6. Как люди обращаются со своим окружением
Люди обычно ведут себя с окружающими таким образом, что от каждого их поступка получает удовлетворение или либидо, или мортидо, но предпочтительней – оба вместе. И происходит это за счет слияния и созидания или сепарации и разрушения. Однако Ид вряд ли способно учиться и приводить вещи в надлежащий порядок, как нам порою представляется.
Иначе обстоит дело с Эго, которое в нормальных условиях управляет нашей способностью обращаться с разными объектами, например, с собственными руками, ногами и мышлением. Ид способно только желать, Эго умеет исполнять и учиться. Ид напоминает капризного римского императора, Эго, подобно верному слуге, пытается исполнить его неразумные желания. Император требует: «Желаю иметь к обеду truffes au champagne!»[13] Слуге известно, где добыть желаемое и как приготовить блюдо ему по вкусу. Но сам император не сумел бы найти и одного трюфеля. Если он что-нибудь хочет, ему приходится действовать через слугу, связывающего владыку с миром за стенами дворца.
Ид точно так же заявляет: «Желаю иметь жену и детей!» И Эго в ближайшие годы обязано устроить жизнь человека таким образом, чтобы желание Ид было удовлетворено. Эго взаимодействует с окружением двумя способами: манипулируя и обучаясь. Воздействия Ид обнаруживаются во всех поступках индивида, если разобраться, какие желания в итоге действительно удовлетворяются (не принимая во внимание ни способ удовлетворения, ни собственные объяснения индивида). Что касается Эго, его работа проявляется в любом упорядочении мыслей и поступков человека, который думает, что все сделанное сводится к данной работе.
Если речь идет о сновидении, то деятельность Ид определяется желанием, которое удовлетворяется в этом сне. Здесь труднее заметить работу Эго, если только в ход не пошло манипулирование, выдающее его участие. Именно по данной причине часто после пробуждения Эго находит увиденный сон странным и нелепым. Напротив, при изучении математики, основанной на порядке и манипуляции, работа Эго весьма очевидна. А работа Ид остается скрытой. Уж слишком сложно понять, какие бессознательные желания удовлетворяются констатацией факта, что дважды два – четыре.
Ид, некоторым образом, «естественнее» Эго, подобно тому, как корова «естественнее» бифштекса. Бифштекс – это корова, подвергнутая манипуляциям человеческого Эго. Природа упорядочена, но не за счет манипулирования. Деревья растут в лесу естественным образом. И только манипуляции человеческого Эго заставляют их расти в саду правильными рядами. Семена прорастают там, где они находят подходящую почву, или куда их заносит ветром. И только Эго заставляет цветы расти на красивой клумбе. Эго сажает в клетки животных, роет прямые каналы, видит в небе созвездия и создает противоположности, исключающие друг друга. А в природе, как и в Ид, не существует подобных противоположностей.
Сейчас все знают об электронах и атомах. Имеет ли смысл спрашивать об атоме, твердый он или мягкий, темный или светлый, хороший или плохой? Более того, нельзя утверждать, что он представляет из себя материю или энергию, время или пространство. Он и то, и другое или ни то, ни другое. В психиатрии, как и в физике, нам придется отбросить не только представление о противоположностях, исключающих друг друга, но и представление о причине и следствии в том смысле, как их обычно понимают.
В природе явления не вызываются и не объясняются. Они попросту происходят в разные моменты времени. Представления о причине и объяснения изобретены нашим Эго и не являются частью природы. Идеи подобного рода еще раз свидетельствуют о склонности нашего Эго наводить во всем порядок. Явления не происходят «потому что». Они происходят «когда» и «как если бы», и нам приходится этим довольствоваться.
Таким образом, в случае Ид любовь не исключает ненависти. Любовь и ненависть могут существовать бок о бок в одно и то же время по отношению к одному и тому же объекту. Они могут переплетаться друг с другом во всех наших чувствах, относящихся к нему. Но люди склонны рассматривать любовь и ненависть как противоположности, исключающие друг друга, поэтому Эго «удивляется», иногда обнаруживая почти одновременные крайние проявления привязанности и стремления к деструктивности.
Крайняя привязанность часто трансформируется в полное разрушение. Именно поэтому вспыльчивый мужчина убивает женщину, которую страстно любит. Полиция, имеющая дело с реальностями, а не с упорядоченными идеями, хорошо об этом знает, и в подобных случаях возлюбленный оказывается первым человеком, на которого падает подозрение (а не последним, как хотело бы считать наше логичное Эго). Подобный ход мыслей настолько привычен, что кажется логичным, хотя он в той же мере нелогичен. Но он основан на практическом опыте, знающем, как Ид бросает логике вызов.
Другая важная особенность Эго – способность к обучению. Люди узнают реальность, запоминая разные вещи, что позволяет им делать общие утверждения, в известном смысле, пророческого характера. Человек, не замечающий, что происходит вокруг, попадает под дождь снова и снова. Но, если он достаточно долго живет в одном месте, он начинает понимать, что облака определенного вида приносят с собой осадки. Он делает обобщение (пророчество) – низкие темные тучи к дождю. Чтобы сформулировать данный тезис, Эго извлекает или абстрагирует из нескольких наблюдений за облаками представления о темном и низком.
Что касается Ид, то в подобных вопросах на него полагаться нельзя, поскольку оно строит слишком уж много фантастических обобщений, ни на что не годных. Если, например, дети рождаются дома, то Эго ребенка может ошибочно решить, будто появление доктора с черным чемоданчиком означает нового младенца. Ид делает ложное обобщение, поскольку не умеет извлекать из происходящего точный смысл. В сновидениях, служащих лучшим материалом для изучения Ид, доктор может означать рождение младенца, что бы он с собой ни принес. И точно так же черный чемоданчик может означать рождение младенца, даже если его принес не доктор. Если бы Эго представляло себе мир подобным образом, оно ничего не могло бы сделать.
Ид больше, чем Эго, похоже на девственную природу, но не способно обращаться с действительностью, потому что не умеет манипулировать объектами и не в состоянии строить полезные обобщения. Чтобы эффективно взаимодействовать с окружением, требуется наблюдать, учиться, обобщать и манипулировать с помощью Принципа Реальности, контролируя инстинкты своего Ид. Однако, несмотря на все сказанное, в ряде случаев Ид удивительным образом проявляет больше мудрости, чем Эго. Этим видимым противоречием мы займемся подробнее в главе, посвященной интуиции.
7. Как человек растет и меняется
Цель либидо – поддерживать у взрослого человека постоянное желание производить потомство. Если либидо выражается в неприкрытой форме, как это бывает у многих молодых людей, мы получаем индивида, «непрерывно гоняющегося за обещанием оргазма», по удачной формулировке Сен-Сира. Мортидо помогает индивиду выжить, внушая ему желание устранять любую угрозу. Но если индивид живет среди цивилизованных людей, эти первичные стремления ему приходится сдерживать. Поскольку жизнь устроена достаточно сложно, побуждения Ид фильтруются через Эго, и непосредственные проявления либидо и мортидо удается увидеть лишь в особых случаях.
Ид умеет только желать. Оно не способно учиться и развиваться, хотя в определенные периоды жизни его сила меняется, например, во время созревания, а также порой меняется его направление, например при рождении ребенка. С желаниями Ид может произойти одно из двух: либо они удовлетворяются – частично или полностью – либо подавляются. В первом случае напряжения уменьшаются, как происходит сразу же после нормального полового акта или после нанесения себе раны при неудачной попытке самоубийства. Во втором – напряжение возрастает, что провоцирует дальнейшие попытки его снять.
Поскольку первичные стремления к созиданию и уничтожению остаются в своей основе постоянными, развитие и трансформация человеческой личности происходит за счет изменения способов снимать эти напряжения.
Ид выражается лишь в форме, соответствующей состоянию тела и его окружения. У новорожденного многие функции еще не развиты. Ид сосущего младенца не проявится способом, требующим хождения, поскольку его нервы и органы недостаточно для того развиты. Младенец лишен многих удовольствий, так как не способен управлять своим телом, пока не созреют нервы, ведущие к различным органам и мышцам. Он пользуется тем, чем может. Важнейшие движения, на которые он способен от рождения, – сосание и произведение звуков. Следовательно, чтобы удовлетворить либидо и мортидо, он использует данные механизмы, с некоторым участием других, менее развитых. Обычно желания Ид лучше исполняются при участии другого лица. И в самом деле, младенец получает наибольшее удовольствие от сосания материнской груди.
По мере того как ребенок растет, его нервная система берет под контроль все новые виды действий, что открывает новые способы удовлетворить Ид. И наконец, наступает возраст силы и зрелости, когда становятся достижимыми конечные цели – половая жизнь и агрессия.
Возможности получать удовлетворение с годами возрастают, вместе с тем расширяется круг деятельности, поскольку человек любит жить «шире». После периода наслаждения сосанием ребенок начинает контролировать свой кишечник и мочевой пузырь, что дает ему добавочные возможности наслаждаться. Еще больше способов удовлетворения предоставляет ему умение пользоваться руками и ногами. Позже, когда созревают половые органы, индивид пользуется ими, чтобы получать наивысшее эмоциональное и физическое удовлетворение. На каждом новом этапе человек более или менее перерастает удовольствия предыдущего, а органы, переставшие служить для наслаждения, используются для более заурядных целей. Таким образом, он переживает стадии наслаждения ртом, наслаждения кишечником и мочевым пузырем, наслаждения телом и наслаждения половыми органами.
Однако в ряде случаев, когда новый способ удовлетворения не слишком удается или когда обстоятельства мешают экспериментировать с ним, человек продолжает придерживаться прежнего способа. Например, сирота, который лишен многих возможностей развиваться, продолжает по младенческой привычке сосать свой большой палец – он застрял на одном из своих ранних этапов развития. В других случаях ребенок развивается нормально, но в периоды стресса возвращается к предыдущему этапу, отказываясь от недавно обретенного способа снимать напряжения. Бывает, ребенок начинает сосать палец, когда мать уезжает на отдых, и перестает делать так после ее возвращения.
По мере взросления нормальный человек не только проходит естественным путем последовательные стадии пользования органами соответственно развитию нервной системы, тела и желез, также у него меняются скорость, способы, частота и объекты удовлетворения. Данные изменения сильно зависят от Эго и обычно происходят в согласии с Принципом Реальности. Человек узнает, что некоторые пути удовлетворения ведут к еще худшей неудовлетворенности, и в таких случаях пытается вести себя благоразумнее. Он извлекает уроки из опыта. Ид, по-видимому, лениво и упрямо держится за свои привычки, снова и снова пытается получить удовлетворение на прежних бесплодных путях, если Эго не очень твердо придерживается своего курса. Когда Эго недостаточно бдительно, Ид заставляет индивида повторять без конца одни и те же бездумные и недостойные ошибки.
Ид ничему не хочет учиться, пользуясь снова и снова теми же неработающими методами в попытках получить удовлетворение. Временами оно довольствуется поддельной реальностью – фантазиями, мечтами и видениями, которые дают наркотики. Иногда ему удается даже убедить Эго в действительности воображаемого – это называется галлюцинациями.
Например, в алкогольной горячке вышедшее из-под контроля мортидо часто ищет удовлетворение, представляя чудовищ и заменяя этим убийство или самоубийство. Такие зрительные галлюцинации кажутся индивиду реальными, поскольку критерий реальности Эго перестает действовать. В некоторых случаях молодой человек пытается удовлетворить свое либидо, воображая, что его любит какая-нибудь красивая женщина, часто даже не знающая о его существовании. Если он на самом деле начинает верить в свои выдумки, это называется иллюзией. Подобными иллюзиями страдают и женщины.
С возрастом люди стараются вести себя достойнее и осторожнее, воздерживаясь от поступков, которые могут лишить их уважения со стороны самого себя и окружающих, поэтому напряжения мортидо все чаще направляется в обратную сторону, против самого индивида. Ребенок дает волю своему мортидо в приступе ярости, не слишком смущаясь. Взрослый человек, испытывая гнев и досаду, обычно пытается сдержать себя, и в результате мортидо переключается на его собственное тело.
Два самых обычных способа, которыми пользуется при этом мортидо, – повышает кровяное давление и изменяет сечения кровеносных сосудов желудка. Если такая трансформация эмоции в физическую реакцию происходит слишком часто, она вызывает более или менее стойкие изменения. Например, кровяное давление перестает снижаться даже после спокойных выходных, как в случае мистера Кинга, а постоянные нарушения кровообращения желудка могут привести к «язве желудка». Чтобы предотвратить подобное, бесполезно давать пощечины стенографистке или пинать мастера в мягкое место, а необходимо научиться не раздражаться от пустяков, в том числе от финансовых потерь. В конечном счете лучше остаться при здоровом желудке, чем при деньгах. Но слишком часто человек предпочитает сохранить свое имя на двери кабинета, а желудок отдать хирургам.
По мере того как индивид растет, Эго все более эффективно выполняет три свои задачи: удовлетворяет либидо, удовлетворяет мортидо и уменьшает угрозы со стороны внешнего мира. Хорошим примером тут служит земледелие: мортидо дает энергию атаковать землю, либидо – энергию ухаживать за растущим урожаем, а продажа полученного урожая уменьшает угрозу голода и одновременно увеличивает шансы более полного удовлетворения либидо и мортидо, способствуя женитьбе. Еще и остается место для роскоши «божественного неприятия» и для эстетических переживаний.
Итак, личность нормального человека развивается и меняется по мере того, как он осваивает новые методы удовлетворять свое либидо и мортидо, пользуясь новыми органами и способностями, которыми он научился управлять, и отказываясь от прежних, менее эффективных путей. В этом ему содействует Принцип Реальности, помогая бороться с постоянно навязываемыми менее эффективными, а подчас и опасными способами искать удовлетворения.
8. Почему человек должен управлять собой
Вначале ребенок еще не знает, что прямое выражение либидо и мортидо не окупается, он просто играет, не пытаясь себя ограничивать. Если здоровый младенец хочет сломать предмет, он его ломает. Если ему хочется обнять маму или няню, он так и поступает. Когда ребенок вырастает, он узнает, что подобное поведение может принести больше боли, чем удовольствия, что немедленное снятие какого-нибудь напряжения иногда приводит к еще большему. В данных случаях надо решить, какое поведение приведет к максимальному снятию напряжения на длительное время, и судить об этом должно Эго, если оно способно.
Если ребенок сломает музыкальную пилу, на которой играет отец, его накажут или отругают. Это причинит страдание и приведет к психическому напряжению. Когда у него в следующий раз возникнет деструктивное настроение, он, возможно, призадумается: «Если я разобью эту вазу XV века династии Мин, уменьшится ли напряжение сильнее, чем возрастет потом, когда меня накажут?» Если у отца твердая рука, ответ будет «нет», и ваза останется целой на своем пьедестале – за кадкой с каучуковым деревом.
В более зрелом возрасте перед той же личностью, возможно, встанет вопрос: «Если я отобью девушку у инструктора дзюдо, уменьшится ли от этого напряжение сильнее, чем возрастет потом, когда инструктор размажет меня по полу?» Ответ снова будет «нет», так что девушка инструктора дзюдо останется на своем пьедестале – возле той же кадки с каучуковым деревом.
Из-за наказания напряжение возрастает, причем различными путями. Здесь мы рассмотрим, как возрастает напряжение либидо, когда исчезает возможность любить, и как возрастает напряжение мортидо, когда не получается отомстить. Наказанного ребенка на какое-то время отец лишает ласки, но сам он не в состоянии выместить обиду, подвергнув отца подобному обращению. Когда дело ограничивается руганью, результат тот же.
В некоторых случаях наказание приносит ощущение наслаждения и облегчение. Если порка возбуждает не только либидо, но и мортидо, она принимает сексуальный характер. Многие взрослые точно так же, как дети, получают своеобразное удовольствие от наказания. Вот почему некоторые люди постоянно попадают в беду. Побои и обиды не отталкивают их от опасных ситуаций, а, напротив, привлекают.
Однако большая часть людей старается избегать того, что обычно именуется «наказанием», и находит способы управлять инстинктами своего Ид и откладывать их удовлетворение, если оно может привести к страданию.
В конце концов они рассчитывают получить полное или частичное удовлетворение, не оплатив его слезами.
В нашей стране взрослых редко наказывают физической болью, и люди управляют собой, чтобы избежать психических страданий, связанных с другими видами наказаний. Например, многие воздерживаются от преступлений, потому что те вызвали бы у них тяжелые фрустрации либидо – потерю самоуважения, уважения друзей, родственников и возлюбленных. Кроме того, тюремное заключение означает отрыв от привычной жизни, при котором возрастают напряжения Ид, проявляющиеся, например, в особых формах половой активности и во взрывах насилия. Для большинства людей неприятны напряжения мортидо, которые возникают от ненависти к самому себе.
До сих пор мы не упомянули о совести, из-за которой, как обычно считают, большинство людей и ведет себя хорошо. На самом деле мы уже намекали на существование совести, когда пользовались выражениями «потерять любовь», «потерять возможность любить» или когда говорили о ненависти к себе и потере самоуважения. В следующем разделе мы разберемся, как все это связано с совестью, и откуда она берется. Люди не рождаются хорошими или плохими, а учатся, как себя вести в очень раннем возрасте с помощью окружающих людей. Когда ребенок становится плохим, родители нередко задают себе вопрос: «В чем тут наша вина? Какой пример мы подавали нашим детям?»
9. Как человек принимает решение
Существует два способа. Первый – обдумать. Мы изучаем ту или иную возможность, взвешиваем обстоятельства и принимаем решение, более или менее соответствующее Принципу Реальности.
Второй способ обходится без сознательного обдумывания. Если бы нам пришлось размышлять над каждой мелочью, которую мы делаем в течение дня, то погрязли бы в сомнениях. Представьте, что каждый раз, нажимая кнопку, мы задумывались бы над тем, каким пальцем на нее надавить. Тогда данное действие превратилось бы в столь же длительную процедуру, как одевание у малышей. Поэтому мозг способен принимать за нас решения без ведома сознания.
Один из способов бессознательно принимать решения – автоматическая привычка. Она экономит мыслительные усилия в простых повседневных ситуациях, которые не вызывают напряжений Ид. Есть люди, на самом деле вынужденные обдумывать и прорабатывать даже пустячные действия, которые большинство из нас совершает по привычке. Как мы убедимся дальше на примере Энн Кейо, у таких людей возникает множество забот, поглощающих все их время и энергию, поэтому им некогда заниматься всерьез обычными делами.
Как показали исследования, обычные действия, вроде нажатия кнопки и мытья рук, не несущие для обычного человека эмоциональной нагрузки, приобретают у таких людей особое значение. Их либидо и мортидо смещены на тривиальные предметы и делают многие образы неясными. А поскольку привычка работает лишь в ненапряженных ситуациях с отчетливыми образами, именно поступки, связанные с привычками, у подобных индивидов вызывают трудности. Их либидо и мортидо привлекают слишком разные части окружающего мира.
Для принятия решения в более эмоциональных ситуациях само Ид предоставляет нам бессознательную силу. В ее основе лежат эмоциональные установки, позаимствованные в раннем детстве у родителей и других лиц, любовь которых мы ценим и боимся потерять. Выйдя из младенческого возраста, люди приобретают способность бессознательно принимать некоторые решения, соответствующие, как они полагают, ожиданиям этих близких людей в данных ситуациях. Они ведут себя соответственно установкам вроде: «Я должен поступить так, потому что подобного потребовал бы мой отец, будь он сейчас рядом. Если я поступлю иначе, он рассердится, как бывало в детстве».
Человеку незачем говорить себе эти слова, но результат получается именно таким, как если бы он их себе сказал. При этом сберегаются время и энергия, необходимые для принятия решений. У детей, воспитанных без отца или родителями, которые плохо исполняли свои роли, данная часть развития оказывается ущербной, что приносит им в дальнейшей жизни все больше огорчений и проблем.
От родителей также зависит, насколько хорошо человек усваивает в детстве урок, как сохранить любовь других людей. С младенчества индивид учится, как он «должен» себя вести, – родители осуждают его, когда он поступает не так, как нужно, по их мнению. Это чувство «должного» внедряется столь глубоко, что становится частью психической структуры человека. В более позднем возрасте (после пяти-шести лет) тоже усваивается нечто «должное», которое и формирует совесть, и помогает принимать решения. Но более ранняя бессознательная совесть важнее сознательной, поскольку она образуется раньше, укореняется глубже, имеет большую силу, труднее меняется и контролируется и влияет на поведение человека независимо от его отчетливого понимания и часто вопреки его воле.
Когда индивид вырастает, его родители уже не всегда бывают рядом, чтобы наказать его за отступления от должного поведения. Но их могущественные, нагруженные эмоциями образы остаются в психике, а это не менее действенно, поскольку человек всегда поступает, опираясь на свои образы, а не реальное окружение. Не важно, что таким образам «должного» двадцать или сорок лет. Они бессознательны, а бессознательное никогда не стареет, а потому пропитаны ощущением бессмертия, сохраняющим их молодыми и свежими. Что касается наказания в случае проступка, участие родителей тут совсем не обязательно. О нем позаботится собственное Ид человека.
Точно так же, как часть либидо, направленная на самого индивида, внушает ему уважение к себе, так и часть мортидо, обращенная внутрь, поставляет энергию для собственного наказания. Если его поступок несовместим с поведением, усвоенным как должное в раннем детстве, данная часть мортидо показывает ему порицающие образы родителей. Когда мы делаем то, чего делать не должны, у нас возникает чувство вины. И если даже индивид ее не осознает, то неудовлетворенное напряжение направленного внутрь мортидо, возникающее от его безнравственности, требует наказания, и образы родителей проявляют активность, воздействуя на человека приблизительно так же, как делали его подлинные родители.
Пока эта потребность в наказании не удовлетворена, она никуда не исчезает. Напряжение накапливается годами, а попытки снять его могут привести к тому, что человек снова и снова попадает в беду. Поэтому направленная внутрь разрушительная энергия должна быть устранена. Как и другие виды энергии Ид, она может зайти слишком далеко, если Эго не поймет, что происходит, и не остановит процесс. В противном случае потребность в наказании причиняет индивиду неприятности, нередко проявляющиеся в «забывчивости» и «легкомыслии».
Как мы видим, напряжения Ид несколько сложнее, чем можно было бы подозревать. Они включают напряжения либидо, направленного наружу, и напряжения либидо, направленного внутрь, а также напряжения мортидо, направленного наружу, и напряжения мортидо, направленного внутрь. Все четыре группы требуют удовлетворения, и обязанность Эго держать их под контролем.
Одна из важнейших и самых трудных задач Эго – следить за тем, чтобы направленное внутрь напряжение мортидо не возросло сверх меры, если удовлетворить какое-либо из остальных трех напряжений. Иными словами, чувство «вины» способно создать большее напряжение, чем то, которое было снято поступком, его вызвавшим. Поэтому некоторые люди, не умеющие контролировать свое чувство вины, чрезмерно наказывают себя за какой-нибудь банальный проступок.
Бессознательные образы родителей и их преемников, воплощающие ранние уроки жизни, нагружены долей либидо и мортидо, отщепленной от остального Ид. Она участвует в принятии решений и носит название Суперэго. Вопрос о вине и потребности наказания сложен, поскольку связан с рядом аспектов, участвующих в принятии решений.