Книга Будущее – 2095 - читать онлайн бесплатно, автор Виктор Вит
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Будущее – 2095
Будущее – 2095
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Будущее – 2095

Виктор Вит

Будущее – 2095


Примечания от автора:

Это произведение написано в надежде, что наши будущие поколения смогут справиться со всеми теми проблемами, что сейчас стоят перед нашим обществом, и смогут построить что-то новое. Более здоровое, красивое и стремящееся к хорошему будущему.

В начале и конце каждой части проводится односторонний диалог человека, участвующего в одном научном проекте. Вы можете читать лишь его реплики и высказывания, ответные же слова разговаривающей с ним девушки-учёной прошу додумать самим, надеюсь, что такой стиль подачи не будет для вас, дорогие читатели, слишком обременительным.

Основной же текст – это мысли молодого человека, собранные из его слов и формулировок в единый смысловой конструкт, одной из целей этого эксперимента как раз и являлся такой способ упорядочивания и подачи информации.

Ну и наконец. Отличного всем нам будущего. Нам. Нашим детям. И нашим внукам…


Часть 1. Начало


Вот, честно говоря, даже и не знаю, как ты уговорила меня на это.

Что? Эксперимент и исследование?

Ну хорошо, как скажешь.

Я вообще хотел потратить свободное время на изучение чего-то нового. Ну знаешь, повысить свой СУИ, это всем и постоянно надо.

Что? Шутишь, что ли? Как это ты не знаешь, что это, с Марса, что ли, упала?..

А! Значит, ты будешь задавать вопросы, будто в анабиозе сто лет пролежала. Ха-ха, ну хорошо. Может быть, так тоже получится поднять уровень. Нестандартными способами, так сказать, хе-хе.

М? С чего всё началось? Ну знаешь, я не очень силён в истории и не могу сказать, в каких областях наша жизнь так сильно отличается от прошлого, а в каких не очень.

Думаешь? Рассказывать обо всём подряд? А от этого точно будет толк в твоих записях?

Ну, ладно-ладно! Как скажешь. Хорошо. С чего бы начать…


…Примерно к середине 21-го века проблема направления человеческих устремлений была решена. Ведь до этого её неконтролируемые всплески становились настоящим бедствием как для общества, так и для всех прочих индивидов, изначально не затронутых такими всплесками.

Дело в том, что человек – существо сравнительно простое, даже с поправкой на современное общество. Он хочет получить как можно больше благ и развлечений с минимальными затратами времени и труда. Кстати, за основу современной системы изначально была взята именно старая, ещё с 20-го века применяемая схема распределения рабочего времени по 8 часов в день при пятидневной рабочей неделе. И только после того как пошла повальная волна переутомления и апатичности у огромной массы задействованных в новой системе людей, это было скорректировано и рабочие часы уменьшены, а также была введена система обязательного отдыха и его ранжирования. Впрочем, об этом позже.

Так вот. Само такое стремление – это неплохо, но если опустить множество форм и видов, в которое оно может вылиться в попытках достичь желаемого, в том числе и незаконными действиями, кстати, получим парадоксальный результат. Стоит только человеку получить всё, что он желает, как тут же, ну или очень быстро ему покажется всего это мало, и он захочет ещё большего, ещё меньшими усилиями. И так далее и так далее. Естественного выхода из этого тупика нет и не будет. В обществе такой индивид – это паразит, и он ничем не облегчает его функционирование, ну разве что служит некой иконой того, к чему надо стремиться. Но тут включается следующий фактор.

Человек, получивший всё или же добившийся этого, теряет волю к дальнейшему продолжению существования и начинает стремительно деградировать. Такое мы видели на примере небольшой прослойки в обществе начала 21-го века, когда получившие всё и сразу молодые люди начинали увлекаться совершенно бессмысленными вещами, зачастую приводившими к смертям или же разрушавшими общественные нормы морали и нравственности. Они ставили себя выше других, кичась своим статусом, приобретённым благодаря рождению или же слепому сочетанию удачи и случая. Их называли «золотой молодёжью», ироничное определение, как мне кажется.

Так или иначе, на их примере было ясно, что то, к чему стремится каждый субъект в обществе, – это деструктивная в своем окончании цель, могущая привести лишь к его гибели. Кстати, на протяжении истории так случалось не раз. Могучие империи, силой покорившие всех соседей и подчинившие их себе, начинали пресыщаться полученными плодами побед, и вот уже через поколение или два их потомки не могли так же, как создатели их государства, держать в узде завоёванные племена, и их империи падали. Значит, такое уже происходило не раз, но тогда перед нами стоял куда более актуальный вопрос. Ведь в широком смысле современной империей тогда, к началу 21-го века, был весь мир.

Включённый в единую информационную сеть, объединённый в большинстве своём едиными идеями об идеальной жизни и стремлении её достичь. Об этой проблеме задумывались многие выдающиеся умы того времени. И конечно, как в большинстве таких случаев, их чисто теоретические выкладки зачастую мало что имели общего с воплощением в реальность. Тем более что очень часто такие размышления сводились к ужесточению всего и вся, усилению контроля и ограничению потока благ, к которым привыкли люди. Или же напротив, усилению потока всевозможных излишеств, но вместе с тем подспудный контроль и аккуратное направление человеческих мыслей в нужном руководящей верхушке направлении.

В первом случае, как нам показывает история, это бы в итоге привело к социальному взрыву, волне протестов и революций, падению режимов и откату назад как в социальном, так и научном смысле по всем фронтам. Кстати, и не факт, что с наличием огромного количества оружия в мире на тот момент это не привело бы к гибели всего человечества или же критическому сокращению его популяции.

Второй же вариант ещё более трагичен, хотя поначалу таким и не кажется. Канализирование управления людьми, буквально заливаемыми развлекательной информацией, привело бы к массовому отуплению большей части населения. Желающих всегда развиваться по собственной воле и стремящихся двигать вперёд всю популяцию критическое меньшинство по сравнению со всеми остальными. На них смотрят как на чудиков и зачастую просто неосознанно топят их идеи в своей серой массе. В таком случае, который, к счастью, остался лишь умозрительной теорией, это привело бы к вырождению управляющей элиты, а из-за массового отупления остальной части общества и к отсутствию притока новых управленцев, и как следствие коллапсу всего общества и его быстрому скатыванию назад в своём уровне развития как в социальном, так и научном, но с куда как более страшными последствиями, чем в первом случае.

Кстати, первые симптомы такого расслоения общества наблюдались в первые десятилетия 21-го века, когда люди массово пресыщались потоком информации и легкодоступного развлечения. Особенно это было заметно на примере технологически развитых стран, что впоследствии неминуемо привело бы их к краху и коллапсу, кстати, такие примеры были, но не будем сейчас отвлекаться.

Как мы видим, проблемы, пусть и не слишком заметно, но назревали и требовали решения. Теперь зайдём несколько с другой стороны, и прежде чем перейти к нашей основной теме об устройстве общества конца 21-го века, поговорим ещё и о том, что предшествовало ему на протяжении человеческой истории. Итак, проблемы общественно-экономических формаций.

На миллениум между 20-м и 21-м веком основными формациями, существовавшими на тот момент, были капитализм и коммунизм. Не буду вдаваться в глубины этих теорий, а также значимых личностей и событий, повлиявших на их становление и крах. Остановлюсь лишь на самых общих и поверхностных концепциях для общего понимания того, к чему мы пришли теперь.

Начнём с капитализма как сформировавшегося раньше. Он представляет собой, как я уже говорил, в максимально простом рассмотрении накопление капитала небольшой частью общества. Максимально наращивание средств производства и конкуренции, фактически не считаясь ни с кем и ни с чем для его приумножения. Цитата «…нет такого преступления, на которое не пошёл бы капиталист ради прибыли в 200%…» вполне показывает устремления этой системы.

Конечно, такой подход можно сравнить, например, с теорией эволюции Дарвина. Когда в едином социуме идёт непрерывная борьба, где побеждает сильнейший. Ведь согласно выкладкам теоретиков капитализма, капитал не может быть статичен, он может только приумножаться или убывать, третьего не дано. Однако то, что прекрасно работает в дикой природе и отлично привело наш вид на вершину пищевой цепочки, не подходит для человеческого общества. Самый лучший капиталист вовсе не обязательно самый здоровый и самый умный, и совсем не факт, что его потомки окажутся такими же умными и успешными. Скорее всего, из них выйдет поколение людей, прожигающих доставшиеся им блага даром и так же быстро пресытившихся развлечениями и скатившихся к саморазрушению и деградации. Но это трагедия лишь одной семьи, а что же тем временем происходит вокруг? Бездумное наращивание производства и использование всех возможных ресурсов для превосходства над конкурентом приводят к последствиям, отражающимся как на окружающей нас среде, так и на обществе. Загрязнение природы и развитие множества заболеваний у людей, так или иначе задействованных в этом, – всё это следствие бездумной гонки за, будем откровенными, эфемерной целью, которая в итоге всё равно будет быстро потеряна.

Кстати, о перепроизводстве товаров также будет упомянуто в дальнейшем, пока просто отметим это.

Теперь о коммунизме. Идеалистическая концепция, которая имеет перед собой цель, а вот как её достичь – вопрос открытый. Собственно, история показала, что так или иначе всё равно в обществе начинают преобладать элиты, и они в итоге либо разваливают государство с такой идеологией, или же преобразуют его в нечто новое, что хоть и может декларировать изначальные принципы, но уже очень далеко от изначальной концепции. Но я снова повторюсь, что не хочу сейчас углубляться в дебри этих теорий. Я не специалист в этой сфере и не претендую, просто хочу обозначения неких рамок. Так вот. Идея «…от каждого по способностям и каждому по потребностям…». Вот! Именно эта концепция и была реализована у нас, пусть и в несколько изменённом виде, но и об этом чуть позже.

Теперь кое о чём на стыке этих идей. При коммунизме всё очень чётко спланировано на уровне государства, но в то же время каждый отдельный индивид может существовать на среднем уровне, меньше не получится, такая структура заботится обо всех, но, по крайней мере, так зачастую стараются сделать, ведь основной опорой для этой концепции служит именно простой народ. Но с другой стороны, не реализовать и стремление человечества получить как можно больше меньшими силами, я ведь об этом говорил вначале? Получается, что лишнего взять просто неоткуда.

Для понимания приведу очень упрощённый, как и все предыдущие рассуждения, пример. Допустим, на каждого жителя приходится по две пары штанов в год. Они получают их, когда захотят, и используют по своему разумению. Но вот, например, какой-нибудь растяпа успел за неделю порвать или ещё каким-то способом уничтожить сразу три пары штанов, как быть? Он будет ходить в оставшихся до того, пока плановые предприятия не изготовят ему новые? Или, может, стоит чуть изменить глобальный план производства на год и сделать лично ему ещё? А может быть, стоит иметь запас? Но кто сказал, что найдутся именно такого размера, фасона и цвета, как он хочет? Вопросы, вопросы.

Возьмём этот пример и рассмотрим со стороны капитализма, штанов будет просто валом. Ведь конкуренты на рынке воюют друг с другом, стараясь привлечь клиента купить именно свой товар, а значит, он будет и лучше, и качественнее, и выбор всегда будет большим. Вроде бы плюсы со всех сторон, но вспомним то, о чём говорили ранее. Огромное количество отходов и потраченных впустую ресурсов. Естественно, на уровне одного человека это просто незаметно, но! Если, к примеру, все люди будут жить только таким способом, и перепроизводство будет наращиваться и наращиваться. А отходов становиться всё больше и больше. А ведь кто-то это производит и в погоне за прибылью плюёт на нормы экологии, морали, а в конце концов, и жизни. Параллельно появляется огромное количество культов потребления, прославляющих то или это. Различные моды, течения, «эксперты» в вашем выборе и всё тому подобное. Такие направления распыляют ресурсы и сами ничего не производят, постепенно тормозят развитие всего человечества, пусть немного, совсем незаметно, но прославляя подход к максимальному потреблению без оглядки, гася малейшую искру стремления к развитию и самосовершенствованию, это даже хуже, чем первый вариант. Такой случай – это словно медленный яд, убивающий незаметно и без боли, но в какой-то момент пути назад уже нет и дальше лишь деградация и уничтожение.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги