Осознанное родительство – это когда сам родитель понимает и признаёт свое несовершенство и не требует его от своих детей. А они вместе познают себя, других, среди которых приходится быть, мир и Бога.
Авва Дорофей говорил, что чем лучше человек понимает себя и других, тем больше он уподобляется Богу.
Мне часто приходится замечать, что родители переносят свои внутренние страхи и комплексы на детей и делают из Бога цербера. Руководствуясь, конечно, исключительно добрыми побуждениями, чтобы воспитать в детях богобоязненность, благочестие и послушание. Но тогда лучше не пугать ребёнка Божьей карой, а сказать ему, что ваше сердце огорчается и плачет. И это будет правдой.
Подростков и юношей это только раздражает и отталкивает, а малых детей вообще нельзя ничем запугивать. Ребёнок в страхе предпочтёт держаться подальше от всего, что связано с этим страхом. Получается лукавая игра: родители сами отталкивают своих детей от церкви, абсолютно не желая того. Тогда кому это выгодно?
Воспитывайте сыновью любовь, а не рабский страх наказания или корыстную выгоду наёмника.
Кроме того, хочу обратить внимание, что на самом деле детям чаще всего не свойственно то, что мы про них думаем. Самое главное ― не мешать им приходить к Богу. Необходимо дать возможность увидеть сердцем и почувствовать Его. Дальше они будут этим жить. Иначе страх изжирает стремление и отнимает этот духовный орган. В страхе есть мучение. В любви нет страха. Боящийся несовершенен в любви. (1 Ин. 4, 18).
За случающиеся же проступки не слишком негодуй, но без смущения доказывай вред, происходящий от проступка. Если нужно сделать выговор, то обращай внимание на лицо и выбирай удобное время. Не взыскивай строго за малые проступки, как будто сам ты совершенно праведен, и не часто обличай, ибо это тягостно и привычка к обличениям приводит в бесчувствие и небрежение.
Преподобный Авва Дорофей
Одна из разновидностей гордости – родительская. Если у детей не задалось с успехами в школе, этот факт унижает родителя. Он или сердится на детей, или испытывает чувство стыда, или винится, полагая, что недостаточно хорошо справляется со своей ролью в родительстве.
Но на арену выходит гордость, говорящая что-то вроде: «Кто тут взрослый и кормилец?!» Гордость запрещает чувствовать свою вину, хотя на самом деле это – просто ответственность. И вот уже охваченный гордостью получает право разгневаться на «несовершенства смертных». Считающий себя правым охвачен гордостью. А вот что происходит в бессознательном поле: чувство собственной правоты перекрывает чувство стыда, вины и собственных претензий к самому себе. Так и работает: чем громче крик и злее взгляд – тем глубже большие бессознательные вопросы в свой адрес.
Такой человек почти постоянно находится перед дилеммой: он до абсурда уязвим, но его гордость (невротическая) вообще не позволяет ему быть уязвимым. Это внутреннее состояние во многом проявляется в раздражительности.
Эти наблюдения говорят о том, что нужно переориентировать ход своих мыслей. Мы склонны ориентироваться на ситуацию и предпочитаем «по справедливости» отреагировать. Но важно понимать, что за эмоциональной реакцией – не просто сама ситуация, а, увы, невротические потребности. Поэтому лучше не ориентироваться на ситуацию и на сложившиеся обстоятельства. На те чувства и мысли, которые через это внешнее проявились в вас.
«А как же справедливость? – спросите вы, – Соврал – получи по губам!»
В духовной жизни есть справедливость, но она иного характера. Всё исходящее от нее – исходит из любви.
Мф. 20, 12–16 «Я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе».
Мф. 23, 11 «Больший из вас, да будет вам слуга».
Лк. 12, 14 «Кто поставил Меня судить или делить вас?»
Я знаю много историй о детском раскаянии. Уже взрослые люди носят в себе отпечаток, казалось бы, справедливого воздаяния за какие-то случайно-нечаянные детские оплошности. Кто-то потерял ключи и переживал, кто-то разбил вазу и горько досадовал из-за этого на себя, «безрукого». У кого-то пропала собака из-за того, что малыш отвлекся, и прочие истории.
Но родитель знает только грех – промашку. Видит за этим бессовестность, бестолковость, принимает на личный счёт – будто ребенок игнорирует его слова. Не знает о том раскаянии и глубоком переживании из-за случившегося. Не знает о болезненном чувстве беспомощности и стыда, вины и отчаяния, страха потерять теперь любовь родителя.
«Ты видел грех, но покаяния не видел», – говорит преподобный Авва Дорофей. «Не суди», – это не только про соседей. Это и к детям относится.
Чтобы объективно оценить ситуацию и разобраться в том, что действительно происходит – понадобятся чуткость и наблюдательность. Но главное – тишина внутри себя и собственная чистота сердца, чистота взора.
Например, для того, чтобы понять другого, люди весьма часто ориентируются на себя. Вместе с тем «судить по себе» – это всего лишь означает проецировать или интроецировать.
То есть, в первом случае – что-то неприятное и осуждаемое сознательно переносится на восприятие «как бы это было в другом человеке».
«Знаю, как вы уроки делали в школе! Небось, курили где-то за забором!» – возможно так делал сам обвинитель или наблюдал, как этим занимаются друзья.
Во втором случае: «Батюшка говорил, что дети так делают. Значит и ты так делал». Привязка к авторитету, с которым во многом и сами согласны – перенесение образа мыслей батюшки в свой стиль мышление. И в том, и в другом случае – это защитный механизм адаптации через бессознательное искажение реальности.
Ориентироваться на собственную психологию характера и по этим данным характеризовать мотивы своих детей будет ошибкой. Если только вы не анализируете свою собственную глубинную жизнь через эти самые проекции нежелаемого в себе, находя это в другом, о чём говорится в стихе Мф. 7, 3 «бревно в глазу».
Из-за своих проекций подчас мы упускаем истинную картину происходящего – то слишком сгущаем краски избытком подозрения и оскорблений, а то и вовсе упускаем момент по собственной простодушности. Так и выходит – быть родителем это ещё и возможность по-настоящему разобраться в себе, чтобы совершенствоваться в духовном росте и психологическом созревании.
И снова мы слышим заветное – начни с себя. Познай себя. Помоги себе. Вынь бревно из собственного глаза.
Обойтись без идеализации и без усложнений. Баланс во всём. Евангелие повествует о балансе через любовь и раскрывает его суть через отношение Христа к разным людям.
Одних, явно виновных, Он защищает и оправдывает, а других, внешне праведных – обличает. Без наивности и подхалимства, без проекции – во всё вносит баланс посредством любви и рассудительности.
Что же делать? Когда накатывает чувство уязвленной гордости и ситуация не нравится – рассудите в себе. Как вы можете к этому относиться, опираясь на данные своего наблюдения?
Если налагать на тело труды сверх его сил, то получите омрачение духа и ещё худшее ослабление тела. Не требуйте от себя больше, чем можете. Надейтесь на милосердие Божие, а не на свои добродетели.
Игумен Никон (Воробъёв)
Нужно осознать: православие – не детская религия (не детская игрушка, и даже не детская азбука). И уставы не детские. Детского ничего в православии нет.
Чтобы понять православие, необходима личностная зрелость, а для этого нужен весь жизненный путь. Не всем взрослым по силам принять – Бог не в урагане, а «в веянии тихого ветра» (3 Цар. 19, 11).
Невозможно заставить полюбить Бога. В моей практике был подросток, который избегал общения с людьми, даже ненавидел их. Оказалось, что Бога он воспринимает как «всекарающего, и у Него злые глаза…». Такой страх парализует, а ребёнку нужно развиваться, нужно чувствовать себя в безопасности.
Бог есть Любовь (1 Ин. 4, 8). Об этом, как о самом важном, поёт святой апостол Иоанн в Евангелие. Почему бы и нам, родителям, не стать такими апостолами для своих детей? Показывать всей своей жизнью, что Бог есть Любовь: «Представляешь! Он даже не просто любит, а Он есть Любовь». Страшно и грустно такого Бога оскорбить даже мыслью о том, что дурно.
«Не препятствуйте детям приходить ко Мне» (Мк. 10, 14). А когда мы вселяем страх и сыпем оскорблениями – это ли не препятствие?
Препятствие, и ещё какое! Ко мне приходила девушка с запросом. Ей было трудно находиться в церкви на службе, потому что неумолимо приходят воспоминания о том, как её в детстве одергивали со словами: «Тебя бесы колотят».
Ни любви, ни пониманию, ни соучастию к чужой боли такой подход не учит. Мы ведь и сами знаем, как порой трудно удержать в молитве мысли, хотя и стоим по стойке смирно. А по отношению к ребёнку ведём себя так, будто не хотим знать, что у детей самообладание и самоконтроль ещё не достаточно крепок в силу их физических и психологических особенностей.
Укоряя за внешнее, родитель учит ребёнка ЗНАТЬ как НАДО. Но СДЕЛАТЬ ребёнок пока не может – ни физически, ни психически, ни психологически. И мы невольно подталкиваем его к навыкам лицемерия и притворства, но не к обнаружению своего достоинства как личности.
Можно возразить: «Какое там достоинство – у дитяти неразумного?» Дело в том, что Личность, Достоинство и Ценность человека, с позиции православной антропологии, есть данное априори с самого внутриутробного появления. Это не то, что заслуживается, а то, что определено в Дар. Ни самовозвышение, ни самоуничижение не приемно человеку в данном ему достоинстве. Потому что «руки Твои сотворили меня и устроили меня» (Пс. 118, 73).
Достоинство – внутри. Человек, чувствующий своё достоинство, не станет делать дурного. Отнюдь не из страха наказания, а потому что не пойдёт против своего чувства достоинства.
В достоинстве человек освобожден от невротической обязанности доказывать себя, подтверждать своё право, убеждать в своей значимости, потому что он уже принят, подтверждён и, как любимое дитя, может отдать всю свою энергию игре, радости, творчеству и любви.
Василюк Ф.Е. «Переживание и молитва»
За этим стоит правда сыновства и существа, созданного любовью Самого Бога. Молитва ещё и инструмент, с помощью которого человек предстаёт перед Богом в своем истинном духовном облике и состоянии. Через это предстояние нам и удаётся дотянуться к своему смирению и достоинству. Через это сакральное соприкосновение, а не формальное исполнение правил.
Первым шагом к духовному осмыслению себя, как и к мудрости смирения, становится знание: как правильно. Затем формируется способность по этому знанию поступать.
Однако на этом пути ошибки неизбежны в той или иной степени. Принять этот факт – уже смирение, с ним и чувство достоинства как поддержка Самого Бога: «Пока не получается. Но ты попытался. Это достойно!» Должно быть ясное понимание, что к осознанности и мудрости мы приходим в своё время. Как цвет яблони даст свой плод при определённых условиях и в своём темпе.
Детям иногда откровенно скучно во время богослужения. От одного священника я узнала, что он увидел книжечку с фотографиями и простыми подписями благодарности о детской Литургии, которая была короче обычной – в Англии, в монастыре в графстве Эссекс, который организовал архимандрит Софроний (Сахаров). Это, действительно, очень важно для детей в определённом возрасте. Они чувствуют свою самостоятельность и свободу.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги