banner banner banner
Россию спасёт святость. Очерки о русских святых
Россию спасёт святость. Очерки о русских святых
Оценить:
 Рейтинг: 0

Россию спасёт святость. Очерки о русских святых


Вера, в ней всё дело.

Но скажи нашей верующей бабушке, что святитель Николай не русский, а грек, она, пожалуй, и обидится. Как это так может быть – Николай Чудотворец да не русский? Быть не может. Не может, и всё тут. Ведь наш святитель Никола-зимний в полушубочке, в валенках, усы и борода в инее, глаза добрые, ласковые. Но и строгие.

Вспомним известный рассказ о том, как он спас вора от погони. Вор бежал и взмолился святителю: «Спаси!» Святитель указал на шкуру, содранную с дохлой лошади. В нее завернулся вор, погоня не заметила. Но святитель спас вора еще раз, уже окончательно. «Смердит тебе мертвечина, в которой ты был? Так вот, так же мерзка твоя молитва пред Господом из твоих уст. Иди отмойся и впредь не воруй». Исправился вор.

Представляет себе народ Николая-вешнего в зипуне, в легких лапоточках.

В народе говорят: «Егорий с водой, Никола с травой», «Сена у дурня до Юрья, а у разумного до Николы», «До Святого Николы не сей гречки, не стриги овечки», «На Николу зима с гвоздем ходит», «На Николу иней – к урожаю», «Никольский торг цены стоит», «Никола-зимний лошадь на двор загонит, а Никола-вешний лошадь откормит»…

«Побеждающий народ»

Святость подвижников благочестия возрастает благодаря набожности семей, из которых они происходят. Родители святителя, богобоязненные христиане Феофан и Нонна, были весьма зажиточны. Но кто сказал, что богатство – порок? Да, оно порок и тяжкий грех, когда его копят на слезах и обмане, когда «над златом чахнут», но если человек богатеет честными трудами, а богатство употребляет на добрые дела, тогда оно – во спасение. Родители Николая очень много помогали бедным, но одно лишь было горько для них: они были бездетными. Наконец, по их горячим молитвам, Господь даровал им сына, названного при крещении Николаем, что значило по-гречески «побеждающий народ». По преданию, при крещении младенец простоял в купели три часа. Далее в житии говорится о той строгой, подвижнической жизни, которую святитель вел от младенчества до глубокой старости.

Времена земной жизни святого Николая были одними из самых тяжелейших для христианства. Тогда шло третье столетие, язычество отступало под лучами преображающего Фаворского света, души умягчились крестными страданиями Спасителя на Голгофе, но злоба язычников, облеченных к тому же властью, усиливалась. Римские императоры Диоклетиан, Валериан издавали эдикты (постановления) о гонениях на христиан. Особенно были гонимы священнослужители. Святой Киприан из Карфагена был обезглавлен, а святого Лаврентия заживо сожгли в Риме.

Мы говорим о мучениках, но как-то забываем проследить остатки земного пути их палачей. Например, ужасна, но справедлива судьба (а слово «судьба» восходит к выражению «Суд Божий») императора Валериана. Побежденный в войне с персами, он остаток жизни подвергался всевозможным унижениям, служил подножием царю персов, становился на четвереньки, когда царь, ступая на него сапогом, садился в седло. Кожа, содранная с Валериана, хранилась потом у персов в их тогдашнем музее трофеев.

При императоре Диоклетиане (285–304) святитель Николай был заключен в темницу. Известия, которые приходили извне, были точно такими, какие мы слышали в дни большевистского богоборчества: храмы рушились, богослужебные книги сжигались, священники предавались казням и пыткам, церкви разрушались сверху донизу. Но и по заключении святитель Николай открыто исповедовал имя Христово среди братьев. И до 323 года, до императора Константина, при Галерии, Максимине, Ликинии святитель то освобождался, то подвергался гонениям, но всечасно был рабом Божиим и бесстрашным воином Христовым.

Уж если при еретиках-императорах возделывал пастырь ниву Христову, то при Константине его святительская деятельность возвысилась и распространилась особенно. Тогда в Ликийской области еще сохранилось от язычества бесстыдное поклонение богине Афродите. Жрицы, ей служившие, отличались разнузданностью и святотатствами. Архиепископ Мирликийский Николай настоял на разрушении капища языческой богини. И как всегда бывает с ложными святынями, вскоре только обломки мрамора, заносимые песком, напоминали идольские игрища. Конечно, скажут сейчас иные, это была культура Древней Греции, архитектура и скульптура. Все так, но причем тут религия, жизнь души, где тут духовность? И теперешние новоязычники готовы в обнаженном теле видеть предмет поклонения.

В защиту веры

Вскоре, в 325 году, состоялся Никейский собор, где триста восемнадцать епископов утвердили Символ веры и осудили учение Ария. Святитель Афанасий Александрийский обличил богохульство Ария, его ересь о якобы тварном происхождении Спасителя. Арий упорствовал. Святитель Николай, не стерпев, ударил при всех Ария по щеке. Случай небывалый, ведь отцы наши всегда побеждали только словом. Но вот, видно, бывают случаи, когда вера христианская защищается и так. В наказание архиепископ Николай был тут же лишен сана и заключен в башню. Но этой же ночью многих епископов посетило видение, в котором Иисус Христос подал угоднику Божию Евангелие, а Пречистая Богородица возложила на него святительский омофор, снятый накануне. Утром святитель Николай был выведен из темницы, ему был возвращен прежний сан.

И еще много-много подвигов и трудов совершил великий подвижник. Известен случай, когда купец прибыл с грузом хлеба в голодающий город, говоря, что Николай явился ему и велел изменить маршрут, и в руке купца при этом неожиданно оказалась золотая монета. Эти факты вошли в клейма на иконе-житии святого Николая, как и чудесное избавление им невинно осужденных. И не просто осужденных, а уже выведенных на казнь. Святитель вырвал меч у палача. Вскоре открылась правота Чудотворца.

Это все известные чудеса. Но сколько же их всего было при долгой праведной жизни святителя! И сколько же он оказал людям благодеяний, сколько свершил исцелений, но всегда, подражая Христу, запрещал исцеленным рассказывать о себе.

Мирликийский плач

Господь упокоил Своего праведника 6 (19) декабря. И семьсот с лишним лет честные его мощи находились в Мирах Ликийских. Но пришли времена сарацинских набегов на восточные пределы Римской империи. Город Миры превратился в пустыню. И только уцелел храм, где хранились мощи праведника. «Неужели, – вопрошает летописец древности, – великий архиерей не мог умолить Господа о спасении города? Конечно, мог. Но это бедствие было послано за грехи наши и должно было послужить нашему уврачеванию».

В конце XI столетия жители итальянского города Бари перевезли по морю мощи святителя. Остатки жителей Мир Ликийских плакали так, что плач был слышен далеко окрест. В утешение им оставались благоуханное миро и чудотворная икона. Среди драгоценных лампад у гробницы чудотворца наиболее прекрасны русские лампады, дары русских богомольцев и императоров.

Нигде нет такого почитания Угодника Божия Николая Чудотворца, как в России. И все ее народы глубоко чтят святителя. Например, часовню святого Николая в Тункинской долине Бурятии ставили, как говорит предание, казаки, но и ламаисты, и шаманисты благоговейно поклоняются «батюшке Михоле», или же по-монгольски «Сагану Убукгуну» – седому, белому старику.

В любом месте России есть храм, монастырь, часовня, посвященные святому Николаю.

