Книга Академики: о себе, науке, обществе - читать онлайн бесплатно, автор Сборник. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Академики: о себе, науке, обществе
Академики: о себе, науке, обществе
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Академики: о себе, науке, обществе

Третий важный момент то, что лабораторией руководил заведующий кафедрой «Технология металлов БПИ» Олег Владиславович Роман. В дальнейшем по жизни мы шли вместе, работая по направлениям порошковой металлургии, защитных покрытий, композиционных материалов. Отраслевая лаборатория развивалась, рос коллектив, укреплялась материальная база, и в 1972 г. был создан Научно-исследовательский институт порошковой металлургии. В 1976 г. я стал заместителем директора по научной работе, а через 4 года, благодаря целенаправленной работе по развитию этого направления, было создано Белорусское государственное научно-производственное объединение порошковой металлургии (БР НПО ПМ) при Совете Министров БССР. Меня назначили заместителем генерального директора данного объединения.

Следующим важным моментом в моей жизни стала десятимесячная научная стажировка по направлению О. В. Романа в Шведском институте исследований материалов (1966–1967). Она проходила под руководством директора этого Института профессора Р. Кислинга и доктора химических наук, профессора А. Ронквиста. Наряду с проведением исследований мне была предоставлена возможность ознакомиться с новейшими на то время приборами и исследовательским оборудованием и, кроме того, освоить передовые методики проведения исследований и измерительно-аналитических работ. Поэтому после возвращения со стажировки я предложил О. В. Роману создать в лаборатории отдел физико-химических исследований, которым и стал руководить.

Этот отдел успешно работает в Научно-исследовательском институте порошковой металлургии и сегодня. Он сертифицирован и аккредитован по многим методам исследований в материаловедении как Национальный центр. Руководители института много сделали для его развития и продолжают находить возможности по оснащению центра новыми приборами и методиками, которые активно используются исследователями в освоении нового в материаловедении. Это и хорошая база по изучению и созданию новых материалов для промышленности. Над этим активно работает и молодежь, так как есть большой спектр возможностей для выполнения научных тем и подготовки диссертаций. Акцентирую на этом внимание, поскольку убежден: что без хорошей исследовательской и материально-технической базы в области материаловедения, да и в других областях, нельзя добиться современных передовых результатов.

Подводя итоги прорывных моментов в моей жизни, хочу отметить следующее: в жизни много случайностей, можно пройти мимо них и не заметить, а можно воспользоваться этими возможностями. Нужно научиться чувствовать момент, быть в поиске нового и обязательно трудиться. Без кропотливого труда успеха не будет. Новые темы, изобретения, публикации, ученики всегда придут, если трудишься сам и не останавливаешься на достигнутом. В порядке опыта, и не только моего, полезно периодически менять, обновлять направления исследовательских работ. Например, через углубление, расширение, изучение смежных областей. Ведь часто новое находится на границе их. Это было, есть и будет всегда, а вот система управления, организации и финансирование науки изменяются во времени и пространстве.

Во времена СССР все было управляемо, системно и предсказуемо. Существовала фундаментальная наука, которая развивалась в Академиях и высших учебных заведениях. Была наука прикладная (отраслевая – в Министерствах и заводская – на предприятиях). Все это имело государственное управление через Государственный комитет по науке и технологиям, Совет Министров и Госплан СССР под идейным руководством ЦК КПСС. Было очень высокое государственное отношение к ученым и к науке. Ведь СССР находился в определенной изоляции от мирового сообщества, а созидать новое возможно только через исследования, разработки и создание необходимых производств.

Для меня этот период был очень творческим, благодаря моему учителю О. В. Роману, который рассматривал именно те научные направления, которые можно использовать на практике, в производстве. Направления порошковой металлургии в СССР и БССР развивались очень быстро и были востребованы промышленностью, поэтому в 1980 г. и было создано БР НПО ПМ, подчиненное Совету Министров БССР. Оно отвечало за развитие и использование многих направлений в области порошковой металлургии (фрикционы, пористые материалы, покрытия, использование импульсных нагрузок энергии взрыва и др.) в СССР, а потом и в масштабах Совета экономической взаимопомощи.

