Книга Большая книга мужской мудрости - читать онлайн бесплатно, автор Коллектив авторов. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Большая книга мужской мудрости
Большая книга мужской мудрости
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Большая книга мужской мудрости

Великий титан был не только мудрецом и провидцем, он всегда стремился к справедливости, что так присуще всем сильным и великодушным.

«Мы пламень солнечный стеклом здесь получаемИ Прометея тем безбедно подражаем».(М. Ломоносов, «О пользе стекла»)

Новые люди: создатель и учитель

После войны титанов и олимпийцев земля осталась выжженной и пустой, молнии Зевса испепелили все живое. И тогда Громовержец поручил Прометею заново населить ее. Спустившись с Олимпа, титан взял сырую глину и вылепил из нее людей, а богиня мудрости Афина вдохнула в них жизнь, коснувшись своим копьем.

Но люди были неразумны и слабы. Прометей стал им мудрым и терпеливым наставником. Он научил их строить хижины, запрягать в ярмо дикого быка, ставить под седло дикого коня, обучил ремеслам и искусствам, чтению, письму и наблюдению за ходом звезд. Титан открыл людям свойства металлов и показал лекарственные травы для врачевания болезней.

Не только Провидец – имя ему. Покровителем и учителем стал он для людей.

«Я здесь творю иное поколенье,Что будет плакать, и томиться,И ликовать, и бурно наслаждаться…»(Гете, «Прометей»)

Как благородный хитрец делил быка

Олимпийцы были готовы оказывать покровительство роду людскому, но взамен хотели, чтобы им поклонялись и оказывали почести. Прометей заколол быка, разделив тушу на две неравные части. В маленькую он сложил мясо и съедобные внутренности, прикрыв шкурой и набросав сверху копыта и рога. Большая же часть состояла из костей, но сверху Прометей прикрыл их толстыми аппетитными кусками жира. Зевс засмеялся и сказал, что дележ явно неравен, но выбрал большую часть. Когда же Громовержец снял куски жира, чтобы посмотреть, что под ними, то увидел голые кости. Но дело было сделано. Раньше люди отдавали жертву богам целиком, теперь же им оставалось для еды вкусное мясо.

Всегда ли хитрость – это плохо? Как видим, нет. Ведь Прометей прибегнул к ней из благородства и желания помочь слабым.

«Мне стыдно за Зевса! Он, как мальчик, сердится и негодует, если не получает большей части».

(Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)

Священный огонь – не себе, но за то наказание многим

Зевс был разгневан тем, что Прометей дал людям столько знаний, и решил, что лишит их самого главного дара – огня, чтобы им нечем было обогревать дома и не на чем готовить еду. И тогда титан решил украсть олимпийский огонь. Он спрятал искру в полой тростинке и принес на землю – не для себя, а для своих созданий. За это Зевс пообещал страшную кару и ему, и людям.

По приказу Зевса Гефест выковал статую изумительной красоты, Афина вдохнула в нее душу, Гермес наделил красноречием. Нареченная Пандорой («наделенной дарами»), спустилась красавица на землю. Эпиметей, младший брат Прометея, влюбился и взял Пандору в жены. Лишь одно было запрещено красавице: открывать золотой ящик, где были заключены все беды и горести человеческого рода. Но любопытная Пандора пробралась в комнату и открыла тяжелую крышку. Мигом выпорхнули горести и страдания и разлетелись по миру. Не успела вылететь на свободу лишь Надежда, оставшаяся на дне ларца. Так были наказаны люди.

«Женщин губительный родот нее на земле происходит.Нам на великое горе,они меж мужчин обитают».(Гесиод, «Теогония»)

В ответе за тех, кого создал

Но куда страшнее было наказание Прометея. Конечно, будущее было открыто провидцу, но гордое и благородное сердце не пожалеет о подаренном многим счастье, даже если за него придется заплатить тяжкими мучениями.

Зевс призвал Гефеста, Силу и Власть и повелел им приковать титана к скале в горах Кавказа и пронзить его грудь несокрушимым копьем. Когда все ушли, позволил Прометей себе застонать от невыносимой боли. Целые века суждено ему быть прикованным к скале, заметаемой снегом, заливаемой дождями, палимой солнцем… И каждый день огромный орел будет прилетать и выклевывать его печень. И каждую ночь печень будет отрастать, чтобы вновь стать пищей орлу.

Лишь много столетий спустя к скале пришел Геракл. Сын Зевса искал дорогу в сад Гесперид. Едва Прометей указал ему путь, как с неба спустился орел и набросился на титана. В ужасе Геракл выхватил лук и пронзил орла стрелой. А в благодарность за помощь уговорил своего отца Зевса простить Прометея. Так окончились муки титана-бунтаря, страдавшего за людей.

«Ты – символ смертных, их борьбы,Их бед, их силы, и судьбы».(Байрон, «Прометей»)

«Пример нам мощный завещал В отпоре стойком злобе дикой…» (Дж. Г. Байрон)

(П. П. Рубенс «Прометей». Ок.1610)


«Доблестью ей послужу, и да будет моей!» (Овидий)

(Ч. Н. Кеннеди «Персей и Андромеда». 1890)


БУДЬ ОСТОРОЖЕН В СВОИХ ЖЕЛАНИЯХ

Древние греки рассказывали, что однажды фригийский царь Мидас оказал услугу Дионису – богу вина и веселья, и тот предложил Мидасу просить любую награду. Мидас, вне себя от радости, попросил:

– Путь все то, к чему я прикасаюсь, обращается в золото!

Дионис исполнил его просьбу. Мидас ликовал: все, что попадало ему в руки, немедленно становилось золотым. Но не мог он ни поесть, ни попить: еда тоже обращалась в золото! И в итоге был вынужден Мидас просить Диониса взять обратно свой дар.

Не будь жадным, а главное – помни: не всякое исполнение желаний приносит счастье!

Микула Селянинович. Чудо-пахарь

Всегда русская земля славилась своими богатырями-защитниками. Рядом с любым князем рука об руку была его верная дружина, которая и совет добрый даст, и порядок в землях сохранит, и от врагов оборонит. Но только ли на ней все держится? Истинная опора государству – тот, кто сеет зерно и собирает урожай, пахарь и кормилец, как русский богатырь Микула Селянинович.

• До наших дней дошли только две былины о Микуле Селяниновиче

• Литературной традицией он относится к «старшим богатырям», наиболее архаичным образам докиевской Руси, а былины включены в новгородский цикл

• Сведений о происхождении Микулы, его родителях и семье нет. Известно только о его дочерях, Василисе и Настасье, женах богатырей Ставра и Добрыни

• Имя Микула – народная форма имени Николай, а отчество происходит от слова «сельга», что означало поле, заросшее травой и лесом

Создатель благ земных

Микула Селянинович – не просто пахарь, он богатырь. В былинах говорится, что Микулу победить нельзя, потому что его род любит Матушка Сыра Земля, она дарит избраннику нескончаемую мощь. Но эта сила не для сражений. Микула пашет, сеет и варит пиво, он – создатель и даритель земного блага, пищи и питья, культурный герой.

Образ Микулы Селяниновича почти так же древен, как богатыря Святогора, воплощения вселенской мощи, не подчиненной никому, или князя Вольги Святославича, наделенного сверхъестественными способностями оборотня.

Славяне всегда считали крестьянский труд почетным, ведь даже главный герой русского эпоса, Илья Муромец, в былинах зовется крестьянским сыном. Образ Микулы в эпосе сакрален, он – покровитель всех тружеников, воплощение живой народной силы. Священны и его орудия – соха и плуг. Недаром все языческие религии, в том числе и Древней Руси, придавали огромное значение полевым работам, а новый год считали от сентября, месяца сбора урожая.

Вольга и Микула: не по силам князю соха

Ехал как-то княжеский племянник Вольга Святославович со своей дружиной в вотчину, и увидел на дальнем конце поля пахаря. Вздумалось князю его нагнать. Все утро дружина скачет и весь день, а ничуть не ближе они к мужику. К обеду тот остановился соху почистить, тут только Вольга его и догнал.