А как праздновались Николины дни! Сколько поэзии за многие века накопило имя святого! Начиная с самых ранних памятников письменности. Вот еще идущая от устного народного творчества былина «Садко». Именно Николай Чудотворец говорит «богатому гостю», не в меру веселящемуся:

…бросай ты гусли звончаты:
Расплясался у тебя царь морской,
А сине море всколебалося,
А и быстры реки разливалися,
Топят много лодок, кораблей,
Топят души напрасно
Того народу православного…

Когда идут Никольским крестным ходом, старушки часто поют дорогой бесхитростное, помогающее идти песнопение, в котором повторяются сердечные слова: «О, святитель наш, Угодник, Чудотворец Николай, рабам грешным, недостойным руку помощи подай». А святитель отвечает: «Вы идите, не горюйте, вот вам правая рука. Вера чистая, святая вас ведет прямо туда». Туда, то есть к месту обретения чудотворной иконы.

Интересно, что Покровский собор, храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве, долгое время назывался Никольским – по имени чудотворной иконы Великорецкой, принесенной в Москву при Иоанне IV Грозном.

Славят святителя и духовные стихи: «Никола – имя знаменито, победе тезоименито, побеждает агаряны, утешает христианы», славят и народные стихи, распеваемые раньше каликами перехожими, слепцами: «Егда кто Николая любит, егда кто Николаю служит, тому святой Николае на всяк час помогае. Николае! Егда кто к нему прибегает, егда кто в помощь призывает, тому святой Николай всегда помогает».

Воспевали святителя и дети. На зимнего Николу были своеобразные колядки, возрождаемые ныне: «Микола, Микола, святитель, Можайский, Зарайский, морями проходитель, землям исповедник. А знают Миколу неверные орды. А ставят Миколе свечи воску яры, кануны медвяны. А ему, свету, слава, слава – держава – во всю его землю, во всю подселен-ну, слава доныне и века, аминь!»

Православная церковь чтит святителя не только в мае и декабре, но установила особое, еженедельное поминовение его в четверг, когда соборно и келейно читается тропарь (стих, песнопение в память святого или в праздник):

Правило веры и образ кротости,

воздержания учителя яви тя

стаду твоему, яже вещей Истина;

сего ради стяжал еси смирением

высокая, нищетою богатая, отче

священноначальниче Николае, моли

Христа Бога спастися душам нашим.

Но и на всяком месте во всякое время из глубины сердец наших возносится благодарность Господу за то, что дал нам такого заступника и молитвенника.

Слава Тебе, Господи! Слава тебе, отче

Николае!

Радуйся, из бездны греховныя человеки

избавляяй,

Радуйся, в бездну адскую сатану

ввергаяй.

Память Николы летнего празднуется 9 (22) мая, а Николы зимнего – 6 (19) декабря.

Кирилл и Мефодий, первоучители славянские

Мы пишем какими буквами? Латинскими? Нет. А какими? Греческими? Нет. Какими же? Славянскими. Мы пишем на кириллице. А слово «кириллица» откуда? Оно от имени Кирилл.

Солунь – крепость и обитель православия времен раннего христианства и Средневековья. Отсюда – из ныне греческого города Салоники, что в бухте у полуострова Халкидики, – родом был небесный покровитель русского воинства, один из любимых святых России святой великомученик Димитрий Солунский. Отсюда же и великие братья Солунские – Кирилл и Мефодий.

Солунь в Греции, но братья не были греками, они из семьи болгарского воеводы. Их было семь братьев: Мефодий самый старший, а Константин (Кирилл – его монашеское имя) – самый младший.

Мефодий пошел по стопам отца, стал военным, служил в княжестве Славиния, бывшем под греческим управлением. Но войско Славинии было славянским. Здесь Мефодий дослужился до звания воеводы и был им десять лет. Но стал он тяготиться суетой житейской. Он всегда был набожным, много молился, радости мира, забавы молодежи его не привлекали. Он добивался отставки и действительно ушел со службы. Он принял монашеский постриг, и не где-нибудь, а на легендарной со времен античности горе Олимп.