Книга Москва изнутри. Роскошные интерьеры и архитектурные истории - читать онлайн бесплатно, автор Елена Юрьевна Крижевская
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Москва изнутри. Роскошные интерьеры и архитектурные истории
Москва изнутри. Роскошные интерьеры и архитектурные истории
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Москва изнутри. Роскошные интерьеры и архитектурные истории

Елена Крижевская

Москва изнутри. Роскошные интерьеры и архитектурные истории

© Крижевская Елена, текст, фото, 2020

© ООО «Издательство «Эксмо», 2020

Вступление

Какие тайны скрывают московские особняки? Сохранились ли в Москве интерьеры и экстерьеры XV, XVI или XVII веков? Как выглядели хоромы знатных бояр, родовитых дворян и успешных купцов? Хотите увидеть скрытые от публики парадные залы столицы?

Тогда нам по пути! Приглашаю вас в мир увлекательных историй о фасадах и интерьерах самых красивых московских зданий XV–XXI веков, возведенных в самых разных архитектурных стилях самыми именитыми зодчими. Вы узнаете об особенностях интерьеров той или иной эпохи, а также о причинах появления разных направлений в московской архитектуре.

Есть здания, в которые могут попасть все желающие (это музеи, гостиницы, рестораны или театры). Доступ в часть других зданий возможен только в рамках экскурсионных программ. Благодаря Дням наследия можно посетить посольства, институты и другие, обычно закрытые для посещения, дома и особняки. А есть здания, доступ в которые закрыт навсегда. На наших страницах вы познакомитесь и с этими «секретными» интерьерами.

Стартуем!

1. XV–XVII века, раннемосковская архитектура и узорочье



В XIV веке во время правления Ивана Калиты началось укрепление Московского княжества. Москва стала расти и строиться. Сооружались дворцы, церкви и палаты. Приняв великокняжескую власть, а также кафедру митрополита из Владимира, Москва переняла и владимиро-суздальскую домонгольскую архитектурную традицию. Московские зодчие переосмысливали Владимиро-Суздальскую школу и добавляли свои детали. Так появилась раннемосковская архитектура XV–XVI веков.

В те времена дома и усадьбы москвичей возводили из дерева, они часто горели. Каменными же строились только храмы. Самый старый сохранившийся храм в Москве – это Успенский собор (1475–1479 гг.). Он изысканно расписан лучшими иконописцами своего времени. Расписывались не только храмы, но и древние палаты. В отличие от палат и усадеб, церкви впоследствии в меньшей степени перестраивались, поэтому сегодня мы можем увидеть и раннемосковские храмы XV–XVI веков, и храмы в стиле узорочье XVII века, и в стиле барокко XVIII века, и даже в стиле модерн XX в., с полностью сохранившимся внутренним убранством.

У московских домов своя история. Редкие палаты, даже самых богатых москвичей, строились каменными, а если таковые и были, то позднее сильно перестраивались новыми владельцами. В итоге до наших дней дошли лишь интерьеры царских дворцов, да и то воссозданные или восстановленные. Зато какие!

Наше путешествие по московским интерьерам предлагаю начать с Грановитой палаты, палат бояр Романовых, Теремного дворца, а также самого известного московского храма – собора Василия Блаженного. Расписные интерьеры этих памятников московского зодчества более пяти веков поражают до глубины души. Надеюсь, что и вы, мои читатели, будете ошеломлены их красотой и искусностью старых мастеров.

Грановитая палата. Кремль

Грановитая палата – единственное сохранившееся строение роскошного дворца великого князя Ивана III. Когда-то палата была тронным залом, где устраивались великолепные приемы иностранных делегаций, восхищавших современников своим богатством и пышностью. Грановитая палата была построена в 1487-1491 годах итальянцами Марко Руффо (Фрязиным) и Пьетро Антонио Салари. И она уникальна!




Это единственная каменная постройка нехрамовой архитектуры Москвы XV века, дошедшая до наших дней. Высота сводчатого зала девять метров, площадь – 495 кв. м. На протяжении двух столетий Грановитая палата была самым большим залом России. Потолок палаты опирается на центральный столп, поэтому она называется одностолпной. В XVI веке Грановитая палата была расписана фресками. Они пострадали во время пожара в начале XVII века и в 1668 году реставрированы московским иконописцем Симоном Ушаковым, он же составил подробную опись сюжетов. Сохранившаяся до наших дней роспись выполнена в 1847 году живописцем Федором Завьяловым, уже по описи Ушакова. Из пяти композиций три повторяют прежние: «Ветхозаветная Троица», «Явление архангела Михаила Иисусу Навину» и «Сон Константина». Стены палаты также украшены изображением первых русских царей Рюриковичей, на столпе мы видим три царства животных – четвероногих, морских и крылатых, которые символизируют силу, могущество и мудрость правителя. Паркет Грановитой палаты также восхищает своими красками и рисунком. Рисунок ковра в точности повторяет рисунок паркета.

Палаты Романовых и Знаменский монастырь, ул. Варварка, д. 8–10

Сохранившиеся объекты древнерусской архитектуры в Москве можно пересчитать по пальцам, а таких, где хотя бы частично сохранились интерьеры, да еще и не в Кремле – вообще единицы. Палаты бояр Романовых – пример успешной реставрации древних палат XVI века, осуществленной в середине XIX века.

С середины XVI века двор принадлежал боярину Никите Романовичу Захарьину-Юрьеву, брату царицы Анастасии, первой жены Ивана Грозного. В 1584 году его унаследовал Федор Никитич Романов, впоследствии патриарх Филарет. Именно здесь родился сын Федора Никитича Михаил, будущий родоначальник династии Романовых. В 1631 году Михаил и Филарет основали на родовом дворе Романовых Знаменский монастырь.

В 1856 году во время визита в Москву император Александр II обратил внимание на плачевное состояние родовых палат бояр Романовых и распорядился их восстановить, чтобы устроить музей «Дом бояр Романовых». Восстановительные и реставрационные работы проходили под руководством архитектора Федора Рихтера.

Со времен Михаила Федоровича сохранился только первый этаж палат. Второй этаж был перестроен, когда родовое имение стало Знаменским монастырем. В XIX веке архитектор Рихтер воссоздал третий деревянный этаж палат. В эпоху первых Романовых палаты из камня строили только до уровня второго этажа, а третий всегда был деревянный. На крыше палат помещен грифон – герб рода Романовых.




Реставраторы воссоздали древнюю роспись палат. Орнамент взяли из грамоты XVII века о восшествии на престол Михаила Федоровича. В роспись свода трапезной включили монограмму «МФР» – Михаил Федорович Романов, а также родовой герб семьи Романовых – грифон, и герб российского государства – двуглавый орел. В интерьере собрали мебель, предметы быта и личного обихода бояр в XVI и XVII веках. В комнатах установили изразцовые печи, привезли сундуки, старинные книги, ткани и прочее. Палаты традиционно были разделены на две половины – мужскую и женскую. На первом этаже, на мужской половине, восстановлены интерьеры трапезной, кабинета боярина, библиотеки. На втором этаже, на женской половине – сени, комната боярыни и светлица.

Теремной дворец, Кремль

Теремной дворец – самый секретный дворец Кремля, он так хорошо спрятан, что очень немногие знают, как выглядит даже его фасад, не то что интерьеры. Раскрою секрет: фасад дворца можно увидеть издалека – с Патриаршего моста, а также поближе – с Моховой улицы. Внутрь же можно попасть с экскурсией в Большой Кремлевский дворец (о нем позже, он был построен в XIX веке). Теремной дворец возведен в 1635-1636 гг. в стиле русское узорочье по указу царя Михаила Алексеевича. Строительство дворца велось мастерами Ларионом Ушаковым, Баженом Огурцовым и другими зодчими.

Палаты традиционно были разделены на две половины – мужскую и женскую.



Фасад Теремного дворца очень красив. Порталы, наличники, карнизы сплошь покрыты искусной резьбой по камню. Окна украшены наличниками с висячими гирьками – популярный декоративный элемент стиля узорочье. Пышный резной декор сочетался с многоцветной росписью – при исследовании порталов и наличников были обнаружены следы различных красок. Древнее убранство дворца не сохранилось, причем даже сведений о росписях осталось мало, поскольку гостей редко приглашали в парадные покои царя. Во время реставрации, проводимой в 1836 году, все комнаты дворца были расписаны масляными красками по эскизам академика живописи Федора Солнцева. Необыкновенные изразцовые печи и мебель восстановлены тогда же по образцам XVII века под руководством Федора Рихтера.

Собор Василия Блаженного

Куда идти за подлинными сохранившимися древними интерьерами? Конечно, в самый красивый московский храм! Ведь его не перестраивали последующие владельцы, как часто происходило с палатами или дворцами, его поддерживали, ремонтировали и реставрировали, и в целом он сохранил свою архитектуру.