Зашел между ними разговор, и князь узнал, что недавно ездил пахарь в его городок, а по дороге напали на него разбойники. Но справился с ними крестьянин и невредимый домой вернулся. Тогда Вольга позвал мужика в товарищи-защитники. Выпряг Микула кобылу из сохи, и поехали. И снова чудо – соловая рысью идет, а княжеский боевой конь за ней еле галопом поспевает. А как пустил пахарь кобылу вскачь, так и отстал князь вовсе.

Остановился мужик, подождал Вольгу с дружиной и говорит: надо бы вернуться, соху из борозды вынуть и под куст спрятать, чтоб не украли или не попортили. Послал Вольга пятерых дружинников соху достать – вернулись, не справившись. Десятерых послал – и снова напрасно. Наконец вся дружина на поле вернулась, тянут-тянут, но все зря. Микула усмехнулся, с кобылы слез, одной рукой ухватился за рукоять и выдернул соху из земли.

Как ни велика твоя сила ратная, не хвались. Для труда крестьянского сила бо́льшая требуется.

«Говорит ли мужик таковы слова…Божья помощь, поди-тка, нам надобна.Божья помощь – пахать да крестьянствовать».(Л. Н. Толстой, «Микулушка Селянинович»)

Микула и Святогор: кто на себе мать-землю носит

Святогор-богатырь был огромным великаном. Жил в Святых горах и редко ездил на Русь, потому что тяжесть его была немыслима, с трудом выносила его Мать Сыра Земля. А если уж ехал куда-то Святогор, то сотрясались поля, качались лесные деревья и реки выплескивались из берегов.

Ехал он как-то по дороге и размышлял: вот было бы кольцо, схватился б за него, да всю землю перевернул, чтобы порядок древний на ней возродился. Подумал так, слез с коня и стал землю тянуть – то за валун гигантский схватится, то дуб столетний дернет. Камни летят во все стороны, неохватные стволы валятся, а земля как была, так и стоит на месте.

Смотрит Святогор – идет по дороге мужик, в простой рубахе, в лаптях, на плече холщовая котомка. Остановился мужик и спросил, что, мол, тут творится. Святогор и отвечает:

– Силы во мне столько, что землю свернуть могу, да не выходит отчего-то.

Микула Селянинович головой покачал, котомку под ноги положил и говорит:

– Землю перевернуть? Ты сначала мешочек мой подними, а там поглядим.

Святогор рассмеялся и одним пальцем котомку подцепил. А та лежит себе. Двумя руками взялся великан, тянет – а сумка и не шелохнется. Со всей силы потянул Святогор, горой спина напряглась и плечи саженные, уже не пот по лицу – кровь течет, да только сам по колено в землю ушел, а котомку так и не сдвинул.

Спросил тогда великан-богатырь, что в мешке Микула такое носит? Тот котомку поднял, закинул на плечо, улыбнулся и говорит: в суме у меня вся тягость земная. И никому не под силу она, только тому, кто ту землю пашет и народ кормит. Каждый по-своему родине служит, воину – тяжесть оружия нести, а пахарю – крестьянского труда, и почет им обоим.

«Микула-свет, с милостьюПриходи к нам, с радостью,С великою благостью».(Народная песня на братчину-микульщину)

Василиса Микулишна: достойная дочь своего отца

Много есть историй про то, как князья с богатырями ссорились. Бывало, золото делили, или о достоинствах коней спорили, а случалось, и из-за женщины. Вот и черниговский богатырь Ставр Годинович так расхваливал ум, скромность, хитрость и силу своей супруги Василисы Микулишны, что прогневал киевского князя Владимира.

И сидеть бы Ставру в сыром погребе невесть сколько времени, да не зря хвалился богатырь женой. Василиса переоделась мужчиной, приехала в Киев, победила в состязаниях княжеских воинов, а в награду потребовала себе лучшего певца-гусляра – Ставра.

По-крестьянски обхитрила Василиса князя Владимира, но и хитрость благородной бывает, если она на доброе дело.

«– Здравствуй, моя любимая жена!.. Только где твои косы русые?

– Косами русыми, мой любимый муж, я тебя из погреба вытащила!»

(Былина «Про прекрасную Василису Микулишну»)

Микула и Николай Чудотворец: связь времен

Вряд ли кого удивит, что образ былинного героя Микулы Селяниновича постепенно смешался в сознании народа с образом христианского святого – Николая Чудотворца. Такое случалось и раньше: с пришествием на Русь христианства Гром Гремучий перевоплотился в Илью Громовника, а Велес – в святого Власия. А уж здесь все одно к одному: и имя, и дела – ведь святого Николая зовут еще Угодником, он не только чудеса творит, но и людям угождает, то есть заботится о них, кормит и поит.

В народном календаре 9 мая праздновался Никола Вешний, или Микула с кормом. В эти дни в полях начинала пробиваться трава – подножный корм для скота, и озимые – будущий урожай. Проходят века, но неизменно чествуется ежедневный подвиг служения людям, как бы ни звался тот, кто творит добро.

На Никольщину зови друга, зови ворога – оба будут друзья.

(Народная пословица)ПУТЕВОДНАЯ НИТЬ

Очень любили в Греции легенды о герое Тесее. Как известно, именно он избавил афинян от страшной дани – каждые девять лет Афины должны были отправлять семь юношей и семь девушек к царю Миносу на остров Крит, где их отдавали на съедение чудовищу Минотавру, обитавшему в Лабиринте с множеством запутанных ходов. Тесей вызвался победить Минотавра.

Дочь Миноса, Ариадна, подарила Тесею клубок ниток. Привязав один конец нити к дверям, тот вошел в Лабиринт, сразился с Минотавром и убил его. А затем при помощи нити выбрался обратно.

Настоящему герою не следует пренебрегать помощью женщины.

Один. Воин, прорицатель и поэт

Быть может, ни в одной мифологии мира нет столь загадочного верховного божества, как у древних скандинавов. Громовержец Зевс или Перун, мрачный Аид или неумолимый Стрибог – каждый из них повелевал лишь своей стихией. И только одноглазый Один соединил в себе силу беспощадного воителя, мудрость прорицателя и сладкоречие поэта.

• Один, или Вотан – верховное божество германо-скандинавской мифологии

• Отец богов и людей, бог битвы и победы, покровитель воинов и скальдов, шаман, маг и мудрец

• Был женат на богине Фригг, покровительнице семьи, брака и деторождения

• От нее и своих любовниц Один имел сыновей: Бальдра, Хеда, Хемрода, Тора, Хеймдалля, Браги, Вали и Видара

• В Рагнарёк – день последней битвы между богами и чудовищами – Одину суждено было погибнуть в пасти гигантского волка Фенрира

Водитель ратей и сеятель раздоров

Великий Один, бог битвы и шаманской мудрости, покровитель воинов и хитрецов, был правителем всех трех миров – верхнего Асгарда, срединного Мидгарда и нижнего Нифльхеля.

Не любит Вотан тишины и покоя, его стихия – война. По его приказу спускаются на землю прекрасные девы-воительницы валькирии, принося победу той стороне, которую избирает Один. Самых достойных, павших на поле боя, забирают девы в Валгаллу – небесный чертог, где те отныне будут вечно пить брагу и упражняться в военных играх.

Но не только кровь и страдания приносит людям Отец битв. Он добыл им мудрость, научил прорицанию и чтению магических рун, напоил медом поэзии, открыв для людей дар речи и песни, и расплатился за это многими страданиями.

Воинственный и вспыльчивый, любитель грубоватых шуток и жестоких розыгрышей, строгий ревнитель законов гостеприимства, он так похож на людей… А может, такой правитель и ближе всего к народу?

Солнце, луна и звезды: во всем должен быть порядок

В начале времен солнце и луна ходили по небу без всякого порядка – мир то заливал нестерпимый свет, то все погружалось во тьму. Собрал Один богов и сообщил свое решение: надо установить порядок, чтобы солнце и луна появлялись на небосклоне по очереди и вовремя покидали его. Заспорили асы, кто же будет управлять светилами?

И тут принес ворон Одину весть, что в Мидгарде живут брат и сестра, Месяц и Солнце, прекрасные собой, как сами боги. Девушка говорила, что так собой хороша, что не пошла бы и за всемогущего Одина, а юноша говорил, что женился бы на самой Фригг, если бы мог подняться в Асгард! И как только прозвучали эти слова, грянул гром и опустилась тьма, а когда рассеялась, увидел отец, что дети его пропали.

