Книга Мудрость для жизни. Избранные наставления на каждый день - читать онлайн бесплатно, автор Святитель Иоанн Златоуст. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Мудрость для жизни. Избранные наставления на каждый день
Мудрость для жизни. Избранные наставления на каждый день
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Мудрость для жизни. Избранные наставления на каждый день

Т. III. На Святую Пятидесятницу

Дух нисходит не потому, что недостаточно было божества Сына, но для того, чтобы таким путем обнаружилось совершенное познание Троицы.

Т. III. Беседа о Святом Духе

Вечен Отец, вечен Сын, вечен Дух, – не три природы вечные, но одна природа вечная, в Единой Троице являемая.

Т. V. Собеседование о псалмах. На псалом 96

Спасением для человеческого рода является снисхождение к нам Единого от Святой Троицы.

Т. V. Собеседование о псалмах. На псалом 118

Приглашая трижды к песнопению, пророк называет трижды Господа, желая этим показать, что во Христе прославляется Троица, так как через Него мы познали и Духа и Отца. Сообразно этому пророк и присовокупил: «…благословите имя Его», – будешь ли разуметь Отца, или Сына, или Святого Духа, потому что имя Троице – Бог.

Т. V. Собеседование о псалмах. На псалом 95

Поклоняйся Троице, прославляй Троицу, исповедуй Троицу. Так мудрствуют пророки, так проповедуют апостолы, так веруют мученики.

Т. VI. Слово о змии, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о Божественной Троице

Для меня и для всякого верующего остается твердым тот догмат благочестия, что где представляется говорящим один Отец, там разумеется вместе и Сын, и Дух Святый. Где говорит Сын, там и власть Отца; где действует Дух Святый, там действует и Отец. Не разделяется слава Святой Троицы, как не разделяется и учение истины. Не исповедуй же царства кого-либо одного из Них.

Т. VI. Беседа на слова: «Коею властью сия твориши?» (Мф. 21:23)

Самого Бога Отца видит только Сын и Дух Святый.

Т. VIII. Беседы на Евангелие святого апостола

Иоанна Богослова

Ничто в Троице не уменьшится, и не прекратятся когда-либо вечность, общение и царство.

Т. VIII. На Ваии

Где находится одно из лиц Троицы, там присутствует и вся Троица, Она Сама в Себе неразделима и теснейшим образом соединена.

Т. IX. Беседы на Послание к Римлянам

Троица, существующая прежде веков, не от начала получившая бытие, но безначальная, вечная, нестареющаяся, бессмертная, бесконечная, не увеличивающаяся, не уничтожающаяся, но неразрушимая; равным образом не в настоящее только время открылась и служит предметом поклонения, но Ей от века воздавали поклонение на небесах ангелы, прославляли на земле отцы, почитали пророки, возвещали апостолы, Ее доныне величает Церковь.

Т. IX. О вере

Все, принадлежащее Троице, нераздельно! И где общение Духа, там и общение Сына, и где благодать Сына, там благодать Отца и Святого Духа.

Т. X. Толкование на Второе послание к Коринфянам

Отец – свет, Сын – свет, Дух Святой – свет. Отец – свет, потому что истинный Бог; Сын – свет, потому что воссиял от Отца; Дух Святой – свет, потому что из Отца исходит и потому истинный Бог.

Т. X. Похвала святому Иоанну Богослову

Троица – нераздельна и неразлучна. Как в начале, при создании человека, Отец пригласил к деланию Сына и Духа, сказав: сотворим человека по образу нашему и по подобию (Быт. 1:26), так и ныне – в воссоздании его – опять неизреченно участвует Святая Троица.

Т. XI. На Благовещение Богородицы и против нечестивого Ария

Называю Троицу одним Богом, где достоинство нераздельно, одна царская власть, одна своеродная сила. Если говорю: Бог, Бог и Бог, – трех ли называю Богов? Если скажу: Господь, Господь и Господь, – трех ли называю Господов? Никак нет.

Т. XII. На Святую Пятидесятницу

Иисус Христос

Если бы Христос пришел и для одного человека, то дар Его от этого не только не уменьшился бы, но явился бы еще большим. Почему так? Потому что Он показал бы такое попечение и об одном человеке…

Т. I. О сокрушении

Христос желает, чтобы мы были доблестными воинами и подвижниками. Он вооружил нас духовным оружием… чтобы мы отражали враждебные нам невидимые силы, чтобы поражали предводителя их диавола, чтобы прогоняли свирепые полки демонов, чтобы разрушали их укрепления, чтобы, связав власти миродержителя тмы (Еф. 6:12), отводили их в плен, чтобы обращали в бегство духовные силы зла, чтобы дышали против них огнем, чтобы были готовы и приготовлены на ежедневную смерть. Для этого Он облек нас в броню праведности, для этого опоясал нас поясом истины, для этого возложил на нас шлем спасения, для этого обул ноги наши во уготование благовествования мира и вручил нам меч духовный, для этого воспламенил огонь в душах наших (Еф. 6:14–17).

Т. I. Слово к жившим вместе с девственницами

Мы, прежде нежели отдадим плату, спрашиваем продаваемых, и когда узнаем их желание, тогда и отдаем плату; а Христос не так, но Он уже отдал плату за всех нас – драгоценную кровь Свою.

Т. II. Слова огласительные

Как лев бывает страшен не только тогда, когда бодрствует, но и когда спит, так и Христос был грозен не только до креста, но и на самом кресте, и в самой смерти; и тогда Он совершал великие чудеса, помрачая солнце, расторгая камни, потрясая землю, раздирая завесу, устрашая жену Пилата, обличая Иуду…

Т. III. Беседа на слова: «Отче, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия…» (Мф. 26:39)

Благочестиво, и весьма благочестиво исповедовать, что смертью пострадавший за нас Христос – совершен по божеству, совершен и по человечеству, что Он есть один Сын Единородный, не разделяемый на двоицу сынов, но вместе с тем носящий в себе неслитными особые свойства двух нераздельных естеств, – не тот и этот, отнюдь нет, – но один и тот же Господь Иисус Христос, Слово Божие…

Т. III. Письма к разным лицам

Христос повелел тебе вести такую чистую жизнь, чтобы видящие тебя не только удивлялись тебе, но и прославляли твоего Господа.

* * *

Если… Христос умер за всех нас, то умер для того, чтобы мы, живущие, не для себя уже жили, но для Него, умершего за нас и воскресшего.

Т. IV. Беседы на книгу Бытия

Где Христос, туда ни один бес никогда не осмелится не только войти, но и заглянуть; напротив, мир, любовь и все блага польются туда, как из источников.

Т. V. Беседы на псалмы. На псалом 41

Тот, Кто был от начала, есть Христос и основание Евангелия, на котором создана Церковь. На Иисусе поставлено все, как на основании, по Его собственному свидетельству: Аз есмь корень, а вы ветви (ср. Ин. 15:5). Он, рожденный из самого корня, не имея ничего общего с людьми, по Своему милосердию восхотел стать подобным людям и стать основанием зданий человеческих; верующие исходят из Него, как ветви.

Т. VI. Толкование на пророка Исаию

С самого начала Христос открыл Себя во многих чудесах. Но так как не хотели узнать Его, то Он, скрывшись на несколько времени, после явил Себя другим, славнейшим образом. Тогда уже не волхвы, не звезда, но сам Отец свыше свидетельствовал о Нем, когда Он крестился в струях иорданских, и Святый Дух нисходил вместе с тем гласом на главу крестящегося.

Т. VII. Толкование на святого Матфея евангелиста

Слова: Господь и Христос относятся не к существу, но к достоинству. Первое означает власть, а второе – помазание.

* * *

Для того и пришел Господь наш Иисус Христос, чтобы не только здесь мы видели славу Его, но и в будущем веке. Потому Он и говорил: хощу, да идеже есмь Аз, и тии будут со Мною, да видят славу Мою (Ин. 17:24). Если же здешняя слава Его была столь блистательна и величественна, то что сказать о той Его славе?

Т. VIII. Беседы на Евангелие святого апостола Иоанна Богослова

Идеже бо еста два, говорит Христос, собрани во имя Мое, ту есмь посреде их (Мф. 18:20). А где присутствует Христос, там великое множество; где Христос, там необходимо бывают и ангелы, и архангелы, и прочие силы. Поэтому вы – не одни, когда с вами Владыка всех.

