Мы никогда не прекращаем расти.
У каждого из нас свой уникальный путь, свои неудовлетворенные потребности, меняющиеся на протяжении всей жизни, но одно можно сказать наверняка: этот путь не пройти в одиночку. Нужно поднять паруса и раскрыться навстречу миру, чтобы расти. Выбираем рост!
Глава 1
Бросьте якорь
Прежде чем отправиться в дальнее плавание, нужно понять, какие чувства мы испытываем, вступая на борт судна и бросая якорь. В этой главе мы научим вас плавно и легко идти по волнам жизни и процесса роста, порой бурным, коварным и непредсказуемым. Мы познакомим вас с различными частями воображаемого парусника, на котором вы покинете порт, расскажем, кто может отправиться вместе с вами, подготовим к различным аспектам этого путешествия и поможем сделать судно надежным и прочным. Полный вперед!
Что вам нужно?
Каждый человек на планете имеет основные потребности, которые скорее объединяют нас, чем делают непохожими друг на друга. Вы наверняка слышали об иерархии потребностей Маслоу – диаграмме с пирамидальной структурой, авторство которой приписывают Абрахаму Маслоу. Согласно этой иерархии, мотивация людей обуславливается потребностями все более «высокого» уровня. В академической и популярной психологии это принято понимать таким образом, что полной самоактуализации и реализации личности должно предшествовать удовлетворение базовых нужд – физического здоровья, безопасности, чувства принадлежности и чувства собственного достоинства{26}.
На деле же, как Скотт уже подробно описывал в книге «Путь к самоактуализации», сам Маслоу никогда не рисовал эту пирамиду потребностей{27}. Форма пирамиды подразумевает, что для завершения очередной стадии мы должны, не оглядываясь назад, подниматься на некую метафорическую гору и лишь затем нам откроется следующий уровень возможностей, но это в корне противоречит самой сути человеческого существования. Маслоу подчеркивал, что мы находимся в непрерывном процессе созревания и этот процесс зачастую подразумевает два шага вперед и шаг назад. Эволюция человека не предполагает единого пункта назначения, к которому следует стремиться; это опыт. И чтобы провести нас через этот опыт роста, Скотт предложил новую гибкую и функциональную метафору – парусник, – которая поможет нам понять конфигурацию основных человеческих потребностей.
Если днище нашего судна прохудилось, корабль непригоден для плавания. Когда мы живем в опасных условиях, страдаем от одиночества или низкой самооценки, наших сил и энергии хватает лишь на то, чтобы пытаться хоть как-то держаться на плаву, затыкая дыры и то и дело вычерпывая воду, чтобы избежать кораблекрушения. Когда обстановка более благоприятна, реализованные потребности в безопасности, близких отношениях и самоуважении приносят нам стабильность, обеспечивая защиту от превратностей судьбы.
Но нам этого мало. Человеку по сути его необходим рост, чтобы стать тем, кем он может стать, – по выражению Маслоу, «полноценным человеком». А для роста мало укрепить корпус (это делается скорее для обеспечения безопасности и защиты) – нужно расправить паруса и, несмотря на собственную уязвимость, устремиться навстречу жизненным волнам и бурям. Паруса – это наша любознательность и любопытство, открытость к пониманию новых истин, готовность преодолеть привычные границы и раскрыть новые возможности. Для роста нужна тяга к исследованиям, любовь и осознание цели; все это помогает нам в полной мере ощутить красоту и величие этого мира и найти свое место в нем. Тогда мы видим мир таким, какой он есть, – а не только ту его часть и обитателей, которые способны дать нам то, чего нам не хватает.
Из практических заданий, представленных в этой книге, мы узнаем, что для укрепления судна важно не столько то, насколько успешно мы это делаем, и не столько размер нашего паруса, сколько единение и гармония на самом корабле – гармония с собой, с экипажем и с морскими волнами. Трансценденция, фундаментом которой служат безопасность и рост, позволяет нам постичь мудрость и ощутить связь со всем человечеством. Однако есть одно но: мы не можем стремиться к трансценденции напрямую. Скорее, трансцендентный опыт приходит в процессе работы над собой и тесного взаимодействия с окружающим миром.
Начнем с размышлений о том, как сделать так, чтобы наше воображаемое судно выдержало путь по волнам жизни, и где, в случае чего, его можно будет починить и переоборудовать.
ЗАДАНИЕ1. Подумайте над тем, что только что прочитали, и представьте образ парусника в контексте своей жизни. Ответьте на вопросы, касающиеся ваших потребностей.
БЕЗОПАСНОСТЬ
● В каких аспектах жизни я сейчас чувствую себя уверенно и в безопасности?
● В чем состоит угроза моей безопасности?
● Каково качество моих взаимоотношений с другими людьми?
● Как звучит мой внутренний диалог или внутренний голос?
● Есть ли сферы жизни, в которых я чувствую себя неуверенно?
● Как я в целом чувствую себя в последнее время?
РОСТ
● Что я чувствую при мысли о будущем?
● Что вызывает у меня радостное волнение?
● Какие аспекты моей личности и сферы жизни мне интереснее всего исследовать?
● Что привносит смысл в мою жизнь?
● Чему я хочу посвятить себя целиком и полностью?
● Что позволяет мне чувствовать себя цельной личностью?
● Что дает мне возможность жить полной жизнью?
2. Изобразите ниже свой парусник, исходя из того, насколько удовлетворены ваши потребности (если, скажем, вы чувствуете себя в полной безопасности, но пока далеки от соответствия критериям роста, – нарисуйте лодку с прочным корпусом и хлипким парусом).
3. Глядя на свой корабль, определите, каковы ваши потребности и как их можно в данный момент удовлетворить. Что может этому помешать? Назовите хотя бы одну цель, которой вы хотите достичь в этом путешествии.
Кто с вами в одной лодке?
Итак, мы осмотрели свою лодку, оценили ее состояние – теперь подумаем о том, кто отправится в путешествие вместе с нами. Конечно, это сугубо личный процесс, но вы вовсе не должны предпринимать одиночное плавание. Стремление к росту затрагивает межличностные отношения, а исследования показывают, что присутствие рядом друга, партнера или коллеги, которому близки наши идеалы, повышает вероятность успеха, а также уровень удовлетворенности жизнью и психологического здоровья{28}.
Надеемся, что вы все-таки поделитесь с окружающими (друзьями, родными, коллегами, партнерами или даже психологом или коучем) мыслями и открытиями о себе самом и своем месте в мире. Возможно, вы захотите обсудить какую-нибудь тему за обедом с семьей, на собрании коллег, в беседе со своей половинкой, организуете группу единомышленников, чтобы делиться впечатлениями о книге и поддерживать друг друга. Кроме того, оказавшись на глубине вдали от берега, вы нередко будете чувствовать себя неуютно. Поэтому нужно подготовиться к неизбежным неудобствам и подумать о том, кого вы позовете на помощь, кто бросит вам спасательный круг, чтобы вы с новыми силами взяли курс на неизведанные земли.
ЗАДАНИЕ1. Определитесь с экипажем.
1. Кто из вашего окружения входит в ваш «экипаж»? Кого вы взяли бы с собой под парус? Кто мог бы поддерживать вас на пути к росту и требоват отчета о ходе путешествия? (Это может быть кто угодно из тех, кто есть в вашей жизни: живые или мертвые, люди или животные – словом, те, с кем вы связаны физически или духовно, к кому обращаетесь в письмах, дневниках, молитвах.)
2. Кому вы пошлете сигнал SOS? К кому обратитесь за помощью? Кто выслушает вас, когда будет очень тяжело и неприятные ощущения, мысли или эмоции станут невыносимы?
3. С кем вы готовы делиться открытиями, озарениями, моментами красоты? Есть ли в вашей жизни человек, с которым вам приятно обмениваться добрыми новостями, кто помогает вам использовать во благо то хорошее, что с вами происходит?
2. Самопроверка.
Здесь стоит сделать паузу и подумать, насколько сложным для вас было это задание. Выберите свой вариант:
Некоторые читатели обнаружат, что обладают большим количеством ценных связей с другими людьми. Они могут считать себя счастливыми, ведь отношения – это один из величайших даров жизни и, как мы узнаем из следующей главы, один из самых мощных факторов благополучия, здоровья и удовлетворенности.
Кто-то, напротив, осозна́ет, что, несмотря на множество знакомых вокруг, не может назвать хотя бы одного человека, с кем искренне готов делиться самым сокровенным, бок о бок преодолевать трудности или познавать себя. Безусловно, можно быть одиноким даже среди людей, и осознание этого – важный сигнал, что над качеством отношений нужно работать. Если это ваш случай, попробуйте сначала выполнить упражнения из главы 2, а потом вернуться к этому заданию.
А многие наверняка подумают: «Мне некого позвать с собой в путешествие» или «Я один на белом свете, у меня вообще никого нет». Если это про вас, ответьте на вопросы:
● Как вышло, что я оказался настолько оторван от мира? Это был мой выбор или результат принятых решений? А может быть, стечение неблагоприятных обстоятельств – например, потеря любимого человека? Или причина в чем-то еще?
● Как мне живется в одиночестве? Будь у меня выбор, что бы я предпочел?
Учитывая огромную важность отношений в нашей жизни и эпидемию одиночества, охватившую современный мир, мы призываем вас подумать вот над чем:
● Есть ли отношения, которыми я пренебрегал – намеренно или неосознанно – и которые еще можно восстановить? Есть ли человек, которому я мог бы позвонить?
● Что еще можно сделать, чтобы стать более открытым и сблизиться с людьми?
3. Рассуждайте здраво и позовите экипаж на помощь.
Выполняя практические задания, не забывайте о своем экипаже: обращайтесь к нему за поддержкой, чтобы обменяться мыслями или просто поднять себе настроение. Многие не решаются обратиться за помощью, боясь стать обузой для близких. Однако это распространенное заблуждение: по данным исследований, тот, кто оказывает поддержку, порой испытывает гораздо больше удовлетворения, чем получающий ее{29}. Помогая другим, мы помогаем себе; а обращаясь за помощью, вручаем дар, который потом возвращается к нам.
Вспомните, когда у вас в последний раз просили помощи, совета или консультации по личному вопросу.
● Что вы чувствовали, когда вам нужно было помочь другому человеку?
● Было ли вам некомфортно? Если да, почему?
Если да, может быть, к вам обратились в неподходящий момент или предъявили требования, которые вы были не в состоянии удовлетворить. Либо вашего совета не послушались или неверно его восприняли; а может, попросили помощи в вопросе, в котором вы сами плохо разбираетесь или которым не интересуетесь. Независимо от того, что именно вызвало у вас негативные эмоции, помните об этих подводных камнях, когда будете сами обращаться за помощью.
● Что вам понравилось в процессе оказания помощи? Как возможность оказать помощь укрепила вашу уверенность в себе?
Опираясь на свой опыт, подумайте о том, как обратиться за поддержкой к окружающим, чтобы одновременно дать им заряд положительной энергии?
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Сноски
1
Самоактуализация – стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, к воплощению в жизнь своего потенциала. – Здесь и далее, кроме особо оговоренных случаев, прим. ред.
Комментарии
1
Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. – М.: Класс, 2019.
2
Cooban, A. (2021, July 7). 95 % of workers are thinking about quitting their jobs, according to a new survey – and burnout is the number one reason. Insider. https://www.businessinsider.com/labor-shortage-workers-quitting-quit-job-pandemic-covid-survey-monster-2021–7.
3
Richter, F. (2022, January, 11). Infographic: The Great Resignation. Statista Infographics. https://www.statista.com/chart/26186/number-of-people-quitting-their-jobs-in-the-united-states/.
4
Bonanno, G. (2021). The end of trauma: How the new science of resilience is changing how we think about PTSD. New York: Basic Books.
5
Bonanno, G. (2021). The end of trauma: How the new science of resilience is changing how we think about PTSD.
6
Gallup Inc. (2021, July 7). Americans' Life Ratings Reach Record High. Gallup.com. https://news.gallup.com/poll/351932/americans-life-ratings-reach-record-high.aspx?fbclid=IwAR3w8G6La671GQ9DPeTmx3jf6FEYkYDp0AGCGGW8aMLOjJS8zUmdxP6bZck.
7
Watkins, P. W., Emmons, R., Amador, T., & Gromfin, D. (2021). Growth of gratitude in times of trouble: Gratitude in the pandemic. International Positive Psychology World. Congress. https:/doi.org/10.13140/RG.2.213815.34722.
8
Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. – СПб.: Питер, 2018.
9
Tedeschi, R., Shakespeare-Finch, J., Taku, K., & Calhoun, L. G. (2018). Posttraumatic growth: theory, research, and applications. New York: Routledge.
10
Ялом И. Экзистенциальная психотерапия.
11
Ялом И. Вглядываясь в солнце: Жизнь без страха смерти. – М.: Бомбора, 2019.
12
Признаем, что субъективное восприятие не всегда отражает реальность. То, что человек считает изменением своего креативного мышления, может не являться таковым на самом деле. Но все же мы полагаем, что само изменение восприятия может оказывать глубокое влияние на жизнь человека.