Стали они с того дня возницами солнца и луны. Так навел Вотан порядок и на земле, чтобы не преисполнялись люди гордыни, и на небе, чтобы день и ночь местами менялись вовремя. Истинный властитель одним словом сразу много проблем решает!

«Золотом пышно Валгалла блещет; там Хрофт собирает воинов храбрых, убитых в бою».

(«Младшая Эдда»)

Пригвожденный к древу: сколько стоит мудрость

Как ни мудр был Один, а не раз ошибался и не раз отступал перед сокровенными тайнами мира. Понял он: надо испить из медового источника мудрости, что притаился у корней Иггдрасиля. Но его сторожил великан Мимир, который потребовал тяжелой платы: за глоток из источника мудрости должен был отдать Вотан один глаз. Отец богов согласился.

Но испив из родника, не обрел верховный ас покоя: чувствовал, что не вся мудрость открылась ему. Тогда поднялся Один по ветвям и пригвоздил себя собственным копьем к стволу Мирового Древа. Девять дней и ночей провисел он на Древе, и никто никогда не узнал, какие муки он претерпел, был ли жив или мертв. Так принес Один первую шаманскую жертву – себя самого.

На девятую ночь явился богу богов призрак его деда-великана, подарил внуку священные руны и научил понимать их. И «родилось слово от слов и дело от дел», с криком рухнул Один на землю, держа в руках руны, окрашенные собственной кровью.

Так Один принес в мир не только мудрость, но и возможность хранить память поколений в сагах и песнях. А ведь ни один народ не имеет будущего, если не помнит своего прошлого.

«Висел я в ветвях на ветрудевять долгих ночей,пронзенный копьем… в жертву себе же».(«Старшая Эдда»)

Мед поэзии: воспойте хитрость отца битв!

Три сосуда с медом поэзии хранилось у великана Суттунга. Любой, кто попробовал его, обретал необычайный дар красноречия и остроту ума.

Узнав об этом, Один отправился во владения великана, назвался Бёльверком и нанялся к его брату Бауги работать в поле. За службу на все лето и осень попросил Один плату: глоток меда поэзии.

Но когда пришло время расплаты, отказал брату Суттунг и не дал меда. Тогда предложил ему Один добыть мед хитростью. Он знал, что прячет Суттунг мед в пещере, вход завалил камнями и наложил чары. Но у Бауги был бурав, который мог пробить зачарованный заслон. Боялся великан старшего брата, но ведь и обещание дал! Просверлил он буравом маленькую дырочку, думал, не сможет Один проникнуть туда.

Но Отец битв обернулся крошечной змейкой и проскользнул внутрь пещеры. В три глотка выпил он три сосуда с медом, обернулся орлом и быстрее ветра понесся в Асгард.

Долгим трудом и хитростью добыл одноглазый Воитель сокровище, и с тех пор одаривал им людей с благородным сердцем, становившихся знаменитыми скальдами. Потому что сила – в правде, а правду для будущих поколений сохранить смогут только такие люди.

«Познай руны мысли,если мудрейшимхочешь ты стать!»(«Старшая Эдда»)

Рагнарёк: последняя битва и новый день

Однажды спустился Один в царство мертвых и пробудил заклинанием пророчицу-вельву, чтобы узнать судьбу богов. Вельва поведала Отцу битв о Рагнарёке, последней битве между асами и чудовищами.

Придет Локи, бог коварства и обмана, и его страшные дети. Гигантский волк Фенрир проглотит Солнце, в наступившей тьме море выйдет из берегов, когда на землю выползет мировой змей Ёрмунганд, поднимет войско мертвых повелительница загробного мира Хель.

Суждено Одину сразиться с Фенриром и погибнуть. Отомстит за отца его сын Видар, который тут же убьет волка. Тор выйдет на битву с Ёрмунгандом и повергнет его, но сам умрет от яда. Хеймдалль станет против Локи, Фрейр – против огненного великана Сурта, Тюр – против подземного пса Гарма. Долгой будет битва, но ни Тьма, ни Свет не смогут победить друг друга. Тогда соберет Сурт всю свою силу и обрушит на землю огонь, сжигая все и всех дотла…

Но когда погаснет огонь, будут и выжившие. Сыновья Одина и Тора, слепой бог Хед и двое людей – Лив и Ливтрасир. Вернется из царства мертвых бог весны Бальдр, и вместе они начнут новую эпоху мира.

И стоит восхищаться Одином, воистину воителем, провидцем и мудрецом, заранее знающим свою судьбу и отважно идущим ей навстречу!

«Заколосятсяхлеба без посева,зло станет благом,Бальдр вернется…»(«Старшая Эдда»)МУЗЫКАНТ И МОРСКОЙ ЦАРЬ

Садко – гусляр, любимый герой новгородских былин – однажды попал на морское дно, где царь морской потребовал от него музыки, и под звуки гуслей расплясался так, что на поверхности моря разыгралась буря и начали тонуть корабли. На просьбы Садко остановиться царь не отзывался, и музыканту пришлось порвать струны, чтобы получить предлог прекратить игру. Садко совершил выбор: отказаться веселить морских обитателей и тем самым навлечь на себя их гнев – или смотреть, как гибнут его соотечественники.

Мы все рано или поздно совершаем выбор. И важно сделать правильный…

Три богатыря. Сила земли русской

Каков он, русский богатырь, чьи подвиги воспевают поколениями? Не только физической силой знамениты богатыри, но и доблестью и честностью. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – поступь их тяжела, голос громок, но сердце доброе и отзывчивое. Они всю жизнь свою кладут на службу родной земле.

• Самые известные из богатырских сказаний – былины киевского цикла (X–XIII вв.)

• Илья Муромец – старший из былинных богатырей

• Согласно сказаниям, до 30 лет сидел на печи, был исцелен «каликами перехожими», служил князю Владимиру Красно Солнышко

• Его товарищем был Добрыня Никитич, также служивший при дворе киевского князя Владимира

• Славился не только силой, но и «вежеством», то есть воспитанием и дипломатическими способностями

• Младшим из троицы богатырей был Алеша Попович, более известный не силой, а находчивостью и удалью

Защитники и заступники

Само слово «богатырь» пришло к нам из древнетюркского языка, и у многих народов есть однокоренные слова с одним и тем же значением: смелый, герой, военачальник.

Всех былинных героев объединяет не только необыкновенная физическая сила. Они находчивы, во многом талантливы, их возможности часто превышают человеческие. Богатырь – одиночка, без страха вступающий в борьбу с превосходящими силами, он за справедливость и всегда побеждает. Но и это не главное.

В сказаниях многие наделены силой – и князья, и чудовища. Чем же отличен от них богатырь?

Средневековый рыцарь Европы тоже служит сеньору и своей даме. Но богатырь не просто благороден, не просто защитник слабых. Он служит не только и не столько князю и его двору, а своей земле, родине. Богатыри – всегда патриоты. Их ведут вперед вера и желание постоять за свой народ.

Илья Муромец и Соловей-разбойник: улетай с дороги, птица!

Тридцать лет была непроезжей дорога из стольного Киева до Чернигова, вся заросла травой, деревьев на ней поваленных не счесть. Но не в том дело, что лежат перед дорогой топкие болота, и не в том, что пересекла ее широченная река Смородинка. Там поселился Соловей-разбойник, сын Одихмантьев, и ни конный, ни пеший мимо него пройти-проехать не могут. Свистнет Соловей по-соловьиному – клонятся деревья до земли от того свиста, а человеку и вовсе того не пережить.

Но не испугался Илья Муромец Соловья-разбойника. Прямо через топи коня повел, пересек Смородинку и направился к девяти дубам, на которых злодей себе гнездо свил. Увидел его издалека Соловей-разбойник, засвистел во всю мочь, чтобы богатырское сердце не выдержало. Но только конь споткнулся у Ильи. Взял он лук и стрелу и сбил Соловья с дубов метким выстрелом. Приторочил к стремени и привел пешим в Киев, где разбойника и казнили.

Думаете, это только былина? К востоку от города Карачаева есть село Девять Дубов, течет там и речка Смородина. Так что, скорее всего, Илья Муромец бился с реально существовавшим персонажем, местным князем, воровавшим дорожные сборы у киевского властителя. Богатыри всегда порядок на земле русской наводили, и не только от врагов внешних обороняли, но и ворам разгула не давали.