Почистите зубы и прополощите рот стаканом теплой воды с пятью каплями эвкалиптового масла. Смажьте руки кремом и приведите в порядок ногти. Перед сном рекомендуется принять одну чайную ложку очищенного вазелина; после пробуждения – выпить стакан теплой воды.
Теперь благоприятное время для дыхательных упражнений, молитв и т. д.
Затрачивая таким образом каждый вечер 10–15 минут, мы приобретаем множество благ и в конце концов становимся почти неуязвимыми для болезни.
Хорошо, если зимой и летом, независимо от температуры, свежий воздух поступает в спальню через приоткрытое окно. Однако при высокой влажности или тумане окно лучше закрыть и оставить только узкую щелку форточки. Следите – особенно в пути – за тем, чтобы белье, в котором вы спите, не было влажным. Оно всегда должно быть сухим и теплым.
Регулярность отправленийФизиологические отправления должны совершаться в определенном ритме. К любым нарушениям регулярности следует относиться со всей серьезностью. Небрежное отношение к этой стороне нашей жизни приводит к всевозможным недугам. Во всяком случае, гораздо разумнее пресечь заболевание в самом начале, чем потом долго искать подходящее лекарство.
Вообще говоря, желательно, чтобы стул был не менее двух раз в день, а мочеиспускание – не менее шести раз. В нормальном состоянии экскременты не должны иметь гнилостного запаха.
Регулярность стулаЗалог здоровья – чистота, а также регулярность. Нужно помогать природе, а кое-где – и исправлять ее ошибки.
Полезно смазывать заднепроходное отверстие миндальным маслом или вазелином, а также массировать и расширять сфинктер с помощью пальца. Не пользуйтесь механическими приспособлениями; даже в экстренных случаях предпочтительнее обычная клизма.
При геморрое и других расстройствах прямой кишки помассируйте всю заднепроходную область с большим количеством миндального масла или вазелина и затем промажьте смесью вазелина и дегтя. Чтобы стимулировать испражнение, садитесь на корточки, приближая колени к плечам и прикладывайте теплые компрессы к заднепроходному отверстию.
После испражнения промойте задний проход теплой водой и смажьте миндальным маслом или вазелином. Это оживит мышечный сфинктер и поможет справиться с расстройством нервной системы.
Такими средствами можно хорошо помочь природе, но для того чтобы стул был регулярным, необходимо правильное питание. Ешьте по утрам свежие фрукты, а в обед – салаты. Если вы питаете страсть к мучному, старайтесь ограничиться бисквитами и галетами. Приучитесь есть хлеб из отрубей, хлеб из бездрожжевого теста, кукурузный или декстриновый. Лучшие напитки: свежее молоко, простокваша, молочная сыворотка, отрубевый отвар. Этот рацион избавит вас от самого сильного запора.
Выбирайте кушанья в соответствии со временем года; старайтесь избегать продуктов, привезенных из стран с другим климатом. Употребляйте в пищу ежедневно (в зависимости от сезона и потребности) от 30 до 60 граммов масла.
Регулярное мочеиспусканиеСлабоумие, нервозность, грубость, упрямство, небрежность, вспыльчивость и другие нежелательные качества развиваются в результате расстройства выделительной системы.
Индусы имеют обыкновение наполнять мочеиспускательный канал водой, арабы осыпают себя песчаной пылью, обладающей щелочными свойствами. Методы, к которым прибегают дикари и животные, могут шокировать современного цивилизованного человека. Однако благодаря прогрессу мы получили возможность использовать более удобные средства. Например, нагреть воды и приложить грелку к паховой области. Более действенны: компрессы, массаж, инъекции малых доз миндального масла с камфорой или ментолового вазелина. Лучшие дезинфицирующие средства: эвкалиптовое масло или раствор марганцовокислого калия (три мелких кристаллика на стакан воды) – оба вещества можно принимать внутрь и наружно.
Хорошее мыло также поможет сохранить здоровье. Мыла на основе растительных жиров в большей или меньшей степени обладают целебными свойствами.
Во избежание недоразумений следует подчеркнуть, что мы не рекомендуем сидячих ванн, поскольку злоупотребление ими может привести – в зависимости от конституции индивидуума – к психическим расстройствам, катару желудка или легких, туберкулезу или нарушениям в мочеполовой системе. Более разумный оздоровительный курс включает омовения теплой водой с мылом, инъекции марганцовокислого калия и массаж с небольшим количеством миндального или чесночного масла. При этом нужно поддерживать внутреннее равновесие с помощью вегетарианской диеты в стиле Навуходоносора.
На утренней зареПроснувшись, по очереди вытяните конечности. Потом потянитесь всем телом, медленно вдыхая. С глубоким выдохом разом расслабьте все мышцы.
После этого примите ванну: теплую и кратковременную или холодную и более длительную; можно также омыть лишь ноги холодной или теплой водой. Смочите все тело холодной водой и разотритесь сухим или влажным полотенцем (выберите тот или иной метод в зависимости от времени года и вашей природы). Все эти процедуры придают гибкость суставам. Обтирание хорошо помогает при катаре.
Хорошенько прополощите рот раствором марганцовокислого калия (три-четыре маленьких кристаллика на стакан чуть теплой воды). Для разнообразия можно использовать и другие дезинфицирующие вещества, например три капли камфорного, сассафрасового[6] или эвкалиптового масла на стакан теплой воды; если вы страдаете желудочно-кишечными расстройствами, последнюю порцию полоскания полезно проглотить.
Почистив зубы хорошей зубной пастой, можно пошлифовать их древесным углем. Если у вас плохие зубы, не пожалейте средств и обратитесь к хорошему дантисту.
Расчешите волосы, затем вымойте лицо, шею и руки. Что касается лица, тут возможны различные методы. Одним людям достаточно умыться водой, сначала теплой, затем холодной; другие натираются маслом и затем используют ароматический восточный крем. Но во всяком случае полезно еще «глясировать» лицо раз в неделю. Для этого положите в шелковый мешочек кусок соленого льда (чайная ложка соли на чашку воды). Медленно водите мешочком по лицу и шее, пока не ощутите, что ваша кожа начинает твердеть. Затем нанесите на лицо немного восточного крема или рисовой муки. Такая процедура особенно приятна после бритья.
Мы не хотим подробно обсуждать одежду, укажем только, что утром даже спешные дела не должны помешать надеть сухое, теплое и слегка надушенное белье. Верхняя одежда не должна быть влажной, холодной и пыльной. За этим особенно нужно следить в дождливый период года.
Очень важно, чтобы поры нашей кожи были открыты и тело могло дышать всей поверхностью. Поэтому чаще меняйте белье и носки. Следуя всем этим правилам, вы избежите простуды и катара, даже если прежде были подвержены таким заболеваниям.
Первый завтракКаким бы трудом вы ни занимались, умственным или физическим, в завтрак не стоит есть много. Лучше всего работается, когда желудок почти пуст. Если вы плохо спали и ощущаете себя с утра усталым и разбитым, вам будет полезно принять за завтраком легкое слабительное.
Для большинства людей в нормальном состоянии достаточно такого меню: сок из кислых фруктов (например, апельсиновый); свежие или печеные фрукты; кукурузные или ячменные хлопья; хлеб, поджаренный на медленном огне, с молоком или сливками, иногда яйцо всмятку; кофе с доброй порцией топленых сливок; чай с лимонным соком или ромом; какао или шоколад с молоком.
Ешьте медленно. Принимая пишу, старайтесь думать о хорошем и мысленно благодарить природу, которая дает нам хлеб насущный. Радуйтесь каждому куску и каждому глотку, и они пойдут вам на пользу. Если вы страдаете диспепсией, принимайте одну-две щепотки угля из ивовой коры либо одну ложку лимонного сока, кладите на язык и держите во рту листок свежей мяты.
В полденьРазумному человеку в этот час достаточно подкрепиться легкой закуской. Если вы в полдень пообедаете основательно, с обильным возлиянием, у вас, возможно, возникнет приятное ощущение в желудке, однако ясности ума и энтузиазма поубавится. Когда желудок набит, человек совершает самые значительные ошибки.
Лучше всего провести полуденный час так: сначала посвятить десять минут дыхательным упражнениям и гимнастике затем съесть какой-нибудь салат или тарелку овсянки, и, наконец, немного прогуляться на свежем воздухе.
После полудняПослеполуденные часы могут быть не менее плодотворными, чем утренние. Вы убедитесь в этом, если возьмете за правило выполнять дыхательные упражнения.
Часто после полудня человек склонен к критике, во всем видит лишь худшие стороны. Это происходит оттого, что желудок переполнен, печень работает вяло, в легких скопилась углекислота. Такой негативный настрой постепенно становится обычным состоянием и свидетельствует о глубоко укоренившемся недуге. Но избежать его нетрудно, нужно лишь добросовестно заниматься своим делом. А если вас что-то беспокоит, произносите на выдохе молитвы или, например, такое рубайи:
Жизнь на споры пустые не трать,Все споры о вере – словесный хлам.Истину в доводах не отыскать,Спорящие подобны ослам.ОбедПолный обед мы едим только вечером, между пятью и семью часами, но не позже.
Если вы утомлены, измучены, лучше всего, возвратившись домой, принять теплую ванну. Насыпьте в воду чуть-чуть кристаллической соды. После ванны (она должна быть недолгой) оденьтесь в чистое белье и насладитесь трапезой. Не нужно большого разнообразия блюд. Когда вы проголодались и едите с удовольствием, пища быстро усваивается.
После приятного и благотворного обеда можно посетить театр, концертный зал, общественное собрание или провести вечер с друзьями. При этом избегайте говорить о своих делах, но старайтесь увидеть и услышать побольше нового.
Когда ум избавится от груза дневных забот, вам, возможно, придут на память строки рубайи:
Одна забота у богатых —Не потерять бы власть и деньги.В беде оставят даже брата,Чтоб сохранить почет и злато.Действительно, это оставалось истиной на протяжении восьми веков. Но теперь люди изобрели множество новых дел и занятий. А будущее сулит нечто поистине удивительное. Пока что мы – в самом начале пути.
Изучение и практикаВ этой книге даются двенадцать уроков искусства дыхания в духе Маздазнана, которые уже принесли благо великому множеству учеников. Не говорите, что вы слишком молоды или стары, чтобы освоить новые методы или приобрести полезные привычки. В любом возрасте можно заняться хорошим делом.
По крайней мере в течение недели перечитывайте один и тот же урок через день и ежедневно практикуйте только одно упражнение, затем переходите к следующему. Перерыв между трехминутными ритмическими упражнениями должен составлять не менее одного часа; между десятиминутными гимнастическими упражнениями – не менее шести часов.
Шесть ритмических упражнений должны войти в ежедневную практику, которая через три месяца станет укоренившейся привычкой. Остальные упражнения связаны с «поляризацией» тела и духа. После трех месяцев практики выберите здесь то, что наиболее соответствует вашему темпераменту.
Описание египетских поз с иллюстрациями впервые было напечатано в оригинальном издании этой книги. Особенность египетских поз – необходимое произнесение определенных звуков.
Выполняя эти упражнения без малого полвека и сравнив их с другими системами, мы, вместе с десятками тысяч учеников, утверждаем, что учение Маздазнан, заключенное в искусстве дыхания, – несравненно.
С благими пожеланиями,Оттоман, князь АдуштаПервый урок
Во имя Всевышнего, который пребывает в сердцах всех людей, а также во всех предметах, одушевленных и неодушевленных, слава!
О Милосердный Боже, чья живая Сущность
Пронизывает Зарван Акарана,
Творец Света,
Который возжигает пламя Любви и питает
Мудрость в сердцах людей,
Ты единственный есть цель.
Да сияет имя Твое,
И пусть Свет Твой всегда является
в этом тленном мире,
И столь же подлинная,
как в Твоих непостижимых недрах,
Воля Твоя пусть всегда пребывает в наших умах,
Дабы дела наши всегда отвечали Твоим помыслам.
С радостью мы каждодневно вкушаем хлеб
небесного причастия
И непрестанно взращиваем уверенность
в себе самих.
Рассей же мрак сиянием
Твоего божественного Сознания,
дабы мы познали его в глубине своей души,
Ибо Ты обещал что путями радости
Пройдем мы через все круги жизни.
В Тебе же сила и слава, блаженство и красота,
беспредельность и вечная жизнь
Именами Ом и На.
Да будет так.
И Благо всему сущему.
Дышите осознанно. Практические советы. Предварительное упражнение на расслабление. Первое ритмическое упражнение. Дыхание – индивидуально
Поскольку мы способны познавать предметы и явления окружающего мира лишь посредством ощущений, особую роль в нашей жизни играют органы чувств. Ведь, если один из этих органов выйдет из строя, мы сразу лишимся важного источника информации – даже разум будет не в силах восполнить потерю. Вот почему нас так тревожат любые расстройства органов чувств.
Мы выделяем двенадцать видов чувств, хотя обычно говорят о шести или семи, имея в виду зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, эмоции и интуицию. Пять дополнительных – внушение (суггестия), телепатия, духовное восприятие, ясновидение и чувство реализации – известны меньше. Впрочем, люди, в той или иной степени владеющие этими чувствами, встречаются не так уж редко.
Мы заблуждаемся, когда считаем подобные феномены чем-то запредельным и сверхъестественным: на самом деле мы пока очень плохо знаем собственные возможности.
Совершенство человека, в частности совершенство его важнейшего инструмента – тела, благополучие и здоровье в значительной степени зависят от развития двенадцати чувств, которое в свою очередь определяется следующими условиями:
1. Способность накапливать Га-Ламу, или семя света, – нетленный источник жизни, ее централизующий принцип.
2. Умение дышать.
3. Возбуждение энергии, образование «электрических импульсов», в центрах нервной системы.
4. Совершенная работа легких, обеспечивающая правильное кровообращение.
5. Ритмичное снабжение всех органов кровью благодаря сокращениям сердца.
6. Гармоничное развитие всех клеток мозга.
7. Пробуждение тонкой энергии мысли благодаря вибрации спинного мозга (сушумны).
8. Возбуждение энергетических потоков благодаря вибрации в центрах симпатической нервной системы (пробуждение Кундалини).
9. Полное переваривание и совершенное усвоение пищи.
10. Регулярное очищение тела.
11. Постоянное восстановление, или регенерация, жизненно важных жидкостей в организме.
12. Сохранение энергии и сознание целого в сущем.
На этих условиях основывается физическая, моральная и психическая гигиена.
Таким образом, мы должны позаботиться о средствах, которые позволят уравновесить деятельность всех частей организма и насладиться жизнью во всей ее полноте. Каждая система предлагает своим последователям различные методы для достижения наивысшего результата. Также и Маздазнан, чудесное искусство дыхания, дает нам комплекс упражнений. Эти упражнения не были изобретены в наше время и не основаны на современных научных исследованиях. Но эффективность методов Маздазнана доказывалась в разные эпохи и разными народами, независимо от климата и прочих внешних условий. Это простые и удобные средства, которые служат определенной цели – как вилка и нож для обеда. С помощью особого дыхания и соответствующего психического настроя мы приобретаем несравненное благо: открываем в себе источники чудесного света. Тот, кто уже прикоснулся к этой благодати, скоро обнаружит ее еще больше; тот, кому не хватало знания, приблизится к истине.
Мы не требуем от своих учеников жертв и самоуничижения – важна только решимость. Чем решительнее вы устремитесь к цели, чем серьезнее начнете следовать всем указаниям, тем больше блага будете приобретать от занятий – и в конце концов сами поразитесь своим достижениям.
Измученный горестями и заботами повседневной жизни человек иногда со вздохом произносит: «Господи, как мне надоела эта жизнь, эта работа!» – и расслабляется. Но вдруг, словно порыв свежего ветра, является мысль о причастности к целому, о единстве с Ним. И тогда в сердце приходит покой, возрождается надежда. Человек снова обретает вкус к жизни и ощущает себя чище и благороднее. Чем дольше он находился в этом расслабленном состоянии, тем яснее видит смысл своего существования. Несомненно, такое бывало со многими, и даже не раз.
Порой нам хочется все бросить, а иногда мы полны энтузиазма. Как же возникает энтузиазм? Он рождается из расслабления, хотя обычно мы этого не сознаем. Если бы сама природа не приводила человека в нужное состояние, он бы не смог довести до конца ни одного из своих дел. Поскольку мы расходуем энергию, нам необходимо ее восстанавливать, заново наполнять источник жизни. Человек, который при любых обстоятельствах сохраняет присутствие духа, всегда дышит глубоко, ровно, неторопливо. Такое дыхание для него естественно и вошло в привычку с юных лет. С другой стороны, тот, кто дышит торопливо и неровно, легко теряет голову. Он постоянно напряжен или рассеян, он лишен цели в жизни, без конца сетует на злую судьбу и не подозревает, что сам создает себе неблагоприятные условия, хотя мог бы достичь успеха во многом.
Если у вас дыхание слабое, а неприятности многочисленны, помните, что вам необходимо уделять больше внимания работе легких. Старайтесь дышать глубоко, даже когда не выполняете специальных упражнений.
Ведь эти упражнения – только средство; с их помощью ученики достигают более высокой стадии развития. Если вам трудно дышать медленно и глубоко, значит, ваши легкие недостаточно развиты. Возьмите за правило дышать полной грудью всякий раз, когда предоставляется возможность. В такие минуты напряжение ума и тела будет исчезать само собой, и вы наконец сможете расслабиться.
Носите легкую и свободную одежду, чтобы тело не испытывало внешних неудобств. Дышите без малейшего усилия. Сначала выдохните, затем вдыхайте глубоко, но естественно. Дышите на ходу и сидя, когда пьете и едите, на работе и на отдыхе – дышите и дышите. Чем лучше вы это делаете, тем больше кислорода попадает в кровоток. В результате очищается кровь, и все системы организма уравновешиваются. Вы устраняете продукты распада – накопление которых обычно вызывает слабость, лень, скуку – и в конце концов избавляетесь от болезней и прочих неприятностей. Будьте настойчивы и постепенно приучайте свой организм к глубоким и медленным вдохам. Недостаточно натренировать мышцы грудной клетки и диафрагмы, не менее важно научиться дышать легко и свободно.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Маздакизм – религиозно-философское учение, распространившееся в Иране и некоторых соседних странах в раннее средневековье. Названо по имени Маздака, руководителя. Основателем учения является зороастрийский священник Зарадушт-и Хурракан. Главный постулат маздакизма гласил, что в основе мирового процесса лежит борьба между светлым, добрым началом, действующим разумно и закономерно, и тёмным, злым началом, представляющим собой хаос и случайность, и что эта борьба неизбежно завершится (уже в «этом мире») победой «добра» над «злом». Маздакизм содержал распространённые в ряде сект Ирана и Римской империи идеи о необходимости взаимопомощи, равенстве и т. п. Призывая к борьбе за уничтожение социального неравенства, отождествлявшегося со «злом» и противопоставлявшегося «добру», маздакизм стал в конце V века идеологией движения низов в государстве Сасанидов (нач. 490-х гг. – кон. 520-х гг.).
2
Желающие познакомиться с подобными китайскими системами оздоровления могут получить исчерпывающие практические и теоретические знания на сайте http://daode.ru
3
Маздазнан (Mazdaznan) – от персидского Mazda (верховное божество Света и высшей мудрости) и Znan (знание), которые вместе переводятся как «божественная мысль» или «познание Бога в человеке».
4
Абрахам Гиацинт Анкетиль-Дюперрон (1731–1805) – французский востоковед и путешественник. В 1771 г. опубликовал в 3-х томах «Зенд-Авесту», содержавшую собрание священных текстов зороастризма, жизнеописание пророка Зороастра и приписываемых ему текстов. А. Шопенгауэр писал, что его знание индийской философии является результатом прочтения переводов Анкетиль-Дюперрона.
5
«Авеста» – собрание священных текстов зороастрийцев. Старейший памятник древнеиранской литературы. Откровение, полученное пророком Заратуштрой от верховного божества Ахура Мазды, было собрано его царственным покровителем Кави Виштаспой и записано золотыми чернилами на 12 тысячах воловьих шкур. Верховный дастур Адурбад Махраспандан, величайший апологет и наставник зороастрийской религии, при Шапуре II (IV в.) произвёл окончательную редакцию авестийского собрания и установление канона, упорядочив его в 21-й книге («наске»), выполнив полный перевод Авесты на среднеперсидский язык, называемый Зандом (Зендом) от авест. zainti- «знание», «толкование», откуда происходит распространённое название сборника «Зенд-Авеста» (то есть «Толкование и Канон»). Конечная редакция Зенда была составлена при Хосрове I Аноширване (VI в. н. э.).
6
Сассафрас – род листопадных деревьев, кустарников из семейства Лавровые; родина – восток Северной Америки и восточная Азия. Используется как ароматическое, противопростудное, дезинфицирующее средство. Эфирное масло сассафраса входит в состав некоторых противовирусных средств.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книгиВсего 10 форматов