13
Blog, E. J. P. (2021, November 1). Did the COVID-19 pandemic make us better people? The EJP Blog (дата обращения: 25.12.2021). https://www.ejp-blog.com/blog/2021/11/1/did-the-covid-19-pandemic-make-us-better-people.
14
Bloom, P. (2021). The sweet spot: The pleasures of suffering and the search for meaning. New York: Ecco.
15
Bloom, P. The sweet spot: The pleasures of suffering and the search for meaning; Kjærgaard, A., Leon, G. R., & Venables, N. C. (2014). The "right stuff" for a solo sailboat circumnavigation of the globe. Environment and Behavior, 1–25; Kjærgaard, A., Leon, G. R., Venables, N. C., & Fink, B. A. (2017). Personality, personal values and growth in military special unit patrol teams operating in a polar environment. Military Psychology, 25, 13–22; Smith, N., Kinnafick, F., Cooley, S. J., & Sandal, G. M. (2016). Reported growth following mountaineering expeditions: The role of personality and perceived stress. Environment and Behavior, 1–23; Suedfeld, P., Legkaia, K., & Brcic, J. (2010). Changes in the hierarchy of value references associated with flying in space. Journal of Personality, 78, 1411–1435.
16
Tedeschi, R. G., & Moore, B. A. (2016). The posttraumatic growth workbook: Coming through trauma wiser, stronger, and more resilient. Oakland, CA: New Harbinger Publications.
17
Keyes, C. L. M. (2002). The mental health continuum: From languishing to flourishing in life. Journal of Health and Social Behavior, 32, 207–222; Grant, A. (2021). There's a name for the blah you're feeling: It's called languishing. The New York Times. https://www.nytimes.com/2021/04/19/well/mind/covid-mental-health-languishing.html.
18
Jayawickreme, E., Infurna, F. J., Alajak, K., Blackie, L. E. R., Chopik, W. J, … Zonneveld, R. et al. (2021). Post-traumatic growth as positive personality change: Challenges, opportunities, and recommendations. Journal of Personality, 89, 145–165; Mangelsdorf, J., Eid, M., & Luhmann, M. (2018). Does growth require suffering? A systematic review and meta-analysis on genuine posttraumatic and postecstatic growth. Psychological Bulletin, 145, 302–338.
19
Roepke, A. M. (2013). Gains without pains? Growth after positive events. The Journal of Positive Psychology, 8, 280–291.
20
Хорни К. Невроз и личностный рост. – СПб.: Питер, 2019; Кауфман С. Б. Путь к самоактуализации: Как раздвинуть границы своих возможностей. – М.: Альпина Паблишер, 2021.
21
Роджерс К. Р. Становление личности: Взгляд на психотерапию. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2016.
22
Кауфман С. Б. Путь к самоактуализации: Как раздвинуть границы своих возможностей.
23
GatherFor & Ravilochan, T. (2021, August 18). Could the Blackfoot wisdom that inspired Maslow guide us now? (V. Ravilochan & C. Kessler, Eds.). Medium. https://gatherfor.medium.com/maslow-got-it-wrong-ae45d6217a8c.
24
GatherFor & Ravilochan, T. Could the Blackfoot wisdom that inspired Maslow guide us now?
25
Хорни К. Наши внутренние конфликты: Конструктивная теория неврозов. – СПб.: Питер, 2019.
26
Кауфман С. Б. Путь к самоактуализации: Как раздвинуть границы своих возможностей. – М.: Альпина Паблишер, 2021.
27
Там же. Также см.: Bridgman, T., Cummings, S., & Ballard, J. (2019). Who built Maslow's pyramid? A history of the creation of management studies' most famous symbol and its implications for management education. Academy of Management Learning & Education, 18, https://doi.org/10.5465/amle.2017.0351.
28
Drigotas, S. M. (2002). The Michelangelo phenomenon and personal well-being. Journal of Personality, 70, 59–77.
29
Schwartz, C. E., & Sendor, M. (1999). Helping others helps oneself: Response shift effects in peer support. Social Science and Medicine, 48, 1563–1575; Rebele, R. W. (2015). Being "otherish": Resolving the false choice between personal and prosocial goals. In R. J. Burke, K. M. Page, & C. L. Cooper (Eds.), Flourishing in life, work, and careers: Individual wellbeing and career experience (pp. 26–44). New Horizons in Management. Cheltenham, UK: Edward Elgar Publishing.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги