Итак, частицы мощей Матроны Московской, чьим телом церковь обзавелась в 1998 году, то есть спустя 46 лет после ее смерти, совершенно точно имеются в Москве, Ижевске, Брянске, Пензе, Хабаровске, Архангельске (кусочек городу передал сам глава РПЦ), Краснодаре, в городе Аксай Ростовской области, Риме (там находится икона с частицей мощей Матроны), в городе Островной Мурманской области, в Краснодаре, Херсоне, Красноярске, Саратове. Стоит ли продолжать, если и без того понятно, что география православных мощей довольно обширна?
Что интересно, несмотря на то, что РПЦ эксгумировала останки Матроны и перенесла их в Покровский женский монастырь, верующие до сих пор устраивают паломничества на Даниловское кладбище Москвы. Возле пустой могилы, как полагают выстраивающиеся в длинную очередь верующие, также возможно достучаться до Матроны Московской, а горсть земли с бывшего места захоронения святой считается целебной. С помощью этой кладбищенской реликвии люди исцеляются от различных недугов и даже изгоняют бесов.
В общем, мощи божьих угодников могут представлять собой, в принципе, что угодно – от целых конечностей и черепов до пальцев и просто частичек кожи. В этом я мог убедиться сам, когда, будучи в Смоленске, заглянул в главную духовную достопримечательность города – Собор успения Пресвятой Богородицы. Помимо центральных реликвий храма (железные сандалии жившего в XIII веке Меркурия Смоленского, тканая плащаница XVI века и икона Божьей Матери) я обратил внимание на два деревянных мощевика для останков святых. В ящиках прорезаны круглые отверстия, под которыми имеются надписи с указанием имен чтимых божьих угодников. В каждой ячейке находится воскомастика[5], в которой хранится частица останков того или иного святого. Вместо, как мне представлялось, нетленных костей, пальцев и прочих «священных реликвий» в мощевике можно увидеть утопленные в воск крохотные волоски, частички засохшей кожи (или чего-то такого), что-то, что вообще не поддается опознанию (вроде мелких пылинок или точек) и т. п.
Стоит отметить, однако, что в большинстве случаев частицы нетленных мощей или они целиком – это не чудом сохранившиеся в первозданном виде останки, а высушенные естественным способом мумии и просто разваливающиеся от времени скелеты.
В православной церкви вообще смешивают понятия «нетленность» и «мумификация». Нередко за чудом сохранившееся тело представители духовенства выдавали совершенно истлевшие кости.
К примеру, в Румынии особо чтят останки священника Илие Лакатусу, скончавшегося в 1983 году и погребенного в одной из часовен Бухареста. Через 15 лет после смерти могила священника была вскрыта, и родственники покойного испытали настоящий шок, увидев мумифицированное тело служителя культа. Кожа сохранила естественный цвет, а от тела, как сообщалось, исходил запах благовоний. Но останки Лакатусу совсем не производят впечатление нетленных. Высушенная плоть свидетельствует, скорее, о естественной мумификации. Несмотря на это, тысячи верующих со всей Румынии совершают паломничество к часовне, где покоится тело Лакатусу. Естественно, все это сопровождается многочисленными рассказами о чудесах и исцелении больных.
Мощи божьих угодников могут представлять собой что угодно – от целых конечностей и черепов до пальцев и просто частичек кожи.
А как быть с канонизацией, если чудеса есть, а мощей нет? Как в случае с основателем Дивеевского женского монастыря Серафимом Саровским. В 1903 году церковь всерьез занялась процессом его канонизации. Особых проблем с многочисленными как прижизненными, так и посмертными чудесами монаха не было, но некоторые трудности возникли с его нетленными мощами. Таковых попросту не оказалось. Взорам монахов, вскрывших гробницу Саровского, предстал обычный скелет с истлевшими волосами и обрывками погребального савана. По этой причине местная епархия отказалась проводить канонизацию, однако выход из ситуации был найден благодаря усилиям петербургского митрополита Антония, который опубликовал в газете «Новое время» статью, давшую все «необходимые разъяснения». Согласно богословским рассуждениям высокопоставленного служителя культа, подкрепленным ссылками на профессора Московской духовной академии Голубинского, доказательствами святости того или иного божьего угодника в первую очередь служат его чудеса, и лишь во вторую – нетленные мощи, каковых может и не быть вовсе. «Нетление мощей, когда оно есть, есть чудо, но только дополнительное к тем чудесам, которые творятся через их посредство», – писал Антоний.
Проблема была решена. В том же 1903 году под присмотром сотен жандармов, полицейских и солдат Серафим Саровский был канонизирован церковью и занял свое место в пантеоне православных святых.
В сентябре 2016 года по благословению главы РПЦ патриарха Кирилла представителям Центра подготовки космонавтов была передана частица останков Серафима Саровского. Мощи преподобного отправили в космос на борту корабля «Союз МС-02». Во время взлета и посадки коробочка с костями находилась на груди командира экипажа.
В 20-е годы XX века, а возможно и раньше, церковь придумала новое объяснение тому, почему некогда нетленные мощи божьих угодников со временем все же превращаются в прах. Церковники уверяли, что на определенном этапе, дабы продемонстрировать святость того или иного подвижника, его останки действительно не разлагались. Когда же вера прочно укреплялась в сознании людей, такое материальное свидетельство уже становилось ненужным, и мощи попросту рассыпались, превращаясь в прах.
Воск спасет
Мы помним о важности хорошей сохранности тел умерших праведников для католической церкви. Нетленность мощей – одно из убедительных доказательств святости. Вполне вероятно, что большинство останков, выставленных сейчас на обозрение в различных монастырях и храмах, некогда были нетленными, то есть не были подвержены разложению, но со временем даже «вечные» тела превращаются в труху. В лучшем случае мумифицируются, то есть попросту высыхают. И вот когда в силу естественных причин останки теряют всю «красоту божественного чуда», церковь прибегает ко всевозможным ухищрениям. Как это было, например, с мощами святой Бернадетты.
Нетленные мощи Бернадетты Лурдской – одни из самых знаменитых останков в католической церкви. Тело святой сохранилось в идеальном состоянии, но лишь на первый взгляд.
Бернадетта, она же Мария Бернарда Субиру, родилась 7 января 1844 года в Лурде в многодетной семье мельника. С рождения девочка отличалась хрупким здоровьем, до конца своих дней страдала астмой. В 14 лет ей восемнадцать раз являлась Богородица. В гроте Масабьель, где это происходило, девочка обнаружила родник и по велению Божьей Матери испила из него. С того момента крохотный ключ, который был столь слабым, что Бернадетта едва отыскала его, превратился в мощный источник. И к нему устремились многочисленные паломники. Они до сих пор посещают его. Бернадетте было неприятно нарастающее внимание к ней, и она решила удалиться в монастырь, где и умерла в 1879 году в возрасте 35 лет.
Однако на этом история Бернадетты не заканчивается. В 1925 году она была беатифицирована (то есть причислена к лику блаженных) и канонизирована (объявлена святой) в 1933-м. Одной из причин канонизации стала хорошая сохранность останков монахини, выявленная в ходе нескольких эксгумаций. Утверждается, что с момента погребения и вплоть до сегодняшнего дня тело Бернадетты остается нетленным и не разлагается вопреки всем законам природы. Но это всего лишь официальная легенда, которую рассказывают католические священники.
Спустя 30 лет после погребения Бернадетты ее могила была вскрыта, и церковные лица, присутствовавшие на церемонии, смогли убедиться в том, что тело монахини не тронуто тлением, то есть сохранилось в первозданном виде. Тем не менее было принято решение закопать останки. Через 10 лет труп вновь откопали и увидели ту же картину. На этот раз католические иерархи не преминули воспользоваться случаем, признали Бернадетту блаженной, а затем объявили ее святой. Тело же после небольшой обработки поместили в стеклянный гроб и выставили на всеобщее обозрение в соборе города Невер. Появление уникальной реликвии обеспечило городу безумную популярность. В Невер стали стекаться религиозные паломники со всей Европы.
