Книга Жития святых. Небесные покровители. 100 имён - читать онлайн бесплатно, автор Светлана Кипарисова. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Жития святых. Небесные покровители. 100 имён
Жития святых. Небесные покровители. 100 имён
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Жития святых. Небесные покровители. 100 имён

Христиане похоронили тело святого мученика, а через несколько дней губернатор сам лишил себя жизни. Его вдова и брат не воспользовались богатством умершего. До самой смерти они находились при гробе апостола Андрея, служа Богу и помогая нищим.

При императоре Констанции мощи святого Андрея Первозванного были перенесены в Константинополь и положены в церкви Святых апостолов. Когда крестоносцы завладели Константинополем, 6 мая 1208 г. мощи перевезли в итальянский город Амальфи. Там они почивают и доныне; честная же глава святого Андрея Первозванного находится в Риме.

Мученик Андрей Стратилат

1 сентября

В III в. в Сирии, в эпоху правления императора Максимиана, жил воин Андрей. Втайне Андрей исповедовал христианскую веру, но крещён не был. Когда началась война с персами, он командовал римским отрядом. Андрей отличался храбростью и силой, воодушевлял воинов своим мужеством. Правитель Антиох дал ему титул Стратилат (от греческого «стратос» – войско). С молитвой и твёрдым упованием на Божью помощь Андрей со своим небольшим отрядом вступил в бой с многочисленным неприятельским войском и одержал блистательную победу. Это возбудило зависть у сослуживцев Андрея, которые в основном были язычниками. Перед сражением Андрей убеждал их, что языческие боги – бесы, они не могут помочь воинам. Некоторые подчинённые Андрея вместе с ним уверовали во Христа, другие же возненавидели его и задумали погубить своего командира. Завистники донесли правителю Сирии Антиоху – ярому гонителю христиан, что Андрей исповедует запрещённую веру.

Андрея вызвали на допрос. Он открыто и мужественно признал себя христианином и был предан истязаниям.

Однако Антиох не решился без разрешения императора осудить на смерть такого известного человека и велел бросить его в темницу. Император Максимиан тоже побоялся казнить Андрея. Ведь люди любили и уважали Стратилата, они будут возмущены. Тогда Максимиан придумал хитрость: он приказал освободить Андрея и других воинов-христиан из темницы. При этом правитель велел устроить так, чтобы Андрея обвинили в другом преступлении, за которое его можно было бы казнить, если он со своей дружиной не отречется от христианской веры.

Освободившись из заключения, Андрей решил срочно принять святое Крещение и в сопровождении своих воинов-христиан отправился в город Тарс. Там всех желающих крестили епископы Пётр Тарсианский и Нон Верийский.

Между тем правитель Сирии сообщил властям Тарса, что Андрей тайно бежал со своими солдатами, их велели схватить – живыми или мёртвыми. Тотчас в погоню был отправлен отряд с приказом уничтожить всех новообращённых христиан. Андрея и его дружину настигли в узком ущелье Таврских гор, и все воины – 2593 человека – с молитвой мужественно приняли смерть за Христа.

Перед смертью святой Андрей молился за всех, кто будет чтить их память, и просил Господа послать людям целебный источник на месте, где прольётся их кровь. В тот миг, когда мученики были усечены мечом, из земли забил целебный источник.


Святитель Андрей, архиепископ Критский

17 июля, 30 октября

В тот великий подвижник родился в VII в. в Дамаске. До семилетнего возраста он был нем и однажды после причащения Святых Христовых Тайн чудесным образом исцелился и заговорил. С тех пор мальчик усердно учился и особенно полюбил чтение священных книг. Когда ему исполнилось четырнадцать лет, родители отвезли его в Иерусалим, и святой патриарх Софроний принял отрока в церковный клир. Там Андрей вёл добродетельную и строгую жизнь. В это время произошло горестное событие: Иерусалим завоевали мусульмане, но Андрей не бежал, а остался в святом городе.