Я приглашаю вас в собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву на Красную площадь (он же собор Василия Блаженного). Рассматривая росписи, вы будете уверены в их подлинности – именно они украшали стены собора на протяжении пяти веков. Да, их периодически реставрировали, закрывали более поздними росписями, но, к счастью, многое сохранилось. Только представьте, что собор – единственный в мире, чьи фасады и интерьеры на 90 % покрыты росписям. И он таким был всегда: в XVI веке весь расписан «под кирпич», в XVII веке на стенах «распустились» пышные цветочные узоры, а в XVIII и XIX веках появился новый орнамент. В начале XX века церковь Василия Блаженного и примыкающие к ней помещения первого этажа собора расписали заново.

В XX веке реставраторы решили посмотреть, какими были настенные росписи собора раньше, и нашли несколько живописных слоёв. Если бы вы были реставратором, то какую роспись оставили бы на стенах собора? Ту, что была на момент строительства в XVI веке, или ту, которая появилась позже? Согласитесь, вопрос сложный. В итоге сегодня мы видим разновременные примеры настенной живописи – росписи пяти веков.

Собор сооружен в 1555–1561 годах как памятник победе русского воинства над Казанским и Астраханским ханствами. Современные историки считают, что он построен итальянцами, которые создали уникальный архитектурный шедевр. Аналогов ему не возводили ни до середины XVI века, ни после. Собор состоит из девяти церквей на едином высоком подклете. Церкви находятся на втором этаже собора. Церковь Василия Блаженного пристроена в 1588 году. В 1672 году к собору пристроена еще одна церковь – Иоанна Блаженного. Существующая сегодня колокольня построена на рубеже 1670–1680-х годов. Со временем собор обрастал все новыми и новыми церквями, и к XVII веку общее их количество достигло 18! Во времена императрицы Екатерины II собору решено было вернуть исторический облик, и часть пристроенных церквей разобрали, а их престолы упразднили.

Внутреннее убранство собора заслуживает отдельных строк. Об этом особенно приятно говорить, понимая, что каждый может зайти и перенестись на много веков назад. Покровский собор – это действующий храм-музей.

Кирпич как строительный материал был самым популярным и модным материалом XVI века, именно поэтому стены тогда как снаружи, так и внутри красили, имитируя идеальную кирпичную кладку. В соборной церкви Александра Свирского полностью открыты и восстановлены росписи под кирпич XVI века. Сегодня нам удивительно и непривычно, что когда-то весь собор выглядел именно так – строго и аскетично.




В центральной церкви собора, в шатре, сохранилась фресковая роспись и храмозданная надпись XVI века, единственная подобная в Москве, долгое время потаённая под толстым слоем масляной краски XVIII века. В 1957 году были обнаружены остатки букв, в течение нескольких лет реставраторы расчищали надпись и в результате сделали важнейшее открытие в истории собора. Стала известна его точная дата «рождения» – 12 июля 1561 года.

Посетив только одну центральную церковь собора, церковь Покрова Пресвятой Богородицы, можно составить впечатление о росписях нескольких веков: на северной и западной стенах восстановлена роспись под кирпичную кладку XVI века, на юго-западной стене реставраторы оставили слой XVIII века, юго-восточная стена демонстрирует изменение цветовой гаммы стен в XIX веке. А какой роскошный иконостас в церкви Покрова! В конце XVIII века его перенесли из собора Черниговских Чудотворцев Московского Кремля. Иконостас выполнен искусными мастерами Оружейной палаты в стиле барокко. Каждая икона помещена в красивую раму, она ярко выделена и богато оформлена.

Обязательно пройдитесь вокруг центральной церкви по внутренней обходной галерее. Ее роспись также менялась от века к веку. Новая роспись закрывала старую, обветшавшую, и поэтому реставраторы смогли раскрыть слои разного времени. Гуляя по галерее, вы увидите и роспись под кирпичную кладку, и темперную узорную роспись XVII века, и более позднюю масляную – XVIII века, поновлённую в следующем столетии. Цветочный узор XVII века включает в себя редкие в то время тюльпаны. Каждый цветок выписан по-разному, ни один не повторяет другой. Роспись реставрировалась, но все же она была именно такой, какой мы ее видим на фото.





Столетие спустя изменился не только растительный орнамент, но и цветовая гамма внутреннего декора храма. На обходной галерее вокруг центральной церкви это особенно заметно: появилась роспись с изображением святых и евангельских сцен в обрамлении узорного орнамента.

Выходя из собора, поднимите голову и обратите внимание на свод крыльца, который в начале XVIII века был оформлен темперной росписью. Реставраторам удалось раскрыть и восстановить ее. Сегодня на своде крыльца, которое выходит на Красную площадь, мы видим подлинную композицию звездного неба XVIII века, а на противоположном крыльце – цветочный узор XVII века.

При рассматривании пышного и яркого оформления собора XVII–XVIII веков, сразу вспоминается нарядное убранство Теремного дворца или палат бояр Романовых. Интересно, что один и тот же растительный узор использовался как в храмовой, так и в гражданской архитектуре.



В церкви Василия Блаженного интерьер поновляли и меняли чаще всего, так как службы в ней проходили ежедневно. Древние росписи XVI–XVII веков не сохранились, поэтому к 1905 году по проекту архитектора Сергея Соловьева стены придела расписали масляными композициями. В конце XIX века был изготовлен новый иконостас в традициях ярославской архитектурной школы в псевдорусском стиле. Интересны также чугунные квадратные плиты, появившиеся на полу церкви Василия Блаженного в 1848 году. Они были выполнены на знаменитом Каслинском заводе, декор рельефных плит называется «солнце». Стены и своды примыкающих к церкви помещений и галерей подклета были расписаны до 1905 года масляной краской, растительный декор похож на темперную роспись в соборе в XVII веке. Однако есть одна загвоздка – на момент росписи стен и сводов подклета темперная роспись XVII века на фасадах и втором этаже собора еще не была раскрыта реставраторами (это было сделано в 1930–1950-е гг.). Откуда могли мастера начала XX века знать про сходный узор XVII века? Собор до сих пор полон загадок и тайн!

2. XVIII век, барокко



Конец XVII – начало XVIII веков в России – время перемен и зарождения новых светских традиций. Высокообразованные представители боярских семей, знакомые с европейской культурой и популярным там стилем барокко, стали строить свои усадьбы и храмы по-новому, воплощая в архитектуре новые веяния. К середине XVIII века стиль барокко становится главным московским стилем. Со временем многие усадьбы и дома были перестроены, изменения коснулись и интерьеров. Одна из красивейших усадеб, в которой сохранилась внутренняя планировка в стиле барокко, а также некоторые детали декора – городская усадьба Апраксиных-Трубецких, куда, к сожалению, доступ пока закрыт (идет реставрация). Что же касается храмового зодчества, до нас дошло много церквей, выстроенных в стиле барокко. В некоторых из них, несмотря на разрушения советского времени, даже сохранился подлинный барочный декор. Приглашаю вас заглянуть в два храма, чтобы составить представление о церковных интерьерах стиля барокко.

Церковь Архангела Гавриила, или Меншикова башня, Архангельский пер., 15а

Церковь Архангела Гавриила была построена в 1701–1707 годах в стиле петровского барокко. Это самое раннее из сохранившихся зданий петровского барокко в Москве. Церковь Архангела Гавриила имеет второе имя – Меншикова башня. Местность на Мясницкой улице, где сегодня размещаются почтамт и храм, в начале XVIII века принадлежала сподвижнику Петра Первого Александру Даниловичу Меншикову.

Его история удивительна. Александр Данилович был сыном придворного конюха и работал разносчиком пирогов. Веселый нрав, находчивость, услужливость сделали его любимцем самого царя – Петра I. К своим 35-40 годам Меншиков становится богатейшим после царя человеком России. Именно он приказал не только очистить «поганые» пруды, но и более их не засорять, отсюда и название – Чистые пруды.



В 1727 году Меншиков подвергся опале, был лишен всего имущества и сослан в Сибирь, где и умер. Однако его храм пережил века и сохранил имя Меншикова для потомков.

Меншикову башню строили под руководством украинского зодчего Ивана Зарудного. Считается также, что в строительстве принимал участие сам Доменико Трезини. В 1704 году он отбыл на строительство Петербурга, где спустя восемь лет заложил Петропавловский собор. Меншикова башня – один из прообразов собора. Храм был самым высоким зданием в Москве, приподнявшись над колокольней Ивана Великого на 3,2 м. В 1723 году в шпиль ударила молния, и верхние ряды были разрушены. Только в 1773–1779 годах башня была восстановлена масоном Гавриилом Измайловым и приобрела свой сегодняшний нарядный облик. Сгоревшие ярусы и купол возводить не стали, а заменили на более компактный купол в виде винтообразной свечи. Фасад храма также оформлен в пышном барочном стиле: перед нами завитки, картуши, многочисленные вазоны, ниши, тонкие витые колонны, причудливые орнаменты, венки и цветы. Доминантой декоративного убранства храма являются две массивные волюты (спиралевидный завиток с кружком в центре) на входе.



Нарядные барочные интерьеры также сохранились, обязательно зайдите в храм, чтобы их увидеть. Скульптуры, кариатиды, изящная лепнина украшают несколько ярусов церкви – поднимайте голову и рассматривайте.

Храм Климента, Папы Римского, ул. Пятницкая, д. 26

Говоря о барокко и сохранившихся интерьерах этого стиля в Москве, стоит обязательно обратиться к единственному в Москве храму Климента, Папы Римского.

Святой Климент жил в I веке, его почитают и православные, и католики, так как он жил еще до разделения церквей. Долгое время он был самым популярным святым на русской земле. Климент принял кончину в Херсонесе. После захвата города русским князем Владимиром Великим в 988 или 989 году мощи святого Климента были перенесены в Киев, где и покоятся до сих пор. На протяжении нескольких веков мощи Климента были единственными святыми мощами на Руси.

Первый храм Климента появился на этом месте в 1612 году. По преданию именно здесь произошел бой ополчения Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского с польскими войсками, и именно отсюда, из Замоскворечья, началось изгнание интервентов из Москвы.

В 1754–1758 годах к существующему храму пристроили трапезную и колокольню. С 1762 по 1769 годы возводили новый пятиглавый барочный храм, дошедший до наших дней. Среди архитекторов, сооружавших храм в Климентовском переулке, называют много имен: и Пьетро-Антонио Трезини, и Карла Бланка, и Алексея Евлашева, работавшего вместе с Дмитрием Ухтомским, который в период строительства исполнял обязанности главного архитектора Москвы. Кто же на самом деле был строителем храма – загадка, точных сведений об авторстве не осталось.

Огромный храм не имеет аналогов в московской архитектуре, напоминая скорее архитектуру храмов Санкт-Петербурга.

Огромный храм не имеет аналогов в московской архитектуре, напоминая скорее архитектуру храмов Санкт-Петербурга. Нарядный декор здания – это елизаветинское барокко во всей своей красе: яркие цвета фасада и главок, парные колонны, сложные наличники, разорванные фронтоны, овальные окна, фигурные главки, тонкие лепные орнаменты и картуши.

А какой он красивый внутри! Его интерьеры уцелели с XVIII века. Храм устоял при пожаре 1812-го, пережил революцию 1917-го, однако чуть было не погиб в 1929-м. Тогда местные жители обратились с петицией, требовавшей разрушить храм и устроить на его месте детскую площадку – «на очаге дурмана установить очаг разума». Реставраторы Петр Барановский и Игорь Грабарь обратились к Клименту Ворошилову с просьбой спасти храм. Одним из доводов Грабаря было предположение, что храм строился самим Дмитрием Ухтомским. Климент, будучи крещеным в честь Климента, Папы Римского, принял верное решение – распорядился разместить в храме книгохранилище Российской государственной библиотеки. Рассказывают, что там быстро соорудили огромные стеллажи и заставили их книгами, в том числе произведениями вождя революции. Когда пришли взрывники закладывать заряды в стены храма, они увидели на полках книги вождя. Библиотекари предупредили, что сейчас позвонят в НКВД и сообщат о диверсии, которую собираются учинить в библиотеке. Взрывники поспешили покинуть здание.




Храм был спасен, удалось сохранить даже бесценный золоченый семиярусный иконостас, выполненный в стиле барокко. Это настоящее произведение искусства. В его оформлении активно использованы колонны, пилястры и даже лучи солнца, уводящие взгляд к куполу. Богатый и насыщенный резной декор иконостаса, а также обилие скульптур восхищают. Иконостас напоминает нам фасады триумфальных арок стиля барокко, например «Красные ворота» Дмитрия Ухтомского, либо барочные фасады московских домов, например дома Апраксина – Трубецких («Дом-комод»), который тоже приписывают Ухтомскому.

Вход в храм идет через трапезную. Обратите внимание на сохранившуюся лепнину и росписи на стенах и потолке. Перед вами барокко XVIII века и интерьер, частично поновленный в XIX веке.

В 2008 году здание храма, сохранившее свой облик, а также в некоторой степени интерьер, было передано православной общине, книги вывезены. При финансовой поддержке правительства Москвы проведена реставрация храма, которая была завершена в 2014 году.

3. Середина XVIII – начало XIX веков, классицизм



Следующие 12 зданий выстроены в Москве в классическом стиле, развитие которого пришлось на конец XVIII – начало XIX века.

Классицизм как стиль сформировался во Франции еще в XVII веке, чему способствовала философия эпохи Просвещения, призывавшая к силе разума, возврату к природе и естественному человеку. Французские ученые и философы искали ответы на свои вопросы в философии и искусстве Древней Греции и Древнего Рима. Архитектура стала более лаконичной и строгой, зодчие использовали единые каноны и античный ордер.