Книга Разоблаченная Изида. С комментариями. Том I - читать онлайн бесплатно, автор Елена Петровна Блаватская. Cтраница 20
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Разоблаченная Изида. С комментариями. Том I
Разоблаченная Изида. С комментариями. Том I
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Разоблаченная Изида. С комментариями. Том I

У. Ховит

Бесконечная путаница имен создана для того, чтобы выразить одно и то же.

Хаос древних; зороастрийский священный огонь Антас-байрам парсов; огонь Гермеса; огонь св. Эльма древних германцев; молния Кибелы; горящий факел Аполлона; пламя на алтаре Пана; неугасимое пламя в храме на Акрополе и такое же пламя в храме Весты; огненное пламя на шлеме Плутона; блистающие искры на головных уборах Диоскуров, на голове Горгоны, на шлеме Паллады и на жезле Меркурия; πύρ ΰσβεστος; на египетском Пта или Ра; на греческом Зевс Катайбат (нисходящий);[311] огненные языки дня Св. Троицы; неопалимая купина Моисея; огненный столб в «Исходе» и «горящий светильник» Авраама; Вечный Огонь «Бездонной бездны»; пары Дельфийского оракула; звездный свет розенкрейцеров; Акаша индусских адептов; астральный свет Элифаса Леви; аура нервов и флюид магнетизеров; од Рейхенбаха, огненный шар или метеорная «кошка» Бабинэ, психод и эктеническая сила Тюри; «психическая сила» сержанта Кокса и мистера Крукса; атмосферный магнетизм некоторых натуралистов; гальванизм и, наконец, электричество – все это лишь различные наименования для многих различных проявлений или воздействий той же самой таинственной, все проникающей Причины – греческого Археос, или Αρχαϊος.

Сэр Бульвер-Литтон в своей «Грядущей расе» описывает ее как вриль,[312] используемый подземным населением, и предоставляет своим читателям считать это выдумкой.

«Это слово можно было бы перевести как «электричество», но вриль соединяет в себе разные понятия о различных видах энергии: магнетизма, гальванизма и т. д. Подземные жители полагают, что они с открытием вриля нашли «философский камень» энергии, объединяющий собою все силы природы, тот «философский камень», который давно уже составляет предмет исканий наших ученых. Знаменитый ученый и исследователь Фарадей говорит, хотя и с оглядкой, по этому поводу: «Я, надеюсь, как и многие другие приверженцы естествознания, почти уверен, что все формы проявления сил природы имеют ОДНО ОБЩЕЕ НАЧАЛО, то есть они находятся между собой в таком соотношении и в такой взаимной связи, что могут превращаться одна в другую и общее действие их может выразиться одним эквивалентом». «При помощи вриля они могут изменять температуру, то есть влиять на перемену погоды. Применяя его несколько иным способом, при помощи особых приборов, они влияют на мозг человека, на животную и растительную жизнь, и результаты не уступают грезам самой причудливой фантазии. Это-то соединение разнообразных проявлений энергии называется у них врилем».

Одна первичная сила, но много корреляций

Каким бы абсурдным и ненаучным ни показалось наше сравнение выдуманного великим романистом вриля и первичной энергии равновеликого эксперименталиста с каббалистическим астральным светом, оно, тем не менее, является правильным определением этой энергии. Все время делаются открытия, подтверждающие это заявление, так смело высказанное. С тех пор как мы начали писать эту часть нашего труда, во многих газетах появились извещения о предполагаемом открытии новой энергии мистером Эдисоном, электриком из Ньюарка, Нью-Джерси, которая энергия, кажется, мало имеет общего с электричеством или гальванизмом, за исключением свойства проводимости. Если она будет продемонстрирована, то долго будет носить какое-нибудь присвоенное ей имя, но тем не менее это будет только одним ребенком из многочисленной семьи детей, зачатых с начала времен нашей каббалистической матерью – Астральной Девой. В самом деле, открыватель говорит, что «она настолько же своеобразна и имеет такие же установленные законы, как тепло, магнетизм или электричество». Журнал, поместивший первый отчет об этом открытии, добавляет, что «мистер Эдисон думает, что она существует в связи с теплом и что она может быть генерирована самостоятельными и пока еще не открытыми способами».

Другим из наиболее поразительных недавних изобретений является возможность уничтожать расстояние между человеческими голосами посредством телефона – инструмента, изобретенного профессором А. Грэмом Беллом. Это изобретение, подсказанное маленьким «любительским телеграфом», состоящим из оловянных чашек, посредством которого можно было беседовать на расстоянии двухсот футов, было разработано в телефон, который станет предметом удивления этого века. Уже состоялся длительный разговор по телефону между Бостоном и Кембриджпортом, причем «каждое слово было ясно слышно и полностью понято – даже модуляции голоса были ясно различимы» – согласно официальному сообщению. Голос при этом захватывается, так сказать, и удерживается магнитом, и звуковые волны переносятся электричеством, действующим в унисон и сотрудничающим с магнитом. Успех в целом зависит от совершенства управления электрическими токами и от силы магнита, с которым первый должен сотрудничать.

«Изобретение, – рассказывает газета, – может быть грубо описано как нечто подобное трубе, мундштук которой затянут тонкой мембраной, которая, когда в нее ударяется голос, выпучивается пропорционально звуковой волне. К другой стороне мембраны прикреплен кусок металла, который, когда мембрана выпучивается, соприкасается с магнитом, а этот с помощью электрического тока управляется оператором. Благодаря какому-то принципу, который еще полностью не понят, электрический ток переносит звуковые волны, которые только что были переданы в трубку, и слушатель на другом конце линии с такой же трубкой-близнецом у уха ясно слышит каждое слово и легко различает модуляции голоса говорящего».

Тиндаль едва не сделал великого открытия

Итак, в присутствии таких удивительных открытий нашего века и дальнейших магических возможностей, латентных и еще не открытых в беспредельном царстве природы, и далее, ввиду большой вероятности, что Эдисонова энергия и телефон профессора Грэма Белла могут не разрешить, если не окончательно расстроить все наши идеи о неосязаемых флюидах, – не будет разумно для таких лиц, которые поддадутся соблазну подробно обсудить излагаемое нами, – подождать и посмотреть, будет ли сказанное нами подтверждено или отвергнуто дальнейшими открытиями.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Аватары Шамбалы. М.: Эксмо, 2015.

2

В теософии расами называются не антропологические типы современного человечества, а эволюционные типы людей, возникающие на протяжении всего исторического процесса на Земле начиная с доисторических времен, о которых ничего не известно современной науке. – Прим. ред.

3

Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида. Т. 1.

4

Кругами в письмах Махатм назывались крупные эволюционные циклы, или периоды, развития планеты. – Прим. авт.

5

Письма Махатм. М.: Эксмо, 2011. Письмо № 93.

6

Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида. Т. 1.

7

Прежде чем ученые отвергнут такую теорию – как это стало традицией, – им следовало бы объяснить, почему в конце третичного периода Северное полушарие подверглось такому падению температуры, что знойная зона превратилась в сибирский климат? Не забудем, что гелиоцентрическая система пришла к нам из Верхней Индии и зародыши всех великих астрономических истин были оттуда же принесены Пифагором. До тех пор пока у нас нет математически правильных доказательств – одна гипотеза настолько же достоверна, как и другая. – Здесь и далее примечания без подписи принадлежат Е. П. Блаватской. – Прим. ред.

8

Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида. Т. 1.

9

Там же.

10

Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида. Т. 1.

11

Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида. Т. 1.

12

Там же.

13

Джон Гарднер Уилкинсон (1797–1875) – крупнейший британский египтолог, считающийся родоначальником египтологии в Великобритании. – Прим. авт.

14

Там же.

15

Рерих Н. К. Радость искусству // Рерих Н. К. Врата в будущее. С. 115.

16

Там же. С. 106–107.

17

Фильм можно найти в Интернете по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=p_5FFz3xfLU

18

Яковенко М. Боснийская долина пирамид 2006: открытие века. http://www.perunica.ru/istoria/996-piramidy-v-bosnii.html

19

См. фото по адресу: http://www.perunica.ru/istoria/996-piramidy-v-bosnii.html

20

См. фото: https://new.vk.com/civilizatia

21

В оригинале – «malleableglass», т. е. податливое, пластичное, гибкое (текучее) стекло. – Прим. ред.

22

Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида.

23

Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида. Т. 1.

24

Там же.

25

Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида. Т. 1.

26

С тех пор появилось сочинение Доннели «Atlantis», и скоро действительное существование Атлантиды станет научным фактом.

27

Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 2.

28

Третьей расой считаются лемурийцы, четвертой – атланты. – Прим. авт.

29

Там же.

30

«Тимей» – один из диалогов Платона. – Прим. ред.

31

Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида. Т. 1.

32

Здесь и далее к словам, отмеченным знаком•, даются комментарии на с. 863. – Прим. ред.

33

Из ничего не получится ничего (лат.).

34

Лайтфут уверяет нас, что этот голос, который в прошедшие времена употреблялся в качестве свидетельства с небес, «в самом деле создавался магией» (т. II, с. 128). Последний термин применяется высокомерно и презрительно только потому, что он неправильно понимается. Эта книга ставит своей целью исправить такое ошибочное мнение об «искусстве магии».

35

Энциклика 1864 г.

36

Тиндаль. Научные записки. См. библиографию на с. 881. – Прим. ред.

37

Идущий на смерть приветствует тебя! (лат.)

38

См. последнюю главу этого тома.

39

Грили Г. Воспоминания об одной деятельной жизни.

40

Здесь и далее пункты, названия которых даны в квадратных скобках, отсутствуют в оригинале работы Е. П. Блаватской; они были сделаны в данном издании для удобства работы с текстом. – Прим. ред.

41

Henry Ward Beecher.

42

Заранее (лат.).

43

Компендиум (лат.) – сокращенное изложение основных положений философских систем.

44

446 г. до н. э.

45

Кокер. Христианство и греческая философия. XI. С. 377.

46

«Обвинения в атеизме, в установлении поклонения чужим богам, в совращении молодежи Афин, возведенные на Сократа, дают полное оправдание Платону за сокрытие сокровенной части его доктрин. Несомненно, особый жаргон, к которому прибегали алхимики, тоже преследовал ту же цель. Подземная тюрьма, дыба и сожжение на костре применялись без стеснения христианами различных оттенков, а особенно римско-католическою церковью против всех, даже преподающих естествознание, чьи теории противоречили теориям, поддерживаемым церковью. Папа Григорий Великий даже препятствовал грамматически правильному употреблению латинского языка, находя это чем-то языческим. Преступление Сократа заключалось в раскрытии своим ученикам тайных доктрин относительно богов, которые преподавались в мистериях, что явилось смертельным преступлением. Он также был обвинен Аристофаном в введении поклонения новому богу Диносу, как Демиургу и строителю и господу солнечной Вселенной. Гелиоцентрическая система также была одною из доктрин мистерий. Вот почему, когда пифагореец Аристарх преподавал эту доктрину открыто, Клеантес заявил, что греки должны призвать его к ответу и осудить его за кощунство против богов» (Плутарх). Но Сократ никогда не получал посвящения и, следовательно, не мог ничего выболтать.

47

Взаимопонимание, гармония (франц.).

48

Также «Государство». – Прим. ред.

49

Тейлор Т. Элевзинские и вакхические мистерии. Нью-Йорк: Бутон, 1875. С. 47.

50

Коузин. История философии. I, ix.

51

Манавадхармашастра. I, шл. 6, 7.

52

Законы Ману. IV, шл. 125.

53

Законы Ману. I, шл. 50 и далее.

54

Пифагора называли Самосским. – Прим. ред.

55

Божественная арифметика. С. 62, «Пифагорейские числа».

56

Платон. Парменид, 141.

57

Стобеус. Эклоги. I, 862.

58

Sextus. Math. VII, 145.

59

Аристотель. Метафизика. 407, 3.

60

Приложение к «Тимею» // Jowiett. The Dialogues of Plato.

61

Стобеус. Эклоги. 1, 62.

62

Krische. Forsch. С. 322 и далее.

63

Клемент Александрийский. Строматы. V, 590.

64

Плутарх. Изида, гл. 25. С. 360.

65

Или даймон. – Прим. ред.

66

Зеллер Э. Платон и его Академия.

67

«Tusc.», V, 18, 51. С. 559.

68

Зеллер Э. Платон и его Академия.

69

Зеллер Э. Греческие философы.

70

Зеллер Э. Платон и его Академия.

71

Одна из пяти основных геометрических фигур, двенадцатигранник.

72

См. термин «этробация» в данном разделе книги. – Прим. ред.

73

«De Ente Spirituali», IV, «De Ente Astroram», кн. I, и Opera omnia, ч. I, с. 634 и 699.

74

Мировая Душа (лат.). – Прим. ред.

75

Пресуществление – богословское понятие, означающее превращение во время таинства Евхаристии хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. – Прим. ред.

76

Во времена написания «Разоблаченной Изиды» Е. П. Блаватской психология как наука только начинала формироваться – отсюда и подобная оценка, данная ее состоянию на тот момент. – Прим. ред.

77

Акиба был другом Ахера, о котором говорят, что он был апостолом Павлом христианских повествований. Обоих изображают как посетивших Рай. Ахер взял там ветви с Древа познания и поэтому отпал от истинной (иудейской) религии. Акиба ушел с миром. См.: 2 Коринф., XII.

78

«Талей» означает океан или море.

79

Речь идет об обычае иметь верховного иерофанта. – Прим. ред.

80

Айтарейя Брахмана. 3, I. (The Aitareya Brâhmanam of the Rigveda. Edited, translated and explained by Martin Haug. Bombay, 1863. 2 vols.)

81

См.: Пантеон: Мифы. С. 31, а также Аристофан. Воэста. I, 28.

82

Оракул Аполлона помещался в городе Дельфе (δελψυς – порог утробы или брюха), место, занимаемое храмом, называлось омфалос, то есть пуп. Это символы женские и лунные – напоминающие нам, что аркадийцев называли Прослены – доэллинические или еще более древние, чем тот период, когда было введено ионийское и олимпийское поклонение Луне.

83

Мисты – младшие жрецы в Древней Греции, недавно получившие посвящение в таинства религиозных церемоний. – Прим. ред.

84

В свою очередь, язычники также могут спросить миссионеров, какого рода дух скрывается на дне священной пивной бутылки. Евангелический нью-йоркский «Независимый журнал» повествует: «Недавно английский путешественник обнаружил в далекой Бирме церковь простодушной баптистской миссии, где прихожан причащали (мы не сомневаемся – не без Божьего благословения) светлым Бассовским элем вместо вина». – По-видимому, все зависит от обстоятельств!

85

Людям, которые верят в способность ясновидения, но не расположены верить в существование других духов, кроме развоплощенных человеческих душ, – будет интересно прочесть сообщение одного ясновидящего, которое было напечатано в «Лондонском спиритуалисте» от 29 июня 1877 года. При приближении грозовой тучи ясновидящая увидела, «как светлый дух появился из темной тучи и с молниеносной быстротой пронесся по небу; а несколько минут спустя она увидела в тучах диагональную линию темных духов». Это маруты, упоминаемые в Ведах (см. комментарии Макса Мюллера к «Ригведе Самхите»).

Известная и уважаемая лектор, автор и ясновидящая миссис Эмма Хардинг Бриттен опубликовала свои сообщения о ее частых встречах с этими стихийными духами.

86

Книга брахманических вызываний. Ч. III.

87

Бульвер-Литтон. Последние дни Помпеи. С. 147.

88

Бульвер-Литтон. Избранные произведения. С. 159.

89

Бульвер-Литтон. Избранные произведения. С. 92.

90

Филострат уверяет, что в его время брахманы были в состоянии осуществить наиболее чудесные исцеления одним только произнесением магических слов. «Индийские брахманы носят жезл и кольцо, посредством которых они в состоянии совершить почти все, что угодно». Ориген говорит то же самое (в «Contra Celsum»). Но если сильный месмерический флюид – скажем, из глаз и без какого-либо другого контакта – не будет добавлен, никакие магические слова не будут иметь эффекта.

91

Мендикант – нищенствующий аскет или монах. – Прим. ред.

92

Татарами во времена Е. П. Блаватской обобщенно назывались народы, населяющие области Центральной Евразии. – Прим. ред.

93

Переведена Максом Мюллером, профессором сравнительного языковедения Оксфордского университета Англии.

94

Мандала I, шукта 166. (Как поясняет Е. П. Блаватская в «Теософском словаре», мандалами называются не только священные изображения буддистов, но и десять разделов Вед. – Прим. ред.)

95

«Dyarih vah pitā, prithivi mātā sōmah bhrātā āditih svаsā».

96

Так как о совершенной идентичности философских и религиозных учений древности мы будем более полно трактовать в последующих главах, то пока что ограничимся этими объяснениями.

97

Ригведа Анита. С. 234.

98

В данном случае слово «материалистический» использовано как синоним понятия «бездуховный» и означает души, устремленные к плотским, грубым, земным чувствам. – Прим. ред.

99

Стюарт. Солнце и Земля.

100

Айтарейя Брахмана. Введение.

101

Пифагор жил приблизительно 570–490 гг. до н. э. – Прим. ред.

102

Время жизни Магомета (Мухаммеда) – ок. 570–632 гг. – Прим. ред.

103

Я есть то, что я есмь (лат.).

104

Это имя употреблено здесь в значении греческого слова ανθρωπος.

105

«Пополь-Вух» – древний эпос народов Гватемалы. – Прим. ред.

106

Климент Александрийский утверждал, что в его время у египетских священнослужителей было 42 канонических книги.

107

Мюллер М. Осколки германского цеха. Т. II. С. 7. «Сравнительная мифология».

108

Дрейпер Дж. История конфликта между религией и наукой.

109

То есть до Пифагора Самосского. – Прим. ред.

110

В другом месте мы с некоторыми подробностями дадим объяснение герметической философии, касающееся эволюции сфер и нескольких рас.

111

Бургес Д. Труды Платона. С. 207, примечание.

112

Из ничего не получится ничего (лат.).

113

Из санскритского текста «Айтарейя-брахмана». Ригведа. Кн. V. Гл. II. Стих 23.

114

Айтарейя-брахмана. Кн. III. Гл. V, 44.

115

Айтарейя-брахмана. Перевод Хауга. Бомбей, 1863. В 2 т. Т. II. С. 242.

116

Айтарейя-брахмана. Кн. IV.

117

Хауг. Семеричная организация; Камень смерти // Айтарейя-брахмана. Перевод Хауга. С. 20.

118

Гиббон Э. Закат и падение Римской империи.

119

См. Тернера; также Хиггинс Г. Анакалипсис [Anacalipsis].

Анакалипсис – фундаментальный труд Годфри Хиггинса, в котором рассматривается происхождение мифов, религий, мистериальных традиций, как поясняет Е. П. Блаватская в «Теософском словаре». – Прим. ред.

120

Друммонд У. Эдип Иудейский. С. 250.

121

Крайняя необходимость совершения таких благочестивых обманов или подделок со стороны отцов церкви первых веков и со стороны богословов позднейших времен становится очевидной, если мы учтем последствия оставления слова в оригинале таким, каким оно было, – ведь тогда каждому, кроме посвященных, бросалось бы в глаза, что Иегова Моисея и Солнце – одно и то же. Большинство людей, которым неизвестно, что иерофанты древности считали наше видимое Солнце только эмблемой центрального невидимого духовного Солнца, – обвинили бы Моисея (как это уже сделали некоторые современные комментаторы) в звездопоклонстве, короче говоря – в неприкрытом сабеизме.

122

Речь идет о древнем эзотерическом знании. – Прим. ред.

123

Гёксли Т. Физическая основа жизни.

124

Там же.

125

Дрейпер Дж. История конфликта между религией и наукой.

126

Бульвер-Литтон. Занони.

127

«Свод законов», изданный сэром Уильямом Джонсом.

128

Плиний Старший. Естественная история. XXX, 1; Там же. XVI, 14; XXV, 9 и т. д.

129

Помпоний приписывает им познание высших истин.

130

Юлий Цезарь.

131

Плиний Старший. Естественная история.

132

Munter – наиболее древний культ народов Севера до-одиновского периода (Mémoires de la Société des Antiquaires de France. Т. II. С. 230).

133

Аммиан Марцеллин. XXVI, 6.

134

Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского.

135

В некоторых отношениях наши современные философы, которые считают, что делают новые открытия, могут быть приравнены к «очень умному ученому и вежливому господину», которого Гиппократ, как-то встретив на Самосе, очень добродушно описывает. «Он сообщил мне, – продолжает отец медицины, – что он недавно открыл одну траву, до этого совершенно неизвестную ни в Европе, ни в Азии, против которой не может устоять никакая болезнь, как бы зловредна она ни была. Желая в свою очередь быть вежливым, я дал себя уговорить пойти к нему в оранжерею, куда он пересадил это чудодейственное растение. То, что он мне показал, оказалось одним из самых распространенных в Греции растений, а именно – чеснок – растение, меньше всего претендующее на целительные свойства». (Hippocrates. De optima prændicandi ratione item judicii operum magni. I.)