С целью развития этого направления и дальнейшего развития БР НПО ПМ был принят ряд постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Для широкого внедрения данной тематики на предприятиях всех министерств страны. На базе Объединения был создан специальный факультет по переподготовке инженерных кадров по порошковой металлургии и защитным покрытиям, на котором прошли переподготовку многие специалисты республик СССР.

Благодаря целенаправленным решениям Главы государства по работе Академии наук и научной политике в Республике Беларусь система организации научно-технической деятельности во многом сохранилась. В 1998 г. состоялась встреча Президента Республики Беларусь с коллективом Академии наук, где было принято очень важное решение. А. Г. Лукашенко подчеркнул, что очень уважает науку, преклоняется перед учеными, готов ее поддерживать и развивать – при условии, что Академия наук будет работать, в приоритетном порядке, на интересы государства. Сотрудники Академии наук согласились с этим предложением и, в результате, Академия обрела статус Национальной. Она подчинена Президенту Республики Беларусь, подотчетна Правительству и Председатель Президиума НАН Беларуси стал членом Правительства. В соответствии с принятым новым Уставом НАН Беларуси на нее возложено не только выполнение фундаментальных и прикладных исследований, их использование во всех отраслях, но и ряд других функций, включая координацию и развитие работ по космическим технологиям.

Также НАН Беларуси отвечает за безопасность и развитие атомной энергетики, научное обеспечение энергетической и продовольственной безопасности страны и др. Сейчас основная задача – развивать научный потенциал по востребованным направлениям. Для этого нужно умело использовать имеющиеся научные кадры старшего поколения и готовить молодых ученых. Необходимо развивать и обновлять научную и экспериментальную базу, проводить социально-экономическую политику с учетом потребности и заинтересованности молодежи, развивать международное сотрудничество. Этим и живет НАН Беларуси.

Особенности деятельности ученого

Особенности деятельности ученого, как и для любого творческого работника – в области науки, искусства, народного творчества и других – это активный повседневный труд, который является естественным, ведь результаты его дают не только удовлетворение, но и желание дальнейшего развития. Для сохранения работоспособности необходимо вести правильный образ жизни, иметь какие-то другие увлечения, хобби. У меня это дача, сад, огород, лес, где можно переключаться, заряжаться жизненной положительной энергией, отдохнуть мыслями и чувствами. Конечно, необходимо заботиться о своем здоровье, сочетая правильное питание, физическую и умственную нагрузку, системный творческий подход к выполняемой работе. Как говорят: в здоровом теле должны быть и мысли, и чувства здоровые, необходимо думать о хорошем, говорить хорошее, делать и поступать хорошо, тогда и жизнь будет хорошей.

По моему мнению и опыту, новые идеи приходят от накопленных знаний и, чем их больше, тем легче находить новые идеи. Часто говорят, что, вот, приснилось новое решение, проснулся и записал. Да, это может быть у тех, кто много думал о данном решении, имеет знания, ему и может прийти во сне решение. Ничего из ничего не возникает, новое создается только из накопленных знаний.

Я работаю в области технических наук, а это – творческий труд коллектива, а не одиночек. Очень важно подобрать увлеченных единомышленников. В коллективе обязательно должны быть лидер, творческие работники и хорошие исполнители. В области порошковой металлургии О. В. Роман, а он был по духу лидером, сумел создать по-настоящему творческий коллектив через обучение и отбор студентов, подготовку высококлассных специалистов через аспирантуру, докторантуру. Постоянно прорабатывалась тематика научных стажировок для молодых специалистов, которых направляли за рубеж в передовые научные центры. Проводились многочисленные международные конференции, выставки, создавалась хорошая научная, экспериментальная и производственная базы. Большое внимание уделялось в решении социальных вопросов для сотрудников. Мне повезло, что на своем жизненном пути я встретил такого человека, как Олег Владиславович, стал его учеником, затем коллегой и другом. Проработал с ним основную творческую жизнь, был его первым заместителем в Институте и Объединении. Мы всегда понимали друг друга в решении государственных задач и были неизменно дружны.

Созданная им школа ученых в области порошковой металлургии позволила его ученикам сформировать свои школы по отдельным направлениям: пористым материалам, фрикционам, защитным покрытиям, композиционным материалам, по использованию импульсных нагрузок – энергии взрыва бризантных взрывчатых веществ. У Олега Владиславовича было много учеников, которым он дал путевку в жизнь, поэтому закономерно Научно-исследовательскому институту порошковой металлургии присвоено звание имени академика О. В. Романа. Он посвятил жизнь развитию порошковой металлургии и подготовке необходимых кадров для создания и развития новых технологий, укрепления экономики нашей страны. Эту задачу продолжают претворять в жизнь и его ученики. Я один из них. У меня также появилась своя школа, под моим руководством защитились 25 кандидатов и 14 докторов технических наук.

Одна из основных задач любого ученого – попытаться довести результаты до практического использования. Получение и накопление научных знаний является очень важным и экономически затратным, а использование их на практике не только дает экономическую выгоду, но и является основным звеном инновационного развития.

Многие разработки используются на предприятиях нашей страны и за рубежом. Так, при моем непосредственном участии построены Молодечненский завод порошковой металлургии (1984). Созданы полигон по использованию энергии взрыва для прессования порошков и сварки взрывом (1986), многочисленные участки на предприятиях, кластер инженерии поверхности, в который входят десятки предприятий и организаций. Возведены заводы по утилизации боеприпасов в городах Добруш и Городок (1999), произведена реконструкция здания и созданы РУП «Академфарм» (2009), завод горячего оцинкования (2012), По инициативе Героя Беларуси академика М. С. Высоцкого и в сотрудничестве со мной построен Республиканский полигон для испытаний мобильных машин (2010). При моем непосредственном участии разработана Белорусская система дистанционного зондирования земли (ДЗЗ), создан, запущен и успешно работает на орбите Белорусский космический аппарат (с 2012 г.), развиваются многоуровневая система ДЗЗ и технологии использования космической информации в интересах 11 министерств и ведомств нашей страны. Выполнен и осуществляется на многих предприятиях ряд других работ, как по новым разработкам, так и по использованию ранее выполненных. Сказанным хочу подчеркнуть тезис о широких возможностях для ученого и разработчика не только исследовать и разрабатывать, но и быть востребованным на производстве.

Стимулом в моей жизни является решение поставленной задачи, которое служит вдохновением и желанием поднять планку выше. Когда-то я мечтал заниматься наукой – и стал ученым, мечтал защитить докторскую диссертацию – и успешно справился с этим. Стал академиком, заслуженным деятелем науки БССР. Ранее, проходя вдоль Академии наук, всегда кланялся и, войдя в здание, снимал головной убор. Никогда не думал, что стану академиком и буду работать в руководстве нашей Академии. Только это все свершилось: в 1997 г. я был избран вице-президентом НАН Беларуси, до 2012 г. трудился первым заместителем председателя Президиума НАН Беларуси и до настоящего времени продолжаю там работать, но в другой должности.

В 2006 г. приказом Председателя Президиума НАН Беларуси В. М. Мясниковича я был назначен ответственным по работе с Роскосмосом и по космическим исследованиям. Эта работа очень увлекла, продолжаю заниматься ею. Сначала стояла задача разработать Белорусский космический аппарат (БКА) дистанционного зондирования земли с разрешением два метра и вывести его на орбиту, что было осуществлено 22 июля 2012 г. Затем организовать эксплуатацию спутника в интересах министерств и ведомств Республики Беларусь. Создать многоуровневую систему дистанционного зондирования земли. Расширить наземную систему управления спутником, приема и обработки полученной информации и выполнения работ на заказ.

Многие вопросы решались в рамках Союзных программ, в которых НАН Беларуси являлась заказчиком от Республики Беларусь. Всего выполнено 19 таких программ (в том числе по космической тематике – 9). Продолжаю руководить и участвовать в выполнении работ по этому направлению в должности начальника управления аэрокосмической деятельности и заместителя руководителя Агентства по космическим исследованиям и организации работ с Госкорпорацией «Роскосмос». Эти подразделения в НАН Беларуси созданы по решению Председателя Президиума НАН Беларуси, академика В. Г. Гусакова. Им поставлена задача создать корпорацию по аэрокосмической деятельности в Республике Беларусь, расширить работы по беспилотникам, развивать многоуровневую систему дистанционного зондирования Земли, с созданием нового спутника высокого разрешения, и группы наноспутников. Важной задачей является создание новых технологий, материалов, приборов и элементной базы для аэрокосмической отрасли. Это очень интересное, перспективное и нужное для страны направление научных исследований, разработок и практических применений, которые могут использоваться не только в космосе, но и на Земле.

Хочу особо отметить, что для ученого важны не только полученные результаты, их публикации, но и признание достижений коллегами, руководителями и государством. И в этом мне повезло. Мои труды опубликованы персонально и совместно с учениками и коллегами. Всего более 1000 публикаций, включая около 60 монографий, учебных пособий и свыше 200 изобретений. Я награжден многими медалями и грамотами, являюсь лауреатом девяти премий разной значимости. В особенности горжусь медалями Отечества III и II степени, врученными Президентом Республики Беларусь, объявлением мне двух его благодарностей и вручением свидетельства о присуждении премии Союзного государства в области науки и техники. Так высоко отмечены работы по космическим технологиям в интересах развития Союзного государства. Это дает не только моральное удовлетворение, но и способствует дальнейшей работе на благо науки, Академии, нашей страны и Союзного государства.

Ученый и его наследие

В Республике Беларусь имеется много научных школ, известных ученых по различным научным направлениям. Очень важно создавать условия для их использования и развития. Ничто не стоит на месте, необходим широкий поиск нового, перспективного и нужного для экономики. Наука, образование, культура и искусство всегда были и остаются основой воспитания молодежи, развития патриотизма и любви к Родине. Очень важно на этой основе готовить новое поколение ученых, передавать им опыт старшего поколения.

После моего избрания в 1997 г. вице-президентом Академии, директором Научно-исследовательского института порошковой металлургии был назначен мой ученик А. Ф. Ильющенко, который позже стал генеральным директором Государственного научно-производственного объединения порошковой металлургии, академиком НАН Беларуси. Он продолжает очень активно и эффективно руководить Институтом и Объединением.

Об этом говорю, так как считаю, что очень важно назначать руководителями не просто умных людей, а тех, которые, к тому же, способны находить верные пути развития и достигать поставленные цели. К сожалению, это дано не всем, а кто все-таки может, тот должен двигаться по ступеням трудовой лестницы, набираться опыта и знаний, а главное – хотеть работать.

В области материаловедения, включая порошковую металлургию, защитные и композиционные материалы, белорусские ученые соответствуют мировому уровню, как по теоретическим, так и по практическим знаниям. К сожалению, в некоторых вопросах мы отстаем: в создании приборов и оборудования, необходимых для исследования и производства новых материалов, в области порошковой металлургии и в целом по материаловедению и металлургии.

Материаловедческая наука идет в направлении повышения качества и изучения заданных свойств материалов путем уменьшения зерен их структуры, создания необходимых сплавов, проведения модифицирования расплавов, получения и применения нано- и композиционных материалов. По многим направлениям используются цифровые технологии и виртуальное проектирование необходимых композиций материалов, в том числе путем применения искусственного интеллекта. Однако совершенствуются и ранее созданные технологии. Ученые не должны замыкаться в своей лаборатории, в своем направлении, им следует широко общаться, учиться, видеть важные и перспективные направления работ у коллег и осваивать новое. Это ускорит развитие. Нужно также развивать международное сотрудничество, участвовать и проводить научные стажировки в передовых школах. Для этого необходимо готовить сотрудников, учить их иностранному языку и направлять только тех, кто принесет пользу для своей отрасли науки, для лаборатории, для страны.

В свое время именно стажировка в Швеции позволила мне практически получить вторую специальность, закрепить английский язык, познакомиться с иностранными учеными, с которыми мы потом сотрудничали и совместно участвовали в международных проектах. Молодым ученым советую в первую очередь выбрать интересующую их тему, свободно овладеть иностранным языком, максимально освоить компьютерный инструментарий.

Огромную роль в становлении личности ученого играет учитель и, конечно, важно попасть к умному и активному наставнику, который подскажет, поможет. Еще главное – иметь личные желание и стремление к высокому результату, работоспособность и целеустремленность на пути к поставленной цели. Чем больше узнаешь, тем больше появляется вопросов, желаний и возможностей. Очень важно перед подготовкой и выполнением научной работы определить точную цель, четко сформулировать решение и необходимые задачи для достижения конечного результата.

Что касается моих планов, то их много. Прежде всего, это развитие аэрокосмических технологий, о которых уже говорил. Также являюсь руководителем ряда научных тем в области машиностроительных материалов и технологий, готовлю докторантов, помогаю тем моим ученикам, которые уже стали докторами наук.

Поскольку в области технологических наук, как правило, работают коллективно, советовал бы известным ученым продолжать трудиться и оказывать помощь своим ученикам в подготовке молодого поколения.

Очень важны общественная работа, развитие и укрепление коллектива. В студенческие годы я был членом комитета комсомола института, дважды участвовал в уборке урожая на целинных землях. Работая в лаборатории БПИ, являлся членом профкома этого института. В Научно-исследовательском институте порошковой металлургии активно участвовал в Научно-техническом обществе БССР и Республиканском обществе «Знание». В НАН Беларуси без меня не обходилась работа многих научно-технических советов, редакционных советов журналов и др. Теперь являюсь заместителем руководителя Международной ассоциации академий наук, председателем Общества дружбы с Финляндией, участвую во многих мероприятиях НАН Беларуси и Союзного государства.

В жизни нужно стараться быть полезным и востребованным, работать и получать от этого удовлетворение, оставаться оптимистом и мыслить позитивными категориями, верить в успех и идти к нему. Важно сохранить, а при возможности всячески укреплять здоровье: научиться чувствовать свой организм и поддерживать его полноценное функционирование с помощью правильного питания, необходимых упражнений, процедур и др.

То, что в НАН Беларуси есть Институт физиологии, имеет в названном плане исключительно ценное значение. Он мог бы возглавить программу оздоровления с учетом всей инфраструктуры, которая имеется в Академии, включая поликлинику, санаторий «Ислочь», а также необходимые профильные институты со своими разработками.

Обращаю внимание и на еще один очень важный момент – правильную диагностику состояния здоровья, как людей старшего поколения, так и детей с самого раннего возраста. Ее отсутствие приводит к тому, что опасные процессы вовремя не распознаются, а в результате лечение становится долгосрочным, дорогостоящим и часто носит необратимый характер. Гораздо разумнее и дешевле проводить своевременную диагностику. У меня есть большое желание сделать нечто полезное и в этом направлении, а пока на собственном примере стараюсь демонстрировать здоровый и активный образ жизни.

Волотовский Игорь Дмитриевич

История науки через личный опыт ученого

Родился 25 октября 1939 г. в г. Минске в семье служащих.

В 1946 г. поступил в минскую Среднюю школу № 60. С 1948 г. обучался в Средней школе № 4 г. Минска, а с 1954 г. – в Средней школе № 2, которую окончил в 1956 г. Затем поступил в Минский государственный медицинский институт, после окончания которого в 1962 г. был по распределению направлен заведовать участковой больницей в д. Жукойни Сморгонского района Гродненской области. Сейчас трудно поверить, что 60 лет тому назад в этой деревне не было электричества, хотя и существовала инфраструктура: правление колхоза, почта, школа, магазин. Больница оказалась маленькой, стационар и амбулатория располагались в старом приспособленном здании. Коллектив больницы составлял 18 человек. Медицинский персонал (медсестры и фельдшера) – молодежь, недавние выпускники медицинских училищ, а хозяйственный персонал – местные старожилы. Для меня, городского жителя, недавнего школьника и студента, работа в деревне явилась важным этапом в судьбе, когда я узнал, что жизнь может быть разной и ее уровень может сильно различаться. Сморгонский район до 1939 г. входил в состав Польши, после присоединения Западной Беларуси к СССР прошло чуть больше 20 лет, четыре из которых пришлись на немецкую оккупацию. Видимо, этим обстоятельством и определялось сильное отставание жизненного уклада д. Жукойни от уклада деревень, находящихся на территории СССР с 1922 г.

Приехав на место распределения и приступив к работе, я сразу вспомнил «Записки врача» Михаила Булгакова. У меня было то же мироощущение. И главное – я сталкивался с теми же вызовами врачебной профессии, особенностями работы с персоналом и больными, которые дают, как писал М. Булгаков, оценку работы врача. Трудностей было много. В институте не учили тому, чем пришлось конкретно заниматься. Как руководить людьми? Какие обязанности у каждого сотрудника? Как налажена на участке диспансеризация и особенно детей в возрасте до 1 года? А больные. Правильно ли ставлю диагноз, адекватное ли назначаю лечение? А вдруг в рецепт закралась ошибка? Первая смерть больного. И хотя уже ничего нельзя было сделать по возрасту и из-за запущенности болезни, перенес я эту смерть очень тяжело. Ведь клятва Гиппократа работала.

В 1962 г. я женился. Моя супруга Ольга Александровна Волотовская окончила Минский государственный медицинский институт в 1966 г., 2 года проработала участковым педиатром, а потом перешла на работу в Институт травматологии и ортопедии Министерства здравоохранения, где в лаборатории биохимии (заведующий лабораторией – профессор И. В. Ролевич) подготовила к защите кандидатскую диссертацию. Впоследствии она трудилась старшим преподавателем на кафедре лабораторной клинической диагностики Белорусской медицинской академии последипломного образования (заведующие кафедрой – сначала профессор В. Г. Колб, затем профессор В. С. Камышников). Мой сын Алексей Игоревич Волотовский пошел по стопам родителей – стал медиком. Он травматолог-ортопед, защитил кандидатскую и докторскую диссертации, получил звание профессора, работает деканом лечебного факультета Белорусского государственного медицинского университета (БГМУ). Его сын, мой внук, Павел Алексеевич Волотовский пошел по отцовской линии, работает в РНПЦ травматологии и ортопедии Министерства здравоохранения Республики Беларусь, защитил кандидатскую диссертацию. Моя внучка Мария Алексеевна Волотовская с отличием окончила БГМУ, сейчас работает врачом в г. Флореция (Италия). Моя невестка Анна Викторовна Волотовская – тоже медик, кандидат медицинских наук, заведует кафедрой физиотерапии Белорусской медицинской академии последипломного образования. Жена внука Юлия – также медик. Таким вот образом в нашей семье сформировался целый коллектив дипломированных медицинских работников.