Тело Бернадетты действительно существенно отличается от всех остальных нетленных мощей, представляющих собой по большей части высушенные и мумифицированные останки. Во-первых, полностью сохранились черты лица монахини, руки нисколько не изменились, и даже ногти выглядят безупречными. Без всяких сомнений – чудо. Но лишь для верующих.
На одной фотографии можно видеть Бернадетту (еще не святую), которая только что умерла (апрель 1879 года), на второй – ее же, но уже в наши дни (июнь 1997 года). Складывается впечатление, что после смерти женщина похорошела и преобразилась. Но такое в принципе невозможно. Ни одной морщинки, никаких признаков живого лица. Обращает на себя внимание и тот факт, что черты лица «современной» Бернадетты не совпадают с чертами лица той же самой святой 130-летней давности. Ни лоб, ни губы, ни нос, ни даже пальцы не имеют ничего общего. А руки монахини и вовсе выглядят неестественно.
Феномен нетленных тел давно привлекает внимание ученых. В 2008 году в телевизионной передаче «Спящие красавицы: нетленные мощи» канала National Geographic были показаны святые католической церкви, чьи тела якобы сохранились почти в первозданном виде. Зрители могли видеть все что угодно – типичные мумии, высохшие тела, кости, но по-настоящему нетленным в передаче было лишь одно тело – святая Бернадетта. Примечательно, что всех святых разрешали снимать в самых разных ракурсах: без гробов, без одежды и т. д. Всех, кроме Бернадетты, хранящейся под стеклом в специальном саркофаге. Возможно, таким образом церковь пытается скрыть от исследователей и верующих тот факт, что тело монахини вовсе не нетленно.
Не разбираясь в истинных причинах явления, церковные иерархи спешат признать феномен нетленности чудом. Когда человек умирает, при определенных условиях, о которых подробнее мы поговорим чуть позже, его тело начинает высыхать, то есть превращаться в мумию.
Прекрасная сохранность тела Бернадетты объясняется человеческим вмешательством – воском, нанесенным на ее лицо во время второй эксгумации. К тому времени тело уже начало высыхать и чернеть. В таком виде показывать останки верующим не имело никакого смысла. Ничего необычного в ссохшейся мумии не было, ведь десятки, а возможно, даже и сотни аналогичных тел к тому времени уже хранились в различных католических храмах.
Выход был найден в изготовлении специальной маски, или, точнее, тонкого слоя воска, который нанесли на лицо Бернадетты. Воск полностью повторил черты лица будущей святой, одновременно с этим сгладив все посмертные изменения. Ту же самую процедуру провели и с руками, которые, как кажется, сохранились в безупречном состоянии. Именно поэтому сегодня верующие видят лишь часть «нетленных» останков – голову и руки, а остальное скрыто просторными одеждами.
Можно создать такие условия, что после смерти тело человека начнет высыхать, то есть превращаться в мумию.
В советской книге 1961 года «О святых мощах» приводится описание тела Бернадетты, данное в «Бюллетене медицинского общества святой девы Марии в Лурде»: «Лицо было покрыто художником восковой маской, поскольку, несмотря на мумификацию, это лицо, а также веки глаз и особенно нос, несомненно, вызывали у смотрящих неприятное чувство. По этой же причине были покрыты воском руки с сохранением, однако, того их жеста, который они имели в гробу».
Это многое объясняет: и то, почему руки Бернадетты выглядят, словно искусственные, и то, почему ее нос разительно отличается от оригинала. Красивая сказка о молодой девушке, которой при жизни являлась сама Богоматерь, сумевшей после смерти победить законы природы и сохранить свою красоту, наверное, более предпочтительна, чем банальная восковая фигура, притягивающая толпы паломников со всего мира.
Кстати, демонстрировать восковых кукок вместо настоящих мощей для Ватикана, похоже, не в новинку. В 2011 году в Мексику прямо из Рима были доставлены мощи скончавшегося в 2005 году папы римского Иоанна Павла II. «Папа Римский совершает посмертное турне», – писали СМИ.
В течение четырех месяцев реликвия совершила путешествие по всем епархиям страны. Мощи проехали около 25 тысяч километров и побывали в 91 церкви. Святыню сопровождала делегация почтенных представителей католического духовенства при поддержке внушительного вооруженного конвоя. Такая мера предосторожности была необходима ввиду нестабильной обстановки в стране, сотрясаемой постоянными вооруженными конфликтами противоборствующих кланов наркомафии.
Мексиканское турне Кароля Войтылы стартовало в августе 2011 года. Чтобы увидеть останки папы, в церкви Пречистой Девы Марии Гваделупской собрались десятки верующих. Однако радостными криками, молитвами и даже аплодисментами люди приветствовали вовсе не нетленное тело Иоанна Павла II, а лишь восковую куклу, наряженную в папские одежды. Именно на бутафорское тело пришли поглазеть верующие, в числе которых был и президент Мексики Фелипе Кальдерон вместе с женой и сыном.
В самом деле, зачем возить за тридевять земель настоящий труп папы римского, извлеченный из могилы накануне беатификации? Зачем в очередной раз обманывать верующих, выдавая искусно выполненную восковую фигуру за чудом сохранившееся тело божьего угодника, и бояться, что очередной скептик начнет задавать неудобные вопросы? Мексиканским католикам вполне сгодится и восковая копия папы. Тем более что верующие даже не думали протестовать: какая разница на что молиться – на настоящий труп или подделку? Мексиканцы ведь искренне верят в то, что мощи Иоанна Павла II способны остановить нарковойны, порядком утомившие страну и ее население.
Практически аналогичный случай произошел в католической церкви в 2008 году, когда Святой престол решил эксгумировать тело известного стигматика падре Пио, умершего 40 годами ранее.
Согласно католическим легендам, падре Пио мог предсказывать будущее и говорить людям об их грехах до того, как те исповедовались ему. В течение всей жизни у Пио на руках, стопах и боку проступали стигматы – кровоточащие раны, подобные тем, что были у распятого Христа. Как при жизни, так и после смерти священник неоднократно обвинялся в шарлатанстве. Скептики подозревали, что Пио использовал кислоту, чтобы имитировать стигматы, а также пользовался микрофонами, с помощью которых заранее узнавал о грехах исповедующихся. Эти обвинения, естественно, каждый раз отметались католической церковью.
Вскрытие гробницы, в которой был похоронен Пио, состоялось 3 марта 2008 года. Тело капуцинского монаха, по заявлению представителей церкви, хорошо сохранилось, особенно борода и руки. Однако было решено «сделать его более узнаваемым». Для этого Лондонский музей восковых фигур по заказу Ватикана изготовил тончайшую маску, идеально повторяющую все черты лица святого. Обновленное тело Пио Пьетрельчинского с апреля 2008 года было выставлено на всеобщее обозрение в часовне церкви в его родном городе Сан Джованни Ротондо на юге Италии. К тому времени Пио уже официально числился святым, поскольку канонизация состоялась шестью годами ранее.
Против извлечения останков Пио выступали его родственники и некоторые из последователей. Нанятый племянницей святого адвокат заявил, что подаст в суд на католическую церковь, если надругательство над останками святого состоится. Тем не менее, несмотря на угрозу судебного иска, останки монаха были извлечены, а во время так называемых торжеств Ватикан ежедневно продавал по несколько тысяч билетов на право посещения тела Пио. Кстати, при эксгумации и исследовании останков капуцинского монаха никаких видимых следов стигмат обнаружить не удалось.
Мексиканцы верят в то, что мощи Иоанна Павла II способны остановить нарковойны, утомившие страну и ее население.
Внутри специальной восковой куклы находятся мощи Имельды Ламбертини, блаженной католической церкви, – она скончалась в возрасте одиннадцати лет, стоя на коленях у алтаря. Вероятно, церковь пошла на такой шаг не только из-за плохой сохранности тела блаженной, но и для того, чтобы не травмировать психику людей видом ссохшегося трупа 11-летней девочки. Тело Имельды выставлено в церкви Святого Сигизмунда возле Болонского университета. Она официально объявлена Ватиканом покровительницей всех, кто впервые принимает причастие.
Сохраняли останки не только с помощью воска.
В 2008 году профессор Дженнаро Голья, которому на тот момент было уже под 80, утверждал, что в 60-х годах он разработал формулу жидкости, способной сколь угодно долго сохранять тело умершего человека. Именно эта жидкость была использована для бальзамирования тела папы Иоанна XXIII, скончавшегося в 1963 году.
Голья, бывший в 1963 году ассистентом Института анатомии медицинского факультета Католического Университета Сердца Иисуса, вспоминал: «Мы повесили пластиковый контейнер с жидкостью на треножник, сделали в правом локтевом сгибе мелкий разрез и ввели иглу. Я следил за тем, чтобы ни кровь, ни жидкость не попали на кожу почившего. Я со страхом думал о том, куда бы нам в случае неудачи пришлось слить кровь папы, ибо уже тогда подразумевалась грядущая канонизация. Однако все шло хорошо. К пяти часам утра 4 июня операция была завершена. Жидкость достигла каждого волоска и предотвратила разложение. Чтобы уничтожить все бациллы, мы ввели еще несколько литров папе в желудок, который был совершенно поражен раком».
Голья упомянул канонизацию неслучайно, ведь слухи о признании почившего папы святым стали распространяться едва ли не сразу после кончины божьего наместника. Для канонизации был необходим сущий пустяк – несколько чудес, совершенных по молитвам к папе, и нетленное тело. Последнее без проблем было «обретено» 16 января 2001 года во время вскрытия гробницы Иоанна XXIII. Благодаря технологии бальзамирования профессора Дженнаро Гольи останки папы были объявлены нетленными, а значит, чудотворными. Ватикан 7 апреля 2014 года одним выстрелом убил сразу двух зайцев. В этот день состоялась двойная канонизация понтификов Иоанна Павла II и Иоанна XXIII.
Забальзамированное сразу же после смерти тело Иоанна XXIII в нужный момент было найдено, продемонстрировано верующим и объявлено не подверженным тлению. Учитывая тот факт, что Ватикан озаботился сохранением тела папы сразу же после его смерти, можно с уверенностью сказать, что его готовили к канонизации еще при жизни. Высший иерарх, а тем более глава всей церкви, считался посредником между людьми и Богом, ходатаем и в какой-то степени даже заступником перед лицом Всевышнего. После смерти понтифика у церкви на руках был готовый святой. Все, что оставалось сделать, – слегка подкорректировать образ новоиспеченного блаженного, а в будущем – святого, и укрепить его легендами, житиями и чудесами.
Культ почитания мощей в православии
За 2000 лет существования христианства история знает немало случаев особого отношения верующих к останкам усопших. Источники различных эпох засвидетельствовали огромное количество фактов почитания мощей. Среди них особое место занимают упоминания о так называемых нетленных телах. Еще раз подчеркну, что далеко не все тела, которые церковь именовала и до сих пор именует нетленными, то есть не разложившимися исключительно благодаря божьему вмешательству, следует считать таковыми. В путевых заметках путешественников и воспоминаниях современников можно найти немало интересных подробностей, касающихся культа нетленных останков в христианстве.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
The American Way of Death.
2
Монашеское объединение, не имеющее статуса ордена.
3
Маронитская католическая церковь – древняя христианская церковь.
4
Пещерный комплекс XI–XIX века в Болдиных горах в Чернигове.
5
Благовонная связующая смесь, используемая в богослужении православной церкви при освящении храма.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги