Я продолжал создавать сайты для клиентов, предоставлял хостинг и помогал им заработать рейтинг в относительно новом Интернете, или Всемирной паутине, как его тогда называли. Я использовал поисковые каталоги, такие как Yahoo, Excite, Ask Jeeves и AltaVista. Google тогда еще не был именем нарицательным. Я делал это в течение нескольких лет, постепенно расширяя свою компанию. В 2005 году я нанял несколько новых сотрудников, и мне понадобилось купить офисную мебель, поэтому я зашел на сайт объявлений Craigslist. Когда вы только что получили диплом и верите в свое блестящее предпринимательское будущее, то покупаете совершенно новый офисный стол в Staples, но, когда у вас уже накопился жизненный опыт и прежний блеск стерся, вы экономите деньги и покупаете подержанные товары (или, что еще лучше, получаете их бесплатно), которые работают точно так же!
На Craigslist я увидел объявление о конкурсе, в котором можно было выиграть iPod Nano за привлечение людей на новый сайт под названием YouTube. Предыдущий iPod, имевшийся на рынке, был размером с кирпич и вмещал 1000 песен! Кроме того, если бросить его в человека, то им можно было и убить, потому что он был еще и тяжелым, как кирпич. Стив Джобс только что анонсировал новый iPod Nano размером с упаковку жевательной резинки (что намного легче кирпича), но значительно большим объемом памяти. Я хотел этот iPod! Подписался на YouTube сам, отправил информацию о нем всем своим знакомым и клиентам, чтобы они сделали то же самое, и даже создал несколько новых адресов электронной почты, чтобы увеличить свои шансы. В итоге я стал одним из счастливых обладателей новейшего и самого крутого iPod на рынке.
Но потом я начал смотреть ролики на YouTube и был поражен качеством видео и тем, что оно загружалось гораздо быстрее, чем любые другие видеофайлы в то время. Еще более потрясающим оказалось то, что ролики с YouTube запросто интегрировались в другие сайты и люди могли их смотреть в любой точке земного шара. БАМ! Меня осенило. Я понял, как окучить своих 865 клиентов: встроить видео на их сайты. Это было так просто, как будто я собирался печатать собственные деньги. Никто этого не делал. Я стану первым, кто разместит видео на сайтах клиентов.
В ноябре 2006 года YouTube был куплен Google. Естественно, видео оттуда начали набирать рейтинг в поисковых системах Google: теперь, когда они владели платформой, им хотелось, чтобы ее заметили. В то время моя работа заключалась в том, чтобы сайты моих клиентов занимали верхние места на первой странице поисковой выдачи. Но в Google работал гений по борьбе со спамом по имени Мэтт Каттс, который превратил мою жизнь в сущий ад и был моим заклятым врагом. Весь рабочий день я тратил на то, чтобы выяснить, как взломать систему и обеспечить высокий рейтинг сайтов моих клиентов, а Мэтт и его команда каждый раз находили уязвимости в системе и устраняли их. Я чувствовал себя так, словно не мог выбраться из аттракциона «Американские горки», и конца этому не было видно.
Предыдущий iPod, имевшийся на рынке, был размером с кирпич и вмещал 1000 песен! Кроме того, если бросить его в человека, то им можно было и убить, потому что он был еще и тяжелым, как кирпич.
Мне надоело ссориться с Каттсом, а также выслушивать претензии своих клиентов каждый раз, когда их рейтинг падал. Это сводило меня с ума, поэтому я снова сел и сосредоточился на проблеме. Спросил себя, каков самый простой способ добиться того, что мне нужно. И на меня снизошло озарение: если бы мои действия соответствовали целям Google, я бы каждый раз получал высокий рейтинг. Мне больше не нужно было бороться с системой (или Мэттом Каттсом). Сейчас это звучит так просто, но тогда это был момент истины. Мне пришлось изучить все, что собирался внедрять Google: прочитать каждый пост в блоге и посмотреть каждое выступление основателей Ларри Пейджа и Сергея Брина, а также генерального директора Эрика Шмидта. Я начал понимать, на что они делали ставку. Они много говорили об органическом ранжировании и отслеживании, а также о будущем, связанном с искусственным интеллектом, который будет искать закономерности, чтобы предсказать, чего захотят люди. Я убедился, что понял и учел все требования Google.
Меня осенило. Я понял, как окучить своих 865 клиентов: встроить видео на их сайты. Это было так просто, как будто я собирался печатать собственные деньги. Никто этого не делал. Я стану первым, кто разместит видео на сайтах клиентов.
Именно тогда я заметил некоторые совпадения в данных моих клиентов. Помните 865 видео, которые я разместил на их сайтах? Большинство оказалось на первой странице Google без какого-либо хакерства или продвижения. Вау! То есть мне не нужно больше драться с Мэттом Каттсом? И не придется выслушивать разъяренных клиентов? Отлично! Все, что от меня требовалось, – это сделать видео удобными для поиска. Тогда я разработал план нападения. Подготовил серию видеороликов для нескольких компаний, сосредоточившись на создании лидов. Мой шурин – оптик, и я попросил разрешить мне рекламировать его услуги с помощью видео. Я смог ранжироваться по некоторым сложным ключевым терминам, которые потребовали бы больших усилий для веб-сайта, но появлялись в результатах поиска через несколько часов при использовании видео. С ума сойти! Чтобы убедиться, что это не случайность, я попробовал то же самое с другим клиентом – адвокатом, занимавшимся делами об ущербе здоровью личности. Мы получили те же результаты: высокий рейтинг в Google и телефон, разрывавшийся от звонков по лидами.
Я сделал это: решил одну из самых больших проблем моей компании и пошел ва-банк, поставив все на видео и YouTube. Мне нужно было стать специалистом, помогающим бизнесу генерировать лиды и продажи с помощью видео. Я сохранил крупных клиентов, которые платили тысячи долларов в месяц, но продал всех остальных. Это была моя точка невозврата. Испанский капитан Кортес потопил свои корабли, чтобы завоевать ацтеков. Он оставил себе единственный выбор: победить или погибнуть. Так же поступил и я: всех клиентов, для которых делал сайты и вел интернет-маркетинг, я продал SEO-компании в Солт-Лейк-Сити с условием, что за мной останется вся работа по видеомаркетингу. Они согласились, потому что не знали, что видео ранжируются в Google без какого-либо хакерства на уровне «черных шляп»[4] или стратегий. Они продвигались просто потому, что YouTube принадлежал Google, а тот хотел, чтобы видео было найдено и больше пользователей пришли на YouTube.
Итак, я переключился с создания и маркетинга сайтов на создание и маркетинг видео… и наблюдал, как стремительно росли рейтинги и доходы моих клиентов, потому что эти видео занимали первые места на первой странице Google.
Наблюдая за эволюцией маркетинга, я потирал руки от предвкушения: онлайн-видео должно было стать крупным бизнесом, и я хотел в этом участвовать. Эффективность движущейся картинки значительно превосходила силу слов. Зрители охотнее делали то, что от них хотели рекламодатели, именно после просмотра видео: звонили, покупали или подписывались на услугу. К тому же ролики снимались простыми людьми, с помощью недорогого оборудования вроде обычной камеры, но при этом получали невероятную популярность среди миллионов зрителей. Прежде создавать такие видео было возможно только в телестудиях и на съемочных площадках.
Я сделал это: решил одну из самых больших проблем моей компании и пошел ва-банк, поставив все на видео и YouTube.
В своих роликах я фокусировался исключительно на том, чтобы заставить зрителей взять телефон и набрать номер. И мне было важно узнать все о звонивших, поэтому я распросил своего шурина и его сотрудников, какие вопросы задают чаще всего и в какой помощи нуждаются потенциальные клиенты. Затем я брал эти вопросы и превращал их в тезисы для видео с подробным разъяснением, как именно мы могли бы помочь. Я задавал кучу вопросов, чтобы получить четкое представление о нише и о том, что в ней сработает. Потом я делал десять солидных видео, которые появлялись в поиске. Как только сообщение начинало работать – видео было ранжировано, и телефон звонил, – я ехал в другой город и повторял все снова. (Я работал только с одним бизнесом в каждой нише в каждом городе.)
Начав со своего шурина-оптика, я проделал те же действия в этой нише сотни раз в сотнях мест. Когда у меня сложилась система для одной ниши, я мог повторить ее для любого клиента. Зачем изобретать колесо, если можно поставить новый логотип на то, что уже работало? Я хорошо отладил свою работу. Клиенты были счастливы, а значит и я тоже. Мэтт Каттс больше не был моим врагом, он стал моим лучшим другом! Тот случай, когда выигрывают все.
Объединение людей вокруг их увлеченийВ то время мои отношения с YouTube ограничивались лишь созданием и загрузкой видео с единственной целью: получить рейтинг Google для генерации лидов. Я и не подозревал, что это лишь малая часть его потенциала. YouTube давал возможность охватить миллионы людей по всему миру, и я собирался убедиться в этом в следующем проекте.
Однажды позвонил мой клиент Уэйд Битти, владелец местной компании по борьбе с вредителями. Он рассказал, что, когда он обрабатывал от тараканов музыкальный магазин, его хозяин спросил, не знает ли он кого-нибудь, кто занимается YouTube, сайтами и маркетингом. Уэйд посоветовал обратиться ко мне. Так я познакомился с Полом Андерсоном. Пол показал мне удивительные видео, которые они создавали, чтобы продать дорогие пианино. Инструменты снимали на фоне природы – на вершинах гор, в пустыне, в лесу, – и ролики получались потрясающими.
В любом уголке Интернета можно найти верных последователей и объединить их вокруг своего контента.
Я спросил Пола, какой результат ему нужен для магазина. Он ответил, что хочет заработать достаточно денег на своих видео, чтобы ему больше никогда не нужно было думать о магазине. На самом деле он хотел не продавать пианино, а снимать потрясающие видео, которые понравились бы людям. С талантом Джона Шмидта за фортепиано, Стивена Шарпа Нельсона с виолончелью, Эла ван дер Бика, продюсирующего музыку, и Тила Стюарта, занимающегося видеосъемкой и монтажом, у них был рецепт успеха. Их страсть к музыке превратилась в канал, а тот – в бизнес, приносящий достаточно денег, чтобы магазин стал не нужен.
Когда канал The Piano Guys выстрелил, я впервые убедился в истинной мощи YouTube. Мы начинали с минимального количества подписчиков, и за год их число выросло до 1,8 миллиона при 100-миллионых просмотрах видео. У них появилась страстная, преданная аудитория. Они не продали ни одного пианино! Но собирали стадионы по всему миру. Этот успех сподвиг меня на 100 % отдаться работе с создателями видео и помогать им привлекать аудиторию на их каналы. Да, я снова потопил свои корабли и ни на секунду не пожалел об этом.
Объединять людей вокруг общей страсти было заватывающе. Я осознал, что понимаю, как собрать преданную аудиторию на YouTube. Здесь не было территориальных ограничений или обязательной связи с бизнесом, как в моей предыдущей работе. На самом деле, Youtube должен выходить за пределы бизнеса. В любом уголке Интернета можно найти верных последователей и объединить их вокруг своего контента. Это больше, чем просто привлечение клиентов. Это был идеальный баланс между деньгами и страстью, то, чего мне не хватало все предыдущие годы. Я многое понял об алгоритмах, рейтингах и механизмах, которые работают, но теперь увидел и другую сторону медали. Создание контента для вдохновения, обучения или развлечения оказалось недостающим звеном. Все, что я знал о продвижении, людях и коммуникации, объединилось и стало предельно понятным. Развитие аудитории стало моим коньком. Я понял, что мне действительно удается формировать сообщества вокруг контента, поэтому посвятил свою карьеру изучению того, что заставляет аудиторию кликать на видео.
На сегодняшний день я создал контент или разработал стратегию его создания для 25 различных каналов. Я помог каждому из них вырасти с нуля до как минимум миллиона подписчиков. С помощью моей формулы мы собрали в общей сложности более 59 миллиардов просмотров видео. Я видел, как это изменило жизнь многих людей: они не только стали профессиональными создателями видеоконтента, но и запустили устойчивый бизнес и бренды.
Для предприятий это может стать решающим фактором успеха. Я был исполнительным продюсером одной из самых вирусных видеореклам всех времен. Это был ролик о подставке Squatty Potty[5], в котором волшебный единорог демонстрировал преимущества ее использования в туалете во время «какания» мороженым. Да, подставка для ног – это реально существующая вещь (в отличие от единорога), и за один год их было продано на сумму свыше 45 миллионов долларов. Это мощная реклама! Увидев ее успех, я понял, что пришло время поделиться тем, что я знаю о YouTube, чтобы и другие могли узнать, как использовать его возможности.
Смело погружайтесь с головой, я обучу вас всему, что знаю о YouTube: всем тонкостям этого ресурса, возможностям, ожидающим вас, а также формуле, следуя которой, вы все сделаете правильно. Возможно, вам даже придется отказаться от некоторых стереотипов о YouTube, которые казались вам правдой, но не беспокойтесь: вы быстро переучитесь и найдете новые решения. Обращайтесь к этой книге как к справочнику, когда будете продвигаться вперед, чтобы создать потрясающий контент и добиться результатов, к которым вы стремитесь.
Я на YouTube с 2005 года и знаю, как он развивался, как способен изменить бизнес, и, что более важно, как ему удается менять жизнь людей. YouTube – одна из самых мощных платформ, где можно общаться с миром и расширять аудиторию с помощью видео.
Не могу дождаться, чтобы показать вам, как использовать все возможности YouTube… Давайте начнем!
Часть I
Платформа
Глава 1
Пробуйте, ошибайтесь, анализируйте, меняйтесь: урок истории YouTube
Вы когда-нибудь смотрели первое видео, загруженное на YouTube?
Его стоит увидеть. Правда, стоит. И вовсе не потому, что я эксперт по YouTube и считаю его высококачественным (спойлер: это не так). А потому что этот ролик – уже история, а у истории можно многому научиться. Как человек, создающий видео, я люблю документальные и биографические фильмы. Они завораживают меня, потому что прошлое помогает понять сегодняшний мир и ориентироваться в нем. Исследуя историю, мы видим, как решения и события повлияли на людей, к чему привели и как изменили семьи, сообщества и в конечном счете весь мир.
Но какого черта я говорю о важности знания истории в книге, которая посвящена YouTube и приемам зарабатывания денег в нем? Отвечу: изучение истории поможет вам узнать больше об области, которая вас интересует, и преуспеть в ней. Очевидно, то же самое относится и к YouTube. Я убежден: если создатели видео и владельцы компаний найдут время узнать, через какие тернии прошел YouTube, прежде чем стать мега-платформой, они сумеют гораздо быстрее и легче добиться на нем успеха.
Итак, как появился YouTube и как его история влияет на вас и ваш контент?
В октябре 2002 года перспективный стартап PayPal был только что приобретен eBay за 1,5 миллиарда долларов. Это наделало много шума в Силиконовой долине. Стали активно разрабатываться идеи сайтов, приложений и платформ, которые могли бы принести много денег. Трое сотрудников PayPal – Джавед Карим, Чад Херли и Стивен Чен – были одними из таких генераторов идей. Именно они и придумали YouTube, но изначально он был совсем не похож на то, к чему мы привыкли сегодня: его запустили как… сайт знакомств.
Из своего импровизированного офиса в гараже они зарегистрировали домен YouTube.com 14 февраля 2005 года. День святого Валентина – идеальный день для запуска сайта знакомств. 23 апреля они выложили первое видео под названием «Я в зоопарке». Оно длилось 19 секунд, в течение которых Карим говорил о слонах в зоопарке Сан-Диего. Если вы посмотрите ролик сейчас, то будете смеяться над намеками на слоновью анатомию, потому что знаете, что снималось это для сайта, где можно найти себе пару. Для своего времени видео, сделанное непрофессионалом, получилось довольно хорошего качества.
Теперь, когда начало было положено и серверы заработали, эти ребята нуждались в активных пользователях. Какая демографическая группа больше других заинтересована в поиске партнера? Студенты. Поэтому агитацию активно проводили в ближайшем университетском кампусе Стэнфорда, а листовки раздавали всем, кто их брал. Слоган у ребят был такой: «Настройся, подключись». На сайте еще практически не было роликов, поэтому они загрузили кадры взлета и посадки Boeing 747. Никаких ассоциаций, просто видео для количества. «Все это не имело никакого смысла, – сказал Карим. – Мы отчаянно нуждались в видео реальных людей, желающих познакомиться, поэтому обратились к сайту, куда заглянул бы любой отчаявшийся человек: Craigslist». Они запустили рекламу в Лос-Анджелесе и Лас-Вегасе, предлагая заплатить девушкам по 20 долларов за каждый загруженный ролик. Но получили ноль откликов.
Вот здесь их опыт становится интересным и применимым. Статистика работы сайта за первые несколько недель показала, что немногочисленные посетители использовали его не для знакомств, а для рассказа о себе: выкладывали видео, где вместе с друзьями делали смешные, неловкие или странные вещи, играли с домашними животными, катались на сноуборде, гуляли в необычных местах, показывали разные предметы и т. д.
В этот критический момент Карим, Херли и Чен должны были решить: стоит ли продолжать продвигать YouTube как сайт знакомств или лучше полностью изменить бизнес-модель, ведь толпы́ пользователей, стремившихся с кем-то познакомиться, не наблюдалось. «Забудьте о свиданиях, – сказал Чен. – Давайте просто откроем платформу для любых видео». Так родилась сила YouTube. Его создатели, оценив обратную связь, пошли за желаниями и интересами пользователей.
Правильное решение привело к тому, что YouTube стал самой мощной видеоплатформой в мире и изменил правила игры в индустрии развлечений: создание видео перешло из рук избранных в руки всех желающих.
В июне они добавили инструменты, упрощающие загрузку, благодаря которым количество роликов от пользователей выросло. А также запустили опцию «встраивания» видео, изменившую подходы к продвижению сайтов. Короче говоря, ребята предоставили платформу, где люди могли делиться своими видео с миром, потому что именно этого они хотели. Люди не искали именно YouTube, просто им нужно было место, где можно разместить свою работу или творчество.
Правильное решение привело к тому, что YouTube стал самой мощной видеоплатформой в мире и изменил правила игры в индустрии развлечений: создание видео перешло из рук избранных в руки всех желающих. Имея камеру и подключение к Интернету, любой мог показывать свои видео всему миру! Сегодня это норма, но представьте, насколько грандиозной перемена была вначале. Крупные компании и бренды стали обращать внимание на новую возможность, меняя свои стратегии создания контента. Поскольку власть перешла к обычным людям, бренды стали платить за рекламу создателям видео, собравшим на своих каналах уникальную, органичную зрительскую аудиторию. Такой конкуренции в бизнесе никогда раньше не было, но становилось ясно, что с этой силой придется считаться.
Платформа продолжала быстро расти. Компания Google быстро разглядела потенциал и приобрела ее за 1,65 миллиарда долларов. Сегодня более трети всего мобильного интернет-трафика приходится на YouTube. Ежедневные просмотры составляют более миллиарда часов, и почти два миллиарда зарегистрированных пользователей посещают сайт каждый месяц. Локальные версии платформы доступны почти в 100 странах.
Как вы думаете, могло ли все это случится, если бы ребята-основатели проигнорировали статистику и решили продолжить делать из YouTube сайт знакомств? Когда с его запуском ничего не вышло, они сосредоточились на проблеме, проанализировали, что работает и почему, и изменили свои стратегии.
История создания YouTube – это идеальный пример того, что пробовать, ошибаться, анализировать и меняться – и есть путь к успеху. Такова формула YouTube. Знание его истории поможет вам как создателю видео или владельцу бизнеса понять, как именно применять эту формулу для развития. Вы должны проанализировать, что работает, а что нет, и внести необходимые изменения. На этом принципе построена вся книга. Если вы усвоите базовую формулу, вам будет легко разобраться в пошаговых настройках, которые позволяют воплотить все что пожелаете в бескрайнем мире YouTube.
В части I я расскажу, как работают алгоритмы YouTube, чтобы вы понимали, что и для чего существует на платформе, и могли стать ее частью.
В части II я открою бесконечные возможности, предлагаемые YouTube для взаимодействия, развития мастерства, сотрудничества, спонсорства, торговли и ведения бизнеса. Расскажу, как создатели видео и компании ухватились за эти возможности и вышли за рамки приработка. Платформа позволяет не только заработать очень много денег самыми разными способами, но и обрести власть и влияние. И я докажу, что влияние может дать вам гораздо больше.
В части III я подробно разберу, как применять формулу YouTube для планирования контента, его создания, продвижения, анализа статистики и корректировки стратегии. Я научу вас, как найти свою аудиторию, общаться с ней и превратить в лояльное сообщество. Объясню важность источников трафика, чтобы вы знали, откуда приходят зрители и как сделать так, чтобы ваш контент видели. Помогу вам научиться читать графики статистики, чтобы вы могли распознавать тенденции. Ваш успех на YouTube напрямую зависит от перечисленных навыков, поэтому будьте готовы учиться и применять их.
Я открыл владельцам многих каналов возможности роста, которых они не замечали. А также помогал авторам и брендам наращивать аудиторию и просмотры, увеличивать заработок и строить бизнес. Если вы будете следовать Формуле и откроете свой разум для возможностей, которые я вам покажу, то придете к результатам, о которых всегда мечтали.
Глава 2
Экосистема YouTube
Чтобы понять, как работает YouTube, нужно рассмотреть его как цифровую экосистему. Она во многом схожа с природной: имеет множество отдельных частей, влияющих на организм в целом. В школе нам рассказывали о потоках энергии в природе: фотосинтез, деятельность растений и животных, разложение и преобразование питательных веществ – все это части цикла. Каждая часть выполняет свою задачу, и, если что-то работает неправильно, это отражается на функционировании системы в целом.
Экосистема YouTube также имеет поток и цикл, и ее отдельные элементы влияют на работу всей экосистемы, положительно или отрицательно. Она включает в себя создателя видео, зрителя, рекламодателя/бренд, владельцев авторских прав, многоканальные сети (MCN) и саму платформу.
Вот краткое описание того, как работает экосистема YouTube: создатели снимают видео и загружают их на платформу. Бренды платят YouTube за то, чтобы размещать рекламу вместе с загруженными видео – до или во время их просмотра. Если канал отвечает требованиям Партнерской программы, его владелец получает часть денег от размещенной с его контентом рекламы. Бренды также сотрудничают с авторами видео, которые, по их мнению, смогут повысить узнаваемость бренда и/или увеличить их прибыль. Такой маркетинг инфлюэнсеров является огромной частью экосистемы YouTube. Зрители приходят, чтобы взаимодействовать с контентом, авторами и сообществами. Они смотрят, подписываются, комментируют, «лайкают или дизлайкают», сохраняют видео и делятся ими. YouTube как платформа является хозяином экосистемы, но как компания – ее частью. YouTube-компания должна убедиться, что все в экосистеме удовлетворены. Она разбирается с жалобами и юридическими вопросами, а также создает и совершенствует правила, учитывая обратную связь от экосистемы и потребности всех ее участников.
Многоканальные сети (MCN[6]) сыграли важную роль на старте YouTube. Они помогли решить проблему поддержки создателей видео, потому что у YouTube ее в то время не было. Авторам не обязательно работать с MCN, они могут управлять своими каналами и иметь дело непосредственно с брендами или работать с агентствами, помогающими им связаться с брендами. Наконец, правообладатели хотят, чтобы их оригинальная работа принадлежала им и была защищена от кражи или копирования, а любая финансовая выгода от используемого контента возвращалась и также принадлежала им.
Чтобы стать частью этой цифровой экосистемы, поймите, какую роль в ней играет каждый участник и вы сами.
Чтобы стать частью этой цифровой экосистемы, поймите, какую роль в ней играет каждый участник и вы сами. Например, если вы создатель видео, ознакомьтесь с методическими рекомендациями YouTube и соблюдайте их, чтобы получить монетизацию канала и не потерять ее. Не копируйте чужие видео, они защищены авторским правом. Но, если без них не обойтись, узнайте, как это сделать на законных основаниях. Успех контента зависит от понимания вами своей роли в экосистеме. Ведение канала на YouTube – это не просто загрузка видео. С таким подходом ваши видео никогда не увидят зрители. YouTube вознаграждает за оригинальный контент, созданный для определенной аудитории, поэтому, если вы изучите систему и будете следовать ее правилам, ваши видео получат больше шансов набрать просмотры.