Т. IX. Беседы на Деяния апостольские

Учитель ваш – Христос; а вы людей считаете начальниками учения.

* * *

Иисус Христос подвергался оплеванию и бичеванию от жалких рабов и не только не считал этого бесчестьем, но еще радовался и вменял в славу, разбойника и человекоубийцу Он вместе с Собой прежде других ввел в рай, беседовал с блудницей, притом в присутствии всех обвинителей своих, и не считал этого постыдным, а даже позволил ей целовать Свои ноги, орошать слезами Свое тело и отирать волосами, и все это – перед глазами врагов и противников, потому что любовь не бесчинствует.

Т. X. Беседы на Первое послание к Коринфянам

Христос, придя, самым делом испытал то, что мы терпим; теперь Ему небезызвестны страдания наши; он знает не только как Бог, но и как человек, познавший и испытавший самим делом; Он много пострадал, потому может и нам сострадать.

Т. XII. Толкование на Послание к Евреям

Святые и праведники

Небесное воинство: ангелы, архангелы, херувимы, серафимы

Открой же теперь умственные очи и посмотри на то зрелище, состоящее не из простых мужей, но из тех, которые драгоценнее и золота, и дорогих камней, и лучей солнечных, и всякого видимого блеска, и не только из людей, но и из гораздо достойнейших, нежели они, – из ангелов, архангелов, престолов, господств, начал, властей.

Т. I. Увещания к Феодору падшему

Тьмы тем ангелов служат Богу, и тысячи тысяч архангелов предстоят Ему (Дан. 7:10), и ни один из них не произошел по преемству, от родов, болезней чадородия и зачатия.

Т. I. Книга о девстве

Взойдем мыслью на небо и обратимся к ангелам. Вы, конечно, знаете, что один только ангел равносилен этой видимой твари или даже гораздо важнее ее. Если весь мир не достоин праведного человека, как говорит Павел: ихже не бе достоин сей мир (Евр. 11:38), то тем более он не может быть достойным ангела, потому что ангелы гораздо выше праведников. И, однако, существуют мириады мириад ангелов, существуют и тысячи тысяч архангелов, престолы, господства, начала, власти, бесчисленные сонмы бестелесных сил и неисповедимые роды их, и все эти силы Бог сотворил с такой легкостью, которой не может выразить никакое слово.

* * *

Как ангел называется так потому, что возвещает людям повеления Божии, и архангел называется так потому, что начальствует над ангелами, так и те небесные силы носят названия, показывающие нам их мудрость и чистоту; и как вообще крылья показывают высоту естества – Гавриил представляется летящим не потому, чтобы у ангела были крылья, но чтобы ты знал, что он является человеческому роду из высочайших мест и вышних обителей, – так и у них крылья означают не что иное, как высоту естества их. Итак, крылья означают высоту естества, престол – то, что на них почивает Бог, глаза – прозорливость, присутствие близ престола и непрестанное славословие Бога – неусыпность и бодрость; точно так же и названия одних означают мудрость, а других – чистоту. Что значит: херувим? Полное ведение. А что – серафим? Пламенные уста. Видишь ли, как названия выражают и чистоту, и мудрость?

* * *

Есть ангелы и архангелы, престолы и господства, начала и власти; но не одни эти сонмы существуют на небесах, а бесконечные полчища и неисчислимые племена, которых не может изобразить никакое слово.

Т. I. Против аномеев

Помысли об ангелах, архангелах, вышних силах; вспомни, что все это – богатство твоего Владыки.

Т. I. Слово на новый год

Бога… изображаемого восседающим на престоле, окруженного ангелами… ангелы не могут видеть… и, чтобы выносить исходящую от Него молнию, закрывают себе лица крыльями, и только славословят, только поют, воспевают с великим трепетом, вознося таинственную священнодейственную песнь.

* * *

Все Он сделал для тебя. Ведь ангелы не нуждаются в этом, потому что они существовали уже раньше сотворения мира. Что они действительно гораздо старше мира – послушай, что Бог говорит Иову: егда сотворены быша звезды, восхвалиша Мя гласом велиим вси ангели Мои (Иов 38:7), то есть восхвалили, пораженные красотой и пользой, разнообразием, блеском, светлостью, согласием и всем другим, что они знают лучше нас.

Т. III. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа…

Ангелу принадлежит знание того, благоприятен ли Богу образ служения и молитвы; проповедь же ангел поручает не себе, но апостолам.

Т. III. В день памяти мучеников, также о том, что Христос называется Пастырем и Агнцем…

Дело ангелов состоит не в том, чтобы вступать в совещание с Богом, а в том, чтобы предстоять и служить. И чтобы тебе увериться в этом, послушай, как велегласнейший Исаия о высших ангельских силах говорит, что видел херувимов, стоящих одесную Бога, и серафимов, покрывавших крыльями лица свои и ноги (Ис. 6:2). Это потому, что они не могли сносить исходящего оттуда сияния, но стояли с великим страхом и трепетом. Так прилично тварям предстоять Господу.

* * *

А у Бога и ангелов не один образ и не одно подобие. Как, действительно, может быть один образ и одно подобие у Владыки и у служителей?

Т. IV. Восемь слов на книгу Бытия

Ангелы особенно прославляют Его, прославляют не только по собственной природе, но и через послушание людей, которым они служат, ревностно содействуя исполнению желаний и заповедей Его.

Т. V. Беседы на псалмы. На псалом 112

Как в человеческих войсках выделяются воины, которые несут почетную службу, и с другой стороны такие, на обязанности которых лежит приводить в исполнение наказания, так и здесь – для добрых дел и для устроения спасения людей посылаются святые ангелы, а для наказания беззаконных людей посылаются демоны. …Отсюда ясно, что святые ангелы служат спасению людей. А гнусные демоны… служат для наказания грешников.

Т. VI. О праведном и блаженном Иове

Не подумай, что мученики только за нас предстательствуют; напротив, и ангелы, когда постигают нас бедствия, умоляют за нас Бога, – и не только умоляют, но и получают ответ от Благодетеля.

Т. VI. Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового Заветов, также об одежде священника и о покаянии

Где Христос, там и ангелы; а где Христос и ангелы, там небо, там свет, светлейший этого солнечного света.

Т. VII. Толкование на святого Матфея евангелиста

И не тем ли, между прочим, скажи мне, отличаются от нас ангелы, что они не нуждаются в столь многом, как мы? Следовательно, чем меньше мы имеем нужд, тем более приближаемся к ним, а чем больше, тем глубже ниспадаем в эту тленную жизнь.

Т. VIII. Беседы на Евангелие святого апостола Иоанна Богослова

Ангелы везде являются вестниками, например, при Рождестве Христовом, опять – при Благовещении Марии, как и при Воскресении, так точно – и при Вознесении; да и при Втором Пришествии ангелы явятся предтечами.

Т. IX. Беседы на Деяния апостольские

Что будет с нами, когда… вся вселенная предстанет на суд, все ангелы, и архангелы, и другие небесные силы, когда люди будут стекаться от всех концов земли, восхищаемые на облаках, когда все будут объяты страхом, когда повсюду вострубят трубы и будут раздаваться неумолкаемые звуки? Подлинно, если бы и не было геенны, то быть отверженным в присутствии столь светлого собрания и отойти с бесчестьем – каким великим было бы наказанием!

* * *

Что же значит: ангела света? Ангела, имеющего дерзновение беседовать с Богом, предстоящего Богу. Но есть и ангелы тьмы, служители диавола – темные и свирепые. И многих диавол обольстил таким образом, то есть преобразуясь в ангела света, а не делаясь таковым.

Т. X. Толкование на Второе послание к Коринфянам

Ангелы ни женятся, ни посягают – то же благо насаждено и здесь. Ангелы не любят денег и ничего подобного – и это посеяно у нас. Ангелы не умирают – и это нам даровано: смерть ныне перестала быть смертью, но сделалась сном.

Т. XI. Беседы на Послание к Ефесянам

Конечно, ты не видишь этого, но знай, что ангелы всюду здесь присутствуют, и особенно в доме Божием предстоят Царю, и все исполнено этих бесплотных сил.

Т. XII. Толкование на Послание к Евреям

Апостолы

Блаженным апостолам мы удивляемся не за чудеса, потому что чудеса вполне зависели от силы Божией, но за то, что они явили жизнь ангельскую – а эта жизнь, при высшей помощи, есть дело и их собственного усердия.

Т. I. О сокрушении

Хотя они были и апостолы, но были еще несовершенны, как птенцы, которые не крепко сидят в гнезде, пока у них еще не выросли крылья. И это вам весьма нужно знать, что до креста ученики были несведущи во многом. Они не только не понимали высших истин, но и то, что слышали, часто забывали от страха и робости.

Т. I. Против аномеев

Как же, скажут, апостолы привлекли к себе все народы? Как владеющий только одним языком иудейским мог убедить скифа, индийца, савромата и фракийца? Получив от Духа Святого благодатный дар многих языков для убеждения язычников; а для убеждения Израиля – дарование языков… Апостолы не от себя говорили, но возвещали то, что слышали от Бога.

Т. I. Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог

Апостолы, когда проповедовали, то, подвергаясь бичеваниям, побиванию камнями, постоянно обитая в темницах, не только после избавления от опасностей, а и в самых опасностях возвещали проповедь истины с большим рвением.

* * *

У апостолов, по причине величия их знамений, Бог оставил природу немощную и попустил им подвергаться непрестанным искушениям, чтобы их не сочли за богов.

Т. II. Беседы о статуях, говоренные к антиохийскому народу

Сила праведников – не в количестве численном, но в благодати Духа. Апостолов было двенадцать: видишь, как мала закваска? Вся вселенная была в неверии: видишь, как много теста? Но эти двенадцать обратили к себе всю вселенную.

Т. II. Беседы о диаволе

Тень апостолов прогоняла бестелесные силы, их прах и пепел побеждал бесов, и одежды, находившиеся на их телах, уничтожали болезни и возвращали здоровье.

Т. II. Беседа о воскресении мертвых

И то удивительно, что апостолы пришли не тотчас после пророков, но спустя много времени. Почему? Потому что так поступают отличнейшие из строителей: когда они положат основание, то не тотчас воздвигают на нем здание, чтобы неотвердевшее и недавно построенное основание не оказалось неспособным вынести тяжесть стен. Поэтому они дают много времени камням окрепнуть и уже тогда, когда увидят, что камни хорошо скрепились, воздвигают на них и тяжелые стены. Так сделал и Христос: Он дал основанию пророческому окрепнуть в душах слушателей и учению их утвердиться, и когда увидел, что здание непоколебимо и священное учение внедрено так, что может выдержать новое любомудрие, тогда послал апостолов – воздвигнуть стены Церкви на основании пророков.

Т. III. Беседы о надписании книги Деяний

Апостолы… не всегда открыто шли на опасности, но иногда и уклонялись, убегали и скрывались. Когда же они несколько ободрились, то, как мужественные львы, вставши из пещер и вышедши из убежищ, решились спасти не только себя самих, но и других, сколько могли; обходя отечественный город и всю страну, они собирали всех, кого находили еще в здравом состоянии, но многих и из пострадавших и развращенных обращали, убеждая возвратиться к отеческому закону.

Т. V. Беседы на псалмы. На псалом 43

Подлинно, апостолы обошли всю вселенную и сделались владыками выше всех князей и сильнее царей. Цари господствуют при жизни, по смерти же теряют власть; а они (апостолы) по смерти еще более господствуют. Законы царей имеют силу в своих пределах, а заповеди рыбарей распространились по всей вселенной.

Т. V. Беседы на псалмы. На псалом 44

Апостолы возвещали, как трубы, не на войну призывая, но благовествуя победу.

Т. V. Беседы на псалмы. На псалом 46

Господь еще не все дарования дает апостолам. Так, не дает еще им предведения, чтобы могли узнавать, кто достоин и кто недостоин, а велит узнавать и дожидаться, что покажет опыт. …Господь хотел, чтобы апостолы славились не одними чудесами, но более чудес – своими добродетелями.

Т. VII. Толкование на святого Матфея евангелиста

Более всех прославились апостолы, потому что они истинным и достойным нашего соревнования образом достигли сродства со Христом, – через послушание Ему.

Т. VIII. Беседы на Евангелие святого апостола Иоанна Богослова

Апостолы прежде учили жизнью, а потом словами; да им даже и не нужны были слова, потому что громко говорили их дела.

Т. IX. Беседы на Деяния апостольские

Когда будут говорить, что апостолы были люди простые, то мы прибавим, что они были и неученые, и некнижные, и бедные, и незнатные, и немудрые, и неизвестные. Не к бесчестию, а к славе апостолов служит то, что они, будучи такими, явились славнее всей вселенной. Эти простые, некнижные и неученые так победили мудрых, сильных и державных, хвалившихся богатством, славой и всем внешним, как будто это не были люди.

* * *

Апостолы шли не с мудростью, но с верой, и явились мудрее и выше внешних мудрецов, и тем более, чем принятие предметов божественных верой выше рассуждений, – так как это превышает человеческий разум.

Т. X. Беседы на Первое послание к Коринфянам

Желательно, чтобы кто-нибудь в состоянии был рассказать нам полную историю апостолов, чтобы не только о том, что они писали и говорили, но и о прочем их образе жизни, что они ели и когда ели, когда сидели и куда ходили, что делали каждый день, в каких странах бывали, в такой дом входили и где плавали, обо всем этом рассказал бы подробно, – такой великой пользы исполнено все, что они делали!

Т. XI. Толкование на Послание к Филимону

Если не всех убедишь, можешь убедить некоторых. Так и апостолы, хотя и не всех убедили, получили награду за всех, так как ко всем обращались со словом проповеди.

Т. XII. Выборки из разных слов

Евангелисты

Необходимо знать и то, что из сказанного Иисусом Христом одно изложили все четыре евангелиста, а другое – каждый особо. Для чего же? Для того чтобы и чтение прочих евангелистов было для нас необходимо и видно было совершенство их согласия, ибо если бы они все сказали обо всем, то мы не всем им внимали бы прилежно, так как и один мог научить всему, а если бы они все говорили обо всем различно, то не видно было бы совершенства их согласия. Посему они о многом написали и все вообще, и каждый особо.

Т. I. О Лазаре

Евангелисты всегда во всем говорят истину и ничего не скрывают, даже и того, что кажется унизительным, потому что и это… унизительное показывает человеколюбие Владыки.

Т. II. О предательстве Иуды

Единственным намерением евангелистов было говорить о делах Христовых, и они ничего не говорили лишнего и постороннего, кроме того, что могло содействовать их главной цели.

Т. VII. Толкование на святого Матфея евангелиста

Евангелисты как бы разделили между собою времена. Матфей, вкратце обозрев время до заключения в темницу Иоанна Крестителя, поспешает к обстоятельствам последующим; а евангелист Иоанн не только не вкратце представляет то время, но на нем-то в особенности и останавливается. Матфей, после пришествия Иисуса из пустыни, умолчав о промежуточных обстоятельствах… немедленно переходит к темнице. …Но Иоанн сделал не так, а умолчав об отшествии в пустыню, о котором сказал Матфей, он повествует об обстоятельствах после сошествия Иисуса с горы…

* * *

Знай, что евангелисты многие из великих изречений Его опускают, но все объясняют самым исходом дел: и здесь Христос Своим словом обратил к Себе весь народ и целый город. А где люди не убеждались Его словами, там евангелисты вынуждены были излагать Его учение, чтобы из-за нерадения слушающих не подверг кто-нибудь осуждению Проповедующего.

Т. VIII. Беседы на Евангелие святого апостола Иоанна Богослова

Мученики

Терпят побои и разбойники, и гробограбители, и обманщики, но то же терпят и мученики; дела одинаковы, но расположение духа и причина, по которой они бывают, неодинаковы, а потому между мучениками и теми людьми большое различие. И, как в этом случае, мы обращаем внимание не на одни мучения, но еще прежде того – на расположение души и на причину, из-за которой бывают мучения, а поэтому и мучеников любим не за то, что они мучаются, но за то, что мучаются за Христа, и разбойников презираем не за то, что они наказываются, но за то, что наказываются за злодеяния.

Т. I. Против иудеев

Не так светло небо, украшаемое хором звезд, как тела мучеников, украшаемые светлой кровью ран, так что, умерши, они сделали величайшее приобретение и еще прежде бессмертия восприняли награды, получив от смерти венцы.