banner banner banner
Время «безгрешных»
Время «безгрешных»
Оценить:
 Рейтинг: 0

Время «безгрешных»


Такое отношение к своим добрым делам – нормальное. И не случайно в Евангелии сказано: Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17, 10). Это означает: «Не считай себя добрым, не считай себя праведным, человек. Если ты делаешь что-то хорошее – это лишь твой долг, и не более того. Думай о себе так, бойся влюбиться в свою праведность, бойся взрастить в себе гордость! Гордость даже светлого Ангела дьяволом сделала, тем более погубит она и тебя».

Этому же учат, об этом же говорят мудрые и опытные христиане. Например, митрополит Антоний Сурожский в книге «Школа молитвы» писал так: «Если вы разумны и умеете благодарить, вы избежите глупости, которая называется тщеславием или гордостью и состоит в том, что мы воображаем, будто совершили то, чего могли бы и не делать. Это сделал Бог. Бог подарил нам замечательную возможность сделать это»[3 - Антоний Сурожский, митр. Школа молитвы. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2000. С. 7.]. Вот, оказывается, как все на самом деле. Наши добрые поступки вовсе не наши, а Божьи. Бог подарил нам возможность сделать их. Наша же роль мала. И это, несомненно, к лучшему, иначе мы погибли бы от самомнения и гордости.

Но вернемся к евангельскому описанию всеобщего Суда. Господь ставит спасающихся по правую руку, а погибающих по левую. И вот что Он говорит погибающим: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня (Мф. 25, 41–43). Здесь интересно то, как отвечают Ему осужденные на муки: «Господи, когда мы видели Тебя голодным, странником, нагим, больным? Когда?»

Обратим внимание: эти люди не помнят сделанного ими зла. Не помнят, не видят, не понимают! Это значит, что ад будет полон людьми, которые вполне искренне считали себя хорошими. А как это ужасно! Как страшно услышать от Господа: Идите от Меня, проклятые!

Святитель Григорий Палама считал, что слово идите указывает здесь на постоянное непрекращающееся движение, вечное удаление от Бога. Подхватила тебя огненная река – и несет. Всё дальше, дальше и дальше от Творца, от Спасителя и вообще от всего благого, что есть в мироздании. Всё дальше, дальше, и так без конца, навсегда! И это на самом деле страшно.

Кто же будет виноват в том, что это случится? Грех. Так что надо говорить о грехах, надо. Такой разговор неприятен, да и непривычен, современному человеку. Мы, люди, любим, когда нам говорят комплименты, когда нам льстят. Ах, мы такие достойные, мы взошли на такие высоты, достигли ну таких умопомрачительных свобод, мы просто совершенство, хоть икону с себя пиши! Но если начать о грехах говорить, да еще и пытаться увидеть их в себе, какие уж тут комплименты!

Да, разговор о грехах неприятный. Но говорить надо просто потому, что грех – наш главный враг. Именно он, наш грех, может закрыть для нас двери рая, а мы даже «в лицо»-то его не знаем! Да и в нашей нынешней временной жизни именно грех не дает нам быть счастливыми, именно из-за греха мы страдаем. Из-за него мучаемся, им болеем – но при этом не знаем о нем ничегошеньки, разве что смутно помним: Господь вроде бы запретил убивать и воровать.

Имеем ли мы право на самооправдание?

А между тем грех многолик. Вот, например, самооправдание – это грех или нет? Подавляющее большинство наших современников воскликнет: «Конечно, нет, ведь пытаться оправдаться естественно для человека!» И они будут не правы. Самооправдание – грех опаснейший, губящий многих и многих. Почему это так?

Большинство невоцерковленных людей воспринимает Бога как Судью, Который должен хороших осыпать дарами (а кто хороший? Да мы, конечно, кто же еще?!), а плохих бить молнией по голове (а кто плохие? Да просто те, кто мне, хорошему, не по душе). Исходя из такого представления, трудно понять, почему самооправдание вредно и опасно. Сразу приходит на ум обычный земной суд, в котором обвиняемый пытается показать себя перед судьей с самой выгодной стороны.

И если это так, то оправдывать самого себя, конечно, нормально. Но ведь христианство открыло нам Бога не только как Судью. Бог – больше чем Судья. Он – наш любящий Отец. Он – наш Спаситель. Он – Врач, Который Сам становится, как мы, Человеком, берет на Себя наши болезни, исцеляет их в Себе, а нам возвращает (если мы того хотим) здравие нашей человеческой природы. Он – Тот Единственный, Кто не отворачивается от наших язв, сколь бы мерзки они ни были, и Тот, Кто способен очистить нас и сделать наши души белее снега (см. Ис. 1, 18).

И если представить все так, получается совершенно другая картина. Вот человек согрешил. Бог, как любящий Отец, заранее предупреждал об опасности, говорил человеку, чтобы он не делал того и этого. Но тот не послушался, сделал то, от чего его предостерегали, и поранил сам себя. И вот теперь рана болит. Не нужно этому удивляться: грех приносит боль, а вовсе не радость. Каждый может вспомнить свое состояние после того, как не сдержал свой язык и облил кого-нибудь грязью собственного сердца. Вроде бы и «душу отвел», но вот только мерзко, противно, тяжело на этой самой душе!

Так вот, человек согрешил, нанес себе рану. И Бог как Врач, как любящий Отец обращается к человеку: «Подойди ко Мне, дитя! Я вытащу греховную занозу, смажу рану лекарством, болеть больше не будет». А тот прячется, сопротивляется изо всех сил, крича: «Я не болен! Я все правильно сделал! И такое мое состояние – естественное. Не надо меня лечить! Я не хочу! Я нормален, нормален!»

Что после этого сделает Господь? Скрутит человека в бараний рог да и вылечит насильно? Нет. Господь сотворил нас по образу и подобию Своему, то есть похожими на Себя. А из этого кое-что следует. Например, вот что: раз Господь свободен и самовластен, значит, и мы свободны и самовластны, раз уж мы сотворены похожими на Него. И Господь уважает нашу свободу, даже если мы и пользуемся ею во вред себе. И Он не коснется греховной раны, пока сам человек не позволит Ему этого.

А человек, оправдывающий себя, конечно, не позволяет. И вроде бы он победил, но что в итоге? Запущенная рана будет болеть, гнить, начнется гангрена, а за гангреной – смерть. Кто будет в этом виноват? Бог? Нет. Виноват будет тот, кто оправдывал себя и потому не позволил Всемогущему Врачу исцелить его рану. Вывод: оправдывать себя так же опасно и глупо, как опасно и глупо избегать врача, если наелся какой-то гадости и отравился ею. Самооправдание есть то, чем мы, люди, закрываемся от Бога, Который спешит к нам на помощь. И будем помнить: можно не убить, не украсть, но так себя изранить другими грехами, что окажешься на грани жизни и смерти.

Для кого эта книга? Конечно, для наших невоцерковленных друзей и родственников. Быть может, прочтут, быть может, проникнутся. Конечно, не все, но хотя бы некоторые. Но и воцерковленным людям она тоже может быть полезна. Мы ведь совсем не идеальны. Все мы много согрешаем, – сказал апостол Иаков (Иак. 3, 2). При этом он обращался вовсе не к язычникам, а к христианам I века, своим современникам. Наивно думать, что с тех пор что-то кардинально изменилось. Мы грешим, грешим много и постоянно. И нам нужно думать о грехах, чтобы видеть их в себе. Чтобы не забыть обратиться к Господу, Который в силах очистить нас, сделать здоровыми.

К счастью, у каждого человека есть возможность всмотреться в свою греховность. Попробуем «поставить» себя напротив зеркала. Не близко – на расстоянии где-то метров тридцати. Что мы увидим в этом далеком зеркале? Да ничего особенного – человек как человек, не хуже других: руки есть, ноги есть, голова на плечах. В общем, все нормально. Да, при рассмотрении с солидного расстояния каждый из нас вполне хорош! Но если подойти к зеркалу ближе, то можно увидеть и другое. И ранние морщины, и обрюзгшее тело, и одежду не первой свежести, да и руки в грязи…

К счастью, у нас есть такое зеркало, в котом мы можем разглядеть не тело, но душу. Подойдем же к нему поближе. Что это за зеркало? Заповеди Божьи. Законом познается грех, – говорит апостол Павел (Рим. 3, 20). И ведь верно! Пока не всмотришься в заповеди Божьи, не сможешь понять, правильно живешь или нет. А вот всмотрелся, вдумался, приложил их к себе, и – батюшки! Я ведь, оказывается, живу совсем не так! И не только поступаю не так, но не так говорю, не так мыслю! В общем – мрак! Срочно меняться! И – к Господу, за помощью!

Давайте «примерим на себя» заповеди Господни и увидим, какими именно нас видит Бог? Да, сами себя мы видим очень хорошими. Ну, а с точки зрения Бога – какие мы? Но сначала еще раз вглядимся в грех как таковой и попытаемся кое-что понять. Ведь это грех не пускает нас в рай. А как именно не пускает?

Глава 1

Почему с грехом нужно бороться?

Как начинается наша жизнь? Бог творит человека. Конечно, здесь атеисты усмехнутся и скажут, что человек появляется по желанию родителей. Но тысячи и тысячи семейных пар, которые хотят родить ребенка, да не могут, возразят им. Если Бог не благословит, то не поможет ничто, и человек не родится на свет. Итак, Бог творит человека и на какое-то время вводит его в мир. В этом мире человек свободен и самовластен. В этом он похож на Самого Бога.

Конечно, человек на Своего Творца похож не во всем. Бог свят, а человек не свят. Бог Всемогущ, а человек не всемогущ. Но вот что касается свободы – здесь сходство очень и очень большое. На самом деле любой человек гораздо более свободен, чем мы привыкли думать. Даже прикованный к постели инвалид или заключенный в тюрьме свободен любить или ненавидеть, и эту внутреннюю свободу у него отнять не сможет никто. Даже если он раб и сын раба, то все равно достаточно свободен для того, чтобы воспитывать в себе ненависть к хозяину и другим рабам или любовь к ним.

Да что долго говорить! Вспомним книгу американской писательницы Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома». Не знаю, как сейчас, но тридцать лет назад эту книгу изучали в школе. Мне кажется, ее вполне можно перечитать и сегодня, она и вправду стоит того. «Хижина дяди Тома» рассказывает не только о том, как ужасно рабство; это еще и повесть о настоящем христианине, который смог в своей душе сохранить любовь к Богу и к ближним несмотря на то, что был бесправным рабом и жил в обстоятельствах очень скорбных.

Да, конечно, добрый и набожный негр Том, герой повести Бичер-Стоу, – вымышленный персонаж. Что ж, посмотрим, как много любви в сердце может быть у людей невымышленных. В своей книге «Школа молитвы» митрополит Антоний Сурожский (Блум) привел письмо, написанное одним заключенным в концентрационном лагере. Письмо это столь интересно, что приведу его полностью вслед за митрополитом Антонием:

«Мир всем людям злой воли! Да престанет всякая месть, всякий призыв к наказанию и возмездию… Преступления переполнили чашу, человеческий разум не в силах больше вместить их. Неисчислимы сонмы мучеников…

Поэтому не возлагай их страдания на весы Твоей справедливости. Господи, не обращай их против мучителей грозным обвинением, чтобы взыскать с них страшную расплату. Воздай им иначе! Положи на весы, в защиту палачей, доносчиков, предателей и всех людей злой воли, мужество, духовную силу мучимых, их смирение, их высокое благородство, их постоянную внутреннюю борьбу и непобедимую надежду, осушавшую слезы, их любовь, их истерзанные, разбитые сердца, оставшиеся непреклонными и верными перед лицом самой смерти, даже в моменты предельной слабости… Положи все это, Господи, перед Твоими очами в прощение грехов, как выкуп, ради торжества праведности, прими во внимание добро, а не зло!

И пусть мы останемся в памяти наших врагов не как их жертвы, не как жуткий кошмар, не как неотступно преследующие их призраки, но как помощники в их борьбе за искоренение разгула их преступных страстей. Ничего большего мы не хотим от них. А когда все это кончится, даруй нам жить как людям среди людей, и да возвратится на нашу исстрадавшуюся землю мир – мир людям доброй воли и всем остальным».

Не правда ли, поразительные слова? Помню, как восхитило меня это письмо при первом прочтении. Не перестает оно удивлять меня и до сих пор. Оказывается, люди бывают и такими! Не только мерзостями полны их души. Любовь тоже может жить в них – настоящая любовь, огромная, могучая, всепобеждающая. Такая, как любовь Самого Бога.

Как мы увидели, человек и в концлагере тоже достаточно свободен. Свободен отнимать пищу у слабых или делиться с ними своим скудным хлебным пайком. Свободен ненавидеть и свободен любить. Свободен проклинать и свободен прощать. Прощать в том числе и тех, кто обрек его на жуткие муки, – своих палачей.

К чему я это говорю? К тому, что каждый из нас отвечает за свои поступки именно потому, что свободен. Бог дает нам свободу жить как хотим, а потом, по окончании временного земного существования, спрашивает: «А как ты, человек, использовал подаренные тебе жизнь и свободу?» Если они были использованы на добро, тогда человек удостоится рая. Если на зло, на грех, ничего хорошего не будет. И свалить вину будет не на кого. Сам ведь выбрал? Сам. Ну так и получи заслуженное.

Со схемой, предложенной выше, согласятся не все. Нередко можно услышать аргументы вроде таких: «Ну как же так? Бог ведь нас любит! Бог ведь есть любовь! Как же Он может, любя, отправлять нас в ад?» Да, Бог действительно есть любовь. А откуда, собственно, мы знаем об этом? Те, кто привык так часто повторять эти слова, даже не задумываются о том, что они являются цитатой из Первого послания святого апостола Иоанна Богослова (см. 1 Ин. 4, 8).

А попробуем открыть другие Книги, написанные этим же апостолом. Мы найдем там достаточно слов об аде, о грядущей муке нераскаявшихся грешников. Ну, например, вот такие: Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 10 форматов)