banner banner banner
Цифровая фотография с самого начала
Цифровая фотография с самого начала
Оценить:
 Рейтинг: 0

Цифровая фотография с самого начала


Защитный фильтр. На оправе маркируется protect или neutral/clear.      Он не вносит никаких искажений и никак не влияет на изображение. Единственное назначение данного фильтра – это защита передней линзы объектива от внешних механических воздействий.   Конечно, дешевые некачественные фильтры могут в некоторой степени ухудшить изображение.

UV – ультрафиолетовый фильтр.

Защитный фильтр обычно совмещают с ультрафиолетовым фильтром, его нельзя заменить ничем. Задача защитного фильтра заключается в предохранении поверхности передней линзы объектива от внешних механических воздействий. Для сохранности объектива крайне рекомендуется его установить сразу. Задача ультрафиолетового фильтра заключается в уменьшении ультрафиолетовой части спектра при съемке в горах и других подобных условиях. Матрица восприимчива к ультрафиолетовому излучению, на снимках становятся заметными легкая дымка, голубоватый оттенок. Эффект усиливается при съемке в горах либо объектов, находящихся на очень большом расстоянии, а в особенности на море, где в солнечный день много УФ лучей.

Снимая утром или вечером в условиях средней полосы ультрафиолетовые лучи практически не влияют на снимок, они задерживаются атмосферной дымкой, не достигая Земли. Днём ультрафиолетовое излучение достигает высокого уровня, это становится заметным на снимках.

УФ-фильтр совершенно не влияет на контрастность, он бесцветен, и его кратность равна единице.

Его можно не снимать с объектива, то есть использовать постоянно, при этом следует помнить, что он не «фильтрует» смог и туман. Применим он и для черно-белой фотографии: белый цвет окажется менее тусклым.

Любой светофильтр вносит некоторые ухудшения в изображение – степень зависит от качества светофильтра. Поэтому есть смысл приобрести более качественные, а соответственно и более дорогие светофильтры. Для широкоугольных объективов нужны специальные светофильтры с узкой оправой.

Для защиты объектива прекрасно подойдут как светофильтры UV, так и SKY.

SKY (скайлайт) – защитный светофильтр, контролирующий «синеву», устраняя холодный синий цвет неба. Маркируется на оправе – skylight 1B, skylight 1A, или KR 1.5. (1B более плотный, 1А – более светлый). Его также можно использовать каждодневно, так как поглощает большую часть ультрафиолета. Придает теплый, слегка розоватый оттенок, не ухудшая цветовой баланс видимой части спектра. Подходит для портретной съемки, пригодится он и в пасмурную погоду. Его неплохо использовать на длиннофокусных объективах, помимо защиты передней линзы, он корректирует цветопередачу при съёмке портрета на солнце. На цветопередачу в остальных случаях он не оказывает влияния.

У него малая оптическая плотность и он практически не требует изменения экспозиции.

Поляризационный фильтр

По популярности и частоте использования поляризационный фильтр уступает первенство лишь утрафиолетовым фильтрам. Поляризационный фильтр поможет фотографу избавиться от бликов при съемке отражающих поверхностей, таких как воды, стекла, поверхности влажных листьев. Он затемняет голубое небо, цветовой баланс при этом не меняется. Если выбрать направление съёмки, используя поляризационный фильтр небо можно передать темнее, при этом остальные участки пейзажа останутся без изменения.

Поляризационный фильтр может усилить насыщенность цвета, к примеру, сделать небо на фотографии более насыщенным, темным, драматичным, придать большую выразительность облакам. Изменяя ориентацию плоскости поляризации фильтр, фотограф может изменить цветовые оттенки предметов, придав цветам сочность и насыщенность. Однако не всегда «слишком много» улучшает результат. Во всем важно не потерять чувство меры, ведь полностью лишенные бликов предметы нередко теряют объемность в кадре. Кроме того, слишком сильно измененный цвет может ухудшить восприятие некоторых объектов.

Фильтр представляет собой две линзы, одна из которых неподвижна, а вторая вращающаяся. Такая конструкция позволяет подбирать цветовую насыщенность, свечение бликов, контраст. На оправы фильтров иногда наносятся шкала или точки для помощи в установке нужного угла.

Хорошо использовать этот светофильтр и для черно-белой фотографии, например, совместно с красным светофильтром.

Определить результат, который даст фильтр, можно по стрелкам наручных часов. Например, когда солнце над головой, эффект будет наблюдаться в диапазоне от 2 до 6 часов, минимальный эффект в районе от 3 до 9 часов.

После вращения фильтра зона максимального эффекта будет находиться примерно в 90 градусах от начального положения. При повороте на 180 градусов изображение вернется в тот же вид, что и в начальном положении. При съемке с этими светофильтрами не меняется передача участков неба рядом с солнцем, а также сильно удаленных от солнца. Перед съемкой можно определить, влияет ли поляризационный светофильтр на цвет и насыщенность, посмотрев через него.

Если на объектив установлен поляризационный светофильтр, необходимо увеличить выдержку примерно на одну-две ступени. Угол поворота линзы светофильтра или объекта съемки не имеет значения, увеличивать выдержку все равно надо, связано это с тем, что светофильтры задерживают определенную часть света.

Обычно на оправе фильтра указана кратность, коэффициент увеличения экспозиции. От кратности зависит, какую нужно внести коррекцию. Кратность поляризационного фильтра составляет в среднем 3 – 4. Для фотоаппаратов с TTL-замером кратность не столь существенна, ведь в них замеряется свет, который «просеян» светофильтром.

При установке на объектив двух или трех светофильтров их кратность перемножается. Если установить два фильтра кратностью два, то экспозицию нужно увеличить в четыре раза. Фильтр, поглощающий половину падающего света, имеет коэффициент поглощения два, поправка на экспозицию составит одну ступень. При увеличении выдержки либо диафрагмы на ближайшее значение количество света увеличивается вдвое.

Circular Polarizer – этот светофильтр целесообразно использовать при дневном освещении на улице. Он используется для увеличения насыщенности цвета и контраста при съемке неба и подчеркивания белоснежных облаков.

Warm Polarizer – поляризационный светофильтр с "теплой" цветовой гаммой, делает изображение мягче. Подходит для портретной и сюжетной съемки.

Для широкоугольных объективов созданы специальные Wide-CPL-фильтры в узкой оправе. Они предотвращают виньетирование и рекомендуются для оптики с фокусным расстоянием 28 мм и меньше.

Для уменьшения числа одновременно используемых светофильтров, встречаются «универсалы», которые совмещают свойства циркулярного поляризационного и ультрафиолетового (UV) или конверсионного (85В) фильтров.

Поляризационные светофильтры допускают парное использование – в роли нейтрального фильтра, плотность которого можно менять. Вращением фильтра относительно второго, регулируется степень пропускания света в широких пределах.     В данном случае внешний фильтр должен быть обязательно линейным, который накручен ближе к камере циркулярным.

Нейтральный

Нейтральный фильтр, также называется нейтрально-серый фильтр предназначен для снижения эффективной светосилы объектива, он только уменьшает световой поток, никак не влияя на него.

На оправе маркировка «ND», указывается кратность либо оптическая плотность. Фильтры выпускают с ослаблением светового потока в 2,4, 8 раз.

При съемке, например, воды, чтобы передать эффектно ее движение нужно удлинить выдержку. Сделать это невозможно без фильтра в яркий солнечный день, иначе фотография будет сильно переэкспонированной. А зажимать до f/22 диафрагму не стоит из-за ухудшения изображения. При съемке портрета в яркий день тоже понадобится данный фильтр, если нужно получить размытый фон – съемка производится при диафрагмах f/1.2-f/2.8, тогда уже ослабить световой поток можно только с фильтром.

Солнечный фильтр – это очень плотный нейтральный фильтр, с помощью которого можно фотографировать Солнце и другие очень яркие объекты и явления, значительно превышающие по яркости обычные сцены. Их кратность от 400 до 1000000.

Градиентный

По-другому его называют еще оттенённый светофильтр.

При съемке пейзажа часто сцена освещена неравномерно. Верхняя часть, то есть небо слишком яркое, а нижняя – лес, трава или вода часто уходят в черноту. Если произвести экспозамер по нижней части кадра, то верхняя часть кадра получится переэкспонированной, слишком яркой, облака выбеленными с пересветами и наоборот, причина заключается в узком динамическом диапазоне матрицы. Чтобы ослабить яркость верхней части сцены и сохранить нижнюю без изменений, нужно притемнить верхнюю часть. Это позволяет сделать градиентный фильтр, так как у него одна половина темная, вторая – обычное прозрачное стекло, передающее изображение без изменений.

Так, нейтральный полуфильтр HALF NDx4, уменьшит экспозицию одной половины кадра на 2 ступени (в 4 раза), не меняя экспозицию второй половины кадра.

Единственно, если в верхней части изображения (в зоне действия темной части фильтра) окажется вытянутый объект – дерево, скала и т.д. то и он окажется темнее, чем нужно – верхние и нижние половинки будут заметно отличаться по экспозиции.

Градиентные (gradual color) а также полуфильтры (half color) окрашены наполовину. Линия раздела окрашенной и неокрашенной половинок резкая у half color, более плавная у gradual color.

Производятся фильтры как серого цвета (gradual gray), так и других цветов – желтый (yellow), синий (blue), табачный (tobacco), розовый (pink) и др. Светофильтры gradual color устанавливают во вращающихся оправах с резьбовым креплением.

Более широкие возможности обеспечивает светофильтр с градиентной окраской, который изготовлен в виде прямоугольных пластин, используемый в компедиуме.

Светофильтр можно поворачивать на нужный угол, смещать границу раздела окрашенной и неокрашенной частей фильтра.

Цветные фильтры

Цветоусиливающие фильтры позволяют выделить один избранный цвет – синий, красный, зеленый. Фильтры подчеркивают определенный цвет. Цветные фильтры также еще называют спектральными.

Инфракрасный светофильтр пропускает только инфракрасную часть спектра, задерживая все остальные.

Желтый, оранжевый и красный фильтры хорошо подходят для черно-белой съемки, они придают изображению большую контрастность.

Объект, цвет которого близок к цвету фильтра, на фотографии окажется высветленным, а объект, окрашенный в дополнительные к цвету фильтра цвета, получится в более темных тонах.

Для цветной фотографии такие фильтры могут использоваться для создания цветовых эффектов, например для создания эффекта искусственного освещения при дневной съемке, эффекта дневного освещения при искусственном. Конечно, такое же преобразование можно вполне удачно выполнить и на компьютере. Использовать цветные фильтры вовсе не обязательно. Причина даже не в дороговизне, а в том, что исходный снимок остается с реалистичной цветопередачей и применить эффект можно всегда. В данном случае использование графического редактора полностью оправданно и нет никакой необходимости приобретать специально цветные светофильтры для того, чтобы изменить цветопередачу.

Цветокоррекционные фильтры, или конверсионные, помогают получить точную цветопередачу при съемке со сложными условиями освещения, когда, например, автоматика камеры не справится с балансом белого. Фильтр вносит сдвиг в цветовую температуру, этот сдвиг измеряется в майредах (mired – micro reciprocal degrees). Это обратная цветовой температуре в кельвинах величина, умноженная на 1000000. Сдвиг в майредах величина постоянная для фильтра – у каждого свое значение, изменение цветовой температуры фильтром зависит от температуры света.

Так, например для широко распространенного синего фильтра 80А величина сдвига составляет – 112 майред, применив его при свете ламп накаливания можно получить величину, соответствующую цветовой температуре солнца в полдень. Используя желтые фильтры, можно наоборот понижать световую температуру и удалить излишний синий свет.

Требуемый сдвиг цветовой температуры для удобства определяют в майредах, для этого

1 000 000 делят на цветовую температуру

Свеча, керосиновая лампа