banner banner banner
Яндекс.Дзен. Как создать свой блог и сделать его популярным
Яндекс.Дзен. Как создать свой блог и сделать его популярным
Оценить:
 Рейтинг: 0

Яндекс.Дзен. Как создать свой блог и сделать его популярным


Когда вы решитесь на свой первый эфир в Дзене, советую прочитать статью руководителя направления сторителлинга в Дзене: «Вы в эфире!»: пять советов Никиты Белоголовцева, как проводить стримы». Она опубликована на канале «Журнал Яндекс. Дзена».

Какой формат выбрать?

Автор может работать в тех форматах, которые ему нравятся. Но я советую миксовать все, чтобы привлекать больше читателей и развиваться во всех направлениях. Иногда одна и та же тема может быть освещена сразу в нескольких форматах.

Например, можно сделать статью-обзор на какой-то гаджет, разобрав в ней его минусы и плюсы, а потом еще и выложить обзор в видеоформате, показав гаджет в действии. Проанонсировать статью в историях, а в галерее – показать отдельные детали и дать ссылку на полный видеообзор.

Все эти материалы будут отлично дополнять друг друга и понравятся читателям, а производство четырех публикаций на схожую тему займет у автора меньше времени, чем четыре отдельных материала.

Вполне вероятно, что форматы будут и дальше добавляться или видоизменяться (особенно если книга попадет вам в руки через несколько лет). Поэтому в дальнейших главах мы еще подробнее поговорим о создании публикаций в формате статей и видео, а галереи и истории вы будете осваивать самостоятельно. Поняв основные принципы создания текстового, видео- и фотоконтента, вы сможете раскладывать свои материалы на любые форматы и социальные сети.

Например, когда-то в Дзене был популярен формат нарратива – последовательные экраны с картинками. Позже его убрали, зато добавили галереи. Те авторы, которые ранее наловчились создавать фотоистории в формате нарратива, стали делать такие фотоистории в формате галереи. Умение блогера создавать контент – это самое важное. А как уложить его в новый формат – вопрос одного дня практики.

Что можно и нельзя публиковать в Дзене

Что делают люди, когда их канал или публикацию банят? Правильно, начинают читать правила. Очень обидно узнать о том, что ты что-то нарушил, когда сделал это ненамеренно. Поэтому мы поступим осознанно и изучим правила прежде, чем начнем что-то публиковать.

Глобально правила Дзена делятся на две части: одни касаются использования сервиса «Яндекс. Дзен», а вторые – контента, который публикуют авторы. В первых есть много пунктов, вот те, что важны авторам.

• Стали использовать Дзен – автоматически приняли все условия (п.2.2).

• В случае нарушений условий использования, пользователя могут заблокировать, а любую информацию Яндекс может удалять по своему усмотрению (3.2 и 3.5).

• За качество и содержание контента отвечает Автор, а не Яндекс. То есть, в случае нарушения законодательства, в суд пойдет Автор, а не Яндекс (п.3.3).

• Публикуя что-либо в Дзене, вы отдаете Яндексу неисключительные права на свой контент: он может хранить, показывать и использовать ваши материалы любым образом. В этом нет ничего страшного: вы не отдаете полностью права на свой контент, а лишь делитесь с Яндексом правом его использовать. Но важно, что эти права у вас должны быть, то есть нельзя публиковать то, что вам не принадлежит (п. 3.7).

• Размещая рекламу, надо отмечать, что это реклама, нельзя вводить читателя в заблуждение (3.8.1).

• Нельзя делать вид, что вы как-то связаны с Дзеном, используя в своем контенте логотип, символику и названия «Дзен», «Zen», «Dzen», «Яндекс. Дзен», как свои собственные (3.6.3.).

• Надо соблюдать законодательство о рекламе, законодательство о защите конкуренции (3.8.2).

• Яндекс может предложить размещать и его рекламу, условия определяет сам (3.9).

• Яндекс не гарантирует доступность сайта (3.10).

• Нельзя мешать сервису: накручивать просмотры и прочее (3.12).

• Какой бы ущерб вы ни получили от Дзена или его сотрудников, скорее всего, ничего вам не выплатят (7.1), но если вдруг все же выплатят, то максимальная сумма – 10 швейцарских франков (7.2).

Полные правила можно почитать на странице: yandex.ru/legal/zen_termsofuse.

Самые важные правила для авторов перечислены в требованиях к контенту – они определяют, что можно и нельзя писать в Дзене. Именно их нарушение чаще всего приводит каналы к плохим последствиям: сервис может ограничить показы конкретной статьи, новых публикаций или вовсе забанить канал.

