямой путь к осознанности. Когда вы видите каждую свою реакцию, каждую слабость – гнев, страх, зависть, злословие, предрассудки и оценочные суждения, вы встаете будто лицом к лицу с собой настоящим, так вы знакомитесь со своим внутренним миром. Когда вы увидите все аспекты собственной ограниченности, вы непременно захотите освободиться, ведь человек от природы слишком свободолюбив. Вы больше не захотите быть прежним, вы не захотите думать, как все. Это станет главным прозрением и переворотом вашего сознания. Вы постепенно начнете становиться самим собой, и вы не будете знать кто это – «я настоящий», поскольку ранее вы им никогда не были. Вы настоящий – это не тот человек, к которому вы привыкли, он больше не желает мыслить общепринятыми критериями. Вам еще только предстоит познакомиться со своим истинным природным нутром. Вашей душе просто необходимо раскрыться.
И, конечно, вначале пути не идет речь о постоянном самонаблюдении, поскольку это просто невозможно. Если вы находитесь в начале пути, ваша задача исследовать себя тогда, когда получается, когда вспоминаете о том, чтобы делать это, – и это будет зависеть от конкретного случая. Иногда вспомните с легкостью, а иногда эмоции и мысли переполнят вас так, что забудете напрочь. Но когда вспоминаете, важно пытаться разобрать себя по крупицам.
Важно! Разбор необходимо производить исходя из двух критериев:
Внешние события просто происходят, и они сами по себе не важны;
Люди, участвующие в происходящих событиях, не имеют значения, даже если мне кажется, что они являются виновниками произошедшего, я обращаю внимание только на то, что происходит внутри меня.
Это все, что вы сможете сделать на первом этапе – пока важно просто наблюдать. Состояние регулярного самонаблюдения может быть достигнуто только путем прямого усилия. Нужно просто стараться быть более сознательным, изучая и анализируя свои реакции как можно чаще.
Вам нужно прийти к ясному пониманию, что нет такого:
– Этот человек сделал мне плохо. Есть только – мне плохо.
Нет такого:
– Меня преследуют неудачи. Есть только – я испытываю страх, гнев, боль и тому подобное.
Далее вы разбираете, что послужило толчком, но смотрите только вглубь себя. В дальнейшем, мы разберем критерии самонаблюдения более подробно.
Почему мы так уверены, что метод самонаблюдения стоит на первом месте? Поймите, самонаблюдение – это ни что-то сверхъестественное. Это обычные вещи, просто понимать то, что происходит в вашей собственной голове. Причем это должны делать ни какие-то избранные люди с особыми способностями, это просто необходимо делать абсолютно каждому человеку. Важно и естественно реагировать на все происходящее не спонтанно, а осознанно. Это главный критерий свободы. Мы не можем управлять собой лишь рефлекторно и инстинктивно, слепых реакций недостаточно. Раз уж мы настолько малы, что не видим очевидного, значит вынуждены учиться и развиваться, ведь свобода, хоть и дарована нам природой, но лишь в потенциале, дальше вопрос нашего самопознания и мастерства осознанности.
Когда мы все чаще, и чаще начинаем вспоминать о необходимости самонаблюдения, это означает, что мы стремимся пробудиться. И в момент самонаблюдения мы пробуждаемся на это короткое мгновение, а затем снова засыпаем. Поэтому стоит принять тот факт, что большинство времени мы просто спим.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги