
Во дворце зал большой, сто свечей горит, стол под яствами разными ломится, а никого нет. Подождал солдат маленечко, а как сильно голоден был, так не выдержал: сел, закусил, выпил, и стало ему так хорошо!
Тут откуда ни возьмись выходит лохматая медведица и говорит человечьим голосом:
– Здравствуй, добрый молодец, не пугайся меня! Заколдовал меня злой колдун в лохматую медведицу, а если ты выстоишь три ночи да не испугаешься, то злое колдовство спадёт – обращусь я снова в прекрасную царевну и возьму тебя в мужья.

Согласился солдат и остался во дворце первую ночь коротать. Только скоро стала его дикая тоска съедать.
До того всё опостылело, так домой захотелось – вздохнуть, и то сил нет. Стал он мечтать, как возвратится в родной дом, так первая ночь и прошла.
На вторую и на третью ночь тоска пуще прежнего одолела солдата: уж и не знал, как из дворца выбраться, так домой его тянуло. Если бы не мечты о доме, не выстоял бы солдат три ночи.
Утром приходит во дворец прекрасная царевна со служанками и велит солдата к свадьбе готовить, народ на пир созывать. Свадьбу сыграли весёлую, и зажил солдат с царевной счастливо и богато.
Через несколько лет захотел солдат домой наведаться. Царевна его и так, и эдак отговаривала, а он – ни в какую. Пришлось царевне отпустить своего мужа в путь-дорогу.
Дала она ему с собой волшебный мешочек с чёрными зёрнышками и говорит:
– Как поедешь по дороге, так бросай по обочине эти зёрнышки. Станет у дороги роща подниматься, деревья, плодами диковинными увешаны. А на деревьях птицы вещие сидеть будут да песни волшебные петь.

Простился солдат с царевной, сел на коня и отправился домой. Едет он день ли, два ли, а зёрнышки бросать не забывает. Так на всём пути и выросли рощи с деревьями, плодами диковинными увешанные. А на деревьях птицы вещие песни волшебные поют.
Тут смотрит солдат, а на поляне какие-то люди сидят и в карты играют. Рядом котёл стоит, в нём каша кипит, а огонь не горит. Подивился солдат и прямёхонько к ним:
– Что за диковинка у вас такая, этот котёл? Давайте меняться. Вы мне котёл, а я вам волшебное зёрнышко. Только в землю кинешь, как вырастет дерево красоты неописуемой, на нём плоды диковинные, и птицы вещие песни волшебные поют.

А люди те не простые были, а бесы да черти переодетые. Увидели они волшебные зёрнышки у солдата и быстро смекнули, что это и есть тот, кто от их злого колдовства царевну освободил.
Решили бесы солдата наказать. Напоили его медовухой сонной. Глотнул солдат волшебного зелья и заснул мёртвым сном. А бесы тотчас пропали.
Так неделя за неделей проходит, солдат всё спит. Вышла как-то царевна в сад погулять. Смотрит, все деревья в саду зачахли. Всполошилась царевна, поехала мужа искать.
Едет по дороге, а дорога сквозь рощу пролегает. Деревья все сухие стоят, птицы вещие спят. Доехала до поляны, видит – муж её лежит, мёртвым сном спит. Стала царевна его будить – не просыпается.
Разгневалась царевна и говорит:
– Эй, буйны ветры, летите сюда, муженька моего берите да в дальние страны несите!
Тут откуда ни возьмись ветры налетели, солдата подхватили, и он исчез. Царевна одумалась и в слёзы, да поздно, мужа не вернёшь. Стала она жить одна в своём замке.
А солдат меж тем оказался в тридевятом царстве, в тридесятом государстве.
Проснулся он через три месяца и пошёл куда глаза глядят. Смотрит, на лужайке бесы дерутся.

Солдат и спрашивает:
– Эй, бесы-бесенята, что это вы тут драку затеяли?
А бесы ему и отвечают:
– Наследство, служивый, поделить не можем. Остались после смерти нашего отца три волшебные вещи: сапоги-скороходы, ковёр-самолёт и шапка-невидимка.
– Эх вы, глупые, давайте я вам помогу! Закину я три камня в лес. Кто первый камень найдёт, тому ковёр-самолёт достанется, кто вторым придёт – сапоги-скороходы, а уж последний шапку-невидимку получит.
Кинул солдат камни далеко в лес, бесы и побежали их искать. А солдат быстро диковинки взял, на ковёр-самолёт сел и полетел свою царевну искать.

Долго ли, коротко летит, видит – в лесу избушка стоит. Приземлился прямо у избушки, заходит, а там Баба Яга сидит. Стал солдат у неё о царстве своём расспрашивать да о царевне, но только она ни о чём слыхом не слыхивала, ведать не ведала. Послала его Баба Яга за три моря, за три горы к своей средней сестре.
Полетел солдат к ней. Думала-думала средняя сестра, потом и говорит:
– Не ведаю я ничего о твоем царстве и твоей царевне, лети-ка ты лучше к нашей старшей сестре за девять морей, за девять гор. Если уж и она не знает, так никто тебе пути не укажет.

Полетел солдат к старшей Бабе Яге. Та его накормила, напоила и спать уложила, а сама созвала все ветры, какие на свете были, и стала у них спрашивать о царстве и царевне. Но никто из ветров ничего сказать не мог.
Тут вдруг вспомнили, что южный ветер не прилетел, одна надежда на него оставалась. Так и вышло. Гулял южный ветер далеко-далеко, потому и к Бабе Яге опоздал. А как прилетел, стал рассказывать, что видел царство-государство, а в нём одинокую царевну. К ней сватаются разные королевичи и вельможи, а она всё мужа ждёт-дожидается.
Разбудила Баба Яга солдата и говорит:
– Южный ветер знает, где твоё царство искать, он тебе и путь укажет.
Сел солдат на ковёр-самолёт и понёс он его к царевне. Не прошло и суток, как солдат оказался во дворце у царевны. Надел он шапку-невидимку и стал по дворцу расхаживать. А во дворце принцы, королевичи, вельможи знатные – хотят на царевне жениться.
А как только солдат в царство вернулся, деревья диковинные ожили, зацвели, птицы вещие волшебные песни стали петь. Услышала это пение царевна, выглянула в окно, а деревья в цвету стоят. Поняла царевна, что муж её вернулся, вышла к женихам и говорит:
– Нынче сталось, что муж мой во дворец пожаловал, так что езжайте все по домам, никого выбирать из вас не буду.
Разъехались незадачливые женихи по своим царствам, а солдат шапку-невидимку снял и царевне показался.
Стали они жить-поживать, горя не знать.

Финист – ясный сокол

Было у крестьянина три дочери. Старшая и средняя завистливые и злые, а младшая Машенька, добрая, ласковая, работящая, неписаной красоты.
Как-то поехал крестьянин в город на базар, позвал дочерей проститься и спрашивает:
– Какие подарки, доченьки, вам привезти?
– Привези нам, папенька, шали расписные, золотом шитые, – попросили старшая и средняя.
– А мне, батюшка, если сыщешь, перо Финиста – ясна сокола, – попросила Машенька.

Вернулся крестьянин домой грустный, старшим дочерям подарки привёз, а младшей не нашёл.
Собрался в город в следующий раз. Заказали дочки разных подарков, а Машенька опять попросила пёрышко ей привезти.
В городе крестьянин все лавки обошёл, а перышка нигде не нашёл. По дороге домой встречает маленького старичка.
– Куда едешь, милый? – спросил старичок.
– Домой возвращаюсь из города. Дочкам подарки везу, да вот только младшей подарка найти не могу. Хотела она пёрышко Финиста – ясна сокола.

– Пёрышко это не простое, заветное. Возьми его в подарок своей дочери, да будет она счастлива.
Обрадовался крестьянин, во всю мочь погнал лошадей домой.
Вечером, когда все легли спать, взяла Машенька пёрышко, ударила его об пол и говорит:
– Милый Финист – ясный сокол, прилети ко мне, суженый мой.
И возник ниоткуда молодец красоты невиданной. А к утру превратился в сокола и улетел в дальние края.
Стал он летать к Машеньке каждый вечер, пока злые сёстры не заметили его. Позавидовали они Машеньке и задумали злое.
Зашли к ней в светлицу, и пока её не было, воткнули в рамы ножи и иглы, а сами спрятались посмотреть, что будет.
Ясный сокол подлетел к окну, а сесть некуда, ножи торчат острые. Стал он биться в окно, да Машеньки в комнате нет. Разбился в кровь ясный сокол, лапки поранил. И говорит тогда:
– Если нужен я тебе, то найдёшь меня за тридевять земель, пока трое кованных башмаков не истопчешь, три посоха не переломишь, три шапки железных не потеряешь.

Тут Машенька вошла в светлицу, услышала это, да поздно. Улетел её Финист – ясный сокол.
Выплакала все слёзы и стала в дальние края собираться, сокола своего искать. Заказала башмаки кованные, посохи и шапки железные. Простилась с батюшкой и сёстрами и пошла куда глаза глядят.
Долго ли, коротко ли, пришла на поляну, а на ней избушка на курьих ножках.

– Встань ко мне, избушка, передом, к лесу задом. Войти хочу, отдохнуть.
Повернулась избушка, вошла Машенька и увидела в избушке Бабу Ягу. А та давай ругаться:
– Фу, фу, девица, что ты ходишь-бродишь, спать мешаешь?
– Ищу я, бабушка, Финиста – ясна сокола, – отвечает Машенька.

– Долго тебе искать, девица. Живёт он теперь в тридесятом государстве. Околдовала его царица тамошняя. Вот, милая, возьми яичко золотое и блюдце серебряное. Иди к царице и наймись к ней в служанки. Только блюдце и яичко не продавай, а отдай так, только попроси ясна сокола увидеть.
Пошла Машенька дальше. Шла, шла, уже и башмаки кованные износила. Тут опять выходит на полянку, а там избушка на курьих ножках вертится.
Зашла Маша в избушку, а там Баба Яга сидит.
– Фу, фу, девица, что ищешь ты здесь?
– Иду в тридесятое царство за Финистом – ясным соколом, – отвечает Машенька.
– Вижу и у сестры ты моей побывала. Она тебе решила помочь, и я помогу. Может, и сыщешь своего сокола. Вот тебе золотая иголка и серебряные пяльцы. Иголка не простая, сама вышивать умеет. Если станет царица просить тебя продать, то не продавай, а даром отдай, только пусть разрешит на Финиста посмотреть.
– Спасибо, бабушка, за помощь.
Истоптала Маша и вторые башмаки, второй посох переломила, а шапку вторую потеряла. Вышла на опушку, а там избушка на курьих ножках стоит – пританцовывает.

Зашла Машенька в избушку, а там Баба Яга сидит, страшная-престрашная.
– Чую, была ты у моих сестриц. Знаю, что с тобой приключилось. Вот возьми с собой в дорогу серебряное донце, золотое веретёнце. Прядёт оно нитки волшебные, золотые. Только не продавай его царице. Отдай лучше даром, только попроси Финиста своего повидать.
Пошла Машенька дальше. Впереди чёрный лес стоит. Вдруг выбегает из леса волк и говорит:
– Пришёл я тебе помочь, Машенька. Садись на меня, отвезу я тебя к царице-волшебнице. Только по сторонам не оглядывайся.
Как ветер, помчался волк через лес, летит над деревьями, ручьи перепрыгивает. Тут и терем царский перед глазами вырос.

Машенька пошла к царице на работу наниматься, и взяла та её в швеи и вышивальщицы.
Стала Машенька днём работать, а по ночам яичко на блюдечке катать, на милого Финиста смотреть.
Как-то узнала царица про диковинку такую да и говорит Машеньке:
– А продай ты мне золотое яичко и серебряное блюдечко.
– Да я так отдам, только позволь на Финиста – ясна сокола взглянуть.
Согласилась царица, забрала диковинки, а Машу в спальню проводила. Спит там Финист сном непробудным. Поплакала над ним Машенька, звала, не дозвалась. Не проснулся Финист.
На следующую ночь стала Машенька вышивать золотой иголкой для Финиста шёлковое полотенце, а царица подглядела и просит:
– Продай мне иголку и пяльцы.

– Нет, царица, продать не могу. Я так отдам, только дай мне ещё разок на Финиста милого взглянуть, – попросила Машенька.
Подумала царица и согласилась. Провела Машеньку в спальню. Будила Машенька Финиста целую ночь, но не добудилась.
Весь день проплакала Машенька за работой, а ближе к ночи достала серебряное донце и золотое веретёнце да стала пряжу золотую прясть.
Царица как увидела серебряное донце и золотое веретёнце, так и стала Машеньку уговаривать опять продать ей диковинки.
А Машенька и говорит:
– Не могу я, царица, продать. Только отдать могу, но разреши мне в последний раз на Финиста – ясна сокола посмотреть.
Царица обрадовалась, взяла серебряное донце и золотое веретёнце и проводила Машеньку к Финисту – ясну соколу.
Спит Финист сном крепким, не видит своей возлюбленной. А Машенька слезами горькими обливается, никак не может добудиться милого. Тут и светать начало, первые петухи закричали. Упала нечаянно слезинка Финисту на сердце.

Финист проснулся, обнял Машеньку и стал собираться в путь-дорогу дальнюю.
Вернулись в родные края, свадьбу сыграли и устроили пир на весь мир.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Всего 10 форматов