Книга Вечные вопросы - читать онлайн бесплатно, автор Игорь Аскерович Чесебиев. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Вечные вопросы
Вечные вопросы
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Вечные вопросы

При этом цель должна быть более существенна, чем лишения. Она должна соответствовать не только тому, что испытуемый хочет, но и его истинным потребностям с тем, чтобы по достижении цели он чувствовал себя удовлетворенным, а не просто усталым. Важно поэтому не только давать цели из категории «что он хочет», но и формировать желания воспитуемого в соответствие с его действительными потребностями, с тем, что действительно сделает его сильнее и счастливее.

«Воспитатель», сам не обладающий соответствующей волей, не сможет довести процесс воспитания до конца, поэтому не сможет воспитать волю и в другом.

Воспитателями воли для ребенка могут и должны быть родители. Взрослого может «воспитывать жизнь» при условии, что у него есть осознанная цель (это первое и обязательное условие) и трудности, стоящие на пути к этой цели не окажутся бо́льшими, чем он сможет перенести. В-общем, это во многом вопрос стечения обстоятельств.

В любом случае, у него должны быть зачатки воли, а испытания, встречающиеся на его пути, должны быть преодолимыми, с тем, чтобы развивать его волю и тренировать для более серьезных испытаний.

Что есть истина?

Истина – это соответствие наших представлений о свойствах и закономерностях реальности в конкретном месте в конкретное время ее действительным свойствам и закономерностям. Истина всегда относительна: она связана пространственно, во времени и она всегда учитывает только часть связей изучаемого (или описываемого) объекта с объективной реальностью. Абсолютных истин не существует: всякое познание есть свойство нашего мозга отражать реальность, данную нам изначально в ощущениях, а истина – это свойство этого самого познания соответствовать в той или иной степени объективной реальности.

Объективная реальность – то, что существует независимо от нашего сознания. Субъективная реальность – отражение объективной реальности в нашем сознании. Истина – степень соответствия нашей субъективной реальности реальности объективной. Критерий истины – практика: когда наши предсказания, основанные на нашем субъективном представлении об объекте или явлении, оказываются верными, наше представление о реальности не требует корректировки. В противном случае наша субъективная модель объекта или явления требует корректировки или уточнения.

Из того, что критерием истины является практика следует, что главным орудием познания истины является опыт: чтобы что-то узнать человек должен всюду “совать свой нос” и все пробовать (по возможности заботясь о своей безопасности). Для нового объекта или явления мы формируем первоначальную модель, объясняющую объект (явление). Для уже существующей модели мы должны сравнить предсказываемый ею результат с действительным результатом опыта. Сами направления и способы поиска (куда “совать нос”, как сделать это правильно и безопасно, чего ожидать от опыта) могут (если и не должны) определяться нашей текущей моделью, тем где в ней есть “белые пятна” и неопределенности.

Важным инструментом познания истины является логика – наука о правильном мышлении, точнее – о правильных умозаключениях. Кант считал и математику априорным знанием, не требующим опыта. Знанием внутренне присущим мышлению как таковому. Рассел и Фреге доказали, что математику можно свести к логике. Но и предположение об априорности логики, то есть ее существовании до всякого опыта, является ложным.

Логика возникла таким же экспериментальным путем на основе обобщения опыта, состоящего в получении правильных или неправильных по факту выводов на основе тех или иных умозаключений. Человек пробовал те или иные правила для предсказания новых фактов на основе уже установленных. Те правила, выводы которых подтверждались действительностью, сохранялись как “законы логики”. Другие – отбрасывались.

Познаваем ли мир?

Кант сделал предположение: у человека кроме пяти “внешних чувств” есть как минимум еще двух “внутренних” – чувства пространства и времени, без которых познание “внешними” чувствами невозможно, в то время как этих двух чувств достаточно для определенного познания – именно для математики (и геометрии – у Канта она отдельно).

Вещь сама по себе для человека непознаваема, то есть непознаваема объективная реальность, но Кант не хочет прослыть “идеалистом” (то есть “субъективным идеалистом” в современном понимании), поэтому говорит, что объективная реальность существует (что вам еще надо?), но мы ничего о ней знать не можем. (Далее он будет разъяснять, что у познания все-таки есть основание, то что делает возможным опыт и обмен им – это то, что можно назвать “объективная идеальность” – “априорные” понятия разума уже в добавок к “априорным формам познания” в виде пространства и времени).

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги

Всего 10 форматов