В 680 г. в Константинополе был созван Шестой Вселенский собор, он выступил против монофелитов, которые признавали во Христе единую, божественную волю. Собор осудил лжеучение, оно противоречило Евангелию, утверждавшему, что Господь Иисус Христос – Бог и Человек. Среди самых ревностных защитников истины был и Андрей. В то время он стал архидиаконом и был всем известен благочестием, мудростью и глубоким знанием Священного Писания. Иерусалимский Патриарх послал Андрея на собор вместо себя.



Возвратившись в Иерусалим, Андрей предался молитве и богоугодным делам: он заботился о нищих, больных, служил им с усердием и любовью. Через некоторое время его назначили архиепископом на остров Крит в Средиземном море. Андрей мудро управлял своей паствой. Благодарные критяне считали, что силой его молитв с Крита бежали сарацины, которые прежде нападали на остров.

По церковным делам Андрей отправился в Константинополь. На обратном пути, почувствовав свою близкую кончину, он сказал спутникам, что более не увидит Крита. Действительно, достигнув острова Митилены, он заболел и мирно предал душу Богу.

Святой архиепископ Критский оставил несколько сочинений духовного содержания: беседы на разные праздники, каноны и праздничные стихиры. Но особенно известен Великий канон святого Андрея Критского. Он читается по частям в первые четыре дня Великого поста на повечериях и весь целиком за утренней службой четверга на пятой неделе Великого поста. В этом каноне выражается глубокое покаяние и душевное сокрушение о грехах. Святой Андрей оплакивает горестное состояние грешника, который преступлениями омрачает красоту своей души. В Великом каноне мы видим примеры из Ветхого и из Нового Заветов, применяем их к состоянию нашей души, вспоминаем благодеяния, оказанные Господом недостойным и грешным людям.

Полный глубокого смирения, святой Андрей молит Господа не судить нас, но спасти нас по милости Своей, ибо единственная наша надежда – милосердие Бога.

Благоверный князь Андрей Боголюбский

6 июля, 17 июля, 23 октября

Князь Андрей, сын великого князя Юрия Долгорукого, как удельный князь в разное время владел Пинском, Дорогобужем, Пересопницей, Вышгородом и был противником междоусобных войн, ослаблявших южные княжества.

Рождённый и воспитанный на севере, он всей душой стремился на родину, во Владимир, и не раз просил отца отпустить его туда. В 1154 г., после многих кровавых битв, его отец стал великим Киевским князем и дал сыну Вышгород, чтобы поблизости от столицы находились верные ему люди. Но в следующем году тайно, вопреки желаниям отца, Андрей отправился на родной север. Он взял с собой из Вышгорода чудотворную икону Богоматери, доставленную туда из Константинополя. В десяти верстах от Владимира лошади остановились и не двигались больше с месте. Богородица, явившаяся во время ночной молитвы Андрея, повелела, чтобы икона Её оставалась во Владимире. Благоверный князь велел изобразить Богородицу в том образе, в каком Она ему явилась. А на месте виде́ния велел построить обитель и храм в честь Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы. Место это стали называть Боголюбовым. Оставшись во Владимире как удельный князь, Андрей по мере сил заботился об улучшении состояния своего княжества.



Когда в 1157 г. отец Андрея, князь Суздальский и Киевский Юрий умер, ростовцы и суздальцы, наслышанные о высоких добродетелях Андрея, признали его своим князем. Так благоверный Андрей стал великим князем Северной России.

Болгары-магометане, платившие дань суздальскому князю, решили, что при Андрее жить станет вольготнее, и принялись оскорблять веру русских. Желая образумить их и прославить Христа, великий князь отправился к ним с многочисленным войском. Чудотворную икону Богоматери, икону Спасителя и крест воины взяли с собой. Многими победами был прославлен благоверный князь под защитой этих святынь.

В самом начале своего правления, в 1159 г., Андрей задумал присоединить к своим землям Новгород, разумно полагая, что раздробленные княжества слабее единого государства. Он решил для пользы всей России смирить новгородцев. Когда они взбунтовались против князя Святослава и прогнали его, Андрей собрал войско и отправился на усмирение бунта. Сначала новгородцы победили суздальцев и их союзников. Однако вскоре в Новгороде наступил голод и новгородцы предпочли заключить мир с Андреем по своей воле, через год они пригласили на княжение Юрия Андреевича Боголюбского.

Киевский престол после отца Андрея – Юрия – занимали князья старше Андрея по возрасту. Киев сначала был потерян для Андрея, но вскоре юг покорился сильному суздальскому князю. Его военная политика была направлена на объединение княжеств и создание единого Русского государства.

Князь Андрей прославился многими благими делами. Укрепив Владимир, он заложил великолепный собор в честь Успения Богоматери. Камень для храма привозили из болгарских каменоломен. Внутренняя отделка и украшение собора поражали своим великолепием: драгоценные камни, серебро и золото покрывали иконы; из золота были выполнены несколько сосудов и крестов. Когда строительство закончили, в храм поставили богато украшенную чудотворную икону Богоматери. Князь отдал собору лучшие имения, утвердил кафедру и просил Патриарха назначить для Северной России своего митрополита, но Патриарх, опасаясь раздоров, отказал.

В 1165 г., оплакивая смерть сына Изяслава, князь построил для молитв за усопшего Покровский монастырь в версте от Боголюбова, при впадении Нерли в Клязьму.

Кроме Боголюбской и Покровской обителей, князем Андреем были построены: Владимирский Вознесенский, Владимирский Спасский у Золотых ворот, Владимирский Успенский девичий и Космодамианский монастыри.

Княжествами своими благоверный Андрей управлял справедливо, сам вёл жизнь трезвую, чистую, деятельную, награждал добрых, пороки же преследовал со всей строгостью закона. Благоверный князь был сострадателен к несчастным, ухаживал за больными; для бедных и заключённых в темницах по его приказанию развозили пищу и мёд. Боголюбивый Андрей способствовал христианскому просвещению и сам прилежно читал книги. Особенно он заботился о просвещении представителей иной веры, живших в его княжествах: магометан-болгар, язычников-черемисов (марийцев) и мордвы, иудеев-торговцев. Много сил положил князь на присоединение к православию папистов. При дворе его жило много новообращённых христиан.

Но были и недовольные великим князем. Близкий родственник Андрея, Яким Кучкович, озлобленный тем, что его брат был казнён за преступление; Анбал Ясин, крещёный язычник; Ефрем Моизич, крещёный еврей, – составили против Андрея заговор. Они собрали завистников и озлобленных тем, что справедливый князь не позволял им весело жить за счёт других. Замыслив убить Андрея, вооружённые заговорщики глубокой ночью пришли в Боголюбово. Зарезав стражей дворца, они вломились в сени и уже подходили к спальне князя, как вдруг их охватил необъяснимый ужас. Злодеи бросились бежать. В княжеском погребе они напились вина и, осмелев, пошли убивать князя. Услышав шум, Андрей схватился было за меч, но его не оказалось – ещё днём его украл ключник Анбал Ясин. Убийцы напали на князя. Долго отбивался Андрей, несмотря на то что со всех сторон его рубили саблями и кололи копьями, наконец он упал. Расправившись с князем, утром следующего дня злодеи убили Прокопия, верного слугу Андрея, забрали во дворце серебро, золото, драгоценные камни, жемчуг, ткани и отправили награбленное по домам. Затем они настроили народ против верных чиновников князя, повсюду начались страшные грабежи и убийства.

Добрый слуга Кузьма, отыскав святое тело благоверного князя, принёс его в церковь и положил в притворе. На третий день, когда ещё мятеж не кончился, космодамианский игумен Арсений отдал полагающиеся почести убиенному князю-благотворителю. Тело его внесли в церковь, совершили над ним погребальное пение и опустили в могилу, выложенную камнем.

С чудотворной иконой Богоматери священник, служивший при ней, ходил по городу, уговаривая народ прекратить беспорядки. Наконец страсти улеглись. На шестой день владимирцы торжественно перенесли тело благоверного князя в свой собор и там похоронили.

Преподобный Андрей Рублёв, иконописец

17 июля, 19 июля

Знаменитый художник и иконописец Андрей Рублёв родился около 1360–1370 гг. в Москве. Мирское имя святого неизвестно, а прозвище-фамилия Рублёв указывает на то, что он происходил из торгово-ремесленного сословия. С юности Андрей посвятил себя Богу и принял монашеский постриг. Скорее всего, он подвизался сначала в Троице-Сергиевой лавре, основанной Сергием Радонежским. Ремесло иконописи Андрей начал осваивать с ранней юности, но признание его работы получили только к началу XV в.

К 1405 г. относится первое сообщение о нём в летописи. «Чернец Андрей» упомянут вместе с такими мастерами, как Феофан Грек и Прохор с Городца, которым великий князь Василий Дмитриевич поручил роспись только что построенного Благовещенского собора в Московском Кремле. Следующее летописное упоминание о Рублёве относится к 1408 г., когда он вместе с Даниилом Чёрным начал расписывать Успенский собор во Владимире. Там же Андрей Рублёв создал иконы для иконостаса.

Андрей жил и творил в высокодуховной атмосфере, по заветам святого Сергия. Он воспитывался на исторических примерах святости и видел образцы подвижнической жизни в своём окружении. Андрей глубоко вникал в учение Церкви, в жития святых, которых он изображал, поэтому работы великого иконописца называют ещё «богословием в красках». И хотя многие из них сохранились лишь фрагментарно, они, несомненно, являются шедеврами древнерусского искусства. Работы Андрея Рублёва отличаются неповторимой техникой рисунка, наполненностью изображения светом, живыми красками и богословской глубиной содержания. Художник обновил и цветовую гамму. До него на русских иконах не было особого сине-голубого цвета, который потом назвали «рублёвский голубец».

Андрей Рублёв работал во многих монастырях (Троице-Сергиевом, Спасо-Андрониковом и, возможно, Саввино-Сторожевском). Скончался иконописец около 1430 г. В 1988 г. великий художник-богослов был причислен Русской Церковью к лику святых.


Анастасия

Преподобномученица Анастасия Римлянка

11 ноября

В III в. недалеко от Рима поселились вместе женщины-христианки, отказавшиеся от брака и желавшие посвятить себя Богу. Руководила их монашеской жизнью престарелая благочестивая женщина по имени София. У Софии воспитывалась девочка Анастасия. В трёхлетнем возрасте она лишилась родителей, и София заменила ей мать, научив всему доброму.

Когда Анастасии исполнилось двадцать лет, она стала настоящей красавицей с кротким добродетельным характером, с любовью к труду и молитве. Многие знатные римские граждане хотели жениться на ней, но она всех отвергала, желая посвятить себя Богу. В это время императору Декию, жестоко преследовавшему христиан, донесли, что в тайной обители живёт девица – христианка необыкновенной красоты. Правитель послал за ней воинов и велел привести к себе.



У ворот обители христианских дев воины потребовали привести им Анастасию. К ним вышла София и попросила дать девушке немного времени, чтобы красиво одеться. Сама же повела Анастасию в храм и с молитвой стала убеждать её не предавать христианскую веру, она говорила:

– Дитя моё, не бойся; настало время твоего подвига. Не прельщайся богатством и земной славой; тебя ожидает иной венец. Иди с веселием в чертог Небесного Жениха, не щади тленной красоты, дочь моя, не бойся смерти, не страшись мучений. Когда тебе станут грозить истязанием, говори: угроз ваших не боюсь, ибо со мною Бог! Когда захотят убить тебя, то не страшись тех, которые могут убить одно тело, души же погубить они не смогут. Если предадут тебя мучениям, радуйся, что страдаешь за Христа. Он не оставит тебя. Он будет невидимо с тобой и облегчит твои страдания.

Анастасия отвечала, что всегда желала пострадать за Христа и ныне с радостью явится к мучителю и исповедует перед ним свою веру.

Слуги правителя с нетерпением ожидали девушку и, заковав её цепями, повели к правителю в Рим. Декий изумился красоте девицы, её смиренному и кроткому виду.

– Я дочь римского гражданина, воспитана в христианском благочестии, имя моё – Анастасия – означает «воскресение», – представилась девушка.

Правитель принялся убеждать Анастасию поклониться языческим богам, обещая, что в таком случае она будет жить в веселье и счастии, но она не слушала его и осталась твёрдой в своей вере.

Тогда озлобленный правитель приказал бить и мучить Анастасию. Она же при этом пела псалмы Давида. Видя страдания истекающей кровью мученицы, один христианин напоил её водой. Ему тут же отрубили голову. Народ, состоявший большей частью из язычников и привычный к подобным жестоким зрелищам, стал возмущаться бесчеловечными пытками и укорять правителя, но он был неумолим. Наконец изувеченное тело молодой Анастасии было обезглавлено и брошено за городом.

Софии явился Ангел и сказал ей о совершившемся злодеянии. Она, горько плача, поспешила туда, где находилось святое тело её любимой дочери, и с помощью других христиан благоговейно похоронила останки мученицы.

Вот таким страшным гонениям подвергались первые христиане.

Они мужественно переносили их! Даже самые молодые и слабые женщины! Они исповедовали Бога перед язычниками, не страшась мучений, а Господь помогал святым мученикам Своей чудесной силой. Он пребывает и теперь со всеми, кто любит Его. Господь поддерживает и укрепляет их среди бедствий и страданий.

Великомученица Анастасия Узорешительница

4 января

Анастасия родилась в Риме во второй половине III в., в богатой знатной семье. При отце-язычнике, а матери-христианке девочке было нелегко утвердиться в истинной вере, но мать с помощью учителя Хрисогона смогла воспитать дочь христианкой и дать ей достойное образование.

После смерти матери отец выдал Анастасию замуж за богатого язычника, сенатора Публия. Веры жены он не разделял, и Анастасии приходилось исполнять дела христианского милосердия тайно.

Переодевшись в простое платье, в сопровождении служанки она обходила темницы, где томились христиане, подкупала сторожей, чтобы помочь узникам – перевязать раны, накормить и напоить, подкрепить их дух.



Узнав об этом, муж Анастасии пришёл в ярость, всё её имущество он уже считал своим и не желал разбазаривать его попусту. Жестокий Публий стал избивать жену за её дела и, как рабыню, посадил под замок. Только письма учителя Хрисогона поддерживали Анастасию и спасали её от отчаяния.

Господь увидел страдания чистой души и сделал так, что тиран Публий, отправленный с императорским поручением в дальние края, утонул в море. Анастасия стала свободной и могла теперь посвятить себя служению Богу и ближним. Она по-прежнему заботилась об узниках, пострадавших за веру: переходила из города в город, из края в край и всюду посещала темницы, добиваясь от стражей, чтобы они снимали со страдальцев оковы (узы), которые стирали их руки и ноги в кровь. Вероятно, за это её и стали звать Узорешительницей.

Заботясь о страдальцах, Анастасия пренебрегала собственной безопасностью. А в это время её воспитатель, старец Хрисогон, был замучен за христианскую веру в Аквилее. На тридцатый день после казни он явился в сновидении местному пресвитеру и сказал: «Через девять дней будут преданы мучениям ещё три христианки. Скажи рабе Божьей Анастасии, чтобы позаботилась о них и утвердила в подвиге. Утешайся и ты радостным упованием, потому что скоро вкусишь сладкие плоды трудов твоих: от земной жизни освободишься и будешь приведён ко Христу с пострадавшими за Него».

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги

Всего 10 форматов