Среди авторов распространено дурацкое слово «пес» – оно значит «пессимизация». Это явление, когда показы статей на канале ограничиваются алгоритмом ввиду наличия нарушений. Я не использую это выражение – оно мне кажется грубым и неприятным, но вы можете столкнуться с ним в общении с другими авторами.

Показы публикации могут быть ограничены совсем, либо сузиться до подписчиков, когда Дзен не готов рекомендовать статью широкой аудитории, но постоянные читатели канала все же могут видеть публикацию. В случае с видео правила действуют строже – при наличии любого нарушения материал полностью прекращают показывать читателям.

Чтобы не утомлять вас, я перечислю и поясню все правила простым языком.

Азартные игры. Под азартными играми Дзен понимает любые игры с приемом ставок и обещанием какого-то вознаграждения. Нельзя размещать ссылки на онлайн-казино, нельзя агитировать людей играть во что-либо, обещая выигрыши. При этом в Дзене не запрещено проводить конкурсы для своих подписчиков, но выигрыш должен быть реален и понятен. Например, однажды я делала статью-игру: читателям надо было по фотографиям угадать страну, где сделано фото. Такой контент не требовал от читателей каких-то финансовых вложений. Эти игры не запрещены.

Детальные описания трагических происшествий. Трагедии привлекают внимание людей, но вызывают у них сильные негативные эмоции. Дзен не хочет, чтобы авторы спекулировали этим, поэтому, если в статье есть описания ДТП, драк, массовых беспорядков, причинения увечий, убийств, несчастных случаев и т. д., они будут показаны только постоянным подписчикам канала, а в случае с видео – его не увидит никто.

Такой контент уместен только в одном случае – в публикации есть веское основание для размещения информации и обязательно дан контекст. Например, на моем канале была публикация: «Что чувствуешь, когда умирает мама», в которой я рассказывала о том, как переживала свою личную трагедию. Эта статья – печальная, но с очень понятным контекстом. Ее смысл не в том, чтобы завлечь человека «кровью».

Дублированный контент. Нельзя публиковать одну и ту же статью несколько раз, даже на разных каналах. Будьте осторожны с этим правилом: если вы случайно удалите статью, то публикация ее же в первоначальном виде будет нарушением.

Самый неприятный случай в моей практике был, когда я пыталась отредактировать статью с телефона (а там все мелко и лагающе-неудобно). Тогда я случайно удалила статью и сама даже не поняла, как это случилось, – она просто исчезла из редактора. А статья была с нативной рекламой – текст заранее согласован с заказчиком, дата публикации обговорена, но главное – она должна была собрать некую гарантию по дочитываниям, а удалив ее, я обнулила свой результат. Мне пришлось объяснять ситуацию заказчику, писать новую статью и заново собирать гарантию. В общем, очень дорогой урок получился.

Заведомо ложная информация. Нельзя выдавать себя за кого-то, вводить читателей в заблуждение. Все должно быть честно. При этом в Дзене не запрещены вымышленные художественные рассказы, но читатель должен понимать, что к чему. Например, есть отличный канал «Не такая сказка», где большинство публикаций – вымысел. Но статьи никого не вводят в заблуждение – читатели понимают, что читают сказку.

Заимствованный контент. Воровать чужой контент нельзя вообще, не только в Дзене: в любой момент может прийти настоящий автор, подать жалобу – и публикацию заблокируют. Можно частично использовать чужие материалы в своих публикациях, например выделить цитату, подписав автора. Но основу должны составлять ваши личные мысли и умозаключения.

Запрещенные товары и услуги. Незаконная информация. Товары и услуги, которые вредят здоровью. Писать про алкоголь, табак, наркотики, оружие и другие вещества, которые вредят здоровью или запрещены законом, можно в информационных целях. Но если контент прямо или косвенно побуждает читателей к действиям или пытается вызвать у них положительный интерес, это будет грубым нарушением правил. Также нельзя писать о том, что может сподвигнуть людей на противозаконные действия, массовые беспорядки.

Кликбейт. Это одна из самых противоречивых тем, вечный предмет споров между авторами и техподдержкой Дзена. Кликбейт в Дзене – обложка статьи, которая обманывает ожидания читателей. Кликбейтные заголовки намеренно искажают смысл, утаивают информацию или преувеличивают факты, чтобы побудить читателя открыть статью. С его помощью растет количество просмотров.

Например, если статья называется «Ольга Бузова попала в аварию!», а в статье сказано, что ее машину слегка поцарапали, Дзен может счесть такую статью кликбейтной. Потому что, хотя там и присутствует авария, но все же у читателя будет явное ощущение, что его обманули. Конечно, автор канала будет настаивать, что авария была, а значит, это не кликбейт. Но техподдержка Дзена попросит автора изменить заголовок и дождаться автоматической проверки, после которой ограничения показов статьи будут сняты.

Даже самые опытные авторы сталкиваются с проблемами с кликбейтом: стараясь сделать заголовок интересным и интригующим, они иногда переходят грань.

Я собрала в таблицу несколько таких кейсов: реальные заголовки, которые были отнесены Дзеном к кликбейту. Посмотрите, в чем их проблема и вариант решения: как изменить заголовок, чтобы он стал «чистым».

Порнографические материалы. Публикации, которые имеют явно выраженный сексуальный характер, запрещены, а каналы блокируются без возможности восстановления. При этом в Дзене есть тематика «Для взрослых», в которой можно размещать эротические материалы, но их увидят только подписчики. Грань между эротикой и порнографией очень тонкая, поэтому блогам про секс не место в Дзене, они всегда будут в зоне риска.

Иногда бывает, что автор использует в статье фотографии, которые могут быть расценены как эротические – например, фото в купальнике или белье. У меня в школе была ученица, которая делала нативную рекламу для бренда Incanto и выкладывала в статье свои фотографии в белье. Контекст статьи не был эротическим, но если бы читатели сочли иначе, публикацию могли бы ограничить до подписчиков.

Медицина и фармацевтика. Нельзя писать о медицине и фармацевтике, если информация может хоть как-то навредить читателю: например, если указаны дозировки, способ лечения, а также если статья подталкивает читателя к использованию какого-то конкретного средства, продвигает определенные лекарства или медицинские манипуляции. Нужно быть предельно осторожными с этим правилом, когда делаете рекламу. Мое агентство отказывается от проектов, связанных с медициной – нужно помнить, что блогеры влияют на сознание людей, и важно, чтобы это влияние не стало оружием в плохих руках.

Оскорбления и ненормативная лексика. Язык вражды. Нельзя никого оскорблять. С грубыми выражениями, жаргонизмами и ненормативной лексикой дело обстоит хитро – их можно использовать, но не в оформлении карточки: не в заголовке и описании. Ведь это могут увидеть дети. Еще, бывает, что весь текст автора словно пропитан ненавистью к кому-то или чему-то. Такие материалы вызывают негативные эмоции и поэтому ограничиваются в показах.

Спам. Под это понятие попадают тексты, которые не несут в себе никакой пользы: бестолковые мысли, переписанные на разный лад, одни и те же сюжеты и фотографии, повторяющиеся в нескольких статьях, множество ссылок в тексте, которые не имеют отношения к нему.

Частичный контент. Каждая публикация в Дзене должна представлять собой полноценный и самостоятельный материал: чтобы понять смысл публикации, читателю не надо переходить по каким-то ссылкам. При этом в статье могут быть ссылки на первоисточники, дополнительные справочные материалы и ссылки на другие свои публикации на ту же тему. Важно, чтобы информация по ссылкам была не основной, а дополняющей. Например, вы можете рассказывать одну большую историю с помощью нескольких статей. Но каждая должна представлять ценность для читателя, даже если является продолжением другой.

Шокирующий контент. В Дзене ограничиваются материалы, которые вызывают у читателя отвращение: например, описание или изображение жертв катастроф, насилия, трупов, болезней и уродств, интимных частей тела и процесса родов, травм, заболеваний, неприятных насекомых и животных. Не нужно создавать контент, который заставляет читателя вздрогнуть.

Требования могут обновляться со временем, но их всегда можно найти на странице справки Дзена: yandex.ru/support/zen/requirements/rules.html. Чтобы попасть туда, нажмите на раздел «Помощь» в вашем профиле в редакторе (кабинете), после чего выбирайте пункт «Требования Дзена».

Что делать, если вы все-таки что-то нарушили?

Главное – не паниковать. Крайне редко нарушения влекут за собой серьезные последствия, все можно поправить. Заметив, что статья получает очень мало показов, вы можете обратиться в техподдержку Дзена – там работают лояльные, отзывчивые ребята, задача которых – помогать авторам с развитием канала. Сотрудник техподдержки объяснит, в чем проблема, и предложит решение.

Написать в поддержку можно прямо из редактора – используйте значок сообщения в правом нижнем углу.

Задание