Книга Житие протопопа Аввакума, им самим написанное - читать онлайн бесплатно, автор Протопоп Аввакум. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Житие протопопа Аввакума, им самим написанное
Житие протопопа Аввакума, им самим написанное
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Житие протопопа Аввакума, им самим написанное

17

Веселовский С. Б. Документы о постройке пустозерской тюрьмы. С. 6–13.

18

См.: Барское Я. Л. Памятники. С. 68; Шашков А. Т. «Самовидцы» Пустозерской казни… С. 437–453.

19

Материалы для истории раскола. Т. 6. С. 79.

20

Там же. С. 72.

21

Там же. С. 64.

22

Барское Я. Л. Памятники. С. 69.

23

См.: Понырко Н. В. Дьякон Феодор – соавтор протопопа Аввакума // ТОДРЛ. М.; Л., 1976. Т. 31. С. 362–365.

24

Послание протопопа Аввакума царю Алексею Михайловичу из Пустозерска («Пятая челобитная») (Подгот. текста и коммент. Н. С. Демковой) // БЛДР. Т. 17. С. 167, 169.

25

Барское Я. Л. Памятники. С. 68–70.

26

Там же. С. IX.

27

Там же. С. 69.

28

Карманова О. Я. Автобиографическая записка соловецкого инока Епифания (к проблеме мотивации текста) // Старообрядчество в России (ХѴІІ-ХХ вв.). М., 1999. С. 256.

29

Там же.

30

О книгах, созданных им для обличения Никоновой реформы, писал сам Епифаний в своей автобиографической Записке (см.: Карманова О. Я. Автобиографическая записка. С. 260) и в своём автобиографическом Житии (см.: Житие инока Епифания // Понырко Н. В. Три жития – три жизни. Протопоп Аввакум, инок Епифаний, боярыня Морозова. СПб., 2010. С. 126). Существует свидетельство выговского Жития Епифания о том, что принесенные в Москву «книги, написанные на Суне-реке», Епифаний «пред соборною церковию во время праздника при собрании множества народа сам нача чести всем людям вслух» (Понырко Н. В. Кирилло-Епифаниевский житийный цикл и житийная традиция в выговской старообрядческой литературе // ТОДРЛ. Л., 1974. Т. 29. С. 155).

31

См. наст. изд. С. 48.

32

Здесь надо воспринимать глубинный план этого выражения у Аввакума, а именно евангельское «и сотворю вы ловца человеком» (Мф. 4:19; МР. 1:17).

33

См. наст. изд. С. 146.

34

^Послание протопопа Аввакума боярыне Ф. П. Морозовой, княгине Е. П. Урусовой и М. Г. Даниловой (Подгот. текста и коммент. Н. С. Демковой) // БЛДР. Т. 17. С. 221.

35

Там же. С. 219–220.

36

Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения / Под общ. ред. Н. К. Гудзия. М., 1960. С. 262 (Послание Симеону, Ксении Ивановне и Александре Григорьевне).

37

Послание протопопа Аввакума боярыне Ф. П. Морозовой, княгине Е. П. Урусовой и М. Г. Даниловой (Подгот. текста и коммент. Н. С. Демковой) // БЛДР. Т. 17. С. 219.

38

Переписка боярыни Морозовой с протопопом Аввакумом и его семьей (Под-гот. текста и коммент. Н. С. Демковой) // БЛДР. Т. 17. С.287.

39

См. наст. изд. С. 122, 124.

40

См.: Титова Л. В. Послание дьякона Федора сыну Максиму. С. 147.

41

Там же. С. 141.

42

См.: Смирнов П. С. Внутренние вопросы в расколе в XVII в. С. 216–233.

43

Можно предположить, что подспудная причина распри заключалась в следующем. Спор начался с того, что толкование Феодором догмата о Троице было основано на признании опечаток или описок в книгах дониконовского выхода. Для узников, страдавших «за единый аз» в старых книгах, это было как бы покушением на смысл всей их борьбы. Быть может, не случайно, а именно в этой связи Аввакум, изобличая Феодора, несколько раз называет его при этом никонианином.

44

Титова Л. В. Послание дьякона Федора сыну Максиму. С. 150.

45

Памятники истории старообрядчества XVII в. Кн. 1, вып. 1. Л., 1927 (РИБ. Т. 39). Стб. 571 (обращение к чаду Симеону в «Книге толкований и нравоучений»),

46

См.: «Виноград Российский» Семена Денисова. М., 1906. Л. 21 об. – 22.

47

Известно предание о том, что из четырех сожжённых один живым вознёсся на небо: героем его был старец Епифаний (см.: Барское Я. Л. Памятники. С. 392–393).

48

См.: Никольский К. Анафематствование (отлучение от церкви), совершаемое в первую неделю Великого поста. Историческое исследование о Чине православия. СПб., 1879. С. 208–237; Горчаков М.И. Анафематствование (отлучение от церкви), совершаемое в первую неделю Великого поста. Рец. на Историческое исследование о Чине православия Константина Никольского. СПб., 1879 // Отчет о двадцать третьем присуждении наград графа Уварова. Приложение к 39 т. Записок имп. Академии наук, № 8. СПб., 1881. С. 198–243; Петухов Е. В. Очерки из литературной истории Синодика. СПб., 1895.

49

См. рукопись: БАН, собр. Дружинина, № 108 (старый № 139), старообрядческий Синодик, л. 52,157 об. Ср.:ПыпинА. Н. Сводный старообрядческий Синодик (изд. ОЛДП). СПб., 1883. С. 19–21.

50

См.: ПытнА. Н. Сводный старообрядческий Синодик. С. 21–22.

51

См.: Памятники истории старообрядчества XVII в. Стб. 248–250 (Книга бесед).

52

См.: Там же. Стб. 303 (Книга бесед).

53

Там же. Стб. 280 (Книга бесед).

54

Там же. Стб. 941 (Письмо попу Исидору).

55

См.: Петухов Е. В. Очерки из литературной истории Синодика. С. 124–125 и след.

56

См.: Лихачев Д. С. 1). Человек в литературе Древней Руси. М.; Л., 1958. С. 120–123; 2). Развитие русской литературы Х-ХѴІІ веков. Л., 1973. С. 70.

57

См.: Памятники истории старообрядчества XVII в. Стб. 275–277 (Книга бесед).

58

См.: Памятники истории старообрядчества XVII в. Стб. 566 (Книга толкований и нравоучений).

59

Следует заметить, что эту особенность древнерусской литературы быть как бы молвой усиливало то обстоятельство, что она воспринималась главным образом на слух и была создана для изустного произнесения.

60

См.: Памятники истории старообрядчества XVII в. Стб. 285, 507, 510, 519, 567, 574,626 ит. д.

61

Там же. Стб. 471 (Книга толкований и нравоучений).

62

Там же. Стб. 402–403 (Книга бесед: письмо инокине Мелании с сестрами).

63

Из сочинения протопопа Аввакума о сотворении мира (Подгот. текста и коммент. Н. С. Демковой) // БЛДР. Т. 17. С. 126.

64

Памятники истории старообрядчества XVII в. Стб. 469 (Книга толкований и нравоучений).

65

Там же. Стб. 302, 321, 344, 345, 386 (Книга бесед).

66

Там же. Стб. 338 (Книга бесед).

67

Там же. Стб. 337, 334 (Книга бесед); 626 (Книга обличений).

68

Там же. Стб. 882 (Послание боярину Андрею Плещееву).

69

Стефан Яворский. Камень веры. М., 1728. С. 616–618.

70

Иоанн Златоуст. Беседы на 14 посланий св. апостола Павла. Киев, 1623. Стб. 1080.

71

См.: Послание протопопа Аввакума отцу Сергию с «отцы и братией» (Подгот. текста и коммент. Н. С. Демковой) // БЛДР. Т. 17. С. 200–201.

72

Там же. С. 201.

73

Житие протопопа Аввакума, им самим написанное (Подгот. текста и коммент. Н. С. Демковой) // БЛДР. Т. 17. С.92.

74

Послание протопопа Аввакума «горемыкам миленьким» (Подгот. текста и ком-мент. Н. С. Демковой) // БЛДР. Т. 17. С. 194.

75

См.: Псалтырь с восследованием. М., 1642. Л. 667.

76

См.: рукопись РНБ, 0.1.1098, XVIII в., л. 8 об. – 27.

77

Там же.

78

Там же.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги