– исключительная лицензия – документ, предоставляющий заявителю исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельного вида товара, определенное соответствующим федеральным законом.
Лицензии оформляются на бланках, формы которых утверждены Приказом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации от 27 февраля 2009 года № 84 «Об утверждении формы лицензии и заявления о предоставлении лицензии».
Для оформления лицензии заявитель должен представить в лицензирующий орган следующие документы:
– заявление о предоставлении лицензии по установленной форме по одному экземпляру на бумажном и магнитном носителе;
– копию договора (контракта), оформившего внешнеторговую сделку (в случае оформления разовой лицензии), заверенная подписью и печатью заявителя;
– копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенная подписью и печатью заявителя;
– другие документы, если они определены законодательством Российской Федерации.
Решение о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии принимается лицензирующим органом в срок до 20 дней со дня регистрации документов.
Уведомление об отказе в выдаче лицензии, содержащее мотивированное обоснование отказа, направляется заявителю.
Помимо выдачи лицензий Министерство промышленности и торговли Российской Федерации формирует Федеральный банк выданных лицензий, который содержит:
– сведения о выданных лицензиях;
– сведения о приостановлении действия лицензии или об ее аннулировании;
– сведения о ходе исполнения разовых лицензий.
Формирование федерального банка выданных лицензий осуществляется на основании сведений, имеющихся в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации и (или) полученных от его территориальных органов в виде электронных копий лицензий через специализированное программное обеспечение с функциями информационного обмена.
Сведения, содержащиеся в федеральном банке выданных лицензий, хранятся и обрабатываются в местах, недоступных для посторонних лиц, в условиях, обеспечивающих предотвращение хищения, утраты, искажения и подделки информации. В целях предотвращения полной утраты указанных сведений Министерством промышленности и торговли Российской Федерации формируются резервные копии таких сведений на электронных носителях, которые должны храниться в местах, исключающих их утрату одновременно с оригиналами.
По запросам органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления сведения, содержащиеся в федеральном банке выданных лицензий, предоставляются бесплатно, с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации. Срок предоставления указанных сведений не может превышать 5 дней со дня поступления соответствующего запроса.
Лицензирование внешней торговли
Лицензирование отдельных видов деятельности, являясь формой государственного регулирования, ограничивает количество субъектов, занимающихся тем или иным видом деятельности, а также определяет условия и требования его осуществления. Не является исключением и сфера внешней торговли, в которой операции с определенными видами товаров может осуществляться только при наличии лицензии. О лицензировании внешней торговли и пойдет речь в настоящей статье.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее – Закон № 164-ФЗ) внешнеторговая деятельность – деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.
Рассмотрим по очереди все эти понятия:
Пунктом 7 статьи 2 Закона № 164-ФЗ определено, что под внешней торговлей товарами понимается импорт и (или) экспорт товаров. Перемещение товаров с одной части таможенной территории Российской Федерации на другую часть таможенной территории Российской Федерации, если такие части не связаны между собой сухопутной территорией Российской Федерации, через таможенную территорию иностранного государства не является внешней торговлей товарами.
Внешняя торговля услугами, согласно пункту 8 статьи 2 Закона № 164-ФЗ это оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ).
Внешняя торговля информацией – внешняя торговля товарами, если информация является составной частью этих товаров, внешняя торговля интеллектуальной собственностью, если передача информации осуществляется как передача прав на объекты интеллектуальной собственности, или внешняя торговля услугами в других случаях (пункт 6 статьи 2 Закона № 164-ФЗ);
Внешняя торговля интеллектуальной собственностью – передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу либо иностранным лицом российскому лицу (пункт 5 статьи 2 Закона № 164-ФЗ).
Хотелось бы отметить, что лицензирование в сфере внешней торговли товарами является одной из мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Лицензирование осуществляется в следующих случаях:
– введение временных количественных ограничений на экспорт или импорт отдельных видов товаров;
– реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;
– предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;
– выполнение Российской Федерацией международных обязательств.
Порядок лицензирования в сфере внешней торговли товарами установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2005 года № 364 «Об утверждении Положений о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и о формировании и ведении федерального банка выданных лицензий» (далее – Положение № 364).
Согласно пункту 1 Положения № 364 под лицензированием понимается административная процедура регулирования внешнеторговых операций, осуществляемая путем выдачи документа, разрешающего экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.
Пунктом 3 Положения № 364 установлено, что Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и (или) его территориальные органы (далее – лицензирующие органы) выдает участникам внешнеторговой деятельности (далее – заявители) следующие виды лицензий:
– разовая лицензия – документ, выдаваемый заявителю на основании договора (контракта), оформившего внешнеторговую сделку, предметом которой является экспорт или импорт отдельного вида товара в определенном количестве. Срок действия разовой лицензии не может превышать 1 год со дня ее выдачи. В случае если в отношении товара введены временные количественные ограничения, срок действия такой лицензии заканчивается 1 января следующего года;
– генеральная лицензия – выдаваемый заявителю на основании решения Правительства Российской Федерации документ, разрешающий экспорт и (или) импорт отдельного вида товара в определенном количестве. Срок действия генеральной лицензии не может превышать 1 год со дня ее выдачи. В случае если в отношении товара введены временные количественные ограничения, срок действия такой лицензии заканчивается 1 января следующего года;
– исключительная лицензия – документ, предоставляющий заявителю исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельного вида товара, определенное соответствующим федеральным законом.
В пункте 5 Положения № 364 приведен перечень документов, которые необходимо представить в лицензирующий орган для получения лицензии. Среди них:
– заявление о предоставлении лицензии по форме, утвержденной Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 27 февраля 2009 года № 84 «Об утверждении формы лицензии и заявления о предоставлении лицензии», по одному экземпляру на бумажном и магнитном носителе;
– копия договора (контракта), оформившего внешнеторговую сделку (в случае оформления разовой лицензии), заверенная подписью и печатью заявителя;
– копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенная подписью и печатью заявителя;
– другие документы, если они определены законодательством Российской Федерации.
Решение о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии принимается лицензирующим органом в срок до 20 дней со дня регистрации вышеперечисленных документов.
При отказе в выдаче лицензии, лицензирующий орган обязан направить заявителю уведомление, в котором должно быть указано основание отказа. Такими основаниями являются:
а) неправильное оформление заявления о предоставлении лицензии;
б) сообщение недостоверных сведений;
в) исчерпание квоты (при лицензировании в случае введения временных количественных ограничений на экспорт или импорт отдельных видов товаров).
В соответствии с пунктом 8 Положения № 364 в случае изменения организационно-правовой формы, наименования или места регистрации заявителя – юридического лица, либо изменения фамилии, имени, отчества или места жительства заявителя – индивидуального предпринимателя, либо утраты лицензии заявитель (лицензиат) обязан не позднее чем через 15 дней представить в соответствующий лицензирующий орган письмо с просьбой о переоформлении лицензии с приложением нового заявления о предоставлении лицензии, и документов, подтверждающих такие изменения или утрату лицензии.
Выдача переоформленной лицензии осуществляется в срок до 5 дней со дня регистрации документов заявителя.
Обращаем ваше внимание на то, что внесение изменений в выданную лицензию не допускается. В противном случае это чревато конфликтом с таможней.
В качестве примера можно привести Постановление ФАС Московского округа от 28 сентября 2010 года №КА-А40/10969-10 по делу №А40-36249/10-119-195. Из материалов дела следует, что общество ввезло на таможенную территорию Российской Федерации из Китая пиротехнические изделия – фейерверки для создания световых и дымовых эффектов, горение обеспечивается присутствием пороха, входящего в устройство изделия и запального шнура. В ходе таможенного оформления задекларированного товара таможней был выявлен факт ввоза товара с превышением количества (по артикулам) разрешенных к ввозу товаров по лицензии. По факту ввоза на территорию Российской Федерации товара с несоблюдением запретов и ограничений в отношении Общества таможней вынесено постановление о привлечении его к административной ответственности.
Согласно лицензии Обществу предоставлено право ввоза на территорию Российской Федерации в течение срока действия лицензии пиротехнических изделий – фейерверков. В лицензии в качестве номенклатуры изделия указан тип изделия (петарда, бенгальские огни и тому подобное), а не отдельные артикулы изделий.
Оценив условия лицензии, суд установил, что лицензией определено количество подлежащих импорту пиротехнических изделий и не установлено ограничений относительно ввозимого товара по артикулам. Таким образом, суд вынес решение в пользу Общества, так как состав вмененного правонарушения отсутствует.
Решение о приостановлении действия выданной лицензии или об ее аннулировании, согласно пункту 11 Положения № 364, принимается лицензирующим органом, выдавшим лицензию, в следующих случаях:
– представление лицензиатом соответствующего заявления;
– нарушение лицензиатом условий лицензии.
Уведомление о приостановлении действия выданной лицензии или об ее аннулировании направляется лицензиату и в Федеральную таможенную службу с обоснованием причин принятия такого решения.
В случае возобновления действия выданной лицензии лицензиату и в Федеральную таможенную службу направляется уведомление с обоснованием причин принятия такого решения в срок до 5 дней со дня принятия решения о приостановлении действия выданной лицензии.
Из пункта 13 Положения № 364 следует, что за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии, предоставление лицензии и переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, уплачивается государственная пошлина в размерах, определяемых законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 92 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации госпошлина за следующие действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием, за исключением действий, указанных в подпунктах 93, 95, 110 указанной статьи, уплачивается в размере:
– за предоставление лицензии – 2 600 рублей;
– за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в связи с внесением дополнений в сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности, о выполняемых работах и об оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности, в том числе о реализуемых образовательных программах, – 2 600 рублей;
– за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в других случаях – 200 рублей;
– за предоставление временной лицензии на осуществление образовательной деятельности – 200 рублей;
– за выдачу дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии, – 200 рублей;
– за продление срока действия лицензии – 200 рублей.
Обратите внимание!
В настоящее время, организации не вправе учитывать расходы на приобретение лицензии в составе расходов будущих периодов на счете 97. Согласно пункту 5 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 № 33н расходы в виде государственной пошлины включаются в состав расходов по обычным видам деятельности организации.
В соответствии с пунктом 14 Положения № 364 лицензия не подлежит передаче лицензиатом другим лицам.
Обратите внимание!
Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами Российской Федерации.
В Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 15 марта 2011 года по делу №А32-5619/2010 было установлено, что ввезенные предпринимателем товары включены в список специальных технических средств, ввоз которых на территорию Российской Федерации осуществляется при наличии соответствующей лицензии. По результатам проведенной таможенной проверки в отношении предпринимателя вынесено постановление о привлечении его к административной ответственности. Предприниматель, не согласившись с принятым постановлением, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Отсутствие такой лицензии предприниматель аргументировал тем, что обратившись, за консультацией к сотрудникам УФСБ Российской Федерации по Краснодарскому краю ему был дан ответ, об отсутствии необходимости в получении лицензии на ввозимые им специальные технические средства. Суд, исследовав материалы дела, сделал вывод о том, что обращение предпринимателя в неуполномоченный орган с вопросом консультирования не может быть признанным достаточным условием для освобождения его от ответственности, поэтому в удовлетворении требования предпринимателя было отказано.
Согласно пункту 16 Положения № 364 оригинал лицензии и заверенная лицензиатом копия лицензии представляются:
– в таможенный орган Российской Федерации – если таможенное оформление товара будет производиться только в этом таможенном органе Российской Федерации;
– в таможенный орган Российской Федерации по месту нахождения лицензиата – если таможенное оформление будет производиться в нескольких таможенных органах Российской Федерации.
В случае выдачи разовой лицензии лицензиат обязан в 10-дневный срок после окончания срока ее действия представить в выдавший ее лицензирующий орган фотокопию оригинала лицензии, на котором проставлялись отметки таможенных органов Российской Федерации о фактическом объеме товара, пропущенного через таможенную границу Российской Федерации.
Экспортный контроль
В настоящее время совершенствование системы экспортного контроля является одной из самых актуальных задач стоящих перед Российской Федерацией. В данной статье рассмотрим правовые основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области экспортного контроля, а также права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности в области экспортного контроля.
Под экспортным контролем, согласно статье 1 Федерального закона от 18 июля 1999 года № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» (далее – Закон № 183-ФЗ), понимается комплекс мер, обеспечивающих реализацию порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов.
В соответствии со статьей 4 Закона № 183-ФЗ основными целями экспортного контроля являются:
– защита интересов Российской Федерации;
– реализация требований международных договоров Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения;
– создание условий для интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику;
– противодействие международному терроризму.
Экспортный контроль в Российской Федерации осуществляется посредством методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности, включающих в себя:
– идентификацию контролируемых товаров и технологий, то есть установление соответствия конкретных сырья, материалов, оборудования, научно-технической информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций, товарам и технологиям.
– разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, предусматривающий лицензирование или иную форму их государственного регулирования;
– таможенный контроль и таможенное оформление контролируемых товаров и технологий, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации;
– организацию и проведение проверок соблюдения российскими участниками внешнеэкономической деятельности требований, установленных Законом № 183-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в отношении порядка осуществления внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов (далее – контролируемые товары и технологии), и принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений указанных требований.
Лицами, осуществляющими экспортный контроль, являются:
1) Президент Российской Федерации, определяющий основные направления государственной политики в области экспортного контроля, обеспечивающий согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации при экспортном контроле, а также утверждающий списки (перечни) контролируемых товаров и технологий.
2) Правительство Российской Федерации, основными функциями которого являются:
– организация реализации государственной политики в области экспортного контроля, в том числе в отношении международных режимов экспортного контроля;
– определение на основании и во исполнение Закона № 183-ФЗ, других федеральных законов и указов Президента Российской Федерации порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов;
– определение порядка организации и проведения проверок российских участников внешнеэкономической деятельности;
– принятие в пределах своей компетенции решения о проведении переговоров и подписании международных договоров Российской Федерации в области экспортного контроля;
– осуществление на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и указов Президента Российской Федерации иных полномочий в области экспортного контроля.
3) Межведомственный координационный орган по экспортному контролю, основными целями которого являются:
– обеспечение реализации государственной политики в области экспортного контроля, в том числе в отношении международных режимов экспортного контроля;
– координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и организационно-методического руководства работами по экспортному контролю.
Положение о межведомственном координационном органе по экспортному контролю и его персональный состав утверждаются Президентом Российской Федерации. В состав межведомственного координационного органа по экспортному контролю включаются должностные лица Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии».
В заседаниях межведомственного координационного органа по экспортному контролю могут участвовать представители Федерального Собрания Российской Федерации.
4) Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области экспортного контроля (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю – ФСТЭК Российской Федерации).
Органы внешней разведки Российской Федерации, государственные органы обеспечения безопасности и иные органы государственной власти в пределах своей компетенции оказывают содействие ФСТЭК Российской Федерации при реализации целей, определенных настоящим Федеральным законом.
ФСТЭК Российской Федерации совместно с другими федеральными органами исполнительной власти организует работу по информированию российских участников внешнеэкономической деятельности о целях, процедурах и правилах экспортного контроля.
Обратите внимание!
Информация о деятельности Федеральной службы по техническому и экспортному контролю теперь доступна и для пользователей Интернета на основании Указа Президента Российской Федерации от 10 августа 2011 года № 1067 «Об утверждении перечня информации о деятельности Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, размещаемой в сети Интернет».
Согласно статье 14 Закона № 183-ФЗ российские участники внешнеэкономической деятельности обязаны по требованию федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в области экспортного контроля, предоставлять документы, объяснения в письменной и устной формах, иную информацию, необходимые для выполнения указанными органами своих задач и функций. Российские участники внешнеэкономической деятельности несут ответственность за достоверность информации, предоставляемой для целей экспортного контроля федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим полномочия в области экспортного контроля.
Информация, предоставленная федеральным органам исполнительной власти, участниками внешнеэкономической деятельности используется исключительно в целях экспортного контроля. Информация, составляющая государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, не должна разглашаться, использоваться должностными лицами указанных органов в личных целях, передаваться третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 16 Закона № 183-ФЗ для обеспечения выполнения порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении контролируемых товаров и технологий, федеральные органы исполнительной власти содействуют созданию в организациях внутрифирменных программ экспортного контроля и оказывают им необходимую информационно-методическую помощь.
Внутрифирменные программы экспортного контроля создаются на предприятиях (в организациях) независимо от формы собственности на добровольной основе в соответствии с Временным положением об организации, регистрации и аттестации внутрифирменной системы экспортного контроля на предприятии (в организации) утвержденным Министерством Экономики Российской Федерации от 9 февраля 1999 года. Для организаций, осуществляющих научную и (или) производственную деятельность по обеспечению федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации и систематически получающих доходы от внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями создание внутрифирменных программ экспортного контроля является обязательным.